Развлечения для второй младшей группы рождественские встречи. Развлечение в детском саду в младшей группе «Рождественские колядки

Цель: Познакомить детей с традициями и обрядами святочных праздников. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях и праздниках, закреплять умения и навыки в творческом проявлении и импровизациях через народные игры, песни и танцы.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками, которые отмечают в зимний период.
2. Продолжать знакомить детей с народным фольклором, традициями во время колядок
3. Учить детей использовать народные традиции в праздниках.
4. Расширять словарный запас детей через знакомство со словами «коляда» (от латинского выкликать), колядка (короткая песня величально-поздравительного характера), колядовщики (исполнители колядок), авсень (от слова овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
5. Воспитывать эмоциональное положительное отношение к народному творчеству.
Действующие лица: Ведущий, Скоморох, Цыган, Цыганка, Медведь, Чёрт, Козёл, Баба Яга, Леший, Колядовщики (дети в русских народных костюмах и масках животных).
Декорация: русская изба, стол, самовар, маски-шапочки животных, воздушный шарик в косынке, детские варежки, клубки ниток, звезда, пшено, рис, гостинцы для колядующих (пироги и сладости), корзинка (лента, пуговица, монета, щетка, картошка, гвоздь, скрепка, полотенце, булка, колечко, мыло, веточка), зеркало, тазик и веничек.
Материал: художественное слово, стихи, загадки, песни, игры.
Предварительная работа: познакомить детей с атрибутами колядования, разучивание святочных песен, колядок, игр и хороводов, изготовление атрибутов обряда колядования – звезда, месяц, вертеп и рождественский подарок.
Оформление русской избы.

Ход развлечения

Дети входят в зал под русскую народную песню “Ах, вы сени, мои сени” в обработке В. Герчик.

1-й ребёнок: Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом! С Новым счастьем!
Чтобы здоровы были.
Много лет чтоб жили! (дети кланяются гостям праздника)

Ведущий: А вы знаете, что с Рождества 7 января по Крещение 19 января, на Руси праздновали Святки. Но сначала мы встречали Новый год, Рождество, затем наступали Святки. В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

Девочка: Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ли на колядки?

Мальчик: Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.

2-й ребёнок: Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
И авсей, и коляда!
Отворяйте ворота!

3-й ребёнок: Что такое это- святки?
Вы не слышали ребятки?
Что ж придётся рассказать
И конечно показать.

Скоморох: Эй, спешите все сюда!
В гости коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться!

Ведущий: А что такое святки?

4-й ребёнок: Праздник тот самый длинный
Он весёлый и старинный.
Наши деды пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.

5-й ребёнок: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Дружно за руки беритесь,
Да в хоровод все становитесь (исполняется колядка) .

Уродилась коляда
Накануне Рождества

Открывайте окно
Запускайте Рождество!
Припев: Ой, Коляда, колядица моя!
Открывайте двери
Поднимай с постели.
Припев: Ой, Коляда, колядица моя!

Ведущий: Вы, ребята, молодцы.
Веселились от души.

6-й ребёнок: Эх, на улице мороз подмораживает,
Не велит долго стоять замораживает!
А мы ещё запеваем
Хозяев потешаем!
А вы помогайте нам подпевайте (исполнение песни «На дворе метели студёные») .

7-й ребёнок: С праздником, господа!
А кричать ли коляда?

Ведущий: Ох, повеселились мы да потешились
Пора и коляду зазывать
В гости приглашать.

Хором: ЭЙ, коляда, маляда
Золотая борода.
Приходи, коляда,
Отворяй ворота (дети садятся на стульчики, выходят ряженные)

Хором: Пошла коляда, из конца в конец
Пришла коляда, отворяй ворота.
Ой, коляд, коляда, колядища моя!

Баба Яга: Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Что б здоровы были
Много лет прожили.

Леший: Открывайте, сундучок,
Подавайте пятачок,
Хоть блин, хоть сала клин.

Козёл: Коляда, коляда
Накануне Рождества
Тётенька, Добренька,
Дай пирожка сдобренька. Ме-ме-мееееее
Ряженные хором: Сеем, сеем, посеваем
С Новым годом поздравляем!

