Открытый конкурс проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада. Почему родители покупают конструкторы для своих детей? Психологический и педагогический эффекты

Тему для нынешней беседы подсказал мне мой ребенок, предложив поиграть с ним в сотый раз «зубами». Прежде, чем говорить о конкретных конструкторах, давайте поговорим о том, насколько они важны в развитии наших детей и вообще нужны ли они.

Что это такое и зачем оно нам надо

Итак, если обратиться с теории, то конструктор – это набор из деталей, с помощью которого можно собирать всевозможные модели: будь то замок, дом, поезд, машина или геометрическая фигура. Сложно поверить, но первым таким игровым наборам уже более 100 лет и они до сих пор популярны, меняется только внешний вид деталей, но вот назначение остается прежним: развитие. В процессе игры у ребенка имеется колоссальная возможность развивать логическое воображение, творческие способности, мелкую моторику и просто выразить себя в создании чего-либо.

Тематическая направленность конструкторов подразумевает под собой развитие конкретных навыков: они могут быть творческими, научно-познавательными, развлекательными и так далее. Также, производители разделяют их на мальчуковый и для девочек, и по способу соединения между собою деталей и по материалам, из которых сделаны детали.

Думаю, не лишним будет упоминание о том, что каждому возрасту детей соответствует свой конструктор. Для самых маленьких детали будут крупными, несложными: чаще это кубики, вкладыши – словом все, то, что ребенок не сможет проглотить или засунуть в нос, ухо. Играть первое время лучше вместе с малышом: во-первых, вы научите, как это делать правильно, а во-вторых, отлично проведет вместе время. Не стоит увлекаться в процессе игры и командовать – пусть ваш ребенок будет лидером.

Гениальность задумки изобретения конструктора поистине бесценна – в процессе игры наши дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка детской игрушки или крана, строительства домика или посадки дерева.
Великий философ И. Кант утверждал, что «рука - это вышедший наружу мозг человека». И чем лучше будет развита мелкая моторика детской ручки, тем проще и быстрее ребенок будет запоминать информацию, соответственно обучаться. Не забывайте об этом, дорогие родители.

Давайте подведем итоги необходимости конструкторов в арсенале игр ребенка:
- развитие воображения, логики, пространственного мышления;
- усидчивость, целенаправленность и умение достигать поставленной цели;
- развитие мелкой моторики, речи.

Как видите, плюсы просто неоспоримы по своей значимости в развитии ребенка, а значит конструкторам быть! Теперь давайте подробнее рассмотрим современный ассортимент этих чудо-игрушек и сделаем свой выбор в пользу того или иного. Тем более, что это может быть отличным подарком для малыша или подростка – будь то новогодние торжества или День Рождения, либо же просто поход в гости.

Какие они, современные конструкторы?

Предлагаю разделить их по материалам, из которых они изготовлены. Я буду рассматривать изделия, соответствующие государственному стандарту и санитарно-гигиеническим требованиям. И первыми у нас будут деревянные . Они изготавливаются только из натуральной древесины: чаще всего это клен или бук. Бук предпочтительнее, ибо считается пищевой древесиной и имеет более гладкую, без пор, структуру, при окраске элементов дает гладкую поверхность.

Пластмасса и пластик. При упоминании этих материалов сразу возникает ассоциация с конструктором Lego – у этой торговой марки вы найдете блоки для детей всех возрастов. Также, советую обратить внимание на Mega Bloks – все детали ярких, но не ядовитых цветов, в удобной сумочке и имеют все разрешительные документы для продажи. Мы как раз приобрели вариант для самых маленьких: от года до пяти, в подарок. Крупные детали, удобно ложатся в детскую ручку, надеюсь, что малышу понравится наш подарок.

У моего сына «зубики», это конструктор «ZOOB» - он выполнен из высокопрочного пластика, это уже подвижный вариант, ибо в комплекте есть и колеса, и парашют, и прочие интересные детали, способные увлечь ваших детей надолго: мы играем уже несколько лет и процесс игры совершенно не надоедает. Лишь иногда пополняем запасы деталей. Кстати, «зубы» делятся на наборы, как для мальчиков, так и для девочек.

Совсем недавно на рынке детских товаров появился очень интересный вариант конструктора: бристл. Его детали напоминают щетки (в переводе с английского слова «bristle»), на ощупь они мягкие, со всевозможными пупырышками, ворсинками, в меру яркие и необычные, что для малышей будет очень интересно и полезно для развития не только моторики, но и тактильных ощущений.

