План-конспект родительского собрания на тему: «Особенности развития младшего школьника» (1 класс). План-конспект родительского собрания тема: « мы – десятиклассники

План – конспект

родительского собрания

во 2а классе

Нестеров

Тема: «Садимся за уроки».

Цель: создать благоприятные условия для формирования у родителей верного представления об организации учебной работы детей дома, самоконтроля и умения работать самостоятельно.

Ход собрания:

    Вступительное слово.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»

«Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. Они ходят в бассейн, посещают уроки английского и занимаются музыкой. У них есть свои запланированные дела и встречи, и они не хотят, чтобы родители отнимали у них драгоценное время. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. В книге «Что работает: Исследование о преподавании и обучении» утверждается, что «родители – это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». Авторы книги объясняют, что у родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Советы родителям

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 о.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

-домашних заданий нет – в первом классе;

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Педагогическая ситуация

Очень часто в разговоре с вами можно услышать, что ваш ребёнок сидит за уроками 3 – 4 часа.

Понаблюдайте за своим ребёнком во время выполнения домашней работы.

Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевалась ручка и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Ребёнок за это время:

Дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

Один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

Дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

Один раз доставал из стола карточки и пересматривал их.

Но вот работа закончена. Ребёнок еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

О чтении.

Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще.

Необходимо читать на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

По русскому языку.

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

Задачи по математике.

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Итог собрания

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!»

Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Сейчас, Уважаемые родители, я предлагаю вам памятки для успешного сотрудничества с ребенком при выполнении домашнего задания (раздаю памятки родителям):

«Садимся за уроки»

    Садится за уроки желательно всегда в одно и то же время.

    Проветрить комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключить радио, телевизор и прочие источники шума, важно, чтобы в комнате, где занимается ребенок была тишина.

    Уточнить расписание уроков на завтра. Проверить, все ли задания записаны в дневнике.

    Проверить письменные принадлежности ребенка для занятий.

    Проконтролировать, чтобы ребенок навел порядок на своем рабочем месте.

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

    Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к Вам, пока задание не выполнено до конца. Проверьте, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

    Математика . Таблицу умножения желательно повесить над кроватью и учить по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

    Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанный отрывок. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так можно уйти от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книги вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

    Русский язык . При возникших трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

    Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

    Не сравнивайте умения своего ребенка с умениями других детей.

    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимательность при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

    Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

    Приобретайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Конспект родительского собрания на тему "Общение с ребенком".

Цели:

    Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

    Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребенок – взрослый”;

    Создание благоприятной атмосферы общения;

Форма проведения – обучающий семинар.

Подготовительная работа к собранию : Приглашение родителей на собрание;

Подготовка презентации.

План собрания:

    Рассказ об о типах родительского воспитания.

    Рассказ о важности общения.

    Советы родителям по общению с ребенком.

Вводная часть.

Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему “Как общаться с ребенком? ”. На первый взгляд вопрос простой, вроде бы что здесь может быть непонятного? Общение это так просто! Но у большинства родителей возникают проблемы при общении с детьми, возникает вопрос как общаться с ребенком?

Сегодня мы постараемся разобраться в основных проблемах общения.

Основная часть.

СЛАЙД №1. Выделяются следующие стили родительского воспитания:

Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

    Либеральный стиль воспитания

Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны.

    Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

    Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

    Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.

Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

    Эгоцентрический стиль воспитания

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

СЛАЙД №2. Выделяется три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3.Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

СЛАЙД №3. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

СЛАЙД №4. Способность к общению включает в себя:

    Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

    Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

    Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Никто из родителей не хочет воспитать плохого человека. Однако, одного желания мало. Хорошее воспитание требует времени, больше общения с детьми. Лучший способ, обеспечивающий пристальное внимание, – это выкраивать время, чтобы быть с ребенком наедине, поговорить с ним по душам. Именно это и отличает настоящих родителей от обычных, заботливых от безразличных.

При всем старании, родителям не прожить за ребенка его собственной судьбы. “Идеального” родителя не существует. Каждый имеет право на ошибку. То, что родитель ошибается, искренне выражает чувства, ищет конструктивное решение проблем, способы что-то изменить в себе, делает его в глазах ребенка близким и человечным, пробуждает уважение и гордость, рождает чувство безопасности, надежности и доверия в душе ребенка.

