Черепа резные. Смертельная красота: изысканная резьба на черепах

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. inte’riorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П. Жане, позднее А. Валлоном и др.

Ж. Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных, сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное.

Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые.

Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

Любопытно, что в современных англоязычных психологических словарях нет термина «интериоризация», самым близким по значению и звучанию является понятие интернализация, которое используется и в психоанализе.

Для психоаналитиков интериоризация - это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты.

В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р. Шафер, У. Мейснер, Г. Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

А.Н. Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.

В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интериоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Ребенок самостоятельно не может выработать и выполнить эту деятельность. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я. Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин «интериоризация». По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план - не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации.

Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием

Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин «интериоризация», он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л. Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней, психической деятельности из внешней, материальной. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь результат, характеристика направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальный/материализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В понятии интериоризация выделяют 3грани: 1)индивидуализация - переход от интерпсихического (коллективной соц.деятельности) к интрапсихическому (к индивидуальной) к собственно психическим формам действия - отражает осн. правило культурного закона. Например, переход речи во внутреннюю речь для себя (Выготский). Когда ребенок не получает помощи от взрослого, например, на просьбу "Дай", то он обращается к себе с аналогичной речью. Речь описывает затруднение, затем планирует действие, т.е. выход из затруднения. У маленького ребенка эта речь носит развернутый характер (это описывал Пиаже - эгоцентрическая речь, направленная на себя), постепенно речь превращается в шепотную, у взрослого остаются сокращенные движения губ, таким образом речь интериоризовалась; 2) отражает переход от Мы к Я (интимизация), становление сомосознания, примерно с возраста 2года ребенок может сказать о себе - Я, осознает свое Я; 3) интериоризация как формирование внутреннего плана сознания. Формирование мех-ов памяти, внимания, мышления. Преобразование действий из внешнего предметного во внутренне умственное, переход действия извне внутрь.

Гальперин на основе представления о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями разработал теорию о поэтапном формировании мышления "Концепция планомерного формирования умственных действий". В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

УЧЕНИЕ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ - выдвинутое П.Я.Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В П. ф. у. д. к. выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения.

 На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения).

 На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

 Третий этап - формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).

 Четвертый этап - “громкая социализованная речь”, когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.

 На пятом этапе (формирование действия во “внешней речи про себя”) происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.

 На заключительном, шестом, этапе речевой процесс “уходит” из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, “свертывается”. Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия - все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы П. ф. у. д. Специальная организация П. ф. у. д. с целью получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и др. названа П.Я.Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода. Практическое применение П. ф. у. д. к. в общем и специальном обучении ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки.

  • II. Библиографические указатели. 1. Достоевская А. Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Достоевского
  • II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания. a) Настанет время, когда получение промышленных материалов в космосе станет обычным делом

  • Попробуйте выпилить вот такую черепаху. Поделка не сложная. Для выпиливания данной поделки вам понадобится:

    Фанера 3 мм желательно без пороков, деревянная линейка (в измерениях она более точная), копировка, твердые карандаши, тонкие пилки для ручного лобзика, шкурки, надфили, ключ для лобзика, шило или ручная дрель со сверлом №3. Выпилить поделку не сложно, значит потребуется мало времени на ее изготовление. При выпиливании не забывайте о положении лобзика в руке. Следите за осанкой. Если вы хотите чтобы поделка выглядела красиво, не торопитесь. После выпиливания зачищайте каждую деталь сначала «Средней» затем «Мелкой» шкуркой, некоторые детали зачищайте надфилями. Собирайте поделку по правилу: деталь под номером 1 нужно присоединить к другой детали с номером 1, деталь с номером 2 ко 2 детали, и тд. Сначала собирайте поделку, затем если все детали хорошо входят в нужные детали, склеивайте их. Склеивать нужно при помощи клея ПВА. Для красоты поделки можно покрыть ее распыляющей краской любого цвета, какого захотите или покрыть лаком «По дереву».

    Бумага - отличный материал для творчества. Сегодня с его помощью создают настоящие произведения искусства. Мы же начнем с малого - смастерим бумажный череп. Такая вещица может пригодиться для украшения интерьера, на маскараде, празднике Хэллоуин и в качестве реквизита для выступления или фотосессии. Статья расскажет, как из бумаги сделать череп несколькими способами. Какой придется по душе - выбирайте сами. Бумага хороша тем, что с поделками из нее могут справиться даже дети.

