Воспитательный час на тему:
«Нехорошие слова – недобрые шутки»
Цели:
познакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Ход занятия:
Ученик:
НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ДРУЗЕЙ
Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней -
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!
(Елена Карабеля)
1. Беседа по теме «
Умеем ли мы вежливо общаться?».
Воспитатель:
Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Приветик, Андрей!
- Здравствуй, Алёна!
- Доброе утро, Татьяна, у тебя чудесные бантики!
- Привет, Денис, ты прекрасно выглядишь!
- Доброе утро, Света!
- Здравствуй, Аркаша!
Здравствуйте!
Рефлексия.
Игра «Приятно слышать»
Воспитатель:
А сейчас поиграем в игру. Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так. (Дети говорят комплименты друг другу.)
Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно поприветствовать друг друга издалека.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь?»
- Что мы можем узнать о человеке по речи?
- Можно ли говорить о культуре речи тех детей, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?
- Послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папу дразнили», а затем выскажите свое мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила учительница на родительском собрании?
…Однажды учительница сказала ребятам так:
Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга? Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали свое слово. А потом в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий - красный», «Федура», «Заноза». Тогда Афанасия Никифоровна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала: «Поговорим о успеваемости ваших детей. Заноза успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Мешок с картошкой – хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура отвечает на уроках, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – красный – лучший художник в классе, но ему нужно больше читать вслух. Рева – корова и Пышка – Кубышка плохо решают задачи. Им нужны дополнительные задачи по математике. Я бы прикрепила их к Глухарю».
Воспитатель:
Как вы думаете, родители поняли, о ком идет речь?
Все ли им было понятно?
Приятно ли родителям было слушать прозвища своих детей?
- Какое настроение было у родителей после родительского собрания?
- Какие меры родители должны были предпринять после родительского собрания?
- Что вы почувствовали?
2. Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик, справа – девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, воспитатель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети садятся на стул по очереди, а остальные говорят о них только хорошее.
3. Анализ ситуации
Вы… это … самое…
Когда вы говорите, то, значит, это, … как его…
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
Воспитатель:
Ребята, представьте, что я прошу вас на перемене не отдыхать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите? «Нет, не хочу, не буду».
А знаете, как мне ответил другой мальчик? Он сказал: «Я с удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне отказал или согласился?
Вывод: умейте отказаться от предложения так, чтобы не обидеть просящего. Сначала
Думайте, а потом говорите.
5. Закрепление материала
(Дети читают стихи)
В нашем классе чудеса, бывают, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово…(здравствуйте).
С парты сбросил все сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово…(извините).
Подарили вам портфель и еще что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется…(спасибо)
Эти важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас, все что захотите!
спасибо, здравствуйте, извините» – к общенью дверь,
В нее входите!
Воспитатель.
Значит, какие слова как можно чаще надо включать в свою речь? (ответы детей)
6. Итог занятия
Воспитатель:
В чем заключается правильный грамматический строй речи?
(В словарном запасе, своеобразности языка, гибкости и яркости интонаций, чистоты дикции.)
- Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняет ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом
скажите. И на прощание послушайте стих.
Снова вижу дружный круг
И каждый в этом круге друг.
Себя я чувствую смелей,
А может где-то и мудрей.
Друзья дадут любой совет
От них я не услышу, нет.
И не смеются над бедой,
В минуты трудностей со мной.
И делят радости мои,
И доверяют мне свои.
В ответ я где-то поддержу,
А может, что-то подскажу.
О, как мне нужен этот круг!
Где нет врагов, а только друг.
И я от сердца говорю:
«За дружбу вас благодарю».
Я прошу вас люди ради бога
Не теряйте доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Классный час в 4 классе «Вредные слова»
Тема:
«Говорим правильно и красиво».
Цели:1.
Проследить за изменениями, происходящие в русском языке в связи с развитием общества.
2.
Воспитания любви к родному языку.
3.
Формирование бережного отношения к языку.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Одним из признаков воспитанности является умение человека владеть своим родным языком. Мы с вами живем в стране под названием Россия, наш родной язык- русский. Это самый красивый язык на свете. Ученые всего мира отмечают, что ни на каком другом языке не сложено столько замечательных сказок. А еще русский язык очень музыкальный, поэтому у русского народа так много красивых песен. Но очень часто бывают случаи, когда русский язык искажают, говорят на нем плохо и неправильно. Для того чтобы тебя считали воспитанным человеком, надо следить за своей речью и все слова свои произносить верно. А иначе человек может попасть в смешные или даже очень досадные ситуации.
Сценка «Вредные слова»
Леша:
Привет, Петя!
Петя:
Салют, дружбан!
