Модная одежда для мужчин весна. Штаны с капюшоном

Мама из комнаты – малыш в рёв, мама из дома – истерика. Такое случается часто, и каждый раз, привязанные к деткам мамы не знают, что делать с этими маленькими хвостиками….

Почему?

Быть может, это такой возрастной период, а может, есть негативные факторы, провоцирующие чувство страха и неуверенности малыша. Поэтому сначала надо разобраться в причинах такого поведения ребёнка:

Мамы много

Одна из самых частых причин - мамы уделяют много внимания ребёнку, и малыш привыкает жить именно так. Мама рядом - значит он в безопасности. Мама уходит, рядом другие люди - ситуация не стандартна, значит, надо противиться ей.

Не в круге доверия

Причина, связанная с предыдущей. Если до этого времени ребёнку уделяла внимание лишь мама, а другие родственники мало занимались малышом, то они оказались за пределами детского доверия. Он их не знает, соответственно, не хочет с ними оставаться.

Мамы мало

Вроде бы мама уделяет достаточно внимания малышу, находится рядом, но постоянно отвлекается чем-то: телефоном, компьютером, планшетом, общением в скайпе. Ребёнок испытывает недостаток внимания, и когда мама и вовсе собирается ненадолго покинуть его, негодует.

Разлука с мамой как наказание

Дети могут бояться оставаться без мамы, если воспринимают это как что-то страшное, в наказание за что-то. Но этому обычно предшествуют поступки родителей. К примеру, если мама часто говорит своему ребёнку: «Не будешь слушаться - уйду от тебя!».

Переживания мамы

А бывает, что малыш в принципе не прочь побыть без мамы, но сама она так переживает и так плохо скрывает свои чувства, что малыш «заражается» этим страхом и волнением. Как результат - ревут оба.

Страх чего-то или кого-то или плохое самочувствие

И, наконец, капризы малыша при расставании не всегда означают его нежелание оставаться без мамы. Ребёнка может что-то беспокоить (животик, зубки), либо он может бояться незнакомой обстановки или какой-то детали (даже висящее на вешалке новое пальто может создать дискомфорт).

Как быть?

Во-первых, не паниковать, не пытаться силой отрывать от себя ребёнка, ни в коем случае не кричать на него и не стыдить. Помните, для детей до 3 лет такое поведение характерно, взрослые малыши обычно уже спокойно отпускают маму от себя. Но даже если ваш ребёнок старше или если это переросло в настоящую проблему, всё можно решить мирным путем.

  1. Если это связано с какими-то страхами или плохим самочувствием ребёнка, то необходимо устранить пугающий фактор (повесить в шкаф новое пальто, помочь адаптироваться в незнакомом месте, прежде чем расставаться).
  2. Если это - недостаток внимания мамы, то следует пересмотреть свой график, выделить хотя бы час в распорядке дня, когда мама целиком посвящает себя малышу, меньше отвлекается на современные устройства и больше общается вживую.
  3. Если малыш воспринимает разлуку как наказание, следите за тем, что говорите ребёнку. Почитайте ему сказки, в которых герои спокойно расстаются с мамой (например, Красная Шапочка, Дюймовочка), проиграйте ситуации с куклами и игрушками.
  4. Если вы сами переживаете, старайтесь скрывать свои эмоции, и вообще, зачем переживать? Вы же прекрасно знаете, что всё будет хорошо, у вас замечательный взрослый ребёнок!


Целого ряда действий требует ситуация, когда ребёнок не хочет разлучаться с мамой из-за того, что не доверяет другим и чувствует себя неуверенно. В таком случае необходимо приучать ребёнка к людям:

