Она любила красивую жизнь. Ее реальным преступлением было легкое поведение

20 сентября 2016, 16:21

Ее называют самой известной шпионкой всех времен и народов. Ее имя давно обросло легендами и домыслами, не имеющими ничего общего с реальностью. Кто-то считает ее дорогой проституткой, бездарной танцовщицей и неудачливой шпионкой, а кто-то превозносит ее природную харизму и дипломатические способности. Ее звали Маргарет Гертруда Зелле, но всему миру она стала известна как Мата Хари...

«Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» - твердил бывший муж прекрасной танцовщицы. Но никто ему не верил. Хотя он говорил чистую правду.

Знаменитая танцовщица действительно многое придумала в своей жизни...

«Я родилась в далёкой Индии, в княжестве Джаффатам на береry Малабара, и принадлежу к высшей касте браминов. Мой отец был раджой, а мать – храмовой танцовщицей. Она умерла во время родов, а меня сразу после рождения жрецы положили в золотую купель и наpeкли Мата Хари, что означает «Око утренней зари» – так, по её собственным словам, начиналась история этой легендарной жизни.

Настоящая её биография не имеет ничего общего с этой экзотической сказкой. Маргарет Гертруда Целле родилась 7 августа 1876 года в захолустном городке Леуварден, на севере самой скучной по тем временам европейской страны – Голландии. Второй ребёнок в семье преуспевающего шляпника Адама Целле. в которой, кроме неё, росли ещё четверо мальчиков. Единственная и любимая дочь, девочка с большими глазами, стройной фигурой и густыми чёрными волосами, кокетка – уже с детства Маргарет умела и любила очаровывать. Но счастье семьи Целле довольно скоро закончилось.

Когда Маргарет шёл тринадцатый год, шляпник Адам Целле обанкротился и решил попытать счастья в Амстердаме, оставив детей на попечение жены. Два года спустя, когда жена умерла, отец пристроил детей по многочисленным родственникам. Юная Маргарет без конца меняла дядюшек и школы, пока не оказалась в Гааге, в интернате при местном монастыре. Правда, учиться ей не больно-то и хотелось – она мечтала выйти замуж и уехать прочь со своей скучной родины.

Помог всесильный случай: однажды в газете девушка наткнулась на брачное объявление: «Офицер, приехавший в отпуск из Восточной Индии, хотел бы познакомиться с девушкой доброго нрава на предмет женитьбы». Сообщение дал приятель капитана голландской армии Рудольфа МакЛеода. Девушка откликнулась и послала капитану письмо со своей фотографией. Вскоре у них состоялось свидание, которое решило исход дела. Ей было всего 18, ему – 38. По тогдашним меркам разница в возрасте не такая уж и большая. Адам Целле дал молодым своё родительское благословение, и уже 11 июля 1895 года Маргарет стала замужней дамой.

Скоро и мечта вырваться из Голландии становится явью: капитан Маклеод получил назначение на военно-морскую базу на далеком острове Ява. Маргарет, ждавшая тогда своего первого ребёнка, с радостью отправилась вместе с супругом в путешествие. Здесь, на Яве, она вела жизнь образцовой офицерской жены, учила малайский язык, родила второго ребёнка – дочь, воспитывала старшего сына. Но именно в Южной Азии муж открылся ей с другой стороны: пьяница, бабник и ревнивец, МакЛеод регулярно находил себе туземных любовниц, ссылаясь на местные традиции. При этом Рудольф страшно злился, когда кто-то из офицеров пытался флиртовать с его женой. Нередко он напивался и поколачивал Маргарет.

Через несколько лет в их семью пришла беда. Рудольф, застав солдата-малайца спящим на посту, распорядился всыпать тому 50 ударов. Малаец перенес порку, не издав ни звука, но поклялся отомстить и подговорил влюблённую в него кухарку отравить детей капитана. Старший сын Маргарет и Рудольфа умер в мучениях, и лишь огромными усилиями им удалось спасти крошечную дочь. Эта страшная история не только не сплотила супругов, но и окончательно их рассорила. Спустя несколько месяцев они вернулись в Голландию, где сразу же расстались. Капитан королевских войск Рудольф Маклеод не замедлил проинформировать об этом, разместив в газете новое объявление, в котором сообщал, что свободен от уз брака, и отказался платить по счетам бывшей супруги.

К тому времени Маргарет Целле-МакЛеод было уже 28 лет. Она осталась одна – без мужа, без денег, без работы и без детей (Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умерла в возрасте 21 года). У бывшей жены голландского офицера не было ни образования, ни профессии. К тому же после длительных путешествий, после восточной роскоши и экзотики крошечная пуританская Голландия была слишком тесна для неё. Иное дело – Париж. Правда, голоса у девушки не было никакого, а по-французски она говорила с ужасным акцентом, так что профессии певицы и актрисы отпали сами собой. С работой в качестве модели тоже ничего не вышло: художники считали грудь будущей секс-богини чересчур маленькой, если не сказать плоской, – позже, уже находясь в зените славы, Мата Хари сделает всё, чтобы никто не узнал об этом недостатке.

Действуя методом исключения. Маргарет пришла к мысли об экзотических танцах, выбрав себе для этого вполне подходящий псевдоним: Мата Хари. Парижский дебют Маргарет Целле-Маклеод состоялся 13 марта 1905 года в зале музея Гиме. Её появлению на сцене предшествовало небольшое выступление самого месье Гиме с интригующим рассказом о далёкой таинственной Индии и краткой биографии исполнительницы: дочь храмовой танцовщицы, она была похищена из храма Шивы безумно влюблённым в неё британским офицером, с которым обвенчалась и жила, покуда местные фанатики не убили и его, и их первенца, и далее в том же духе. Только затем под звуки завораживающей музыки перед зрителями предстала загадочная женщина в роскошном восточном одеянии. Медленно танцуя, она начала раздеваться и вскоре осталась в одном лишь лифе, чашечки которого украшали драгоценности. Тяжёлые браслеты позвякивали на её руках и ногах.

«Мой танец – это священная поэма, а каждое движение в нем – слово. Эти танцы я исполняла в храме Шивы, – говорила Мата Хари восхищённым зрителям. – Все храмовые танцы в своей основе религиозны, посредством жестов и поз передаются священные тексты». При модном в то время увлечении восточной мистикой и оккультизмом этого оказалось вполне достаточно для появления самой настоящей мировой сенсации. Хотя в маленьком зале в тот вечер было не больше сотни любителей экзотики, уже на следующее утро весь Париж только и говорил, что о восточной красавице, которая обнажалась на сцене, усыпанной лепестками роз.

Дочь голландского шляпника, бывшая жена голландского вояки в одночасье превратилась в «живое воплощение таинственного Востока». Где бы она ни появлялась, будь то знаменитое варьете «Фоли-Бержер» или не менее прославленный «Балет Монте-Карло», её выступлениям сопутствовал неизменный успех.

Восторг испытывали не только пресыщенные богатые бездельники. Даже великий композитор Пуччини не удержался и отослал ей в отель огромный букет цветов с запиской: «Увидев Ваш танец, я ощутил себя на седьмом небе от счастья».

