Развлечение в доу на тему дельфины. Спортивное развлечение для детей средней группы "Путешествие в подводный мир."

Цель:

  1. Познакомить с одним из морских животных – дельфином.
  2. Содействовать развитию у учащихся любознательности.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.

Оборудование: физическая карта земли, раздаточный материал по теме занятия, цветные мелки, диск DVD «Пятнистый дельфин» , DVD проигрыватель.

Организационный момент: ребята поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего занятия душевное тепло ваших друзей.

Определите с каким настроением вы пришли на занятие, покажите цветом карандаша: синий карандаш- плохое настроение, красный- хорошее.

Введение в тему занятия.

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают…
Добрым нравом обладают.

Тело гладкое имеют,
Щелкать и свистеть умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.

Подставляют в море спины
Людям тонущим …

(Дельфины) .

Отгадав загадку вы узнаете. о каком животном сегодня пойдет речь.

«Дельфин» - «детеныш» на древнегреческом языке. Они относятся к млекопитающим животным.

Места обитания: теплые воды Атлантического океана.

Тело. Кожа у дельфинов водонепроницаемая. Она не впитывает жидкость. Верхний слой обновляется каждые два часа – в 9 раз быстрее, чем у человека. Гладкая кожа помогает животным быстро передвигаются в воде.

Хвост. Рыба машет хвостом из стороны в сторону, а дельфин- вверх-вниз. Вводе млекопитающие разгоняются до 35 км/час.

Дыхало. Дельфин дышит через отверстие на голове- дыхало.

Он может вдыхать, не высовывая из воды всю голову. А еще животное умеет надолго задерживать воздух: в его организме содержится в 2 раза больше кислорода, чем в человеческом. Зверь экономит воздух, замедляя сердцебиение.

Зубы. В пасти дельфинов 120-160 мелких зубов. Звери заглатывают пищу целиком, почти не пережевывая. Зубы им нужны, чтобы захватывать добычу. Укрепляя авторитет в стае, животные покусывыют других ее членов. Основная пища-различная рыба (угри, анчоусы и сельдь) , а также животные без позвоночника, например, медузы и кальмары. Дельфины в одном желудке хранят пищу, а в другом переваривают.

Кости плавников дельфинов похожи на кисть человека.

Мозг у них в 4-5 раз больше, чем у животных такого же размера. Когда он спит, одно полушарие его мозга бодрствует. Так животное следит за тем, чтобы к нему не подкрались враги.

У дельфинов отличное зрение и чуткий слух. Самая удиви-

тельная способность дельфинов- эхолокация. Звери посылают щелкающие звуки. Звуковая волна отражается от предмета и возвращается, образуя звуковую картинку с информацией об объекте.

В отличие от людей, наши хвостатые друзья не имеют обоняния.

С людьми у дельфинов сложились особые отношения. Звери

даже помогали тонущим морякам добраться до берега, помогают

людям рыбачить, загоняя в сети косяки рыб, иногда плавают за рыболовными судами и выпрашивают еду.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились

Делать так руками нужно:
Вместе – раз
Это брасс.
Одной, другой –

Это кроль.
Все, как один,
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправились домой.

Просмотр эпизодов фильма «Пятнистый дельфин» .

Практическая работа: раскрашивание цветными восковыми мелками раскрасок на тему «Дельфин» .

Подведение итогов:

  1. Какое любимое лакомство дельфинов? (анчоусы) .
  2. Как двигаются хвосты дельфинов? (вверх-вниз) .
  3. Как дышат дельфины? (через дыхало) .
  4. Чего нет у дельфинов? (обоняния) .
  5. Самая удивительная способность дельфинов? (эхолокация) .

Воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №1924 Лавренюк Наталья Евгеньевна

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ N54 “Искорка” г. Набережные Челны

Задачи: актуализировать знания детей о морских обитателях, формировать навыки плавания: скольжение на груди; умение погружаться с головой в воду, держаться на воде в горизонтальном положении, развивать согласованность рук и ног с дыханием, выносливость, гибкость, силу, координацию движений, способствовать закаливанию организма, профилактике плоскостопия, воспитывать экологическую культуру.

Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Здоровье, Познание, Социализация, Музыка, Чтение художественной литературы.