Заключительная часть.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами говорили о том, какие типы воспитания существуют, какой стиль воспитания не стоит использовать при общении с ребенком, как необходимо ребенку общение для его дальнейшего развития и становления как личности. От вас зависит, каким вырастет ребенок, что он принесет в этот мир, от вас зависит его дальнейшая жизнь. Я раздам вам карточки, где написаны несколько простых советов как общаться с ребенком.

Советы родителям по общению с ребенком

    Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.

    Не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.

    Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

    Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые разные темы.

    Если у Вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.

    Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами

Советы по изменению психологического микроклимата в семье :

    уделяйте ребенку достаточно внимания;

    проводите досуг всей семьей;

    не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Литература:

    Макарова О.В. Пащук А.Г. “Воспитание =семья + школа” г. Москва 2002 г.

    doshvozrast.ru/.../konsultacrod22.htm

    www.it-med.ru/library/r/rol_2.htm

Составление конспекта родительского собрания является частью работы воспитателя. В статье рассмотрена тематика собраний в младших, старшей и подготовительной группах, а также даны примеры план-конспектов родительских собраний в ДОУ.

Виды конспектов родительских собраний в детском саду

Конспекты составляются для всех видов собраний вне зависимости от тематики. В детских садах традиционно проводят общие собрания и собрания по группам, по видам встречи с родителями классифицируются как организационные, тематические, итоговые.


Скачать в.docx


Скачать в.docx


Скачать в.docx


Скачать в.docx


Скачать в.docx

План-конспект может быть типовым, в зависимости от того, какова цель собрания. Например, все собрания в начале года с вновь пришедшими в младшие группы, или организационные, проводятся с целью узнать родителей, познакомить их с организацией работы в детском саду и с воспитателями, поэтому и план-конспект такого собрания будет построен по одному шаблону.

В начале учебного года в старшей группе проводится собрание, которое можно назвать организационно-тематическим, поскольку его целью является ознакомление родителей с программой подготовки детей к школе, с возрастными особенностями детей 5-6 лет, а также с программой ДОУ, которая будет проводится в течение предстоящего года и с режимом занятий. Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада можно дополнить подготовительными материалами, такими как опросный лист для родителей, упражнения для домашних занятий с детьми в печатном вид, ссылки на законодательную базу образовательного процесса в ДОУ. В конспект такого важного и насыщенного информацией собрания целесообразно включить указания на расположение участников в зале и на оформление помещения.

Темы родительских собраний в ДОУ отражают особенности воспитательного процесса, характерные для определенного возраста ребенка, т.е. можно выделить темы, характерные для младших, старшей и подготовительной групп.

  • В старшей группе такими темами могут быть:
  • “Как приучить ребенка к чтению”,
  • “Детская агрессивность”,

в младшей:

  • “Кризис трех лет”,
  • “Воспитание самообслуживания и самостоятельности у детей младшего возраста”,

в средней группе:

  • “Секреты общения с ребенком в семье”,

в подготовительной:

  • “Роль игры в подготовке детей к школе”.

Для того, чтобы провести собрание эффективно, целесообразно изучить заинтересованность родителей в теме. Для решения этой задачи проводится предварительное анкетирование родителей. Ответы родителей воспитатель учитывает при составлении конспекта.

Можно ли проводить родительское собрание в выходной день?

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

План-конспект родительского собрания: структура

Независимо от того, какая тема планируется воспитателем, план-конспект обычно включает некоторые общие структурные моменты. В первой части воспитатель знакомит родителей с общими достижениями группы в той деятельности, которая отвечает теме собрания. Оценка носит общегрупповой характер, без указания на отдельных воспитанников.

Затем, важным общим моментом собраний является оценка эмоционального климата в группе во время занятий. Здесь воспитатель может ознакомить родителей со своими наблюдениями в отношении отдельных воспитанников, как они реагируют и ведут себя в конкретных обстоятельствах.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Также каждое собрание включает некоторые организационные моменты, например, проведение экскурсий по теме, либо приобретение наглядных пособий, или обустройство площадки для занятий. Целесообразно такие вопросы обсудить с родительским комитетом заранее и предоставить слово представителю комитета на собрании. Но иногда организационным вопросам посвящается отдельная встреча.

