«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие на необитаемый остров. Методическая разработка (средняя группа) на тему: «Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Путешествие по лесу» по формированию основ э
Елена Сычева
Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.
"Путешествие в зимний лес"
Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4
лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-
шения к объектам природы.
1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;
Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);
Учить детей пользоваться схемами.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;
Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).
3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;
Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.
Здоровьесберегающие технологии:
Ароматерапия,
Релаксация,
Дыхательная гимнастика.
Ход деятельности.
Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.
Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.
Какое оно (теплое, ласковое, желтое).
А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:
Приветствие (коммуникативная игра).
Здравствуй, солнышко!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.
Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.
Здравствуйте, гости! Всем привет!
Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).
Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем
С вами мы гулять пойдем.
Давайте собираться в дорогу.
Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.
Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .
Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)
Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)
Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)
Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)
А потом красивые, теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)
И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)
Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.
Как хорошо зимой в лесу!
Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.
Как легко дышится в лесу!
Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).
Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)
Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?
Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.
Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги
ладонями снизу вверх)
И опять гулять пойдем.
Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.
Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?
(обратить внимание на карточку)
Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .
Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется
А в берлоге спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!
А почему нельзя шуметь?
Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).
Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.
Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?
Какого цвета шубка у медведя (коричневая)
А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)
А хвостик?
Значит это не Мишкин хвостик.
Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.
Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).
Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.
Как вы думаете, чей это домик?
Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.
Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.
Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?
Давайте проверим.
Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)
Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)
Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)
А хвостик (длинный, пушистый)
Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.
Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.
Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.
Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.
Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)
Что-то его не видно. Это хвостик зайца?
Какого цвета у зайца шубка? (белая)
Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)
Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)
Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.
Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.
Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)
Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.
Релаксация «Зайчата».
Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.
Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.
Звучит тихая музыка.
Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.
Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)
Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?
Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)
Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.
До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.
Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.
Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.
Где мы были?
Кого мы встретили в лесу?
Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.
Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.
Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)
Вам понравилась прогулка по лесу?
Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.
Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.
Звучит волшебная музыка.
Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.
Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).
Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»
«Путешествие Незнайки в лес».
Дидактические задачи:
1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)
2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)
4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.
- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.
- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.
Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.
В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки - поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)
А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.
Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)
Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).
Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».
По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.
Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)
Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
Сосна – руки разведены в стороны;
Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).
Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).
С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).
Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки
Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.
Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.
Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.
Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».
(дети «оживляют деревья»)
Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,
А потом все дружно встали, великанами все стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)
Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).
Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).
Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.
Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).
Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.
Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).
Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)
Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.
Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.
Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.
Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.
По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.
ОТВЕТЫ
(по С.Н. Николаевой).
-
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги: это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнений (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, Иногда пенопластовые фрукты и овощи.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом в ходе образовательной деятельности в любой возрастной группе. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы и др.).
Методика проведения экспериментальной (поисковой) деятельности.
Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л. М. Маневцовой. Автором выделены четыре этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый этап – начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка задачи и самими детьми)- проблема.
Второй этап. На данном этапе осуществляется первичный анализ и выдвигаются предположения – гипотеза (например, на асфальте лужи, потому что прошел дождь, наполивал дворник).
Третий этап. На данном этапе вместе с детьми отбираются способы предположений, выдвинутых детьми, осуществляется проверка – исследование (крыши домов и листья на деревьях сырые…)
Четвертый этап. Анализ полученных результатов, формулировка выводов – решение (на асфальте лужи - прошел дождь).
Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.
Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.
По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями.
В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:
1. Принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;
2. Ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;
3. Отбор способов проверки;
4. Проверка предположений;
5. Формулировка выводов.
Для того чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
Четкость формулировки целей и задач опыта;
Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
Для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
При проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.
Фиксация опыта.
Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Таким образом, исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
2. Виды моделей.
3. Методика использования моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Л. М. Маневцовой, Н.Н.Поддьякова, И.А.Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта
информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).
2. Виды моделей:
1.Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Подготовка к экскурсии.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.
Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки) и организовать наблюдения.
Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста
1.Первично-ознакомительный тип занятий
2.Обобщающий тип занятий.
3.Углубленно-познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения.
Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.
Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Со старшими дошкольниками занятия первично- ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.
Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края.
Задача коллектива каждого детского сада - собрать иллюстративный (вырезки из журналов, открытки, фотографии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подготовительной групп. В цикл могут входить 3 - 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей.
1.«Мой край родной - я здесь живу».
2.«Заповедные места нашего края».
3. «Ремесла нашего края».
4. «Люблю тебя, мой край родной».
Углубленно-познавательный тип занятия. Углубленно-познавательные занятия строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на них воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой.
На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Углубленно-познавательная характеристика каждого из этих занятий заключается в следующем.
На первом из обозначенных занятий воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху, их приспособленность к жизни в наземно-воздуш-ной среде. Обращает внимание на свойства воздуха: он незаметный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь. Птицы приспособлены к передвижению по воздуху: имеют легкое, обтекаемое тело, едят часто и понемногу; отталкиваются от воздуха большой поверхностью расправленных крыльев и хвоста; тело покрыто легкими перьями - маховыми и пуховыми, маховые имеют плотную поверхность и полый стержень.
На втором занятии воспитатель обсуждает с детьми состав зимующих птиц, выделяет среди них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, галка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень). Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму.
Тема третьего занятия предусматривает сравнение образа жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их приспособленности к сезонно меняющимся условиям.
На четвертом занятии воспитатель расширяет представление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, маскировку среди листьев. Рассказывает о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены породы с разной яркой окраской перьев).
Занятия углубленно-познавательного типа строятся по разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии.
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким - домашним или диким - их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова - в коровнике, собака - в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе - в квартире). Корова и собака - домашние животные, потому что они живут вместе с человеком».
У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). Конечно, с дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезонах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные изменения (например, осенью день все время уменьшается, холод нарастает и т.д.). Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем (см. ранее). Три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения.
Можно подвести детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.) устроены по-другому, у них иные формы приспособленности.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют их глубокую интеллектуальную подготовку к школе.
Значение
1. Иллюстративно- наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, получаемые в ходе непосредственного восприятия природных явлений.
2.С помощью иллюстративно-наглядного материала формируются знания об объектах или явлениях природы, которые в данный момент не доступны.
3. Иллюстративно- наглядный материал позволяет дать детям представления о длительно протекающих в природе явлениях (Н: рост развитие растений и животных, сезонные явления природы).
4. С помощью иллюстративно- наглядного материала обобщаются и систематизируются знания детей, устанавливаются связи и отношения в природе.
5. Формируется эстетическое восприятие природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств.
Требования к иллюстративно- наглядному материалу
1. Реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
2.Художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
3. При использовании иллюстративно- наглядного материала учитывать возрастные особенности детей.
4. Животные или растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.
5. В видеофильмах, кинофильмах должен быть не сложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
Виды картин:
Предметные – это те, в которых присутствует один или несколько предметов, явлений, где нет действия.
Сюжетные , где отражены события проходящие в определенной временной последовательности с какими – нибудь героями. К ним относятся одиночные картины и серии картин «Домашние животные», «Дикие животные», «Мир животных» и др.
Художественные картины – это вид изобразительного искусства, созданы художником, к ним относятся пейзажи и натюрморты
Требования к вопросам при рассматривании картин (последовательность):
1.Название. Как бы ты назвал эту картину? Что (Кто?) изображен на картине?
2. Выявление характерных признаков предмета или явления. Какого цвета? Какого размера? Форма? Сколько?
3.Вопросы направленные на назначение и взаимосвязь частей предмета или объекта. Для чего растению стебель? Почему котенок лежит рядом с кошкой?
4. Вопросы на обобщения. Какое время года? На картине изображено: животные пасутся на лугу, вдалеке дом, о каких животных идет речь?
МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Вопросы к квалификационному экзамену:
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
2. Методика организации экспериментирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
4. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
5. Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
7. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
8. Уголок природы в детском саду, его значение, организация. Подбор растений, их сменяемость.
9. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
10. Использование календаря наблюдений за сезонными изменениями природы в старшей группе.
