Индивидуальный пенсионный капитал. Минфин и центробанк доработали новую концепцию пенсионной системы

Заморозка пенсионных накоплений россиян до 2020 года, начавшаяся в 2014-м, показала, что для бюджета ПФ РФ настали трудные времена, требующие реформирования всей пенсионной системы. 24 мая текущего года А. Г. Силуанов, первый вице-премьер страны, сказал, что возврат к прежней системе не рассматривается и разморозка не планируется, вместо этого предлагается переход к системе накопления индивидуального пенсионного капитала (ИПК). 28 мая А. Д. Жуков, первый вице-спикер Государственной Думы, пообещал, что в этом году россияне смогут ознакомиться с готовым законопроектом новой реформы, которая коснется не только индивидуального капитала для пенсионеров, но и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых. Законопроект этой реформы был вынесен на обсуждения 16 июля 2018 года, однако в его тексте не было ни слова про индивидуальный капитал для людей, пенсионный возраст которых с 2019 года начнет расти.

Понятие ИПК

Пенсионное жалованье формируется в основном из страховых взносов, отчисляемых работодателем за сотрудников в ПФР. Согласно статье 33 , отчисления составляют 22%, из которых 16% уходит на формирование страховой части пенсионных выплат гражданина (10% – на страховое пенсионное жалованье, 6% – на фиксированную выплату), 6% – накопительной. Для человека, родившегося до 1966 года включительно, накопительной пенсии не предусмотрено, и все проценты отчисляются в счет страховой части. Новая концепция Центробанка и Министерства финансов РФ предполагает, что вышеуказанные цифры не изменятся, но 6% уже не будут уходить в накопления. Теперь гражданин сам сможет формировать себе накопления, открыв счет в негосударственном пенсионном фонде, куда он будет вносить средства для обеспечения комфортной старости (до 6% от зарплаты). Так что граждане смогут сами решать, какую сумму выделять на старость. Если человек самостоятельно не решит, сколько денег вносить на счет, он сможет не платить первый год. Но затем ему придется с каждым годом платить на процент больше, пока отчисления не достигнут 6% или пока он не подпишет договор с НПФ либо отказ от участия в программе.

Планируется ввод переходного периода, когда у людей будет право попробовать программу и решить, подходит ли она им. Если нет, можно будет отказаться от участия и вернуть внесенные деньги. Также говорится о возможности на 5 лет приостановить выплату средств и менять процентную ставку по своему желанию. Говорят и о праве забрать накопления досрочно: 20% за 5 лет до наступления пенсионного возраста, и всю сумму - при появлении особых обстоятельств, когда срочно требуются деньги (например, в случае болезни гражданина или его близких).

Спорные моменты концепции

На сегодняшний день окончательной версии законопроекта нет, и дискуссия продолжается. В ходе обсуждений возникли спорные моменты, которые пытаются разрешить. Первый вопрос заключается в способе подключения россиян к программе. Обсуждается два варианта: автоматическая подписка с возможностью впоследствии отказаться от участия в программе или авторегистрация по письменной заявке самого человека. Также один из вариантов - предложение от работодателя добровольно включиться в программу, и если работник в течение 6 месяцев не напишет отказ, ответ будет считаться положительным. Вопрос этот повлияет на количество участников и является важным для формирования бюджета ПФ РФ.

Автоподписка - идеальное решение для ПФР, но существует ряд негативных последствий:

  1. 6% от заработной платы может нанести серьезный урон бюджету человека, ведь заработная плата многих людей не позволяет выделять дополнительные 6% на формирование пенсионных накоплений;
  2. возможное недоверие к государственным реформам, которые и так проводятся очень часто;
  3. вопрос о перераспределении средств, что уже накоплены, станет особенно остро, ведь новая реформа отменит прежнюю систему накоплений, с которыми придется что-то делать: переводить на новый счет человека (если деньги хранились в негосударственном фонде) или переводить их в пенсионные баллы для увеличения страховых выплат (если в государственном). Обсуждается возможность в течение двухлетнего переходного периода перевести деньги из ПФР в негосударственный фонд, чтобы подтвердить участие в программе формирования индивидуального пенсионного капитала.

