Вышивание: мастер-класс по золотному шитью, приемы и советы вышивки. Музей золотного шитья (выставочный зал фабрики «Торжокские золотошвеи»)

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.

С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье. Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий. Предметами лицевого и золотного шитья были плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства.

Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» – так назвал это искусство один из его исследователей.

Лицевое шитье, возникнув внутри византийского региона, на Руси вобрало в себя и богатые традиции славянской культуры языческой поры с ее радостным, красочным звучанием, привнесло свое самобытное, напоенное национальным звучанием слово.

Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, – под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.

Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.

Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).

Памятников русского шитья XII-XIV вв. известно сравнительно немного. В музеях Москвы, Чернигова, Киева хранятся интересные фрагменты женских одежд и головных уборов, найденные при археологических раскопках. Красотой травных узоров отличаются поручи Варлаама Хутынского – сохранившийся памятник лицевого и орнаментального шитья XII в. Известны также Пелена запрестольная и Распятие с предстоящими, относящиеся к новгородскому шитью последней четверти XII в. Эти памятники имеют утраты древнего фона и шитья в личном и золотном шитье.

Памятники шитья середины – второй половины XIII в. неизвестны. Опустошительное вторжение татар на русские земли нанесло непоправимый ущерб развитию культуры и искусства. Незначителен вещевой материал и XIV в. Представление о них дают лишь несколько уцелевших памятников. Это облачения первых московских митрополитов Петра и Алексея – саккосы, епитрахили, поручи. Наиболее ранним из них является саккос митрополита Петра 1322 г. Сшитый из лазоревого византийского атласа с золотыми ткаными крестами, он по зарукавью и оплечью украшен дробницами, обнизанными жемчугом. Интересен саккос митрополита Алексея, выполненный в 1364 г. с использованием дробниц, жемчуга, изображением птиц и древа жизни. Как и в произведениях XII в., наблюдается переплетение христианских символов с языческими: изображения христианских святых на дробницах в окружении языческих идеограмм.

В XV в. большого расцвета достигло шитье разноцветными шелками («живопись иглой»), например, икона Дмитрия Солунского вышитая на малиновой тафте, напоминает икону А. Рублева. Фигура полна грации, хрупкости. Для большинства древнерусских памятников шитья XV в. при их необыкновенной живописности характерны локальные цвета шелков, иногда в довольно смелых сочетаниях. В этих традициях была вышита пелена с изображением Смоленской иконы Божией Матери, 1465 г. в мастерской великой княгини Марии Борисовны (собрание Московского Кремля). Гармонична по цветовому решению, композиции и искусному исполнению многофигурная пелена «Церковная процессия», 1498 г., созданная в великокняжеской мастерской Елены Волошанки.

Шитье начала – середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Большую художественную ценность второй половины XVI в. представляют собой работы мастерской удельной княгини Евфросинии Старицкой, являющие высокое мастерство вышивальщиц и художников – знаменщиков. Плащаницы работы этой мастерской отличает монументальность, многофигурность, деталировка, красочность, выражение человеческих переживаний.

В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор – волосник – из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это – вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок – «древо жизни» – со стоящими по бока «инрогами». Ниже – узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.

Нередко мотив для вышивки давали мастерицам наблюдения над окружающей природой и произведениям других видов искусства. Это, например, саккос митрополита Дионисия (1583 г.), шитый в кремлевских мастерских по приказу Ивана Грозного. Саккос – из редчайшего золотного турецкого атласа – украшен жемчужным шитьем, в котором узор в виде звездочек-снежинок сочетается с каймой из «византийской плетенки».

Надписи в шитых изделиях имели не только смысловое значение, но играли и художественную роль. Вышитая на кайме надпись создавала своеобразную рамку для изображения, законченность всей композиции. Мастера – словописцы старались сделать надпись как можно красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы «вязали». Такая вязь смотрелась нарядным узором.
Золотное шитье XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности – все это свойственно всем школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI – начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.

Своеобразным направлением русского искусства в XVII в. явилось стремление в шитье подражать золотым окладами и дорогим привозным тканям. Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них – полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей.

Ведущей становится мастерская «именитых людей» Строгановых – солепромышленников, купцов, крупнейших землевладельцев. Из простых людей они поднялись до звания «гостей» (членов высшей, привилегированной корпорации купцов). Возникновение искусства лицевого шитья в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все шитые работы были его вкладами не только в их домовые храмы в Сольвычегодске и пермской области, но и поступали в крупнейшие храмы и монастыри по всей Руси.
Строгановские мастерские существовали с конца XVI в. и до начала XVIII в. Это была последняя школа подобного масштаба, во многом определившая развитие лицевого шитья в XVII в., которое было тесно связано со средневековым мировоззрением и с самим укладом жизни. Поэтому история лицевого шитья, несмотря на попытки его возрождения, закончилась в начале XVIII вв.

Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии: те же типы Божией Матери, евангельских сцен, ветхозаветных композиций. Греческие художники, попадавшие на Русь, привозили с собой книги образцов (на Руси до XIV в. не было бумаги, пергамент – дорог), с которых русские мастера делали копии (списки). Так можно объяснить быстрое распространение иконописи в Киевской Руси.
Образцами (прорисями) пользовались и Рублев, и Дионисий. Но их отношение к образцам было более свободным, чем в XVI – XVII вв., когда церковь и государство установили централизованный контроль за иконописью. В XVII в. начали появляться собрания выполненных на бумаге прорисей (иконописные подлинники), – и это стало законом.