В заключительной части воспитатель делает выводы, формулирует решения поставленных в начале собрания проблем, планирует следующие встречи, получает обратную связь от родителей по обсуждаемой теме, дает возможность высказаться, либо заполнить лист оценок и пожеланий.

Скачать пример конспекта родительского собрания в старшей группе детского сада
Скачать в.docx

Скачать пример конспекта родительского собрания в подготовительной группе ДОУ
Скачать в.docx

Скачать пример конспекта родительского собрания в средней группе детского сада
Скачать в.docx

Скачать пример конспекта родительского собрания во второй младшей группе
Скачать в.docx

Скачать пример тематического родительского собрания в детском саду в младшей группе
Скачать в.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Дата проведения собрания: 12 ноября 2014 г.

Задачи:

:

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Помните!

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

1.Вопрос.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, понятие «кризис семи лет».Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я". .
- Не холодно.
-Надень шапку.
- Не надену.
- Сережа!

Однако, не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выгодского, возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.

Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Речь . Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания ).( Уроки чтения.Есть дети,которые,по приходу в школу не знали ни одной буквы.Это в корне неправильно.Сейчас много прийдётся трудиться,чтобы запомнить большое количество букв.Каждый день необходимо читать как в классе,так и дома.Ребёнок никогда не научится читать не закрепляя это умение дома.Протяните руку помощи своим детям.К концу 1 класса по нормам ребёнок должен читать 30 слов в мин.Если этого не происходит,есть повод показать медико-пед.комиссии и оставить его на повторный год обучения.

Мышление. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Память. «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. (Чтение-чтение слогов и слов)

Внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.(Для развития внимания у нас существует программа «Рост» на которой мы будем писать графические диктанты,танграм.Подготовить на этот предмет тетрадь в клетку,подписать её)

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на эталоны формы, цвета, времени.

Воображение. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.(У нас с этим большие проблемы.Так например игра «Море волнуется раз..»Только два героя: балерина и солдат.На чтении также в ситуациях,когда нужна фантазия дети молчат.

Самосознание. 7-8 лет – период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов должен быть к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении . Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.(Очень много эгоистов.Это видно в играх.Когда говорят,что «ЯЯЯ»Но есть и дети,которые думают и заботятся одругих Каплюк(бутерброд)

Возраст 6-12 лет -это период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия . В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. (Лепка-простое занятие вместо компьютера.Также вырезание,раскрашивание и т.д) Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.


Советы родителям:







- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка

Уважаемые родители! Помните!

    Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

    Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

    Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

    Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

    Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

    Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

    Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Уважаемые родители! Помните!

    Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

    Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

    Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

    Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

    Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

    Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

    Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Уважаемые родители! Помните!

    Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

    Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

    Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

    Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

    Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

    Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

    Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Классному руководителю

Описание:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Особенности развития младшего школьника».

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями физического и психологического развития младших школьников и его влиянием на учебный процесс.

2. Довести до сознания родителей, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей; её формирование – главная педагогическая задача как для учителя, так и для родителей;

3. Совместно с родителями обсудить некоторые приемы воспитания и обучения младших школьников с учётом их возрастных и психологических особенностей.

Подготовительная работа к собранию :

Подготовка Памяток для родителей по сохранению здоровья детей.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Помните!

1. Самая главная задача любого родителя – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Поэтому:

2. Разговаривайте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.

3. Приучайте его к режиму дня. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю!

4. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия, гуляйте вместе с ним, участвуйте в его играх и забавах.

5. Дарите ребёнку такие подарки, которые будут способствовать спортивным увлечениям и сохранению здоровья.

6. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его. Не смейтесь над ним, если он делает что-то не так.

7. Не ждите, что здоровье и успех придут сами. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами рассмотрим очень значимую для нас тему: "Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста". Знание и учет особенностей детей младшего школьного возраста позволят нам сделать обучение наиболее эффективным. Мы с вами живём в 21 веке. Уровень развития современного общества, технический и научный прогресс требуют от человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим справиться? Только при помощи постоянной работы над собой, в основе которой должны быть элементарные знания о развитии и функционировании психофизических составляющих организма.

