Пути социализации дошкольников в семье и доу. Условия полноценной социализации ребенка дошкольного возраста

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром .

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой .

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из :

    трудовых навыков;

    знаний;

    норм, ценностей, традиций, правил;

    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Само слово «общество» произошло от латинского « societas », означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

Частотой контактов с ребенком;

Эмоциональной насыщенностью контактов;

Информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

    индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

    воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

    развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

    становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

    Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

    Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться .

    Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие:

    приобщение дошкольника к культуре общества;

Создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

    автономизация подрастающих поколений от взрослых;

Дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).

Список использованной литературы:

    Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука, 1991.- 154 с.

    Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia , 2004. - 440 с.

    Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.

    Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. - М: Просвещение, 1984. - 112 с.

    Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. - М.: Просвещение, 1988.-117с.

6. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.

7. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.

8. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

ольга благодарова
Сущность и содержание социализации дошкольников

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом; процесс развития личности в системе общественных отношений; процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду ; процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Ключевыми составляющими понятия «социализация личности » являются :

Усвоение опыта общественной жизни и общественных отношений;

Активное участие в освоении социальных отношений , в формировании определенных социальных норм , ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;

- развитие саморегуляции : становление самосознания и активной жизненной позиции;

Семья, дошкольные учреждения , школа, трудовые и другие коллективы как институты социализации .

Известно, что определяющим в социализации личности является дошкольный возраст . Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим.

Непременными компонентами процесса социализации , как отмечает Н. Ф. Голованова, с точки зрения педагогического анализа выступают субъект и объект социализации . Функцию субъекта в процессе социализации выполняют в первую очередь факторы, институты и агенты социализации .

В таком контексте, по словам Н. Ф. Головановой, социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации . В сфере воспитания и обучения ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью (мотивом, потребностью, интересом) .Недопустимость превращения ребенка в средство воспитания и обучения по – новому ставит вопрос об объекте образования. Объектом воспитания, обучения в гуманистической педагогике не может выступать ни отдельная личность, объектом педагогической работы может выступать лишь образовательный материал- предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера. Этот материал осваивается, интериоризуется субъектами образования – ребенком и педагогом – в процессе выбора, исследования и преобразования. Здесь происходит саморазвитие и педагога, и ребенка, и взаимодействующей группы в целом.

Это служит основанием педагогики сотрудничества. Она ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние.

Таким образом, в качестве субъектов социализации следует рассматривать ребенка, воспитателя, родителей. Какие же требования современное общество предъявляет к каждому субъекту процесса социализации ?

Следуя утверждению Н. Ф. Головановой, мы считаем, что главной характеристикой воспитанника в процессе социализации является провозглашение его носителем определенного социального опыта . Известно, что важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность (когда речь идет о ребенке –дошкольнике , в первую очередь имеют в виду игру как ведущую детскую деятельность). Однако накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Так, ребенок может быть включен в непосредственно образовательную деятельность, манипулировать учебно-наглядным материалом, но при этом не наращивать свой социальный опыт . При обеспечении специальных педагогических условий развертывания в первую очередь игровой, а также и других видов деятельности, можно обеспечить успех социализации ребенка . К этим условиям относятся :

Обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;

Осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;

Обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;

Активизация детской деятельности на основе ее планирования;

Привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;

Развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;

Формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т. д.

Современная позиция воспитателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействия и сотрудничество с ним, готовность к самопознанию культуры и самого себя. Приоритетными задачами педагога, выступающего в качестве агента социализации , являются :

1. Формирование у ребенка адаптационных механизмов к социуму , способности к эффективному выполнению заданных социальных ролей .

2. Обеспечение повседневной эффективности ребенка во взаимодействии со своим окружением, формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.

3. Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы, потребности; замечать изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.

4. Развитие способности ребенка к эффективному и адекватному решению различных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом, с которыми он сталкивается; осуществлять правильный выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

5. Приучение к анализу своих собственных действий, поведения.

6. Формирование умения использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы в соответствии с поставленной целью.

7. Воспитание у ребенка самосознания, способности к самоопределению в социуме .

Существенное значение в накоплении социального опыта имеет семья , которая, как отмечается в исследованиях, с трудом реализует свои социализирующие функции . Так, родители часто испытывают трудности в общении со своими детьми, кроме того, отмечаются расхождения во взглядах на систему воспитания внутри семьи и т. д. Причинами этого может быть неудачный собственный опыт в общении, недостаток психолого- педагогических знаний и умений и т. д.

В работе с семьей с целью повышения их роли в организации пространства личной жизни ребенка можно в качестве приоритетных определить следующие задачи :

Помощь родителям в позитивном восприятии себя и своих детей;

- содействие в формировании навыков конструктивного стиля поведения, эффективных речевых стратегий в общении с детьми;

- содействие семье в развитии межличностных отношений с целью выработки единых требований к воспитанию ребенка.

Решение поставленных задач необходимо осуществлять, прежде всего, через практические занятия, например, «тренинг эффективности родителей» , где родители, используя свой жизненный опыт, учатся строить эффективные отношения с детьми. Такие занятия позваляют оценить отношения в семье «со стороны» , позволяют понять родителям, что они не одиноки в решении такого рода проблем.

Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление.

Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов : коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного. Рассмотрим содержательную сторону каждого из перечисленных компонентов относительно дошкольного возраста .

1. Коммуникативный компонент предполагает овладение детьми невербалтными и вербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками, позволяющее строить отношения, обеспечивающее самореализацию в деятельности.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений , обобщенных образов, ориентированных на усвоение норм социальных отношений соответственно возрасту детей.

3. Поведенческий компонент предполагает формирование навыков свободного выбора адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения : от навыков гигиены, бытового поведения до социальных умений , проявляемых в игре, продуктивных и других видах деятельности.

4. Ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, которые определяет избирательное отношение ребенка к ценностям общества в соответствии с его возрастными особенностями.

Основным результатом эффективной социализации является адаптированность ребенка к социальной среде , успешная интеграция в жизни общества.

Критериями и показателями сформированности социализации являются отношение ребенка к обществу, социально -значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений ; степень сформированности социального опыта .

Важным моментом является то, что впервые в соответствии с федеральными государственными требованиями «Социализация » специально выделена как образовательная область. Освоение ее содержания должно осуществляться в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также в процессе формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Реализация задач потребует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Золотой ключик»

Сообщение на тему: « Что такое социализация дошкольника.

Игра – как форма социализации ребенка»

(к педсовету на тему: «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной

социализации ребенка дошкольника»)

Подготовила:

Воспитатель

Май 2015 год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ДОУ

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.

Факторы и особенности

Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними.

К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития.

Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями.

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм. Главным в развитии личности является:

  • На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.
  • В возрасте 1-3 лет – общение в коллективе детей. Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках. В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание. Хорошо, если в детских учреждениях разрабатываются и применяются разные программы социализации дошкольников.
  • В возрасте 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания.

Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагоги разрабатывают комплексные программы, которые в игровой форме предлагают ребенку новую для него информацию.

Условия

Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются:

  • Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.
  • Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.
  • Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности не достаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Для становления личности дошкольника, его успешной социализации важное значение имеет игровая деятельность. Ее необходимо сочетать с приемами и методами, которые модулируют игровую ситуацию и ориентированы на адаптацию малыша в обществе.

В дошкольных учреждениях педагоги создают специальные программы сопровождения социализации в игровой деятельности. В них используются такие методы и приемы как тренинги, развивающие упражнения и игры, психогимнастика, беседы, рисование. С их помощью у детей развивают определенные социальные качества, например, сотрудничество, рефлексию (склонность к анализу своих переживаний), эмпатию (постижение эмоционального состояния или внутреннего мира другого человека).

Проблемы

Некоторые родители сталкиваются с проблемами социализации ребенка дошкольного возраста. Чаще всего такие нарушения связаны с упорным нежеланием дошкольника ходить в садик, страхом общения с другими детьми. Малыш может игнорировать просьбы и пожелания родителей и воспитателей в детском саду. Такие нарушения социализации обычно легко поддаются коррекции в дошкольном возрасте. Главное – своевременно обратиться за помощью к специалисту, который подскажет способы и методы коррекции.

Социализация ребенка дошкольного возраста – ответственный и часто трудный процесс. Однако родители должны понимать, что ее значение огромно для будущей адаптации человека в обществе. Поэтому очень важно создать все условия для данного процесса, внимательно отслеживать поведение ребенка, направлять его деятельность и обучение. При любом подозрении на нарушение социализации следует показать малыша специалисту.

В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада и т.д. (агентов социализации).

Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пересечении множества рассогласованных социализирующих воздействий.

Социализация не может проходить вне институтов социализации, при условии, что усилия этих институтов будут скоординированы.

По мнению всех педагогов, психологов, социологов важнейшим институтом социализации является семья.

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

Семья способствует самоидентификации детей, помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности.

Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.

Семья выполняет также образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Выполнение семейных функций является важным условием существования семьи.

От того насколько супругам, а потом им вместе с детьми, удалось создать домашний очаг, во многом зависит реализация названных выше функций.

По мнению А.В.Мудрика, чтобы жилище превратилось в семейный очаг необходимо соблюдение ряда условий:

Создание доброжелательной атмосферы в семье;

Организация быта: распределение домашних обязанностей, совместное выполнение работ по дому, общие разговоры, совместное проведение досугов;

Создание?закрытой системы? семьи с параллельной открытостью ее для друзей, родственников, гостей.

Для успешности социального развития ребенка необходимо, чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности.

Социальное развитие ребенка, по мнению А.В.Мудрика, М.А.Галагузовой, осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Особое место здесь занимает игра, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя?здесь? и?теперь?, помогающая достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, а общение становится частью и условием игровой деятельности.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: развивается мотивационно-потребностная сфера, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, развивается произвольность поведения, развиваются умственные действия.

С точки зрения Д.Б.Эльконина, ?игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе?

Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

Принимая общие правила игры, ребенок научается ориентироваться на соционормативную систему в социальном взаимодействии. В игру ребенок вносит свои наблюдения за поведением мужчин и женщин, учится применять на себя соответствующую роль. В этом заключается особенность гендерной социализации дошкольников.