  • подключать отца к игре (если малыш не хочет играть без вас, то в вашем присутствии), бабушек и других родственников, чтобы круг общения у ребёнка расширялся.
  • Больше посещать общественных мест: магазинов, музеев, театров, хоть иногда ездить на общественном транспорте. Ребёнок не должен бояться других людей. Гулять тоже лучше не изолированно, а на детской площадке, где малыш сможет познакомиться и поиграть с другими детьми.
  • Дома маме следует постепенно увеличивать расстояние между собой и малышом. Для начала это могут быть совместные домашние дела в одном месте (например, протереть пыль у соседних шкафчиков), затем мама уже протирает мебель в одной комнате, а малышу даёт задание помочь на кухне.
  • Не стоит игнорировать ситуации, когда ребёнок сам увеличивает пространство: если он заигрался в комнате, то лучше оставить его одного, подглядывая из кухни.
  • Как только малыш привыкнет к общению с папой или другими родственниками, попробуйте оставить их дома одних ненадолго. При этом не стоит уходить украдкой, сбегать, это может нанести травму малышу, и в следующий раз он не отпустит так легко маму. Лучше сказать правду: «Я сейчас уйду в магазин ненадолго, но обязательно принесу тебе что-нибудь вкусненькое».
  • Придумайте ритуал прощания (потереться носиками или чмокнуть с громким звуком в щечку или «Дать пять»). Он поможет ребёнку легче перенести момент расставания.

А ещё не забывайте наслаждаться этим моментом, когда вы нужны вашему ребёнку, когда вы для него - целый мир. Пройдёт совсем немного времени, и всё изменится! Дети так быстро растут!

Большинство детей дошкольного возраста боятся расставания с родителями, они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать, и это нормально.

Однако есть дети, для которых разлука с мамой непереносима, они слишком привязаны к матери. При повышенной привязанности к маме малыш не способен находиться вдали от нее даже непродолжительное время, а когда она рядом, старается держаться как можно ближе, или напротив играет в такой тяни-толкай: то «липнет» к маме, то отталкивает её. Для трех-четырехлетнего ребенка такое поведение уже не является нормой.

Окружающие люди о таких детях часто с некоторым пренебрежением говорят: «цепляется за мамину юбку» или «приставучка». Мне кажется, что дети и их родители, которые сталкиваются с проблемой повышенной привязанности к матери, заслуживают сочувствия и уважения, ведь такая ситуация никогда не возникает на пустом месте, и имеет веские причины.

В этой серии статей мы поговорим о том, что считается повышенной или тревожной привязанностью к матери, почему она возникает, и что делать, чтобы нормализовать привязанность, как помочь такому ребенку пережить разлуку с мамой.

Признаки повышенной привязанности к матери

Повышенную привязанность называют еще тревожной (ребенок постоянно встревожен) или тревожно-требовательной (ребенок всем своим поведением «требует», чтобы мама постоянно была рядом) или симбиотической.

Родители, чаще всего мамы, сами замечают, если что-то не так. Обычно от матери ребенка с тревожной привязанностью можно услышать примерно такое описание ребенка:

«Моей дочери 3,5 года, она меня никуда не отпускает. Если мне нужно куда-нибудь уйти, и она остается с кем-то из родственников, то до тех пор, пока я не приду, стоит около дверей и ждет меня, хорошо, что сейчас перестала плакать, раньше и плакала, и звала меня. Я не могу отдать её в детский сад, что мне делать?»

«Моему сыну 4 года, и он практически не отпускает меня от себя. Я вынуждена оставить работу, и даже в выходные мы с мужем не можем никуда пойти вдвоем. Наш сын даже с бабушкой и дедушкой остается при условии, что один из нас будет дома. Я очень устала от этого. Как мне приучить сына к самостоятельности и не нанести ему травму?»

«Мой ребенок (2,5 года) не отпускает меня, если я ухожу, она постоянно плачет и спрашивает: «Где моя мама?» А один раз я ее оставила в садике на два часа, так у нее была истерика, которая привела к запору, причем к запору с болями. Я теперь боюсь оставлять ее одну даже на 15 минут, пока иду в душ…»

Наиболее ярко привязанность к матери проявляется именно в момент расставания. Хотя практически все дети плохо переносят момент расставания и разлуку с мамой, для тревожной привязанности к матери характерны особые признаки. Рассмотрим их подробнее, чтобы точнее понимать, когда привязанность перестает быть “нормальной”

Повод для беспокойства :

  • ребенок в разлуке с мамой отказывается от еды;
  • ребенок без мамы плохо спит;
  • ребенок спит слишком много (некоторые малыши “бойкотируют” ситуацию, находя убежище во сне);
  • после ухода матери ребенок не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми;
  • у ребенка после расставания с мамой появляются необъяснимые с медицинской точки зрения недомогания;
  • ребенок без мамы постоянно плачет, тоскует, капризничает и не дает себя утешать.

