Платье со складками ватто. Платье Ватто

Предисловие к русскому переводу.

Оригинальное название произведения - «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму», в русскоязычной редакции изменено на более употребимое в русском языке название - «Анархия, Анархизм. Вопросы и ответы», на наш взгляд не меняющее смысла оригинала. Так же, насколько было возможно, сохранены именно переводы цитат, а не цитирование русскоязычных авторов из их произведений.

Тов.Андрей. Рязань, 2004г.

Введение

"Пролетарии мира, идите в глубь к себе и там ищите и творите правду: больше вы ее нигде не найдете".

Петр Аршинов: «История Махновского Движения».

Это произведение написано анархистами всего мира, в качестве попытки обобщенно изложить анархистские идеи и теорию. Этот текст - совместное усилие группы анархистов, с целью представить полезные сведения для организаций анархистов и дискуссионных клубов в надежде, что идеи анархии будут реализованы. Здесь представлены аргументы, доказывающие, почему люди должны быть анархистами, а так же опровержение обычных доводов против анархизма, с которыми мы сталкиваемся. Кроме того, этот документ – попытка восстановления доброго имени анархизма и истинного значения слова Анархия.

Поскольку анархистские идеи кажутся состоящими в разногласии со "здравым смыслом" (например, "мы нуждаемся в государстве и капитализме") мы должны указать, почему анархисты так думают. В отличие от многих политических теорий, анархизм отрицает стереотипы, и вместо них строит свои идеи и идеалы на основе глубокого анализа человеческого общества, а также на принципах гуманности. Чтобы читатель смог правильно понять суть и принципы анархизма, мы привели свои аргументы в максимально расширенной форме, не упрощая их, несмотря на то, что размеры произведения могут отпугнуть случайного читателя, его длина обоснована.

Так же читатели могут упрекнуть нас в частом цитировании: "цитаты являются удобной вещью, чтобы избавить себя от необходимости думать". (A.A. Milne). Дело обстоит не совсем так. Мы включили многочисленные цитаты известных анархистов по трем причинам. Во-первых, чтобы показать, что мы не просто слепо следуем идеям клаасиков анархизма. Во-вторых, что наиболее важно, это позволяет нам связывать прошлое анархизма с его настоящим. И, наконец, цитаты используются для того, чтобы передать сами идеи, а не их описание.

Кроме того, многое цитируется, чтобы позволить читателям сформировать свое мнение о цитируемем произведении, а также и для экономии места. Например, цитата Ноама Хомского о поддержке государством капитализма говорит о том, что наши аргументы основаны на фактах и, не имея необходимости представлять все аргументы, мы ссылаемся на высказывание Хомского. Заинтересованные читатели могут прочитать цитируемый текст, если они желают узнать об этом более подробно.

Мы должны также рассказать историю создания этого произведения. Она началась в 1995, когда группа анархистов собралась написать опровержениеие на заявления сторонников либертарно - капиталистических идей о том, что они - анархисты. Те, кто участвовали в этом проекте, потратили много часов на диалоги с этими людьми о том, могут ли капитализм и анархизм идти вместе. Наконец, группа активистов решила, что лучше всего - составить это произведение в виде ответов на «Наиболее часто задаваемые вопросы», объясняющие, почему анархисты ненавидят капитализм и почему анархо-капитализм не является анархизмом.

Так было принято предложение Майка Хабена, модератора сайта "Критические анализы Либертарианства", что проанархистские «Наиболее часто задаваемые вопросы» гозаздо лучше, чем анти-анархо-капитализм. Это произведение все еще несет в себе отпечаток своей истории. Например, цитаты из Эйна Рэнда, Марри Ротбарда и подобных авторов, занимают слишком много места в Секции F. Они действительно не столь важны. Однако, поскольку эти деятели являют чрезвычайные примеры капиталистической идеологии, придают капиталистической идеологии явно авторитарное значение, которое более умеренные сторонники капитализма пробуют скрыть или минимизировать, их упоминание уместно, т.к. помогает лучше понять отличия многочисленных капиталистических теорий от анархизма.

Очень надеемся, что мы сделали полезное дело для анархистов и других противников капитализма. Возможно, мы должны даже поблагодарить за эти «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» многих "либертарных" капиталистов, ведь именно их глупые доводы и споры с анархистами побудили нас начать эту работу. Но это для них - слишком много чести: вне интернета они - ничто, лишь там они могут нас раздражать своими глупостями. Поэтому, секции F и G состоят, в основном, из раннего варианта «Наиболее часто задаваемых вопросов по анархизму» и включены лишь для того, чтобы опровергнуть мнение, что анархист может быть сторонником капитализма. Заявления подобного рода встречаются в интернете довольно часто, хотя в реальной жизни нам это и не требовалось бы опровергать, так как почти все анархисты считают, что анархо-капитализм - не анархическая идеология и что его сторонники - не часть анархистского движения.