Не стоит игнорировать и отечественного производителя – есть вполне конкуретноспособные по качеству изделия, которые будут дешевле европейских аналогов.

Магнитые конструкторы. Очень интересный вариант игры. Когда мы приобрели первый такой для сына – весь вечер играли с мужем, пытаясь построить всевозможные сооружения. Этот конструктор подойдет тем детям, кто уже не тянет в рот все, что попало в руки, ибо состоит из металлического шарика и пластиковых палочек с магнитами на концах. Размер палочки и шарика тоже варьируется в зависимости от комплектации в наборе и возраста. Также, есть магнитные мозаики, с помощью которых можно собирать картины из различных геометрических фигур.

Давайте, я немного уделю внимание «Неокубу». Думаю, что вы слышали о нем, да и в интернете существуют целые фан-группы, посвященные этому конструктору. Достаточно интересное изобретение, которое помогает развивать не только логику и пространственное мышление, но и обеспечивает своего рода массаж, а также помогает взрослым успокоить нервы. Но! Прошу обратить внимание, что этот конструктор все же предназначен детям уже школьного возраста.

Тканевые. У ребенка моего есть конструктор из флиса, детали которого на липучках и крепятся на специальное поле. С его помощью мы изучали строение человека. Еще у нас были мягкие кубики, на гранях которого были нарисованы и цифры, и буквы: таким образом мы и играли, и учились.

Металлические наборы. Мне кажется, что у всех родителей в детстве был такой набор из металлических деталей, с гайками, болтиками, ключиками, всевозможными скобами и уголками. Сколько вечеров я провела с папой, конструируя дома, башенные краны и прочие изделия. И очень здорово, что этот конструктор есть у наших детей – игры с ним позволят вашим детям почувствовать себя механиком или строителем.

Подведем итоги

Как ни крути, но конструктор – одна из важных игровых деталей в гармоничном развитии ребенка, так что без него никак. Ведь развитие воображения, мышления, логики, моторики, усидчивости и концентрации внимания – разве это не аргументы в его пользу? Малыш идет от простого к сложному в своих играх: его фантазия не ограничена и позволяет создавать причудливые башенки, замки, домики и прочие сооружения. В процессе игр он изучает формы, цвета, варианты соединений – словом, тренирует воображение, а также развивает предметную деятельность (произведение действия с предметом, согласно его прямому назначению).

Одним словом, берите своего ребенка и отправляйтесь в магазин за новым конструктором и проводите весело время, реализуя свои фантазии с помощью деталей. Удачных вам покупок!

Ольга Ковалева
Конструирование в ДОО

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором представлены следующие направления развития и образования детей (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В свою очередь образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной , музыкальной и др.)

Конструктивно -модельная деятельность предполагает приобщение детей к конструированию ; развитие интереса к конструктивной деятельности , знакомство с различными видами конструкторов .

Конструирование в детском саду

Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора , бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети дошкольного возраста очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.

Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием :

Развитие мелкой моторики;

Знакомство с формой и текстурой предметов на практике;

Развитие фантазии и воображения;

Обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.) ;

Выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

Стимуляция образного и логического мышления.

Виды конструирования в детском саду

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов : здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

В зависимости от используемых материалов для конструирования , определяется его вид.

1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования , который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

2. С применением специальных конструкторов . Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)

3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.) . Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.) .

Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций , поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Слайд 4, 5, 6

Вторая младшая группа. Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой : в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

У детей формируются конструктивные навыки : располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда, расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу.

В процессе организованной деятельности дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.) .

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте : раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании организованной деятельности и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед работой.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования , полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.

Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.

В процессе конструирования детей учат : замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями : кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их : два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности - конструирование из бумаги , коробок, катушек и других материалов.

Детей обучают некоторым операциям с бумагой : сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.

Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей : как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д.

Слайд 13, 14, 15

Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию , к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

В этой группе проводятся следующие виды конструирования : из строительного материала и из деталей конструкторов .

Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Они продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций , выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями : длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей : у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей,

Слайд 16, 17, 18, 19, 20

Подготовительная к школе группа. В этой группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе.

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо :

четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

иметь хорошие технические навыки;

видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции .

В этом возрасте особое внимание уделяется обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.

Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.

Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.

Дети любят играть, но как найти правильные игрушки для разных возрастных групп? Из многих категорий игрушек, в любом возрасте пользуется популярностью магнитный и металлический конструктор . Малышей завораживают простые строительные возможности, разнообразие конечных вариантов.

Что такое металлический конструктор?


Классический комплект из небольших металлических деталей – это настоящий клад для создания моделей автомобилей, грузовиков, тракторов, платформ, кранов, самолетов – варианты имеют бесконечные возможности. Комплекты рассчитаны на разные возрастные группы и прекрасно подходят для развития понимания, воображения и ловкости.


Абсолютно любой человек от 8 до 80 лет имеет массу удовольствия, собирая рекомендованные в инструкции модели. С помощью конструктора собирают:
  • строительную технику – бульдозеры, тракторы, экскаваторы краны,
  • летательные аппараты,
  • военную технику,
  • городские автомобили и внедорожники,
  • роскошные кареты,
  • роботов,
  • игрушечную мебель и бытовые приборы,
  • изучают энергоснабжение.
Еще больше радости доставляют собственные изобретения. Все части находятся в специальных лотках. Универсальный сложный комплект может содержать до 1000. Любой из этих наборов становится прекрасным подарком.

Что такое магнитный конструктор?


Конструкторы относятся к образовательным игрушкам, которые учат детей всех возрастов основам техники привлекательным образом, не выходя за пределы детской. Дети используют прикрепленную палочку для перемещения красочных магнитных дисков вокруг доски или собирают конструкции, скрепленные магнитным замком. Вариантов много и каждый набор ориентирован на разные возрастные группы.

Магниты - одна из тех волшебных игрушек, которые все любят. Детей конструкторы и головоломки интригуют конечным результатом, но игру легко освоить. Родителям нравится, что ребенок получает необходимые навыки. Игра привлекает детей к активным, практическим занятиям.

Почему родители покупают конструкторы для своих детей?


Папы и мамы с удовольствием приобретают игрушечные конструкторы, когда дети проявляют явный интерес к конструированию. Занятые родители всегда ищут способы удержать своих детей занятыми в течение нескольких часов подряд. Металлические конструкторы помогают расширить детское воображение, поощряет творческое мышление.

Игра отлично подходит для помещения. Когда наступают дождливые дни, на помощь приходит конструктор. Огромная часть привлекательности игрушки заключается в вариативности финального результата.

Наборы, содержащие множество мелких деталей, собирают, чтобы сформировать ветряную мельницу или автомобиль - для этого требуются точные моторные навыки. Конструктивные игрушки стимулируют управление движением, координацией рук и глаз.



Одним из важных аспектов металлических или магнитных конструкторов является то, что они способствуют всестороннему социальному развитию посредством кооперативной игры, для принятия решений и поддержки друзей, признавая сильные и слабые стороны каждого участника игры.

Игрушка развивает интеллект, творчество и воображение детей, имеет многофункциональное развивающее значение:

  • Языковые навыки: когда дети играют, родители могут подчеркнуть новые названия предметов, формы и другие характеристики.
  • Координация: забавное манипулирование деталями по инструкции, присоединение элементов положительно влияет на мышцы рук и пальцев – это пригодится в школе для обучения рисованию и письму.
  • Интеллект: сборка учит «причине и следствию» и другим важным навыкам решения проблем, которые так необходимы для развития мозга.
  • Пространственное мышление: когда дети играют, они одновременно изучают такие понятия, как больше или меньше, размер и форму.
  • Креативные навыки: конструкторы – это игрушки открытого типа. Дети манипулируют деталями разными способами и получают опыт дизайна, композиции и цвета.
Если родители играют вместе со своими детьми, это помогает укрепить связь и единство. Дети учатся заниматься и разбираться с проблемой при построении, строительстве или подключении деталей. Это развивает навыки решения проблем методом проб и ошибок. Строительные игрушки и игры также способствуют единству среди детей, когда они играют вместе. Дети также развивают уверенность, учатся терпению, выполняя разнообразные задачи и улучшая память, деятельность мозга. Конструктор также поощряет детей к приведению в порядок комнаты после игры.

Почему конструкторы надо дарить детям чаще?


