Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта «Ай да Зимушка-зима! До чего ж ты хороша! Стихи о зиме (большая подборка стихов).

Цель : Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта :

Образовательные :

Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц) .

Формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.

Развивающие :

Формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

Повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Практические :

Развивать познавательный интерес;

Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта ;

Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Принципы реализации проекта :

Донести до участников проекта важность данной темы;

Формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;

Создание развивающей среды : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Зимушка-зима » ;

Подбор материала для продуктивной деятельности.

- принцип гуманизации : во главе проекта поставлен ребенок и забота о его

здоровье и безопасности.

Ожидаемый результат :

Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского

Проект состоит из 3 этапов :

1 – этап. Подготовительный

2 – этап. Основной

3– этап. Заключительный

1– этап. Подготовительный

Предварительная работа :

Наблюдения с детьми за простейшими взаимосвязями в природе.

Участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек

Проявление отзывчивости к музыке о «Временах года» П. И. Чайковского

Участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с

Участие в совместных подвижно-дидактических играх

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр,

дидактических игр, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок

по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций

Работа с родителями :

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта .

- Консультация для родителей : «Во что играть с детьми зимой» , «Морозная погода» .

2 - этап Основной

  1. Создать развивающую среду :

Внести картины для рассматривания «Зимой на прогулке» , «Слепили снеговика»

Внести дидактические и настольные игры : дидактические игры «Исправь ошибку» , «Сложи снежинки из 2 частей»

Пополнить библиотечку книгами Л. Воронковой «Снег идет» , украинской народной сказкой «Рукавичка» , «Метель» А. Прокофьева;

Оформить альбом «О зимних явления и детских забавах» .

Разработка конспекта итогового мероприятия;

Разработка консультаций для родителей;

Оформление стендовой информации;

  1. Организация непосредственно образовательной деятельности :

а) физическое развитие : проведение физкультурных занятий, дня здоровья

«Лесное приключение белочки» .

б) познавательное : знакомство с зимними явлениями в природе, проведение опытов : «что делает мороз с водой» .

в) социально – коммуникативное : беседы : «Почему зима холодная» , «Зима – самое прекрасное время года» . Целевые прогулки с наблюдениями за живой и не живой природой зимой.

г) речевое развитие : рассматривание картин «Зимой на прогулке» , «Слепили

снеговика», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…» , чтение сказок,

рассказов и стихотворений на зимнюю тематику.

д) художественно – эстетическое развитие : рисование : «Снег идет» , Коллективная работа «Зимний пейзаж» . Аппликация «Снеговик в гостях у детей» .

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Целевая прогулка по территории детского сада; наблюдения, рассматривание следов животных.

Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений

Дидактические и настольные игры «Зимние слова» , «Кто что делает?» ,

«Чудесный мешочек» ,

Сюжетно – ролевые игры : «Оденем куклу на прогулку» , «В гостях у

куклы Даши»;

Пальчиковые игры «Снежный пирог» ;

Физкультминутка «Снежок» .

Использование компьютерных технологий, слайдов «Следы на снегу» ,

«Зимние забавы» ;

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?» ,

«Почему снежинка на ладони тает» ;

Отгадывание загадок о снеге, санках, снежинках;

Подвижные игры «На земле снежок лежит» , «Снежиночки пушиночки» , «Два мороза» , «Остановись возле игрушки» ; «Игра в снежки» .

Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику.

  1. Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, открыток о зиме

Раскрашивание раскрасок «Зимняя одежда» , «Зимние игры детей»

Настольные и дидактические игры «У кого что» , «Собери картинку из кубиков» , «Кто что делает?» , «Чудесный мешочек» , «Разрезные картинки»

Сюжетно – ролевые игры : «Оденем куклу на прогулку»

Просмотр мультфильмов «Барбарики» , «Смешарики» - зимние серии

Игры со строительным материалом «Строим горки»

  1. Взаимодействие с семьёй.

Беседы с детьми и родителями.

