Календарные праздники в детском саду на год. Стихи в ДОУ, праздничный календарь для детского сада

Долгий и сложный процесс овладения родным языком начинается с самого раннего возраста. Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем - заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.

Как формируется речь у детей раннего возраста


Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, ведь крохе предстоит приобрести столько знаний и умений: научиться издавать звуки, запомнить значения слов, понять логику построения предложений. Рассмотрим особенности формирования коммуникативных навыков в разном возрасте.

От 0 до 6 месяцев. Первые попытки общения с внешним миром младенец предпринимает сразу же после появления на свет. С рождения и до 2 месяцев единственной доступной для ребенка формой коммуникации является плач. Так малыш дает маме понять, что проголодался, устал или хочет спать, чувствует себя некомфортно. С 2-3 месяцев появляется гуление. Ребенок учится произносить первые гласные и согласные звуки: «а», «у», «ы», «г». И вот уже родители радуются первому «агу». Кроха пытается управлять своими голосовыми интонациями, слушает обращенную к нему речь. В 3-6 месяцев малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону их источника. В этот же период ребенок начинает лепетать, узнает свое имя. Родители могут заметить, что малыш плачет по‑разному, когда устал, голоден или хочет спать.

С 6 месяцев до 1 года. На этом этапе развития речи появляются первые слоги. Обычно в возрасте около полугода ребенок воспроизводит сочетания звуков «ба» и «ма» - их произнести проще всего. Он часто повторяет слоги, а к 7-9 месяцам учится комбинировать их между собой. К году появляется звукоподражание. Малыш пытается повторить звуки из речи взрослых, откликается на свое имя. Уже в этом возрасте он понимает, что значит слово «нет».

С 1 года до 1,5 лет. С 12-13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.

С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.

С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150-200 слов.

После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.

Что влияет на развитие речи

Индивидуальные физиологические особенности. Для формирования речи важно, чтобы у малыша правильно функционировали органы слуха, определенные центры в головном мозге, нервная система. Здоровое физическое и психическое развитие - необходимое условие для овладения навыками общения в сроки, которые считаются возрастной нормой. Большое влияние на физиологические особенности может оказать течение беременности и родов.

Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.

Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).

Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте


В первые годы жизни дети воспринимают информацию о внешнем мире через слух, зрение, вкус, осязание. В младенческом возрасте познание осуществляется именно через сенсорные каналы. Малыш прислушивается к звукам, тянет предметы в рот, чтобы изучить их вкус и форму, вертит в руках игрушки, рассматривает яркие предметы. Для раннего развития речи у детей до года важно помочь им получить как можно больше информации об окружающем мире. Сделать это можно именно с помощью сенсорных стимулов.

Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.

Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.

Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.

Вкус. С 4-6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.

Важность общения с ребенком для развития речи

Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, - внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное - разговаривать с крохой. Общение должно быть не только во время занятий, но и постоянно, каждую минуту совместного пребывания с ребенком. Обращенная речь взрослых - мощный стимул для развития малыша. Разговаривайте с ним обо всем, озвучивая свои действия. Обычно у мамы это получается легко: она просто сопровождает комментариями кормление, купание, переодевание, укладывание. Важно показывать ребенку окружающие предметы и называть их. Когда малыш начинает агукать и лепетать, нужно откликаться на издаваемые им звуки, как бы поддерживая разговор. По мере формирования речи с ребенком становится все проще и проще общаться на самые разные темы, но и в раннем возрасте разговаривать с ним надо обязательно.

Методы развития речи

Проговаривание ситуаций. Мы уже сказали, что для развития речи нужно сопровождать словами каждое действие. Полезно проговаривать ситуации во время игр, просмотра картинок, сборов на прогулку и т. д. Не нужно специально выбирать тему для разговора, достаточно просто озвучивать происходящее. Приведем пример, как это может происходить при одевании малыша. «Мы сейчас пойдем гулять на площадку, нам нужно одеться. Где лежит кофточка? Вот она. А это штанишки. Сейчас мы их наденем: сначала на правую ножку, теперь на левую. Покажи, где кармашки. Молодец. А кто нарисован на кофточке? Это котенок. Пойдем надевать ботинки и т. д.».