Скоморох: Спасибо за песню,
Спасибо за Славу,
Для вас угощенье готово на славу! (подносит поднос с пирогами)
Принимайте-ка, ребята,
Коляду в свой хоровод,
Пусть сегодня в этом зале
Каждый пляшет и поёт! (произвольный танец ряженных под русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени» в обработке В. Герчик)

Баба Яга: Ух, сто лет так не плясала. А вы знаете, есть такая примета, кто в Новый год чихнёт, тот много лет проживёт. Кто болеть не хочет, чихнем все вместе 3-4 «Апчхи»

Ряженные: Будьте здоровы!

Баба Яга: А теперь все в круг вставайте с Бабкой Ёжкой поиграйте (все идут по кругу приговаривают и показывают)

Игра «Бабка-ёжка»

В тёмном лесе есть избушка,
Стоит задом наперёд
В этой маленькой избушке
Бабушка Яга живет:
Нос такой (показывают)
Глаза такие (показывают)
И поломана нога (показывают)
Ах ты, бабушка Яга,
Не боимся мы тебя
Уходи, уходи,
Больше к нам не приходи.

Баба Яга: (обижено) Так не честно, мне эта игра не нравится. Предлагаю поиграть в другую игру. Хотите? (ответы детей) Что б урожай хлеба был большим в Рождество играли в игру «Льдинка» Я льдинку сейчас раскручу, а вы прыгайте и не касайтесь, что бы посевы от холода не погибли, да приговаривайте:

«Что б был долог колосок,
Что б вырос лён высок.
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши».

Леший: Что б урожай хлеба был хорошим, мы уже высоко прыгали, но есть ещё одна примета. Что бы капуста уродилась большая да плотная в святки наматывали заветные клубочки. Позовём наших мам поиграть, да клубочки намотать. Пока мамы клубочки наматывают, мы с вами приговариваем такие слова:

«Капуста виласта,
Не будь голинаста,
Не будь голинаста,
Будь пузаста!»

(дети ходят по кругу, приговаривая слова, мамы в кругу наматывают клубочки)

Баба Яга: А вы знаете, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний был в Крещение.

Девочка: Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи под окном,
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном,
Ярый воск топили.

Леший: А сейчас мы погадаем
И в корзиночку заглянем.
Что вас ждёт в этом году?
Кто сердится на судьбу?
В этой маленькой корзинке,
Что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье
МОНЕТА – К богатству
ЩЕПКА – Крепкое здоровье
КАРТОШКА – Ждёт большое счастье
ГВОЗДЬ – На пороге гость
СКРЕПКИ – К новым друзьям
Полотенце — далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие.
Булка — Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. Богатство, достаток в твоём доме будет.
Колечко — Сей муку, пеки пироги, к тебе гости будут, а к ней женихи. (показ. На девочку)
Лента — Лента к богатству, прибыли в семье твоей.
Мыло- хорошее известие.

Баба Яга: Погадай и мне! Я тоже хочу! (достаёт из корзины веточку)
Что это, Леший, растолкуй?

Леший: Видно Яга к новому помелу.

(Баба Яга заглядывает в корзину, трясёт.)
Баба Яга:
А колечка нет?

Леший: Да кто же тебя замуж-то возьмёт, старую,

Баба Яга: (с обидой) А вот я и не старая, мне всего-то 300 лет давеча стукнуло. Устрою я вам экзамен. Кто самый смелый выходи! (проводится игра «Прыжки в мешках»)

Козёл: А теперь пришла моя пора поиграть, ребятишек повеселить. В Рождество и стар и мал, играли в игру «Рождественские ворота».

Баба Яга и Леший образуют ворота, через которые проходят дети и взрослые приговаривают такие слова:

«К нам коза пришла, коляду привела,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила»
На слова « Самого маленького оставила» ворота закрываются. Пойманный ребёнок садится на стульчик.

Леший: Слышь, кума, а хочешь, я тебе ещё погадаю? Не желаешь ли ты узнать своего суженного? На Рождество девоньки ещё и по зеркальцу гадали, судьбу предсказывали. Да и время подошло, уж на улице темно.

