Как приучить ребенка к горшку: быстрые методы. Как понять, что ребенок готов пользоваться туалетом? Дети играют со стулом

Желание с первых дней делать все для успешного развития и роста своего малыша естественно для родителей. Это касается такого важного и деликатного стремления, как приучить ребёнка к горшку. В данном вопросе важно слушать свой разум, а не советы опытных доброжелателей.

Когда начинать?

Для контроля над выделительной системой маленький человек должен «дорасти», то есть кишечник, мочевой пузырь, мышцы пресса и нервная система должны достаточно развиться.


Способность ощущать и контролировать их работу формируется после 1 года, чаще в 18-20 месяцев. Признаком физической готовности к горшку являются:

  • Установление регулярного стула примерено в одно и то же время дня.
  • Промежутки между мочеиспусканиями 1,5-2 часа.
  • Ребенок проявляет характерное беспокойство или напрягается перед тем, как пописать или покакать.
  • Малыш понимает речь взрослых и значение слов, описывающих процесс испражнений, может выразить потребность в нем.
  • Испытывает дискомфорт и недовольство от грязного подгузника.

Второй год жизни - идеальное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, о том, как это сделать мы и поговорим дальше. На первом этапе дети осваивают использование горшка в дневное время, затем начинают проситься в туалет ночью.

Многие мамы с 6-7 месяцев высаживают деток на горшок и в целом добиваются сухих ползунков, но это скорее навык мамы, а не ребенка. Она ловит момент, стимулирует малыша звуком журчащей воды, добиваясь от ребенка рефлексов, а не умения.

Знаете ли вы? Специалисты нейтрально оценивают этот факт и отмечают, что устойчивое умение сознательно пользоваться туалетом сформируется ближе к 3 годам.

Основная причина - завышенные ожидания родителей . Рассказы о приучении к горшку за 1 день других детей, да ещё в возрасте 6 месяцев, заставляют, особенно молодых мам, форсировать события. Главное - понимать:

  • Обучение осознанно пользоваться туалетом - процесс, который невозможно искусственно ускорить.
  • Все задержки и проблемы с приучением к туалету - временные, их можно преодолеть, проявив терпение и гибкость.
Столкнуться с трудностями можно по таким причинам:
  • Несвоевременное начало. Возможно, малыш психологически не готов, не понимает, чего от него хотят. Период, когда дитя болеет или режутся зубы - также не самое подходящее время.
  • Неподходящая обстановка. Маленькому человеку сложно усвоить новые навыки в незнакомой остановке, на новой квартире, при конфликтах в семье.
  • Некомфортный туалет. Контакт с холодным и твердым предметом может раздражать, пугать и блокировать нужные действия.

Важно! Неустойчивый горшок также мешает малышу расслабиться и сделать все «как положено», ведь он боится упасть, а возможно уже падал, или был напуган, сидя на горшке.


Горшок на который хочется сесть

Перед тем, как приучить к горшку в 2 года, нужно купить простой и надежный «прибор», который понравится малышу.

Знаете ли вы? По приблизительным подсчетам современные дети проводят в подгузнике 18-20 тысяч часов.

Удачная модель, которая станет помощником, а не препятствием в том, как научить ребенка ходить на горшок, будет сделана:

  • Из материала, теплого и гладкого на ощупь, который легко мыть.
  • Устойчивой, анатомически правильной формы, разной для мальчиков и девочек,
  • Со спинкой и крышкой
  • Желательно выбирать модель простого и удобного дизайна, вы покупаете не игрушку, а практичную вещь.
  • Детское сидение для унитаза можно купить позже, когда малыш сможет заранее проситься в туалет.

Важно! Сейчас популярны музыкальные и говорящие модели, но они подходят детям, готовым включиться в данную игру с уже сложившимся умением пользоваться туалетом. Начинающего «пользователя» громкая музыка и другие эффекты могут отвлекать и даже пугать.


Как научить

Обучение начинается со знакомства малыша с новым предметом . Объясните ему, как и для чего им пользоваться. Можно посадить на него мягкую игрушку и ли куклу, а потом малыша. Дайте возможность привыкнуть к новой вещи, приучите к мысли, что скоро он перестанет носить подгузники, а будет носить трусики, как взрослые и ходить на горшок. При этом нет смысла слишком затягивать предварительный этап, ненавязчиво переходите к делу.