Пальчиковые игры. Особенность таких игр для развития речи состоит в том, что взрослый не просто загибает пальчики малыша или выполняет другие действия с его ручками, но и одновременно рассказывает стихотворение, потешку. В игровой форме ребенок учится воспринимать речь на слух, запоминает слова и звуки, которые затем будет пытаться повторить. Начать занятия с малышом можно со знакомых всем игр: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Еще вариант - учить названия пальчиков, загибая их.

Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант - рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.

Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.

  • Угадай инструмент. Если дома есть несколько разных музыкальных инструментов, даже игрушечных, можно предложить ребенку угадать, на чем играет мама или папа. Малыш быстро научится различать, как звучит пианино, гитара, барабан, гармошка.
  • Как говорят животные. Приготовьте картинки знакомых ребенку зверей. Предложите ребенку показать, как «разговаривает» кошечка, корова, собака. Потом можно попросить воспроизвести звуки, которые издают их детеныши: как мяукает котенок, мычит теленок, тявкает щенок и т. д.
  • Повторяй за мной. Эта игра для развития речи предполагает, что взрослый отстукивает простой ритм или издает определенный звук, который ребенок должен повторить. Когда он освоит эту игру, можно поменяться. Пусть кроха издает звуки, а родители их воспроизводят.
  • Узнай по голосу. Для этой игры потребуется не меньше 3 взрослых (чем больше, тем лучше). Ребенка ставят к ним спиной, чтобы он не видел, кто говорит. Затем один из играющих произносит имя малыша, а тот должен угадать, кто его позвал.
Логопедические занятия. Они могут проводиться как со специалистом, так и дома. Упражнения для развития речи и языковой подвижности должен подбирать логопед. Если родители занимаются с крохой самостоятельно, важно точно выполнять рекомендации врача. Во время выполнения упражнений малышу должно быть весело и интересно. Для этого занятия проводятся в игровой форме. Нужно учитывать, что дольше 5 минут ребенку трудно удерживать внимание. Пусть упражнения будут короткими, но выполняются каждый день.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей

Основная задача проведения такой гимнастики - сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений. Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию.
  • «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
  • «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
  • «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
  • «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
Несколько обобщенных рекомендаций, как развить речь у ребенка, помогут родителям, которые хотят, чтобы их малыш как можно скорее заговорил, постоянно расширял словарный запас и учился строить развернутые предложения.
  • Реагируйте на звуки, которые издает ребенок, подражайте лепету и гулению.
  • Повторяйте потешки, короткие ритмичные стишки.
  • Учите ребенка названиям предметов, именам родственников.
  • Ежедневно читайте вслух, например перед сном.
  • Обращайте внимание малыша на различные объекты, издающие звуки (животных и птиц, транспорт, бытовые приборы и т. д.).
  • Поощряйте ребенка, когда он инициирует общение, учит новые слова.
  • Во время разговора поддерживайте визуальный контакт с малышом.
  • Во всех подробностях описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Включайте малышу аудиосказки и детские песенки.
  • Следите, чтобы обращенная к маленькому собеседнику речь была грамотной, четкой и выразительной. Выбирайте понятные ребенку слова, используйте не слишком сложные предложения.
  • По мере взросления малыша заменяйте звукоподражания и упрощенные слова в его речи правильными. До года кроха может говорить «ам-ам» вместо «кушать», «мяу» вместо «кошка», «ту-ту» вместо «поезд». Для правильного развития речи в дальнейшем желательно каждый раз сопровождать произнесенную ребенком форму общепринятым словом. Например, кроха увидел кошку, показывает на нее пальцем и говорит «мяу!». Мама может добавить: «Да, это кошечка пробежала».
  • Тактично исправляйте ошибки в речи малыша, не ругайте и не стыдите его - это отбивает мотивацию общаться.
  • Проговаривая ситуации, используйте повествовательный стиль вместо описательного («Посмотри, это собачка, она несет хозяину палочку, так она играет» вместо «Вон собачка»).
  • Заменяйте простые фразы ребенка полными предложениями, это помогает обогатить речь. Если кроха говорит: «Дай пить», можно прокомментировать: «Ты хочешь выпить воды».
  • Учите малыша следовать простым инструкциям. В игровой форме попросите его выполнить несложные задания, состоящие из нескольких действий: «Найди мишку, подними его, принеси мне».
  • Давайте ребенку простые поручения (например, отнести фантик от конфеты в мусорное ведро), благодарите за помощь.
  • Как можно больше играйте с малышом в ролевые игры - они хорошо способствуют развитию речевых способностей и навыков коммуникации.
  • Показывайте, что внимательно слушаете малыша: кивайте, задавайте вопросы, улыбайтесь.
  • Рассказывайте ребенку, о чем Вы думаете, как Вы рассуждаете и планируете.
  • Используйте наглядный материал для развития речи: карточки, плакаты, игрушки.
  • Задавайте ребенку различные вопросы, стимулируйте его к размышлениям.
  • Вечером обсуждайте с малышом, как прошел день, вместе вспоминайте самое интересное.
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи в освоении родного языка.