Любопытно, что сама Маргарет весьма критично относилась к своим способностям. «Люди приходят на мои выступления только потому, что я первой из женщин отважилась предстать перед ними без одежды». – говорила она.

Впрочем, Маргарет, раздеваясь на сцене почти полностью, никогда не оставалась совершенно нагой: её грудь прикрывал украшенный драгоценностями лиф, а на бёдрах всегда оставалось трико телесного цвета. В августе 1906 года, выжав из любвеобильных парижан всё, что могла, Мата Хари отправилась покорять соседние страны.

Славу экзотической танцовщицы опережала молва о её многочисленных любовных победах. Если верить газетам того времени, всего за год она сумела соблазнить совет министров Франции в полном составе, всю мужскую часть английского королевского дома, не говоря уже о сотне миллионеров, политиков, деятелей искусства и, разумеется, высокопоставленных военных. И это при том, что свои интимные услуги куртизанка оценивала по самому высокому в те времена тарифу – семь тысяч франков за ночь.

Поначалу она придерживалась твёрдого правила: не спать с одним мужчиной больше двух раз. «Мужчин так много, а я всего одна!» – часто говорила Мата Хари. Но в Берлине она впервые нарушила этот принцип, став постоянной любовницей прусского помещика Альфреда Киперта, лейтенанта личного конвоя кайзера. Два года продолжался их роман – ровно столько времени потребовалось ей, чтобы своими непомерными тратами разорить одного из самых богатых людей Пруссии. Только за первый год совместной жизни с «душкой Альфи» Мата Хари умудрилась потратить более пяти миллионов марок на роскошные наряды (она никогда не появлялась на людях дважды в одном и том же платье), обувь (после отъезда из поместья она подарила прислуге больше тысячи пар обуви) и драгоценности (для транспортировки заработанных в Германии «камешков» ей потребовался целый контейнер).

А если к этому добавить её привычку принимать ежедневно ванну из лучших сортов шампанского и килограммами поглощать свежайшую осетровую икру, остаётся только удивляться, почему Киперт не разорился раньше.

Расставшись с потерявшим для неё всякую материальную ценность помещиком, летом 1908 года Мата Хари вернулась в любимый Париж, где быстро нашла себе нового покровителя, отставного генерала Руссо, сказочно разбогатевшего на поставках армии новых скорострельных пушек. Оружейный фабрикант сделал её своей гражданской женой и открыл для неё кредит в крупнейшем банке страны, поставив лишь одно условие: знаменитой танцовщице придётся покинуть сцену и стать хозяйкой его роскошного замка на Луаре. Мата Хари не возражала.

Заполучив власть над миллионером, она с головой отдалась любимому занятию – начала сорить деньгами. Разорительные траты на любовницу и довольно рискованная игра на бирже уже через год привели Руссо к финансовому краху. Всё его имущество опечатали, так что Маргарет пришлось переселиться из роскошного замка в скромный – «всего» три этажа и тридцать комнат – особняк в парижском предместье.

Весной 1911 года она вернулась на сцену. Хотя со времени дебюта Маты Хари прошло почти шесть лет и публичным стриптизом в Старом Свете было уже трудно кого-то удивить, возвращение 35-летней баядерки стало её новым триумфом. Перед ней распахнулись двери самого знаменитого театра Европы – миланской «Ла Скала». Дирекция, незадолго до этого отказавшая великой Айседоре Дункан, предоставила Мате Хари ангажемент, объявив её «непревзойдённым мастером танцевального искусства».

Спектакли проходили с аншлагами, однако танцовщице, привыкшей тратить без счёта, денег постоянно не хватало. Да и богатые любовники, напуганные историями Киперта и Руссо, не отваживались брать роковую красавицу на полный пансион. Зато вокруг неё в избытке увивались военные, которые всегда так сильно влекли к себе дочь шляпника. За эти годы Мата Хари отказала в близости военному лишь однажды – этим невезучим оказался ещё совсем юный, но не по годам настырный лейтенант с неарийской фамилией Канарис.

Во время свидания весной 1914 года он пытался завербовать танцовщицу на работу в немецкую разведку. Возмущённая куртизанка выставила юнца в погонах за дверь. Подобного оскорбления будущий глава гитлеровского Абвера не забыл…

В июле 1914 года она приехала в Берлин, где подписала контракт на участие в балете «Похититель миллионов». Премьера была назначена на 1 сентября. Однако планам танцовщицы не суждено было сбыться: за месяц до назначенной даты началась Первая мировая война. И снова Мата Хари должна начинать все сначала. Ей 38 лет, деньги заканчиваются, а сценические триумфы приходится отложить до мирного времени. Именно в этот момент Мату Хари разыскал представитель немецкой разведки фон Каппель, решивший использовать во славу Германской империи многочисленные любовные связи танцовщицы с парижским высшим светом.

Сидевшая на мели куртизанка смекнула, что война может оказаться таким же источником доходов, как и сцена, а роль шпионки вряд ли труднее амплуа восточной стриптизёрши – и согласилась с предложением, запросив авансом 100 тысяч имперских марок. Немцы выделили ей только 30 тысяч, однако Мата Хари, получившая кодовое имя Н21, была рада и этому. Судя по всему, она и не собиралась усердствовать на новом поприще, рассчитывая в очередной раз обвести всех вокруг пальца.

Маргарет было все равно, у кого вытягивать деньги – у богатых любовников или германского Генштаба. Она еще не понимала, что в этой новой пьесе, где всё зависит от мужчин в погонах, ей самой отведена лишь роль статистки, а в нужный момент её просто уберут со сцены. К тому же именно во время войны случилось непоправимое.

Мата Хари, которая лишь позволяла мужчинам любить себя, притом за весьма солидные суммы, влюбилась сама. 21-летний штабс-капитан драгунского полка Вадим Маслов, служивший в российском экспедиционном корпусе во Франции, годился в сыновья 40-летней танцовщице. Но ради него Маргарет была готова буквально на всё. Вряд ли Вадим испытывал к ней такие же чувства, хотя ему, безусловно, льстила страсть столь известной женщины, восхищавшей и притягивавшей целый сонм богатых и знаменитых мужчин. Скорее всего, для него это был просто мимолетный роман, тем более что обзаводиться семьей в ближайшее время штабс-капитан не собирался – в отличие от предыдущих любовников танцовщицы, русский офицер был небогат.

Но Мата Хари не собиралась сдаваться – влюблённая куртизанка готова была свернуть горы. Она пообещала Маслову достать деньги, и теперь у неё был для этого только один способ. Ради любви к русскому офицеру Мата Хари окончательно решила стать профессиональной шпионкой. Она, конечно, прекрасно понимала. что шпионаж – занятие небезопасное, но надеялась, что её, как всегда, спасут красота и связи в высших кругах. К тому же думать она могла только о своей будущей жизни с Вадимом. В мечтах она рисовала себе дом, где они поселятся после войны, выходы в свет и, конечно, детей – их общих с Вадимом детей.