Известны памятники золотного и лицевого шитья, которые являлись вкладами великих князей, царей, князей и бояр в различные монастыри. Например:
– пелена св. Кирила Белозерского, вклад великого князя Василия III и Саломонии Сабуровой в Кирилло-Белозерский монастырь. Это – моление о «плоде чрева», с которым великий князь Василий III и его жена Саломония Сабурова ездили по монастырям.
– покров св. Кирилла Белозерского, 1553 г., вклад царицы Анастасии Романовны: болезнь Ивана Грозного, смерть младенца Димитрия;
– «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь.
– надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица – инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе;
– пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в., – вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой;
– воздух «Спас во гробе» и 2 покровца – «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение» – вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому.
– воздух «Положение во гроб», 1644 г., – вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве.

Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.

Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также – стола со стеклянной столешницей и лампы.

Непросто представить, что шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок. Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей и многие другие, чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами. В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.

Больших высот достигло искусство вышивки шелковыми нитками и мулине светских работ. Есть мастерицы, которые повторили нитями шедевры Шишкина, где сосновый лес наполнен солнцем, и играет каждая травинка; Леонардо да Винчи – Дама с горностаем, где переливается тончайшими оттенками шелковистый мех зверька и тонкая ткань одежды; натюрморт старинной серебряной посуды неизвестного художника, – понять, что это не краски, а нитки можно, только приблизившись вплотную к работе. Можно перечислять еще очень много – это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и т.д. – и радоваться тому, как талантлив наш народ.
Если в древности работа мастериц в светлицах и монастырских мастерских была их основным трудом, то посмотрите, как наша современница совмещает работу, подработку, заботу о семье и детях, учебу и кропотливый труд шитья! Сколько терпения, упорства стоит за этим кажущимся со стороны немудреным занятием. Достаточно сказать, что вышить один квадратный сантиметр золотом или шелком составляет 1-2 часа.

Из истории древнерусского лицевого шитья известны многие мастерские XV – XVII вв., из которых вышли замечательные работы художественного шитья. Это мастерские Вознесенского монастыря Московского Кремля: княжны Анны – дочери вел. князя Ивана III, великих княгинь Марии Борисовны, Софьи Палеолог и Саломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовны, Ирины Годуновой, удельной княгини Евфросинии Старицкой, «именитых людей» Строгановых и многие другие. Каждая из них имела свои особенности, свой стиль и характер

Золотное шитье - ремесленный промысел, которым славится Торжок. Непосвященному человеку может показаться, что в этом нет ничего сложного - подумаешь вышивка! Однако, это не так! Для того, чтобы понять, насколько это трудоемкая работа, приглашаем вас на виртуальную прогулку по Музею золотного шитья в Торжке.

Мы приехали в Торжок в начале августа, ранним дождливым утром. Недалеко от въезда в город находится музей золотного шитья, а этот промысел, как заверял, путеводитель сохранился только в Торжке. Честно говоря, от посещения музея мы ничего особенного не ждали, скорее зашли переждать дождь перед прогулкой по городу. Но оказалось, что это душевное место с интересной экспозицией и удивительно солнечной экскурсоводом.

Музей золотного шитья находится в здании фабрики «Торжокские золотошвеи» и занимает 4 комнаты. Мы купили билеты: 70 руб. взрослый, 50 руб. фотосъемка и 200 руб. экскурсия. Рекомендую взять экскурсию, иначе вы пройдете мимо массы интересных экспонатов и даже не обратите внимание, так как описания музейных сокровищ нет.
С начала мы отправились в зал, экспонаты которого рассказывают об истории промысла. Там же выставлены наиболее древние образцы золотного шитья.


Экскурсовод начала рассказ о музее с четверостишья о любви к Торжку и рассказала несколько слов о промысле. Оказывается, золотое шитье является одним из самых древних видов искусства на тверской земле, Как говорят раскопки, первые изделия с золотным шитьем относятся к XIII века.

В 1894 году в Торжке была открыта мастерская, объединившая мастериц-надомниц. Их работы были известны за пределами Торжка, ими восхищались Пушкин и Островский, им присуждали призы на международных конкурсах. Позднее, в 20-м веке здесь возникла "Фабрика 8 марта".

Особую роль в сохранении торжокского промысла сыграл Дмитрий Дмитриевич Романов. Вот его история.


Смотрела крепостная мастерица
На вышитую Родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью...
И не было прекраснее товара
На ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала,
И горе
И отчаянье свое.
Что видела-
На шелк переносила.
И много лет еще пройдет,
Пока
Сводобной птицей
Спустится Россия
На синие
Счастливые шелка. (А. Деметьев)
Смотря на работы торжскх мастериц, я сразу подумала о том, сколько сил уходит на создание вот такой красоты, какие последствия на глаза и суставы рук накладывает такая работа.


Золотое шитье активно присутствовало в нарядах местных жителей. Девушки вышивали головные уборы, по которым можно было определить их семейное положение. Незамужняя девушка могла носить красивый головной убор, не пряча волосы. Помолвленная девушка обретала пробор и ей заплетали две косы. А замужняя женщина, боясь опростоволоситься, сворачивала косу и укладывала внутрь головного убора.


Одежда местных красавиц также была расшита золотыми и серебряными нитками, причем, парадную одежду передавали из поколения в поколение, постоянно совершенствуя вышивку, придавая одежде более современный вид.