С такими интеллектуальными нагрузками, которые имеют сегодня в школе ученики, может помочь справиться физическая работа тела. Необходимо знать и помнить о том, что возраст 7-10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. Младший школьный возраст благоприятен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической. По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к нагрузкам, требующих длительного выполнения.

Необходимо помнить, что физические нагрузки нужны детям ещё и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь, это эндокринная и нервная системы. Любое серьёзное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем.(Урок физ-ры.НЕ умеют прыгать,кувыркаться,не знают право-лево,т.е физически мало активны.На переменах эта активность очень возрастает,но это желание беситься,а не двигаться)Между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем выше уровень усвоения знаний.

1.Вопрос.Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития, понятие «кризис семи лет».Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального "Я". Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого . Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как кризис трех, так и семи лет, он выражается в отрицании всего и может быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:
- Сережа, надень шапку. На улице холодно.

- Не холодно.
-Надень шапку.
- Не надену.
- Сережа!
- Не Сережа!(Случай с Шаповаловой. Иди к доске. Протест Шохтиной. Овсиенко –А мне всё равно)

Однако, не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать «взрослым». Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выгодского, возрастные кризисы – это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно.

Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Физическое, психологическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).(Уроки чтения.Есть дети,которые,по приходу в школу не знали ни одной буквы.Это в корне неправильно.Сейчас много прийдётся трудиться,чтобы запомнить большое количество букв.Каждый день необходимо читать как в классе,так и дома.Ребёнок никогда не научится читать не закрепляя это умение дома.Протяните руку помощи своим детям.К концу 1 класса по нормам ребёнок должен читать 30 слов в мин.Если этого не происходит,есть повод показать медико-пед.комиссии и оставить его на повторный год обучения.

Мышление. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы,завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

(В нашем классе-это очень большая проблема!!!Случай с четырёхугольником,на уроках чтения неправильные ответы и т.д)

Память. «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. (Чтение-чтение слогов и слов)

Внимание.Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.(Для развития внимания у нас существует программа «Рост» на которой мы будем писать графические диктанты,танграм.Подготовить на этот предмет тетрадь в клетку,подписать её)

Восприятие.Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на эталоны формы, цвета, времени. (Поэтому часто слышу от родителей,что ребёнок ничего не запомнил,не усвоил.В свою очередь некоторые обвиняют в этом учителя.Уровень восприятия у каждого разный.Я делаю всё возможное,чтобы материал был воспринят,но это не всегда происходит по разным причинам.Плохое поведение,невнимательность и т.дА вы спрашивайте,почему ты не поня?Почему ты отвлекался?)

Воображение.В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.(У нас с этим большие проблемы.Так например игра «Море волнуется раз..»Только два героя: балерина и солдат.На чтении также в ситуациях,когда нужна фантазия дети молчат.

Самосознание. 7-8 лет – период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов должен быть к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Наши дети не готовы.На мои требования слышу в ответ:а я не хочу,а что тут такого, я хотел пойти по классу,я хотел воды,я хотел в туалет через 3 мин после звонка.Поведение отвратительное.Очень тяжело сдерживать детей,которые вообще не понимают,куда попали и для чего.Вы на записи не всегда реагируете,а я обязательно интересуюсь была ли беседа дома?какие выводы сделал?А в ответ-нет,ничего мама не говорила.Почему?

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении.Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.(Очень много эгоистов.Это видно в играх.Когда говорят,что «ЯЯЯ»Но есть и дети,которые думают и заботятся одругих Каплюк(бутерброд)

Возраст 6-12 лет -это период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. (Лепка-простое занятие вместо компьютера.Также вырезание,раскрашивание и т.д) Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
Вопрос:. Младший школьник в семье.
Начать разговор о том, что дает семья младшему школьнику и как он ее воспринимает, мне хочется с описания реального случая. Девочка восьмого года жизни, придя домой после школы, важно сказала: "Перед едой надо мыть руки". На удивленный вопрос матери: разве она не знала и не делала этого раньше? – девочка ответила: "Об этом сказала учительница".Многие родители заметили, что с началом школьной жизни их авторитет у детей несколько снизился. Если учительница сказала – так решать задачу или так читать стишок, то никакие дополнения и исправления не допускаются, даже если ребенок и понял учителя не совсем (а иногда и совсем) неправильно.

Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на два направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Другими словами, ребенок преимущественно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Но если в семье постоянно нерганизованность,то это играет против интересов ребёнка.(НЕ приносят дети тетради,книги,пластилин и т.дЭто вина родителей!Конкретно по расписанию)

Сейчас ведущая деятельность у наших детей остаётся игра. Если посмотреть на эти игры младших школьников, то в них достаточно редко можно увидеть взрослых. Однако эта картина обманчива. Если младший школьник не имеет опыта игры со взрослым, то у него, как правило, ничего не получается. Он не может договориться о сюжетах ролевых игр ("Так взаправду не бывает") и бесконечно выясняет отношения в играх с правилами, обвиняя партнера в нарушении логики игры. Поэтому, несмотря на то что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, ее дальнейшее развитие непосредственно связано с семьей младшего школьника. Наконец, само общение со сверстником тоже прямо и непосредственно зависит от общения со взрослым.

Таким образом, общение ребенка со взрослым – первоосновно и является необходимым условием возникновения и общения со сверстниками, условием самого психического развития. Дети, особенно в дошкольном возрасте, действуют рядом, часто не замечая друг друга. Они отличаются непосредственностью, неумением принять чужую точку зрения, неспособностью понять другого, договориться с ним. Эти черты личности ребенка и определяют характер его общения со взрослым. Оно также непосредственно и импульсивно, обусловлено лишь наличной ситуацией. Если ребенок и договаривается со взрослым, если он начинает строить отношения исходя из смысла, контекста ситуации, то это заслуга целиком и полностью взрослого. Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему во всем хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу. Пример, одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он. Наше любимое изречение "Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку" не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым (а если и видят, то всячески стремятся ее устранить). С другой стороны, малыш все время отстаивает свое право на самостоятельность. Между высказыванием годовалого малыша "Я сам", его нежеланием сидеть на руках у взрослого и фразой 16-летнего подростка "Когда хочу, тогда и приду" и его нежеланием подчиниться воле взрослых психологически нет никакой разницы. И там и тут – отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободиться от зависимости.

Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребенка, а внешне противоположные линии (желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого) тесно связаны между собой.Так, например, в общении со взрослым малыш удовлетворяет свое желание походить на него. Он пытается, правда, не всегда удачно, подражать взрослому, говорить такими же, как взрослый, словами, обсуждать темы, которые интересуют взрослого, – другими словами, он лучше или хуже играет роль взрослого.

В общении ребенка со сверстниками реализуется – стремление к самостоятельности. Не зря ведь дети не любят, когда в их коллективные дела вмешивается взрослый. Они любят создавать тайны, таинственно шептаться друг с другом, сочинять свой язык, чтобы было понятно только им, и т.п. Они даже часто объединяются против взрослых, образуя единый фронт.

Таким образом, существующие в психическом развитии ребенка две линии воплощаются в двух сферах общения. Но дело в том, что тенденция к самостоятельности возникает у ребенка в явном виде уже в первый год жизни, а вот общение со сверстниками начинается значительно позже. Как же быть? Что мы можем и должны делать в этом случае? Оказывается, что и общение ребенка со взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения, они подготавливают ребенка к общению со сверстниками.

Эти две разные позиции взрослого могут быть представлены вместе, если, например, мама и папа выступают одновременно в двух амплуа. Для ребенка вызывает интерес, когда в семье он с мамой что-нибудь делает для папы по секрету от него, а потом он объединяется с папой и готовит сюрприз для мамы или бабушки. Это объединение очень важно, так как ставит всех участников в одинаковое, равное положение. А тот, для кого этот секрет делается, может быть как раз "взрослым взрослым".

Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка. Это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь - дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.
Советы родителям:
(можно раздать в виде памятки)
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учиться ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Обязательное знакомство его с одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие сарказм и жестокость.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребёнка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дата проведения:__________________

Тема: «Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»

Цели:

1.С ообщить родителям знания по проблеме подготовки ребёнка к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

2.Педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы;

3.Формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;

4.Знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.

Задачи собрания:

    наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;

    вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;

    применить различные виды работы группы для достижения задач собрания.

Форма работы: групповая.

Материалы и оборудование:

Бейджики с вкладышами (для написания имён участников); ручки; схема “Школьная готовность”; рисунок дерева; “листочки” из зелёной бумаги (по числу родителей); “капельки” из голубой бумаги; маленький мяч; картинка с изображением мамы, кормящей ребёнка; рисунок с изображением малыша, который ест сам, губка, файлы с набором памяток («Как подготовить ребенка к школе». «Портрет первоклассника, неготового к школе», «Готов ли ребенок к школе?» - тест; «Десять заповедей для родителей», «Памятка родителям от ребенка», «Советы педагога»); тест на каждого участника «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»; анкета – рефлексия на каждого участника.

План – конспект

Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют. Дети очень быстро растут. И вот Ваш ребёнок уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь образ его жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится основной целью. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательная.

Игра-приветствие “Давайте познакомимся”

Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка – телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке, а также на какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а задолго до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками.

Каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был бы как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит - готовность ребёнка к школе?

Тест «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.

Практическое задание №1.

Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

(Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, учитель обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.

Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на стенде 1.

Теперь предлагаем вам познакомиться с “портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребёнка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребёнка в школе.

Прошу вас обратить внимание на эту схему. Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Но, как вы считаете, для чего это нужно делать?

(родители включаются в обсуждение, высказывают свои мнения).

Конечно, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течение 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.

Оценивая уровень физиологической готовности будущего ученика, важно обратить внимание на наличие следующих факторов в истории развития ребёнка:

    беременность и роды протекали с осложнениями;

    ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

    ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

    ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

    вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребёнка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Однако готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.

Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков , которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в “Занимательные фигуры” или “Назови одним словом”; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение.

(Предлагаю вниманию родителей изображение дерева, с которым уже работали родители в первой части собрания).

Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).

Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, давайте решим, что же следует под этим подразумевать. Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать один важный секрет. Я хочу продемонстрировать один простой опыт. Для этого мне понадобится помощник

(Приглашаю одного родителя по желанию).

Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости.

(Родитель выполняет действие).

У вас получилось? Что способствовало этому? (я прилагал усилия)

А теперь отпустите шар. Что с ним произошло? (скатился назад)

Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно . Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет “стоячего” положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад.

Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью . Известный детский писатель С.Я.Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом “почему?”.

Не отмахивайтесь от детских вопросов . Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

(демонстрирую рисунок с изображением мамы, кормящей малыша).

Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(демонстрирую второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

А теперь, давайте вновь вернёмся к нашему дереву. Достаточно ли только хорошо развитой корневой системы? Конечно, для того, чтобы дерево зацвело и принесло плоды, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями, мы подразумеваем познавательные процессы, то драгоценной влагой для нашего дерева следует понимать веру в ребёнка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т.п.

(Прикрепляю к доске вокруг “дерева” капельки с напечатанными на них способами стимулирования ребёнка).

Почвой” же питающей “корни” и способствующей росту всего дерева является мотивация. Ответьте мне, пожалуйста, на следующий вопрос: “Будет ли человек прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная, зачем он это делает?” (родители высказываются вслух).

Конечно, нет. Тогда скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же?

Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, каким они хотят видеть его в будущем успешным и умным, (а это возможно, только если хорошо учиться); о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе . Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, Вам, родителям, не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”. Некоторые приёмы создания положительной мотивации я изложила для вас в “Памятках для родителей первоклассников”.

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Некоторые советы я также представила в “Памятках родителям первоклассников”.

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”. Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

И в заключении, хочу прокомментировать Вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

(отвечаю на вопросы родителей)

Что можно сказать в заключение?

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить собрание стихотворением, ещё раз подтверждающим это.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.