Как правильно брить бороду чтобы она росла. Пошаговая инструкция: порядок оформления бороды

В продаже имеется огромное количество различных станков. Все они обособлены под определённые свойства бороды . Если ваша щетина мягкая и редкая, то тут можно обойтись одноразовым станком. Кстати, некоторые мужчины используют одноразовые станки по несколько раз. Однако не рекомендуется этого делать, так как это нарушает правила гигиены .

Каждого мужчину интересует как правильно брить бороду. Ведь от этого будет зависеть ряд факторов:

  1. Внешний вид бороды.
  2. Состояние кожи на лице.
  3. Скорость роста бороды.

В первую очередь при бритье необходимо не навредить коже на лице . Для этого необходимо следовать некоторым правилам:

  1. Нельзя бриться на сухую. Нужно обязательно смачивать бороду тёплой водой, чтобы она лучше поддавалась бритью.
  2. Обязательное использование пены. Если побрить бороду без её использования, может появиться раздражение.
  3. Использование специального лосьона. После того как лицо побрито, необходимо нанести на кожу охлаждающий лосьон. Это поможет избавиться от раздражения.

Чем лучше бриться

Выбор инструмента для бритья зависит от того, какую цель вы преследуете. Если длина вашей щетины не слишком большая, и вы хотите просто побриться наголо, то лучше использовать обыкновенный станок.

Если ваша щетина густая и жёсткая, то процесс бритья подразумевает собой прикладывания некоторых усилий. Для этого лучше использовать станки популярной марки с несколькими лезвиями.

Для формирования определённого внешнего вида бороды лучше использовать триммер . Используя лезвия, вы можете испортить форму бороды одним неловким движением. При работе с триммером это вам не грозит.

После проверки исправности триммера необходимо выбрать нужную насадку, в зависимости от того, какая длина бороды вам нужна. Чаще всего, для подравнивания бороды используется насадка №3.

Движения машинкой необходимо производить в противоположную сторону от роста волос . Верхняя часть насадки должны упираться в кожу. Если этого не будет, результат бритья может получиться кривым.



Для того чтобы волосы на лице росли правильно, необходимо помнить о том, что каждый их участок нужно выбривать по-разному:

  1. Бакенбарды необходимо брить плавными движениями бритвы сверху вниз .
  2. Усы бреются точно таким же образом. Важно делать это как можно аккуратнее, чтобы не разрушать кожу.
  3. Волосяной покров на подбородке бреется сверху вниз. Здесь можно прикладывать больше сил, так как кожа на подбородке более прочная. Однако не следует забывать о пене.
  4. Волосы на шее следует брить с особой аккуратностью. Кожа на шее самая нежная, и травмировать её крайне легко.

Для того чтобы свести к минимуму риск получить травму, можно посмотреть различные фото или видео в интернете с пошаговыми инструкциями правильного бритья .

Уход за бритвенным инструментом

После бритья кожа на лице не должна оставаться повреждённой или раздражённой . Для того чтобы этого не было, необходимо правильно ухаживать за бритвенным инструментом:

Каждый раз после бритья необходимо очищать лезвия от скопившихся в них волос . Если вы брились станком, то это можно сделать, ополоснув лезвия под струёй воды.

А вот уход за триммером несколько сложнее. В силу своих характеристик, каждая бритвенная машинка требует удаления волос из лезвий по-своему:

  1. Некоторые машинки можно чистить под водой.
  2. На некоторых бритвенных машинках для очищения лезвий существует специальная кнопка.

После очищения лезвий следует прочистить все внутренние пазы . Здесь поможет ватная палочка, или ватный диск. После полного очищения от волос необходимо как следует промыть все насадки тёплой водой с мылом. Ни в коем случае нельзя нарушать правила гигиены.

Уход за бородой после бритья

После процедуры бритья следует воспользоваться определёнными средствами по уходу. Здесь речь идёт не о каких-нибудь навороченных косметических средствах, а лишь о необходимом наборе кремов и лосьонов.