Подбор консультаций «Заблуждения о морозной погоде» , «Часто болеющие дети»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме» , «Как

интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Подборка стихов и загадок о зиме

3- Заключительный этап.

Итоги реализации проекта :

Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;

Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц) ;

Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;

Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки) ;

Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней

Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Ожидаемый результат :

У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о примете.

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о зиме.

У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

Приложение №1

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход : Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка» :

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом) . Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет) . А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) . Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них

обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета

Опыт №4. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют

различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости) . Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №5. Ледяной секретик

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и

порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,

положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это

водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик» , картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают) .

Ход. Загадать детям загадку : «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно» . (Лёд) . Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают : «Будь осторожен на льду!» . Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

ЗИМУШКА-ЗИМА

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вьется след замысловатый
По низине до холма.
Это заяц напечатал:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...


И. Суриков

Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.


А. Пушкин

Вот хозяюшка сама
К нам идет, идет Зима.
Разнаряженная...
Разукрашенная...
В ярких звездочках-сережках
Да серебряных сапожках!
А сапожки-то скрипят,
Косы белые до пят.
Рукавом махнет налево —
И поляна побелела.
Ручкой правою махнет —
Горы снега возведет.
Чуть притопнет каблучком —
Речка кроется ледком.
Деревца принарядила,
Зайцу шубку подарила.
Побелила все дома,
Ай, да Зимушка-зима!


В. Томилина

МОРОЗ

Мороз. Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своей серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,
И зимняя стужа приходит в мой дом.
Цветут-расцветают кусты перламутром,
И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?
Мороз его чутко хранит от тепла.
И даже жар-птица над лесом летает,
раскинув два белых лучистых крыла.


П. Киричанский

РУЧЕЙ

Под мостом ручей журчит,
Кулачком по льду стучит: —
Ну зачем ты, Дед Мороз,
Дверь закрыл и ключ унес?


Е. Кохан

СНЕГИРИ

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Рдеют на дорожке.
— Ты, мороз, их не бери —
Обожжешь ладошки!


Е. Кохан

Уже который день подряд
Свистят, аукают метели.
Деревья голые стоят,
Они от стужи почернели.

И только дуб назло ветрам
Листвой чугунною рокочет,
Ее он сбросит только сам,
Когда он сам того захочет.


А. Марков

МОРОЗ

Ночь... Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки
Взял иголку,
Вдел в иголку
Свет от звезд.

Тянет нить
Сквозь щелку в шторах —
Все окно уже в узорах...

Завтра утром
Рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.


В. Степанов

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.


С. Маршак

ГОЛОЛЕДИЦА

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?


B. Берестов

Улицей гуляет
Дедушка мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою белою трясет.
Топает ногою,
Только треск идет.


C. Дрожжин

Сыплет, сыплет снег охапками.
На полях зима .
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас — гляди
как весело
И белым-бело.


С. Маршак

До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.

Е. Русаков

ВСЮДУ СНЕГ

Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз , как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.


А. Бродский

МОРОЗ

У подъезда плакал мальчик:
— Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
— Кто-то уши мне надрал!
Третий трогал нос и щеки:
— Кто меня так больно щелкал?
Стало ясно детворе —
Невидимка во дворе.


Л. Сандлер

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются,
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается.


И. Черницкая

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ИЗ ГОСТЕЙ

— Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
— Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!


И. Черницкая

ПРАЗДНИК

На елочке нашей
Смешные игрушки:
Смешные ежи
И смешные лягушки,
Смешные олени,
Смешные моржи
И смешные тюлени!
Мы тоже немножко
В масках смешные.
Смешными мы
Деду Морозу нужны,
Чтоб радостно было,
Чтоб слышался смех —
Ведь праздник сегодня
Веселый у всех!


Ю. Кантов

ГОРИТ ОГНЯМИ ЕЛОЧКА

Горит огнями елочка,
Под нею тени синие.
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки.
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.