Л:
Какой чурбан?
П:
Не чурбан, темнота!
Л:
Почему темнота- когда светлый день!
П:
У тебя что, тыква совсем не варит?
Л:
Я тыкву варить не люблю.
П:
Ой, Леший! Ну ты и зануда!
Л:
Это кто – леший?
П:
Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!
Л:
Я, может быть, и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как-то не очень нравится.
П:
А всем девчонкам очень даже нравится.
Л:
Поглядим. Вон идет самая красивая девчонка нашей школы- Ира Давидович.
П:
Да, Ирэн- просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!
Л:
Вот-вот, примерно что- то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.
П:
Раз плюнуть! Сейчас я приглашу ее в клуб на дискотеку.
Ира:
Здравствуйте, мальчики.
Л:
Здравствуй, Ирочка.
П:
Салют, Матрена прикольного фасона.
И:
Что-что?
П:
Юбочка новенькая- такая клевенькая.
И:
У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.
П:
Пойдем сегодня на дискачь костями подрыгать?
И:
Прости, пожалуйста, что-что?
П:
Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.
И:
Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное ты болен, да?
П
: Ха- ха- ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.
И:
Не все.
П
: А тебе кто- нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?
И
: Рыльце у поросенка, а у меня лицо! Зачем ты меня обижаешь, Петька.
П
: Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконтрапупить своей утонченностью. Вообще ты классная.
И
: Отойди от меня, хулиган!
П
: Ну, так пойдем костями трясти?
И
: На кладбище что ли?
Л
: Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, поедем вместе на дискотеку!»
И
: Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего и что мы можем потрясти костями? Какой ужас. Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения!
П:
Да, да. Именно, так идем костями… то есть на дискотеку?
И
:Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей.
П
: И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.
Л
: Не все. А те, кто говорят какие- то неправильные и искаженные слова, должны исправиться. Конечно, такие слова можно вставлять для смеха в компаниях, но говорить на таком языке все время очень нехорошо.
И
: Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек- или неграмотный, или больной». Петя, дай слово, что не будешь так разговаривать!
П
: Больше не буду. Я даю обещание разговаривать всегда и везде нормальным русским языком.
Ведущий:
Вот какой вред приносит людям употребление некрасивых слов.
Русский язык обогащается за счет заимствования. Это слова из области техники, науки, бизнеса, спорта, искусства, слова, обозначающие одежду, продукты питания.
Появление неформальных молодежных движений, а также усиленное освоение обществом техники способствовало развитию молодежного сленга и жаргона.
Алик- телефон от Alcatel,
битая трубка- телефон после неквалифицированного снятия блокировки,
вапиться -пользоваться WAP-режимом,
железо-сотовый телефон, приобретаемый без подключения к сети,
девочка - телефон со встроенной антенной,
мертвяк -неработающий телефон,
мотор- телефон от Motorola,
ныряльщик- телефон, который перестал работать после того, как его уронили в воду,
обои- картина-заставка для экрана телефона,
одежка-корпус телефона,
парашютист- телефон, переставший работать после падения,
пчелайн- компания “Билайн”,
убитый - неработающий телефон,
шкурка - сменный корпус телефона.
Ведущий:
Ребята, а как часто вы используете слова-жаргоны? И как к этому относятся взрослые?
Я предлагаю вам сыграть в игру “Подбери синоним”
.
К словам из речи молодежи нужно подобрать красивые литературные слова.
Слова для работы: Драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), прикид(одежда), пасти(следить).
Маня: Привет, Катя.
Катя: А, типа, привет, Маня!
Изабелла: Употреблять, как бы, в разговоре слово «типа», как бы, уже не в моде.
К: А типа, что же модно?
И: Как бы, модно вообще поменьше говорить, чтобы, как бы, не обременять других людей, как бы, лишними словами.
М: Я, в принципе, вообще считаю, что лучше вязать или вышивать принципиально крестиком, чем, в принципе, вот так бестолково трепаться.
И: И я, как бы, к вам пришла, чтобы предложить, как бы, вышивание. Вот у меня уже и, как бы, пяльцы в руках.
М: В принципе, я разучила совершенно новый рисунок. Принципиально новый. Вот, поглядите! Я сама его лично придумала!
К: Он к тебе, типа, сам прицепился, из мыслей?
И: Вы, как бы, сейчас поругаетесь?
Сережа: Девочки, вы тут что-вышиваете?
К: В принципе, да.
М: Типа, вышиваем, а тебе что?
И: Тебе, Сережа, должно быть, как бы, все равно.
С: Вышивайте на здоровье. Я ничего вам не говорю. Вот только не кажется ли вам, что ребятам слушать вашу болтовню очень смешно?