Также остается нерешенным вопрос о едином операторе, который отвечал бы за программу индивидуального пенсионного капитала. Пенсионный фонд не хочет брать на себя эту ответственность, а создание нового ведомства приведет к тому, что содержать его будут сами участники программы. Главный кандидат в операторы - НРД (Национальный расчетный депозитарий), небанковская организация России.

Преимущества для участников новой системы

Если граждан не принуждать к участию в новой программе, их нужно чем-то привлечь, предложив ряд преимуществ. В процессе обсуждений возникло несколько вариантов поощрения:

  • возможность получать налоговый вычет в размере до 6% от заработка;
  • отмена подоходного налога для граждан с низким уровнем доходов;
  • увеличение НДФЛ до 15% для тех, кто не желает принимать участия в новой программе, и в то же время снижение его до 10% для тех добровольцев, которые согласятся тот же процент уплачивать для формирования накоплений.

Что касается пенсионных выплат, тему эту осветил С. Швецов, зампред Центробанка, рассказав о трех вариантах получения пенсии владельцем ИПК:

  1. Срочные выплаты с индексацией каждый год. Человек самостоятельно устанавливает сроки получения выплат, а фонд рассчитывает, каким должен быть ежемесячный платеж. Если человек умер и не успел получить накопленное, оно переходит к его наследникам.
  2. Пожизненные или бессрочные без права наследования.
  3. Гибридные. Возможность получать скользящие выплаты с перерасчетом пенсионного жалованья каждый год.

При достижении возраста выхода на отдых от труда гражданин самостоятельно сможет выбрать, копить ему дальше или получать выплаты.

Накопления в НПФ

Накопительная пенсия поступает на счет негосударственных пенсионных фондов, и с ее заморозкой возникли трудности с притоком новых средств. Когда вкладчики начнут в больших количествах выходить на пенсию, существование некоторых НПФ окажется под угрозой. Первой ласточкой изменений можно считать программу Сбербанка России индивидуального пенсионного плана, побуждающую клиентов продолжать вкладывать средства в пенсионные накопления. С ее помощью клиенты могут самостоятельно формировать свою пенсию, внося периодически взносы в размере как минимум 500 рублей. Первоначальный взнос при этом должен быть в 3 раза больше. Чтобы сформировать желаемую пенсию, можно на сайте банка воспользоваться калькулятором. Он поможет рассчитать, какие суммы в течение какого времени и с какой периодичностью нужно вносить.

Заключение

Новая пенсионная программа, которая переведет к формированию гражданами самостоятельно своего индивидуального пенсионного капитала, начнет работать, скорее всего, не раньше 2020 года. Конечно, это произойдет, только если все спорные моменты решат к концу текущего года и законопроект будет принят. Несмотря на все сложности, реформа сможет гарантировать, что накопления граждан больше не смогут заморозить, а копить дополнительную пенсию или нет, они смогут решать самостоятельно. При этом 22% отчислений, которые работодатели вносят за своих сотрудников, полностью пойдут на формирование страховой части пенсионного жалованья. Россияне же смогут вносить дополнительно до 6% от зарплаты на счет накоплений.

Два главных риска, который тормозят внедрение в России программы индивидуального пенсионного капитала, эксперты связывают с вопросами авторегистрации в системе ИПК и пенсионным администратором.

Сроки внедрения системы ИПК

Центробанк не исключает, что введение новой пенсионной системы в России будет отложено. Ранее предполагалось, что концепцию об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) заработает в России уже с января 2019 года, а возможно даже с конца 2018 года, но сейчас эти сроки находятся под угрозой. Как отмечает зампред ЦБ Владимир Чистюхин , система еще не принята правительством и не внесена в Госдуму, в то время как для выдержки заявленных сроков это должно пройти в осеннюю сессию.