Так, появившиеся по вышеуказанной причине «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» расширились и превратились в гораздо большее, чем мы первоначально себе представляли. Это произведение стало своеобразным введением в анархизм, его идеи и историю. Анархисты считают, что не бывает легких путей и что свобода должна быть основана на индивидуальной ответственности, поэтому данное произведение является развернутым. Оно бросает вызов большому количеству предположений, что идеи анархистов совершенно не реальны. Мы также признаем, что далеко не все из приведённых в этой работе вопросов задаются чаще. Мы просто хотели включить в неё максимум имеющихся у нас аргументов.

Мы уверены, что многие анархисты не будут на все 100 % согласны с тем, что мы написали в этом произведении. Это нормальное явление в движении, основанном на индивидуальной свободе и критическом мышлении. Однако мы уверены, что большинство анархистов в основном согласятся с основной частью произведения. Так же мы уважаем мнение тех, кто с чем-то действительно не согласен, т.к. именно в свободе мнений состоит подлинное выражение анархистских идей и идеалов. В анархистском движении много разногласий и споров о различных аспектах анархистской теории и практики. Анархисты всегда терпимо относились к различным точкам зрения по отдельным вопросам и всегда были готовы работать вместе, несмотря на незначительные разногласия. Мы попытались отразить это и надеемся, что нам удалось представить идеи самых различных тенденций анархического движения.

Данная работа - не ортодоксальная теория анархизма, которой всем анархистам следует свято придерживаться, а отправная точка для изучения анархизма и претворения анархических идей в жизнь. Мы считаем анархизм живой теорией, постоянно совершенствуемой множеством самостоятельных, индивидуальных и коллективных усилий. Только применяя наши идеи на практике можно найти их сильные и слабые стороны и учитывая их, развивать анархистскую теорию в новых направлениях и в свете новых опытов. Мы надеемся, что это произведение отражает процесс самостоятельных действий и самообразования и помогает его реализации.

Мы уверены, что есть много вопросов, которые не были затронуты в этом произведении. Если вас что-нибудь интересует, что мы могли бы добавить и прокомментировать, или включить в данное произведение, то вам надо с нами связаться. Это произведение - не наша "собственность". Оно принадлежит всему анархическому движению и создано с целью стать постоянно развивающейся, живой теорией. Мы желаем, чтобы оно росло и ширилось новыми идеями как можно большего количества людей. Если Вы хотите принять участие в этой инициативе, тогда входите в контакт с нами. Если кто-либо (особенно анархисты), хотят ознакомиться или распространять данную работу - пусть не стесняются. Это - ресурс анархического движения. По этой причине мы выпускаем Copyleft версию «Наиболее часто задаваемых вопросов по анархизму» (см. http://www.gnu.org/copyleft/copyleft.html). Мы гарантируем, что «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» всегда останутся свободным изданием, доступным всем желающим.

Мы надеемся, что это произведение заставит Вас думать. Надеемся также, что благодаря ему еще хотя бы несколько человек станут анархистами и это ускорит создание анархистского общества. Несмотря на многие неудачи в анархическом движении, мы, создавая эту книгу, показали что анархизм, несмотря ни на что, был и остаётся жизнеспособной, последовательной политической идеей.

Мы посвящаем эту работу миллионам анархистов, живым и мертвым, тем, кто пытался и пытается создать лучший мир. «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» впервые были опубликованы 19-ого июля 1996г., в честь 60-летия испанской Революции 1936г. и посвящаются героям испанского анархического движения. Мы надеемся, что наша работа поможет освободить мир.

Выражаем благодарность за вклад в развитие анархизма: Эндрю Флуду (Andrew Flood), Майку Болларду (Mike Ballard), Франку Коккет (Francois Coquet), Джамалу Ханну (Jamal Hannah), Майку Хабену (Mike Huben), Грэгу Алту (Greg Alt), Чаку Мансону (Chuck Munson), Полину Маккормакку (Pauline McCormack), Нестору Махно.

А также нашим товарищам анархистам, всех стран и организаций!

"Анархия" ,Версия 10.0 рус. Copyleft (C) 1995-2005

The Anarchist: Иэйн Маккей, Гэри Элкин, Дейв Нейл, Эд Бораас. Перевод выполнили: тов.Андрей (Автономное Действие-Рязань).


Анархизм.

Анархизм - политическая теория, целью которой является достижение анархии - "безвластия". [П-Ж. Прудон,«Собственность» , стр. 264]. Другими словами, анархизм - политическая теория, которая стремится создавать общество, в котором отношения между людьми строятся на принципах равенства и свободного договора. Также анархизм выступает против всех форм иерархии и авторитаризма (а не только государства и капитализма) как вредных для людей и ущемляющих их индивидуальность.