Если хотя бы один из этих признаков становится постоянным атрибутом расставания и разлуки с мамой, значит, ребенок нуждается в помощи. Лучше посоветоваться с врачом или детским психологом.

Поскольку все мамы (а также папы, бабушки и дедушки ) очень тяжело переносят то, что ребенок расстраивается, плачет и возмущается, расставаясь с мамой, они временами склонны любое недовольство ребенка расценивать как признак чрезмерной привязанности к матери.

Обозначим поведение ребенка, которое взрослые чаще всего ошибочно расценивают как тревожно-требовательное, хотя нет повода для беспокойства.

Всё в порядке, если:

  • Ребенок (в возрасте до 4 лет) громко плачет и кричит, расставаясь с мамой, но через несколько минут успокаивается, отвлекается на игры, общается с другими людьми.
  • Иногда ребенок «вдруг» начинает особенно болезненно реагировать на разлуку с мамой, хотя до этого реагировал спокойно. Это «вдруг» проходит через несколько дней и обычно предшествует «прорыву» в развитии.
  • Внезапные приступы «прилипчивости» к маме связаны с резким изменением обстоятельств жизни (переезд, привыкание к детскому саду, рождение младшего брата или сестры, приезд родственников). По мере того, как жизнь входит в привычное русло, и ребенок привыкает к новой ситуации, привязанность к маме тоже становится нормальной.
  • Ребёнок приболел, очень устал или перевозбужден: хочет спать, но не может уснуть. Как только причина устранена, ребенок спокойнее отпускает маму.
  • Ребёнок переживает возрастной кризис: В некоторые возрастные периоды происходит естественное обострение привязанности к матери и страха ее потерять: обычно такие периоды приходятся на 7-12 месяцев, затем в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, затем около 3-3,5 лет, и накануне поступления в школу - около 7 лет.

Обычно мама гораздо тяжелее переживает такие возрастные приступы повышенной привязчивости, чем сам ребенок. Обычно от мамы ребенка в такой возрастном кризисе можно услышать:

Мой ребенок, которому 1 год и 10 месяцев не хочет отпускать меня на работу. Он с няней с 6 месяцев. И всегда спокойно меня отпускал – целовал в щечку и махал ручкой. А тут вдруг раз – и слезы градом, и истерика… Как только я ухожу, все сразу прекращается. Но это расставание меня сильно расстраивает каждое утро. Хочется все бросить и остаться дома…

Разумеется, все дети - разные, и возрастные рамки и тяжесть прохождения этих кризисов очень индивидуальны.

В раннем детстве важные этапы в развитии сменяют друг друга с необыкновенной быстротой, и каждый скачок в развитии предваряется внутренним беспокойством ребенка. Ребенок стремительно растет, развивается, и в какой–то момент ощущает острую необходимость в маме, ее надежных объятиях, уютных и безопасных, чтобы почерпнуть в них уверенность и энергию для новых «вылазок» в большой мир. Поэтому когда ребенок вдруг становится слишком привязчивым, чаще всего это означает, что он вскоре порадует родителей новым достижением.

Такие периоды просто нужно пережить. Ребенку поможет пройти такие трудные периоды жизни любовь, забота и доступность родителей. Если родители смогут проводить с ребенком много времени, с пониманием отнесутся к его стремлению вернуться «под мамино крыло», чаще будут обнимать и целовать ребенка, такой ребенок быстрее преодолеет трудности роста, и снова станет достаточно самостоятельным и независимым.

Почему же Ответить на этот вопросы можно, если последовательно рассмотреть, как формируется привязанность ребенка к матери, а затем то, какие причины могут помешать естественному ходу развития привязанности.

Наталья Гусева, кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант.