Баба Яга: Отчего не погадать! Сядем поудобней и начнём. (Баба Яга садится на стул берет зеркало, гаснет свет, зажигаются свечи)

Баба Яга: Свет мой зеркальце скажи,
Да, всю правду доложи,
Хочу я узнать, каков на вид мой суженый, красавец собой или нет?
Зеркальце покажи, суженый, ряженый появись

Леший: Ой, смотри-ка, кума, каков он! Кудри-то до чего хороши! Только нос уж больно торчит! И нос сильно страшен!

Баба Яга: Видать не красавец собой будет. Да ладно с лица воды не пить!

(в зал вбегает черт с тазиком)

Леший: Ой, а это что за добрый молодец с хвостом да с рожками?

Баба Яга: Да, это чёртушко, суженый мой

Чёрт: Я бежал, да запыхался.
Дыму с печки надышался,
К вам на силушку добрался
Уж как я рад, Уж как я рад,
Что увидел всех ребят!

Баба Яга: Вы гости дорогие не пугайтесь!
А ты черт посмеши да позабавь!
Загадай-ка, для начала загадки.

1. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
2. Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела (Метель)
3. Не бриллиант, а светится. (Лед)
4. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь вода в руке. (Снежинки)
5. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
6. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
И стоять не велит. (Мороз)
7.
На дворе - горой,
А в избе - водой (Снег)
8. Белая морковка
Зимой растает ловко (Сосулька)
9. Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
Сугробы наметает,
Снежным ковром
Землю устилает (Зима)

Леший: Наши дети знают песню о зиме.
Святки празднует народ,
Становитесь в хоровод (исполняется песня «Зимушка хрустальная»)

Чёрт: Ой, как мне у вас нравится. Я пожалуй останусь, да поиграю.

Леший: А давайте поиграем в игру, «Найди себе пару».

(Дети встают лицом к гостям, одну руку держат за спиной, Баба Яга и Леший раздают по одной варежке. Пока играет музыка, дети должны найти свою пару. Можно предложить эту игру и родителям).

Баба Яга: Чёртушко, а чего это ты с тазиком.

Чёрт: Вот снегу маленько растопил, ведь есть такая примета: кто новогодним снегом окропится, тот от болезней излечится.

Ведущий: В последний день святок собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить здоровья и красоты. А ночью шли за водой на реку или озеро, а самые смелые окунались в прорубь, считали, что это обладает чудесной силой. Люди верили, что в Крещенскую ночь, небеса открываются и если загадать желание, то оно обязательно сбудется

Чёрт: Вот и я принёс святой водички. Сейчас я вас всех обрызгаю, чтобы не болели в этом году.

Баба Яга: (снимает с ноги валенок)
Мой чудесный башмачок,
Становись на каблучок!
С кем плясать мне подскажи,
Я бросаю, раз, два, три. (бросает через плечо свой валенок к выходу, к двери)

Баба Яга: Быть, чёртушко, тебе моим женихом в этом году. Ведь ты последним в эту дверь вошел.

Чёрт: Чур, меня! Чур, меня!

Стук в дверь входят цыган и цыганка, цыган держит валенок

Цыганка: Как зашли мы, как зашли,
Да в чужую хату.
Позолотите ручку, а я погадаю.

Баба Яга: Проходите, гости в хату, не стесняйтесь.

Цыган: Щедрый день, добрый день! С чьей это ножки туфелька упала? (примеряет девочкам и мамам валенок, потом замечает, что Баба Яга стоит без валенка).
Дай-ка, я тебя обую красавица, а то так и замерзнуть, простудиться можно (одевает Бабе Яге валенок).

Баба Яга: Доброго здоровья, молодец!

Цыган: Можно к вам на огонёк?

Баба Яга: Отчего же нет, можно проходите, мы гостям завсегда рады!

Цыганка: Только мы не одни с нами Мишка-медведь. Эй, Мишка, проходи!

Цыган: А ну, Топтыгин, шаркни ногой, да притопни другой.
Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, цыган, покажем
Как мы лихо пляшем.

Скоморох: Повеселить наших гостей
Сегодня каждый рад.
Весёлую цыганочку танцует детский сад.

Цыганка: Ай, спасибо хозяевам, да малым ребятушкам. Да, спасибо тому, кто в этом дому.

