Профилактика компьютерной зависимости в школе. Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков

Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого.

Компьютерная зависимость у подростков

Интернет зависимость у подростков – довольно распространенная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.

«Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.

Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.

Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.

Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.

Проблемы с учебой.

Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.

Расстройства сна, кардинальное изменение режима.

Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вход на сайт

2-33-13 — зам. директора

Жодинской государственной общеобразовательной средней школы №9

Основные методы профилактики компьютерной зависимости

Проблема компьютерной зависимости существует уже не первый год, а вот эффективного способа до сих пор нет. Существуют разработки и программы для борьбы с недугом, но пока они не усовершенствованы до оптимального уровня. Компьютерную зависимость, как и алкоголизм или наркоманию, лечат похожими способами. Созданы клиники, специализирующиеся на проблеме, а также есть сертифицированные специалисты, работающие в этом направлении. Как и при борьбе с другими недугами, профилактика компьютерной зависимости имеет важное значение для предотвращения проблемы.

Почему профилактика может быть бесполезна

Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни. Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены. Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.

Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.

Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем. Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями. У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.

Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.

В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.

К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:

  • воспитательные работы среди детей и молодежи;
  • санитарное воспитание населения;
  • общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
  • административные мероприятия на законодательном уровне.

К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения. Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр. Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.

Среди информационных мероприятий выделяют такие:


Совместно с беседами о потенциальной опасности компьютерных игр, у детей на информационном этапе проводятся работы для улучшения отношений между ними. Также рассматривают и больше изучают механизмы игровой зависимости и технологии общения. На этом этапе необходимо показать подростку важность живого общения между людьми.

Эмоции, которые получает человек при обычном общении, всегда ярче компьютерной переписки или компьютерных игр.

Важную роль играет влияние на детей их близких родственников. Существуют программы профилактики компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр, проводимые в школах, университетах и лицеях. Однако они имеют поучительный характер. Для подростка такая форма подачи информации часто бывает неприемлема либо просто не усваивается, как и большая часть учебной программы.

Для того чтобы работа с подрастающим поколением была максимально эффективной, дополнительно проводят информирование о признаках развития компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр. Результативность профилактики зависит от наличия или отсутствия игровой зависимости и конкретно ее стадии.

Если признаки еще не начали проявляться, важно их предупредить, но присутствие первых симптомов должно стать сигналом к решительным действиям. К первым проявлениям зависимости относят такие:

  • постоянное желание быть у компьютера и неважно, с какой целью;
  • обоснованные жалобы окружающих на факт постоянного присутствия у компьютера;
  • игнорирование рекомендаций окружающих;
  • чрезмерные траты на атрибутику компьютера и расходы, связанные с локальной сетью интернет.

Большую роль в формировании зависимости играют современные программы образования, которые направлены на поиск информации школьниками и студентами с помощью Всемирной паутины.

Несомненно, интернет сегодня заменяет книги, репетиторов и преподавателей. Но здесь главная задача родителей: не допустить злоупотребления этим комфортом. Ребенок таким образом не только не улучшит свои знания, но и может потерять те, что уже получил в школе.

В целях профилактики первичной зависимости также важно разнообразить жизнь человека, свободное время не должно проходить у экрана компьютера. Вокруг столько интересных занятий: это может быть хобби, творчество, спортивные секции для детей младших классов. Такой досуг не только отвлечет от компьютера, но и улучшит здоровье, обогатит внутренний мир любого ребенка.

Еще одним методом профилактики зависимости считают религию и культуру. Духовное воспитание расставляет жизненные приоритеты, оставляя пагубные привязанности позади. Главное в приобщении к религии не лишить человека собственного мнения. Тогда вместо зависимости от компьютера придется лечить психическое расстройство, связанное с полным обращением в веру.

Вторичная профилактика направлена на понимание окружающими проблемы, умение распознать зависимость ребенка младших классов и подростка, а также принять это. После беседы на тему профилактики только половина слушателей всерьез задумываться о существовании проблемы. Только повторные обращения будут давать результат. Профилактика вторичного этапа проходит на примере уже зависимых людей.

Главной целью второго этапа профилактики являются повторные информационные, а также наглядные примеры для укрепления полученных знаний в первом этапе.

В большинстве случаев помощь от педагогов или близких уже не дает результатов, а их знаний мало, чтобы убедить подверженного зависимости человека в риске возникновения проблемы. На этом этапе важную роль играет психологическая поддержка. Только специалист может провести конструктивную, а также эффективную работу.