Дети довольно рано усваивают особенности поведения мальчика или

девочки в соответствии с социальными ожиданиями, т.е. полоролевое поведение. Дошкольники, особенно к старшему возрасту, самостоятельно разделяются на игровые группы по признаку пола. Вместе с тем дети охотно играют и в разнополых коллективах, но при этом роли, как правило, выбирают адекватно полу: мальчики – "папы", девочки – "дочки" или "мамы".

Группа детского сада является первым детским обществом, возникающим на основе сюжетно-ролевой игры, где ребёнок-дошкольник приобретает начальный социальный опыт контактирования со сверстниками, что способствует формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок.

Общепризнано влияние среды на результативность социального воспитания. Правильно организованная предметно-пространственная среда является основой самостоятельной деятельности детей с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды.

В процессе организации предметной среды необходимо соблюдение следующих требований:

Содействие современному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

Отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);

Соотнесенность с возрастом ребенка, ориентация на?зону ближайшего развития? (Л.С.Выготский);

Учет возрастных и половых различий детей.

Детский сад играет важную социально-воспитательную роль в обучении детей. Взаимодействуя с коллективом сверстников и взрослых,

дошкольники используют необходимые вербальные средства общения: объяснения, вопросы, указания, приветствия и др. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка и самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания. Процесс личностного развития ребенка под влиянием взаимоотношений с окружающими можно представить следующим образом. В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития личности.

Коллектив выступает важнейшим средством социальной защиты детей выравнивания их возможностей для социального старта.

А.В.Мудрик обращает внимание на то, что позитивная социализация возможна лишь в том случае, если жизнь коллектива насыщена и привлекательна, если взаимодействие в группе не только интенсивно, но и содержательно, все настроены друг к другу доброжелательно.

Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как детский сад, необходимо работать над качеством его социальной адаптации.

Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди других людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым этими другими, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать. Подобное поведение требует умения замечать, распознавать состояние другого, владения "языком" эмоций, т.е. формирования эмоционально-перцептивных способностей.

Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния

зависит от ряда условий:

От знака и модальности эмоции.

Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх);

От возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате и пр. Подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, но его обогащение может быть и специально организовано, что, безусловно, повышает возможности и умение

детей понимать эмоциональное состояние;

От степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.

Однако, несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее указанным возможностям ребенка его поведение все еще ограниченно рамками собственного опыта и кругом

общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

Социальный опыт приобретается ребенком:

В процессе осваивания обширного фонда социальной информации, умений и навыков;

В процессе общения в рамках различных социальных групп, усваивая социальные символы, установки, ценности;

В процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая нормы поведения.

По мнению А.В.Мудрика потребность в эмоциональном контакте со сверстниками и необходимость реализации себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но не все могут ее удовлетворить. Одним из наиболее эффективных средств реализации этой возможности является стремление соответствовать детской субкультуре.

Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность участвовать в самостоятельных и в социальных изменениях.

Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам.

Народные игры;

Детский фольклор;

Детский юмор;

Детское философствование;

Детский правовой кодекс;

Детская мода;

Собирательство и коллекционирование.

Детская субкультура выполняет определенные функции:

1. Важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

2. Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, усиливает хону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

3. Пространство детской субкультуры создает ребенку?психологическое укрытие?, защиту от неприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию.

4. Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение утраченные жанры и обряды.

Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Воспитание – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только?вход в социум?, но и?обретение себя?. Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

В психологическом словаре воспитание трактуется как процесс взаимодействия субъектов общения, обеспечивающий формирование личности.

А.В.Мудрик характеризует процесс воспитания как?форму совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности – развития членов общества?.

Понимание воспитания как процесса организованной социализации, обеспечивающего становление социального опыта воспитанников, указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешить жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.

Как любой процесс воспитание протекает под воздействием определенных методов. Назначение методов воспитания многогранно. Посредством методов осуществляется комплексное формирование сознания, поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д., что указывает на широкие возможности их применения – от самых общих компонентов личности воспитанника до конкретных качеств. В связи с этим надо учитывать как боле конкретные, так и более общие последствия применения методов воспитания в определенной ситуации.

К основным методам воспитания относятся:

Метод стимулирования, направленный на повышение стремления воспитанника к участию в определенной деятельности, активизацию внимания, восприятия, эмоциональной сферы;

Метод репродуцирования, направленный на осуществление воспитывающей деятельности, посредством выполнения воспитанником конкретных действий определенным способом;

Метод закрепления и обогащения, направленный на формирование у воспитанника необходимых качеств личности, активизацию самостоятельных усилий воспитанника;

Метод содействия и творчества, обеспечивающий благоприятные условия и содействие самостоятельной деятельности воспитанника.

В условиях современного воспитания важно, чтобы воспитатель осознавал себя в качестве агента социализации. Именно воспитатель, проявляя себя агентом социализации, демонстрирует детям ожидания ближайшего социального окружения, создает условия для добровольного воспроизводства ими социальных связей и отношений.