Ведущий: В святочные дни принято было пройтись по деревне, с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай. Желая всем добрым людям счастья, здоровья и богатства. А если случалось, что гнали их со двора, то люди верили, что после этого не будет удачи в доме, что поселится у них вот такая старушка- завидушка.

Игра «Старушка- завидушка»
(игра с воздушным шариком на котором изображено хмурое лицо, повязанное платком. Дети и родители передают шар из рук в руки. В конце шар приходит к Бабе Яге она незаметно его лопает)

Леший: Вот старушка-завудушка от жадности и зависти лопнула. Вот что бывает с жадными людьми. Но среди нас и наших гостей нет таких.

Баба Яга: Мы и пели и плясали.
Праздник Рождества встречали.
Ох, понравилось у вас, мы придём ещё не раз.

Цыганка: А сорить тут у вас можно.

Дети и гости хором: Можно!

Все ряженные: А мы сеем посеваем,
С новым годом поздравляем!

Баба Яга: Пошли Коляда во другие ворота.
Ой, коляда, коляда, колядица моя!
Уходят исполняя колядку.

Коляда-маляда, прикатила молода.
Мы искали коляду во Ивановом двору.
Как на улице Мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать:
Или тепленький пирог, или маслице-творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром

Ряженные уходят. Кто-то из гостей замечает оставленную корзину.

Гость: Посмотрите, ряженные корзинку свою оставили и записка в ней. (читает)

Пусть любовь и добро
С вами рядом живут.
Угощенье получайте
Нас нечистых вспоминайте.
Лучше нету радости
Для ребят, чем сладости
Вот вам всем конфетки,
Пусть вам будет сладко детки!
Входит скоморох с пирогом и свечами

Скоморох: Пусть свечей огонёк согреет нас всех,
И пусть в новом году
Звонче слышится смех!

Ведущий: Ребята, давайте задуем свечи и загадаем желание.
Словами гаданиями сыт не будешь.
Пора и нам за стол садиться
Угощеньем насладиться!

Список литературы

1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Дество-Пресс, 1998.
2. Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.
3. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: академия развития, 2001 г.

Сценарий праздника «Рождественские святки»

для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;

знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;

доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Участники праздника: Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – лиса, петух, волк.

Взрослые: Емеля, коза и медведь.

Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход развлечения:

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Девочка: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Дети исполняют танец « Новый год это яркий миг» и присаживаются на места.

Хозяйка: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками.

Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Хозяйка: Дети, расскажите, что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Пригласим на Святки вас!

Слышится стук в дверь. Входят колядовщики – дети и взрослые наряженные.

Колядовщик взролсый:

1. Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

2. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

3. Коляда, коляда, длинная борода!

Пышки, лепешки, свиные ножки.

В печи сидят на нас гладят!

Кто не даст пирога

Уведем корову за рога.

4. Кто не даст пышки-

Разобьем крышки,

Кто не даст лепешки-

Разобьем окошки!

5. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

6. С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить, (все вместе)

Вас со Святками поздравить!

Хозяйка: - Угощу, угощу колядовщиков (складывает угощение в мешок) (колядовщики встают ко всем детям)

Хозяйка: Но сначала поиграйте со мной!

Скорее в круг вставайте, игру-веселье начинайте!

Проводится игра – хоровод «Золотые ворота»

Дети садятся.

Коза: А я тоже поиграть хочу.Я, коза-дереза, летом лыко драла, из него что-то сплела. А что это – отгадайте!

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Давайте поиграем, побегаем в них.

Игру «Бег в лаптях» (2 пары лаптей; 2 команды детей)

Выходит Емеля, поет частушки:

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

Хозяйка: Ты Емеля молодец,

Что колядки нам пропел.

Вот держи в награду

Плитку шоколада.

Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?

Емеля:

Не - а, а мне неохота!

Хозяйка:

А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка».

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот пляшет под веселую мелодию, а дети хлопают.

Хозяйка: Вот, Емелюшка. Видал, как наши ребята играть умеют. А ты-то что-нибудь умеешь?

Емеля: Я мастер на печи лежать, да калачи есть.

Хозяйка: А загадки ты загадывать умеешь?

Емеля: И загадки могу. Отгывайте!

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».

Ведущий: Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.