Дерматологи не рекомендуют бриться чаще, чем раз в три дня. Среди многих молодых людей, которые мечтают о брутальной щетине, бытует мнение, что чем чаще бреешь волосы на лице, тем быстрее они вырастут. Это не более чем миф. Единственное что может дать ежедневное бритье, это более жёсткую щетину. Рост бороды - это показатель тестостерона в мужском организме. Возможно, если у вас не растёт борода, это повод записаться в тренажерный зал и пересмотреть свой режим питания.

Уход за длинной бородой особенный. Если маленькую можно помыть с мылом, то большую необходимо мыть с шампунем. После мытья её необходимо расчесать. Кстати, это тоже стимулирует её рост. А главное, это не даст волосам на бороде запутаться.

Необходимо помнить о том, что безопасность прежде всего . Какая бы цель ни была у вас, касательно вашей бороды, бриться необходимо аккуратно. И тогда вы сможете ловить женские взгляды, а не отпугивать их.

Если вы решили всерьёз заняться своей бородой, то лучше обратиться к профессионалам. Лучше посетить барбершоп, где мастер первым бритьём сформирует вам бороду. А ещё вы можете получить там хорошие советы по поводу ухода за растительностью на лице.

(9 голосов : 4.44 из 5 )

игумен Виталий (Уткин)

24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.

Постараемся разобраться с этими вопросами.

Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.

Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

Источником канонов является именно , как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя . Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.

Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.

Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.

А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.

Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.

Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.

Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.

В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.

В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

Соответствует ли это действительности?

Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.

Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.

Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.

Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ().

Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.

Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.

21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.

Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.

42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».

Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».

Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».

Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».

И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.

В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.

Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».

Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».

Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.

Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.

В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.

Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св. . В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.

Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?

Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.

Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.

В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.

Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.

Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.

В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».

Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.

Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».

Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?

В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.

Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?

Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.

Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.

Борода - это не просто растительность на лице. Это, прежде всего, часть имиджа. Если вы задумывались о том, чтобы отрастить бороду, то вам нужно ознакомиться с минусами и плюсами наличия волос на лице, вариантами дизайна, и тем, как можно сделать правильную стрижку в домашних условиях.

Брить или отращивать

Брить или не брить? Многие мужчины задаются подобным вопросом, ведь за последние 4–5 лет растительность на лице основательно вошла в моду. С одной стороны, гладкое лицо считается классикой, к которой многие привыкли. А с другой, борода позволит выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность. Недостатки и достоинства есть как и у ежедневного бритья, так и у отращивания волос на лице.

Обычно волосы на лице прибавляют мужчине возраст

За последние пять лет частота проведения процедур по пересадке волос в зону бороды выросла на 600%.

Таблица: плюсы и минусы бороды

Плюсы Минусы
Мужчины с бородой выглядят
более мужественными.
Борода прибавляет возраст (минимум 5 лет).
Борода прибавляет солидности.
Волосы на лице отлично скрывают несовершенства кожи (прыщи, рубцы,
шрамы и т. п.).
Не все женщины любят бородатых, т. к. растительность на лице раздражает
кожу во время поцелуев.
Нет необходимости брить лицо
каждые 1–2 дня.
Растительность защищает кожу на лице от воздействия солнечных лучей. Летом с ней жарко, могут появиться высыпания.
В зимнее время борода согревает.
Борода добавит индивидуальности вашему образу. Если не ухаживать за бородой, то она будет выглядеть неопрятно.

Мифы о бороде

Люди, носившие бороду, скорее всего, сталкивались с самыми распространёнными стереотипами, которые касаются растительности на лице, но большинство из них - выдумка:

  • Регулярное подравнивание бороды делает волосы на лице гуще. Это не так. Дело в том, что сразу после бритья или стрижки волосы кажутся более плотными и густыми, но это лишь визуальный эффект.
  • Борода доставляет неудобства в виде зуда и покалывания. На самом деле, все неприятные ощущения проходят уже на второй неделе отращивания.
  • Борода растёт везде с одной и той же скоростью. Это ещё одно заблуждение, т. к. волосы на подбородке растут быстрее, чем на щеках.
  • Красиво и привлекательно выглядят только тёмные бороды. Абсолютно нет! Не имеет значения, какого цвета ваши волосы, главное - выбрать подходящий дизайн.
  • Борода формируется к 2–3 неделе отращивания. Все индивидуально, но в среднем этот процесс занимает около двух месяцев.