«ЦБ по сути хочет перейти от обязательной системы индивидуального страхования, в которой сейчас работодатель отчисляет 6% единого социального налога, на систему, где плательщиком станет работник. При этом регулятор прекрасно понимает текущее состояние рынка труда и зарплат, которое, скорее всего, не позволит большинству граждан участвовать в системе ИПК, так как они не готовы уменьшать свои текущие доходы.

Еще один момент связан с высокой волалильностью рынка. Она мешает показать финансовый результат вложений в накопление пенсий не только на горизонте 30-40 лет, на даже через 10 лет. Все это снижает мотивацию граждан участвовать в программе ИПК. Оценивая и понимая эти риски, в ЦБ и Минфине осознают сложность привлечения граждан в такую систему, поэтому предлагают введение автоподписки, когда работодатель решает за вас платить отчисления с зарплаты в ИПК от 1% до 6% по нарастающим периодам или нет. Такой подход является нарушением базовых принципов гражданского права», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Против инициативы Минфина и Центробанка по автоподписки выступает также Минтруд. Как считает глава ведомства Максим Топилин , участие в системе ИПК должно быть либо осознанным решением каждого работника, либо предметом добровольного соглашения работника и работодателя. Среди рассматривается сценарий с положительными стимулами для работодателей в виде налоговых послаблений, и с отрицательными в виде штрафов за непредставление информации.

Риски внедрения ИПК

«Возникает резонный вопрос – на каком основании за вас будут принимать решение и подвергать ваши деньги финансовому риску. Профсоюзные организации не раз заявляли о недопустимости такого подхода, идея автоподписки не находит поддержки. Кроме того, и работодателям не очень хочется брать на себя дополнительные функции.

Еще один серьезный вопрос по системе ИПК связан с созданием единого оператора. В ЦБ хотят создать корпорацию, которая будет заниматься распределением денег, накапливаемых на счетах каждого гражданина. Сейчас эту функцию выполняет пенсионный фонд, поэтому непонятно, зачем тратить деньги людей, решивших участвовать в ИПК, на эту задачу. А деньги тратить придется, так как бесплатно существовать единый оператор явно не будет. Ответов на эти вопросы пока нет», - продолжает эксперт.

Но в то же время отсрочка принятия закона о внедрении ИПК не несет никаких рисков для общей государственной пенсионной системы. Как резюмирует Сафонов, более всего ситуация волнует НПФ, которые должны начать с 2024 года массовые выплаты по предыдущим взносам, в том числе им надо будет платить инвестиционный доход в виде пенсий. А поток доходов в связи с мораторием в пенсионной системе прервался, поэтому и возникает вопрос, из каких денег платить. Основные риски лежат именно в этой плоскости.

Реформирование российской пенсионной системы не ограничатся повышением возраста выхода на пенсию, что подтверждают и последние обсуждения проблемы накопительной пенсии в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ.

Минфин готовит законопроект об индивидуальном пенсионном капитале

Дело в том, что заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил, что в его ведомстве рассчитывают представить законопроект об индивидуальном пенсионном капитале до конца текущего года. Это подтвердило его слова в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов, что Минфин РФ скоро разработает законопроект о накопительной пенсионной системе.

В основе данного решения лежит идея об исключении обязательного накопительного элемента из государственного пенсионного обеспечения, что может существенно изменить вид и общую структуру отечественной пенсионной системы.

Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что это шаг Минфина и правительства РФ в правильном направлении, который очень давно назрел в нашей стране.

«Здесь предполагается, что будет выделена категория граждан, которая не будет включаться в накопительную систему вообще – это лица с низкими доходами. Что касается с граждан с высокими доходами, то они будут автоматически включаться в накопительную пенсионную систему, но будут иметь право выйти оттуда, если у них возникнет подобное желание», - заключает Сафонов.

В России думают, как перезапустить накопительную пенсию

По словам Александра Львовича, гражданам с более высокими доходами будет предоставлен полуторагодичный лаг на принятие своего решения по накопительной пенсионной системе, после чего они смогут, как участвовать в ней, так и не участвовать.