    Объемная маска-череп из бумаги

    Необходимые материалы:

    • Шаблон черепа.
    • Плотная бумага (картон).
    • Простой карандаш.
    • Ластик.
    • Ножницы или
    • Клей.
    • Кусочек поролона.
    • Краски.
    • Черный фломастер или маркер.

    Как сделать объемную маску-череп по шаблону

    Перед тем как из бумаги сделать череп, нужно подготовить шаблон. Его можно смастерить несколькими способами: нарисовать самостоятельно, срисовать с картинки, найти изображение в Интернете. Лучше взять череп, у которого видна челюсть. Далее переносим понравившийся рисунок на листок два раза. То есть понадобятся две одинаковые заготовки. Не забываем подгонять картинку под размер лица! Чем плотнее будет бумага, тем объемнее получится маска. В качестве материала можно взять даже коробку из-под обуви. Вырезаем рисунки по контурам и склеиваем между собой. Теперь делаем отверстия для носа и зрачков глаз.

    Теперь приступаем ко второй части. Будем учиться, как из бумаги сделать череп (верхнюю заготовку). Для этого шаблона на листок нужно перенести тот же рисунок, но только без нижней челюсти. Прорезаем отверстия для носа и глазниц. Если на выбранном рисунке были трещины на черепе и другие дополнительные элементы, то теперь самая пора их сделать.

    Обратите внимание! До этого делали отверстия только для зрачков, теперь вырезаем глаза полностью. Это важно. Так маска будет выглядеть более объемной.

    Вырезаем по контуру верхнюю заготовку и склеиваем с первой деталью. Пока основа подсыхает, перейдем к дополнительным элементам. Рисуем на бумаге и вырезаем верхнюю челюсть и нос. Детали приклеиваем к черепу. В итоге должен получиться «бутерброд». Как сделать из бумаги маску черепа, вы знаете, настало время придать ей цвет.

    Теперь с помощью кусочка поролона прокрашиваем маску. Ждем высыхания. Обводим каждый элемент по контуру черным маркером или фломастером.

    Как и из чего сделать крепление для маски

    Если маску планируете только прикладывать к лицу, то можно приклеить палочку или длинный и неширокий прямоугольник из плотного картона. Если хотите пользоваться черепом, не задействуя рук, то лучше воспользоваться другим способом.

    Понадобятся два отрезка ленточек или резинка. Их приклеиваем к маске. Для лучшей фиксации из картона или бумаги вырезаем два небольших кусочка. Смазываем их клеем и накладываем на концы резинки или ленточки. Помещаем маску под пресс на несколько часов.

    Мастерим бумажную маску в виде черепа для ребенка

    Самый простой способ, как из бумаги сделать череп, - фото из статьи распечатать на цветном принтере, вырезать и склеить по припускам, как показано на картинках. А можно поступить по-другому.

    Из белой бумаги вырезаем овал по размеру лица. Это будет основой черепа. На черной бумаге рисуем два больших овала-глазницы и треугольник-нос. Не забываем соблюдать пропорции. Приклеиваем детали к черепу. Делаем отверстия для глаз ребенка. Теперь можно сделать крепление для маски способами, описанными выше.

    Как из бумаги сделать череп-реквизит: подбираем материалы

    Перед началом работы было бы неплохо иметь представление, как на самом деле выглядит череп. Это нужно для того, чтобы будущий реквизит выглядел реалистично. Просто рассмотрите как можно больше изображений с настоящими черепами. А теперь берем:

    • Воздушный шарик.
    • Растительное масло или вазелин.
    • Маркер.
    • Малярный скотч.
    • Бумагу или газеты, порванные на мелкие кусочки. Резать не рекомендуется. Нужно именно порвать, чтобы кусочки бумаги лучше сцеплялись между собой, а переход был более незаметным.
    • Клейстер или клей ПВА, разведенный водой в равных пропорциях.
    • Канцелярский нож или ножницы.
    • Шпаклевку.
    • Наждачную бумагу.

    Как сделать из бумаги череп в технике папье-маше

    Надуваем воздушный шарик до нужного размера. Смазываем его вазелином или растительным маслом. Зачем это делать? Чтобы в конце череп можно было легко отделить от шарика. заклеиваем «хвостик», чтобы он не мешался при работе.

    Маркером намечаем глаза, нос и зубы. Эти места заклеивать бумагой не будем, они должны оставаться нетронутыми.

    Бумагу наклеиваем на шарик. После двух-трех слоев даем просохнуть. Чем больше будет бумаги, тем крепче получится череп.