"Популярное понимание анархизма – анархизм это антигосударственное движение, но анархизм - намного более тонкая и богатая ньюансами теория, чем просто оппозиция правительству. Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические формы социальной, политической и экономической организации общества ". [Л. Сьюзен Браун: Политика Индивидуализма , стр. 106]

"Анархизм" и "анархия" – несомненно, наиболее искаженные идеи в истории политических теорий. Часто эти слова используют для обозначения "хаоса" или "беспорядка, " считая косвенно, что анархисты желают социального хаоса и возвращения к "законам джунглей". Этот процесс искажения - исторически обоснован. Так, в тех странах, в которых правил один человек (например - монархия) слова "республика" и "демократия" воспринимались аналогично понятию "анархия" как беспорядок и хаос. Политические силы, заинтересованные в сохранении статус-кво в данных странах будут убеждать людей в том, что альтернатива существующей системе практически не работоспособна, и что новая форма общественного устройства будет только вести к хаосу. Или, как говорил Е. Малатеста: "Люди думали, что правительство необходимо и что без правительства может быть только беспорядок, и естественно, что анархия, означающая отсутствие правительства, должна звучать подобно отсутствию порядка. " [Анархия , стр. 12].

Анархисты хотят изменить это понимание "здравого смысла" относительно "анархии" так, что бы люди увидели, что правительство и другие иерархические социальные отношения являются и вреднымии ненужными: "Убедите людей, что правительство не только не нужно, но и чрезвычайно вредно. Тогда слово анархия не будет восприниматься так нелепо, и отсутствие правительства будет считаться естественным законом человеческого общества". [Там же. , стр 12-13].

Происхождение слова «Анархия».

Слово "анархия" греческого происхождения, приставка « означает "не", "отсутствие " или "недостаток " , плюсarchos , означая "правитель, " "директор", "руководитель", " ответственный человек, " или "власть". Или, как выразился П. Кропоткин, Анархия происходит от греческих слов, означающих "вопреки власти. " [, стр. 284]

Греческие слова anarchos и anarchia обычно используются для обозначения понятий "не иметь никакого правительства" или, " быть без правительства", но, строгим, оригинальным значением анархизма является "никакое правительство"."Анархия" означает "без правителя", или более широко - " безвластие " . Например, мы находим у Кропоткина, что анархизм "отрицает не только капитал, но также и главные источники власти капитализма: закон, власть, и государство. " [Избр. произв. стр. 150] Для анархистов, анархия это "не обязательно отсутствие порядка, как вообще предполагается, но отсутствие управления ". [Б. Таккер,Вместо Книги , стр. 13]

"Анархизм может быть понят какродовая социальная и политическая идея, которая выражает отрицаниелюбой власти, суверенитета, доминирования, и иерархического разделения, и желание их уничтожить... Анархизм - поэтому больше чем антистатизм... [ даже если] государство..., центральный предмет анархистского критического анализа . " [Дэвид Вейк,Переизобретение Анархии , стр. 139]

По этой причине, вместо того, чтобы быть просто антиправительственным и антигосударственным движением, анархизм – это, прежде всего движение против иерархии. Почему? Потому что иерархия - организационная структура, которая воплощает и реализует власть. Так как государство - "высшая" форма иерархии, то анархисты, по определению, антигосударственники; но это - не достаточное определение анархизма. Это означает, что анархисты оппозиционно настроены ко всем формам иерархической организации, а не только к государству. По мнению Брайена Морриса:

"Термин Анархия - происходит от греческого слова и по существу означает «никакого правителя». Анархисты - люди, которые отрицают все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархии и доминирования. Они оппозиционно относятся к государству, капиталу и церкви - «мрачной троице» по словам мексиканского анархиста Флоурса Магона. Таким образом, Анархисты враждебно настроены по отношению и к капитализму и к государству, так же как и ко всем формам религиозной власти. Но анархисты также стремятся к устанавлению анархии, то есть децентрализованного общества без принудительных учреждений, общества, организованного через федерацию добровольных ассоциаций. " ["Антропология и Анархизм, " Анархия: Журнал Желания Вооружился , Номер 45, стр. 38]

Ссылка на "иерархию" в этом контексте - довольно недавнее развитие учения - "классические" анархисты типа Прудона, Бакунина и Кропоткина действительно использовали это слово, но редко (они обычно предпочитали термин "власть", который использовался как синоним "диктатуры"). Однако, это ясно из их писем, их философия направлена против иерархии, против любого неравенства, власти или привилегий в отношениях между людьми. Бакунин говорил об этом, когда критиковал "официальную" власть, но защищал "естественное влияние, " и также когда он сказал:

"Вы хотите лишить возможности любого угнетать его собрата? Тогда удостоверьтесь, что никто не должен обладать властью". [, стр. 271]

Джеф Дрогн обращает внимание на то, что «эта тенденция всегда была скрытой частью «революционного проекта» и только недавно она реализовалась в более широком понятии - антииерархия. Но, источник этой тенденции явно видим в греческих корнях слова «анархия». [Между Анархизмом и Либертарианством: Определение Нового Движения ]

Мы подчеркиваем, что это возражение против иерархии, для анархистов не ограничивается только государством или правительством. Это включает все авторитарные экономические и социальные отношения так же как политические, особенно связанные с капиталистической собственностью и заработной платой. Это может быть замечено в аргументах Прудона к "Капитал ... в политической области походитна правительство ... Экономическая идея капитализма... [и] политика правительства или власти... идентичны... [и] связанны различными способами... Что капитал делает с трудом...то Государство [делает] со свободой... " [Макс Неттлау,Короткая История Анархизма , стр 43-44] Таким образом мы находим у Эмми Голдман, выступающей против капитализма, поскольку это вовлекало людей, продающих их труд и таким образом гарантируя, что "потребности рабочего и его суждения подчинены желанию капиталиста". [Красная Эмма , стр. 36]. Сорока годами ранее Бакунин сделал тот же самый вывод, когда он утверждал, что под текущей системой "рабочий продает свой труд и свою свободу на определенное время" капиталисту в обмен на заработную плату [Избр. произв. стр. 187].