Это, на самом деле, один из наиболее чувствительных вопросов для российской пенсионной системы. Ведь накопительная пенсия в нашей стране была в 2013 году заморожена, а вчера пролонгации сложившейся на сегодня ситуации до 2021 года. Из-за этого возникает огромное количество вопросов, а какое будущее у накопительной пенсии и произойдет ли ее возвращение.

На практике заморозка накопительной пенсии, которая произошла задолго до введения западных санкций и падения мировых цен на нефть, стала следствием того, что в России не удалось эффективно использовать пенсионные средства, как инвестиционный капитал.

В результате, негосударственные пенсионные фонды суммарно не создавали необходимой нормы прибыли, а Пенсионный фонд, напротив, не дополучил значительных средств, которые вследствие работы накопительной системы ушли в данные структуры.

Это шаг в правильном направлении

«У накопительной пенсии есть будущее. Все-таки данное разделение граждан на категории говорит о том, что в России, наконец, смогли определить источник ее доходов. После этого будет узаконен новый характер работы негосударственных пенсионных фондов, что, в конце концов, закроет тот кризис, который давно существует в России по данному вопросу», - констатирует Сафонов.

Таким образом, как считает эксперт, это шаг в правильном направлении, который создаст предпосылки для создания в России действительно эффективной накопительной пенсионной системы, чего так и не удалось добиться в период 2002-13 годов.

Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной думы РФ Олег Шеин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что во всех таких вопросах присутствует влияние, проведенного летом налогового маневра.

«В рамках данного решения была увеличена норма прибыли для частного капитала, уменьшены государственные издержки, но, при этом, увеличена финансовая нагрузка на граждан. Здесь необходимо обратить внимание на то, как у нас изначально выглядела существующая в России пенсионная система со ставкой обязательных взносов в 26 процентов», - резюмирует Сафонов.

Любые решения по накопительной пенсии повлияют на экономику РФ

Работодатель в интересах работника перечислял в Пенсионный фонд РФ 22 процента от его заработной платы, а еще 4 процента компенсировал российский федеральный бюджет. Теперь бюджет де-факто перестает осуществлять эту компенсацию, потому что общая ставка пенсионных взносов формально сокращается в 26 до 22 процентов, и это, соответственно, снижает нагрузку на наши расходные статьи.

«Теперь данная бюджетная льгота отменяется, и российское правительство больше не будет перечислять в федеральный бюджет разницу между 26 и 22 процентами. При этом, существует здесь и второй аспект, что данная ситуация косвенно работает на уменьшение фактических пенсий – по этому вопросу мы видели вчерашнее заявление аудиторов Счетной палаты, которые сказали, что коэффициент замещение утраченного заработка уменьшится в нашей стране к 2023 году с 34 до 32 процентов», - заключает Шеин.

Для купирования этой проблемы, как замечает Олег Васильевич, предлагается изъять у работников часть их заработной платы и направить ее на аккумуляцию средств в накопительные пенсионные фонды. При этом, предполагается, что человек через 30-40 лет своей жизни что-нибудь получит на свое пенсионное содержание из этих структур, которые пока не доказали свою состоятельность.

«По сути, это может привести к дальнейшему снижению покупательной способности населения. Это означает уменьшение доходов, а также возможностей граждан что-то приобретать. И это стагнация потребительского рынка, поскольку это вызовет понятные проблемы с покупателями. И это модель, которую будут приветствовать негосударственные пенсионные фонды», - констатирует Сафонов.

Все это еще раз подтверждает, что любые изменения в российской пенсионной системе эффективно влияют на всю российскую экономику, поэтому любые подобные шаги требуют очень серьезной проработки, из-за чего Минфин РФ и взял здесь паузу.

Так что, новый формат накопительной пенсионной системы затронет интересы всех российских граждан.

Новую накопительную пенсионную систему, основанную на индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), можно запустить с 2020 года, сообщил 7 сентября во время пленарной сессии на Московском финансовой форуме первый вице-премьер, министр финансов Антон .