11.Экологическая тропа и ее роль в формировании представлений об окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста.
12.Итоговые беседы в формировании представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
ОТВЕТЫ
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой (по С.Н. Николаевой).
1. Определение игровой обучающей ситуации (ИОС) и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
2. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий
1. Определение игровой обучающей ситуации и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
Игру проводят воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическог© воспитания.
Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий
Праздник «Живи, Земля!»
Цели :
Формирование экологической культуры подрастающего поколения
Формирование позитивного отношения к экологии
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.
Преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.
Углублять знания детей об окружающем мире и экологических
проблемах.
Содействовать накоплению навыков коллективной работы;
Сформировать предпосылки для экологически корректного поведения.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Мы желаем друг другу добра?
Мы желаем друг другу добра!
Если будет трудно, друг другу поможем?
Если будет трудно, друг другу поможем!
II . Сообщение темы и цели
Сегодня у нас с вами урок – праздник. Нарисуйте образ слова «праздник».
Для меня праздник – это ……………
Чудесный, светлый, звонкий, радостный, весёлый, ответственный…………
Праздник-это подарки, интересные игры, конкурсы, песни, танцы, стихи………
Давайте с вами заглянем в календарь, но не в простой, а в экологический и узнаем какой праздник у нас с вами приближается.
с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности
24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных
Четвертая суббота апреля - День Биолога
День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) - Международный день собак-поводырей
Какой праздник для вас самый значимый?
Стих «Берегите, Землю!»
Ребята, у всех нас есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22 апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы. В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. (ГЛОБУС)
1. Здравствуй, наш веселый праздник,
Славный праздник - День Земли.
Вместе с вами мы сегодня
Отмечать его пришли.
2. Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно раз, два, три,
Откроем праздник - День Земли.
3 Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг –
Тут речка, там – зеленый луг!
4. В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где- то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой!
5. Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря
Все называется Земля.
- Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.
КЛИП «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней
1 -Дымят заводы в атмосферу,
Огромной черною трубою
2 -И фабрики сливают в реки
Потоки мутные воды.
3 -Мусор Землю захламляет,
Всему живому угрожает!
4 -Гудят самолеты в небе,
Пугая стаи птиц!
5 -Вот нефть из танкера льется,
В ней рыба морская бьется!
6 -Города и поселки земные
Автомобили заполонили!
7 -Ракеты, сжигая топливо,
Летят в бесконечную высь.
8 -И гибнут дети на планете
От бомб, взрывающих дома!
Ведь на Земле идет война!
9 -Да что же такое творится
На нашей прекрасной Земле!
10 -Не пора ли остановиться!
За голову всем схватиться!
Давайте поспешим,
Землю свою от бед сохраним!
Наша Земля хоть и большая, но она очень чувствительная.
Человек тоже большой, но сядет на него комарик и он его чувствует
Так и Земля всё чувствует. Ей становится больно, когда человек неразумно использует её богатства: вырубает леса, засоряет водоёмы, загрязняет воздух. Одним словом засоряет окружающую среду
Да! Земле больно от неразумного действия людей. Но она всё равно любит нас, заботится о нас. Земля изо всех сил старается спрятать людскую злобу в свои недра, но иногда ей становится невыносимо больно. От чего и происходят природные катаклизмы. Наводнения, снег летом…Земля просит помощи!
Сегодня нашей имениннице мы будем посвящать стихи и песни, и подарим красивую открытку, которую сделаем все вместе.
Для этого нам придётся выполняя задания.
III . Работа по теме
1) Правила поведения в природе.
Все знают, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще раз.
Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе, Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредет.
1-й турист. Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2-й турист. Все, что взяли, – поедим,
На природу поглядим.
А пакеты, банки, склянки
Разбросаем на полянке.
3-й турист. В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Урны нет – неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Лес, он что, ничей?
Туристы хором. Ничей!
4-й турист. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Мы цари! Молчи, Природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Правильно ли повели себя ребята?
Что было не правильно в их поведении?