Запись на консультацию:
(возможно очно в Санкт-Петербурге и по скайпу: уточните в комментарии ниже)

Для каждого ребенка мама – самый родной и незаменимый человек. И это вполне естественно, ведь именно с мамой кроха проводит большую часть своего времени. Но иногда такая привязанность буквально связывает маму по рукам и ногам: ребенок в течение всего дня ходит за ней хвостиком, и для матери становится проблематичным отлучиться по делам даже на 5-10 минут, не говоря уже о походе в магазин. Каждый уход мамы для ребенка становится трагедией, и, не смотря на уговоры и обещания, все заканчивается капризами и плачем. Что же делать родителям в такой ситуации?

Прежде чем что-то предпринимать, мама должна понять, что у такой привязанности малыша к маме есть определенные причины. И для того чтобы не только успевать все по дому вместе с ребенком, но и выкраивать время для отдыха, необходимо в этих причинах разобраться.

Почему малыш боится отпускать маму?

В числе причин, по которым ребенок не хочет отпускать от себя маму и начинает капризничать и плакать, могут оказаться следующие причины:

Страх опасности

Ребеночек с самого рождения всегда ощущает маму рядом: на протяжении всего дня, и даже во сне. Только рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности. А если мама куда-либо отлучается, это ощущение безопасности у ребенка теряется. Окружающий мир огромен для малыша, и познавать его самостоятельно кроха еще не в состоянии. Только с мамой ребенку ничего не страшно.

Некоторые родители в воспитательных целях ведут себя недопустимо, применяя фразы типа: «Будешь вести себя плохо – я уйду и оставлю тебя одного!» При таком подходе, стоит ли удивляться, что малыш каждый раз испытывает глубочайший стресс, когда мама куда-нибудь уходит. Ведь ребенок все очень хорошо запоминает, и боится, что родители на самом деле навсегда его бросят. К тому же такой страх будет посещать малыша после каждого, даже безобидного, проступка – ребенок будет бояться по неосторожности сделать что-то плохое, чтобы только мама его не бросила.

Тесная взаимосвязь между мамой и ребенком

Не только мама чувствует состояние своего малыша: ребенок тоже очень остро реагирует на все мамины переживания и смены настроения. К примеру, если мама находится в состоянии стресса (не важно — по семейным, финансовым, или другим причинам), то ребенок, всегда находящийся рядом с мамой, это ее состояние разделит – тоже станет беспокойным и будет капризничать по мелочам.

Недостаток внимания

Многие мамы удивятся, узнав о такой вероятной причине, ведь они и так весь день проводят с ребенком. Проблема в данном случае кроется в том, что физически мама рядом, но она не занимается с ребенком необходимое для него количество времени. Мама может быть в одной комнате с малышом, но при этом разговаривать по телефону, смотреть телевизор или общаться с кем-то через Интернет. А ребенок в это время предоставлен самому себе, и ему не хватает общения и игр с мамой. И естественно ребенок будет ходить за мамой буквально по пятам, пытаясь хоть как-то компенсировать недостаток внимания и любви.

Малыша что-то беспокоит

Одна из самых распространенных причин капризов — недомогание вследствие болезни. Ребенок остро нуждается в материнской заботе, особенно в период болезни (периоды прорезывания зубов, болей в животе, простуды, сопровождаемой повышением температуры и др.).

Разобравшись с причинами, можно предпринимать ряд мер по их устранению. Вот некоторые рекомендации для родителей малыша, прислушиваясь к которым, можно добиться того, чтобы ребенок смог хотя бы на некоторое время оставаться без мамы:

  • Чаще оставлять кроху с родственниками. Чем больше ребенок будет общаться со своим отцом, бабушками и дедушками, тем незаметнее для него будет мамино отсутствие.
  • Всегда сдерживать обещание. Пообещав малышу, что мама вернется через 10 минут, необходимо сдержать слово. Если мама опоздает, то ребенок начнет переживать и в следующий раз отпустить маму ему будет тяжелее.
  • Нельзя уходить так, чтобы ребенок этого не знал. Малыш может просто потерять маму, и сильно испугаться. Необходимо перед уходом всегда ставить ребенка в известность, что маме нужно выйти ненадолго.
  • Увеличивать время отсутствия постепенно. Нельзя бросать кроху одного надолго, первое время отсутствия мамы не должны превышать 5 минут. Каждый раз время отсутствия можно увеличивать, но не более чем на 5-10 минут.
  • Уделять ребенку должное внимание. Важно не просто присутствовать, а заниматься с малышом, играть в подвижные и развивающие игры. Ну и конечно нужно чаще обнимать и целовать кроху, чтобы ребенок знал, что родители его любят. И самое важное: никогда нельзя пугать ребенка тем, что родители бросят его из-за плохого поведения.