Хозяйка: Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра для всех – тут веселье, шутки, смех!

Игра «Холодно, замерзли руки...»

Хозяйка: А давайте погадаем,

Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»

Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребенок открывает горшок, а там

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).

Медведь: Сито-решето есть у меня, да не простое, а волшебное!

Кто предмет оттуда вынет, свою судьбу узнает!

(Дети гадают – достают предметы из сита, наполненного пшеном. Медведь комментирует).

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.

Хозяйка: Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

Под музыку дети уходят из зала.

Цель :

Познакомить детей с празднованием Рождества , Рождественскими святками , обычаями колядования , ряженья;

Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа;

Научить совместно со взрослыми встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков .

Дети под бубен входят в зал с воспитателями.

Хозяюшка : Здравствуйте мои дорогие ребятишки, девочки и мальчики.

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Лисичка :

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова !

Он веселый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

А как рады ребятишки-

И девчонки, и мальчишки :

На рождественские святки

Будут петь они колядки !

Скоморох :

Ребята, а какое у нас время года?

Вы любите зиму?

Зимой за окном белым-бело

А какой сейчас зимний месяц? (январь)

Да, в январе- январе много снега на дворе.

Январь - середина зимы.

Январь ломонос : береги свой нос.

Еще в январе много праздников .

Все любят праздники , в эти дни люди улыбаются друг другу.

Какие зимние праздники вы уже знаете ? (Новый год, День Рождения , Рождество ) .

А вы морозов не боитесь?

Хоровод : «Зимняя пляска» - непоседы

После хоровода дети сильно закружились и в комочки превратились

«Игра с Лисичкой»

Снежков корзинку я принесла

Давайте в игру поиграет друзья.

«Игра в снежки»

«Мы веселые мартышки»

«Елочки-пенечки»

Лисичка : С давних времен существует обычай на святки петь . Выходите ребята расскажите :

Скоморох : Дни от Рождества до Крещения называются святками. В эти дни принято шутить, петь веселые песни, играть, дарить подарки, ходить в гости.

Вот и нам Бабушка-Яга передала валенок, да непростой, а для гаданий!

Ребенок кидает валенок.

Вот туда сейчас пойдем и колядки всем споем . (Дети поют колядки ) .

Хоровод «Лавата»

Раздача детям угощений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего развития №1»

Праздник-развлечение «Рождественские колядки»

В группе №2 «Непоседы» и в группе №3 «Матрешка»

Провела воспитатель Воротнева Е. В.

Цель :

Познакомить детей с празднованием Рождества , Рождественскими святками , обычаями колядования , ряженья;

Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа;

Научить совместно со взрослыми встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков .

Дети под бубен входят в зал с воспитателями.

Хозяюшка : Здравствуйте мои дорогие ребятишки, девочки и мальчики.

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Лисичка :

Праздновать всегда готовы

Праздник Рождества Христова !

Он веселый, добрый, славный,

Он один из самых главных!

А как рады ребятишки-

И девчонки, и мальчишки :

На рождественские святки

Будут петь они колядки !

Скоморох :

Ребята, а какое у нас время года?

Вы любите зиму?

Зимой за окном белым-бело

А какой сейчас зимний месяц? (январь)

Да, в январе- январе много снега на дворе.

Январь - середина зимы.

Январь ломонос : береги свой нос.

Еще в январе много праздников .

Все любят праздники , в эти дни люди улыбаются друг другу.

Какие зимние праздники вы уже знаете ? (Новый год, День Рождения , Рождество ) .

А вы морозов не боитесь?

Хоровод : «Зимняя пляска» - непоседы

«Мы сперва пойдем налево – раз, два, три» - матрешка

После хоровода дети сильно закружились и в комочки превратились

«Игра с Лисичкой»

Снежков корзинку я принесла

Давайте в игру поиграет друзья.

«Игра в снежки»

«Мы веселые мартышки»

«Елочки-пенечки»

Лисичка : С давних времен существует обычай на святки петь колядки – это праздничные рождественские песенки . Выходите ребята расскажите :

Скоморох : Дни от Рождества до Крещения называются святками. В эти дни принято шутить, петь веселые песни, играть, дарить подарки, ходить в гости.

Вот и нам Бабушка-Яга передала валенок, да непростой, а для гаданий!