"Анархия" значит гораздо больше, чем только "отсутствие правительства, " это означает оппозицию всем формам авторитарной власти и иерархии. В словах Кропоткина, "понятие анархистского общества происходит из... критики... иерархических организаций и авторитарных концепций общества; и... анализа тенденций, которые замечены в прогрессивных движениях человечества". [Революционные Брошюры Кропоткина , стр. 158] Таким образом, любая попытка утверждать, что анархизм является просто антигосударственнным движением - искажение смысла слова и идеи, в котором оно использовалось анархистским движением. Брайен Моррис говорит "исследуя произведения классических анархистов... а так же и особенности анархистских движений... очевидно, что анархизм никогда не имел такого ограниченного видения [быть только против государства]. Анархизм всегда бросал вызов всем формам власти и эксплуатации, и был одинаково враждебен и капитализму и религии, поскольку они поддерживают государство". [Избр. произв. стр. 40]

Таким образом, анархия не хаос, анархисты не стремятся создать хаос или беспорядок. Вместо этого, мы желаем создать общество, основанное на индивидуальной свободе и добровольном сотрудничестве. Другими словами, порядок изначально не является беспорядком, который исключительно властными решениями сверху превращен в порядок.

1.2 Что означает "анархизм".

По мнению П. Кропоткина, Анархизм - "система без правительства социализма. " [Революционные Брошюры Кропоткина , стр. 46]. Другими словами, " отмена эксплуатации и притеснения человека человеком, является и отменой частной собственности [то есть капитализма] и правительства. "

Анархизм, таким образом, является политическим движением, цель которого - создавать общество без политических, экономических или социальных иерархий. Анархисты считаюжт, что анархия является жизнеспособной формой социальной системы и так работа для максимизации свободы личности и социального равенства. Они видят цели свободы и равенства как взаимно обусловленные. Или, в известном изречении Бакунина:

"Мы убеждены, что свобода без Социализма - привилегия и несправедливость, а Социализм без свободы является рабством и зверством. " [Политическая Философия Бакунина , стр. 269]

История человеческого общества доказывает эту точку зрения. Свобода без равенства – всего лишь свобода сильного, а равенство без свободы - рабство.

Есть много различных типов анархизма (от анархо-индивидуализма до коммунистического анархизма - см. раздел 3), но в их основе всегда было два общих положения - оппозиция правительству и капитализму. По мнению анархо-индивидуалиста Бенджамина Таккера, анархизм выступает за "уничтожение Государства и ростовщичества; за ликвидацию власти и эксплуатации человека человеком". [Цитата из работы «Анархизме Коренного американца - Изучении Левого американского Индивидуализма» Юнис Шустер, стр. 140] Вся прибыль в представлении анархистов, процент и арендная плата -ростовщичество (то есть эксплуатация) и так выступают против тех условий, которые делают их возможными, сколько они выступают против правительства и Государства.

Более широко, в словах Л. Сьюзен Браун, "связь объединения" в пределах анархизма "является универсальным осуждением иерархии и доминирования и готовности бороться за свободу человеческого индивидуума. " [Политика Индивидуализма , стр. 108] Для анархистов, человек не может быть свободен, если он подчинен, чтобы заявить или капиталистическую власть.

Анархизм - политическая теория, которая отстаивает создание анархии, общество, основанное на принципе "никаких правителей". Достичь этого, " [я] n обычный со всеми социалистами, анархисты считаю, что частная собственность земли, капитал, и машин имела ее время; то, что это осуждено исчезнуть: и что все необходимые для производства, и будут должен стать общей(обычной) собственностью общества, и должен управляются в обычном производителями богатства. И... они утверждают, что идеал политической организации общества - условие вещей, где функции правительства уменьшены до минимума... [и] что окончательная цель общества является сокращением функций правительства к ноли - то есть к обществу без правительства, к анархии" [Петр Кропоткин,Избр. произв. стр. 46]

Таким образом анархизм является и уверенным и отрицательным. Это анализирует и общество потока критических анализов, в то же самое время предлагая видение потенциального нового общества - общества, которое максимизирует некоторые человеческие потребности, которые текущий отрицает. Эти потребности, в их наиболее основной, являются свободой, равенством и солидарностью, которая будет обсуждена в Раздел 2. Анархизм объединяет критический анализ с надеждой, поскольку, как указывал Бакунин, «желание уничтожать - творческое убеждение». Нельзя построить лучшее общество, не понимая, что не так с существующим.