    Когда основание готово, можно приступать к лепке отдельных частей. Маркером рисуем места, которые должны получиться объемными. Например, лоб, затылок, глазницы, скулы, челюсть. Только на эти области приклеиваем кусочки бумаги. Наклеив 2-3 слоя, даем черепу просохнуть. Так делаем до тех пор, пока не достигнем нужного результата.

    Высохший череп снимаем с шарика, постепенно его сдувая. Обрезаем излишки бумаги, которые вылезли за контур.

    Наносим на череп шпаклевку. Пока она еще мокрая, формируем бугорки, трещинки, ориентируясь на реалистичные изображения черепов. Когда шпаклевка высохнет, изделие нужно отшлифовать наждачной бумагой. В итоге череп должен получиться гладким. При необходимости раскрашиваем изделие.

    Разобравшись с тем, как из бумаги сделать череп своими руками, вы сможете удивить всех на празднике или разнообразить свою фотосессию.

    Михаил божок делает необычные украшения для интерьера – резные черепа. Головы овец и быков покупает у заводчиков, волков – у охотников. резные мандалы похожи на те, что чучки вырезают в магадане по бивню моржа. KYKY наведался к Михаилу в гости и познакомился с его необычным увлечением.

    Михаил Божок родился и вырос в Магадане, но его отец – белорус, а мама – украинка. Его бабушки и дедушки поехали осваивать Колыму – в советское время так можно было неплохо заработать. На родину отца Михаил вернулся в 2007 году. Выбрал Беларусь, потому что здесь живут родственники и здесь теплее, а в Магадане зима длится девять месяцев.

    Север повлиял на нынешнее занятие нашего героя: там чукчи вырезают по бивню моржа. Михаил начал мастерить руками ещё в детстве. «У меня рукастый отец, любит и умеет всякие штуки делать. Я летом жил на даче, и постоянно ножик в руках крутил, что-то строгал. В девятом классе познакомился с ремесленниками. У нас в Магадане был художник Александр Вашковец: он и картины рисовал, и по дереву вырезал. Я случайно зашел к нему в мастерскую, мы познакомились. Он научил меня основному, показал инструменты для резьбы. Отец посмотрел и сказал мне: «Что ты мучаешься с этими ножиками», – и буквально за несколько дней собрал элементарную бормашинку. Так я начал вырезать из дерева фигурки и брелки – ничего особенного или сверхсложного».

    На эту тему: «Мы рассказывали про путешествия, а они смеялись и шутили, что нас в Монголии продадут за верблюдов»

    Как появилась идея делать резные черепа

    Михаил стал вырезать по черепам год назад. «Я был в магазине декора в "Арена-сити" и увидел череп бизона. Попросил, чтобы мне его показали – оказалось, что это гипсовая модель. Я огорчился и задумался: почему не продают настоящие, почему всё гипсовое и тяжелое?». Образование и профессия Михаила идеально подошли под его хобби. Он биолог, но уже десять лет работает графическим дизайнером.

    Михаил не стал бы работать с черепами, если бы его девушке это не понравилось: «Но моя первая работа, неожиданно для меня самого, вызвала у неё лишь восхищение».

    Кто ещё делает резные черепа

    Михаил говорит, что кроме него в Беларуси больше никто не вырезает по черепам. Но он нашел по хэштегам (skullart, carvingskull, boneart) мастеров из других стран в Instagram: все они старательно следят за творчеством коллег по цеху. В основном это, как ни удивительно, американские девушки. Есть парень из России: «Он делает безумнейшие работы, но их мало – три или четыре. Наверное, он ещё себя ищет. Видно, что он скомпилировал идеи из интернета, но технически выполнено классно: ровно, чисто, хорошо проработаны детали. Много резчиков по черепам на Бали, но в их работах не так чувствуется индивидуальность мастера. В основном они вырезают на черепах буйволов. «У этих работ филигранность колоссальная. Мотивы в основном восточные: драконы, будда, сложные узоры. У индонезийских буйволов большие рога – если честно, мне они не нравятся.

    Я «воспитан» на индейцах и ковбоях, у американских быков совершенно другой череп – он смотрится по-другому, на мой взгляд более круто и воинственно».

    Информации на самом деле много, говорит Михаил – надо только начать искать.

    Где Михаил берет черепа

    Черепа домашних животных Михаил покупает у заводчиков. На самом деле он такой не один: за головами «охотятся» и медики, и художники. Найти заводчиков было совсем несложно – например, под Минском есть фермерское хозяйство, которое разводит овец. А есть ещё и перекупщики, которые заказывают баранов или овец на мясо.