Главное – проявить терпение. Вскоре ребенок поймет, что мама уходит ненадолго, и что мама всегда будет возвращаться, не смотря ни на что. Если же при всех принятых мерах ребенок все равно никак не остается один, то маме придется научиться выполнять все домашние дела вместе с ним. А совершение покупок можно совместить с прогулкой на свежем воздухе. При таком подходе из малыша уж точно вырастет настоящий помощник, всегда готовый прийти маме на помощь!

Почему ребенок не отпускает от себя маму? Как научить его это делать? (видео)

Жизнь мамы наполнена заботами. Она всегда готова помочь, поддержать и прийти на помощь в трудную минуту. Visa знает, что иногда быть мамой непросто, и стремится поддержать каждую из ее маленьких побед! Это может быть хитрый способ вовремя уложить детей спать, возможность уделить время себе, быстро расправившись с делами в том числе с помощью карты Visa. В специальном проекте «Мои победы» Visa делится советами детских психологов, а также полезными лайфхаками, которые помогут сделать будни мам немного проще и послужат вдохновением для новых идей.

Маме маленького ребенка необходимо время от времени вырываться из привычного круга дел: сходить в парикмахерскую, встретиться с подругами, прогуляться по магазинам. Это не просто отдых, а предотвращение эмоционального выгорания и депрессий, которые часто случаются у молодых мам на почве постоянного напряжения.

Но если в первые месяцы жизни ребенка это не так сложно и зависит лишь от расписания кормления и занятости членов семьи, то начиная с года многие дети отказываются отпускать маму куда бы то ни было, даже в душ, в туалет, на балкон. Как только мама исчезает из виду, ребенок начинает плакать, доходя до истерики.

О причинах

Для того чтобы понять, как себя вести, надо разобраться, почему так происходит. Есть несколько причин, которые работают как по отдельности, так и вместе.

Ребенок повзрослел. Теперь он понимает, что люди и предметы существуют и там, где он не видит. А что с ними там происходит и вернутся ли они - неизвестно. Проще говоря, каждый раз, когда мама исчезает, у ребенка возникает страх, что она не вернется.

Привязанность - биологическая программа, которая заложена в ребенке природой. Беспомощный, слабый, маленький человеческий детеныш может выжить только в том случае, если будет рядом с любящим взрослым, и на это направлены все усилия ребенка. Поэтому он пристально следит, ползет и идет за мамой или за другим значимым взрослым. Чем меньше удовлетворена его потребность в привязанности, тем сильнее он будет волноваться, если мама исчезает из виду. Поэтому нельзя «ради воспитания» отказывать малышу в объятиях и утешении. Его надо брать на руки, когда ему грустно, или страшно, или просто хочется уткнуться в мамину шею. Надо чаще гладить и целовать - словом, эту потребность в привязанности максимально удовлетворять.

«Еще во время кризиса первого года жизни малыш интенсивно начинает познавать окружающий мир. Он уже не лежит в кроватке, а ходит и даже бегает. А познание часто сопровождается мамиными «нельзя», ее недовольством ребенком. Нельзя залезать на стол, нельзя брать вазу, нельзя ломать игрушки. Новые возможности приводят за собой новые страхи. Ребенок начинает бояться потерять материнскую любовь, которая дает ему безопасность и комфорт. Раз ругает - значит, может и разлюбить?