Ремесло шпионки было для неё в то время единственным способом разбогатеть. Ради того, чтобы остаться с Масловым, Мата Хари готова была соблазнить и предать пол-Европы. «Маслофф был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила», – скажет Маргарет впоследствии на суде, где в качестве вещественного доказательства будет представлена их совместная фотография. На снимке рукой Маты Хари написано: «На память о самых прекрасных днях моей жизни, проведённых с чудесным Вадимом, которого я люблю больше всего на свете». Чтобы сделать эту фотографию, Мата Хари приехала в курортный городок Виттель, где «чудесный Вадим», раненный под Верденом, проходил в это время курс лечения. Поскольку курорт располагался во фронтовой полосе, за разрешением на поездку Маргарет пришлось отправиться к капитану Ладу, который в то время возглавлял французскую контрразведку.

Идёт война… но на чьей стороне вы? – при первой же встрече поинтересовался капитан.

– Я голландка, – призналась Мата Хари. – А Голландия соблюдает нейтралитет… Но мои симпатии – на стороне Франции.

Отлично! – довольно воскликнул Ладу. – Тогда вы просто обязаны поработать на благо Франции и на её победу.

Когда Мата Хари вернулась в Париж, капитан Ладу сразу предложил ей отправиться в Бельгию и, соблазнив Верфляйна – близкого друга генерал-губернатора Бельгии, начать передавать в Париж информацию. Мата Хари ответила согласием, потребовав «на дело» миллион франков: «Мне нужно будет купить много красивых платьев, ведь не могу же я появиться перед губернатором голой?» Ладу согласился выделить аванс в 30 тысяч – в прежние времена столько она зарабатывала всего за несколько свиданий.

Так Мата Хари стала двойным агентом – ей теперь платили деньги и немцы, и французы. В Первую мировую на обе воюющие стороны работало немало удачливых шпионок – например, любовница резидента немецкой разведки в Испании красавица Марта Рише (оперативный псевдоним Жаворонок) или Элизабет Шрагмюллер (Фрау доктор), которая стала под конец войны одной из руководительниц немецкой разведки.

На их фоне танцовщица Мата Хари выглядела жалкой дилетанткой. Роль шпионки оказалась для неё провальной: она не смогла раздобыть ни информации для своих кураторов, ни больших денег для себя. Миф о Мате Хари как о величайшем двойном агенте в истории – всего лишь миф. Она просто вытягивала деньги из германской и французской казны, присылая взамен сведения, которые оказывались либо совершенно незначительными, либо хорошо всем известными. За два с половиной года она ни разу не передала информации, которая хоть как-то повлияла бы на ход военных действий.

Но, как выяснилось, именно такая шпионка дилетантка и устраивала германскую и французскую разведки. Мата Хари оказалась разменной фигурой в сложной комбинации, придуманной разведками двух стран. Французам в последние годы войны нужен был громкий показательный процесс над опасным агентом, а немцы давно уже использовали Мату Хари, чтобы передавать через неё дезинформацию противнику. В конце концов, немецкая разведка решила просто-напросто сдать своего агента Н21 за ненадобностью. К тому же немцам, уже два года безуспешно пытавшимся прорвать позиции союзников на Западном фронте, тоже был выгоден шпионский скандал во Франции. Он дал бы им шанс направить сотрудников французской контрразведки по ложному следу, отведя подозрения от реально действующих агентов, которые заполонили французский тыл.

Впрочем, у одного из офицеров немецкой разведки был и личный мотив. Лейтенант Канарис, тот самый, которому Мата Хари презрительно отказала лишь несколько лет назад, работал помощником резидента в Испании. Именно он осенью 1916 года отправил телеграмму, которая круто изменила жизнь незадачливой разведчицы: «Здесь агент Н21. Утверждает, что завербована французами. Требует новых денег для возвращения в Париж. Телеграфируйте, как поступить с ней».

Следует пояснить, что к лету 1916 года на вершине Эйфелевой башни французы уже устроили наисовременнейший центр радиоперехвата, так что немецкая разведка пользовалась радиосвязью крайне осторожно. И тем более к тому времени никто не использовал засвеченный шифр министерства иностранных дел – но именно им и была зашифрована злополучная телеграмма. Стало быть, немцы хотели, чтобы французы прочли эту информацию. Телеграмма стала наживкой, которую французская разведка сразу же проглотила.

В декабре того же года один из верных поклонников намекнул танцовщице, что компетентные органы настоятельно порекомендовали ему прервать с ней все отношения. Но Мата Хари не придала этому предупреждению никакого значения. Не обратила внимания на нервозность капитана Ладу, который фактически спустил на тормозах подготовку её засылки в немецкий тыл. Мысли Маргарет были заняты другим: почему так таинственно исчез её возлюбленный?

Действительно, в самый канун Рождества штабс-капитан Маслов по приказу российской контрразведки покинул свой госпиталь и отбыл в неизвестном направлении, не оставив Маргарет даже записки. Она вернулась во Францию – здесь её ждали последние несколько недель свободы, которые Мата Хари провела как в опьянении, словно уже предчувствуя свой близкий конец. Она едва ли не ежечасно меняла любовников, спускала в казино сумасшедшие деньги, устраивала дикие кутежи.

Разгульная жизнь закончилась 13 февраля 1917 года, когда на пороге её номера в «Палас Отеле» появились шестеро полицейских во главе с начальником парижской полиции. Он и зачитал приказ об аресте Маргарет Целле по обвинению в шпионаже. Следствие не смогло представить доказательств вины Маты Хари, но судьи всё равно приговорили её к смерти. Если бы её арестовали годом раньше, Мата Хари вполне могла бы отделаться высылкой из страны или, на худой конец, несколькими годами тюремного заключения.

Но именно в 1917 году к власти пришло правительство Клемансо, во имя доведения войны до победного конца провозгласившее решительную очистку французского тыла от предателей. Требовался большой показательный процесс, и лучшей жертвы, чем популярная танцовщица и скандальная куртизанка с репутацией бессовестной соблазнительницы, представить было трудно. Воспользовавшись случаем, французские власти сделали бедную женщину виновницей едва ли не всех своих военных неудач и огромных потерь. Шансов уцелеть у неё было примерно столько же, сколько у Жанны д’Арк избежать костра в Руане.

Самое удивительное, что прямых доказательств её вины французские обвинители представить не смогли. Главная улика – флакончик якобы с симпатическими чернилами – оказалась цианидом ртути, болезненным, но довольно эффективным для того времени противозачаточным средством, к которому Мата Хари, ввиду своей бурной сексуальной жизни, постоянно прибегала. Недостаток улик прокурор Бушардон компенсировал гневным пафосом речей: он даже обвинил стриптизёршу в организации убийства британского военного министра лорда Китченера, хотя тот погиб на корабле, затонувшем от взрыва немецкой торпеды.

О непредвзятости судей тоже не приходилось говорить. Накануне процесса бывший любовник танцовщицы военный комендант майор Maccap инструктировал судей от имени высшего военного руководства: «Мата Хари виновна. И если эту женщину нельзя будет расстрелять как шпионку, её нужно сжечь как ведьму». В этой ситуации её многочисленные поклонники повели себя по-разному.