Ватто Жан-Антуан (Watteau, Jean-Antoine) (1684-1721 гг.), французский живописец, один из крупнейших художников рококо. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - «галантное празднество», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке.


Изощрённость произведений Ватто помогла французскому искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов в живописи.







Около 1700 г. Антуан Ватто сбегает в Париж, чтобы стать художником. Но после прибытия в Париж, Ватто не имея денег, нанимается в живописную мастерскую дешевых копий картин на продажу в «простонародном вкусе». Ватто научился (и довёл до совершенства) умение рисовать популярные в то время картинки.

Получает покровительство гравёров Мариэттов и поступает учеником к художнику Клоду Жилло. Ватто оказывается в среде подлинного профессионализма, познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса. Тематика закулисной театральной жизни становится сюжетной линией многих его картин. Учёба у Жилло стала важной эпохой в становлении Ватто.

К 1717 году, блестяще выполняет обязательное задание и поступает в Академию художеств. Ватто был избран в полные члены Академии. Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа, получает покровительство и много выгодных заказов.

Но 1718 году он заболевает туберкулёзом. В 1719 году он уезжает в Англию в надежде справиться с болезнью с помощью английских врачей, но сырой климат только усиливает течение болезни. Невзирая на успех картин Ватто в Англии, он вынужден вернуться в Париж.

Последний год Ватто прожил в доме друзей, в предместьях Парижа. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празденства», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы (так называемая пасторальная живопись. Помните гобелен «Пастушка», будто бы висевший в доме предволителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова, о котором притворно вспоминал незабвенный Остап Бендер при встрече с архивариусом Коробейниковым?), мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.



















Жизнь человека коротка и быстротечна, поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить и чувствовать, - так полагали многие французские аристократы XVIII века, далекие от идей философов эпохи Просвещения, приближавших то, что произошло в 1789 году. Погрязшие в гедонизме и эпикурействе, они не смогли оказать фактически никакого сопротивления той революционной волне, которая смела как их, так и привычный им мир «утонченных наслаждений». И отнюдь не случайно, что после Французской революции 1789 года и якобинского террора, искусство вновь совершило резкий поворот, в результате которого возник такой стиль как ампир.


















Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают всех остальных божеств античной мифологии, не говоря уже о христианских сюжетах, которые полностью игнорируются. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь едва ли не главным предметом изображения.



В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой) и т. п. Четко продуманные, стойные композиции классицизма уступают место изящному и утонченному рисунку.


Антуана ВАТТО (1684 - 1721) современники называли «поэтом беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствует щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.





Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты, содержат в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.


Ватто очень любил театральные сюжеты, хотя вряд ли точно воспроизводил эпизоды определенных спектаклей. В театре его привлекали полет воображения, живое воплощение фантазии, наконец, та искренность игры, которую он не находил в жизни, похожей на лицедейство. Характеру образного мира Ватто соответствуют прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.

















Жиль - один из главных персонажей французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально созданное для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина.



Антуану Ватто приходилось считаться со вкусами публики. Поэтому он рисовал преимущественно вот такие картины:







«Одна из характерных деталей костюма первой половины XVIII в. - это складка Ватто, то есть особый покрой спинки платья, при котором полотнище ткани, заложенное на плечах или у ворота более или менее глубокими складками, свободно ниспадало и переходило в шлейф.
Демонстрирует куколка того времени.




Складки застрачивали и заглаживали примерно до уровня середины лопатки, ниже они расходились на ширину фижм, придавая платью своеобразный силуэт. »

















«Во второй половине века получило распространение платье, приподнятое или драпированное в карманах. Особенность этого туалета заключалась в том, что при помощи системы пришитых с изнанки верхней юбки колец и пропущенных через них тесемок, концы которых закреплялись у карманов, можно было изменять фасон платья, драпировать его в буфы, образующие три закругленные полы - более короткие на боках «крылья» и длинный сзади «хвост». Из-под драпированной верхней юбки была видна пошитая из другой ткани нижняя. Юбку изготавливали чаще всего из атласа, муара или крепа.
Шлейф платья пришивали первоначально сзади к обшивке выреза у шеи, а для удобства танцев его укорачивали или закладывали в карманы. Для этого в верхних ярусах фижм холст прорезали и вставляли два глубоких кармана - мешка, в которые можно было заложить концы шлейфа. Позже шлейфы стали крепить к талии брошью - аграфом, а во время танцев снимать. Еще позже стали делать пажик - петлю из ткани и надевать шлейф с ее помощью на запястье. Умение управлять шлейфом - признак аристократичности.










Штучка №11
Узенький рукав

Втачной рукав тех лет - всегда одношовный, никогда двухшовный, даже на верхней одежде.
Из двух способов соответствия рукава форме руки - тогдашняя мода выбирала нижнюю вытачку и практически отвергала локтевую. Нижняя вытачка, или она же + небольшая посадка по локтю - так формировалась ужинА.