Ребенок кидает валенок.

Вот туда сейчас пойдем и колядки всем споем . (Дети поют колядки ) .

Хоровод «Лавата»

Раздача детям угощений.


Развлечение в младшей группе «Рождественские колядки»

Описание материала Предлагаю конспект развлечения для детей 3-4 лет и родителей на тему: "Рождественские колядки". Материал будет полезен воспитателям ДОУ младших групп, музыкальным руководителям.. Конспект развлечения направлен на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического создания дошкольников в процессе ознакомления с русским праздником – Колядки.А также для организации работы воспитателя с родителями.

Конспект развлечение в младшей группе «Рождественские колядки»

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель . Организация культурного досуга детей и родителей. Приобщение детей к народным праздникам, традициям.
Программные задачи - формировать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- разучить музыкальный фольклорный материал, используемый в повседневной жизни;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Словарная работа
Обогащение словаря Рождество, коляда, колядовщик, колядка.
Предварительная работа Разучивание стихотворений, прослушивание колядок, просмотр мультфильмов о Рождестве, учить играть на музыкальных инструментах.
Материалы оборудования зал украшен в зимней тематике, стоит домик среди деревьев, мультимедийная установка, сундук с атрибутами для ряженья (платки, бусы, маски зверей, сарафаны, рубахи, ленты и т. д.); шумовые детские музыкальные инструменты (дудочки, бубны, ложки и т. д.); музыкальное сопровождение; рождественская звезда; клубок ниток; сетка волейбольная и снежки, 2 лошади-палки, 2 воздушных шара и 2 дуги.

Ход развлечения Под песню «Рождество и Святки» дети входят в зал и заводят хоровод.
Ведущий Наступило Рождество
Долго ждали мы его
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
В этот зимний вечерок вьется над трубой дымок,
Месяц на небе весит и в избе гостей полно.
Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться, в русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!
Ведущий Встанем вместе мы в кружок, будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет, тот для нас плясать пойдет.
Проводится игра «Передай клубочек» под русскую народную мелодию.
Ведущий : Ну а что такое святки? Вы не слышали ребятки?(Дети читают стихи)
1 ребенок
Праздник это самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
От Рождества и до Крещенья
2 ребенок
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки!
3 ребенок
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущий Но для начала давайте посмотрим, что такое Рождество? Усаживайтесь поудобней.
Видеофильм «Рождество». (просмотр на 5 мин)
Ведущий На период Святок приходятся три праздника - Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.
Руси во время святок
Дети наряжались в необычные костюмы и ходили по домам и пели
Песни – колядки. Детей называли колядовщиками. Им давали сладости. Считалось, если не дать детям угощение. То случится беда.
Вот и мы с детками и их родителями пойдем колядовать.(Родители одевают маски)
Эй, хозяева, вставайте!
Шире двери открывайте!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Все дети и родители идут к домику Хозяйки и поют:
1 Колядка (поют): «Коляда, Коляда, Приходила Коляда, накануне Рождества.
Детей собирать. С Новым годом поздравлять!»
Выходит хозяйка.
Хозяйка Здравствуйте, люди добрые!
Гости дорогие, гости званые!
С Новым годом! С Новым счастьем!

Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!(угощает детей конфетами, кладет ведущему в корзинку после каждого номера)
1 Колядовщик(родитель). Вошла Коляда позади Рождества, вперед Масленицы!
2 Колядовщик.(родитель) Святки празднует народ: веселится и поет!
Ведущий. Хозяюшка! Будешь ли наших деток угощать?
Хозяйка
А за что вас угощать?
Сначала отгадайте-ка загадочки.
1 загадка.
Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут ее?.. (Зима)
2 загадка.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)
3 загадка.
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
4 загадка.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая?
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
5 загадка.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз).
Ведущий Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас.
Ну а чтобы не замерзнуть, поиграем мы сейчас.
ИГРА В СНЕЖКИ (через волейбольную сетку, две команды перекидывают снежки, выигрывает та команда, на чьей стороне меньше снежков)
Хозяйка Молодцы ребята.
3 колядовщик(родитель)
Коляду встречайте, щедро угощайте!
Коляда, коляда, накануне Рождества!
Блин да лепешку ложи нам в лукошко!
4 колядовщик (родитель)
Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!
Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!
2 Колядка. (поет мама с ребенком)
Дзинь, дзинь звенят звоночки
К вам пришли сыны и дочки
Вы колядников встречайте
Нас улыбкой привечайте
5 колядовщик(родитель) Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Смех вам да веселье.
Ведущий Вот и будем веселиться.
Хозяйка А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!
Игра с шариками «Богатыри» (двое игроков, сидя на коленях, должны задуть шарики в ворота, игра для взрослых), «Скачки на лошадях»(для детей)
Ведущий. А хотите погадать, да судьбу свою узнать?
Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы);
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, ученый
4. Муз. Инструмент – музыкант
5. Краски- художник
6. Градусник – врач
7. Машина – водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Ведущий Ребята, а сейчас поиграем с Солнцем.
В центре круга – «солнце» (в руках у ребенка Рождественская звезда). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
Ведущий
На Руси люди Святки отмечали, пели и плясали,
В ложки деревянные, бубенцы весело играли.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка примемся за дело, поиграем с ними смело!
Игра на детских музыкальных инструментах: «Ложкари»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
(Под русскую народную мелодию вместе с воспитателем играют на инструментах)
Дети читают стихи
1 ребенок
В этот светлый праздник.
Праздник Рождества.
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
2 ребенок
Тихо снег ложится
За окном зима
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
3 ребенок
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
4 ребенок
Льются звуки жизни,
Счастья и добра
Озаряя мысли светом Рождества!
Ведущий
В последний день святок, на Крещение, собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья. А ночью идут за водой на реку, самые смелые окунаются в прорубь, считается что все это обладает чудесной силой. Люди верят, что в крещенскую ночь небеса открываются и Божья благодать сходит на землю и если загадать желание, то оно непременно сбудется. А еще на Крещение бывают самые лютые морозы. Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
- А теперь, Хозяюшка угостишь детей?
Понравились тебе наши песни, игры, пляски?
Хозяйка . Молодцы, ребята! И песни хорошо пели и танцевали, и плясали.
Угощайтесь на здоровье! Раздает детям угощенье. Пышных пирогов, медовых блинков!
Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили.
Ведущий Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
Хозяйка
Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.
Под русскую народную мелодию дети и родители уходят из зала на чаепитие.

Считались волшебным, колдовским временем. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. В Рождество любой гость считался священным. На рождественский ужин приглашали также лесных зверей. Говорили: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка мишка в красном колпачке; мешок в виде сапожка, в котором лежат музыкальные инструменты — бубен, погремушка, барабанная палочка, тарелки, колокольчик; бубны, колокольчики, погремушки — каждому ребенку; барабан.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий (взрослый).

Мишка (игрушка, управляемая ведущим).

Дети входят в зал и встают вокруг елочки.

Ведущий

За Новым годом Рождество

Тихонечко идет,

И снова возле елочки

Хор ребятни поет.

Новогодний хоровод (по выбору)

Дети садятся на места. Раздается стук в дверь.

Ведущий

Кто стучится в нашу дверь?

Может, это страшный зверь?

Дверь тихонько отворю,

Кто стоит там, посмотрю.

(Открывает дверь и вносит Мишку в красном колпачке и с мешком-сапожком.)

Ой, да это же Мишутка

В колпачке. Что это? Шутка?

Мишка

А я, Мишка, — Дед Мороз,

Вам подарочки принес.

Ведущий . Разве может быть Мишка Дедушкой Морозом?

Дети . Нет.

Мишка

А на святки все бывает,

Любая сказка оживает.

Для вас Мишутка-Дед Мороз

Принес игрушек целый воз.

Игрушки необычайные,

Игрушки музыкальные.

Ведущий

Ну-ка, Мишка, покажи свой мешок.

(Рассматривает мешок.)

Да это ж сапожок!

(Встряхивает сапожок.)

(Играет на бубне.) Дети. Бубен!

Педагог достает бубны из сапожка и раскладывает их по кругу. Каждый ребенок садится на колени перед бубном.

Ритмическая игра «Бубен»

Проводится иод белорусскую народную мелодию «Янка».