Штатские ещё пытались помочь – так, адвокат Клюнэ согласился защищать Мату Хари бесплатно, и даже после вынесения приговора обратился к президенту Пуанкаре, умоляя заменить смертную казнь тюрьмой. Но столь любимые ею военные откровенно струсили. Бывший военный министр генерал Мессими даже прислал на процесс написанное рукой жены письмо, в котором он просил освободить его от дачи показаний, поскольку он совершенно не знал обвиняемую. Мата Хари рассмеялась: «Он меня не знает? А когда спал со мной и признавался мне в любви – тоже не знал?!» «Если кто-то и платил мне, то это была французская контрразведка, так как я работала только на нее, – заявила Мата Хари. -То, что я состояла в интимной связи с людьми в разных странах, ещё не говорит о том, что я шпионила в их интересах».

Процесс начался 24 июля 1917 года, продолжался один день при закрытых дверях и завершился смертным приговором. Под конец судебного заседания Мата Хари даже не пыталась себя защищать. Ей уже было все равно: Вадим Маслов на суде так и не появился.

Рано утром 15 октября в камере № 12 тюрьмы Сан-Лазар появился капитан Бушардон. «Мужайтесь, мадам, – сказал он. – Ваше прошение о помиловании отклонено президентом Французской Республики. Время пришло». «Это невозможно! – крикнула Мата Хари, до последнего момента верившая, что её помилуют. – Это невозможно!» К ней бросились монашки, которые в последние дни часто поддерживали осуждённую. «Не надо, сёстры. – сказала Мата Хари, неожиданно успокоившись. – Я знаю, как держать себя, и знаю, как должна умереть».

Последний путь по парижским улицам – и военный полигон. Одинокая худая фигура женщины, вытянувшаяся перед взводом солдат. Чёрное шёлковое платье, чёрная шляпка. Она отказалась от предложения завязать глаза и спокойно смотрела в нацеленные на неё дула.

Ходило много слухов, что перед смертью Мата послала стрелкам воздушный поцелуй. Мата Хари оказалась убитой одной-единственной пулей, попавшей ей прямо в сердце. Только один солдат из всего взвода стрелял в неё – остальные выпустили пули в воздух. Её тело, некогда одно из самых желанных, оказалось никому не нужным и было передано медицинскому колледжу в Сорбонне. Там ее голову отделили от тела и отдали в анатомический музей, в экспозицию образов величайших преступников. Здесь экспонат хранили почти 85 лет, пока – уже в 2003 году – не обнаружилась его таинственная пропажа. И после смерти Мата Хари продолжает запутывать многочисленных исследователей своей жизни – возможно, эта последняя её загадка навсегда останется неразгаданной.

5 секретов обольщения Маты Хари.

1. Выделяйся.

Еще в детстве будущая роковая обольстительница Мата Хари выделялась среди сверстников. Она выдумывала себе невероятное происхождение, фантазировала о приключениях, богатстве и славе. Она никогда не была робкой, всегда старалась обращать на себя внимание. И окружающие любили ее за это: за бойкость, за острый язычок и яркую энергетику. Маргарета, еще будучи девочкой, поняла: хочешь успеха, сделай так, чтобы тебя заметили. И она всегда делала именно так. Поэтому нашим читательницам мы советуем взять на заметку: если хотите добиться успеха у противоположного пола, всегда старайтесь быть немного ярче, чем остальные, старайтесь выделяться.

2. Проявляй инициативу.

Неподражаемая Мата никогда не боялась проявлять инициативу. Сделать первый шаг для нее было не по-женски просто: ее не волновали такие мелочи, она упорно шла к достижению своей цели, не заботясь о таких мелочах, как первый шаг. Девушке было 18 лет, когда она увидела в газете брачное объявление некоего Рудольфа Мак-Леода. Немолодой уже капитан в скором времени отплывал в Голландию. Маргарета не могла упустить представившуюся возможность, и, несмотря на то, что объявление оказалось всего лишь шуткой, смело предложила капитану встречу. В итоге она получила свое: новоиспеченный муж увез ее с собой. Добившись такого потрясающего результата за невероятно короткие сроки, Маргарет поняла, что инициатива и напористость могут оказаться ключом к сердцу любого мужчины, а не только женщины. Такую стратегию нужно взять на заметку: не красота была главным достоинством Маты Хари (у нее было довольно своеобразное лицо, непропорциональная фигура и крайне высокий рост), а именно сильный стержень и умение получать свое.

3. Никогда не опускай руки и будь смелой.

Семейная жизнь Маты была несчастливой. Однако именно это и положило начало успеху будущей бесподобной обольстительницы. Чтобы отгородиться от тоски, она увлеклась танцами. Она не упивалась горем, не ушла в себя и не впала в депрессию. Напротив, она начала еще более яркую жизнь. Танцы, светские рауты, изучение экзотических культур и обычаев стали основой новой Маргареты. Спустя некоторое время она решается на развод и совершает по-настоящему отчаянный поступок: уезжает в Париж, не имея ни связей, ни средств к существованию. Там она берет себе псевдоним Мата Хари и с присущей ей напористостью совершает второй невероятный поступок: уговаривает владельца музея позволить ей танцевать среди экспонатов! Ранее это было просто недопустимо. Она настоящий пример того, как должна добиваться успеха женщина: всегда брать себя в руки, работать над собой и совершать отчаянные поступки. Только так можно получить все, чего хочешь.

4. Будь загадочной.

Мата Хари, благодаря своему невероятно смелому и успешному выступлению в музее, стала бешено популярна у мужчин: ее раскованность и бесстрашность манили их. Однако она никогда не раскрывала всех карт. Окружив себя целым ореолом загадок (то она принцессой представлялась, то наследницей богатого рода), эта потрясающая женщина никогда не рассказывала о своей несчастной судьбе или проблемах. Она позволяла мужчинам окунаться в сказку вместе с ней, получая над ними полную власть. Так что не стоит при первой удобной возможности рассказывать все о себе, тем более несчастья и трагедии: они вызывают жалость, а не восхищение. Будьте немного таинственней, это только придаст вам шарма.

5. Будь умной.

О том, что Мата Хари была двойной шпионкой, ходят настоящие легенды. Она всегда умело манипулировала окружающими ее мужчинами. Однако причиной этого, даже по словам самой обольстительницы, была вовсе не ее красота: «Я познала, что такое власть женщины над мужчинами – над теми, кто вершит судьбы целых народов. Миром правят женщины – умные женщины!»

Слова Маты Хари нужно помнить всегда, любой представительнице слабого пола, потому что ум и сообразительность, пожалуй, самый важный ее секрет обольщения.

В жизнеописаниях Маты Хари есть эпизод, который объясняет постоянство, с каким эта женщина, собственно, всегда склонная раздеваться, так же добросовестно старалась скрывать свои груди под двумя маленькими филигранными чашечками.


– Мой супруг, капитан МакЛеод, был так ревнив, – говорила она, – что очень часто угрожал мне, говоря, что хотел бы изуродовать меня, чтобы никто не смог в меня влюбиться. Во время наших ночей любви его сводила с ума мысль, что мои маленькие, тугие груди, подобные коринфским чашам, могли бы целовать губы других, ласкать руки других. – Лучше я бы их тебе вырвал, – бормотал он, в то время как его пальцы судорожно впивались в мою грудь. Я должна была тогда использовать все свое обаяние, чтобы успокоить дикое требование и принудить его даже встать перед моим телом на колени. Однажды вечером после долгого молчания он приблизился ко мне в нашей кровати и целовал искренне и длительно мои груди. Внезапно, увлеченный диким движением, он откусил мой левый грудной сосок и проглотил их. Поэтому я никогда не показывала впредь мое тело совсем голым…


Так рассказывала она сама. Совсем иначе, тем не менее, рассказывает знаменитый художник Гийоме, который написал мне письмо о своем знакомстве с Мата Хари. По его словам, эта история об изувеченной груди – это только легенда, которая должна была скрыть более естественный и не связанный с какой-либо страстью факт.