Л. Некрасова

СИНИЙ ВЕЧЕР

Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки.


А. Фетисов

ЕЛОЧКА НА УЛИЦЕ

Елка смотрит гордо ввысь,
Знает — праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры!

Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет
Желтая синица.

Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится —
Эта елочка для всех,
Елочка на улице?


В. Викторов

НОВОГОДНЯЯ ПРАЗДНИЧНАЯ

Не рубили елочку
Мы под Новый год .
Возле дома нашего
Елочка растет.
Елочка, елочка, зеленые иголочки,
Вся ты в белом инее,
Только небо синее!
Украшают елочку звезды и флажки,
И горят на елочке чудо-огоньки.
Возле самой елочки водим хоровод.
Здравствуй, здравствуй, елочка!
Здравствуй, Новый год !


И. Векшегонова

НОВОГОДНИЕ ГОСТИ

Посмотрите-ка, ребята,
Едут птицы и зверята,
Едут из лесу, спешат,
И щебечут, и пищат.
У дверей столпились звери:
— Отворяйте, дети, двери!
Мы на елку к вам спешим,
Всех потешим, рассмешим!
Мы ответили гостям:
— Все мы очень рады вам!
Будем вместе веселиться,
Возле елочки кружиться!


В. Кудлачев

ЗИМНИЕ КАРТИНКИ

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло —
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе
Спит медведь как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.

На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.

Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!» —
Приглашает воробей.

Кот весь день у батареи
То бока, то лапы греет.
Он из кухни в холода
Не выходит никуда.

Как снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело.
Вася катит снежный ком —
Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя.
Брат их, маленький Олег,
Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.


Г. Ладонщиков

НА САНКАХ

В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится,
Все ребятам нипочем!


Н. Беляков

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Здравствуй, гостья-зима !
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!


И. Никитин

Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.


Е. Авдиенко

Сыплет, сыплет
Белый снег.
Тихо-тихо,
Как во сне.
Белый-белый
И густой.
Скажем мы ему:
«Постой,
Все уже бело
Кругом —
Белый лес
И белый дом,
Поле белое,
Река».
Слепим мы
Снеговика,
В санках
Скатимся с горы...
Выпал снег
Для детворы.


X. Габитов

Летают снежинки,
Летают снежинки.
Покрылись снегами
Лесные тропинки.
От холода галки
Попрятались в трубы.
И зайцы напялили
Белые шубы.
Повисли на голых
Деревьях пушинки...
Летают снежинки,
Летают снежинки.


А. Тетивкин

МОРОЗ

Вот мороз так мороз!
Месяц к облаку примерз!
Дым примерз к печной трубе,
Чьи-то санки — к речке,
Даже валенки в избе
Греются у печки.


В. Шульжик

На дворе метелица
Белым снегом стелется.
Очень гордая на вид
Баба снежная стоит.
В одеянье праздничном,
Серебристом, сказочном
На снегу стоит она
Подле нашего окна.
Важная, сердитая,
Всем метлой грозит она.
Очи черные горят:
«Отойди-ка», — говорят.


О. Маруни

МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ

Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают угольки.
Сгорят они, и скоро, скоро
В уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры
На разрисованном стекле.


П. Образцов

БЕЛЫЙ ДЕД

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня: —
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе —
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги.
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Все царапины земли
Белым снегом замели.


Н. Артюхова

СКРИП ШАГОВ ВДОЛЬ УЛИЦ БЕЛЫХ

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.


А. Фет

ХОЛОДНО

Нынче белые метели
Поразмяться захотели,
И сугробы забелели —
Сотни белых медвежат.
И звенят от стужи ели,
Люди валенки надели,
В небе звезды посинели
И от холода дрожат.


Н. Кехлибарева (перевод М. Сергеева)

Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.


Э. Чумичева

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

Зимние каникулы!
Дождь идет с утра.
Съежилась, поникла
Снежная гора.
Воробьи чирикают,
Теплый ветер кружит.
В зимние каникулы
Топаю по лужам.
Ручейки запрыгали.
Ожила береза.
Зимние каникулы...
У дедушки Мороза.