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру
«Если я приду в лесок
».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
-Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
ВЫБИРАЮТ НАЗВАНИЕ ОТКРЫТКЕ
2) Живи, родник. Живи
Отгадать загадку:
Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет
Она бежит всегда вперёд
Но никогда не убегает (вода)
Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг…
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как – нибудь,
А прямо к морю держит путь…
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
1.В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды).
2.Объясните понятие « мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами)
3.Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем?
(Ставить очистительные сооружения и использовать ту же воду много раз).
4.Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их
укрепляет, оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива).
5.Это болотное растение- главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш).
6. Какое самое чистое, глубокое озеро, его ещё можно назвать морем? Байкал
Игра "Волшебная палочка" (по командам)
Дети передают по кругу волшебную палочку и называют всё, что связано с водой
(раскрашивают водоёмы)
КЛИП «ЖИВИ, РОДНИК, ЖИВИ!»
3) Растения
Игра «Растительный алфавит»
Подвижная игра «Веночек» (клеят растения)
КЛИП «НЕ РВИТЕ, ВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!»
4) Почтовый ящик
Приходите ко мне в гости!
Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).
Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один –
медлительность (черепаха).
3. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне (еж).
4. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья (птица).
5. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый (ящерица).
6. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом (медведь).
7. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).
8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу
учесть, что занятия провожу ночью (Сова).
9. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени - отчеству. Патрикеевной больше не называть (лиса).
10. Добрым, но одиноким птицам помочь приобрести семейное счастье! Высиживай те моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни (кукушка).
11. Я лесной зверь. Днем я сплю, а ночью выхожу на кормежку. Зимой питаюсь корой деревьев. Быстро бегаю. Зимой моя шуба становится белой как снег. (заяц).
(Клеят животных)
КЛИП «НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК»
4) Ты- человек
Кто является главным чудом на Земле?
Книга Экзюпери «Маленький принц» (показать)
Закончи фразу:
Чтобы меня могли назвать маленьким принцем я должен быть …..
(Приклеивают людей)
5) История праздника
Каждый год весной в разных странах Планеты дважды отмечают очень понятный всем праздник – Международный День Земли, имеющий разную смысловую нагрузку. Первый раз День Земли отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия,
Международное значение День Земли приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22 апреля объявлено Международным днем Земли, его отмечают жители большинства стран Мира. В России День Земли отмечается с 1992 года.
День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.
- Сложить пазлы флага и символ праздника (приклеить)
В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из космоса. В этом качестве сейчас используется снимок планеты на тёмно-синем фоне, который был сделан астронавтами Аполлона-17 на их пути к Луне.
А так выглядит символ этого дня, зелёная греческая буква гамма на белом фоне.
По сложившейся традиции, в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призвать Всех жителей Земли задуматься о сохранении красоты нашей планеты.
Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле
Первый колокол Мира был отлит из монет, собранных детьми из 60 стран. И находится он в Японии. Так он выглядит
Акцию «Колокол Мира в День Земли» поддержали люди других стран и народов.
В России «Колокол Мира» был установлен в 1998 году в Москве, в музеи Николая Константиновича Рериха.
Цель акции – объединение всех людей планеты в деле защиты окружающей
И пока колокол будет звенеть, мы будем бережно и с любовью передавать макет нашей Земли из рук в руки.
(Стих)
Звонко колокол звенит,
Миру в мире жить велит,
Чтоб огромная Земля Без войны всегда была.
Люди добрые, очнитесь, Да скорее оглянитесь: Нам же негде будет жить, Если Землю не хранить!
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги….!
В тревоги рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники….
«Ты береги нас, береги…!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
«Ты береги нас береги…!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек
В тебя мы верим - не солги…
Ты береги нас, береги…!»
Смотрю на глобус – шар земной,
такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
я сберегу вас, сберегу….»
Он летит над всей планетой:
«Берегите Землю эту!»,
МЫ кричим всему народу:
Надо всем беречь природу!
Коль беречь ее не будем,
Сами мы себя загубим!