«Нам еще нужно будет обсудить детали этой системы в правительстве. Полагаю, что где-то с 2020 года мы сможем запустить действие этого индивидуального пенсионного капитала»,

— сказал Силуанов.

По мнению министра финансов, система «будет работать как на гражданина, так и на экономику». Предложения, которые готовятся, дадут возможность людям, которые еще не вышли на пенсию, «накапливать свой индивидуальный пенсионный капитал», рассчитывает он.

«Пенсии государственные будут повышаться, но при выходе на пенсию все равно в уровне доходов теряешь», — отметил Силуанов. Поэтому и нужна система ИПК.

При этом Силуанов отметил, что отложенные на старость деньги под защитой государства «будут в сохранности». Создается система, аналогичная система страхованию банковских вкладов, отметил он.

При этом средствами, отложенными в рамках системы ИПК, россияне смогут воспользоваться и до выхода на пенсию «в сложных ситуациях». Например, даже если гражданин не вышел на пенсию, а необходимо провести медицинскую операцию, то можно будет воспользоваться средствами, отложенными в рамках ИПК, пояснил министр финансов.

Систему индивидуальных пенсионных накоплений (ИПК) и разработали еще в 2016 году. Это произошло на фоне объявления о продлении заморозки пенсионных накоплений. Концепция ИПК предполагала, что граждане должны сами формировать накопительную часть пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

«Первоначально ИПК должен был заместить «замороженную» систему обязательного пенсионного страхования и строился на трех фундаментальных идеях: автоподписке, налоговых льготах и системе гарантирования. При такой конфигурации ИПК должна была стать новой национальной накопительной системой с огромным потенциалом, которая позволила бы молодым поколениям формировать пенсию в течение 40 лет»,

— отмечает Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

Последний известный вариант формирования гражданами ИПК Минфин и ЦБ предлагали правительству год назад — в июле 2017 года. Основным спорным вопросом прошлогоднего этапа обсуждения ИПК считались условия, на которых работники будут подключаться к системе.

Изначально Минфин настаивал на «автоподписке». Но социальный блок правительство был против.

Так, альтернативное предложение, которое в прошлом году было оформлено Минтрудом, — добровольное присоединение к системе. Уже в прошлом году Минфином был предложен компромисс — формально от термина «автоподписки» было предложено отказаться. Предполагалось, что большая часть работников получит право на «упрощенный порядок вступления», по которому работодатель будет предлагать условия вступления в план ИПК. Работник вправе будет или подписать соответствующее заявление, или отклонить его. Участнику ИПК предлагалось право выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет. «Базовый» вариант пенсионных отчислений предполагал их увеличение на 1% от зарплаты ежегодно до 6%.

Работнику предлагался налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, «но не более 6% от зарплаты в год». Стимулирующая льгота для работодателя предполагала вычет из налога на прибыль: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Отдельно прошлогодняя концепция рассматривала перевод обязательной накопительной пенсии, которая формировалась работниками до заморозки в 2013 году в НПФах и на счетах . Прошлогодняя концепция Минфина предполагала, что накопительный элемент обязательной пенсионной системы перестанет функционировать в течение пяти лет. За это время участники накопительной системы, и прежде всего нынешние «молчуны», хранящие накопительную часть в , должны были определиться — передавать свои накопления в систему ИПК или конвертировать их в пенсионные баллы.

В итоге, учитывая многочисленные разногласия, до президентских выборов 2018 года обсуждение системы ИПК было по сути заморожено.

Так, по данным опроса НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), около 80% россиян «очень поверхностно знакомы с особенностями пенсионной реформы и в целом рассчитывают только на государственную страховую пенсию», отмечает он.

Можно сказать, что детальное обсуждение ИПК с профессиональным сообществом так и не началось, говорит Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

«Мы видим в основном презентации проекта, и в каждую последующую вносятся существенные изменения. Поэтому сложно предсказать будущее этого проекта», — резюмирует он.