На экскурсии мы узнали много интересных русских обычаев. Например, что каждая девушка вышивала для себя варежку, при этом пыталась отразить все свое мастерство. «Смотрины» невест и женихов проходили на ежегодной ярмарке. До окончания ярмарки девушки общались с молодыми людьми, причем проводить время с несколькими ухажёрами не запрещалось. Как сказала экскурсовод, парней ласково называли «предмет». Но после окончания ярмарки девушки выстраивались вряд и прикрывали лицо варежкой, по которой те самые предметы выбирали себе жену. Еще бы! Чем лучше может работать мастерица, тем больше денег будет в семье.

В одной из витрин можно увидеть золотые и серебряные нити. Полная катушка весит около килограмма и растягивается на целый километр. Вот и представьте себе, какая была тяжелая парадная одежда, на которую ушел не одни километр ниток, превращенный не одним поколением в чудесный узор.


Вполне себе современную одежду изготовляют на фабрике, например, нам с гордостью рассказали о том, что Лидия Матвеева-Шукшина, Наталья Варлей и другие известные актрисы нашей страны заказывали одежду с золотой вышивкой.

Вот такой черный пиджак делали для Лидии Матвеевой-Шукшиной.


В костюмерной Мосфильма хранятся уникальные костюмы, расшитые мастерицами Торжка для таких фильмов, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Как царь Петр арапа женил» и другие.

А вот инструмент, при помощи которого создают уникальную вышивку. Стежок за стежком, километр золотой нити за километром... Сделать ровные стежки довольно трудно, ведь золотую нить крепят «вприкреп», то есть не продевая нить насквозь через пяльца, а как бы прикрепляя ее с внешней стороны.


Вот это панно под названием «Плодородие» рассказывает женском начале. Но самое интересное, что на нем показаны самые разнообразные стежки и техники вышивки золотом.


Конечно, техника золотого шитья нашла применение для изготовления церковной атрибутики. До Советской власти были выполнены уникальные вышивки, правда, сохранилась их небольшая часть.




И только в 90-е фабрика снова начала изготовлять церковную атрибутику.


Красотой икон можно наслаждаться бесконечно.




Ко дню города была выполнена за три месяца картина, на которой отмечены достопримечательности Торжка и ярко показаны сцены из обычной жизни.



На гербе Торжка летят 6 голубей, на которых развиваются красные нитки. Как нам объяснили, серебряные голуби символизируют гостеприимство и доброту местных жителей, а золотые говорят о благополучие и богатстве города. Красные нити напоминают о страшных страницах истории.



А вот в этой картине, посвященной Москве, были использованы не только золотые нити, а еще и цветные. Как сказала экскурсовод, это сделано для того, чтобы придать картине весеннее настроение.


На фотографиях можно понаблюдать за работой мастериц.


Перед переходом в другой зал мы посмотрели фотографии, которые рассказывают о серьезности фабрики.
В Торжке побывал и Олимпийский огонь, который приняли в центре огромного пояса, вышитого местными мастерицами. Как говорят, пояс оберегает и защищает человека, может быть это тоже как-то поспособствовало нашей победе в Олимпиаде? Сейчас этот пояс находится в другом музее, о котором я расскажу отдельно.


Во втором зале музея мы как будто перенеслись на много лет назад, в Советское прошлое. Вместо нарядов и платениц советские женщины вышивали знамена.


Только я хотела пройти мимо вышитого портрета Сталина, но наша экскурсовод начала рассказывать интересную историю о нем. Оказывается, однажды в музей пришла женщина со свернутой в рулон картиной. Ее вышила ее родственница, учившаяся в Торжке и пережившая блокадный Ленинград. В те времена за вышитый портрет вождя без заказа по голове не погладили бы, поэтому эта работа хранилась в свернутом виде и передавалась из поколения в поколение. Благодаря такому подарку мы можем оценить мастерство блокадницы! Обратите внимание на глаза, которые следят за вами, куда бы вы не пошли.


Для восточных народов нашей Родины золотошвеи Торжка создавали тюбетейки, которые особенно ценились, ведь орнамент вышивался мелкими стяжками в то время, как в других местах нитки протягивали пучками.


В музее представлены примеры геральдической вышивки.


В следующем зале, который носит более выставочных характер, вывешены копии картин, которые были подарены высокопоставленным лицам.


А вот такую картину преподнесли на 50-летие Владимиру Владимировичу. На картине изображены герои русских сказок, а также путешествие из Петербурга в Москву правда, чтобы не возникло подтекста, поменяли местами Москву и Санкт-Петербург, зная, откуда наш Президент.


Здесь же выставлены "современные модели" одежды.


На этом мы закончили осмотр музея, экскурсовод пошутила над нами, сказав: «Я вас отшиваю!». Оказалось, что в Торжке принято говорить «картина отшита», а не «картина вышита». Вот и нас отшили (забегая вперед, скажу, что в музее пояса нас потом еще и отшлепали на удачу).
А если серьезно, от посещения музея остались настолько теплые эмоции: замечательный рассказ, душевная экскурсовод, удивительная история предметов экспозиции. Этот музей сделал наш день!

Выйдя на улицу, мы продолжили радоваться, ведь даже дождь закончилось, солнышко активно пробивалось лучами сквозь облака и звало на прогулку по Торжку.

Но девочки, такие девочки, не зайти в магазин при фабрике мы не могли. Цены на все оказались не низкие, например, платки от 2 500 до 10 000 руб, блокнотики с вышивкой около 2 700 руб, картины от нескольких тысяч рублей до 1 600 000 руб.! Сумки и косметички сугубо на любителя, цены можно посмотреть на фотографии.
Мы себе ничего не купили, но зато получили тонну положительных эмоций и узнали о старинном и уникальном промысле России.