Предварительная работа: беседы о морских обитателях, опыт «Очищение воды».

Материалы и оборудование: бассейн украшен в виде берега моря, ракушки по количеству детей, надувные игрушки: большая дельфиниха, маленькие дельфинята, музыкальная аппаратура, диск со звуками моря, криками дельфинов, «мусор» в воду, иллюстрации морских обитателей, сеть, надувной мяч «Земной шар».

Ход НОД:

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами побываем на морском берегу, понежимся под лучами ласкового солнышка и будем продолжать делать добро.

Дети:

А бассейн наш изменился,

В синее море он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи,

И ракушки хороши!

Инструктор: Давайте послушаем «шум моря», приложите ракушки к уху и прислушайтесь.

Дети берут ракушки и прикладывают их к уху, звучит релаксационная музыка «Шум моря», сквозь шум моря пробиваются звуки «Крик дельфина».

Инструктор: Слышите, ребята, это крики мама - «дельфиниха», просит помочь ей освободить её «дельфиненка», он попал в сети и не может выбраться.

Дети: Мы готовы помочь!

Инструктор: Прежде чем приступить к делу, надо подготовиться.

(организованный вход в воду)

Инструктор: Среди учёных господствует мнение, что жизнь зародилась в море. Именно в воде в доисторические времена появились древнейшие животные и растения. Хотя когда-то, давным-давно, древние дельфины жили на суше. Имели руки, ноги, но потом, по каким-то неизвестным причинам покинули сушу и перебрались в воду. Нынешние дельфины прекрасно чувствуют себя в воде, их называют «людьми моря». Они не чувствуют запаха, зато прекрасно видят и слышат. Давайте представим себя дельфинами!

Вступление («Дельфин и Капелька» - руки вверх, посмотреть на капельки - 6 раз)

Говорят дельфины, говорят,

Говорят и вправду говорят.

(«Дельфин радуется» - наклоны, руки согнуты в локтях, прижаты к груди - 4 раза)

Как блестят на солнце спины,

Это к нам плывут дельфины,

Вот сейчас они заговорят.

(«След дельфина» - приседание, руки вытянуты вперед - 4 раза)

Перестроив круг на стройный ряд

О любви дельфины говорят

На волнах поющих сердцем,

Мысль плывёт от сердца к сердцу,

И над ними чайки всё парят

(«Дельфин рисует круг» - круговые движения руками, рисуем круг на воде - 5 раз)

(«Танцы дельфина» - прыжки с ноги на ногу, руки согнуты в локтях)

Но попались нам дельфины молчуны,

Они молча улыбались нам с волны.

(«Дельфин играет хвостиком» - движение рук в воде влево вправо - 6 раз)

Мы им тоже улыбались,

Но они не догадались,

Что заговорить они должны.

(«Прыжки дельфина» - прыжки вверх, руки вверх - 4 раза)

(«Веселье дельфиненка» - кружиться вокруг своей оси с подскоками)

(«Дельфин дышит» - руки через стороны верх - вдох, руки вниз – выдох - 6 раз)

Помощник инструктора разбрасывает мусор в воде: стаканы одноразовые, коробочки из под йогуртов, из под киндеров яйца, «нефтяные пятна» - мусорные пакеты, разноцветные шарики

Инструктор: Нам надо найти дельфиненка, но в такой грязной воде ничего не видно. Некоторые жители нашей планеты загрязняют её. Давайте попробуем очистить море от мусора.

Игра «Собери мусор»

Дети собирают «мусор» в обруч, расположенный на воде.

Инструктор: Молодцы! Попросим помощи у морских обитателей. Попробуйте угадать загадки.

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно - пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)

Выполнение упражнений «Звёздочка на груди», «Звёздочка на спиие». Дети лежат на воде, разведя руки и ноги в стороны.

Хрустальное блюдце!

Не видите блюдца?

А может то зонтик лежит на волнах?

В нём щупальца - спицы.

А спиц тех коснуться

Не каждый решиться.

Обжечься есть страх! (Медуза)

Инструктор демонстрирует иллюстрацию.

Выполнение упражнения «Медуза»

(Дети, сделав глубокий вдох, в полуприсяде, наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно)

Есть лошадка, что не пашет,

И-го-го она не скажет,

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?... (Морской конёк)

Инструктор демонстрирует иллюстрацию.