Реформу накопительных пенсий оплатят россияне

Минфин и Центробанк назвали новую дату введения индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который заменит накопительную часть пенсии. Проекта закона за годы обсуждения ни одно ведомство не обнародовало, но в теории главными новациями должны стать добровольный характер отчислений и невозможность государства использовать накопления будущих пенсионеров. Вместе с тем введение ИПК приведет к увеличению нагрузки на налогоплательщиков.

Обсуждение идеи ИПК началось еще в 2014-2015 гг., но так и не оформилось в законопроект. В предложениях Минфина для пенсионной реформы предполагалось - ИПК - уже с 2017 г. Позднее в Центробанке прогнозировали ., но проект власти в Госдуму так и не внесли.

Документ Минфином и ЦБ будет опубликован в течение месяца, новые сроки озвучили СМИ, по их данным, . Сейчас работодатель уплачивает в Пенсионный фонд взносы в размере 22% от зарплаты. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что от зарплаты, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5% ВВП. Однако сделано это будет, вероятнее всего, за счет дополнительной нагрузки на пенсионеров.

Переход к ИПК предполагает не замену 6% накопительной части, которую сейчас инвестируют НПФ и ВЭБ, на добровольные отчисления работников, а перераспределение платежей. 22%-е отчисления направятся в распределительную систему и станут страховой частью пенсии (сейчас только страховая часть формируется у "молчунов", оставивших свои деньги в ПФР). Работнику предложат дополнительно, из своей получаемой на руки зарплаты, отчислять до 6% в накопительную часть.

Предварительно власти заявляли о готовности предоставить гражданам возможность отказаться "копить на пенсию" или самостоятельно установить желаемый процент отчислений. Однако в каком формате закон будет представлен - большой вопрос: еще в 2016 г. Минфин хотел принудительно подключить к ИПК всех налогоплательщиков, если работник самостоятельно не установит размер взноса, то автоматически станет откладывать по 6% от зарплаты.

В текущем варианте ИПК станет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков, говорит аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин .

"Взносы фактически будут уплачиваться в дополнение к обычной ставке страховых взносов в ПФР. Их будет делать сам работник, взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 процентный пункт в год, но может быть отменён по желанию работника. В итоге ИПК представляет собой ни что иное, как налог на финансовую неграмотность. Очевидно, что уплачивать подобные взносы будут в первую очередь граждане, которые не знают о подобной реформе и не контролируют свои расчёты с государством. Тем не менее надо признать - нововведение эффективно повысит размер средней пенсии в будущем", - рассказал аналитик.

Идея существующей накопительной части, которую в свое время агитировали переводить в НПФ, тоже в увеличении будущей пенсии. Но с подачи государства деньги россиян находятся в "заморозке" с 2014 г., тогда отчисления в размере 6% от зарплаты россиян направили на выплаты пенсионерам. Принято решение о продлении меры до 2020 г., что в трехлетней перспективе принесет

Деньги, перечисленные в рамках ИПК, будут собственностью самого гражданина по аналогии с банковским вкладом. Но в отсутствие проекта сложно сказать, сможет ли государство после перехода к ИПК принять в отношении денег россиян решения, аналогичные "заморозке" накопительной части пенсий, добавляет Нигматуллин.

"Теоретически это возможно с точки зрения ежегодно поступаемых платежей, а не суммы накоплений. Например, их можно принудительно направить на погашение дефицита ПФР. Возможно, для этого даже не потребуется принятия нового закона", - говорит он.

По мнению участников рынка, ИПК позволит сбалансировать пенсионную систему. По расчетам Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), дефицит взносов на страховую пенсию в 2017 г. оценивается в 34%, его снижение возможно за счет роста тарифа страховых взносов с текущих 22% до минимум 34%. В случае выполнения поручения президента о росте зарплат потребуется еще больший тариф. Введение ИПК решит проблему только в случае максимального охвата населения, но не менее 25% наемных работников с облагаемым доходом не менее 50 тыс. руб., отмечают в альянсе. Там выступают за рост тарифа выше 6%.