«Во время, которые я вряд ли могу назвать точно, но, приблизительно его, однако, можно определить, так как оно совпало с премьерой «Мессалины» Моро и Исидоры де Лара в «Гэте» (примерно, в годы 1905-1906), ко мне в мастерскую явилась женщина со словами:

– Я хотела бы позировать.

– Хорошо, – ответил я, – покажите мне ваше тело.

– О, нет, только голову. Я – вдова умершего в Индии капитана; у меня двое сыновей и нет денег, чтобы воспитывать их. Меня зовут госпожа МакЛеод.

– Так как вы красивы, вам легко будет стать и натурщицей для изображения головы; но, естественно, вам гораздо лучше бы платили, если бы вы решились позировать всем телом, так как, я хорошо вижу, у вас должна быть очень хорошая фигура. Впрочем, я не хочу настаивать.

На это госпожа МакЛеод принялась сетовать, мол, это было бы слишком большой жертвой для нее и слишком ужасное требование для ее чувства стыда, это было бы оскорблением для ее славного имени, и т.д. Когда я ответил, что она может поступать так, как ей хочется, она внезапно чуть ли не моментально разделась.

И теперь я в чистом свете мастерской увидел ее прекрасные плечи, ее прекрасные руки, ее прекрасные во всех отношениях ноги. Но, ради Бога, какая вялая грудь!… Ее бедра были широки, как бедра лошади, ее тело достаточно нецеломудренное, но, все же, наихудшим местом была эта слабая грудь… (Это объяснило мне, почему она тогда всегда носила две металлические чашечки на цепи вокруг шеи).

Вежливо, разумеется, но, не скрыв свое разочарование полностью, я посоветовал ей, что действительно было бы выгоднее для нее, если бы она стала моделью лишь для изображения головы. Эти слова вызвали нервный стресс. То, что ее чувство стыда оказалось разоблаченным так, оказалось для нее невыносимым. Моя жена поспешила ей на помощь, втирала ей виски одеколоном и сунула флакончик с нюхательной солью ей под нос. Я взял ее как модель для афиши к «Мессалине». Тогда я послал ее к моему другу, художнику Ассиру, и он долго работал с ней над эскизами лица и костюма. Она рассказывала ему очень странные вещи, которые он охотно сообщит вам; я же ничего больше не в состоянии рассказать о ней».

Масштабный проект компании Star Media снят при участии телеканала «Интер», в нем играют звезды мирового уровня из разных стран, в частности ― России, Франции, Испании, США, Португалии и Нидерландов. Картина основана на реальных событиях и рассказывает о необыкновенной жизни легендарной личности ХХ века ― «шпионки, танцовщицы и куртизанки» Мата Хари, которая, оказывается, совсем не умела танцевать, та и красотой по тогдашним канонам похвастаться не могла, но зато обладала необыкновенным обаянием и решимостью жить так, как хочется именно ей. Не удивительно, что соблазнительную танцовщицу было снято множество фильмов. Роль Мата Хари в разные годы исполняли Жанна Моро, Жа Жа Габор, Грета Гарбо и Сильвия Кристель, а первая картина вышла почти сто лет назад — всего через три года после смерти самой Мата Хари, в 1920-м году. Но начнем по порядку: итак, кем же в действительно была эта Мата Хари?

АКТРИСЫ, ИСПОЛНИВШИЕ РОЛЬ МАТА ХАРИ: ГРЕТА ГАРБО, ЖАННА МОРО, СИЛЬВИЯ КРИСТЕЛЬ

Кто такая Мата Хари: Маргарета Гертруда Зелле — именно так звали Мата Хари до того, как она ею стала. В будущем ― самая дорогая куртизанка эпохи, исполнительница экзотических восточных танцев с элементами обнажения и самая известная в мире шпионка была дочерью владельца шляпного магазина в Нидерландах. Позже отец разорился, мать умерла, и юная Маргарета поступила на воспитание к дяде, от которого сбежала в 18 лет: по объявлению в газете нашла жениха, лысого 38-летнего капитана, и скоропалительно вышла замуж. После свадьбы пара уехала в Индонезию, на остров Ява ― тогдашнюю голландскую колонию, где служил муж Мата Хари. Но и оттуда девушка сбежала ― теперь уже в Париж: супружеская жизнь не сложилась, сын трагически скончался, муж изменял, пил и распускал руки, а сама Маргарета хотела красивой и насыщенной жизни в столице, а не прозябания в колониях. «Мне казалось, что все женщины, которые сбежали от своих мужей, должны ехать непременно в Париж», ― говорила она.

  • Почему Мата Хари вошла в историю, и как получилось, что танцовщица, которая совершенно не умела танцевать, собирала огромные залы, а женщина, которую сложно было назвать красавицей, стала секс-символом и архетипом поведения «коварной шпионки»? Начнем с того, что Мата Хари, действительно, не обладала . В начале ХХ века в моде был типаж «гибсоновской девушки»: юная особо с невинным, почти детским лицом, утонченным профилем, неправдоподобно тонкой талией, широкими, округлыми бедрами и выдающимся бюстом. Популярны были натуральные блондинки и роковые брюнетки с очень длинными вьющимися волосами, которые для выхода в свет собирали в пышную прическу на затылке. Мата Хари же имела специфическую форму головы ― низкий, скошенный, приплюснутый лоб (впрочем, удачно маскировала эту особенность с помощью модной пышной прически), а также крупный нос с горбинкой и плоскую грудь (кстати, именно по этой причине не сложилась ее карьера натурщицы).


    "ГИБСОНОВСКИЕ ДЕВУШКИ"

    Тем не менее, она оказывала магическое действие на мужчин. Еще на Яве она писала своей подруге в Голландию:

    Мой муж не покупает мне платьев, потому что боится, что я в них буду слишком хорошо выглядеть. Он невыносим. Кроме того, за мной увиваются молодые лейтенанты и влюбляются в меня. Очень тяжело вести себя так, чтобы муж не начал ревновать.

    Шоу Мата Хари покорило весь Париж ― на представления выстраивались огромные очереди. Некоторые танцы Мата Хари называют предтечей современного стриптиза, тогда еще непривычного для западного зрителя. В конце танца, который она исполняла на сцене, усыпанной лепестками роз, Мата Хари оставалась практически полностью обнаженной.