Именно страх потери любви вызывает у ребенка потребность правдами и неправдами привязать маму к себе и порождает особый вид зависимости. Малыш интуитивно ищет способы, как уберечься от потери, пытается методом проб и ошибок найти самый надежный» (Алла Баркан, д-р мед. наук, магистр философии, профессор, автор книг «Плохие привычки хороших детей», «Современный дошкольник», «Ребенку хорошо в детском саду» и др.).

Иногда такой страх перед маминым отсутствием является реакцией на страхи самой мамы. Если она почти уверена, что с ребенком не справятся, что он будет плакать и страдать, то ребенку передается ее тревожность.

О тактике

Прежде всего нужно сказать себе, что это нормальный этап развития, признак чувствительности ребенка, а не огрехи воспитания. Не нужно винить себя или членов своей семьи в том, что они «не могут успокоить» или «не умеют обращаться». Наберитесь спокойствия, будьте последовательны, и уже скоро вы увидите результаты.

Постепенно приучайте ребенка к тому, что вы иногда исчезаете из зоны видимости. Если вам надо выйти из комнаты - выходите, но разрешайте ему идти (или ползти) за вами. Это подарит ему чувство уверенности, контроля над ситуацией.

Находясь дома, почаще разговаривайте с ребенком издалека, когда он не видит вас. Используйте радионяню, находясь в другой комнате, чтобы был слышен только ваш голос. Таким образом он поймет, что мама, даже если ты ее не видишь, все равно где-то есть и помнит о нем. Привыкнув к этому, ребенок сможет играть самостоятельно, даст маме возможность заняться другими делами.

Проигрывайте с ребенком ситуации, где мама и малыш расстаются и занимаются каждый своим делом: пусть это будут истории про медвежат, про любимых кукол и т.д.

Держите двери комнат открытыми. Многие дети боятся оставаться одни, но если дверь открыта, психологически им легче это пережить.

Уходите из дома в одно и то же время дня, тогда ребенок привыкнет и будет спокойнее воспринимать уход. Дети вообще любят повторяющиеся ритуалы: они внушают им уверенность в стабильности мира.
Уходя, расскажите, когда вернетесь: будет ли светить солнце, на какую цифру покажут стрелки, чем он в это время будет заниматься и так далее. Подробно расскажите ребенку, чем он будет заниматься в ваше отсутствие: погуляет, пообедает, посмотрит мультфильм. Для ребенка время течет иначе, и ваше «скоро» не означает ничего. А вот привычные дела уже гораздо понятнее.

Не уходите тайно, во время сна - ребенку нужно научиться отпускать вас. Сам ритуал прощания сделайте максимально спокойным, не на бегу и между дел.

Вернувшись, обязательно уделите время ребенку, не занимаясь в это время другими делами. Похвалите его за то, что отпустил маму и вел себя как взрослый.

Гуляйте с другими детьми регулярно, помогайте ребенку налаживать дружеские связи, поощряйте участие в играх. Это снижает тревожность и повышает контактность.

Оставьте ребенку свои вещи. Многие дети чувствуют себя спокойнее с маминой рубашкой или халатом. Они чувствуют знакомый запах, и это их успокаивает.

Однако бывают ситуации, когда уходить от ребенка нежелательно. Это серьезная болезнь (мама лучше всех поймет изменения в состоянии и сможет правильно среагировать); необычная, непривычная ситуация дома (незнакомые гости, новая няня, ремонт) и в первые дни после появления брата или сестры (в это время очень важно сохранить в ребенке уверенность, что вы по-прежнему привязаны к нему и ваша любовь не уменьшилась).

Самый лучший способ приучить ребенка к самостоятельности - превратить все в игру. Выберите тему, которая интересует его сильнее всего, и разработайте секретный план. В итоге вы достигнете сразу двух целей. Сын или дочка получит удовольствие от игры, а вы насладитесь свободным временем.