Не только тёмная борода может выглядеть привлекательно

Варианты дизайна

Мода меняется: сегодня популярно одно, завтра другое. Но существуют базовые вещи, которые остаются неизменными. Такие есть и в области дизайна бороды. При желании с волосами на лице можно сделать что угодно. Однако если вы начинающий «бородач», то ознакомьтесь с самыми популярными вариантами оформления бороды:

  1. Якорь. Небольшая бородка имеет форму якоря, а усы делают тонкими, разделяя их полоской посередине.
  2. Русская борода. Этот дизайн подойдёт мужчинам с густыми волосами, т. к. растительность в этом случае покрывает всё лицо: подбородок, шею, щёки и область над верхней губой.
  3. Голливудская борода (бретта). Оформляется следующим образом: растительность вокруг губ плавно соединяется с волосами вдоль нижней челюсти, не доходя до бакенбард.
  4. Эспаньолка (испанка). В простонародье её называют козлиной бородкой. Волосы вокруг губ с удлинённым пучком волос на подбородке.
  5. Чинстрап. В буквальном переводе chin strap - ремень для подбородка. Волосы опоясывают лицо от одного виска к другому.
  6. Бернсайд. Этот простой дизайн подразумевает наличие густых бакенбард, а подбородок должен быть гладко выбрит.
  7. Дали. Название своё получил в честь художника Сальвадора Дали. Тоненькие усики, направленные концами вверх. Остальная кожа на лице гладко выбрита.

Фотогалерея: дизайны бороды

Дизайн в стиле «Голливудская борода» украсит многих мужчин
«Чинстрап» - это борода, опоясывающая лицо Дизайн «Эспаньолка» популярен во все времена Вариант оформления растительности на лице «Дали» получил свое название в честь художника Сальвадора Дали Для «Русской бороды» подойдут густые и плотные волосы Бороду «Якорь» назвали в честь морского якоря Стилю «Бернсайд» свойственны густые бакенбарды

Как правильно брить и стричь бороду в домашних условиях

Подготовка к стрижке - важный и обязательный этап, если вы хотите, чтобы ваша борода выглядела привлекательно. Итак, перед тем как приступить непосредственно к процедуре, вам необходимо помыть бороду шампунем. Отдайте предпочтение средству для сухих волос с увлажняющим или смягчающим эффектом. Затем промокните чистые растительность полотенцем, подождите, пока она подсохнет, и расчешите бороду по росту волос от ушей к подбородку.

Для подготовки бороды к стрижке нужно вымыть и расчесать её

Теперь можно переходить к оформлению бороды. Для этого приобретите расчёску с мелкими зубчиками и удобное зеркало, а ещё специальные инструменты для стрижки:

  • триммер;
  • машинку для стрижки;
  • парикмахерские ножницы.

Для начала можно выбрать что-то одно. Если вы остановились на триммере, купите для него несколько насадок, чтобы регулировать длину волос на бороде. Если решили работать ножницами, убедитесь в том, что они довольно острые.

Для оформления бороды вы можете выбрать парикмахерские ножницы, но убедитесь, что они достаточно острые

Пошаговая инструкция: порядок оформления бороды

Сначала определитесь с конкретным дизайном бороды. Если у вас мало опыта в стрижке, то лучше иметь перед собой картинку-шаблон. После этого можно приступать к оформлению:


Стрижка ножницами

Вариант стрижки ножницами больше подойдёт тем, у кого уже есть опыт в моделировании бороды. Инструмент лучше использовать профессиональный. Ещё пригодится пара расчёсок: мелкая - для усов, крупная - для бороды.

Стричь нужно с внешней стороны расчёски, убирая длину волос. Есть один нюанс, который облегчит процесс: для получения симметричного результата моделируйте одну половину лица от уха к подбородку, а другую - наоборот. Это касается и усов: правую часть начинайте оформлять от середины к краю, а левую - от края к середине.

Стричь бороду нужно с внешней стороны расчёски

Стрижка триммером

При оформлении бороды триммером нужно начинать с самой длинной насадки. Это позволит лучше контролировать процесс. Если после обработки волос длинной насадкой результат вам не по душе, прибегните к более мелкой. Экспериментируйте до тех пор, пока не останетесь довольны эффектом. Симметрии добиваются тем же путём, что и при стрижке ножницами. Небольшие погрешности лучше подравнивать самой мелкой насадкой.