Для взрослого человека обращение к психологу не всегда приемлемо, так как нет признания им проблемы. Здесь необходимы помощь близких людей и рекомендации специалистов. Для школьников младших и старших классов консультации психологов предусмотрены на базе школ или лицеев. Профилактика компьютерной зависимости у подростков является обязательной частью учебного процесса, а рекомендации педагогов просто необходимы на любом этапе.

Их применяют для предотвращения ремиссий или срывов у людей с уже перенесенным недугом. Меры профилактики возможных ремиссий предусматривают не только информационную программу — она в большинстве случаев бессильна. Здесь применяют более жесткие меры воздействия:

  • медицинское вмешательство;
  • социальная и психологическая помощь;
  • правовые и административные санкции.

Важно, чтобы профилактика игровой привязанности носила не принудительный характер, а добровольный, и полученные рекомендации соблюдались. Все работы в этом направлении должны проводиться комплексно. Для каждой личности необходимо подбирать программу, соответствующую его психологическим, а также физическим особенностям.

Какая бы форма профилактики ни применялась для предупреждения компьютерной зависимости у школьников или студентов, она должна проходить не только в домашних условиях, а в коллективе, тогда процесс будет давать положительный результат.

В первой главе было дано определение "компьютерной зависимости", установлены причины ее возникновения и очерчены границы отрицательного влияния компьютерной зависимости на формирующуюся подростковую личность.

Также определено, что компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальность может травмировать; реальность сложно предсказать; в реальности приходится строить отношения с разными людьми: и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Основные критерии, определяющими появление компьютерной зависимости, можно считать следующие:

Беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого,

Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы,

Нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям,

Значительное эмоциональное отчуждение;

Ухудшение памяти, внимания;

Снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

Ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения,

Подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

Уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

Появление таких черт характера, как изворотливость, лживость;

Неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

Приступы депрессии, страха, тревоги.

Как было сказано в первой главе, компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

В компьютерной игре подростка привлекает:

Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Отсутствие ответственности;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером. Для детей компьютер и компьютерные игры - это вариант проведения досуга, который "так захватывает ребенка, что он уходит от реальной жизни". При этом "страдает как физическое, так и психическое здоровье детей". По мнению специалиста, причины формирования компьютерной зависимости в том, что на первых этапах привыкания ребенка к компьютерной игре родители поощряют эти действия. "Они осознают проблему только тогда, когда ребенок перестает реагировать на их требования выключить компьютер, у него падает успеваемость в школе, ухудшается зрение.

На основании предложенной динамики формирования и развития игровой зависимости можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то -- посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого игра может повторяться еще и еще раз. Появляется некоторое стремление к игровой деятельности, которая начинает принимать целенаправленный характер.

Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей нового вида влечения, перерастающего в потребность -- игра в компьютерные игры. Новый вид потребности лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре -- это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Увлечение в компьютерными играми на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями -- в ценностно смысловой сфере личности. По данным А. Г. Шмелева происходит интернализация локуса контроля (переход внешнего контроля во внутренний); изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Отличие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики -- она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра -- это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. В связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения. 4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т. е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий -- она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Компьютерные игры имеют не большую историю, однако, случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра "постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции (компьютерной зависимости), т. к. предполагает типологизацию аддиктов (разбиение зависимостей на стадии), исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.

Таким образом, мы рассмотрели понятие компьютерной зависимости, влияние компьютерной на здоровье и психику детей и подростков, выявили стадии компьютерной зависимости.

УО « БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА »

Курсовая работа

Профилактика компьютерной зависимости у подростков

Выполнила:

студентка 3 курса

факультета

социально-педагогического

Вабищевич К.В.

Научный руководитель :

г.Брест, 2015

Словарь основных понятий

Аддиктивное поведение (от английского «addiction» – пагубная, порочная склонность) – одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния.

Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Игровая зависимость - аддикция, зависимость от процесса игры.

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей.

Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Введение

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек пользуется с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и в общественных местах. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, социальные сети и масса других интернет-развлечений, которые сразу нашли много поклонников среди детей и подростков. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game»игра). Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем общение в социальных сетях. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения. Целью данной работы является анализ исследований по данной проблеме, научных представлений о взаимодействии человека с компьютером в процессе игры, динамики формирования игровой зависимости, а также механизма образования психологической зависимости от компьютерных игр.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: психологические особенности подростка с компьютерной зависимостью.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, 16- факторный опросник Р. Кеттелла.

Цель курсовой работы: изучение личности подростков с компьютерной зависимостью.