Выполнение упражнения «Поплавок». Дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди) . Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность.

Инструктор: Ребята, отправляемся дальше в путь, представим опять, что мы «Дельфины» и поплывем спасать дельфиненка.

Упражнение «Дельфины плывут»

(из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх - вперед на воду, имитируя прыжок дельфина)

Задание на скольжение в воде на груди.

Задания на скольжение на спине с использованием нудлов

Инструктор: Мама-дельфиниха сигнализирует нам о том, что слышит зов дельфиненка.

Упражнение «Дельфины разговаривают»

Дети в парах погружаются под воду, поочерёдно выполняют шумные выдохи со звуком.

Задания на скольжение на спине с использованием мячей.

Д/игра «Морские метеориты»

Игра «Водолазы-спасатели»

Дети достают со дна бассейна дельфиненка, запутавшегося в сети, предварительно очистив дно от камней. Инструктор предлагает, взявшись за руки, всем вмести сделать на воде «Морскую цепь» как символ дружбы и взаимопомощи (выполнение плоскостной коллективной фигуры) .

Инструктор предлагает встать в круг. В центре круга надувной мяч «Земной шар»

Инструктор:

Давайте ребята назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!!

Инструктор подводит итоги НОД. Дети поднимаются из бассейна, уходят в раздевалку и пьют фиточай.

Цель:

Формирование экологического сознания: уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде; познакомить с «этажами» подводного царства.

Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Задачи:

Воспитывать познавательный интерес к различным представлениям морской фауны.

Развивать воображение, фантазию.

Развитие двигательной активности: формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению имитирующих движений; совершенствовать координацию движений, добиваться естественности и легкости, точности и выразительности; совершенствовать ориентацию в пространстве.

Материал и оборудование: письмо-приглашение от Морского царя, рисунки-модели кита, дельфина, акулы, осьминога, морского конька (2 шт.), актинии, рыбка-клоун, медузы, гирлянда, настольные лампы, рисунок водорослей, мелкие предметы (кубики, кольца).

Ход занятий:

Педагог: ребята, Морской царь прислал нам приглашения. Он зовет вас в гости в свое подводное царство. Хотите отправиться в увлекательное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на подводной лодке. Приглашаю вас занять места. (Дети встают друг за другом.)

Педагог: Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. (Дети переступают с ноги на ногу, наклоняясь в стороны.)

Педагог: На счет «три» – погружаемся

(Дети считают до трех, садятся на ковер, «погрузились».)

Педагог: Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. - Почему здесь так светло? (Солнце его освещает.)

Педагог: Как вы думаете, это «теплый» этаж или нет?

(Теплый, так как солнце его согревает.)

Педагог: Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан!

(Дети поворачивают голову и видят рисунок кита.) Это кит. Кит это животное или рыба? (Ответы детей.)

Педагог: Кит – это огромное животное, которое может нас проглотить? (Ответы.)

Педагог: Правильно, киты питаются мелкими водорослями и моллюсками.

Педагог: Но ведь у него же есть хвост и плавники? Значит это рыба? (Ответы.)

Педагог: Кит – это морское млекопитающее животное, кормит детей молоком, дышит легкими, а хвост и плавники – это его приспособление к жизни в воде.

Педагог: За бортом снова мелькнул животное. (Модель дельфина.) Как вы думаете, дельфин это рыба или тоже морское животное? (Ответы.)

Педагог: Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины живут у поверхности воды? (Ответы.)

Педагог: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

Педагог: давайте представим, что мы с вами киты и дельфины.

Игра: «Мы дельфины и киты»

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в «замок», делают наклоны в стороны, вперед, назад, «плавают». Но когда закончится воздух, «всплывают»: не размыкая «замка» опускают руки вниз и делают дыхательное упражнение: вдох – через нос, выдох – через рот, набирают воздух и опять ныряют.

Педагог: Что-то задержались мы на верхнем этаже, предлагаю опуститься поглубже.

(Дети с помощью руки туловища имитируют движения подводной лодки: сидят, руки согнуты в локтях, выполняют движения вперед с помощью ног – на ягодицах.)