Интересно понять мысль, почему не локтевая. При локтевой вытачке и сильном заужении задний перекат значительно смещается на косую нить. В шве сходятся долевая с переднего переката и косая с заднего, шов будет играть. Да и с узором не всегда аппетитно получается.
Кроме того, при локтевой вытачке рукав соответствует как бы присогнутой в локте руке, при нижней - прямой. Тогдашняя эстетика предпочитала прямую ручку.

И ещё такой приёмчик.
Нижняя вытачка рукава могла оставаться недозашитой, по тому же принципу, как и тальевые лифа (об этом я уже писала). Прилегание к предплечью сочетается со свободой в локте (её обеспечивает остающаяся от вытачки складочка).
Или вытачка вообще не зашивается, а в ней делается застёжка. Тот же эффект облегание + свобода + ещё скромненькие пуговки брульянтовые, для пущей красоты! Ах, ах и ах!.. Мадам, позвольте ручку!...



Стрелочки на вытачке рукава (деталь 83) указывают высоту застёжки. Кстати, в этом платье часть нагрудной вытачки перенесена в горловину и оставлена складочкой (деталь 80) - уже знакомый приём недозашитых вытачек лифа.

Штучка №12
Складки Ватто

Мода конца 50-х обращалась чуть ли ни ко всем историческим стилям, воспроизводя их то буквально, то намёком. Тут и кринолины, и ампир, и реформ, и кимоно с тюниками нач. 20 века, и 20-ые, и теннисный стиль 30-х...
Одно из таких обращений - это складки Ватто.

Напомню, что это такое. Оригинальный элемент женского платья середины 18 века, запечатленный на картинах франц. художника Ватто, и отсюда получивший своё название. Суть - перед платья кроится облегающим, а на цельнокроенной спинке моделируются глубокие складки, идущие прямо от горловины. Спинка делается с небольшим треном и с большим клёшем.

Так вот, этот элемент - складки на спинке - волновал и в 50-х... Вот его вариации.

На отлетной спинке.


На пальто от горловины.

На жакете от кокетки.

И даже... - на юбке!... Как просто, и как здорово!...

Штучка №13
Прямая любимица

В ряду юбок узкая прямая была такой же любимицей моды, как и кринолин. Как она мыслилась тогда?
Первая особенность - передняя вытачка была коротенькой (7-8-9 см), узенькой (вплоть до её отсутствия), располагалась близко к боку (5-6 см) и была наклонной (параллельной ЛБ).

Попробуем понять логику.
Короткая - зрительно поднимает бёдра (конец вытачки зрительно соотв. высокой точке бедра).
Узенькая - чтобы не было пузыря на животе.
Близко к боку - визуально заужает бёдра, их ширина воспринимается по вытачке.
Наклонная - по той же причине.

Ей-богу, всё логично и эффективно.

Вторая особенность - вытачки часто заменялись складками. Сзади - иногда, а спереди - почти всегда, и это исключительно эффективный приём, который я очень люблю.

Там речь шла об одной складочке, но можно использовать 2-3, в зависимости от визуальной ширины бёдер.

Второй большой плюс складочек - это то, что слабина ткани в них маскирует выступ живота, заполняя собой переход от живота к бедру. Главное - найти им правильное место на собственной фигурке!

А теперь... сделаем небольшой перерыв...

Бурлакова
Фрося

Обещала я показать куклу в платье начала 18 века. Во всех его подробностях и со всех сторон. С милыми аксессуарами. И стало интересно, как же называется этот фасон.




Оказывается, это так называемое платье Ватто. Цитата:"Одна из характерных деталей костюма первой половины XVIII в. — это складка Ватто, то есть особый покрой спинки платья, при котором полотнище ткани, заложенное на плечах или у ворота более или менее глубокими складками, свободно ниспадало и переходило в шлейф. Складки застрачивали и заглаживали примерно до уровня середины лопатки, ниже они расходились на ширину фижм, придавая платью своеобразный силуэт. " Еще у этой куклы есть часы и какие-то весьма декоративные штучки, прикрепленные к лифу. Жаль, на фото не понять, что это. Еще мне понравилась информация про шлейф. "Во второй половине века получило распространение платье, приподнятое или драпированное в карманах. Особенность этого туалета заключалась в том, что при помощи системы пришитых с изнанки верхней юбки колец и пропущенных через них тесемок, концы которых закреплялись у карманов, можно было изменять фасон платья, драпировать его в буфы, образующие три закругленные полы — более короткие на боках «крылья» и длинный сзади «хвост». Из-под драпированной верхней юбки была видна пошитая из другой ткани нижняя. Юбку изготавливали чаще всего из атласа, муара или крепа.
Шлейф платья пришивали первоначально сзади к обшивке выреза у шеи, а для удобства танцев его укорачивали или закладывали в карманы. Для этого в верхних ярусах фижм холст прорезали и вставляли два глубоких кармана — мешка, в которые можно было заложить концы шлейфа. Позже шлейфы стали крепить к талии брошью — аграфом, а во время танцев снимать. Еще позже стали делать пажик — петлю из ткани и надевать шлейф с ее помощью на запястье. Умение управлять шлейфом — признак аристократичности." Эх, затейливая жизнь была у наших пра-пра-...-прабабушек. Поди, помни всегда, куда и как этот шлейф пристроить по всем правилам.)