ИТОГ
Посмотрите, какой нарядной, красивой, жизнерадостной стала планета! Попробуем сделать все, чтобы она стала такой в реальной жизни. Мы – спасители и хранители нашего огромного дома под названием «Земля». Все в наших руках.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал (зачитывает ): «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме – на планете Земля!
(Приклеить поздравление)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДЕТИ ЗЕМЛИ»
Дорогая планета, Земля!
Поздравляем тебя с праздником!
Прости нас за наши ошибки.
Мы обещаем
Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,
Всем землянам дорогая!
С праздником, друзья, вас поздравляю.
Давайте в мире жить, не враждовать,
Здоровья, счастья, мира я желаю,
Давайте созидать, не разрушать!
В День Земли очнитесь, люди,
Пусть Земля прекрасной будет,
Пусть повсюду и везде,
Будет мир на всей Земле.
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.
ПЕСНЯ «БУДЬТЕ ДОБРЫ»
Мы все жители Земли.
Потому и День Земли -
Это праздник всех землян.
Поздравленье шлю всем вам!
С Днем Земли всех поздравляю!
Счастья, радости желаю!
Пусть вас ждет во всем удача,
Только так и не иначе!
Ученик 5. А знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов? Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
Ученик 6. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Ученик 7. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
Ученик 8. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
Ученик 9. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
Ученик 10. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.
Ученик 1. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.
Ученик 6. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, -
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакин
Парад знаков.
Игра.
Кто весною ранней дружно
Во дворе копает клумбу,
Деревца кругом посадит
И скамеечку наладит
Это я, это я,
Это все мои друзья!
Кто зимою в холод, в стужу
Насыпает корм в кормушку,
Чтоб синички, воробьи
Под окном чирикали?
Это я, это я,
Это все мои друзья!
Отдыхая на полянке,
Кто бросает банки, склянки
На цветы и на траву,
Губит леса красоту?
*********
Кто, бредя домой из школы,
Ободрал кору с берёзы.
Одуванчиков нарвал
И повсюду разбросал?
*********
Кто, услышав гомон птичий,
Не вспугнёт зверюшек криком,
Обойдёт гнездо сторонкой,
Не разрушит лисью норку?
Это я, это я,
Это все мои друзья!
Все – все,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд,
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Текст песни «Земля - наш дом»
Музыка: Добрынин В.
Слова: Рождественский Р.
Я речь свою веду о том,
Что вся земля наш общий дом.
Ещё о том веду я речь,
Что этот дом хотят поджечь,
Хотят, чтоб к нам пришла беда,
Чтоб жизнь исчезла навсегда.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
Я речь свою веду о том,
Что всем нам дорог этот дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь,
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
«Скопировано с сайта www.karaoke.ru»
Дети земли
1. Среди бесчисленных планет
Такой на свете больше нет
Зря не ищите, не найдете всё равно
И пусть других планет не счесть
Вы берегите то что есть
Лети планета наш огромный светлый дом, общий дом
Припев
Как хорошо, что мы ещё дети
Как хорошо, что мир на планете
Как хорошо, что солнышко светит
Как хорошо, что мы твои дети
2. Мы часто смотрим в небеса
Мы с детства верим в чудеса
Но забываем вечно только об одном
Что чудо главное Земля
Мы все на ней одна семья
И вся планета наш огромный светлый дом, общий дом
« Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры
« Путешествие по экологической тропе ».
в старшей группе
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие по экологической тропе»
(игра-путешествие)
Старшая группа
Программные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. («Социально-коммуникативное развитие»)Воспитывать интерес к окружающей природе. («Социально-коммуникативное развитие»)Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Оборудование:
- Корзинка с бутылочкой воды.
- Поезд (из крупных коробок)
- Фотоаппараты (игрушки) для детей, и настоящий для воспитателя.
- Карандаши и квадратики белой бумаги.
- Карточки с написанными названиями витаминов (А, В, С..)
- Картинки фруктов (по количеству детей), ягод.
- Крупные пазлы лекарственных растений (одуванчик, клевер,)
- Карточки с загадками про овощи.
- Минусовка песенки « Мы едем, едем, едем» и плэер.