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов

Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7

Золотная нить

Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу

По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I-II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором - налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ";i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI-VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю - крупнейшем торговом центре Ютландии - тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского.юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.

Если смотреть на различного рода работы иглой с точки зрения их эффективности, то, бесспорно, первая роль принадлежит вышиванию, исполненному золотыми или серебряными нитками и носящему обыкновенно название "шитья золотом".

В XVII и в начале XVIII века эта нетрудная работа процветала преимущественно в Испании, Италии, Франции и Германии, где шитье золотом применялось в эту эпоху для церковных украшений и облачений.

С XVIII века этой работой занимались лишь те лица, для которых она сделалась профессией. В частных же домах ею очень редко занимались, потому что всякий боялся испробовать свое искусство в работе, которая, по тогдашнему мнению, требовала не менее девяти лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства.

Но так как с некоторого времени стали очень охотно соединять в одной работе несколько жанров вышивания, а, с другой стороны, в артистических произведениях золото применяется наравне с другими материалами, то, естественно, стали больше интересоваться и шитьем золотом. Теперь им занимаются даже там, где дамские рукоделия представляют лишь простое развлечение.

Мы надеемся, что с помощью наших рисунков и объяснений читательницам не понадобится учиться в течение пяти лет, - срок, который до сих пор требуется в ремесленных цехах некоторых стран.

Эффект шитья золотом зависит от различных способов покрывать металлическими нитями более или менее выпукло сделанные мотивы. Кроме золотых и серебряных нитей, в настоящее время применяются еще нитки "шине", состоящие из золотой нитки и другой, цветной: кремовой, красной, синей, зеленой или черной. Таким образом, можно разнообразить и оживить шитье.

Материал.

Для золотого шитья требуется фон из крепкой и прочной материи. Обыкновенно для этой цели берут разных сортов шелк, бархат или брокар, но можно также взять сукно или кожу, смотря по тому, для чего назначается работа.

Приклад.

Для исполнения самого шитья мы прежде всего можем рекомендовать тонкое золото и тонкое серебро D.M.C., которое имеется следующих номеров: № 20, № 30 и № 40. Чтобы контуры узора лучше выделялись, мотивы его обшиваются по краю золотым кордонне D.M.C. Золотое шине D.M.C., которое имеется пяти нюансов, применяется тогда, когда хотят оживить эффект шитья золотом при помощи цветных ниток.

Для имитации турецкого шитья существуют особые нитки - турецкий витый шнур D.M.C. № 6 и № 12.

Смотря по роду стежков, которые хотят делать, кроме золотой и серебряной нитки нужна еще шелковая нитка для закрепления двух первых.

Шелк мулине D.M.C. и персидский шелк D.M.C. применяется тогда, когда сверх металлических нитей хотят сделать стежки другого цвета, резко отличного от золота или серебра.

Прибор.

Самый необходимый прибор для шитья золотом - очень прочные пяльцы для натягивания на них работы (см. рисунок 267). Кроме того, для некоторых родов стежков нужен челнок или вилка для наматывания ниток, очень тонкое шильце и еще ящик с отделениями для приклада.

Челнок (Вилка). (Рис. 288).

Челнок, который также называется вилкой или коклюшкой, представляет инструмент из твердого дерева, 23 см длины, служащий для наматывания металлических ниток и для направления их во время работы так, чтобы они не попортились от соприкосновения с руками.

Рис. 288. Челнок или вилка. Уменьш. величина


Сначала обвивают стержень и часть вилки двойной бумажной ниткой перле D.M.C., желтой или серой. Эта обвивка заканчивается петлей, к которой прикрепляют золотую или серебряную нитку, наматывая ее потом на стержень. Чаще всего нитка наматывается на челнок вдвое.

(Рис. 289).

При помощи этого инструмента делают отверстие для иглы, прокалывая им то место, где стежок должен начинаться или кончаться.


Рис. 289. Шильце.


Шильце состоит из металлической ручки, в которую ввинчивается обыкновенная игла.

Если ткань очень мягкая, то можно обойтись и без шильца, но в материях броше, в плюше, в коже и вообще в тех тканях, где каждый неудачный стежок оставляет след, безобразящий работу, необходимо сначала проколоть шильцем место, где должен быть сделан стежок.

Ящичек для материала.

Вырезают в дощечке или в очень толстом картоне столько отделений, сколько по расчету понадобится разных сортов приклада, так как при этой работе употребляются не только золотые или серебряные нитки, но еще бисер, бусы различной формы, блестки и листочки разной величины и матовая или блестящая канитель.

Уже для одной канители часто нужно несколько отделений. Ее разрезают на куски различной длины, смотря по рисунку, который хотят исполнить, и куски одинаковой длины кладутся в одно отделение. Дно ящика должно быть выстлано толстым ворсистым сукном.

На таком мохнатом пышном фоне материал лежит неподвижно, не скатываясь и не рассыпаясь, и игла, вкалываясь легче в мягкий фон, легче и подхватывает отдельные части приклада.

Подготовительная работа.

Каков бы ни был род вышивания золотом и какова бы ни была ткань, по которой будет исполняться работа, прежде всего нужно укрепить в пяльцах какой-либо кусок материи, как подкладку. Затем нашивают на эту подкладку ту ткань, по которой будут вышивать, причем натягивают ее как только возможно.

Начертив рисунок на ткань, можно прямо начинать вышивание в тех видах работы, которые не требуют настилки, т. е. во всех видах плоского шитья.

Для рисунков, которые должны быть рельефны, выпуклы, нужно сначала сделать настилку, как это объяснено в главе о шитье гладью, для венецианского шитья, рис. 150 .