    В черепе самое важное – это его размер, толщина и плотность кости, чтобы было приятно работать. Черепа диких животных Михаил берет у охотников. «Там вообще другая, безумная субкультура. Это абсолютные гурманы. Для них все, что можно убить, можно съесть. Например, я не знал, что они едят рысь, что это царское мясо. При этом у охотников кроме потребления есть уважение к добыче. Охотник не «мясник». Животное нужно добыть, суметь правильно разделать и вкусно приготовить – целый ритуал ради красивого трофея и, конечно, адреналина. Поработав у них на производстве чучел, я очень много нового узнал, и в том числе, ушла брезгливость по отношению к черепу животного».

    Как подготовить череп к резьбе

    Сначала Михаил варит голову: «Запах как при варке холодца. Включаешь вытяжку – и всё нормально». Правда, плиты на кухне не хватило для быков – их Михаил варил в деревне. После замачивает на несколько дней в любом чистящем средстве, которое содержит NaOH (таким обычно сантехнику чистят): оно разъедает хрящи. В целом вся процедура занимает неделю. После просушки получается красивый чистый череп цвета топленого молока. В идеале он должен быть полностью белым, но это сложно осуществить без концентрированной перекиси водорода, которую в больших количествах продают только юридическим лицам. На средний череп нужно порядка 5 литров перекиси.

    Следующий этап самый интересный, но и самый сложный – придумать рисунок. «Я просто смотрю на череп и думаю, какие ассоциации возникают. Ведь между всеми черепами колоссальная разница. У травоядного животного кость рыхлая, легко ломается и скалывается, зато площадь большая – есть, где порезать.

    На эту тему: Десять странных скульптур за минской кольцевой

    У хищника кость гораздо плотнее, но центральная часть черепа очень узкая, что не может не влиять на композицию рисунка. На черепе хищника можно делать маленькие надрезы, не боясь, что инструмент сделает скол. Даже черепа одного вида животного могут отличаться: какой-то больше, толще», – объясняет мне Михаил. Когда держишь череп в руках, разницу действительно улавливаешь.

    Чем отличается овечий череп от волчьего

    Больше всего ему нравится работать с черепами баранов и овец. Овечий череп среднего размера хорошо ложится в руку, с ним приятно работать. У коров и лошадей гораздо больше площадь для резьбы – на работу уходит гораздо больше времени. И рисунок другой: он должен состоять из более крупных деталей, чтобы хорошо смотрелся и читался.

    На чистый череп Михаил разноцветными карандашами (чтобы не запутаться в линиях) наносит эскиз. Говорит, что интересно рисовать мандалы – сплошная медитация. В нескольких работах Михаила есть особенность: он располагает рисунок не центрально, а смещает в сторону. Когда эскиз на черепе уже есть, Михаил начинает его прорезать бормашинкой. Она жужжит, когда работает, но соседям не слышно. Сразу появляется специфический запах, как в кабинете стоматолога, потому что кость – те же зубы. Но запах быстро выветривается. Михаил работает в спецодежде, фартуке и респираторной маске. «Единственное, от пыли чихаю, и её потом надо протирать. Но пыль – это же не грязь». Михаил рассказывает, что при процессе резки никто никогда не присутствовал. Так совпало, да и вначале он не афишировал своё увлечение.

    Рисунок в процессе резки может меняться – по ходу дела видно, что где-то прорезать не получится (кость может сломаться) или просто не смотрится. Например, так получилось с черепом Викки. Михаилу изначально хотелось больше рюшек и вместо больших дырок сделать тонкий контур, но результатом остался доволен. Когда череп прорезан, Михаил покрывает его лаком или полупрозрачной краской (как в случае с Викки).

    Сейчас Михаил делает волчий череп. Когда я пришла, он антуражно лежал на кухонном столе.

    Михаил прочертил рисунок буквально за день до интервью. Меня он впечатлил (не каждый день держишь в руке настоящий череп волка!), но Михаил заметил: «Нижняя челюсть слегка желтовата – не до конца вышел жир из кости».

    «По правде говоря, хочется, чтобы мои работы воспринимали как искусство, а не как чернуху. Некоторые, когда узнают, что я по черепам вырезаю, говорят: «Фу, как не противно? Мясо, разделка, трупы… Ты их что, откапываешь?» – признаётся Михаил. – Или когда смотрят фотографии, первые ассоциации, что я не совсем здоровый. А я вполне себе здоровый и адекватный человек».