Условия привлекательности ИПК: право собственности на средства, правопреемство пенсионных средств в случае смерти участника до назначения ему пенсии и самой пенсии, досрочное получение средств при тяжелой болезни, травме или уничтожении имущества, гарантированный инвестиционный доход, возможность приостановки участия в программе.

Переход к новой системе не сможет сразу покрыть дефицит ПФР, говорит доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец , он будет существовать еще достаточное время.

"Переход к ИПК приведет к тому, что государство будет выплачивать только обязательную часть, и происходить это будет не сразу, а по мере достижения пенсионного возраста теми, кто перешел на такую систему. Это, скорее, приведет к большей дифференциации пенсионных выплат, так как граждане очень по-разному отнесутся к переходу к ИПК - одни будут стараться больше зарабатывать или их доход позволит накопить больше, соответственно, и пенсия их может быть больше, а некоторые все равно либо останутся в тени, либо не очень поверят новой системе, и получать будут только минимум. Но самое опасное в этой схеме то, что работающие граждане с низкими заработными платами не смогут накопить на достойную пенсию", - рассказала она .

Низкий уровень доверия к государству в вопросе формирования пенсий (здесь стоит вспомнить не только "заморозку", но и отказ от второй индексации в кризисные годы, остановку роста пенсий работающих пенсионеров, ) заставит работников задуматься о целесообразности добровольно копить. Власти уже придумывают стимулы, так, есть решение по освобождению накопительной части от налога на доход физических лиц. Идею в 2017 г. выдвинули участники рынка, регулятор ее поддержал. Однако есть риски того, что россияне при возможности уйдут на пятилетние каникулы для выплат или установят 0% взносов велики. В АНПФ отмечают, что льготы по подоходному налогу - значимый фактор только для высокооплачиваемых работников, а для значительной части снижение реальных доходов существенно превысит эффект господдержки.

У большинства россиян с низкими доходами просто нет возможности в долгосрочном режиме откладывать существенную часть зарплаты на пенсию, говорит заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин . Сейчас порядка 70% россиян получают зарплату ниже средней, отмечает он.

"Если при зарплате в 40 тыс. руб. у человека есть семья, дети, то душевой доход домохозяйства ниже и существуют более императивные траты. Подтверждение этому - относительно небольшие накопления россиян. При этом чтобы накопительная пенсия была значимой, речь должна идти о накоплении не десятков и даже не сотен тысяч рублей. Второй момент, вызывающий сомнение - инфраструктура НПФ. За предыдущие годы фонды не показали себя, как институт, способный обеспечить доходность, хотя бы соизмеримую с инфляцией. По целому ряду причин доходность НПФ была в полтора раза ниже инфляции. Если ИПК введут в принудительном порядке, люди будут вынуждены отчислять взносы, но это уменьшит их и без того падающие доходы и негативно отразится на экономике, так как снизится платежеспособный спрос", - рассказал он .

Налоговые льготы, по его словам, увеличат доходность НПФ на несколько десятых процента, но выпадающие доходы получат субъекты, которые являются администраторами НДФЛ. Кроме того, льготы по подоходному налогу опять же получат россияне с высокими доходами - именно они могут быть заинтересованы в ИПК - это сделает плоскую шкалу налога фактически регрессивной.

Так как у многих работников необходимость отчисления дополнительных взносов может вызвать протест, система ИПК, вероятнее всего, станет принудительной, говорит Людмила Иванова-Швец: "Скорее всего, рычаги давления могут передать работодателям, то есть предусмотреть схему, при которой работодателю было бы выгодно, чтобы его работники были включены в эту систему".

Она добавляет, что одной разъяснительной работы среди населения по вопросу формирования пенсий мало, нужна стабильность пенсионной системы, чего нельзя сказать о ней в настоящее время

"За последние 13 лет произошло столько реформ пенсионной системы, что граждане перестали доверять государству, но из-за высокой инфляции и низких доходов не имеют возможности и не видят смысла заниматься самостоятельно пенсионными накоплениями. Государство должно выступить гарантом стабильности", - отмечает эксперт.