Для этой работы берут мягкие, слабо скрученные нитки, как напр., нитки для вышивания D.M.C. и нитки для штопанья D.M.C. (см. прим. вначале), желтая или серая (см. также рис. 295).

Вместо настилки можно употреблять вырезанные из картона или кожи формы узоров. Но так как такое вырезание требует особого внимания и аккуратности, то мы лучше рекомендуем нашим читательницам вышитую рукой настилку. Она гораздо легче и делается скорее.

Разные виды шитья золотом.

По роду исполнения различают следующие виды шитья золотом:

  • 1) Китайское шитье.
  • 2) Шитье по фону из бечевки.
  • 3) Шитье строчкой.
  • 4) Шитье гладко лежащими нитками.
  • 5) Шитье фантази с блестками и канителью.

Китайским шитьем называются все те виды шитья, в которых мотивы покрыты лежащими рядом, друг около друга золотыми или серебряными нитками, прикрепленными или заметно, или незаметно посредством стежков "через край", исполненных шелковой ниткой цвета металлической нитки или же другого цвета.

Шитье по фону из бечевки.

В этом виде шитья металлические нитки проводятся поверх настилки, сделанной из бечевки. Так же как в китайском шитье, нитка закрепляется "через край". Оба эти вида шитья требуют очень немного приклада, так как образующие металлический слой нитки лежат только на лицевой стороне работы.

Шитье строчкой.

Шитьем строчкой называется тот вид шитья золотом, при котором все части рисунка покрыты гладкими стежками, пропущенными сквозь ткань. В этой работе, следовательно, нитка проходит и по изнанке работы.

Эти первые три вида шитья золотом могут быть сделаны с настилкой или без нее, смотря по узору и по мотивам, которые должны быть заполнены.

Шитье гладко лежащими нитками.

Это шитье требует обязательно настилку. Металлическая нитка проводится вперед и назад над этой настилкой, и каждый раз, как доходит до края узора, прикрепляется стежком шелковой нитки, которая пропускается над материей. Для этой работы употребляют челнок с намотанными на нем нитками, чтобы легче было направлять последние.

Работы фантази с блестками и канителью.

Когда нельзя посвящать много времени шитью золотом, то его делают с блестками и канителью. Часто прибавляют к этому бусы и цветные камни. Но и в настоящем шитье золотом встречаются части узоров, исполненные шитьем фантази. Каждый раз, как в наших моделях встречается такая смесь видов шитья, мы даем тут же объяснение различных стежков.


Рис. 290.
Бордюр из шитья золотом с
витым шнуром и блестками


Рис. 291. Заполнение
маленьких цветочков
для бордюра рис. 190

Бордюр золотом с витым шнуром и блестками. (Рис. 290, 291, 292).

Этот бордюр, снятый с вышивки XVIII века, представляет тип тех вышивок золотом, в которых весь эффект зависит от толстого витого золотого шнура, незаметным образом прикрепленного к фону.

Необходимо, чтобы контуры делались без перерывов, как на нашей модели, потому что, если бы пришлось часто пропускать толстый шнур сквозь материю, легко можно испортить ее и от этого пострадает и весь общий вид работы.

Начертив узор, обводят контуры его золотым кордонне D.M.C., пропуская между каждым оборотом шнура незаметно шелковый стежок "через край".

В начале и в конце каждого ряда, впускают шнур через материю, для чего его вдевают в иглу для вышивания нужной толщины.

Обведя все контуры золотым кордонне, отделывают внутренность маленьких цветочков отдельными блестками. Они прикреплены маленьким куском канители, пришитым посредине блестка, как видно на рис. 291.


Рис. 292. Исполнение
жилок листиков
для бордюра рис. 190

Исполнение жилок листьев требует больше внимания. Прикрепив первый блесток стежком, выпускают иглу совсем близко, захватывают второй блесток и кусок канители и вкалывают иглу опять в отверстие первого блестка. Таким образом, второй блесток на половину покроет первый.

Также поступают и с третьим и четвертым и, продолжая таким манером, делают жилки из блестков, как это ясно видно на рисунке (рис. 292).

Красные камни, рассыпанные отдельно во всех частях бордюра (в середине узоров), прикреплены двумя стежками красной шелковой нитки, пропущенной сквозь две дырочки, сделанные в камне (см. рис. 291).

Этот широкий бордюр подходит для отделки стихарей, риз и других Церковных принадлежностей.

Приклад.

Золотое кордонне D.M.C. и шелк мулине или персидский шелк D.M.C. тусклого красного цвета.


Рис. 293. Бабочка из золотого
и серебряного шитья в
китайском жанре. Золотое
шитье в китайском жанре,
исполненное тонкой
золотой ниткой D.M.C.

Бабочка из золотого и серебряного шитья, исполненная китайским швом. (Рис. 293).

По манере исполнения и жанру узора, эта бабочка может служить типом всяких китайских золотых вышивок.

Все мотивы вышиты двойными золотыми или серебряными нитками, которые прихвачены стежками "через край" из шелковых ниток разных цветов, что смягчает блеск металлических нитей и дает им совсем особый отблеск.

Исполнение шитья объяснено при рис. 296 и 304; там наши читательницы найдут подробные объяснения всех деталей. Здесь же мы ограничимся перечислением цветов, употребленных для этого рисунка.

Туловище, щупальца и лапки вышиты золотом и коричневым шелком; глаза - золотом и черным шелком.

Главные части больших передних крыльев также сделаны из золота с красным шелком; маленькая часть крыла справа - из золота и оранжевого шелка, левая же, более светлая, часть - из серебра с зеленым шелком.