Бубен весело гремит — Дети перекладывают бубен правой рукой так, чтобы он оказался перед ребенком, сидящим справа. Движения выполняются в соответствии с метрической пульсацией. Получается так, что на каждую долю перед ребенком появляется бубен, который в свою очередь кладет перед ним сосед слева.

Дили-дили, дон! Дети поднимают бубен и встряхивают его. Ударяют в него ладонью.

Дили-дили, дон! Встряхивают бубен и ударяют в него ладонью.

Ребятишек веселит —

Встряхивают бубен и ударяют ладонью.

Бубен, спой еще разок - Перекладывают бубны по кругу.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и хлопают ладонью.

Дили-дили, дон! Дили-дили, дон!

Встряхивают и ударяют ладонью.

С. Коротаева

Ведущий. Посмотрим, что еще принес в сапожке Мишка. (Достает барабанную палочку.) Что это такое, ребятки?

Дети . Палочка для барабана.

Ведущий . А вот и сам барабан. Он потерял свою палочку, а Мишка ее нашел. (Играет на барабане.)

Эй, барабан! Играй, барабан!

Трам-барабам, трам-барабам!

Песня «Барабанщик» М. Красева

Дети ноют, один ребенок играет на барабане.

Ведущий . А что еще есть в мешке, вы сразу отгадаете.

Ой, гремит она, гремит,

Малышей всех веселит.

Ваша первая игрушка,

Называлась... (погремушка).

(Достает погремушку из сапожка.)

«Полька» (муз. М. Глинки)

Дети играют на погремушках.

Погремушечка звенит Дети ударяют погремушкой по ладошке

И ребяткам говорит,

Весело играет,

По ладошке ударяет.

Принялась она за дело, Звенят погремушкой.

Над головкой зазвенела,

Весело играет,

Деток забавляет.

Ведущий (заглядывает в мешок). Ребятки, что я вижу.

Тарелки блестящие,

Тарелки настоящие,

Не крупные, не мелкие,

Тарелки медные.

(Достает тарелки и играет на них.)

Тарелочки играют,

В игру всех приглашают.

Игра «Снежинки»

Полетят снежинки Дети бегают на носках

Тихо над землей, врассыпную.

Кружится снежинок Кружатся.

Белый рой. Педагог ударяет в тарелки.

В сугроб собрался белый рой, Дети собираются в «сугроб» (встают тесной группой)

Стал белою горой.

Припев. Повторяют движения.

Снег на землю упал, Педагог ударяет в тарелки

На дорожке полежал. После удара тарелок дети приседают

Припев. Повторяют движения.

Быстро снег закружился, Педагог ударяет в тарелки.

В снеговика превратился. После удара тарелок дети замирают, встав прямо и поставив руки на пояс.

Ведущий (звонит в колокольчик, не доставая его из мешка)

Динь-дон, динь-дон!

Это что еще за звон?

Дети. Это колокольчик!

Педагог достает из сапожка колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова

Ведущий (показывает, что сапожок пустой).

Спасибо, Мишка, нам за новогодний сапожок. Вот сколько инструментов в него поместилось.

Мишка. А давайте сыграем в оркестре.

Ведущий. Как это — в оркестре?

Мишка. Это когда все инструменты играют вместе, дружно.

Ведущий. Мы, Мишка, сейчас попробуем.

Игра «Оркестр»

Инструменты разложены по кругу. Дети идут по кругу и поют.

Шли мы, шли, Дети маршируют.

Потом устали,

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. Поднимают любой инструмент и играют ритмическое сопровождение к маршу.

Побежали, побежали Кладут инструменты

И немножко мы устали, на пол и бегут по кругу.

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли. Поднимают инструменты и играют польку.

По дорожке мы пошли, Ходят на всей ступне.

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. Поднимают инструменты и играют сопровождение к вальсу.

По дорожке поскакали, Поскакивают по кругу.

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли. Играют на инструментах русскую плясовую.

Ведущий. Спасибо, Мишенька, тебе за инструменты, за красивый сапожок. А мы тебя угостим медом. (Дает Мишке бочонок.)

Мишка. Спасибо, ребята! Пойду в лес с товарищами-медвежатами мед кушать. До свидания!

Хоровод (по выбору)