Рифмованные прибаутки. Детские прибаутки

Развлечение в старшей группе «Шутки, прибаутки, небылицы»

Цель : продолжать знакомить детей с русским фольклором (народными мелодиями, потешками, прибаутками, небылицами, играми и пр.); привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; создать радостное настроение у каждого участника развлечения.

Действующие лица: Хозяйка, дети.

Задачи: 1. Воспитывать уважение к русским традициям.

2. Научить детей танцевать и петь хороводные песни, играть в народные игры.

3. Играть на русских инструментах: трещетках, ложках, бубенцах.

В игровой форме ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора - прибаутками и шутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам , но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название - «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, - «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания.

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение в старшей группе Артемон

«Шутки, прибаутки, небылицы»

В игровой форме ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора - прибаутками и шутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название - «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, - «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания.

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

Цель : продолжать знакомить детей с русским фольклором (народными мелодиями, потешками, прибаутками, небылицами, играми и пр.); привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; создать радостное настроение у каждого участника развлечения.

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к русским традициям.
  2. Научить детей танцевать и петь хороводные песни, играть в народные игры.
  3. Играть на русских инструментах: трещетках, ложках, бубенцах.

Действующие лица: Хозяйка, дети.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые да желанные!

Рады видеть вас у себя в гостях!

Не стесняйтесь, не смущайтесь, удобно располагайтесь.

Много праздников было на Руси, но самые щедрые да радостные проводили осенью после сбора с полей и огородов урожая. Собирались все вместе в избе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать.

Вот и я сегодня жду много гостей.

Будет праздник большой, праздник веселый.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Вас много интересного ждет.

Игра музыкальная

Хозяйка: Что и говорить, осенью и у воробья пир.

А вы хотите узнать как называли осенние месяца наши предки?

Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) .

Листопад (октябрь) . У наших предков он известен под именем листопад а , от осеннего падения листьев, или– грязником , Он и капустник – пропах капустой.

Грудень (ноябрь) . В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном , от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. Есть у ноября и другие названия: снеговей, листопад , листогной, мочарец, бездорожник, полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы , ее запевка и ворота, семерки года .

Хозяйка Что за славный денек!

Поднимайся, куманек!

Будем шутки шутить, небылицы говорить. А кто знает, что такое прибаутки?

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!"

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

ИКТ Небылицы

Хозйка. Как у наших у ворот муха песенки поет,

Комар подпевает, муха догоняет,

За ним курица кряхтит и петух пыхтит.

Девочка: Жил да был Ермил - в решете квас цедил,

В кафтан квас сливал, лаптем пашню пахал,

Шилом сено косил, на свинье сено возил.

У нас лошади в оборках, а коровы-то в лаптях,

У нас пашут на телегах, а боронят на санях.

У речки на поляне гулял козел в кафтане

Подсел козел к костру, прожег козел дыру

На новом кафтане, на вышитом кармане!

Бежит коза кафтан чинить, кафтан чинить,

Козла бранить!

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

Две заботливые ламы -

Лама-папа, лама-мама, -

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

Хозяйка: Ну и дела!

Игра «Никанориха гусей пасла»

(Дети идут по кругу, поют, в центре ходит «козлик», «жует» урожай.)

Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла. Никанориха ругается, а козел-то улыбается (после все идут шаркающим шагом врассыпную и козлик тоже).

С окончанием музыки встают парами живот к животу, обнявшись. У кого нет пары, тот козлик, Ему громко говорят, грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли,

Хозяйка: любили наши предки шутить, песни. Одну из этих песен мы сейчас послушаем.

Песня «Лапти»(шумовой оркестр)

Хозяйка:Ой какие ребята вы молодцы, а теперь поиграем в наши детсадовские небылицы на каждый ответ говорим да или нет

Дидактическая игра «Небылицы»

Чтоб спастись от зимних вьюг,
Ласточки летят на юг.

На работе балерины
Набивают пух в перины.

Чтоб от насморка лечиться,
Муравьи едят горчицу.

Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.

У летающих ежей
Восемь ног и шесть ушей.

Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.

Утром волк зубастый
Чистит зубы пастой.

В небе самолет кружится,
Машет крыльями, как птица.

На учениях солдаты
Учатся бросать гранаты.

Ходит голубь по дорожке,
У него четыре ножки.

У упавшего спортсмена
Забинтовано колено.

На зеленом апельсине
Шкурка стала темно-синей.

Летом во дворе Егорка
С ледяной катался горки.

За обедом съела Даша
Сто тарелок манной каши.

Сорвала Анюта розу,
И теперь в руке заноза.

Прописал врач Мише
От ангины лыжи.