Нижнее левое крыло вышито серебром и зеленым шелком, правое - золотом и оранжевым шелком. Продолжение крыльев в виде хвоста - из золота и серебра с фиолетовым шелком. Кружки на золотых крыльях, посредине их, сделаны из серебра с зеленым шелком; кружки же на серебряных крыльях - из золота с оранжевым шелком.

Перед тем, как начать вышивать бабочку, надо хорошенько изучить рисунок, чтобы накладывать металлические нитки в желаемом направлении.

Эта бабочка служит для дополнения сюжетов или может быть рассыпана в нескольких экземплярах по фону в китайском жанре. Можно также вышивать ее отдельно для маленького бювара, для портсигара, подушечки для булавок, веера и т. д.

Приклад.

Тонкое золото и серебро D.M.C. № 20, шелк мулине D.M.C. или персидский шелк D.M.C. поблекшего лилового цвета, ярко-синего, миртового зеленого, медно-красного, черного, поблекшего красного и ржаво-коричневого.


Рис.294.

Бордюр из золотого и серебряного шитья строчкой. (Рис. 294, 295, 296).

Рис. 294 скопирован со старинной вышивки XVII века и может служить примером золотого шитья строчкой.

Как уже было сказано во вступлении к этой главе, это шитье плоскими стежками исполняется металлическими нитками чаще всего на настилке или вырезных фигурах.

Настилка делается из толстой мягкой бумаги. Мы рекомендуем специальное мулине D.M.C. № 14, прикрепляемое стежками "через край" из очень тонкой бумаги для вышивания.

После того, как покрыли рисунок несколькими слоями мулине, - слои делаются уже по мере того, как они становятся выше, - следует сровнять все шероховатости настилки простыми стежками "вперед иголку" из штопальной бумаги D.M.C.

После этого покрывают весь мотив плоскими стежками, но в направлении противоположном тому, в котором пойдет шитье золотом (см. рис. 295).


Рис. 295. Исполнение
подстилки для
бордюра рис.294


Рис. 296. Исполнение
шитья строчкой и
стебельков для
бордюра рис. 294

Тонкие части рисунка настилаются только штопальной бумагой D.M.C. Сверх этой настилки исполняют золотое шитье так же, как шитье белой гладью (см. рис. 296).

Хорошо брать очень толстые иголки, потому что они подготовляют для металлической нитки достаточно широкие дырочки и этим избегается порча ткани, часто очень хрупкой и нежной.

На нашем бордюре, рис. 294, маленькие листки, бутоны и более толстые части линии, идущей змейкой, сделаны тонким серебром для вышивания D.M.C. № 20; как видно на картинке, все стежки золотом или серебром сделаны вкось, а прямые встречаются только в кайме, которая вышита золотом.

Чтобы легче было делать очень прямые полосы, вместо настилки наклеивают полоску твердого картона.

Стебельки и завитки сделаны из двух параллельных золотых нитей, прикрепленных стежками "через край".

Там, где от главного стержня отходит маленькая веточка или стебелек, проводят сначала одну нитку до конца стебелька, потом загибают ее назад от этого конца и проводят опять рядом с первой, так что кажется, будто веточка сделана из двойной нитки, как видно на рис. 296.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20, специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтый и жемчужно-серый цвет.


Риг. 297. Бордюр для шитья
строчкой золотым "шине"

Бордюр из шитья строчкой, исполненный золотыми нитками "шине". (Рис. 297).

За исключением колец, соединяющих отдельные части фигур, все мотивы этого бордюра исполнены стежками строчкой из золотого "шине" D.M.C.

В виду особой мягкости этого рода ниток, они особенно подходят для такого шитья золотом, где богатый эффект золотых ниток еще усугубляется цветными нитями, входящими в состав шине.

На нашем бордюре, рисунок которого скопирован со старинной вышивки конца XVII века, соединены все нюансы золотого шине.

Большие выгнутые листья сделаны поочередно из синего и зеленого, чашечки цветочков сделаны цвета экрю, а маленькие листочки - красные. Одни только темные линии по бокам рисунка сделаны с черным.

Маленькие мотивчики, нюанс которых мы не обозначили, вышиваются поочередно тем или другим из пяти перечисленных выше цветов.

Вся эта вышивка золотым шине сделана без настилки. Стежки строчкой расположены более или менее вкось, смотря по мотиву, который требуется покрыть.

Напротив, маленькие рельефные кольца сделаны очень выпукло и вышиты канителью так, как объяснено на рис. 305.

Этот жанр шитья, при котором работа легче, чем в предыдущих моделях, очень пригоден для отделки туалетных принадлежностей и для предметов, служащих для украшения комнат.

Приклад: Золотое "шине" D.M.C. цветов экрю, черного, красного, зеленого и синего, специальное мулине D.M.C., штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и золотая канитель.


Рис. 298. Орнамент из золотого и серебряного
шитья, вышитый плоскими стежками
на фоне из "бечевки"

Орнамент из золотого и серебряного шитья плоскими стежками на фоне из бечевки. (Рис. 298,299,300,301,302).

Мы здесь даем образчик шитья по бичевке и шитья гладкими или плоскими стежками. Этот метод требует меньше приклада, чем шитье строчкой, так как, как мы сказали выше, металлические нитки всегда остаются на лицевой стороне работы.

Листья из трех лепестков сделаны гладко положенными нитками тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 30, взятыми вдвое; исполнение их видно на рис. 299. Этот жанр шитья делается на картонных формах, которые всякий может изготовить сам.