«Здравствуйте! Здорово, что можно обратиться к профессионалу, а также почитать на сайте полезную информацию. Вопрос такой: девочке 3 года, до 2,5 кормились грудью, спит 3 года с мамой, без мамы никуда, в машине плачет, если мама на секунду отошла, к бабушке не хочет, с папой тоже неохотно, хотя все ее любят! мама устала. С 1,5 лет ходила в мини садик, остается там, играет, кушает, просто другой ребенок, а дома ходит по пятам, что делать? Заранее благодарны, Кипр, семья Американос»

Здравствуйте! Ваша дочь к Вам очень привязана и не хочет никуда отпускать. Она тревожится, если Вы пропадаете из поля зрения хоть на секунду, и начинает капризничать, плакать. Но с другой стороны, в садике ребенок ведет себя спокойно. Вы считаете, что достаточно уделяете времени дочке, т.к. когда дочка не в саду, Вы все время вместе. Окружающие могут говорить вам, что ребенок к вам слишком привязан, и что вы его так приучили и надо от этого отучать и так далее. Но на самом деле ребенок не может быть сильно привязан. Если у вас с ребенком сформирована крепкая, надежная связь, то он не будет себя так вести, цепляться, бояться отпустить вас даже на секунду. Такое поведение ребенка, как Вы описываете, демонстрирует скорее тревожную привязанность.

Но почему же ребенок тревожится и боится Вас потерять, хотя, на Ваш взгляд, у Вас много физического контакта с самого рождения? Дело в том, что привязанность выражается не только в физическом контакте. Он очень важен на первом году жизни и так выражается самый первый уровень привязанности. По детям это хорошо видно: они просятся на ручки, успокаиваются, когда мы их берем и укачиваем, обнимаем, ползают за мамой везде и так далее. На данном этапе невидимая ниточка, которая Вас соединяет, очень коротка. Но чем взрослее становится ребенок, тем длиннее может становиться эта ниточка, тем на более глубоких уровнях ребенок может привязываться ко взрослым.

У привязанности есть две особенности. Во-первых, потребность в ней, в этой связи со значимым, важным, самым главным человеком, важнее всего на свете, даже важнее голода. И из этого вытекает второе: самый страшный страх — эту связь потерять. И при угрозе потерять эту связь, т.е. при угрозе разделения со значимым человеком, мы стремимся эту связь восстановить (ребенок начинает цепляться за маму), а если не получается, то испытываем тревогу, фрустрацию (ребенок начинает плакать, ныть, капризничать, проявлять агрессию, злиться и так далее). Именно поэтому так хорошо работают такие «приемы» воспитания, как угроза разделения.

Например, Вы гуляете с ребенком на площадке и пора уходить. Ребенок не хочет идти, не реагирует на Ваши просьбы идти домой. Но вот Вы говорите: «Все, я ухожу. Гуляй один!» и начинаете идти в сторону дома. Ребенок тут же вскакивает и бежит за мамой. Он боится Вас потерять. И вроде бы Вы никуда далеко не ушли, идете не спеша в 5-10 метрах от ребенка, он в поле Вашего зрения, а Вы в — его. И вроде бы мама рядом, вместе гуляете. Но ребенок в этом случае пережил сепарацию с мамой и тревогу.

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

  • Раздельный сон с рождения
  • Раннее переселение в свою комнату
  • Страх «приучить к ручкам»
  • Частые разлуки
  • Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях — далеко)
  • Нежелание разговаривать, игнорирование
  • Тайм-ауты (в комнату, в угол)
  • Физические наказания
  • Обида на ребенка, мама «дуется»
  • Манипулирование любовью
  • Запреты плакать
  • Запрет быть собой, непринятие
  • Ребенок начинает ходить в садик
  • Рождение брата/сестры
  • Ребенок потерялся и испугался
  • Страх смерти родителей
  • Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
  • Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
  • Проведенное лето у бабушки
  • Развод родителей
  • Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное — чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

Очень возможно, что Ваша дочка начала испытывать разделение в Вами, когда начала ходить в садик, так как дети в полтора года обычно еще не готовы к этому. Очень важно, какой воспитатель у них, какие у ребенка с ним отношения, есть ли привязанность, какие у Вас лично отношение с воспитателем, какого размера группа, как происходит «передача» ребенка от Вас воспитателю и многое другое.

Второе, что необходимо делать — укреплять Вашу привязанность с ребенком. Основные моменты, как это делать есть в моей , а более подробно я рассказывала на двухчасовом вебинаре «Быть в контакте с ребенком».