    МАТА ХАРИ

    В то время , да и по вей Европе. Вспомнить, хотя бы знаменитые «русские сезоны» Дягилева: балет «Шахерезада», «Клеопатра», «Жар-птица», «Ориенталии», «Сиамский танец» и другие, костюмы к которым создавались по эскизам Леона Бакста и Александра Бенуа. И, если балет Дягилева был пиком высокой культуры того времени, то выступления Мата Хари можно назвать примером зарождения «массовой культуры»: лицо Мата Хари изображали на рекламных плакатах, коробках с печеньем и сувенирах. В продаже появились сигареты «Мата Хари», описание которых гласило: «Новейшие индийские сигареты, отвечающие взыскательнейшему вкусу, изготовлены из лучших сортов табака с острова Суматра», а сама Мата Хари была кем-то вроде современых или ― скандальной танцовщицей, прославившейся не столько танцем, сколько благодарю обнажению, умению делать шоу и собственной харизме. В общем, дочь шляпника из Нидерландов одной из первых поняла, как можно неплохо заработать и стать звездой, превратив свое имя в бренд.

  • Европейцы охотно верили в легенды о восточной танцовщице, которая представлялась дочерью короля Великобритании и Ирландии, императора Индии Эдуарда VII и индийской княжны, воспитанной брахманами. По ее словам, ее душа была посвящена богу Сва, а в 13 лет она уже танцевала обнаженной в храме, и т.д. и т.п. Именно тогда она берет псевдоним Мата Хари ― «Свет дня». Журналисты писали, что Мата Хари «впечатляет не только игрой ее ног, рук, глаз, рта и ярко-алых ногтей. Не стесненная одеждой, Мата Хари играет всем своим телом». Сама же она о себе говорила так: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего потому, что я была обнажена».

    МАТА ХАРИ

    Как одевалась Мата Хари: 13 марта 1905 г. состоялся дебют Мата Хари: она появилась перед зрителями в роскошном восточном одеянии, взятом из коллекции месье Гимэ (крупный промышленник, филантроп и знаток искусства, построивший музей восточного искусства в Париже ― Мюзе Гимэ), но во время танца постепенно сбросила с себя одежду, оставив лишь нитки жемчуга и сверкающие браслеты.


    МАТА ХАРИ, 1905-1906 гг.

    Иногда она выступала в одеянии баядеры (восточной, индийской красавицы), в конце появляясь в трико телесного цвета; использовала кносские шали ― шелковые плиссированные покрывала типа сари.

    Как образ Мата Хари повлиял на современную культуру: рассуждая об образе Мата Хари, в первую очередь вспоминаешь о Грете Гарбо, сыгравшей, пожалуй, лучшую роль Мата Хари в мировом кинематографе. Роскошные наряды, созданные голливудским художником по костюмам Адрианом, и дьявольская притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля. Образы Греты Гарбо в роли Мата Хари до сих пор являются мощным источником вдохновения для современных дизайнеров: в глаза бросается схожесть с , созданной Демной Гвасалией.



  • Кстати, «русское» (что для парижан начала ХХ века означала и «восточное») влияние в фильме очевидно: в одном из эпизодов появляется , на одном из самых известных кадров со съемок «Мата Хари» Грета Гарбо красуется в головном уборе, напоминающем «кокошник», а сам Адриан признавался, что создавал костюмы под впечатлением от русских балетов и восточной коллекции Поля Пуаре.


    Многое от образа Мата Хари переняла и и на выступлении : те же индийские и индонезийские браслеты на руках и ногах, обилие золота, цветы в волосах и полупрозрачное покрывало.


    МАТА ХАРИ ВО ВРЕМЯ АРЕСТА, 1917 г.

    Как умерла Мата Хари: жажда роскоши, расточительность, непостоянство, страсть к азартным играм, привычка в легким деньгам, которые Мата Хари получала за свои выступления и статус куртизанки на содержании у богатых мужчин, и параноидальный страх бедности, помноженные на убывающую популярность ее театрализованных постановок, заставили Маргарету Гертруду впутываться в сомнительные связи.

    В 1914-м в Европе начинается Первая мировая война, и это во многом ограничивает Мата Хари: во-первых, она не может перемещаться по Европе; во-вторых, ее доходы уменьшаются. В то время ее арестовывают в Германии по подозрению в шпионаже на разведку Российской империи (у Маты Хари был любовник ― русский военный). Должно быть, именно тогда ее и завербовали.

    В 1917 году Мата Хари неожиданно арестовали по обвинению в шпионаже в пользу немецкой разведки. До сих пор так и не известно, была ли Мата на самом деле шпионкой. По одной из версий, танцовщица пошла на сделку с разведкой только потому, что они обещали заплатить ей большую сумму. Эти деньги Мата хотела отдать своему возлюбленному, русскому капитану Вадиму Маслову, которому необходимо было сделать операцию после ранения. Как бы там ни было, 41-летняя Мата Хари оказалась в тюрьме Сен-Лазар. Ее приговорили к расстрелу.


    МАТА ХАРИ В ТЮРЬМЕ

    15 октября 1917 года британский репортер Генри Уэллс из газеты «International News Servive» подробно описал день казни Мата Хари. В камере она содержалалась в ужасных условиях ― от ее экзотичной привлекательности не осталось и следа, однако даже перед смертью Мата Хари хотела оставаться женщиной. «Медленно, инертно, она опустилась на колени и, подняв голову и без малейшего изменения выражения лица», попросила разрешение написать два письма. Затем надела туфли на высоких каблуках, черное бархатное пальто, черные замшевые перчатки и черную шляпу с траурной лентой, и спокойно сказал: «Я готова». Я расстреляли практически в упор. Говорят, перед смертью она послала воздушный поцелуй, но британский репортер не сказал об этом ни слова. Сама Мата Хари о своей жизни говорила так:

    Я ни о чем не жалею. Моя жизнь овеяна самыми невероятными легендами, и часто даже я сама не умею отличить правду от вымысла. Мне вдоволь досталось и слез, и боли, и несчастий. Но я познала, что такое власть женщины над мужчинами — над теми, кто вершит судьбы целых народов. Миром правят женщины — умные женщины.

    Сегодня историки утверждают, что французским спецслужбам в подтверждение своих несуществующих успехов в борьбе с немецким шпионажем было выгодно принести Мата Хари в жертву, хотя видимых результатов ее деятельности не ощутили ни французы, ни немцы. Уже после ее смерти историки предположили, что, скорее всего она, будучи неопытной шпионкой, не представляла серьезной опасности и просто стала жертвой собственной славы и образа жизни.

    Париж избалован: не каждое новое зрелище ему по вкусу. Всякий раз горожанам требуется что-то новое и непременно необычное. В 1905 году город был взбудоражен слухами об диковинных мини-спектаклях, которые проходят не где-нибудь, а в Музее восточной культуры. Ах, Восток! Загадочный и таинственный, он манил и околдовывал. На этой волне интереса появилась в Париже экзотическая птичка – исполнительница необычных танцев Мата Хари.

    Она была отличным режиссером, каждое выступление – это мини-спектакль. Билетов было мало, и стоили они очень дорого, так что зрителями могли стать только состоятельные люди, в узком кругу смотревшие то, что другим было недоступно. Это привлекало любопытствующих, как и само зрелище – смелое и откровенное, балансирующее на грани откровенного разврата и стыдливой эротики. Среди экспонатов музея, на небольшой площадке, усыпанной лепестками роз, появлялась фигурка женщины, закутанной в покрывала. Звучала непривычная европейскому уху музыка, и начинался танец. Собственно, танцем все это можно было назвать с большой натяжкой: танцовщица двигалась под музыку, кружилась, потом останавливалась, замирая в эффектной позе.