Обучаем за 7 дней

Джина Форд предлагает методику, рассчитанную на 7 дней, для детей от 1,5 лет, понимающих речь родителей, способных самостоятельно снимать и надевать простые предметы одежды. Смысл в том, что ребенок ходит днем без подгузника, даже на прогулке, так что стоит запастись сменной одеждой.

День первый. Утром, сразу после сна с малыша снимают подгузник и высаживают на горшок. Родители должны объяснять свои действия, проговаривая, зачем это нужно и что на нем делают.

Задача в том, чтобы ребенок просидел на горшке 10 минут и сделал то, что от него ожидали. Если первая попытка не удалась, ее повторяют с интервалом 15 минут, увлекая книжкой или рассказами во время сидения на горшке. Возможно, дитя пописает в штанишки, не стоит заострять на этом внимание. Приведите его в порядок, и повторяйте посадку на горшок регулярно весь день.

Второй день. Закрепляем навык, наблюдая за ребенком, его поведением, и сигналами что он скоро захочет в туалет.

Третий день. Продолжаем высаживать малыша, предлагая сходить в туалет перед играми, прогулкой, сном.

Четвертый и последующие дни. У маленького человека вырабатывается определенный ритм и привычка реагировать на позывы в туалет, но его все еще стоит «подстраховать», наблюдая со стороны и предлагая горшок, если ребенок увлекся игрой.

Трехдневная методика

Так же строится на отказе от подгузника и наблюдении за поведением.

Первый день. Ребенок после сна находится без памперса, в одежде, которую легко снять. Взрослый с горшком наготове постоянно наблюдает за ребенком и высаживает малыша, по возможности за секунду до начала процесса. Если вы не успели до, все равно обязательно сажайте ребенка в процессе, каждый раз, когда он начнет писать или какать.

На этом этапе смысл в том, что у малыша закрепилась устойчивая связь между позывами в туалет и использованием горшка. Мама и папа или бабушка могут ловить эти моменты по очереди, здесь главное постоянство и закрепление ситуации успеха. В первый день малыш находится дома. Перед сном ребенку нужно предложить сходить в туалет. Спать он пока будет в подгузнике.

Второй день. Тактика та же, что и в первый, при этом малыша без подгузника ведут на прогулку. С собой нужно взять горшок и сменную одежду.

Третий день. На прогулку выходят дважды. Постарайтесь, чтобы ребенок уже задерживал процесс мочеиспускания на время, необходимое для снятия одежды и подачи горшка.

Маленькие хитрости

Положительный настрой - обязательное условие успеха. Туалет должен вызывать у малыша только приятные ассоциации:

  • Чтобы малыш не тяготился высаживанием на него, займите его чтением книжки или рассказом.
  • Подберите на этот период простую одежду, которую легко можно снять, без лямок, тугих застежек.
  • Удобнее всего приучать к туалету в теплое время года, когда используется минимум одежды.

Важно! Опрелости у детей появляются от перегрева всего организма. Если в комнате жарко, ребенок даже в сухих штанишках и без подгузника может получить раздражение кожи.

Для быстрого приучения в каждой ситуации успеха приласкайте и похвалите ребенка , рассказывайте ему, за что именно его похвалили, как вы гордитесь им, какой он молодец, что ходит в туалет на горшочек.

Чтобы успешно выполнить эту задачу, планируйте дни так, чтобы вас ничего не отвлекало, домашние дела отложите или поручите родственникам. Все ваше внимание на несколько дней посвятите малышу.


Ошибки молодых мам

Даже после удачного начала у деток случаются неприятности в виде записанных трусиков. Не стоит ругать, а тем более наказывать в этой ситуации ребенка. Это его травмирует и может стать причиной энуреза.

Старайтесь быть последовательными, если начали приучать к горшку, откажитесь на дневное время от памперсов. Проситься и ходить на горшок должно стать правилом для ребенка. Способность просыпаться, когда нужно в туалет обычно формируется позднее.

Знаете ли вы? В 18 веке горшком пользовались не только дети, но и взрослые. Во Франции их называли «бурдалу», изготавливали из расписного фарфора, придавая по моде того времени сходство с морскими раковинами.