Педагог: Здесь уже темнее (выключить свет, оставить светильник), почему? (Ответы.)

Педагог: Мы погрузились глубже. Солнечные лучи пробираются сюда с трудом, поэтому стала темнее.

Педагог: А что можно сказать про температуру воды, если сравнить верхний этаж и этот? (Ответы.)

Педагог: Вода стала холоднее, так как солнца мало.

Педагог: Ой, ребята, а это кто? (Показывает на рисунок акулы.).

Педагог: Это акула. Она тоже млекопитающее животное? (Ответы.)

Педагог: Это рыба, дышит жабрами.

Педагог: А чем она питается? (Ответы.)

Педагог: Питается рыбами, морскими животными и даже может напасть на человека. Давайте уплывем подальше от этого опасного места. Погружение продолжается (Дети имитируют погружение)

Педагог: Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (ответы)

Педагог: Нет, так как у нас нет жабр. Что же делать? Что же придумать (ответы) (имитируют надевание водолазных костюмов, аквалангов, выходят из корабля).

Педагог: Погуляем по морскому дну, разомнем руки и ноги (педагог обращает внимание на красоту подводного мира, дети «осматривают» дно, перешагивают через препятствия) (подошли к водорослям).

Педагог: Какие красивые водоросли! Я что-то заметила среди них (дети подошли к водорослям и рассматривают морского конька).

Педагог: Кто это? (Ответы.)

Педагог: Это морской конек. Он похож на конька-горбунка из сказки. А почему мы его сразу не заметили? (Ответы.)

Педагог: Зеленый морской конек не заметен в водорослях.

Педагог: А вот еще один конек, но почему он желтого цвета? (Ответы.)

Педагог: Конек меняет окраску. А зачем? (Ответы.)

Педагог: Это его способ защитится от хищников.

Педагог: Посмотрите, какой красивый цветок! Но если это растение, у него должны быть листья, стебель, вы видите их? (Ответы.)

Педагог: А может это рыбка? (Ответы: нет чешуи, плавников.)

Педагог: Это морское растение, но хищное. Сидит она на листе, словно спит. Но как только приблизится ней шустрый малек, актиния поднимает свои щупальца-лепестки и «цап», прощай, рыбка!

Игра : «Мы актинии»

(Дети сидят тихо, спокойно, садятся на колени, руки опущены, но когда «плывет» рыбка, встают на колени и делают хватательные движения руками.)

Педагог: Актиния может научить нас дружить. Так как сама умеет это делать, у нее есть друг – рыбка-клоун. Этих рыб актиния на трогает, а наоборот – защищает: разрешает прятаться у себя под щупальцами, а рыбка-клоун ей тоже помогает: щупальца от остатков пищи очищает, косточки уносит подальше, чтобы около подруги чисто было, добычу к ней подманивает.

Педагог: Ребята, а вы умеете дружить? (Ответы.)

игра: «мы актинии» с усложнениями

1 команда детей – «рыбка» (хватают)

2 команда – «клоун» (не реагируют)

Педагог: Пора нам домой! До свидания, жители морского дна, возвращаемся к подводной лодке. (По мере приближения к лодке, видят еще медузу (небольшое рассказ о ней, о способе передвижения. О ее защите -– ожег).)

Педагог: Может начаться шторм, нам лучше поторопиться (дети из положения сидя, имитируют поднятие лодки, медленно встают и идут рассказывать своим друзьям о своих новых знакомых).

Развлечение

«Путешествие в подводный мир».

Цели:

1) знакомить детей с морскими обитателями;

2) учить работать в команде;

3)развивать ловкость, быстроту, прыгучесть, равновесие, координацию движений, воображение.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы были на море? Любите морские приключения? А давайте-ка с вами отправимся на море.

Стану я водяница – морская царица.

Для этого надо принарядиться.

(Надевает корону, накидку.)

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, сначала отгадайте загадку:
А кто же властелин морей и океанов?
Есть у него трезубец без изъянов.
Волшебник, он, но не колдун,
Он - царь подводный. Кто?

Дети: Нептун.


Воспитатель: Ребята, я не зря вам загадала эту загадку, потому что, утром я получила письмо в необычном предмете.
Показывает большую ракушку.


Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Дети: Ракушка.