Б. Ерухимович

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Музыкально игровая программа позволит вспомнить песни, стихи и сказки о зиме. А также поиграть в зимние забавы.

Подготовлено учителями начальных классов: Белых Ириной Викторовной и Кирильчук Ольгой Викторовной.

Цель: развитие умения видеть вокруг себя прекрасное, способствовать созданию праздничного настроения.

Задачи.

  • Обобщить знания учащихся о зиме.
  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности учащихся.
  • Воспитывать потребность в чтении.

Формы организации деятельности: праздник.

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «Зимушка-зима». Мы будем играть, шутить, петь, танцевать. Я предлагаю начать наш праздник. Звучит песня «Три белых коня».

Но что это?

(Раздаётся звук завывающего ветра, стук шагов и в дверях появляется Зима.)

Ведущий : Ребята, вы догадались, кто к нам в гости пришел? Верно, Зимушка - зима.

Зимушка: Здравствуйте, дорогие ребята. Проходила я недалеко от вашей школы, украшала серебром деревья, дома. Вдруг услышала весёлую музыку и решила заглянуть к вам в гости. Позвольте мне на вашем празднике поприсутствовать?

Ведущий : Конечно, Зима, проходи в зал. Мы с ребятами будем очень рады тебе. Правда, ребята?

Зимушка: Вот и прекрасно! Тогда давайте не будем медлить, а начнем праздник. Так хочется на ребят посмотреть, какие они умные и умелые.

Ведущий :

Ой, Зимушка! Какая ты красивая!
В ярких звёздочках, серёжках,
Да в серебряных сапожках!
Чуть притопнешь каблучком –
Речка кроется ледком.
Деревца принарядила,
Побелила все дома,
Ай да зимушка – зима!

Дорогая Зимушка, мы приготовили для тебя подарок.

Песню «Зимушка хрустальная» исполняет 1Б класс.

Зимушка: Ребята, а вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать мои загадки.

1) Старик шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)

2) Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра
Не пищат и не кусают
Просто так себе летают. (Снежинки)

3) Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрет – тогда заревет. (Снег)

4) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

5) И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (Иней)

6) Не драгоценный камень, а светится. (Лед)

7) Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)

Зимушка:

Молодцы, ваши ребятки!
Отгадали все загадки.

Ведущий : У нас ребята и поют хорошо.

Песню «Русская Зима» исполняют ученики 2Б класса.

Ведущий :

Ребята, какая хорошая погода
Сегодня на дворе! Солнце светит, снег искрится.

Бывает другая погода? Какая?
Вы совершенно правы.

Бывает и так:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Вот про такую зиму нам споют ребята 3А (песня «Метель»).

Ведущий :

Что за чудо – мотыльки
Кружат над тобою,
Быстрокрылы и легки
Сказочной зимою? (Снежинки)

Какая же зима без снежинок?
И сейчас объявляется конкурс «Самая красивая снежинка».

Команды вырезают снежинки.
(выдать листы бумаги, ножницы)

Молодцы! Все снежинки очень красивые.

Про снежинки поётся и в песне, которую исполнят ребята 2 А класса. («Что такое зима?»).

Ведущий: Любит русский народ зиму: и на санках покататься можно, и в снежки поиграть, и по льду промчаться на быстрых коньках. А ещё зимними длинными вечерами можно и сказку послушать.

Зимушка: А давайте проведем конкурс «Угадай зимнюю сказку».

Ведущий: Хорошо. Слушайте ребята.

1) «Вышел старик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым имением. Махнул старик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз». («Старик годовик»)

2) «Долго – долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут – то было!» («Лисичка-сестричка и волк»)

3) «Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и девочка увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Жалко ей стало бедную травку» («Мороз Иванович»)

4) «Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили». («Снегурочка»)

5) «По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял. Неужели вся река замерзнет? - думала она с ужасом. Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер». («Серая Шейка»)

6) Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. («Двенадцать месяцев»)

7) «Старик посадил старухину дочь в сани, повёз её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит». («Морозко»)

Ведущий: Вот видишь, Зимушка, ребята хорошо знают сказки. А пусть они теперь споют.