В 18 веке стиль барокко сменился стилем рококо. Название это происходит от французского слова, означающего «украшение в форме раковины».
Стиль рококо отличался изящной декоративностью, хрупкостью, утонченностью, чувственностью и некоторой манерностью. Он не терпел прямых линий, и они приобрели изогнутость и плавность. Это был последний период господства аристократической моды, который окончился с началом французской революции и падением абсолютизма.
Идеалом рококо считался изящный силуэт и утонченные манеры. Движение, походка вырабатывались под руководством учителей «хороших манер». «Хороший тон» стал той преградой, которая разделяла аристократию и буржуазию.
18 век называли «галантным веком», веком менуэта, кружев и пудры.
Модным силуэтом были узкие плечи, очень тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа. Даже мужской костюм выглядел женственным.
Костюмы аристократии шились из бархата, дорогого тяжелого шелка и парчи, тончайшего полотна и кружев, блистали золотом и драгоценностями (даже вместо пуговиц на них были драгоценные камни). Парадные платья, хотя бы и самые дорогие, надевались всего один раз.

Мужской костюм

Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками - «жабо».
Поверх рубашки надевали «весту» - узкую распашную куртку из яркой шелковой ткани с вышивкой с узкими длинными рукавами, которые не сшивались, а скреплялись по локтевому шву в нескольких местах. Эта куртка застегивалась впереди на талии до середины груди, открывая жабо. Во второй половине века весту стали шить без рукавов, а спинку делали из полотна, и она получила название «вестон», или «жилет». В Англии веста называлась «вескоут».
Поверх рубашки и весты мужчины носили жюстокор.
В начале 18 века жюстокор трансформируется в «аби», который плотнее облегал грудь и талию, имел несколько складок-фалд в боковых швах, и шлицу с фальшивой застежкой на спине. Парадные аби шили из атласа или шелка и украшали вышивкой борта и карманы, а манжеты делали из той же ткани, что и весту. С конца XVIII в. аби стали носить только при дворе.
С жюстокором и аби мужчины носили «кюлоты» - узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, и иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне иногда надевали белые шелковые чулки, а буржуа - цветные.
Перчатки, плащи шпага на поясной портупее дополняли костюм. В 30-е гг. 18 века вместе с модой на нюхательный табак появились табакерки и табакотерки.
Зимой мужчины носили большие муфты и «гетры» - чулки без подошвы, которые надевались прямо поверх обуви и защищали ноги от ступни до колен.

Женский костюм

Женщина в костюме эпохи рококо напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Силуэт костюма ярких и светлых тонов был очень женственным и подчеркивал нежность хрупких плеч, тонкую талию и округлость бедер.
Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и «фижмы» - облегченный каркас, на котором юбка лежала свободно, падая широкими складками. Фижмы, а во Франции «панье», делали из ивовых прутьев или китового уса, прокладывая валиками и слоями простеганной ткани.

на мужчине: парадный жюстокор

на женщине: парадное платье с фижмами
на мужчине: жюстокор в виде мундира и кюлоты

Форма панье была разнообразной: овальной, круглой, конусообразной. Самые широкие колоколообразные носили аристократки. Женщины из буржуазной среды вместо панье чаще носили накрахмаленные нижние юбки. Спустя десятилетие панье сильно расширились, приобретя форму эллипса. Проходить в двери, садиться в карету в них было очень неудобно, и при изготовлении каркаса стали использовать шарниры.
Придворное платье имело шлейф, который пришивался к плечам или к талии.
Женщины носили нижнее и верхнее платья - «фрепон» и «модест». Подол фрепона богато вышивался, лиф был очень узким, под него надевали корсет. Платье модест было распашным от талии, и по краям разреза его украшали богатой вышивкой. Лиф модеста скреплялся на груди бантами или шнуровался. Банты располагались на груди так называемой «лестницей» - уменьшаясь по величине сверху вниз. Декольте в форме каре украшали кружевами. Узкий, гладко вшитый у плеча рукав дополнялся пышными кружевными воланами (чаще всего их было три). Шею дамы иногда повязывали легкой шелковой косынкой.
Модным в эпоху рококо был «контуш» - платье «со складками Ватто» - широкое, длинное, неотрезное в талии. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки. Контуш мог быть распашным и скрепляться на груди лентами или цельным, без разреза. Его шили из шелковых, полушелковых, атласных, бархатных тканей светлых ярких расцветок или в крупную полоску. К середине 18 века контуш сильно укоротился, и его носили только дома. На улице в контуше можно было встретить лишь представительниц низших слоев населения.

костюмы для прогулок

на мужчине: шелковый камзол с пелериной, берет с пером

на женщине: платье-контуш со складками "ватто"

Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром.
С середины 18 века частью женского охотничьего костюма стали кюлоты.
Простые горожанки в своей одежде подражали костюмам знати, но шили ее из недорогих тканей более темных расцветок.