Каждая насадка для триммера имеет своё назначение

Как брить бороду, чтобы оставалась щетина

Если вы предпочитаете не заморачиваться с дизайном, но всё же хотите иметь небольшую растительность на лице, то щетина - вариант для вас.

Казалось бы, что может быть проще, чем отрастить щетину? Нужно просто не брить лицо. Но не тут-то было. Стиль «трёхдневная щетина» создаётся следующим образом:

  1. Вам потребуется триммер с насадкой 3 мм. Им подровняйте всю бороду.
  2. Волосы на шее и верхних скулах сбрейте под ноль. Бакенбарды в этом случае тоже желательно убрать, тогда вы будете выглядеть привлекательнее.

Чтобы оформить стиль «Трехдневная щетина», нужно выполнить несколько простых действий

Как сформировать контур

Чтобы получить чёткие границы бороды, выполните 3 простых шага:

  1. Встаньте перед зеркалом с маленьким зеркальцем в руке, чтобы лучшего видеть бороду.
  2. Определите линию, которая бы соединила мочку уха и место, где нижняя челюсть переходит в подбородок. Всё, что ниже - сбривайте. Постарайтесь не сделать эту линию слишком высоко: создастся впечатление, будто борода мала для вашего лица.
  3. Повернитесь в профиль и представьте линию, которая будет перпендикулярна первой. Начинаться она должна от внешнего края бакенбард и спускаться к шее. Всё лишнее удалите.

Для получения чёткого контура нужно ориентироваться на две направляющие линии

Как правильно подбривать бороду на шее

Шея - место капризное и нежное. Именно здесь имеются рельефы, которые сложно качественно побрить. Чтобы процедура стрижки бороды на шее прошла успешно, следуйте определённым правилам:

  • лезвие вашего станка должно быть острым;
  • используйте средства для бритья (пенки, гели);
  • удаляйте волосы по направлению их роста;
  • не надавливайте на инструмент;
  • перед процедурой немного распарьте кожу;
  • после процедуры увлажните кожу лица.

Использование во время бритья шеи пены или геля поможет добиться максимального результата

Как правильно подстричь усы

Оформление усов - неотъемлемая часть дизайна бороды. Если вы хотите подстричь их в домашних условиях, сделать это можно следующим образом:

  • Перед процедурой прочешите волосы. Не нужно стричь усы, если они мокрые.
  • Определите чёткий контур усов с помощью триммера, держа его лезвием к себе в вертикальном положении.
  • Придайте усам правильную форму. В этом вам помогут ножницы или триммер. Обработайте средней или укорочённой насадкой линию верхней губы либо аккуратно удалите всё лишнее ножницами.
  • В заключение можно зафиксировать усы с помощью специального воска, так они будут держать форму весь день.

После стрижки усы можно закрепить специальным воском, и они будут держать форму весь день

Как ухаживать за бородой

Для того чтобы ваша борода создавала правильное впечатление о вас, необходимо за ней регулярно ухаживать. В противном случае растительность на лице будет выглядеть небрежно.

Советы по уходу за бородой:

  • Поддерживайте форму. Если вы нашли тот дизайн бороды, который вам подходит, то старайтесь придерживаться его. Почаще подравнивайте волосы, т. к. стрижка должна иметь чёткий и красивый контур: именно в этом случае она смотрится наиболее выигрышно.
  • Мойте вашу бороду. Растительность на лице - это красиво, но порой негигиенично . Она нуждается в регулярном мытье. Делать это нужно каждое утро или вечер. Намыльте волосы шампунем или мылом, немного помассируйте, смойте тёплой водой. После процедуры можно высушить бороду феном.
  • Следите за усами. За ними нужно тщательно ухаживать. Состригайте всё лишнее, ведь волосы могут расти неравномерно, а в данной зоне это будет наиболее заметно.