Что может затормозить развитие речи

Излишняя предупредительность родителей. Чрезмерная опека ребенка и предугадывание всех его желаний могут затормозить многие процессы в развитии речи. Если родители сразу дают малышу то, что он хочет, стоит только показать жестом или заплакать, у него не возникает потребности в ясном выражении мыслей. Зачем трудиться, когда мама и папа все сделают и так? Для формирования речи очень большую роль играет мотивация, поэтому не стоит сразу же бросаться на помощь полуторагодовалому или двухлетнему малышу до того, как он попытается попросить об этом словами.

Заниженные или завышенные требования. Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие - заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.

Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.
  • В 1,5-2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).
Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг - все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

Как в любом общественном учреждении, в детском саду тоже отмечают различные праздники. Только если в школе это огонек, в институте – вечеринка, называются утренниками. Что же отмечают наши дети?

Ну, во-первых, Новый год . Это, пожалуй, самый большой и известный праздник в детском саду. Наряжается елка, приходит Дед Мороз, дарятся подарки. Праздник всех и для всех, море удовольствия, смеха и развлечений. После Нового года дети уходят на придуманные государством каникулы наравне со всеми.

Далее чуть менее значимы 23 февраля и 8 марта. Эти праздники в детском саду могут отмечаться чисто символически, просто потому что они есть в списке государственных праздников, и, несмотря на их название, в эти дни принято поздравлять мужчин (мальчиков) и женщин (девочек) соответственно.

Майские праздники в детском саду отмечают редко, потому как не совсем понятно, кого и с чем поздравлять. А ведь на самом деле очень важно, чтобы День Победы был для ребят не пустым звуком. В этом празднике отражен важный этап истории нашей страны, которую можно начинать учить с юных лет. Можно устроить тематический день в детском саду, где воспитатель расскажет о значимости этого праздника, или организовать мероприятие для ветеранов, если таковые имеются среди дедушек-бабушек воспитанников.

Казалось бы, на этой ноте можно и закончить с праздниками в детском саду. Ан нет! Есть столько праздников, о которых мало кто догадывается. Почти каждый день в нашей стране, да и в мире, что-то празднуют, и совсем необязательно это должен быть красный день календаря. Какие праздники нужно отметить особенно в детском саду (организовать утренники, подарить подарки) зависит напрямую от воспитателя и родителей. Ниже приведены праздники, которые можно сделать красным днем календаря конкретно вашего детского сада.

8 февраля – день российской науки. Маленькие воспитанники еще далеки от этого понятия, но праздник можно всецело использовать, чтобы уже в детском саду привить детям тягу к знаниям.

21 марта – всемирный день поэзии. Где еще, как не в детском саду, ребята начинают учить стихи наизусть? Это самое распространенное выступление на любом празднике.

27 марта – международный день театра. Так как эти два праздника стоят рядом, их можно объединить в один утренник в детском саду. В конечном итоге, постановка и поэзия идут рука об руку в искусстве.

1 апреля – международный день смеха. Или, как его еще называют, день дурака. Самый лучший праздник для всевозможных розыгрышей, конкурсов и ребусов. А буквально на следующий день, 2 апреля, можно отмечать международный день детской книги. Нет лучшего праздника, чтобы привить в детском саду детям любовь к чтению. Особенно в наше время, когда книжку перекрывают телевизор и компьютер.

Летом обычно все расходятся на каникулы, но если вдруг кто-то задержался в летней группе, то 1 июня – это самый детский праздник! Все дорожки в детском саду можно разукрасить мелками и устроить конкурс на лучший рисунок.