Возможно, ребенок вдруг начал сопротивляться попыткам посадить его на горшок, или успешно начав им пользоваться, внезапно отказывается ходить туда в туалет. Если подобное поведение не связано с испугом или сменой обстановки, оно может быть вызвано болезненным мочеиспусканием или дефекацией.

В этом случае необходимо посетить врача, так как это может быть симптомом цистита, фимоза и других заболеваний, требующих срочного лечения. Отказ пользоваться горшком может быть лишь этапом развития, кода маленький человек все отрицает и отвергает.
Дети растут и развиваются индивидуально, проявите терпение, будьте последовательны, позитивны и у малыша все получится.

Младенческий возраст милый и прекрасный, если бы не эти бесконечные подгузники. Необходимость постоянно менять их выматывает родителей.

Кроме того, на них отдается значительная часть семейного бюджета. Поэтому многие родители хотят знать, как приучить ребенка к горшку, чтоб больше не мучиться с этим. Но часто при этом они сталкиваются с трудностями.

Дело в том, что маленький человечек может быть попросту не готов ходить в туалет самостоятельно, ни психологически, ни физиологически. Он просто не понимает, зачем его сажают на этот предмет и почему нужно снимать штаны.

Задача родителей донести это до ребенка. Для этого им нужно знать, когда и как приучить ребенка к горшку. Чем младше малыш, тем труднее это сделать. Иногда приучение к горшку затягивается на длительное время.

Когда следует начать процесс обучения

Ребенок до года попросту не может контролировать физиологические процессы своего тела, мочеиспускание и стул в это время происходят на рефлекторном уровне.

Малыш просто не понимает, что его мочевой пузырь и прямая кишка полны, им руководят условные рефлексы. Это понимание придет к нему только к 18 месяцам. Поэтому если приучать самостоятельно ходит в туалет до этого времени, то можно потерпеть фиаско.


Как понять, что ребенок готов

Если вы заметили, что ваш малыш уже не так часто становится мокрым, может проспать днем несколько часов, не обмочив себя, то можно пробовать сажать его на горшок.

Посмотрите, как он развит физически, легко ли ему садится на корточки и вставать. Он также должен узнавать некоторые вещи, например его нижнюю одежду - трусы, майки.

Если все физические и психологические показатели в норме, то вам необходимо узнать информацию, как приучить к горшку.

Теперь ребенок в состоянии контролировать свою мочеиспускательную систему. А психологическое развитие позволит ему потерпеть немного и опорожнить кишечник и мочевой пузырь, когда для этого будет возможность.

Некоторые родители утверждают, что их ребенок научился ходить на горшок еще до года. Но скорее всего им удавалось просто поймать этот момент и усадить дитя на горшок вовремя. Или они усаживали его туда и дожидались, когда ребенок сделает свои дела.


Совет :

Но такое раннее приучение совсем не обязательно. Ребенок должен понимать, зачем нужно садиться на горшок и тогда все пройдет без проблем. А если начать рано приучать к этому, то в дальнейшем это может вызвать протест ребенка.

Как правильно выбрать горшок

Для начала родители должны приобрести горшок, на котором ребенку будет сидеть удобно. Девочкам удобнее будет сидеть на горшке круглой формы, а мальчикам - овальной.

Выбор горшков в магазинах огромный, поэтому вы можете подобрать удобный и внешне привлекательный горшок, на который ребенок будет ходить с удовольствием.

Необходимо также обратить внимание на то, чтобы он был не холодным, иначе заставить сесть на него маленького человечка будет невозможно. Этот предмет не должен быть высоким и неустойчивым.


Совет :

Важно, чтобы малыш получил положительные эмоции, когда он первый раз сядет на него. Нужно постараться, чтобы при усаживании ему было удобно. Тогда в следующий раз он сам будет проситься на горшок и сядет на него с удовольствием.

Также не стоит выбирать горшок слишком яркой расцветки с какими-либо музыкальными и игровыми прибамбасами. Иначе ребенок будет воспринимать его как игрушку, не более.

Как научить ребенка садится на горшок

Для начала покажите ваше новое приобретение малышу, познакомьте его с ним. Расскажите ему, зачем ему нужен этот предмет.