Видео: как оформить бороду в домашних условиях

Депиляция бороды воском

Информация о том, что к депиляции воском прибегают только женщины, давно устарела. Среди мужчин эта процедура тоже востребована. Разница лишь в том, что мужской волос по своей структуре жёстче и его сложнее удалить. Но стоит ли использовать восковую депиляцию на лице? Для того чтобы узнать это наверняка, вам необходимо проконсультироваться со специалистом, так как у этого способа удаления волос имеются противопоказания:

  • жирная кожа, склонная к образованию угрей и прыщей;
  • купероз;
  • кожа после пилинга;
  • онкология;
  • волчанка или СПИД;
  • диабет.

Также после процедуры могут наблюдаться и побочные эффекты:

  • покраснение и воспаление кожи;
  • прыщи;
  • кровоподтёки;
  • вросшие волосы.

Если вы всё же решились на депиляцию воском, ознакомьтесь с этапами её проведения:

  1. Очищение кожи.
  2. Нанесение специальной пудры или талька. Это подсушит кожу.
  3. Распределение воска по нужным участкам.
  4. Удаление воска.
  5. Нанесение специального геля или тоника.

Депиляция воском поможет оставить кожу гладкой надолго

Если вы чувствуете, что борода - это для вас, то начните с малого: отрастите волосы на лице до нужной длины. Это, как оказалось, - самая тяжёлая часть процесса. Наберитесь терпения и сил, ведь результат того стоит!

Осмелившиеся отрастить бороду мужики заслуживают большого уважения - мы говорим об этом в самом начале текста. Однако у некоторых бородатых чуваков наблюдаются сложности, когда речь заходит о придании бороде некой формы. В этом деле главное - избегать основной ошибки - не поднимать линию бороды слишком высоко - так, чтобы из-под нее сиротливо выглядывал голый подбородок - и не опускать ее слишком низко, чтобы борода не заползала неряшливо на шею. Правильная линия бороды завершает образ и делает лицо благороднее.

Четкая грань

Делать искусственный контур обязательно далеко не для всех: у некоторых борода выглядит органично, даже если ее естественную форму не корректировать. Однако для многих из нас волосы на шее - сущее наказание. Они неудобные, выглядят неуместно - так и просятся под бритву! Кроме того, скажи, пожалуйста, кто хочет, чтобы растительность на его лице плавно перетекала в растительность на груди? Так мужик перестает напоминать мужика и начинает походить на обезьяну или даже оборотня. С другой стороны, даже для внешнего вида оборотней есть стандарты.

Мы предлагаем тебе сбрить нижнюю часть бороды, размер которой разный у всех чуваков. Конечно, совет касается только тех, кто желает отрастить классическую бороду самой привычной формы, в противном случае ты всегда можешь взглянуть на и выбрать что-то более сложносочиненное.

Как подровнять бороду

На деле всё гораздо проще, чем кажется, так что постараемся не усложнять задачу. Лучше всего дело пойдет, если ты встанешь перед трельяжем и запасешься зеркалом, которое можно взять в руки, чтобы оценивать свою бороду под разными углами. Стой прямо, подбородок вперед - и ищи оптимальную линию.

Шаг 1

Во-первых, представь себе слегка изогнутую линию, которая соединяет твою мочку уха, проходит по линии челюсти и достигает точки, в которой твоя нижняя челюсть соединяется с подбородком. Эта точка должна находиться прямиком на адамовом яблоке. Вот она - оптимальная линия (на нашем рисунке она синяя).

Шаг 2

Теперь вообрази вертикальную линию, которая проходит сбоку твоего лица перпендикулярно первой, она совпадает с внешним краем твоих бакенбардов и спускается к шее (на нашем рисунке она красная). Так ты получишь правильный угол для своей будущей бороды - около ушей и на подбородке. Углы надо будет закруглить, чтобы борода выглядела более естественно и менее квадратно.

Шаг 3

Сбривай всё, что остается за пределами твоих линий, — и готово. Поздравляю, теперь твоя борода выглядит поистине достойно!

Зачем русскому борода?

Сила Руси – в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужского пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке? В годовщину введения Петром I налога на бороды, отвечаем на этот вопрос.

1. Чтобы попасть в Царствие небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие небесное был заказан.

2. Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.

3. Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.

4. Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.

5. Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…

6. Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадежный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды - своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов ее «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.

7. Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.