    На эту тему: Тень сурка и баба-птица. ZOOcад Татьяны Замировской возвращается

    Теленок Мумуша, конь Кренделек, баран Тор и овечка Долли

    Михаил старается делать что-то аутентичное или стилизованное. Про наброски на черепе волка, который лежит на кухне, рассказывает: «Я взял геометрию: треугольники и квадраты, которые североамериканские индейцы изображали на своей одежде и покрывалах. Начертил, но не знаю, что получится в конце». С этим черепом Михаилу работать трудно и интересно: мало места и очень плотная кость – сразу видно, что волк много мяса ел.

    У каждого черепа есть имя – в процессе оно возникает само собой. Первая работа – это теленок Мумундель, узор на котором сделан в виде банданы. «С теленком я нервничал. Только купил машинку, и она больше ломала, чем сверлила, потому что было мало оборотов. Позже перешел на другую модель». Вторым был конь с кельтской вязью – Крендель, или просто Кренделек, в честь витиеватого узорчика в центральной части. Это был дебютный выход Михаила: до Кренделя художник никому не показывал свои работы.

    Подарок от Михаила редакции KYKY

    Михаил признаётся, что первое время намеренно придумывал работам забавные имена, потому что было жутко: «Я делал их в перчатках. Было стрёмно: все равно это когда-то было чем-то живым. Сидишь, мучаешься этими тараканами…

    А потом пришла прекрасная мысль: в конце концов, это так или иначе плод, а в нем есть косточка – вот с этой косточкой, с этим орешком, я и работаю. Может, это странно, но когда я пришел к этому, стало проще».

    Третий череп – бык Фердинанд – висит в коридоре. Он стилизован под барельефы Ренессанса. В него можно вставить лампочку – тогда он будет подсвечиваться и довольно страшно и мистически выглядеть. Барана зовут Тор. «Череп барана вызывает ассоциации с викингами. На Мьёльнире – молоте бога Тора – был похожий рисунок. Но у этого черепа очень тонкая кость, и поэтому местами узор «порван» (хотя на самом деле смотрится нормально – прим. KYKY ).


    На эту тему: Белорусские художники рассказывают о своей любимой картине

    Овечка Долли со смещённой вбок мандалой – любимая работа Михаила. У неё была толстая кость, поэтому можно было сделать очень многослойную салфетку: один ажур выходит из другого. «В инстаграмме я общаюсь с резчицами, которые делают невероятные работы – и им моя Долли очень понравилась», – с гордостью говорит Михаил. Чем-то на Долли похож лисёнок по имени Манжетка, стилизованный под кружевную салфетку.

    Последнюю работу, Викки, Михаил закончил две недели назад. Он её сделал чуть больше, чем за три недели. Изначально была идея сделать что-то кружевное, воздушное. Как не удивительно, в основе рисунка – кружево белья Victoria Secrets. Действительно для девочек работа получилась.

    Кто покупает резные черепа

    У Михаила всего девять работ. Четыре продал: бобра, лису, Долли и коня. Знакомая девушка с друзьями взяла в подарок бобра, а себе купила коника. Он был домиком для тарантула. Смотрелось атмосферно, говорит Михаил: получился такой Техас. Ещё два улетели в США: в Чикаго и Лос-Анжелес. Однажды летом Михаил выставлял работы на рыцарском фестивале. Если взрослые смотрели с опаской, детям очень нравились работы, и они говорили родителям: «Смотрите, динозавры!»

    В конце беседы Михаил Божок предложил сделать череп для нас – теперь челюсть бобра с надписью KYKY украшает офис редакции. Негативных эмоций не вызывает –сплошной восторг и удивление.

    Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter


    Мистическое отношение предков к смерти нашло свое проявление в ремеслах, ставшими традиционными для жителей о. Бали. Современные резчики по кости сохранили традиции тончайшей резьбы и бережное отношение к материалу. И черепа в их руках превращаются в настоящие предметы искусства.





    Ожидание периода сбора урожая предки коренных балийцев коротали за ремеслом. В ход шли дерево, кость и рога буйвола, рога лося и оленя, бивни мамонта и многое другое.





    Но одним из основных материалов были и остаются коровьи черепа и черепа буйволов.
    Особенно, по мнению современных мастеров, они пользуются популярностью за свою природную красоту, экологичность и долговечность.





    Туристы охотно покупают эти тончайшие работы. И могут быть уверены - ради шедевра не пострадало ни одного животного. Традиции балийцев слишком сильны, особенно что касается посмертной участи животных. Они и по сей день считают, что не должны потерять впустую ни одной кости.



    Что же касается человеческой анатомии, то тут мастера позволяют себе пошутить, вырезая занятные сценки из жизни скелетиков, или черепа из дерева. Надо отметить, что в этой области художники разных культур будто соревнуются в оригинальности. Примером этому может послужить .