Вы должны вызвать интерес у ребенка, а если этого не получилось, то оставьте эту попытку до следующего раза. Если вы будете слишком сильно усердствовать, то желание сесть на этот предмет у вашего малыша не прибавится.

На примере других

Попробуйте показать ребенку, как пользоваться горшком в игровой форме. Посадите на него игрушку. Хорошо, если она будет резиновой и ее можно будет наполнить водой, а потом выпустить воду, когда игрушка окажется на горшке.

Пример других детей будет также полезен. Попросите другого ребенка постарше возрастом показать, как пользоваться горшком.

Обычно это действует безотказно, малыш обязательно захочет последовать примеру старшего товарища.


Совет :

Когда вы приучаете к горшку, вам следует отказаться от подгузников. В первое время родится потрудиться, стирая и убирая за малышом. Но зато вы отказываетесь от подгузников раз и навсегда. А ребенок быстрее поймет, почему ему нужен горшок и как его использовать.

Ведь ходить мокрым и грязным ему будет неприятно, и он сам захочет в следующих раз сходить в горшок, а не в штанишки.

Регулярность - главное в обучении

В первое время родители сами должны регулярно сажать малыша на горшок. Это нужно делать несколько раз в день:

  • сразу после пробуждения,
  • до и после завтрака,
  • до и после дневного сна,
  • до и после прогулки,
  • с ночного сна.

Если ребенок воспринимает горшок как игрушку, то не позволяйте ему долго сидеть на нем. И никогда не заставляйте его сидеть на нем против его воли - это помешает вам достичь нужного результата.

Всегда озвучивайте, для чего вы сажаете его на горшок. Объясняйте ему самыми простыми словами -"пипи", "кака". Так ему будет легче запомнить их и воспроизводить, когда в следующий раз он захочет сходить в туалет.

Хвалите малыша

Важно время, когда вы начинаете процесс приучения. Лучше делать это в теплое время года, чтобы не простудить ребенка. Малыш должен чувствовать себя при этом хорошо, не болеть. Откажитесь от этого, если у него режутся зубки. В этот период маленький человечек страдает от боли и ему будет трудно привыкнуть к новым условиям жизни.

Обязательно хвалите малыша, если он сделал все правильно, но при этом не задаривайте его сладостями и игрушками. Но если вдруг ребенок сходит в туалет прямо в штанишки, не ругайте его. Возможно, это временная неудача, он не смог проконтролировать естественную нужду. Просто укажите ему на горшок.


Даже если ребенок уже несколько раз ходил на горшок, он впоследствии может еще не раз сходит в штанишки. В этом случае детский психолог Комаровский советует маме просто надо набраться терпения.

Через некоторое он сам будет проситься на горшок и терпеть до тех пор, пока его на него не усадят. Родители могут также помочь ребенку и вовремя напоминать, что ему надо сходить в туалет. Если вы видите, что ребенок во время игры стал морщиться и тужиться, то срочно сажайте его на горшок.



Боязнь горшка - как с этим бороться

Иногда ребенок отказывается садиться на горшок и никакие уговоры на него не действуют. Такое случается чаще всего из-за того, что малыш в прошлом испытывал какие-то негативные чувства при этом.

Возможно в прошлый раз, когда его высаживали, горшок был холодный и ему это запомнилось. А может быть он слишком долго на нем сидел раньше и ему это надоело. Поэтому не надо позволять сидеть на горшке больше, чем 10 минут.

Но самая распространенная причина отказа - это крик родителей из-за того, что малыш не хочет сидеть на горшке. Родителям нельзя кричать по этой причине, даже если хочется. В этом деле важно терпение. Все равно ребенок достигнет того момента, когда он сможет понимать, что от него требуют.


Совет :

Чтобы ребенок не испытывал какой-либо дискомфорт, нужно поставить горшок в какое-либо спокойное место, где никто не будет мешать. Шум будет вызвать у маленького человечка испуг, и в следующий раз он откажется.

Все дети индивидуальны, кто-то сразу начинает ходить на горшок, кому-то для этого требуется некоторое время. Многие специалисты дают советы, как приучить к горшку, и самый известный из них доктор Комаровский советует не торопиться с этим.

Он говорит, что родители могут не беспокоиться, здоровый ребенок рано или поздно все равно научаться сами ходить на горшок. Вспомните, много ли вы видели пятилетних детей в подгузниках? Скорей всего ни одного.