Имеет смысл отмечать и международный день окружающей среды, который приходится на 5 июня. Сейчас, когда экология становится хуже с каждым годом, просто необходимо учить детей заботиться и беречь нашу природу. И начинать лучше прямо с дошкольной скамьи, детского сада.

Отдохнув после летних каникул, группы могут вдохновенно отметить профессиональный праздник детского сада – день воспитателя и дошкольного работника, приходящийся на 27 сентября. В этот день родительский комитет может организовать подарки всем тем, кто занимается с их детьми с утра до вечера пять дней в неделю, а воспитанники могут подготовить небольшое выступление-благодарность своим наставникам.

1 октября – международный день музыки. Если детский сад с музыкальным уклоном, то самое время устроить праздник, подкрепив его веселыми песнями, что в этот день будет весьма кстати.

5 октября, как известно, день учителя. Если в детском саду присутствует педагог (музыки, рисования, физкультуры, английского языка и т.д.), то будет весьма уместно устроить праздник и ему, наподобие воспитательского. Лучшим подарком для учителя будут достижения ребят по его профилю.

Ну и конечно, не стоит забывать про дни рождения ребят и воспитателей детского сада. Возможно не каждый захочет театрализованный утренник, но праздник в свой день рождения точно хотят все!

Дети просто обожают праздники. Им нравится сама атмосфера праздника - шумная компания, смех, веселье, быть в центре внимания, и конечно же получать подарки. Они даже могут не понимать смысл торжества, но слово «праздник» приводит несомненно каждого ребенка в восторг.

1. День Рождения

Пожалуй, главным детским праздником является День рождения. Если взрослые не особо любят этот праздник, то дети его с нетерпением ждут.

Осознание праздника приходит к ребенку примерно к 3 годам, в это время малыш уже умеет загибать пальчики и демонстрирует, сколько ему стукнуло. Дети мечтают поскорее повзрослеть, а в день рождения они становятся старше на целый год!

«День рождения - праздник, который ребенок любого возраста начинает ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш главное действующее лицо».

В день рождения приходят в гости друзья, но в центре внимания только главный виновник торжества — именинник, он задувает свечи и, конечно же, получает подарки. Но, как поется в песенке крокодила Гены: «к сожаленью, День рождения только раз в году!».

2. Новый год

Праздник к нам приходит…

Новый год ничуть не уступает Дню рождения по значимости для ребенка. Его любят абсолютно все дети. Они пишут письма Деду Морозу, готовят новогодний костюм, учат для «дедушки» и его внучки Снегурочки стихотворение, наряжают елку и ждут под ней подарки.

«Новый год ассоциируется у ребенка, прежде всего, со сказкой, чудом и настоящим волшебством!»

3. День защиты детей

Международный день защиты детей отмечается 1 июня, это один из самых старых международных праздников, его отмечают во всем мире с 1950 года. Праздник был создан как напоминание взрослым о правах детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда, а также, для привлечения внимания общественности к проблеме абортов.

В этот день дети - главные герои дня. Во всех парках города проводятся массовые детские мероприятия, игры и конкурсы, концерты. Для детей 1 июня - это первый день лета и долгожданные каникулы, в этот день они любят погулять с родителями или друзьями, поесть мороженное и побыть в центре внимания.

« День защиты детей отмечается более чем в тридцати государствах мира».

Казалось бы, что эти два праздника совершенно о разном. 23 февраля - это День защитника отечества, когда нужно поздравлять всех кто служил в армии или постоянно защищает нашу родину. И 8 Марта - это Международный женский день, исторически возникший, как день борьбы женщин за равенство прав и эмансипацию. Но в сознании ребенка, это праздники пап и мам, бабушек и дедушек. В школе 23 февраля девочки поздравляют мальчиков, а 8 марта меняются ролями. Лишнее внимание детям всегда льстит.

6. День святого Валентина

С этим праздником у многих ассоциируется школа. Обычно в школе за неделю до 14 февраля собирают валентики — открытки в форме сердец с признаниями в любви. Кто-то подписывает отправителя, но чаще сохраняется анонимность, тем интереснее.

«Безобидные валентинки дарятся, девочки шепчутся, сколько сердец покорили, а мальчики стесняются».