Хозйка: А теперь мы конкурс устроим.

Игра «Догони яблоко»

Дети стают 2 колонны по 1, у первых игроков яблочко в руке, нужно катить яблоко рукой и бежать до фишки, а затем обратно.

Хозяйка - Какие у нас детки сегодня веселые! Все улыбаются.

Да, и мы сейчас посмотрим, у кого самая широкая улыбка (меряем улыбки линейкой)

Только улыбка должна быть до ушей!

Хозяйка: Ну вот ребята и позабавились мы с вами, а теперь настало время угощения и прощания. Вот вам сладкие конфетки, не забывайте улыбаться и шутить.


Небольшая подборка стишков, прибауток, потешек для маленьких детей.

Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном - не очень любимых гигиенических:)

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Ничего я не боюсь!

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик гриб сорвал,

этот пальчик жарить стал,

ну а этот (большой палец) его съел,

потому и растолстел!

Поехали-поехали за грецкими орехами,

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам

И в яму бух!

Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания.

Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужку дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу –

Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу.

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял –

Пастушатам передал.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.

Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот - задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле, львы - в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба - на метле.

Едут и смеются, и пряники жуют!

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.

Едет целая семья - впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух - с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку, желтому песочку.

Проплутала долго – испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – вот он, рядом.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

Ляг, половичок, под порог на бочок!

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям».

Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать - нас с добром поджидать.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот? Он все съел,
Оттого и потолстел!

***
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает.

***
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

***
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!

***
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил, ты печку не топил!

***
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

***
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Пришел поезд запоздалый,
Из последнего вагона вдруг посыпался горох.
Пришли куры поклевали-поклевали,
Пришли гуси пощипали-пощипали,
Пришел слон потоптал,
Пришла слониха - потоптала,
Пришел маленький слоненок - потоптал
Пришел дворник - все подмел,
Поставил стул, стол,
Поставил печатную машинку и начал печатать:
«Дорогие мои дочки, дзын-точки(щекотать под мышками),
Присылаю вам чулочки, дзын-точки,
А чулочки не простые - в них застежки золотые».
Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.
Письмо шло-шло и, наконец, дошло.

***
После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок,
Полежал совсем немного
И отправился в дорогу,
Погулял среди травинок
И приполз назад, в ботинок.

***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок.

***
Раз, 2, 3, 4.
Посчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***
Раз, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать.
Потихоньку-понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

***
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
И смотрели три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели Васьки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз...
И сказали три кота:
«Красотаааа!»

***
- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Настенька с грибком,
С подосиновичком.

***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Наши бабушки раньше все пропевали детишкам, так что придумайте простые мелодии и все пропевайте (даже если думаете, что у вас нет голоса, как можете), даже стихи — развивайте ребеночку с рождения слуховое восприятие и слух.

«Пальчик-мальчик» (пере6ираются и массируются пальчики, начиная с большого)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашку ел,
С этим братцем песни пел.

Комарики. Сведите вместе свой большой и указательный пальцы - это будет “комар”, который кружит над ребенком, пока Вы приговариваете:
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились -
Кусь!

Во время зарядки надо показывать ту часть тела, про которую идет речь:
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Светкин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

В кроватке . Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.

Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.

Катая малыша по подушке, приговаривайте:
Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочушку
На крутую горку,
Бух! Покатились –
С горки свалились.

Легко постукивая по ножкам , приговаривайте:
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Сережке
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ –
Приехали!

«Сорока-белобока » (водим указательным пальчиком малыша или своим по его ладошке, изображая мешание каши)
Сорока-белобока
Кашку варила
На порог становила,
За порог скакала,
Гостей созывала,
Гости не бывали,
Кашки не едали,
Все своим деткам отдала (дальше пере6ираются пальчики, начиная с мизинца)
Этому на ложке
Этому на поварешке
Этому в чашечке
Этому в тарелочке
А этому пальчику-мальчику ничего не дала (трясем большой пальчик)
Ты, пальчик-мальчик,
В лес не ходил, дров не рубил,
Воду не носил, печку не топил -
Не будет тебе каши.
Пошел сам искать -
Здесь тепленько (берем за запястье),
Здесь горяченько (берем под локоточек),
А здесь ключики-ключики (легонечко щекотим под мышкой).

Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Качая малыша из стороны в сторону:
А ту-ту-ту-ту!
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.

Умывая малыша:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
Ну а кто не умывался тот грязнулею остался».
Или в конце говорю: «А нечистым трубочистам
стыд и срам. Стыд и срам»

Положите малыша на спину . Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:
Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.

Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.

Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку – валяй, валяй!

Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
«Ладушки-ладушки,
Где были?» -
«У бабушки».
«Что если?» -
«Кашку!».
«Что пили?» -
«Бражку».
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.

«Ладушки»
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки
Что ели? Кашку
Что пили? Бражку
Кашка сладенька
Бабушка добренька
Попили-поели
Шу! полетели (машем ручками)
На головку сели (ручки кладутся на головку)
Сели посидели
Обратно полетели (машем ручками вниз)

«Велосипед » (делаем ребеночку «велосипед» ножками)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике.

«Барашки»
Барашки-барашки, стук лбом!
(садитесь с ребеночком лицо в лицо, на слово «стук» легонько «стукаетесь» лбами. И уже сама наклоняет головку вперед на слово «стук» — это очень смешно)

Также существует множество различных прибауток, очень забавляющих малыша, особенно если меняешь свой голос в зависимости от их персонажей, изображаешь их с помощью игрушек и т.д. Например?

Наши уточки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га.
А индюк среди двора — бал-бал-бал, балды-балда.
Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко.
А как петя-петушок,
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:

Тяни, тяни,
Холсты просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты –
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.

Посадите малыша на колени лицом к себе. Покачивая малыша к себе и от себя, приговаривайте:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.

Щучки – в кучки,
Плотички – в полички.
Один ершок –
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(Имя ребенка) накормлю,
Спать уложу.

Удерживая малыша под мышкой , поставьте его на твердую опору. Поднимайте малыша вверх и вниз и приговаривайте:

Ай, скок, поскок,
Молодой груздок.,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.

Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!

На молоденькой лошадке –
Трюх, трюх, трюх!
А на старой да на кляче –
Бух!

Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – БУХ!

Хорошая дорога,
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком –
Бух в ямку!

Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.

Ласково трогая малыша за носик , приговаривают:
«Чей нос?» -
«Мокеев».
«Куда едешь?» -
«В Киев».
«Что везешь?» -
«Рожь».
«Что возьмешь?» -
«Грошь».
«Что купишь?» -
«Калач».
«С кем съешь?» -
«Один (одна)».
«Не ешь один! (потянуть за нос)
Не ешь один!»

Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!

Леню хлебом не корми,
Лимонадом не пои,
Ничего не надо боле,
Кроме как побалаболить.

В тишине шуршали мышки,
Мышки те читали книжки.
Дружно зубками листали,
Книжки тоненькими стали

Перебирая пальчики малыша , ласково приговаривают:
«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».

Малыша, который учится ходить , манят к себе и приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Качая малыша на своей ноге:
Анна Петровна
Поехала по бревна.
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.

Волкова Ирина Анатольевна
Картотека «Прибаутки для детей»

Картотека "Прибаутки для детей "

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок

Сидит в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

Да играет во трубу.

Труба тОченая,

Позолоченная.

Труба ладная,

Песня складная.

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял мужик дугу,

Дугу точеную,

Позолоченную.

Шарил, шарил,

Не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избенку метет.

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела -

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,

забодает,

забодает!

Барашеньки - крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Настю потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Мамонт и папонт гуляли на речке,

Бабант и дедант лежали на печке.

А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются :

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор :

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

Еду сено косить.

А что тебе сено?

Коровок кормить.

А что тебе коровы?

Молоко доить.

А зачем молоко?

Ребяток кормить.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка!

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?

Привяжу я козлика

К белой березке,

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая березка,

Стой, не качайся!

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка!

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

Уж как я ль то ей крапивушку нажму!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, буренышка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренышка дала.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика дыра?

Один ворот остался.

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Публикации по теме:

Картотека «Цветочные загадки для детей» Подготовлен: Дёминой Галиной Владимировной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №16 ст. Архонская» *** Цветик жёлто – золотистый, Как цыплёночек,.

Картотека «Физ. минутки для детей» Мы - спортсмены Отдых нам -физкультминутка Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали, Руки к верху все подняли, Сели – встали,.

Картотека дидактических игр для детей Дидактические игры с предметами «Мы артисты» (средняя группа) Дидактическая задача: учить детей определять форму предметов. Игровая задача:.

Картотека физминуток для детей Картотека физминуток для детей Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не.

Картотека «Мимическая гимнастика для детей» Картотека "Мимическая гимнастика для детей". (Н. В. Нищева) Цель - укрепление мышц лица, развитие мимики лица. 1. Закрывать и открывать глаза.

Картотека опытов для детей 5–6 лет Опыты по изучению свойств воздуха Опыт 1. Что в пакете Задача: учить обнаружить воздух. Оборудование: полиэтиленовые пакеты. Рассмотреть.

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!