После того как рисунок сведен на белый картон, вырезают очень острым ножичком все формы. Края должны быть гладкие. Потом наклеивают эти формы на материи столярным клеем.

Если вышивка будет сделана из золота, берут желтый картон. Если нужны полосы картона, довольно длинные, то их еще закрепляют отдельными стежками край, а более мелкие мотивы, как, напр., маленькие листики, просто прихватывают стежком на конус листика. (См. рис. 299 и 300).

Серебряная нитка берется вдвое и наматывается на челнок, затем вдевают в толстую иголку крепкую шелковую нитку, которую делают еще прочнее натерев ее воском.

После того как прикрепили серебро и шелк у самой верхушки листика, начинают вышивание.


Рис. 299. Листик
плоскими стежками,
вышитый в двойную нитку
для орнамента рис.298


Рис. 300. Листик
плоскими стежками,
вышитый в одну нитку
для орнамента рис. 298

Серебряная нитка накладывается поперек формы и прикрепляется на другой стороне стежком строчкой, затем (и всегда при помощи челнока), направляют серебряные нитки назад, на первую сторону, опять закрепляют их стежком, и продолжают таким образом покрывать всю форму, как показано на рис. 299.

Маленькие тонкие концы вышиты плоским швом, так называемым "галопом", что также видно на рисунке.

Там, где листики соединяются со стебельками, эти концы делаются тогда, когда стебелек уже вышит; это нужно для того, чтобы лучше скрыть место соединения стебелька с листочком, так как они оба вышиты разным манером.

На нашем рисунке лепестки цветов сделаны в одну золотую нитку, плоскими стежками над вырезанными из желтого картона формами. (См. рис. 300).

Толстые стебли цветов и отходящие от них листья сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. №20; перевязь между обеими ветками - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20, в двойную нитку. Все это вышло по бечевке.

Для этой работы, прежде чем вышивать золотом, покрывают весь рисунок горизонтальными стежками, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

Эти стежки делаются довольно толстой бечевкой или витым шнуром, а над ними уже вышивают золотом. На рис. 301 показано, как располагать бечевку.

Такой "бечевкой" называются нитки для точек D.M.C. № 15; эти нитки еще наващивают для большей прочности. Этой бечевкой обшивают узор, как показано на рисунке.


Рис.301. Расположение
бечевки для орнамента
рис. 298


Рис.302. Как укрепляют
серебряные нитки сверх
бечевки для орнамента
рис. 298

После этого берут двойную золотую или серебряную нитку, кладя ее вдоль, поперек бечевки, и прикрепляют ее через каждые два стежка бечевки шелковым стежком, сильно натягивая шелковинку, которая берется соответствующего цвета.

Когда дошли до конца мотива, то ведут нитку назад, причем стежки шелком в этом новом ряде делаются каждый раз не рядом с прежними, а между ними.

Чтобы хорошо передать форму рисунка, следует начать вышивание по самой середке настилки из бечевки и потом заполнять сначала одну сторону, а потом уже и другую. (См. объяснительный рис. 302). В больших рисунках можно сделать красивые модели фонов при помощи различного расположения этих стежков строчкой.

Отдельный орнамент часто употребляется для украшения подушек Для булавок или бюваров. Если же рассыпать такие орнаменты по большому куску материи, то получаются целые панно и ковры, и также различные церковные украшения, ламбрекены, полосы и т. д.

Приклад: Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C № 30 и 40, крученый серый шелк и нитки для точек D.M.C. № 15, оранжевого цвета.


Рис. 303. Фон с бордюром,
шитый золотом и серебром
в китайском жанре по фону
из бечевок, плоскими
стежками и с канителью

Фон с бордюром из золотого и серебряного шитья в китайском стиле плоскими стежками, на бечевке и с канителью. (Рис. 303,304,305).

Этот узор скопирован с очень богатой итальянской вышивки XVII века, состоит из нескольких жанров золотого шитья и хорошо показывает разнообразный эффект различных стежков.


Рис. 304. Как
наполнить лист для
фона рис. 303

При описании предыдущих рисунков мы уже объяснили способ исполнения различных видов шитья. Теперь нам остается показать, как делается шитье по мотиву без настилки, двойной ниткой, т. е. золотое шитье китайского жанра.

Объяснительный рис. 304 изображает острый листочек, вышитый таким образом. Чтобы получилось хорошо заостренное окончание, начинают лист с одной стороны, ведут внешнюю нитку до конца, а внутреннюю на несколько мм не доходя до него, затем загибают обе нитки и возвращаются назад.

Двойные нитки прикреплены стежками строчкой, отстоящими более или менее друг от друга, смотря по толщине ниток. Для стежков берут тонкий шелк.

Таким образом заполняют весь лист, располагая шелковые стежки одни между другими, а не рядом. Когда нужно заполнить очень большие мотивы, можно разнообразить сам узор, располагая шелковые стежки в каком-нибудь определенном порядке.

Шитье канителью более сложно. После того, как мотивы покрыты толстым слоем настилки таким манером, как показано на рис. 295, вдевают очень тонкий шелк в очень тонкую иголку и выпускают ее налицо у самого края мотива.

Затем отрезают маленькие кусочки канители, соответствующие ширине мотива, который вышивают, захватывают на шелковинку такой кусочек, вкалывают иголку в противоположную сторону мотива и опять выпускают ее на первую сторону, как показано на рис. 305.