Фарфоровая статуэтка "Девушка с гусем"

Обувь

Мужчины носили башмаки на невысоком каблуке и плоские легкие туфли, украшенные пряжкой эскарпен.
У женщин были открытые туфли из атласа или тонкой цветной кожи на высоком каблуке.

Прически и головные уборы

Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики. Лицо гладко брили.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове.
Дамская прическа была небольшой. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. Прическу пудрили и украшали лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга.
Головные уборы дамы надевали редко. Голову покрывали накидкой, во время путешествий надевали мужскую треуголку, а дома носили небольшой чепчик, украшенный лентами, цветами, кружевом.

Украшения и косметика

В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. Пудрили волосы и парики.
И мужской, и женский костюм эпохи рококо дополнялся большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки.
Модными были кольца, браслеты, ожерелья, колье, золотые часы на цепочках. Полюбились маленькие букеты искусственных цветов (часто фарфоровые), которые прикалывали на груди. Белизну кожи женщины оттеняли бархоткой или рюшами из кружев на шее. Не потеряли популярности веера, которые иногда расписывали такие знаменитые художники, как Ватто и Буше.

Западноевропейский костюм второй половины 18 века (позднее Рококо)

2-я половина 18 века - период классицизма в искусстве. Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины 18 века, получил название «позднего рококо».
В 70-е годы 18 века значительную роль начинает играть английская мода, связанная с культом чувств, простоты, стремлением сблизиться с природой. Отличаясь большей строгостью формы и цвета, она прежде всего оказала влияние на мужской костюм.
Проникнув на континент, английская мода вначале распространилась в среде крупной буржуазии и дворянской молодежи. Затем она проникла и в высшее общество и заметно повлияла на придворный костюм.
Английское дворянство создало удобный по покрою, простой костюм. Состоял он из синего суконного фрака, короткого желтого жилета, кожаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы.

Мужской костюм

Мужская одежда в эпоху позднего рококо стала богаче красками и наряднее. Сюртуки и жилеты сплошь покрывались вышивкой золотом и серебром, канителью и блестками.
В 70-х гг. в мужском костюме произошли радикальные изменения. В моду повсеместно входит английский суконный «фрак», постепенно вытеснивший французский жюстокор.
Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.
Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.
Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» - верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.
У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.
В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук - чаще всего из полосатого сукна.

Женский костюм

Женский костюм середины 18 века сохранял характер стиля рококо, но стал более сложным по силуэту и декору.
Характерным признаком моды 2-й половины 18 века стала новая форма кринолина - овальная.
Дамы носили широкую, эллипсообразно растянутую в боках и уплощенную впереди и сзади юбку. Кавалеру рядом с дамой в такой юбке приходилось идти не рядом, а несколько впереди, ведя ее за руку. Парадное платье покрывалось массой гирлянд из лент и бантов, а края его обшивались оборками из лент и кружев. Такие наряды были уместны во время грандиозных празднеств при дворе Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они считались верхом элегантности.
В конце 18 века утренним платьем светской женщины был «полонез», состоящий из юбки и лифа, поверх которого надевалось распашное платье. У верхнего платья выкраивалась неотрезная спинка из трех частей и почти прямые полы. В местах соединения спинки и полочек продергивался шнурок и с его помощью получались сборки, а внизу платья образовывались полукруглые драпировки. Существовало множество вариантов этого платья - от домашнего до парадного. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т.д.
Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи.
Парадные туалеты отличались большой пышностью и украшались кружевами, оборками, бусами, букетами и гирляндами искусственных и живых цветов, а головные уборы - страусовыми и павлиньими перьями. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. 18 века.
В 80-е гг. английская мода влияет и на женский костюм. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом. Лиф с округлым вырезом мягко драпируется косынкой, покрывающей плечи и грудь.
Для верховой езды аристократки надевали костюм, состоящий из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

Обувь

Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками. Для утренней прогулки и верховой езды служили сапоги-ботфорты.
Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.

Прически и головные уборы

Мужские прически почти не изменились. Чаще всего волосы зачесывали назад и стягивали на затылке в пучок, перевязывая черной лентой. Пряди над висками завивали, укладывая в параллельные валики. Прически по-прежнему пудрили. Парики еще носили, но они уже выходили из моды. Шляпу стали чаще надевать на голову, а не держать в руках, как раньше. Вместо прежней треуголки в моду входит более удобная «двууголка». Появились «английские» шляпы конической формы с невысокой тульей и узкими полями и цилиндр, который надевали к рединготу.
Между 70-80-и гг. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа - «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Несколько ее видов были созданы парикмахером французской королевы Марии Антуанетты - Леонаром. Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами, массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами, фруктами или даже макеты парусных кораблей.

Под влиянием английской моды прическа постепенно стала ниже, упростилась, волосы перестали пудрить. Шляпы - огромные из шелка или бархата или «английские» с широкими полями.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян