Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Использование метода экспериментирования в условиях доу

Татьяна Глазкова
План комплексно-тематического планирования по теме «Домашние животные» во 2-ой младшей группе (I часть)

Тема недели «Домашние животные »

Режимные

УТРО 1. Беседа на тему «Мои выходные дни» .

Цель : Активизировать словарь детей (выходные, дома , ходили, весело, дружно, интересно, трудились, учить отвечать на вопросы воспитателя. Коммуникация.

Коммуникативная. Беседа

2. Работа в уголке природы : наблюдение «Полив цветов» . Цель : Продолжить знакомить детей с трудовыми операциями по уходу за комнатными растениями, рассказать об их назначении. Напомнить детям названия растений. Познание.

Наблюдение

4. Рассматривание альбома «Домашние животные » .

Цель : Продолжать знакомить детей с домашними животными , рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи. Познание.

Коммуникативная.

Речевая ситуация

5. Сюжетно-ролевая игра «Ферма» : игровая ситуация «Кормление животных » .

Цель : Учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль, использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал. Социализация, безопасность.

Коммуникативная.

Сюжетная игра

6. Упражнение «Полотенце пушистое» .

Цель : Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку) . Здоровье.

Познавательно-иследовательская. Игровое упражнение

НОД 1. 1. Познание (мир природы)

Тема «Домашние животные » .

Цель : Продолжить знакомить детей с классификацией животных (дикие и домашние ) ; закреплять умение сравнивать, находить сходство и различия; познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными .

Коммуникация, социализация, физическая культура.

Познавательно-исследовательская. Занятие

По плану музыкального руководителя

Музыкально-художественная. Занятие

Прогулка 1. Наблюдение за кошкой.

Цель : Расширять представления детей о домашних животных , учить описывать их внешний вид, называть части тела кошки . Побуждать желание заботиться о животных . Познание. Коммуникация.

Познавательно-исследовательская.

Коммуникативная. Наблюдение.

2. Подвижная игра «Кот Васька» .

Цель : Учить детей ритмично проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами. Развивать внимание, выдержку, воспитывать смелость. Физическая культура.

Двигательная Подвижная игра

3. Дидактическая игра «Осенние листья» .

Цель : Учить детей находить листья, похожие по цвету, форме. Развивать внимание, зрительное восприятие, учить понимать суть задания. Познание.

Коммуникативная.

Игра с правилами.

4. Трудовые поручения : уборка на участке .

Цель : Формировать у детей соответствующие трудовые навыки, осознанное отношение к порядку. Поощрять желание трудиться, учить радоваться достигнутым результатам. Труд.

Трудовая. Поручение.

5. Самостоятельная игровая деятельность : игры с любимыми игрушками.

Цель : Учить детей организовывать совместные игры, формировать дружеские взаимоотношения. Обогащать опыт организации собственного досуга с любимыми игрушками. Социализация.

Двигательная. Игровая.

Вечер 1. Чтение русской народной потешки «Тили-бом!» .

Цель : Учить детей внимательно слушать текст, следить за ходом развития событий, рассказать потешку с опорой на иллюстрации. Чтение.

Чтение художественной литературы. Чтение, обсуждение.

2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» .

Цель : Способствовать возникновению у детей игрового замысла учить принимать на себя роль в зависимости от сюжета. Формировать умение подбирать предметы-заместители, атрибуты, правильно использовать их в ходе игровых действий. Социализация.

Коммуникативная. Сюжетная игра

3. Дидактическая игра «Чей детёныш?» .

Цель : Учить применять в игре знания о детёнышах животных , правильно употреблять их названия в речи в нужной форме (например-котят, щенят) . Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи. Познание, коммуникация.

Коммуникативная. Игра с правилами.

4. Работа в уголке музыкального воспитания : игра на детских музыкальных инструментах (колокольчик, бубен) .

Цель : Учить детей оркестровать знакомую песенку, ритмично играть на бубне, сопровождая пение, развивать музыкальный вкус. Музыка.

Музыкально-художественная. Исполнение

5. Творческая мастерская : лепка из солёного теста «Весёлые колобки» .

Цель : Учить детей раскатывать круглые шарики разных размеров, совершенствовать круговые движения рук при раскатывании. Развивать детское творчество. Художественное творчество.

Продуктивная. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Взаимодействие с родителями : Беседа «Одежда детей в группе и на улице » . Цель : Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы .

Тема недели «Домашние животные » .

Режимные

Виды деятельности Формы работы

Утро 1. Игровая ситуация «Волшебное слово» .

Цель : Формировать навыки культурного поведения, учить использовать вежливые слова в различных ситуациях. Развивать эмпатию, воспитывать вежливость, доброжелательность. Социализация.

Коммуникативная. Ситуативный разговор

2. Дидактическая игра «Маша-растеряша» .

Цель : Учить находить предметы по описанию, формировать умение внимательно слушать, выбирать в речи взрослого элементы описания. Коммуникация.

Коммуникативная Игры с правилами

3. Игры со строительным материалом : постройка домика для котёнка.

Цель : Учить детей выполнять различные постройки из крупного строительного материала, использовать их в ходе сюжетных игр, выбирать по сюжету другие игрушки, Развивать воображение, фантазию. Познание, коммуникация.

Познавательно-исследовательская.

Коммуникативная. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

4. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» ; рассматривание альбома Салон красоты»; беседа о работе парикмахера.

Цель : Расширять представления детей о работе парикмахера, его обязанностях, помещениях, оборудовании. Формировать первичные представления о роли труда в жизни человека и общества. Познание, социализация, труд.

Коммуникативная. Беседа

5. Трудовые поручения : протираем листья фикуса.

Цель : Учить детей выполнять соответствующие трудовые действия. Поддерживать познавательный интерес к растениям. Труд.

Трудовая. Поручения.

НОД 1. Познание (Математика) .

Тема «Знакомство с понятием шире-уже; счёт до трёх.

Цель : Освоение умения при сравнении двух предметов выделять параметры ширины, находить сходство и различие; закреплять счёт до трёх. Коммуникация, социализация, физ. развитие.

Позновательно-исследовательская. Занятие

2. Физическое развитие

По плану физ . руководителя Физ. Развитие.

Двигательная Занятие

3. Художественное творчество (Конструирование) .

Тема «Будка для собаки» .

Цель : Побуждать детей активно участвовать в постройках , узнавать и называть строительные детали, цвет. Познание, социализация, труд, чтение худ. литературы.

Продуктивная. Занятие

Прогулка 1. Наблюдение за собакой.

Цель : Познакомить детей с названиями частей тела собаки , особенностями её внешнего вида, поведения. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. Познание, коммуникация.

Познавательно-исследовательская.

Коммуникативная. Наблюдение.

2. Подвижная игра «Лохматый пёс» .

Цель : Упражнять детей в беге с увёртыванием. Развивать смелость, скоростные качества, способность ориентироваться в пространстве. Физическая культура.

Двигательная. Подвижная игра

3. Трудовые поручения : кормление птиц.

Цель : Формировать у детей умение наблюдать за поведением птиц, отражать увиденное в речи. Поддерживать желание заботиться о птицах, их интерес к живой природе . Познание, труд.

Трудовая. Совместные действия.

Цель : Формировать у детей слуховое восприятие, внимание, тренировать простейшие артикуляционные движения в звукоподражании. Коммуникация.

Коммуникативная. Игра

5. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» .

Цель : учить выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, обыгрывать предлагаемые воспитателем ситуации в роли пассажиров, водителя Познание, социализация.

Коммуникативная Сюжетная игра.

6. Самостоятельная игровая деятельность.

Цель : Учить детей выбирать занятия по интересам, объединяться в игре со сверстниками. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Социализация, коммуникация.

Коммуникативная Игра

Вечер 1. Работа в уголке книги : рассматривание книги-конструктора «И котёнок, и щенок» Л. Майорова по стихотворениям В. Берестова. Цель : Привлечь внимание детей к знакомым образам, описывать происходящие с ними события, использовать в речи качественные прилагательные. Учить аккуратно и бережно обращаться с книгами. Чтение, коммуникация.

Коммуникативная,

Чтение художественной литературы. Беседа, обсуждение.

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» : игровая ситуация «Кормление кукол» . Цель : Учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль, использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал. Социализация.

Коммуникативная.

Сюжетная игра

2. Работа в уголке творчества : самостоятельная продуктивная деятельность «Раскраски» . Цель : Предложить детям для свободного раскрашивания раскраски на тему «Домашние животные » . Развивать мелкую моторику, чувство цвета. Художественное творчество.

Продуктивная. Мастерская по изгот. продуктов детского творчества.

3. Хороводная игра «Колобок» .

Цель : Совершенствовать умение детей передавать пение, движения, характер музыкальных отрывков, образы зверей. Работать над повышением выразительности движений, мимики. Музыка.

Музыкально-художественная. Импровизация.

4. Самостоятельная игровая деятельность (настольно-печатные игры) .

Цель : Формировать у детей умение играть вместе со сверстниками, организовывать взаимодействие в группе играющих , воспитывать доброжелательное отношение Социализация, познание.

Настольные игры.

5. Работа в уголке физического воспитания : учимся ловить мяч. Цель : Учить детей бросать вверх и ловить мяч. Развивать ловкость, крупную моторику рук, повышать подвижность суставов. Физическая культура.

Двигательная. Игровые упражнения.

Понедельник ___.___.201_

Тема месяца, недели, дня

Время

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

7.00 – 9.00

Утренняя гимнастика по плану

Беседа на тему «Мои выходные дни». Цель: Активизировать словарь детей (выходные, дома, ходили, весело, дружно, интересно, трудились, учить отвечать на вопросы воспитателя.

Рассматривание альбома «Домашние животные».

Цель : Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи.

Сюжетно-ролевая игра «Ферма»: игровая ситуация «Кормление животных».

Цель : Учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль, использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал. С подгруппами детей

9.00 -915,

9,25-9,40

Музыка по плану специалиста

Художественное творчество. Рисование.

Тема «Козленок» Цели : продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу; учить анализировать и понимать содержание стихотворения; развивать мелкую моторику рук; учить детей описывать внешний вид животного (стр 17 Рисование Колдина папка)

Прогулка

10.10 – 12.05

Наблюдение за кошкой.

Цель: Расширять представления детей о домашних животных, учить описывать их внешний вид, называть части тела кошки. Побуждать желание заботиться о животных.

Подвижная игра «Кот Васька».

Цель : Учить детей ритмично проговаривать текст, выполнять движения в соответствии со словами. Развивать внимание, выдержку, воспитывать смелость. Физическая культура.

Трудовые поручения: уборка на участке.

Цель: Формировать у детей соответствующие трудовые навыки, осознанное отношение к порядку. Поощрять желание трудиться, учить радоваться достигнутым результатам.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с любимыми игрушками.

Цель: Учить детей организовывать совместные игры, формировать дружеские взаимоотношения. Обогащать опыт организации собственного досуга с любимыми игрушками.

упПодготовка к обеду, обед.

Упражнение «Полотенце пушистое».

Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).

Вторая половина дня

15.00 – 16.30

Чтение русской народной потешки «Тили-бом! ». Цель: Учить детей внимательно слушать текст, следить за ходом развития событий, рассказать потешку с опорой на иллюстрации.

Дидактическая игра «Чей детёныш? ».

Цель : Учить применять в игре знания о детёнышах животных, правильно употреблять их названия в речи в нужной форме (например-котят, щенят). Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Цель: Способствовать возникновению у детей игрового замысла учить принимать на себя роль в зависимости от сюжета. Формировать умение подбирать предметы-заместители, атрибуты, правильно использовать их в ходе игровых действий. Социализация.

Прогулка

16.30 – 18.45

Наблюдение за свежевыпавшим снегом Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней при роды, радость от прогулки.

Ход наблюдения

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

- Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Какое сейчас время года? (Зима.)

Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)

Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада тем пература воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)

Трудовая деятельность Уборка снега с участка. Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижная игра «Устроим снегопад». Цель : развивать двигательную активность.

Выносной материал Лопатки

Взаимодействие с родителями: Беседа «Одежда детей в группе и на улице». Цель: Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы

Планирование воспитательно-образовательной работы

Вторник__.__.201_.

Тема месяца, недели, дня«Домашние животные и их детеныши»

Время

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

7.00 – 9.00

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Игровая ситуация «Волшебное слово».

Цель: Формировать навыки культурного поведения, учить использовать вежливые слова в различных ситуациях. Развивать эмпатию, воспитывать вежливость, доброжелательность. Социализация.

Игры со строительным материалом: постройка домика для котёнка.

Цель : Учить детей выполнять различные постройки из крупного строительного материала, использовать их в ходе сюжетных игр, выбирать по сюжету другие игрушки, Развивать воображение, фантазию. Познание, коммуникация

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 -915,

9,25-9,40

Развитие речи.

Тема Рассматривание сюжетных картин

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуком к, т (стр 43 В.в. Гербова Развитие речи в детском саду)

Физическая культура

Тема «путешествие в лес на поезде»

Задачи: научить детей ходить по наклонной доске;упражнять в прыжках с продвижением в перед; закрепить умение прокатывать мяч между предметами; способствовать развитию равновесия и координации движения.(стр 99 О.М.Литвинова Физкультурные занятия в детском саду)

Прогулка

10.10 – 12.05

Наблюдение за собакой.Цель : Познакомить детей с названиями частей тела собаки, особенностями её внешнего вида, поведения. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цель : учить выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, обыгрывать предлагаемые воспитателем ситуации в роли пассажиров, водителя

Подвижная игра «Лохматый пёс».

Цель : Упражнять детей в беге с увёртыванием. Развивать смелость, скоростные качества, способность ориентироваться в пространстве.

Трудовые поручения: кормление птиц.

Цель: Формировать у детей умение наблюдать за поведением птиц, отражать увиденное в речи. Поддерживать желание заботиться о птицах, их интерес к живой природе. Познание, труд.

Трудовая. Совместные действия.

Самостоятельная игровая деятельность.

Цель: Учить детей выбирать занятия по интересам, объединяться в игре со сверстниками. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00

Учить детей во время еды правильно держать ложку.

Учить .

Вторая половина дня

15.00 – 16.30

Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки.Цель : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению.

Тема «Домашние животные» Цель: продолжить знакомить детей с домашними животными их детенышами; употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа; учить детей внятно произносить звуки в звукоподражаниях, развивать речевое дыхание, развивать внимание (стр 29Г.Я. Затулина Развитие речи)

Игра -занятие по стихотворению Н. Саксонской «Кто там скачет на коне?»Цель .Познакомить детей со стихотворением. Формировать умение детей при повторном чтении выполнять движения по тексту стихотворения. Поддерживать интерес к поэзии, создавать у детей хорошее настроение.

Как у нашего кота заучивание потешки Цель: учить детей читать наизусть потешку; учить отчетливо произносить слова и короткие фразу (стр 28 Г.Я. Затулина Развитие )

С подгруппами детей

Инд.работа сВасилисой и Данисом. по физической культуре.Цель : Формировать умение бегать в прямом направлении, выполнять действия по сигналу воспитателя.

Самостоятельная игровая деятельность (настольно-печатные игры) .

Цель: Формировать у детей умение играть вместе со сверстниками, организовывать взаимодействие в группе играющих, воспитывать доброжелательное отношение

Прогулка

16.30 – 18.45

Наблюдение за птицами зимой Цели : Ход наблюдения Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка - Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

Что у них общего?

Они живут поодиночке?

Где ищут корм?

Чем мы будем их кормить?

Трудовая деятельность

Цель:

Подвижные игры «Ловлю птиц на лету» (русская народная). Цели :

«Попади в цель».. Цель :

Выносной материал Лопатки, метлы

Планирование воспитательно-образовательной работы

Среда __.__.201_

Тема месяца, недели, дня «Домашние животные и их детеныши»

Время

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

7.00 9.00

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Работа в уголке сенсорного развития: обследование мяча, куба.Цель. Продолжать знакомить детей с разными способами обследования предметов, называть их форму (шар, куб). Развивать сенсорные возможности детей.

Чтение стихотворения В. Берестова «Котенок», рассматривание иллюстраций.

Цель Формировать умение слушать стихотворение, предложить ответить на вопросы: «У кого дома есть котенок, другие питомцы?» «Кто помогает ухаживать за питомцами?» Развивать воображение, связную речь.

Практическое упражнение «Курточки, сапожки».

Цель. Формировать у детей навыки самообслуживания, развивать умение самостоятельно надевать различные предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью к сверстникам или взрослым.

Игра – ситуация (театрализованная) Коза –дереза Цель: познакомить детей с театром, его устройством, увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище (55 Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности)

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 -915,

9,25-9,40

Музыка по плану специалиста

Художественное творчество. Лепка

Тема: «Черепаха»

Цель : учить сочетать в поделке пластилин и природный материал, развивать речь, мышление, мелкую моторику рук (Д.Н. Колдина стр 9, папка)

Прогулка

10.00-12.05

Наблюдение за кошкой.Цель .Расширять представления детей о домашних животных, формировать умение описывать их внешний вид, называть части тела кошки. Пробуждать желание заботиться о животных.

Практическое упражнение

Наша одежда Цель : уточнить представление детей о названии различной одежды, учить чистит одежду и обувь от снега

С/р: Перевозка мебели Цель: учить детей брать на себя роль, действовать в соответствии с ней, побуждать использовать в играх предметы-заместители, формировать коммуникативные умения

Индивидуальная работа по физической культуре с Власенко Даней Цель .Формировать умение бросать мяч двумя руками и ловить его.

Русская - народная подвижная игра «Кошки – мышки».Цель .Формировать умение детей точно выполнять игровые действия, соблюдать правила. Обогащать двигательный опыт, совершенствовать выполнение основных видов движений.

Самостоятельная игровая деятельность

Цель.

Формировать умение детей самостоятельно выбирать место для игры, подбирать игрушки инвентарь, осуществлять взаимодействие в игре со сверстниками. Напомнить правила безопасного поведения на игровой площадке.

Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00

Учить аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном .

Вторая половина дня

15.00 16.30

Оздоровительная гимнастика, ходьба помассажной дорожки Цель: формировать представление о необходимости закаливания.

д/и «Разложи шарики « Цель : продолжать учить детей действовать целенаправленно: соотносить каждый шарик с отверствием

Песенное творчество: работа с попевкой «Бай – бай, бай – бай», русская народная колыбельная. Цель . Формировать умение детей выполнять игровые действия, при ведущей роли взрослого, развивать навык индивидуального пения.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Кошка с котятами» Цель . Расширять представления детей о домашних животных, обогащать словарный запас.

Игровая ситуация «Кошка укладывает котенка спать»

Д/и: «Как живет? Что жует? Цель: формировать умение образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа (76 О.С.Ушакова Придумай слово)

Игры в коррекционной зоне

Прогулка

16.30 18.45

Целевая прогулка по территории детского сада. Цель . Формировать умение детей организованно перемещаться парами, предложить посмотреть, как и во что играют старшие дошкольники. Обогащать игровой опыт детей.

Физическое упражнение «Лови мяч» Цель .Формировать умение ловить мяч, брошенный педагогом с расстояния 1 м, выполнять бросок мяча двумя руками от груди. Развивать крупную моторику рук, координацию движений, способствовать повышению подвижности суставов рук.

Самостоятельная деятельность.Цель. Обогащать игровой опыт детей. Напомнить правила безопасности, которые необходимо соблюдать во время прогулки.

Индивидуальная работа по физической культуре с Бутцевой Лизой Цель. Формировать умение бросать мяч двумя руками и ловить его.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».Цель .Формировать умение выполнять прыжки на месте, развивать мышцы ног, спины. Поддерживать интерес к подвижным играм.

Планирование воспитательно-образовательной работы

Четверг __.__,___

Тема месяца, недели, дня «Домашние животные и их детеныши»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

7.00 9.00

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Дидактическое упражнение «Кто, где спрятался?» Цель. Формировать умение детей понимать падежно – предложные конструкции, использовать речи пространственные предлоги («под», «над», «за», «в»), согласовывать слова в предложениях, ориентироваться в пространстве.

Трудовые поручения: убираем игрушки

Цель. Формировать у детей привычку наводить порядок после игр, убирать игрушки на место. Воспитывать аккуратность трудолюбие.

Физическое упражнение «Ловкие ребята».Цель .Продолжать формировать умение детей ползать под воротцами. Способствовать развитию ловкости, развивать мышцы спины, конечностей.

Настольно-печатные игры

Цель: поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр, учить подчиняться правилам в игре.

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 -915,

9,25-9,40

Познавательное развитие. ФЭМП

Тема « Число 3 Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький» цель: продолжить знакомство с числом 3, учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи, поровну, столько же, сколько, продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры; продолжать учить различать пространственные направления от себя (стр 25 Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет)

Физическая культура

Путешествие в лес на поезде

Цель: научить детей ходить по наклонной доске, упражнять в прыжках с продвижением в перед, закрепить умение прокатывать мяч между предметами, способствовать развитию равновесия и координации движения (стр 99 Литвинова Физкультурные занятия в детском саду)

Прогулка

10.00-12.05

Дидактическая игра «Кому что?»

ЦельФормировать умение детей выбирать то, чем питается определенное животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках.

Наблюдение за следами на снегу. Цель: развивать любознательность, наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

Индивидуальная работа по физической культуре

Цель .Формировать умение прыгать на двух ногах.

« Найди, где спрятано?», «Нарисуй миску для козленка».

Цель .Формировать умение рисовать на песке. Способствовать снятию эмоционального напряжения.

Подвижная игра «Коза – дереза»

Цель .Формировать умение выполнять в игре роли водящего и игроков, соблюдать правила.

Помощь в уборке участка. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь.

Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00

Совершенствовать КГН, элементарные навыки поведения за столом.

Учить аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном .

Вторая половина дня

15.00 16.30

Постепенный подъем детей. Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки Цель : : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению, массаж укрепляет здоровье, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.

Рассматривание сюжетной картины «Корова с теленочком». Чтение стихотворения В. Катаева «Телочка». Цель Обогащать словарный запас детей, поддерживать познавательный интерес.

Обучающие ситуации «Теленочек на улице».

Цель . Активизировать в речи и уточнить элементарные понятия, связанные с частями улицы, знакомить детей с моделями безопасного поведения на улице.

Подвижная игра «Кто тише».

Цель. Упражнять детей в выполнении ходьбы с выполнением различных упражнений. (с высоким подниманием колен, с перекатом пятки на носок. крадущимся шагом), развивать умение двигаться бесшумно.

Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского.

Цель .Познакомить с произведением. Познакомить с правилами безопасного поведения дома, объяснить, почему козлята попали в беду.

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Цель .Продолжать формировать умение называть и узнавать детенышей домашних животных.

Самостоятельная игровая деятельность детей, сюжетные игры (выбор игр детьми по интересам).

Прогулка

16.30 18.45

Дидактическая игра «Что это?» Цель .Формировать умение детей обследовать предметы при помощи пальчиков узнавать и называть знакомые игрушки. Развивать сенсорные возможности, активизировать речь.

Самостоятельная деятельность. Цель. Продолжать формировать умение детей подбирать игрушки, предметы - заместители для игр.

Подвижная игра. «Кошечка и котята» Цель Познакомить с правилами игры формировать умение выполнять игровые действия.

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы

Пятница __.__.____

Тема месяца, недели, дня «Домашние животные и их детеныши»

Время

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

7.00 9.00

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Утренняя гимнастика по плану

Беседа с детьми о пользе домашних животных для человека. Цель: уточнить представление о домашних животных.

д/и: Семья животных Цель: развивать внимание, память, звуковую культуру речи, воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным (стр 42 ФЦКМ)

Назови всю семью»Цель: учить детей правильно называть домашних животных мужского и женского рода, детенышей, использовать суффиксальный способ образования слов(например: козел-коза-козленок). (Мариша, Алиса)

Уголок природы: рыхление почвы. Учить в ходе осмотра выявлять, под какими растениями необходимо рыхлить почву.

Строительные игры: Строим дом.

Цель: учить анализировать образец постройки (выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме), создавать постройки соразмерными с имеющимися игрушками

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 -915,

9,25-9,40

Познавательное развитие ФЦКМ

Тема «Домашние Животные». Цель: закрепить понятие «генетический подход»(маленький-взрослый –старый); формировать умение ориентироваться в символах, находить аналоги в окружающем; воспитывать гуманное отношение через эмпатию; побуждать решать жизненные ситуации реально и используя знакомые приемы фантазирования (стр 80 Формирование целостной картины мира)

Путешествие в лес на автобус Цель: научить детейползать по доске на четвереньках, упражнять в ходьбе по наклонной доске, закрепить навыки мягких и пружинестых прыжков на месте, воспитывать смелость п ри выполнении упражнений (стр 102 Литвинова Физкультурные занятия в детском саду

Прогулка

10.00-12.05

Наблюдение за птицами зимой Цели : углублять знания о жизни птиц в зимний период;

развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка - Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

Что у них общего?

Они живут поодиночке?

Где ищут корм?

Надо ли помогать птицам? Почему?

Чем мы будем их кормить?

Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатками, расчистка дорожки.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры

« Ловлю птиц на лету» (русская народная). Цели:

учить быстро действовать по сигналу;

бегать, не наталкиваясь друг на друга.
«Попади в цель»..

Цель : упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Выносной материал

Лопатки,

Подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон. 12.05 – 15.00

Совершенствовать КГН, элементарные навыки поведения за столом.

Учить аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном .

Вторая половина дня

15.00 16.30

Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажнойдорожкиЦель: : формировать представления о том, что физические упражнения способствуют хорошему настроению.

Дыхательное упражнение: «Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.

Д/и: Отгадай, кто позвал?

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность.

Пальчиковая гимнастика

Цель: Развивать мелкую моторику (умение

выставлять по очереди пальцы правой и

левой руки).

Воспроизводить движения в соответствии с

текстом.

1.«Хозяйка»;

2.«Снежок»;

Сюжетно-ролевая игра:«Сделаем Кате красивую причёску»Цель: Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Игры в уголке театра

Прогулка

16.30 18.45

Наблюдение за животными Цель : закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.

Ход наблюдения

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой - станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туло вище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

Трудовая деятельность

Постройка горки для куклы.

Цели : учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки; доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Вороны и собачка ». Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
« Хитрая лиса». Цель : развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону

Индивидуальные беседы и консультации по вопросам родителей.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты - это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие ребенка - манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель: практикование, закрепление культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Экспериментирование связано с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

1)действие показывает педагог; 2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; 3)иногда ошибку сознательно совершает масс педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика; 4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; 5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.

1-я младшая группа: На третьем году жизни манипулирование предметами напоминает экспериментирование. Взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!» – основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии экспериментирования и личности в целом. Проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Все наблюдения, организуемые взрослым, являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами. Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе еще не готовы.

2-я младшая группа: У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. Начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

Средняя группа: На пятом году количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Визуальный контроль необходим как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения. Можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить разницу между ними. С этого возраста проводятся длительные наблюдения – предпосылка для проведения в будущем длительных экспериментов.

Старшая группа: При правильной организации работы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Однако сначала с помощью наводящих вопросов дать нужное направление действиям детей, а не давать готовых решений. Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Начинают вводиться длительные эксперименты, где устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети осваивают приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

Подготовительная группа: Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Общие закономерности . Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.

Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой». Замены быть не должно. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами.

Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела.

В Стандарте дошкольного образования (пункт 2.7 ФГОС ДО) закреплено, что реализация программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, ;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский).

Эта форма возникает в раннем возрасте , чаще всего - примерно в 3-3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребенку формой экспериментирования. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент: и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие - нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи.

В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период можно было бы, вслед И.П. Павлову, назвать «Что такое?». Каждый ребенок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т.е. совершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому. Это - очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. Данный период длится первый, второй и третий годы жизни. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - период любопытства («А что там?»). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями - сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций. Наши исследования показали, что каждый ребенок пяти лет, если он воспитывался правильно, совершен­но трезво и объективно оценивает свои способности: это я смогу сделать, а это - нет.

Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.

Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо; оно заметно только исследователю - теоретику, затем оно становится все более и более четким, и, наконец, после 5 лет - при условии правильного воспитания - ребенок вступает в следующий период - период любознательности. Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты. Для нее, конечно, характерны возрастные особенности, которые освещены выше, она еще очень похожа на игру, но все же теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование в привычном для нас смысле слова.

Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами: вытаскивает из ящиков все игрушки, раскладывает ровным слоем по квартире - и больше ничего.

Вот почему рассмотрение динамики становления навыков детского экспериментирования в начинается с первого года жизни.