Хитрости, которые помогут в приучении к горшку

Пусть ребенок сам смоет унитаз после того, как содержимое горшка там окажется.

На первом этапе вам поможет яркая книжка, которую можно читать всякий раз, как только малыш сядет на горшок. Это поможет малышу расслабиться и почувствовать себя спокойно. Но это не означает, что вы должны разводить кукольный театр или целую библиотеку. Пусть книжка будет только одна. И эта книжка должна доставаться только при посещении туалета.

Совет :

Если ребенок вовсю отказывается сесть на горшок, найдите ему другую альтернативу. Мальчикам можно предложить сходить в туалет как папа.

Девочкам можно предложить тазик или что-то еще. Ей будет интересно пускать ручейки в него. Через некоторое время вы можете опять предложить горшок. Возможно, на этот раз детки будут более снисходительными к нему.


Методика -7 дней

Данная методика эффективна для детей, начиная с 1,5 года. К этому времени большинство малышей уже могут выполнять самые простые указания снять одежду, убрать игрушку, и т.д. Автором ее является Джина Форд, она учит, как приучить малыша к горшку за короткое время.

Первый день

В первый день вы убираете памперс и говорите ребенку, что он уже большой и он ему больше не нужен. Затем нужно будет показать наглядно малышу, как нужно сейчас ходить в туалет.

Если ребенок пока не смог этого сделать, посадите его на горшок еще раз через 15 минут и держите его там около 10 минут, но не более. Обычно этого достаточно, чтобы маленький человек справил свою нужду. Но если вдруг не получилось, и ребенок сходил в штанишки, не переживайте. В следующий раз у вас обязательно все получится.


Второй день

Во второй день действуем так же, как и в предыдущий день, т. е пытаемся закрепить навык. Ребенок должен ходить днем без памперса. Если дома тепло, то пусть он бегает голышом.

Вы должно полностью убрать памперс из жизни и не надевать его даже на улицу. Перед тем, как идти на прогулку, предложите ему посидеть на горшке. Желательно идти на прогулку только после того, как он сходит в туалет.

На прогулке вы должны его постоянно спрашивать, не хочет ли он сходит в туалет. Лучше если вы возьмете горшок с собой и сменную одежду во избежание неожиданностей. Первые три дня - основные этап, обычно этого бывает достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык.


Следущие дни

В последующие дни малыш уже должен понимать, что от него требуется. И если он сделал все как надо, нужно хвалить ребенка за его успехи. Этот навык должен полностью закрепиться через неделю. Но это не означает, что ребенок не может дать осечку и наделать в штанишки. К этому нужно относиться снисходительно и ни в коем случае не ругать его.


Одежда ребенка должна быть удобной, легко снимаемой и одеваемой. Это поможет ребенку избежать какого-либо дискомфорта и облегчить процесс приучения. Через некоторое время вы сможете отказаться даже от подгузника на ночь, так как ребенок может просыпаться и ходить на горшок сам.


Научить ходить в туалет — это важный шаг в жизни вашего ребенка. Но это может быть довольно трудно для родителей. Хотя и не существует идеальной формулы, чтобы научить детей использовать туалет, следующие идеи могут помочь вам .

Что делать, чтобы ребенок научился ходить в туалет

Самое главное регулярно приучайте его, чтобы у ребенка вошло в привычку сходить на горшок . Для этого обратите внимание на это руководство.

Вы можете ему помочь подружиться с туалетом, следуя некоторым советам.

Как подготовить своего сына или дочь, чтобы попросился сходить на горшок

  • Используйте слова, чтобы выразить акт туалета (например, «пи», «ка»), и др.
  • Попросите вашего ребенка предупредить вас, когда подгузник мокрый или грязный.
  • Постарайтесь определить поведение в этот момент, спросите, “что пи?” или “есть ка?”.
  • Учите детей в игровой форме, сидеть на горшке, чтобы была практика и уверенности в себе.

Когда ваш ребенок уже будет готов научиться пользоваться туалетом , вам необходимо спокойствие и терпение,это займет несколько месяцев.