Воспитатель: Правильно, а на ракушке написано от Нептуна, внутри письмо, прочитаем его?
Достает письмо и читает:
"Вам привет с морской пучины!
Пишет Царь с морского дна.
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью, не одна.
Одиноко, скучно мне.
На морской-то глубине.

С вами встретиться я рад,
Приглашаю в гости вас!
Может, вы ко мне придете?
И веселье принесете?
Уж побалуйте царя,
Чтоб узнали все моря,
Как умеют веселиться,
И поселки и столицы!"


Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся в гости к морскому царю? А на чем же мы с вами к нему доберемся? На дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
Дети встают в круг. Берут «иллюминатор»-обруч и отправляются в путь (звучит музыка «Шум морской волны»)

Появляется Нептун.
Нептун:
- Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском,
Весь усыпан янтарем.
Нептун: Здравствуйте, мои друзья! Вижу, ракушка доставила вам мое послание. И вы здесь! Я очень рад!
Воспитатель: Дорогой Нептун, мы раду твоему приглашению и с удовольствием поиграем и повеселим тебя!
А сейчас дети хотят тебе стихотворения прочесть:

Дельфин.
Он самый умный из зверей Соня
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.

Акула.
Акула – всех морей беда, Женя
Виновница разгула.
Она сейчас не голодна:
Акула съела мула –

Морской конёк.
Морской конёк, как горбунок, Глеб
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Нептун хвалит детей за стихи

Нептун: Ребята, я получил сообщение, что во время шторма волны выбросили на берег медуз. Нужно помочь им вернуться в море. Но сильный ветер разрушил скалы, и проход к морю завалило камнями.

Воспитатель: Не волнуйся, Нептун, дети спасут медуз, вернут их в море. Поможете, ребята?

Эстафета «Спасение медуз».

Дети делятся на две команды. Каждому выдаётся медуза (поделка). По команде ребёнок пробегает змейкой между модулями (камнями), бросает медузу в таз (море), змейкой возвращается назад, передаёт эстафету следующему.

Нептун: Молодцы, ребята, спасли медуз. А хотите еще поиграть, тогда вам нужно отгадать загадку.

Он и серый, он и чёрный,

Очень резвый и проворный.

Плавает он и ныряет,

И людей порой спасает.

(Дельфин.)

Дети: дельфины

Воспитатель: Дети, а дельфины очень любят играть, как и вы, давайте вокруг себя повернемся, и в дельфинов превратимся

Эстафета «Дельфины».

Задание: перепрыгнуть через планку, пролезть в «тоннель», позвонить в колокольчик, вернуться назад, передать эстафету следующему.

Нептун: Смотрю я, гости ваши заскучали что-то, а я вот сейчас загадаю загадки про морских обитателей, посмотрю, как хорошо они знают кто в море живет.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я …(осьминог).

Остров с фонтаном

Моря бороздит,

Вас не обидит,

Зовется он …(кит).

Хищная, большая рыба

Налетела, словно глыба.

Мигом жертву заглотнула

Ненасытная …(акула).

Воспитатель: Ну что ж ребята, давайте дальше веселить нашего царя Нептуна.

Давайте играть.

Эстафета «Ловись рыбка и мала, и велика»

Дети делятся на две команды.

В тазах лежат мячики («морские ежи») и рыбки по количеству игроков. А напротив стоят корзины. По команде ребенок берет рыбку или «морского ежа» из таза, бежит и бросает в корзину, возвращается назад, передаёт эстафету следующему.

Нептун: Молодцы, ребята!

Эстафета «Водичка, водичка…».

Дети делятся на две команды.

На столах стоят прозрачные ведерки с водой. Напротив стульчики с пустыми прозрачными ведерками. Ребенок берет кружечку, набирает воду и бежит, добегает до пустого ведра, выливает воду в ведерко, возвращается к команде, передаёт эстафету следующему.

Воспитатель: Ребята, вам понравились морские приключения? И царю Нептуну тоже понравились, смотрите, какой весёлый он стал, даже с вами станцует.

Ритмический веселый танец.

Воспитатель: Ребята, ну а нам пора возвращаться в садик, погружайтесь в батискаф, занимайте свои места, отправляемся. (под фонограмму «Шум морской волны»)


Цель: систематизировать и обобщить знания детей о морских обитателя.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о жизни моря и его обитателях;

Развивающие: развивать грамматический строй речи, внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные навыки.