    Но зрители приходили сюда, платя бешеные деньги, не за этим. Они ждали главного. К финалу танца Мата Хари постепенно обнажалась. Медленно, нестерпимо медленно роняла она покрывала, и перед зрителями в полумраке зала стояла обнаженная женская фигурка. Грудь слегка прикрыта двумя чашами, расшитыми бусами и сверкающими камнями. На шее – множество бус разной длины, на запястьях – браслеты, очаровательные босые ножки украшены специальными браслетами с колокольчиками.

    О, эта таинственная танцовщица была великолепна! Она будила воображение всем, начиная с имени, заканчивая биографией. Легенда была составлена грамотно. Имя Мата Хари – это Око дня или, если хотите, Солнце. Кого из европейских дам так звали? Никого! Она была единственной. Продолжаем: назвали ее так, когда она жила в монастыре и готовилась танцевать в храме. А знаете, как танцуют храмовые девушки? Они полностью обнажены. В этом месте Мата Хари опускала глазки, а потом поднимала их и смело смотрела в глаза мужчине. Главная задача – заинтересовать, дальше следовало проявить инициативу. Самой предложить себя, да так, чтобы у мужчины от страсти кружилась голова, и он не мог ни о чем, кроме о ночи с ней, думать.

    Если интерес начинал угасать, то Мата Хари выдавала следующую порцию своей биографии. Легкий полунамек на королевскую кровь, текущую в ее венах, поднимал ее в глазах окружающих. Мужчины платили за право быть с ней мехами, золотом, драгоценностями. К ее ногам бросали состояния, она тратила деньги легко и не ценила ни одного из своих любовников. В искренность их чувств она давно не верила, а сама полюбить не могла, поэтому и в постели вела себя, как на сцене. Вот только страсть не изображала, потому что любила разнообразие в сексе и была, в отличие от большинства женщин, раскрепощена и охотно шла на встречу всем желаниям мужчин.

    У ног Мата Хари оказывались сановники, высшие военные чины, известные художники и писатели. Успех! Слава! Деньги! А потом она влюбилась. Ее избранником стал русский офицер Вадим Маслов. Он был красив, блестяще остроумен, неутомим в постели и чертовски нежен и обходителен, но, увы, небогат. Идеал, к которому она стремилась, был найден. Ради него она ввязалась в авантюру со шпионажем, говоря себе, что мечтает скопить немного (читай - много) денег, чтобы наконец-то забросить танцы и жить в тихом месте с любимым.

    Вторая мировая война показала несостоятельность французского генштаба и правительства. Нужно было как-то объяснять поражения, которые терпели войска на всех фронтах. Нужна была жертва и, чем известнее, тем лучше. Мата Хари подходила по всем статья. Посудите сами: темная биография, профессия танцовщицы каких-то диких танцев, да еще и исполняемых, стыдно сказать, в голом виде! А поведение вне сцены?! Куртизанка! Что может быть безобразнее?!

    Газетные заголовки кричали: «Экзотическая птичка оказалась двойным шпионом! Смерть Мата Хари!» Быстренько состоялся закрытый судебный. Всего два дня шло разбирательство – рекорд, однако. Доказательная база была слабой, поэтому ее заменили сентенциями, догадками и подтасовкой фактов. Женщина отказалась признать все обвинения, кроме любовных связей. А вот раскрытие их как раз и боялись ее именитые любовники!

    Приговор всей стране был известен заранее. Смертная казнь. Расстрел. Кассационная жалоба была отклонена. Мата Хари, всю жизнь игравшая разные роли, блестяще сыграла свою последнюю – роль жертвы и бесстрашной женщины. Никто не скажет, что творилось в ее душе, но внешне она была спокойна. Пошутила, что расстреляют, не покормив завтраком, стояла пере расстрельной командой подняв голову. Очевидцы утверждают, что подмигнула солдатам и сказала: «Я готова, господа!»

    Женщина-загадка, влюблявшая в себя мужчин, - такой история представляет нам Мата Хари. А кем она была на самом деле? 7 августа 1876 года в семье шляпника Зелле родилась девочка Маргарета Гертруда. Мать ее любила и даже баловала, но не долго – в тринадцать лет Маргарета осталась сиротой. Отец, дела которого шли из рук вон плохо, отдал девочку на воспитание тетке – жене ее крестного. Жизнь приживалки, послушной скромницы - вот что ждало девочку.

    Тетка была женщиной суровой и прямолинейной, в глаза говорила Маргарете обо всех ее недостатках. Во-первых, указывала тетка, дитя не блистало красотой – нос крупноват, а рост велик. Во-вторых, характер у девочки уж слишком независимый, а это значит, что путной жены из нее никогда не получится. В-третьих, племянница не была прилежна в учебе. А это, по мнению все той же тетки, напрямую указывало на то, что ни в одном деле ей не будет сопутствовать успех.

    Маргарета, опустив глаза, слушала теткины причитания. Спорить и высказывать свое мнение ее отучили быстро: ремень, темный чулан и лишение ужина – у девочки были отличные учителя! Она ждала удобного случая, истово веря, что судьба приготовила ей другую жизнь, совсем не похожую на нынешнюю. Пробуждающаяся сексуальность требовала выхода. Маргарета пробовала свои чары на всех окрестных парнях и даже на своем учителе. Неисправимая кокетка! До чего может довести такое поведение?! Тетка билась в истерике, угрожала и наказывала, девочка обещала усердно молиться и обязательно исправить свое поведение.

    Первый крутой поворот в ее жизни произошел через 8 лет. Маргарета сбежала из дома, выйдя замуж за человека, которого видела в первый раз в жизни. Объявление в газете с предложением выйти замуж Рудольф Мак-Леон разместил, пребывая в приятном подпитии. Как говорится, под пьяную лавочку и в шутку поспорив с одним из друзей. Откликнулась Маргарет, сама назначила свидание, задала все интересующие ее вопросы, прояснила ситуацию и сделала вывод – этот человек способен изменить ее жизнь, а значит она выйдет за него замуж! Смелое решение! В этот же вечер она соблазнила Рудольфа, подарив ему свою девственность. Тот и сам не смог объяснить, в какой именно момент он решил, что женится на этой сумасбродке, с которой провел всего 4 часа. Пышной свадьбы не было, скромная церемония в мэрии и обед в ресторане –вот и все. Но это для новобрачной не имело значения, впереди ждала свобода, этого было достаточно, чтобы сделать ее счастливой.

    Молодые супруги недолго жили в Европе, муж получил назначение на Яву. Несмотря на рождение двоих детей, счастья в семье так и не появилось. Почему? Все просто: у обоих было разное о нем представление. Муж мечтал о бессловесной жене, стоящей у плиты, воспитывающей детей, снимающей с него сапоги, прощающей его бесконечные попойки и хождения налево. Жена хотела просто любящего человека рядом и относительной свободы. Во мнениях не сошлись, а потому начались бесконечные скандалы, с непременным рукоприкладством. К тому же Рудольф заразил всю семью сифилисом.