Песню «Пришла зима» исполняет 1А класс.

Ведущий:

В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится –
Все ребятам нипочем.

Песня 3Б «Хорошо, что снежок пошёл».

Ведущий: Как хорошо зимой играть в снежки, давайте и мы поиграем.

Игра «Меткий стрелок»

Сделать из газеты снежок и закинуть в корзину. По 2 человека от команды.

Ведущий: Снежки – это здорово, а когда ещё ярко светит солнце – это вдвойне радость!

Песню про зимнее солнце исполнит 4 класс («А где-то солнце»).

Ведущий: Ребята, вы устали? Тогда давайте поиграем.

Мы с Зимушкой будем рассказывать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и выполняйте все движения, которые встретятся. Пришла Зимушка-зима, все дорожки замела. (Подметают руками)

По сугробам мы идём, дружно песенку поём. (Топают на месте)

Нас сугробы не пугают, выше ножки поднимаем. (Поднимают ноги)

Лучше лыжи мы возьмём и поедем с ветерком. (Изображают езду на лыжах)

Нам летят в лицо снежинки, лёгкие все как пушинки. (Машут руками в лицо)

Мы нагнёмся вправо, влево, увернёмся мы от них. (Делают наклоны)

А потом в снежки сыграем, берём в руки снег, бросаем. (Лепят снежки, бросают)

И не страшен нам мороз, весело играем. (Изображают игру в снежки)

А затем согреем нос, уши, щеки, руки. (Трут нос, уши, щеки, руки)

Нравится зимой гулять, тут уж не до скуки. (Ходьба)

Но пора нам возвращаться, значит, будем мы прощаться. (Машут рукой)

Завтра встанем мы пораньше и опять пойдём кататься. (Изображают ходьбу)

Зимушка: Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и у вас всё получилось замечательно. Я с вами прощаюсь, мне пора возвращаться в свое сказочное царство. Ой, а почему у меня рукавичка одна? Что мне теперь делать?

Ведущий: Не переживай, Зимушка, у нас целая корзина рукавичек. Мы тебе быстро пару найдём.

Игра «Найди пару»

Зимушка: Спасибо, ребята. До свидание.

Ведущий: Вот и закончился наш праздник, посвящённый Зимушке – зиме. Праздник закончился, а зима только началась. Скоро праздник Новый год, зимние каникулы, и много разных развлечений, которые дарит вам зима.

Список литературы.

  1. Жиренко О.Е Внеклассные мероприятия 1 класс, Москва: издательство ВАКО», 2014 г.
  2. Мартынова А.Н. Пословицы. Поговорки. Загадки. Москва: издательство Современник, 1986 г.
  3. 3.Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. Волгоград: издательство Экстремум, 2005 г.
  4. Сказки:
  • Даль В. «Старик -годовик»
  • Мамин – Сибиряк Д.Н. «Серая Шейка»
  • Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
  • Одоевский В.Ф.«Мороз Иванович»
  • Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
  • Русская народная сказка «Морозко»
  • Русская народная сказка «Снегурочка»
  • Беляков И. «На санках»
  • Пушкин А. С. «Зимний вечер»
  • Тип занятия: интегрированный

    Форма занятия : занятие – сказка

    Цели: Развитие и обогащение представления дошкольников о времени года зиме.

    Задачи:

    Образовательные:

    • познакомить с зимними играми и забавами посредством музыкальных пьес, песен, стихов;
    • совершенствовать двигательно-игровые импровизации детей.

    Развивающие:

    Воспитательные:

    • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные образы.

    Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные, практические;

    Оборудование:

    Для преподавателя: фортепиано, нотные сборники, картинки с изображением зверей, ватные комочки (“снежки”) и составляющие детали для изготовления снеговика, игрушки.

    Для детей: принадлежности для творческой работы по ИЗО, трафареты с изображением снеговика.

    Используемый материал:

    Музыкальный: пьесы и песни о зиме.

    Художественный: иллюстрации к пьесам и песням из нотных сборников, картинки с изображением зверей.

    Литературный: стихотворения о зиме.

    План занятия

    1 .Организационный момент. Приветствие;

    2. Знакомство с новым материалом посредством игр, загадок, стихотворений.

    3. Подведение итогов.

    1. Творческая работа детей на занятии ИЗО;

    2. Подведение итогов.

    Ход занятия

    I часть

    1. Организационный момент.

    Преподаватель. Здравствуйте, дети! Вы такие молодцы, потому что даже сильный мороз и ветер не помешали вам прийти в школу. Что вы, ребятки, можете рассказать о зиме?

    Дети. На улице холодно, морозно, сильный ветер, идет снег.

    Преподаватель. Сегодня на занятии всё будет посвящено зиме: игры и танцы, песенки и стихи. Несмотря на непогоду, все мы любим зиму. Давайте дружно скажем: “ Ай да зимушка-зима!”

    2. Знакомство с новым материалом.

    Преподаватель загадывает загадку.

    С неба падают зимой
    И кружатся над землёй
    Лёгкие пушинки, белые...(снежинки)

    Дети отгадали загадку.

    Преподаватель читает стихотворение:

    Первый снег пушистый
    В воздухе кружится
    И на землю тихо
    Падает, ложится.

    Преподаватель раздаёт всем детям бумажные снежинки и предлагает передать движениями, как падает снег. Под музыку “Вальса” дети медленно кружатся и плавно опускают руки со снежинками вниз. (Этот “танец снежинок” будет неоднократно повторятся на протяжении всего занятия)

    Преподаватель. Ребята, давайте представим, что наши снежинки всё падают и падают, начался снегопад.

    Преподаватель исполняет детскую песню М. Красева “Зима”

    Вот зима, кругом бело,
    Много снега намело.
    Утром Ваня санки взял,
    По дорожке побежал.

    Преподаватель предлагает послушать песенку “Рано утром выпал снег” и хлопать в ладоши под музыку.

    Преподаватель. Снег всё падал и падал, укрыл всю землю пушистым одеялом. Во дворах появились снежные горки. Дети, расскажите, что вы обычно делаете на горках?

    Дети. Катаемся на санках, ватрушках, ледянках.

    Показ иллюстрации к пьеске “Ледяная гора”. Приложение 1.

    Преподаватель предлагает “сыграть” вместе с ним на фортепиано песню “Ледяная гора”: дети подходят к инструменту и одной рукой играют ноту “до” в разных октавах (у каждого своя нота и своя октава). Преподаватель исполняет основную партию, поёт слова, а дети ритмично нажимают клавиши.

    Преподаватель. А на чём ещё можно кататься зимой?

    Дети. На лыжах.

    Показ иллюстрации к песне Е. Тиличеевой “На лыжах”. Преподаватель поёт песню , дети имитируют работу лыжными палками. Приложение 2.

    Вновь исполняется “танец снежинок”.

    Преподаватель. Ребятки, давайте представим, что снега становится всё больше и больше, намело сугробы. Вспоминайте, что можно делать из снега?

    Дети. Можно лепить снежки и снежную бабу.

    Преподаватель. Мы с вами сейчас будем лепить комочки, но не для того чтобы бросаться ими.. Мы будем из них делать снеговика.

    Игра. Под музыку дети катают ватные комочки и по очереди передают их друг другу. Приложение 3.

    Ты катись, катись снежок,
    Не по пням, не по дорожкам,
    А по нашим по ладошкам.
    Все ладошки обойди,
    И от нас не убеги!