Рис. 305. Шитье
канителью для
фона рис. 303

Если длина кусочка канители хорошо рассчитана, то он аккуратно закроет ширину мотива. Мало знакомые с этой работой лица испытывают вначале некоторое затруднение при отрезании кусочков канители, но они скоро освоятся с этим приемом.

В бордюре рис. 303 верхние закругления вышиты по бечевке тонкой золотой ниткой для вышивания D.M.C. № 30; внешние лепестки - тонким золотом для вышивания D.M.C. № 30 плоским швом в одну нитку. Внутренний лепесток покрыт золотой канителью, а маленькие откинутые листики - серебряной канителью.

Большие листья фона сделаны из тонкого серебра для вышивания D.M.C. № 20; закругления - из тонкого золота для вышивания D.M.C. № 20.

Листья и закругления вышиты китайским швом. Маленькие листики вышиты плоскими стежками тонким золотом для вышивания D.M.C. №30 в одну нитку. Рельефные украшения, отпечатанные на нашей гравюре светлым, покрыты серебряной канителью. Все же другие линии и завитки сделаны из витого золотого шнура - кордонне D.M.C., пришитого незаметными стежками.

Потом нашивают кордонне, а после всего этого канитель, потому что эта самая нежная часть работы. Этот красивый и большой рисунок предназначается для церковных украшений, но узенький бордюр его может служить также для отделки различных вещиц.

Приклад. - Тонкое золото и серебро для вышивания D.M.C. № 20: тонкое золото для вышивания D.M.C. №30; золотое кордонне D.M.C.; матовая, золотая и серебряная канитель; крученый шелк, серый и тускло-золотой; нитка для точек D.M.C. № 15; специальное мулине D.M.C. и штопальная бумага D.M.C. ржаво-желтого цвета и жемчужно-серого.


Рис. 306. Фон из шитья фантази
золотом, с плетеным на
коклюшках галуном и
блестками листочками

Фон из вышивки фантази с плетеными на коклюшках галунами и блестками-листочками. (Рис. 306).

Начинают с маленьких розеток, сделанных из блестков, и сначала прикрепляют восемь блесков-листочков, составляющих внешний круг. Каждый листочек пришивается двумя стежками строчкой, пропущенными через две дырочки на концах каждого листочка.

Чтобы достигнуть правильного расположения, сначала нашивают два вертикальных листика, потом два горизонтальных и, наконец, четыре косых. После всего нашивают круглых блесток в центре.

Когда все розетки готовы, то нашивают, по возможности незаметно, галун с пико, разделяющий фон на ромбы. Хорошо сначала приметывать этот галун на материю большими стежками, чтобы легче получились прямые линии.

В виду легкости исполнения этого рисунка, его можно употреблять для диванных подушек, вуалеток, отделки платьев и других туалетных принадлежностей.

Приклад. - Тонкое золото для вышивания D.M.C. № 40 и блестки, круглые и листочками.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных , предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.


Золотое шитьё — это одно из образцов старинного женского декоративно-прикладного искусства, которым исстари славились русские рукодельницы . По мнению историков, золотое шитьё появилось на Руси около десяти веков назад и пришло оно к нам из Византии. Нитки для золотого шитья , расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски.

Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Ученным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры.

Такая техника вышивки применялась в старину для шитья золотой нитью элементов одежды и других предметов религиозного назначения. Золотое шитьё применялось также для украшения обычной одежды или различных декоративных элементов интерьера.

Как вышивали золотой нитью в разные века?


Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из , украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью — фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью — шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Кружево из золотых и серебряных нитей


Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Различные способы шитья золотом


При вышивке золотой нитью наиболее подходящей тканью являются шелковые или атласные. Ткань необходимо туго натянуть и заправить в рамку или же в специальные пяльцы, которые должны быть более большого размера, чем сама вышивка, в противном случае края рамки могут при работе повредить золотую нить. Непосредственно для шитья требуются две разные иглы: толстая иголка с достаточно широким ушком, с помощью которой выводится нить из золота и иголка с острым кончиком и узким ушком для «прикрепа». Такая техника вышивки позволяет применять самые разные металлизированные нити, «трунцал» — полую металлизированную трубку с крученой поверхностью, тонкую проволоку- «канитель», «галун» — полую трубку, «люрекс», «шнур», «пайетки», бисер.

Искусные рукодельницы в старину вышивали нитью из золота так, как это делают при обычной вышивке — пропускали нить через ткань. Позднее, более распространенным стал способ вышивки в «прикреп», когда золотые нити располагаются на ткани параллельными рядами и прикрепляются поперечными стежками с помощью шелковой нити, которая могла быть золотистого цвета и становиться малозаметной на готовом изделии. Или же, наоборот, применяли шелковую нить контрастного цвета и, в этом случае, ложась на нить из золота, она дает отблеск и нижней нити передается оттенок прикрепляющей.


Очень эффектный вид имеют изделия, выполненные с применением техники «шитья по карте». Такая техника обычно используется при вышивке геометрических и растительных узоров, орнаментов и различных букв. Для этого сначала вырезают необходимые элементы узора из какого-либо плотного материала, например, картона или кожи, далее наклеивают на ткань в соответствии с нужным рисунком и после этого их обшивают золотой нитью в «прикреп». Для прикрепляющей нити из шелка необходимо заранее разметить узор на подложке и потом с помощью тонкого шила проделать отверстия в нужных местах. Изделие с вышивкой, при которой использовались золотые нити и вставки из картона нельзя стирать, их можно только очищать очень мягкой щеткой, медленными и осторожными движениями.

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка. Шов золотом и серебром можно встретить в восточных вышивках — индийских, арабских, китайских или японских.

2014-07-13