    Ява – небольшой остров, и все белые поселенцы знали друг друга. Кто-то из местных дам посоветовал Маргарете заняться храмовыми танцами и изучением индонезийской культуры. Этот момент стал вторым крутым поворотом в ее жизни. У женщины не было чувства ритма, она так и не научилась танцевать. Зато освоила парочку эффектных поз и, глядя на выступление храмовых танцовщиц, поняла, что мужчинам очень нравится полуголое тело танцовщиц. Глубокого проникновения в культуру Индонезии тоже не произошло: упорство и прилежание в любой учебе не были сильными сторонами характера молодой женщины.

    В семье случилось горе – умер сын. Версий множество – от отравления коварной служанкой до последствий сифилиса. Муж пил, топя свое горе в вине, бил Маргарету, обвиняя ее во всем. В ответ она открыто стала жить со своим любовником. Переезд в Голландию не помог. Она подала на развод, муж забрал дочь, лишив жену права даже видеться с ребенком. Молодая женщина принимает смелое решение, которое станет третьим крутым поворотом. Она перебирается в Париж. Тут судьба закрутила ее жизнь новой крутой спиралькой. Денег нет, связей нет, особых талантов тоже. Маргарета попадает в цирк и работает наездницей. Теперь ее называют леди Греша Мак-Леф. Денег мало, слава и удача пока еще даже не маячат на горизонте. Приходится подрабатывать натурщицей.

    Однажды Маргарета слышит, как художник презрительно отзывается о ее небольшой груди. Вывод сделан – никогда больше она не обнажит полностью свою грудь. Женщина меняет имя, начинает танцевать и становится известной, извлекая из каждого поворота судьбы опыт и делая выводы. Мата Хари могла бы составить учебник и назвать его «Искусство управлять мужчинами и через них править миром». Каждая глава освещала бы какой-то факт ее биографии и написана с опорой на богатый жизненный опыт. А заголовки могли быть такими:

    1. Правда никому не нужна! Сочиняйте красивые сказки, и мужчины обязательно заинтересуются вами.

    2. Будьте эрудированными. Это поможет вам заинтересовать мужчину.

    3. Будьте раскованными, любите секс во всех его проявлениях и не вздумайте стесняться своих желаний. Только так можно подарить наслаждение мужчине и тем самым завоевать его.

    4. Никогда не жалуйтесь! Мужчинам не нравятся вечно хнычущие женщины. Улыбайтесь, и вы получите больше.

    5. Никогда не отчаивайтесь! Даже загоняя вас в угол, жизнь предоставляет вам, как минимум, один шанс достойно из него выйти.

    6. Никогда и ни с кем не болтайте о своих любовниках! Мужчины чаще всего скрывают свои похождения и платят дороже, зная, что конфиденциальность будет соблюдена.

    7. Не экономьте деньги своих любовников. Они должны знать, что вы стоите дорого. К женщине относятся, как к игрушке, здесь ничего нельзя изменить, значит нужно стать дорогой игрушкой.

    8. Будьте дальновидны, никогда задерживайтесь возле одного любовника, меняйте их без сожаления. Вы должны их использовать, а не они вас.

    Вот, собственно, и все советы от известной куртизанки, танцовщицы и, наверное, шпионки Мата Хари.

    Маргарета Гертруда Зелле родилась 7 августа 1876 года в Голландии. Отец бросил семью, а когда умерла и мать, малышка осталась на улице. Казалось, она обречена на нищету и беды, но у судьбы для этой девушки были совсем другие планы.

    Вконтакте

    Однокласники


    15-летняя Маргарета была одна в целом мире. Другие бы уже давно сдались на ее месте, но девушка намеревалась бороться за свое место под солнцем. Маргарета получила образование и приложила все возможные усилия, чтобы получить работу учителя в школе.

    С детства лишенная любви и внимания, девушка жаждала признания и восхищения. Возможно, именно поэтому 16-летняя Маргарета завела роман с директором школы. Однако когда об интрижке узнали, ее с позором уволили.

    Через несколько лет 19 летняя Маргарета вышла замуж за офицера морского флота. Мужа отправили в Индонезию, и его молодая жена-авантюристка была просто счастлива начать новую жизнь в далекой экзотической стране. Она быстро выучила язык и местные танцы. Эти увлечения спасали ее от жестокой реальности, в которой она была супругой спившегося и больного сифилисом моряка. Двое ее детей с детства были больны и так и не дожили до совершеннолетия.

    Именно в Индонезии женщина сменила имя на Мата Хари, что на малайском означало «око утренней зари». Новое имя позволило женщине избавиться от фамилии мужа и вернуть себе контроль над собственной жизнью.

    В 1902 она бросила супруга и переехала в Париж. Чтобы заработать на жизнь Мата Хари работала моделью и танцовщицей. Ее талант и эпатаж не могли долго оставаться незамеченными, и в 1905 году женщина начала гастролировать по всей Европе. Благодаря своему умению соблазнять мужчин она приобрела множество поклонников, которые восхищались ее «кошачьей грацией» и «плавными движениями ее изгибов».

    Она была не только экзотичной, но и очень эротичной, особенно по стандартам того времени. Мата Хари танцевала почти обнаженная, в тонких полупрозрачных тканях и металлических украшениях, едва прикрывающих ее грудь. Она гипнотизировала, сводила мужчин с ума и порождала сплетни и скандалы вокруг своей персоны.

    По мере того, как росла ее слава, Мата Хари стала привлекать интерес очень влиятельных мужчин и в конце концов стала самой известной куртизанкой в Европе. Ее искусство соблазнения породило термин “femme fatale” - то есть роковая женщина.

    К 1915 году Мата Хари чувствовала себя слишком старой, чтобы продолжать свою танцевальную карьеру и вести роскошный, экзотический образ жизни. Она вернулась в Голландию и хотела жить простой жизнью, выйдя замуж за мужчину, которого любила. Но тихой и размеренной идиллии не суждено было осуществиться. Ее мужа призвали на фронт Первой мировой войны. Когда Мата Хари узнала, что он ранен и находится в больнице во Франции, она попросила визу, чтобы поехать и навестить его. Власти Франции предложили ей сделку: она может получить визу в обмен на то, что станет шпионкой в немецком тылу. Женщина была в отчаянии и приняла предложение.


    Пользуясь своими связями, Мата Хари смогла сблизиться с принцем Вильгельмом. К сожалению, она не смогла узнать у него никакой полезной информации: как оказалось, принц знал очень мало о военных делах своей страны и совершенно не интересовался политикой. Но хуже было то, что немцы узнали, что Мата Хари была шпионкой. С этого момента женщина была обречена. Ее сделали двойным агентом, пешкой в политической игре двух мировых держав.


    13 февраля 1917 года французские власти арестовали ее. Новость об аресте Маты Хари была на заголовках всех газет. Сплетни и откровенная ложь ширились прессой, создавая немыслимые сюжеты о похождениях и кознях женщины. Несмотря на то, что все доказательства были очень поверхностные, Мату Хари признали виновной в государственной измене и присудили к смертной казни.

    15 октября 1917, поставленная у стены для расстрела, Мата Хари не только отказалась завязывать глаза, но и сделала нечто шокирующее: женщина послала воздушный поцелуй двенадцати солдатам — своим палачам. По приказу солдаты выстрелили, одиннадцать пуль попало в её тело, а двенадцатый солдат, только призванный на службу, упал в обморок.