Ребята, сегодня, придя в группу, я обнаружила, что домовенок Кузя оставил нам в группе корзинку, в ней бутылочки с водой. Интересно, зачем он нам их принес? Как вы думаете? (предположения детей)
Дети находят записку.
«На экологической тропе нужна ваша помощь».
Ну, что же, придется нам отправиться в путешествие. Хотите?
А в путешествие мы отправимся на нашем веселом паровозике.
(звучит минусовка песенки « Мы едем, едем едем» Дети подпевают воспитателю(машинисту)
Мы едем(3р)
И песенку поем
О том, что солнце светит,
И Радостно кругом.
Тра-та-та(2р)
Ах, какая красота
Дерево, кусточки,
Бабочки, цветочки
Все с тобою мы рассмотрим
И названия запомним (2р)
Остановка первая « Куст сирени»
Ребята, что это?
Чем он отличается от дерева? Какую пользу приносит человеку? (рассматриваем куст)
Найдите на цветущей веточке цветок с 5 или 7 лепестками, говорят, что кто найдет, того ждет удача.
Молодцы, ну здесь кажется все в порядке. Сфотографировали Сирень на
Остановка вторая «Дерево липы»
Что это за дерево? Как вы догадались? Какую пользу оно приносит человеку.
Посмотрите вокруг много разных деревьев. Давайте поиграем в игру.
А теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит стихи о деревьях, которые мы выучили в этом году.
(про осинку, про дуб, про березку и т.д.)
Остановка третья « Ландыши»
Что это за цветы? Я расскажу вам одну сказку. Однажды в царство эльфов пришли охотники из других стран. Они взяли себе то, что им не принадлежало, а именно: жемчужины из сокровищницы эльфов. Тогда король этой крохотной страны рассердился и обратил все жемчужины в белые дурманящие цветы. Эти цветы во первых, дурманящие, во вторых, имеют ядовитые плоды, но в то же время они и лекарственные растения. Ландыш даже был когда-то эмблемой докторов медицины. Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли - капли Зеленина – очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.
А какие еще лекарственные растения растут на нашем участке? Молодцы. Скоро появиться полянка подорожников, клевера. А полянка одуванчиков уже из желтой превратилась в белую. Давайте мы соберем картинки лекарственных растений (пазлы крупные).
Остановка четвертая « Фруктовые деревья»
Ребята, посмотрите, плодов еще нет, но висят какие - то карточки с буквами. Вспомните кА, что это за буквы? Это названия витаминов, которые встречаются во фруктах и ягодах, именно поэтому, очень полезно, для нашего организма, кушать фрукты и ягоды.
А здесь и одна из наших любимых игр. « Фрукты – ягоды ».
Детям раздаются картинки фруктов и ягод. Воспитатель командует « Ну кА фрукты, стройся в ряд, я командир вы мой отряд» Потом вместе с детьми проверяем все ли построились верно. Затем воспитатель меняет карточки. Играя последний раз, следует дать детям все карточки с фруктами.
Осмотрите растение, не нужна ли ему помощь?
Остановка пятая « Огород»
Что растет на огороде? Но еще только весна. Когда созреют овощи? А что для этого надо делать? Сейчас нужна наша помощь на огороде? Да, конечно, молодцы, заметили. Наша рассада поникла и её надо полить. Посмотрите есть ли в лейке вода? Нет. Видно тот кто поливал огород накануне забыл наполнить лейку. Как же быть? Как вы думаете? Вот для чего нам домовенок дал с собой воду. Поможем растению? Поливайте, только осторожно, растения еще хрупкие и могут сломаться.
Ой, ребята, посмотрите, а на нашей грядке выросли загадки. Отгадаем? Да.
1. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
2. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
(И другие.)
Как назвать одним словом лук, свекла, морковь, репка? Молодцы это действительно корнеплоды. А вы знаете какие-нибудь пословицы про овощи?
Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Лук от семи недуг
.
Вот какие молодцы! Вам понравилось путешествовать? Что нового вы узнали? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нам надо еще для мам и пап фоторепортаж подготовить о нашем путешествии. Хотите? Тогда в путь.