Задачами курсовой работы являются:

1) изучение компьютерной зависимости, причины ее формирования, механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков.

2) эмпирическое исследование личности подростков с компьютерной зависимостью.

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Беленко Лариса Юрьевна

«Профилактика компьютерной зависимости

среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»

Скоро останутся лишь две группы людей:

те, кто контролирует компьютеры,

и те, кого контролируют компьютеры.

Постарайтесь попасть в первую.

(американский специалист по менеджменту)

Актуальность реализации :

Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:

1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг.
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.

Признаки компьютерной зависимости:

    Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

    Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

    Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

    Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

    Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

    Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

    При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

    Падение успеваемости

    Появление проблем в общении, частые конфликты

    Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Цель:

Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды .

Задачи:

    Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся

    Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника

    Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга

    Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) – подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) практический (формирующий) , третий этап (май) – обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).

    Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.

    Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.

Участники программы : педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.

Название мероприятия

Форма мероприятия

Цель мероприятия

Ответственный

1. Диагностический этап

Опрос, анкетирование

Индивидуальная, групповая

Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психолог, педагоги,

родители

сентября

Проведение опроса «Игры в моей жизни»

индивидуальная

Выявить степень увлеченности виртуальными играми

Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

2. Формирующий этап

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость

Индивидуальная

Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях

Классные руководители, педагоги доп.образования

Педагоги, учащиеся

В течение года

Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью

групповая

Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»

Классные руководители

Педагоги,

родители

Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»

Групповая

Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность

Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Мероприятие

«Фестиваль настольной игры»

Групповая

Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым

Психолог Соц.педагог

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Тренинг «Живое общение»

групповая

Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.

Психолог

Учащиеся5-11кл.,

педагоги,

родители

Проведение цикла спортивных мероприятий

групповая

Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины

Педагоги доп.образования

Учащиеся 5-11 кл., педагоги

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

Опросник «Дожить до ста»

групповая

Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опроса «Игры в которые играют дети»

индивидуальная

Выявить степень востребованности настольных игр

Учащиеся5-11 кл.,

педагоги

Проведение опросов, анкетирование, беседы

индивидуальная

Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости

Психолог

Учащиеся5-11 кл.,

психологи

педагоги,

родители

Ожидаемые результаты и способы их оценивания.

Реализация данного проекта позволит:

Эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;

Создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;

Создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.

Требования к основным исполнителям программы

Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям :

    обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;

    разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;

    повышение эффективности работы всех целевых групп;

    обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.

Управление реализацией проекта предполагает :

    управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).

Формы работы : коллективные, групповые, индивидуальные.

    управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);

    создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.

Профилактика компьютерной зависимости в семье

Компьютер и другие информационные устройства - например, мобильный телефон, планшет - уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.

Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.

Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.

  1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.
  2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.
  3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.
  4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.
  5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, по опыту работы нашего Центра, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.
  6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.
  7. 7. Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В России, как и в некоторых других странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.

А Вы знаете, сколько времени

Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Специалистами Московского государственного

Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» разработаны

нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.


Пример родительского контроля в программе Kaspersky Internet Security

Как предотвратить развитие

компьютерной зависимости у подростков?

Управление каналами информации:

  1. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;
  2. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;
  3. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)
  4. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);
  5. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;
  6. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости - обратитесь за помощью сами;
  7. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;
  8. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;

Развитие эмоционально-волевой сферы :

  1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;
  2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время (например, с помощью книги М.А. Лукашенко «Тайм-менеджмент детей и подростков: книга продвинутых родителей»);
  3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);
  4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;
  5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.

Социальное развитие:

  1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;
  2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;
  3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);
  4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.

При необходимости обращайтесь к специалистам! (учителям, психологам, психотерапевтам, психиатрам)

Дополнительная информация по проблеме

компьютерной зависимости:

сайт проектов Фонда Развития Интернет «Дети России онлайн» http://detionline.com/ ;

Линия помощи «Дети России Онлайн» (для детей и взрослых, с 9 до 18 по московскому времени) 8-800-25-00-125;

Общественная организация «Лига безопасного интернета» http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/ ;

Врач-психиатр Кантуев О.И. Лечение компьютерной зависимости http://www.kantuev.ru/igrovaya/ ;

Врач-психотерапевт, медицинский психолог Кулаков С.А. Тест на детскую Интернет-зависимость для родителей.

http ://psspb.blogspot.ru/search/label/Компьютерная зависимость

Материал подготовлен педагогом-психологом Харьковым В.И.