Правила подготовки, чтобы выработать привычку у ребенка ходить в туалет

  • Подготовьте туалет, чтобы ребенок мог использовать его и чувствовать себя уверенно. Вы можете приобрести особое кресло для новорожденных и стульчики, горшок или что-то другое на ваш вкус.
  • Покажите вашему ребенку как сидеть на унитазе и объясните что вы делаете, ребенок учится и подражает тому, что видит.
  • Если у вас есть сын или дочь на несколько лет старше, предложите им чтобы они научили его пользоваться туалетом.
  • Главное чтоб ваш ребенок не чуствовал что его заставляют все должно быть в виде игры.
  • Установите правила. Вы можете, например, начинать каждое утро ребенка с туалета .
  • Рекомендуется научить ребенка проситься. Чтобы он мог сказать вам в любое время, если хочет сесть на горшок или унитаз.
  • Посадите ребенка на горшок через 15-30 минут после еды, чтобы воспользоваться естественной тенденцией (это называется рефлекс желудочных-коликов).Используйте это время, чтобы говорить ему приятные вещи, про визит в дом бабушки и дедушки, или какой-то фото альбом.
  • Если после пяти минут сидения на горшке ваш ребенок не сделает, поднимите и скажите ему, что позже можно повторить. Делайте это все с улыбкой и комплиментами.
  • Убедитесь, что одежда вашего ребенка удобна. Следует избегать одежды с кнопками или поясами, дети должны быть в состоянии раздеть себя сами.
  • Предложите своему ребенку небольшие награды каждый раз, когда вы идете в туалет: рисование, сладости или то, что ему нравится.
  • Убедитесь,что все следуют одной и той же программе обучения (няни, бабушки, дедушки, учителя) . Очень важно использовать один и тот же подход, это не будет пугать вашего ребенка.

Чтобы научить ребенка ходить в туалет не забывайте хвалить все его попытки, даже если ничего не происходит.

Один из самых волнующих вопросов в первые годы - это, как научить ребенка ходить в туалет. Когда нужно отказываться от подгузников? Не все дети одинаковы и поэтому родителям нужно проявить терпение.

Когда лучше всего приучать ребенка ходить в туалет?

Наиболее подходящее время, чтобы приучать ребенка к туалету - это возраст от 18 месяцев до 3 лет. Но для каждого ребенка это время индивидуально.

Как понять, что ребенок готов пользоваться туалетом?

Верные признаки того, что ребенка пора приучать к туалету:

  • Может оставаться сухим по крайней мере 2 часа.
  • У ребенка регулярный стул.
  • Умеет следовать простым инструкциям.
  • Ребенку не нравятся грязные подгузники и он сам просит их поменять.

Как начать приучать ребенка к туалету?

Лучше всего начать с обыкновенного детского горшка. Объясните ребенку, чтобы он говорил вам, когда захочет в туалет. Помогите ему сходить на горшок, находясь рядом с ним от начала и до конца. Важно, чтобы ребенок со временем начал себя чувствовать комфортно и был готов ходить в туалет. Начните его учить пользоваться туалетом. Оставляйте ребенка без подгузника на целый день.

Что делать, если ребенок слишком долго не может привыкнуть к туалету или горшку?

Не все дети с одинаковой скоростью приучаются ходить в туалет. Некоторых детей удается научить ходить в туалет за несколько дней, в то время как остальным может понадобиться до двух месяцев. Тем не менее, нужно сохранять позитивное отношение к ребенку.

Нужно ли наказывать ребенка за неумение ходить в туалет?

Некоторые родители наказывают детей, если те не могут ходить в туалет. Такие дети, скорее всего, ещё дольше будут учиться, так как наказание в такой ситуации дает отрицательный эффект.

Что можно сделать, чтобы помочь?

Постарайтесь научить ребенка проявлять какие-нибудь признаки, по которым вы поймете, что он хочет в туалет.

Даже в возрасте трёх-пяти лет многие дети-аутисты не умеют самостоятельно ходить в туалет. А родители, смирившись с особенностями своего ребёнка, считают неизбежным и использование памперсов. Таким образом ребёнок изо дня в день привыкает к тому, что не нужно ничего предпринимать для того, чтобы сходить в туалет: достаточно расслабить мочевой пузырь или кишечник. Другими словами, он так и не учится ходить в туалет. На языке профессионалов это называется отрицательным подкреплением .