Материал и оборудование: трон Нептуна, ларец с заданиями: морские загадки, картинки для игры «Угадай морского обитателя»; бумажные кораблики, морские жемчужины, кораблики на веревочке, мячи и корзины для метания, удочки и рыбки, тонкий канат; музыкальное сопровождение: песня «Музыка моря», звуки моря, музыка для игр, входа и ухода Нептуна, музыка для танца русалок; костюм Нептуна (взрослый), костюмы русалок (детские), свиток-грамота, подарки для детей.

Предварительная работа: знакомство детей с жизнью в море, с морскими обитателями: НОД «Морские обитатели», «Сравнительное наблюдение за рыбами»; просмотр видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин»; чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?».

Отгадывание загадок и заучивание стихотворений о морских обитателях. Рисование и лепка морских обитателей. Изучение подвижных игр «Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки». Разучивание песни «Музыка моря», прослушивание песни «Дельфины», прослушивание звуков моря. Организация выставки рисунков «Морские обитатели».

Оформление: музыкальный зал оформлен в морском стиле. Ближе к сцене стоит трон Нептуна. Около трона - морские раковины. Стена оформлена в виде морских волн.

ХОД развлечения.

В.: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие в гости к Нептуну. Кто из вас знает, кто такой Нептун?

(Нептун - это морской царь! Это владыка всех вод: морей, океанов, больших и малых рек, ручейков и озер)

Ну, что согласны? Тогда в путь! Но для начала нужно провести магический обряд.

(разминка «Морское путешествие» - дети встают друг за другом и выполняют движения по тексту )

Мы с весёлым ручейком

В гости в сказку поплывём.

Ручеёк звенит, журчит,

Быстро, весело бежит - (обычный бег )

Скачут капли-капитошки

Поднимайте выше ножки - (бег высоко поднимая колени )

Вот уже течёт река

Широка и глубока - (ходьба парами )

К морю подбирается,

Шире разливается - (дети встают в общий круг )

И вот перед нами море,

Бушует, шумит на просторе - (волнообразные движения руками в стороны )

А в море высокая ходит волна - (поднять руки вверх, встать на носки )

Вверх до небес и вниз до дна - (присесть, коснуться руками пола, выпрямиться )

Качает вода солёная

Водоросли зелёные - (наклоны вправо-влево, руки скользят по бокам )

Вправо качает и влево качает - (по тексту )

Откинет назад и вперёд наклоняет - (наклоны вперёд-вниз )

Крабы разбрелись по дну - (ходьба врассыпную на корточках )

Ходят не толкаются

В гости к осьминогам знакомым направляются.

(закончив разминку, дети садятся на места )

(звучит музыка - появляется Нептун )

Н.: Гордый я морей властитель

Рыб, дельфинов повелитель

Мой дворец на дне морском

Весь усыпан янтарём!

Кто нарушил мой покой

Кто устроил шум и вой?

Из моих владений проч!

А не то - наступит ночь!

(замечает детей )

Кто это к нам пожаловал?

В.: Царь Нептун, не сердись! Приплыли к тебе ребята из группы «Звездочки» детского сада «Ёлочка». Ты здесь скучаешь, а дети в детском саду очень весело живут! Хочешь послушать, какие они стихи знают?

(дети рассказывают стихи )

Ребенок: Раки любят жить во мраке

В ил забиться, под коряги.

Любят спорить - кто сильней,

У кого усы длинней.

Ребенок: Рыбы очень молчаливы,

Болтовня им ни к чему.

Если им доверить тайну

Не расскажут никому.

Ребенок: Плачет краб: «Ох, горе, горе!

Как попасть мне снова в море?

Возле берега купался,

Детворе опять попался.

Детям я клешней машу,

Отпустить меня прошу.

Я же краб, я не могу

Долго быть на берегу!»

Ребенок: Снаружи грозный осьминог,

В душе - добрейший малый:

Он приготовил нам пирог

С начинкой из коралла -

Из нежного коралла!

Ребенок: Держась хвостом за стебелек,

Стоит на дне морской конек.