    Дети “слепили” три комочка, а преподаватель помог им сделать снеговика: скрепил спицей комки - туловище, прикрепил сделанные из цветной бумаги нос, глаза, рот, ведро, руки-веточки.

    Преподаватель. Ребятки, какой чудесный у нас получился снеговик! Послушайте про него песню. (Звучит песня Н. Соколовой “Снеговик”).

    Снеговик, снеговик
    Появился во дворе.
    Нос - морковка, рот - картошка
    И ведро на голове.

    Преподаватель. Дети, посмотрите, какие друзья пришли к нашему снеговику! Это тоже снеговики, но какие они разные! (Показ снеговиков в виде мягкой и фарфоровой игрушек, свечек и подсвечников). Давайте, ребята, представим, что все наши снеговики собрались на городской площади возле Новогодней Ёлки. А мы подумаем, что же бывает в лесу зимой?

    Преподаватель исполняет пьеску М. Крутицкого “Зимой”. Слова, взятые из сборника. А.Артоболевской, частично изменены. Приложение 4 .

    Снег, только снег и лёд...
    Ночь наступает.
    Лес, как стена, встаёт,
    Тьма нарастает.
    Зимней ночью спят все звери
    Там, в лесу.

    Преподаватель. Наутро сорока принесла в лес городские новости: рассказала лесным жителям и о красавице Ёлке, и о друзьях - снеговиках. Любопытные звери решили всё увидеть сами.

    Преподаватель приглашает детей принять участие в игре “Догадайся, кто поёт” (слова А. Гангова, музыка Е. Тиличеевой.

    Поиграйте, дети, с нами,
    Выходите-ка вперёд,
    И с закрытыми глазами
    Догадайтесь, кто идёт?

    Дети закрывают руками глаза и стараются определить, какой зверь изображён музыкальными звуками?

    Звучат следующие пьески: Г..Галынин. “Медведь” Приложение 5 ; Г. Галынин. “Зайчик” Приложение 6 ; белорусская народная песня “Волк-волчок” Приложение 7 ; музыка А. Алексеева, слова Демыкиной “БелочкаПриложение 8.

    Дети угадали всех зверей, выбирая из предложенных рисунков те,чей музыкальный “портрет” прозвучал, и передавали движениями их повадки.

    Преподаватель. А теперь, ребятки, давайте попрощаемся со зверями, им пора возвращаться в свой лес. Преподаватель играет “портреты” - мелодии каждого лесного персонажа, а дети вспоминают, чья мелодия звучит .Затем исполняется заключительный “танец снежинок”.

    Преподаватель. Итак, звери вернулись к себе домой, а лёгкие снежинки замели все следы.

    3. Подведение итогов.

    Преподаватель. Дети, вы были сегодня очень внимательными, угадали музыку каждого лесного гостя. Те ребята, которым понравилось наше занятие, могут взять домой своих помощниц-снежинок.

    II часть

    1. Творческая работа по ИЗО.

    Преподаватель. Теперь я предлагаю вам нарисовать того, кто больше всего вам запомнился сегодня на занятии.

    Дети выбирают снеговика. Преподаватель раздаёт трафареты для раскрашивания.

    2. Подведение итогов.

    Преподаватель. Ребятки, наше занятие подошло к концу. Снеговички у вас получились очень симпатичные! Я надеюсь, что вам сегодня было не скучно. Давайте посмотрим в окно-ветер и метель утихли! Ай да зимушка-зима!

    Используемая литература.

    1. А.Жилин. Вальс. С. И Бекина, Т.П. Ломова. Е.Н. Соковнина.Музыка и движение. Москва, “Просвещение”,1984
    2. Н.Соколова. Ребёнок за роялем. Санкт-Петербург, 1998
    3. Л.Хереско. Музыкальные картинки. Ленинград. “Советский композитор”,1975
    4. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва, “Музыка”, 1986
    5. В.И. Ребиков.Вальс из сказки- оперы “Ёлка”
    6. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка в детском саду. Москва “Музыка”, 1989