Навыки опорожнения не вырабатываются сами собой: здоровый ребёнок учится ходить в туалет так же, как приучают к лотку котят или щенят. Как правило, этот процесс занимает от нескольких недель до месяца, после чего ребёнок может либо начать предпринимать определённые действия самостоятельно (например, снимать бельё и садиться на горшок), либо проситься в туалет, когда чувствует необходимость. Это происходит естественным образом, если функции общения, усвоения и обработки информации у ребёнка не нарушены. Чего, к сожалению, нельзя сказать об аутистах.

Однако в том, чтобы научить ребёнка-аутиста пользоваться туалетом, нет ничего сложного. Приблизительно неделя требуется на то, чтобы он смог самостоятельно справлять малую нужду в течение дня, чуть дольше (от одного до трёх месяцев, в зависимости от степени развития аутизма) - чтобы он смог делать то же самое в остальное время суток, когда бы ни почувствовал необходимость. Иными словами, чтобы аутист перестал ходить под себя ночью. Ношение подгузников в ряде случаев способствует ночному недержанию у аутистов.

Как и в остальных случаях, в данном на помощь родителям приходит , которая развивает и укрепляет определённые рефлексы у аутиста. В первую очередь родители должны научиться замечать ориентировочное время естественных отправлений ребёнка или его характерные признаки (что происходит, когда ребёнок готовится справить нужду). Самое простое и очевидное - когда он начинает тужиться, но могут быть и другие, специфические признаки: например, ребёнок может внезапно утихать, уходить к себе в комнату, гримасничать и т.п.

Уловив этот момент, следует отвести ребёнка в туалет, помочь ему опорожниться и тогда же, на месте, посредством некоего эмоционального стимула закрепить совершённую последовательность действий. Важную роль при этом играют гендерные стереотипы поведения. То есть желательно, чтобы помогал и направлял действия ребёнка родитель того же пола: так ему будет значительно легче перенять действия, сопровождающие поход в туалет.

Подобных обучающих совместных походов в туалет может быть несколько, но во всех случаях ребёнок-аутист должен получать эмоциональное подкрепление, способствующее развитию навыков естественных отправлений и управления своим поведением.

Немного сложнее дела обстоят с опорожнением кишечника, которое изначально обусловлено несколькими факторами:

  • рационом питания, который должен содержать достаточное количество клетчатки (овощей и фруктов). А дети-аутисты, как известно, могут отказываться употреблять определённую пищу из-за её специфической текстуры - в ряде случаев это могут быть некоторые фрукты и овощи.
  • сам процесс дефекации требует хоть и незначительных, но целенаправленных физических усилий: чтобы опорожнить кишечник, мы должны сознательно напрячься, стимулируя прямую кишку. Такое сознательное волевое усилие может быть недоступно некоторым аутистам.
Отсутствие клетчатки в рационе может сделать стул достаточно твёрдым для того, чтобы процесс дефекации оказался болезненным для ребёнка. Поэтому вместо знакомого нам облегчения после похода в туалет, аутист получает так называемое отрицательное подкрепление, которое формирует у него подсознательное убеждение в том, что намеренное опорожнение кишечника - это неприятно и больно. Зачастую это способствует образованию запоров, и родителям приходится использовать слабительное, чтобы помочь ребёнку сходить в туалет.

Изменить такое положение в той или иной степени можно, постепенно меняя рацион аутиста. В ряде случаев для этого придётся пойти на некоторые ухищрения: например, если ребёнок отказывается употреблять в пищу клетчатку, родители могут добавлять её в небольших количествах в ту пищу, которую аутист воспринимает нормально. Бывает и так, что неприятие определённых пищевых продуктов носит временный характер. Это сложно объяснить, ещё труднее отследить. Поэтому остаётся только продолжать попытки предлагать (но ни в коем случае не навязывать!) ребёнку те или иные продукты, которые он отказывался есть до сих пор.

Этот процесс требует внимательности и упорства. Среди повседневных хлопот, в особенности тех, что касаются ухода за ребёнком-аутистом, у родителей попросту не хватает времени на наблюдение за ним и его инстинктивными потребностями. А это и есть ключ к тому, как научить ребёнка-аутиста реализовывать их самостоятельно.