Это не русский праздник, но школьники, особенно подростки, очень любят 14 февраля. Ведь именно в школе дети сталкиваются с первой любовью, которая не забывается. И отправить первую валентинку, пусть и инкогнито, им приятно.

Еще одна пара праздников о знакомстве и прощании со школой.

7-8. День знаний и Выпускной

День знаний, скорее, любят малыши-первоклассники, для которых школа пока кажется чем-то новым, неизвестным, но делающим его более взрослым. Мальчики в рубашках, девочки с большими белыми бантами. Для детей это волнительный день.

«С одной стороны, 1 сентября - это грусть об уходящем беззаботном лете и начало учебы, труда, скучных обязанностей. С другой стороны - это радость встречи с одноклассниками и учителями, постоянное общение и познание нового».

Выпускной - это тоже сугубо детский праздник. Это торжественный и одновременно волнительный день, когда дети прощаются с самой лучшей и беззаботной порой.

«Куда уходит детство, в какие города…»

Этот праздник ждут выпускники старших классов. Девочки готовят бальные наряды, делают красивые прически, мальчики надевают костюм с галстуком и становятся взрослыми молодыми людьми.

9. Хеллоуин

Хеллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это не русский праздник, но до России он добрался уже давно, хотя многие до сих пор не могут смириться с его существованием и уж тем более празднованием. Защитники всего русского относят праздник к американской культуре, но его история началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а истоки идут от древних кельтов Ирландии и Шотландии. Согласно древнему сказанью, в ночь открывались двери в потусторонние миры, и обитатели ада проникали на землю. Ночью активно зажигались костры и приносились жертвы злым духам.

Несмотря на критику «не нашего» праздника, он по-прежнему празднуется и очень популярен среди детей подросткового возраста. Дети любят его за таинственность и мистику, ведь можно придумать костюм из любимого ужастика, сделать хорор-макияж и кого-нибудь напугать.

Советские дети о хеллоуине точно не слышали, но пугать друг друга дети любили всегда. Альтернативой в прежние времена были рождественские праздники и связанные с ними традиции.

10. Рождественские праздники

Рождеству в нашей стране не придается такого значения, как Новому году. Но для детей все иначе. Раньше во время рождественских праздников и последующих святок было очень распространено колядование.

«Колядование или колядки - посещение гостей в нарядах («ряженные), «выпрашивание» угощений, и соответствующие костюмы, с шутками, песнями и стихами».

Сегодня это встречается все реже и реже, особенно в городах, но в сельской местности дети до сих пор сохраняют старые традиции.Также неотъемлемым атрибутом этих праздников являются рождественские гадания. Гадания при свечах, с зеркалами, по кофейной гуще, а главное на суженного. Мистичность и таинственность традиций праздника привлекает детей, а особенно девочек-подростков.

Независимо от возраста, в душе каждого ребенка праздник - это ощущение вечной радости, и, чем больше этой радости было в детстве, тем успешнее и счастливее он будет в жизни!

Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно придумать, чтобы порадовать малышей. Творчески работающие педагоги одного из столичных детских садов нашли выход, заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат. Ведь кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и дошкольников.

О педагогическом коллективе Центра развития ребенка

"Центр развития ребенка - детский сад № 2333" работает 12 лет. С первого дня открытия является экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию дошкольников по программе Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа". Учреждение активно занимается инновационной деятельностью: разрабатывает и внедряет новые технологии, такие как интегрированный метод обучения дошкольников, проектно-исследовательская деятельность, работа с одаренными детьми в детском саду .

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

В сентябре 2008 г. в нашем учреждении начался проект "Календарь интересных дат". В основу проекта легла рубрика "Календарь знаменательных событий и памятных дат" журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения " (начиная с № 2 за 2007 г.) с подборкой международных и российских праздников, включая праздник для знаний в ДОУ. Оказалось, что в мире ежедневно много поводов для создания радостного, праздничного настроения. Все вместе - воспитанники, родители, педагоги - из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.

Соответствовать современным требованиям для коллектива ДОУ - это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть пер-спективу, постоянно обновляться, быть инициаторами нового, интересного. Именно в этом и видит коллектив ГОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 2333" свою главную задачу.