Он изгибает круто шею,

Но бегать быстро не умеет.

Ребенок: Кораллы живут на морской глубине

На уютном и синем причудливом дне

В ветвистых кораллах рыбки снуют

Кораллы им дали еду и уют.

Ребенок: Барышня-медуза в пышных кружевах

Весело танцует на морских волнах.

Длинные сережки очень ей идут.

Ими любоваться рыбы все плывут.

Ребенок: В своей ракушке не видна

Ютилась устрица одна.

И жители морского дна

Вплоть до ее последних дней

Считали, что она бедна,

Что просто нет ее бедней.

Была вдруг обнаружена

Внутри нее … жемчужина.

Н.: Ну что ж, ладно да складно вы сказываете. Вот вы пожаловали ко мне в гости, а что вы про мои владения знаете, про обитателей царства морского?

В.: Царь-Нептун, наши дети много чего знают. Ну, если хочешь, проверь их.

Н.: Проверю, проверю. Задание дам сложное. Вам нужно собрать картинки и отгадать морских обитателей.

(игра «Угадай морского обитателя» бумажный пазл)

Н.: Ну, хорошо. С этим заданием вы справились. А теперь я проверю, как вы загадки умеете разгадывать. Отгадаете их - разрешу в морском царстве погостить!

(Нептун загадывает загадки детям)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит —

Проплывает важно (Кит )

Головоногий то моллюск —

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его? (Кальмар )

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска - восемь ног.

То придонный… (Осьминог )

Кит? А, может быть, дельфин,

Чёрно-белый исполин?

В океанах обитает,

Живность хищно поедает. (Касатка )

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует. (Акула )

Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде! (Медуза )

Вы знакомы с Морячком

Ходит странно он бочком.

Пятернёй своей не слаб

Морячок - спешащий (Краб )

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок -

Прыгает морской… (конек )

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (черепаха )

Н.: Ну молодцы, сообразительные дети! Все загадки отгадали!

В.: Царь - Нептун, а наши дети ещё в морскую игру играть умеют. Хочешь, и тебя научат!

Н.: Интересно-интересно! Что это за игра такая?

(игра «Море волнуется раз …»

Н.: Молодцы! Хорошо играли. Очень похоже изображали! Устал я, сяду, посижу.

В.: Посиди Царь-Нептун, отдохни! А наши девочки-русалочки тебе станцуют.

(танец русалок)

Н.: Очень красивый танец!

За это награжу вас жемчугом. Только рассыпался он, раскатился по морскому дну. Поможете собрать мне его?

(игра «Собери жемчужины»)

Н.: А есть среди вас смелые, да умелые, которые не побояться выполнить мои задания? А ну, выходи по командам.

1 Испытание: Кто быстрее поймает рыб.

2 Испытание: Чей корабль быстрее доплывет до другого берега.

3 Испытание: Кто больше всех закинет мячей в корзину.

Н.: Молодцы! Никто не испугался и выполнил все мои испытания. А вы знаете, что в моих морях есть много рыбаков? Сейчас я проверю, какие вы ловкие. А ну, становитесь все в круг. Вот сейчас стукну трезубцем, и вы превратитесь в рыбок, а я вас буду ловить.

(игра «Рыбак и рыбки»)

Н.: Молодцы! Ох, и ловкие же вы. Пора обратно в детей превращаться.

В.: Царь-Нептун, ты, наверное, устал? Присядь на свой трон отдохни, а ребята тебе песню споют.

(исполнение песни «Музыка моря»)

Н.: Ну, ребята, спасибо, угодили царю! Ох и повеселили же вы меня. И с заданиями моими справились. Слушайте же мой Высочайший указ:

Смуглолицы, загорелы,

Дети все бодры и смелы,

И у всех отменный вид,

И прекрасный аппетит.

Всех детей группы «Звездочки»

Принять в морское царство и Р А З Р Е Ш И Т Ь

Купаться во всех морях, реках и озёрах!

(передаёт Указ)

Н.: А чтобы вам запомнилось морское путешествие, вот маленькие подарочки от меня.

(передает мешок с подарками)

Н.: Вот пришла пора прощаться,

В путь-дорогу отправляться.

Во дворец пойду и я.

До свидания, друзья!

Дети под музыку уходят в группу.