Конструктивная игра является неотъемлемой частью повседневного досуга каждого ребенка. Родители для полноценного развития малышей обязаны обеспечить поток знаний и информации. Строительные блоки, конструктивные головоломки способствуют всестороннему развитию - физическому, эмоциональному, интеллектуальному и социальному.


Игрушки являются неотъемлемой частью смены возраста каждого ребенка. Но дети интуитивно выбирают и любят образовательные игрушки. Если ребенку нравится создавать модели, родители могут недорого купить магнитный конструктор Magformers - игрушку для пользы и развлечения.

Игровые образовательные комплекты дают детям практическое введение в строительство и робототехнику. С помощью магнитов и металлических конструкторов легко выстроить практически любое изделие. Когда ребенок регулярно занимается игрой со строительными деталями, он осваивает навыки формирования целого из мелких элементов, учится складывать, соединять, собирать, реорганизовывать и разбирать. С помощью развивающих игрушек дети начинают развивать мышление и память, а также изучают важность определенных понятий - например, понятий «сверху», «снизу», «выше», «рядом», «добавить». У самодостаточного маленького конструктора есть прозрачная пластиковая крышка для предотвращения потери деталей.

Сhudesenka.ru

Конструктор - это набор стандартных деталей, из которых можно собрать множество разных моделей. Готовые части исключают время, необходимое для изготовления специфичных деталей на заказ, а также не требуют специальной подготовки для создания сложных систем. Конструкторы используются для построения временных механизмов, а также в качестве детских игрушек.

История возникновения

Психологический и педагогический эффекты

Детские конструкторы считаются универсальным учебным пособием, которое развивает моторику рук , мышление , память , фантазию , а также множество других навыков, которые пригодятся ребёнку в будущем. Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае .

Первый этап мышления, характерный для детей раннего возраста, называют действенным. Такое мышление можно назвать «ручным» - манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что ребёнок раннего возраста все мыслительные задачи решает руками. Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем быстрее он перейдёт ко второму этапу - наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами . На этом этапе ребёнок решает задачу, например, по правильному размещению фигур в соответствующих углублениях сразу, потому что пробы выполняются в уме. Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи решаются не руками, а в уме. Таким образом, начало развитию мышления даёт рука. Как говорил физиолог И. П. Павлов , «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» . О значении ручного труда в развитии творческого мышления педагог В. А. Сухомлинский писал :

Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребёнка.

Возрастные категории

Все конструкторы принято делить, исходя из возрастных групп детей, которым данная игрушка предназначена:

  • Младшая возрастная группа (от 2 до 4 лет) . Для этой возрастной группы разрабатывают конструкторы с минимальным количеством деталей маленького размера, чтобы ребёнок случайно не проглотил одну из них.
  • Средняя возрастная группа (от 5 до 7 лет) . В этом возрасте ребёнок уже способен концентрировать внимание на создании чего-то объёмного. Деталей в таких конструкторах больше и фигуры сложнее, но всё равно ребёнок может собрать их самостоятельно без помощи родителей.
  • Старшая возрастная группа (старше 8 лет) . Для этой возрастной группы производители конструкторов предлагают наборы с 250 и более деталями, в которых сюжет представлен более детально.

Гендерные категории

Изучение игровых детских комнат американскими учёными не обнаружило отличий в количестве книг, музыкальных инструментов, мягких игрушек мальчиков и девочек. Но в некоторых категориях игрушек обнаружились впечатляющие различия. Так, у девочек была масса кукол, кукольной мебели, одежды, кукольных кухонных принадлежностей. Среди игрушек мальчиков было много разного рода повозок, но ни у одной девочки не было обнаружено игрушечного вагона, поезда, лодки или мотоцикла. Из 48 мальчиков только у восьми нашлось по одной кукле.

Подобные наблюдения вынуждают создавать разные конструкторы для девочек и для мальчиков. Для девочек они обычно включают в себя следующие сюжеты: дворцы принцесс, кареты, различные животные, мифические существа. Детские конструкторы для мальчиков включают в себя фигуры кораблей, военной техники, самолётов, автомобилей, пожарных станций, полиции и многие другие. Цветовое оформление также может различаться в зависимости от пола ребенка. Чаще всего разделение по полам происходит для средней и старшей возрастных групп; для младшей такого разделения нет, конструкторы для них создаются, как правило, развивающие, зачастую в форме фруктов, человечков, растений и прочие.