Одна из отличительных черт нашего учреждения - поиск и использование инновационных подходов в работе, в т. ч.:

  • объединение усилий всего коллектива с целью разработки новых эффективных воспитательных технологий;
  • обновление содержания образования, интегрированный подход к проведению занятий;
  • формирование у дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации;
  • поддержка инновационной активности педагогов;
  • активное в педагогический процесс.

Общение с родителями - залог успешной деятельности ДОУ

Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. , убеждать их, увлекать интересными нововведениями - залог успешной деятельности ДОУ.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувст-во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с воспитанниками.

В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест-ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у дошкольников положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка.

Этот факт, а также интенсивный ритм жизни современных дошкольников и необходимость активного отдыха способствовали тому, что творческая группа педагогов и родителей решила проводить небольшие праздники и развлечения для детей регулярно.

Наш "Календарь интересных дат"

Таким образом, наряду с традиционными праздниками - государственными и народными - в нашем календаре оказались и такие:

  • Всемирный день красоты (сентябрь);
  • Всемирный день моря (сентябрь);
  • Международный день сердца (сентябрь);
  • Международный день животных (октябрь);
  • Всероссийский день гимнастики (октябрь);
  • Синичкин праздник (ноябрь);
  • Всемирный день приветствий (ноябрь);
  • День домашних животных (ноябрь);
  • Всемирный день детского телевидения (декабрь);
  • День Наума-грамотника (декабрь);
  • Всемирный день "спасибо" (январь);
  • Международный день объятий (январь);
  • Неделя науки дошколят (февраль);
  • Международный день памятников (апрель);
  • Всемирный день ребенка (июнь);
  • Международный день друзей (июнь).

Организация подготовки праздника

Каждый праздник организуется совместно с родителями и малышами. Принимаются все предложения и пожелания, после чего разрабатывается план действий. При этом нужно придерживаться главного принципа - соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и в режимные моменты, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а составленные сценарии - разнообразны, легко осуществимы и отвечать целям проекта.

Чтобы ребята были радостными и веселыми с самого утра, праздничный день надо начинать с яркого представления при входе в детский сад и группу.

Визитной карточкой каждого торжества стала красочная афиша-объявление в холле первого этажа при входе в учреждение. На цветном листе формата А4 размещаются название праздника, дата его проведения, обязательно картинка (фото наших детей, иллюстрация из рисуночных сайтов Интернета или аппликация из журналов) и краткая информация о празднуемом событии, которую мы тоже нашли в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".

Формы проведения праздников

Оформление в группах, атрибутика, творческие задания и представление информации по результатам поисковой деятельности участников проекта индивидуальны для каждого праздника. Большое значение придается тому, насколько современны и насыщены , профессиональный и творческий уровень педагогического коллектива и в жизнь детского сада.
Форма проведения праздничных дней может быть самой различной.
К примеру, во Всемирный день красоты были устроены демонстрация нарядной одежды, показ мод и детская фотосессия.

Во Всемирный день моря в детском саду была организована выставка художников-маринистов, проходили поиск и оформление информации о российских морях, а также был устроен фотовернисаж "Я побывал на морях".

Всемирный день приветствий ознаменовался утренними приветствиями с теплыми пожеланиями для всех по радио, оформлением холла при входе в детский сад разноцветными шариками из цветного картона с приветствиями, используемыми в нашей стране. Ребята вели поисковую деятельность "Как приветствуют друг друга разные животные" и придумывали приветствия для явлений живой и неживой природы.

К Всемирному дню детского телевидения дети вместе с родителями подготовили видеоролики "Я и моя семья", "Моя любимая группа".

В Международный день объятий в гости к ребятам пришел белый медвежонок Элька с интересными играми, теплыми объятиями с каждым ребенком и вкусными конфетками-льдинками.

В Международный день памятников был проведен конкурс на самый "Оригинальный памятник".

12 ноября в рамках проекта "Календарь интересных дат" мы праздновали " Синичкин день". Этот праздник известен на Руси давно. В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. В народе говорили: "Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает". Мы тоже решили отметить этот замечательный день. Родителям было заранее дано домашнее задание - смастерить вместе с детьми кормушки.

Фантазии родителей и детей нас приятно удивили, чего здесь только не было: деревянные дворцы, цветные домики-коробочки, пластмассовые корзиночки, шишки в сахарной глазури, вешалки с нанизанными кусочками сыра и сала.

Воспитатели в группах рассказали детям об этом празднике, а во время прогулки мы все вместе вышли развешивать наши замечательные поделки. Каждый ребенок сам выбирал место для своей кормушки, насыпал туда зернышки, крошки хлеба, семечки. А когда к кормушкам стали слетаться птички, детской радости и восторгу не было предела. Приятно и то, что дети и сейчас приносят угощения для птичек, заботятся о них.

Сразу после праздника была выпущена стенгазета "Эко-новости". В ней мы поместили фотографии детей, выразили благодарность родителям и воспитателям за помощь в проведении этого интересного и нужного торжества.

30 ноября мы празднуем . К сожалению, в нашей стране он официально не отмечается. Но мы решили, что это очень добрый, домашний праздник, который надо обязательно отметить. Тем более что во многих семьях есть какое-нибудь животное.

Детям заранее было дано задание совместно с родителями подготовить небольшой рассказ о своем домашнем питомце и принести его фотографию.

Идея была воспринята с восторгом. Ребята с удовольствием рассказывали о своих любимцах: как их зовут, во что они любят играть, чем питаются и т. д. Оказалось, что во многих семьях имеется несколько видов домашних животных, и они очень мирно сосуществуют. Читая рассказы детей о своих любимцах, мы еще раз убедились в том, что, прививая с раннего детства любовь к братьям нашим меньшим, воспитываем такие качества, как доброта, эмпатия, бережное отношение ко всему живому. Ведь мы и сами являемся частицей всего живого, населяющего нашу замечательную планету по имени Земля.

С большим интересом дети восприняли информацию о старинном празднике День Наума-грамотника, отмечаемого 14 декабря. Воспитатели рассказали им о народных обрядах, которые существовали на Руси, о том, что в далекие времена именно с этого дня отдавали детей на обучение. Также узнали, где и как тогда учились, какими были учителя. Ребята познакомились с пословицами и поговорками, посвященными уму-разуму: "Пророк Наум - наставит на ум", "Грамоте учиться - всегда пригодится", "Святой Наум острит ум" и др.

В День Наума-грамотника в учреждении в торжественной обстановке прошла Олимпиада по грамоте среди детей 5-6 и 6-7 лет. Совместное мероприятие с родителями в детском саду было организовано со всеми атрибутами настоящей Олимпиады: участникам предложили задания не только на применение полученных знаний, но и развитие ребенка в детском саду и его кругозора, фантазии, смекалки, сообразительности и находчивости.

Нашим ребятам очень понравились увлекательные задания интеллектуального направления. По итогам Олимпиады победители получили почетное звание Наума-грамотника и были награждены грамотами и призами.

В Неделю письма и почты была организована совместная экскурсия старших дошкольников и их родителей на почту, где дети побывали в разных отделах, наблюдая за отправлением писем и бандеролей, за сортировкой газет и журналов, познакомились с работой почтальона. Дошкольникам представилась удивительная возможность примерить некоторые атрибуты одежды почтальона, что вызвало у них бурные эмоции.

А самое главное - в этот день наш детский сад отправил пять посылок с детскими вещами, игрушками и книжками на адреса семей, проживающих в России, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Всю неделю ребята и взрослые писали друг другу письма, открытки, посылали бандероли, опуская их в почтовый ящик на первом этаже детского сада. Дети-почтальоны разбирали корреспонденцию и доставляли ее адресатам.

По радио было объявлено об открытии филиала редакции журнала "Элька" в нашем ДОУ. Дети самостоятельно или вместе с родителями и воспитателями писали письма, рисовали для любимого медвежонка и его друзей. Спустя несколько дней Элька прислал в ответ письмо, в котором пообещал приехать к нам в гости на "День объятий", и свое обещание выполнил.

Цели проекта "Календарь интересных дат"

Мы привлекаем наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению праздничных дней, поддерживаем творческую активность детей, создаем условия, позволяющие им самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Наш проект успешно реализуется, всем пришелся по душе, и главное - имеет перспективу дальнейшего развития. В этом учебном году мы знакомимся с праздниками, которые уже официально объявлены, - это цель нашего годового проекта. В следующем учебном году у нас будет свой "Календарь праздников Центра" - торжеств, которые мы придумаем для себя сами, - это огромное поле для творчества и детей, и взрослых.