К: Это, в принципе, почему?
И: Им, как бы, нравится!
С: Девочки! Проанализируйте свою речь и ответьте, какое слово вы чаще всего употребляете в разговоре.
И: Я, как бы, это..
С: как бы- Изабелла!
К: Ты, типа, потише…
С: Типа- Катя!
М: Ты, в принципе, принципиально нарываешься на скандал?
С: В принципе- Маня!
И: Ну и что, как бы?
С: Да. От них нужно отвыкать. Потому что речь из- за них становится некрасивой. А человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть не способным правильно и распространенно разговаривать.
Следите за своей речью.
К: Девочки, я все поняла. Мы так не красиво разговариваем! И эти слова и в самом деле очень вредные. Вы употребляете их в каждом предложении и почти после каждого слова.
И: Мы и сами заметили теперь, что эти слова портят все дело.
М: Спасибо тебе, Сережа, что ты объяснил нам весь вред слов «как бы», «в принципе», «типа»…
Ведущий:
Спасибо вам, ребята, за поучительную сценку.
Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).
Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.
В словарях вы найдете много новых слов, а я предлагаю вам сыграть в игру «Найди спрятанные слова»
Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!
Язык пришел к нам по наследью,
Для нас дороже он всего.
Мы заменять чужою медью
Не смеем золота его.
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь,
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)
Выводы:
Каждый вправе выбрать каким языком он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык- это город, на построение которого каждый человек, живущий на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли.
Ирина Францева
Конспект познавательно-развлекательного досуга «Вежливые слова»
2012 учебный год
Воспитатель Францева И. П.
Подготовительная группа
КОНСПЕКТ
познавательно-развлекательного досуга
«Вежливые слова
»
Используемая литература
:
С. И. Белкина «Праздники и развлечения в детском саду»
с доработкой воспитателя Францевой И. П.
Познавательно-развлекательный досуг
«Вежливые слова
»
(структура)
Цель
: Познакомить детей с вежливыми словами
, и научить ими пользоваться в жизни.
Задачи
: Научить детей пользоваться вежливыми словами
; Расширить понятие детей о культуре поведения; Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми. Развитие творческого потенциала. Связной речи.
Ход досуга:
Ведущий
:
Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!»
,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - «Благости!»
,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - «Радости!
Удач, успехов и везения!»
Чтоб пожелать всем в зале
Прекраснейшего настроения.
Находят конверт с письмом от Незнайки, где он просит ребят помочь рассказать о вежливых словах
.
Рассказ педагога о происхождении слова
«СПАСИБО»
, «БЛАГОДАРЮ»
и др.
Педагог
: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова
"?
Игра «Доскажи словечко
»
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого
. (спасибо)
.
2. 3азеленеет даже пень, когда услышит. (добрый день)
.
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (спасибо)
.
4. Мальчик вежливый и развитый говорит
, встречаясь. (здравствуйте)
.
5. Когда нас бранят за шалости, говорим. (простите, пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят. (до свидания)
.
Не всегда люди бывают добрыми, отзывчивыми, вежливыми
по отношению друг к другу. Часто бывают в жизни такие ситуации.
Сценка «Буратино и Мальвина»
(инсценировка детей)
.
Обсуждают ситуацию
: «Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот, вчера, например, иду и вижу
: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него
: «Ну, как посадка прошла?»
. Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел
: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!»
Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят)
. Герои уходят.
ИГРА. А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно, вставляйте в мой рассказ вежливые слова
(хором)
.
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей
: "Садитесь. (пожалуйста)
. Женщина была очень вежливая
, поблагодарила Вову
:. (спасибо)
. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал
: (извините пожалуйста)
.
Игра-речевая импровизация «Вежливый ручеёк
»
. Основное правило
: выбирая себе пару, ребёнок должен сказать какое-либо вежливое слово
.
Частушки
:
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната,
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
Говорит лентяйке мать
:
Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может всё он смастерить.
Только «здравствуй»
и «спасибо»
Не умеет говорить.
Инсценировка произведения «Кто «спасибо»
потерял? И Мигуновой.
Блиц-вопросы от Незнайки
:
1. В каких случаях нужно извиняться?
2. Нужно ли вмешиваться в разговор, если нужно что- то спросить?
3. Как нужно здороваться со взрослыми и товарищами?
1 ребенок
:
Даже дети знают
: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово
с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
2 ребенок
:
Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем…
И уже достойны нашей жалости
Тихие «Спасибо»
и «Пожалуйста»
.
3 ребенок
:
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов
.
Слово - как молитва
, попроси.
Этим словом
: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова
,
Благодарствую! СПАСИБО Вам!
Ведущий
: Заключительное слово
.