Проект "Календарь интересных дат":

Мы кормушки смастерили.
Птичек в гости пригласили!
Прилетели птички - бойкие синички.
Угощение клевали
И тихонько напевали:
"Динь-дилень, динь-дилень,
Что за праздник!
Что за день!
Что за чудо - детский сад,
Воспитал таких ребят!
Было им совсем не лень
В праздник наш - Синичкин день
Смастерить кормушки
Птичкам для пирушки!"

Такой календарь можно оформить красочным, в виде альбома или в виде презентации. В каждом детском саду есть свои традиции – это особенные, «свои» праздники и, конечно, общие для всех. В календаре к каждому месяцу можно вставлять фотографии с праздников. Такой календарь можно использовать каждый год, заменяя в нём фотографии и (иногда) даты праздников, которые бывают не в числе, например, Пасха.

Стишки. Праздничные мероприятия в детском саду.

Январь.


1,2 января
Новый год.
7 января – Рождество.
С 7 по 19 января – святки.
14 января – старый Новый год.

Открываем календарь – начинается январь.
Мы полмесяца, ой-ой! Будем отдыхать с семьёй!
Рождество и Новый год, святки, старый год придёт!
Хорошо! Красота! Отдыхать мы любим! Да!

Февраль


23 февраля
День защитника Отечества.
Очень нужно детворе потрудиться. В феврале-
Папин праздник. В этот день нам стихи читать не лень!
Будем петь и танцевать! Невозможно устоять!
Надо нам с зимой прощаться и на лошадях кататься,

Март


8 марта –
Международный женский день.
13 марта масленица.
— Солнце будет греть теплее, всем нам станет веселее.
Мамин праздник от души отмечают малыши!
Всюду радостные лица! Не устанем веселиться!
Что ж! В честь мамы, детвора, крикнем громкое: «Ура!»
— Надо нам с зимой прощаться и на лошадях кататься.
Будем дружно есть блины, ждать явления весны!

Апрель.


30 апреля — день рождения детского сада.
День рождения детсада нам отметить будет надо!
Уж детсаду много лет, будем ждать от всех привет!
Будем садик поздравлять, день рожденья отмечать!

Май.


1 мая – Пасха.
9 мая – День Победы.
30 мая – выпускной бал.
— «Христос воскрес!», — произнесём, яичек в садик принесём,
А на Пасху представленье будет всем на удивленье!
— День Победы мы опять собираемся встречать1
К обелиску мы пойдем и цветочки понесём
— А у нас – выпускной, праздник радостный такой!
Старших в школу провожай, наставленья им давай:
Чтоб пятёрки получали и про всё на свете знали!

Июнь.


1 июня – День защиты детей.
12 июня – День России.
— День защиты всех детей! Запевайте веселей!
Солнце светит! Так тепло — это лето к нам пришло!
— У России день рожденья, как прекрасно настроенье.
Флаги и шары возьмём, на парад мы все пойдём!

Июль.


Садик надо нам закрыть, всё покрасить, побелить,
Поменять полы и рамы, нам помогут папы, мамы.
И детсадик наш опять будет красотой сиять!

Август.


День профилактики детского дорожного транспортного травматизма.
Светофор нас позовёт в удивительный поход.
Мы поедем на машине, на шипованой резине,
Будем правила учить, как дорогою ходить.
Нужно всем нам здесь опять свои знанья показать!

Сентябрь.


1 сентября – День знаний.
А день знаний – в сентябре. Будет осень на дворе.
Взяв портфели, ранцы, книжки в школу побегут детишки.
Да и мы осенним днём заниматься все начнём.

Октябрь.


Осенины.
Осень дарит нам плоды, фрукты, ягоды, грибы.
И осенний хоровод нас на праздник позовёт!
Пригласим к себе гостей, с ними точно веселей!!!

Ноябрь.


29 ноября – День матери.
В ноябре тут и там отмечают праздник мам.
Очень рады мы опять мам любимых поздравлять!

Декабрь.


31 декабря – Новый год.
Новый год встречать мы будем, про гостей не позабудем.
К нам придёт Дед Мороз, принесёт подарков воз!
Карнавал у нас с утра! С Новым годом, детвора!!

Название: Стихи в ДОУ. Праздничный календарь для детского сада.
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, другие

Должность: музыкальный руководитель высшей категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область Костромской район село Шунга