После 3 уже поздно читать. После трёх уже поздно Текст

Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:

  • ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
  • На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
  • Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли - большая ошибка!
  • 3 года - возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.
  1. Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
  2. Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
  3. Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
  4. Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
  5. Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
  6. Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
  7. Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
  8. Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться . Ссоры развивают навык общения.
  9. Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
  10. Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
  11. Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
  12. Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
  13. Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
  14. Заучивайте стихи. Это тренирует память.
  15. Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
  16. Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
  17. Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
  18. Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
  19. Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов - мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
  20. Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
  21. Развивайте мелкую моторику ребенка - лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка - на кончиках его пальцев».
  22. Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
  23. Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
  24. Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
  25. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.

По словам Глена Домана – директора Института развития потенциальных возможностей человека, написавшего предисловие к книге Масару Ибуки «После трёх уже поздно», она является одной из наиболее важных книг, которые вообще были когда-либо написаны, и прочесть её должен каждый человек, который является родителем.

Автор книги уверен в способности маленьких детей научиться чему угодно, и приводит свои доводы на тему того, как воздействует на новорождённых окружающая среда. То, что взрослые осваивают с большими трудностями, дети выучивают запросто – нужно только использовать особые приёмы, о которых также идёт речь в книге. Самым главным же является умение своевременно начать помогать ребёнку осваивать новый опыт, а сделать это может только тот, кто находится рядом с ним.

Данная работа адресована всем родителям, желающим показать своим маленьким детям мир новых удивительных возможностей.

О Масару Ибуке

Масару Ибука – японский предприниматель и менеджер, сооснователь корпорации «Sony», человек, чьи инженерные идеи помогли стать Японии одним из лидеров в области электроники и технологий, и создатель инновационных детей раннего возраста.

Вопросами развития детей Ибука занялся по причине того, что его собственный ребёнок запаздывал в умственном развитии. Приобретя опыт в процессе его воспитания и обучения, а также прибегнув к помощи специалистов, автор создал несколько организаций – «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов». Затем была написана и книга «После трёх уже поздно», ставшая бестселлером и нашедшая отклик в сердцах и умах множества читателей по всему миру.

Краткое содержание книги «После трёх уже поздно»

Книга состоит из вступления, предисловия и пяти частей. Первая часть посвящена потенциальным возможностям ребёнка. Вторая часть рассказывает о влиянии раннего опыта. Третья повествует о том, что полезно для малыша. В четвёртой части раскрываются принципы воспитания. И из пятой части вы узнаете о том, чего не следует избегать в процессе воспитания.

Конечно же, мы не станем пересказывать вам всю книгу (будет гораздо лучше, если вы прочтёте её сами), но всё же позволим себе рассказать о некоторых показавшихся нам интересными и важными моментах.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Благодаря исследованиям и физиологии мозга удалось выяснить, что ключом к развитию умственного потенциала ребёнка является его собственный познавательный опыт в первые три года жизни, пока развиваются мозговые клетки. Нет детей, родившихся гениями, и нет, родившихся дураками. Основное значение имеет стимуляция и степень развития мозга на начальном этапе жизни, а это и есть период до трёх лет. Заниматься воспитанием в детском саду уже становится поздно.

Единственной целью раннего развития является предоставление ребёнку такого образования, которое позволит ему иметь глубокий ум и здоровое тело, а также сделает его сообразительным и добрым.

Множество родителей и специалистов считают, что сознательно обучать маленького ребёнка – неправильно, т.к. информационный переизбыток негативно сказывается на детской нервной системе. Однако, отправляя детей в детский сад, они сразу же отказываются от своей позиции, становятся строгим и предпринимают попытки чему-то научить детей. Но следует делать иначе, а именно: заниматься с ребёнком в первые годы жизни и оказывать родительское влияние.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители.

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Часть 3. Что полезно малышу

Для начала важно сказать, что каких-либо готовых схем по обучению младенцев не существует. Советы, предлагаемые в книге, являются только идеями, руководствуясь которыми любая мама может либо принять, либо отвергнуть какой бы то ни было совет по воспитанию.

Необходимо как можно чаще носить ребёнка на руках, т.к. это доставляет ему массу положительных эмоций.

Не нужно бояться брать малыша с собой в постель, т.к. это исключительно благоприятно сказывается на его умственном и психическом развитии.

Занимайтесь со своим ребёнком хотя бы час в день, и вы заметите, что степень его интеллектуального и заметно повышается.

Ни в коем случае не нужно с ребёнком сюсюкаться, т.к. использование во время общения с малышом «детского» языка существенно замедляет его развитие.

Необходимо развивать в ребёнке способности к рассуждению, оцениванию и восприятию. Делается это только посредством того, как взаимодействую родители, чем они занимаются, как чувствуют, как общаются с ребёнком и т.д.

Как можно чаще с ребёнком должен общаться отец, ведь именно он способен играть роль и друга и помощника, как для супруги, так и для ребёнка. Помните, что одни только материнские усилия не способны помочь достижению в семье гармонии.

Ребёнка необходимо хвалить, а не ругать, даже если наказание кажется вам наиболее эффективным методом. Наказание способно стать причиной противоположной реакции. Но и к похвале следует подходить очень осторожно.

Часть 4. Принципы воспитания

Среди принципов воспитания можно выделить следующие:

  • Вы должны стимулировать и направлять ребёнка к порядку. Здесь необходимо учитывать, что лучшим побуждением для ребёнка всегда будет интерес; интересное всегда будет казаться ребёнку правильным, а неинтересное – неправильным; повторение является лучшим способом стимулирования интереса; фантазии и воображение ребёнка развивают . Также имейте в виду, что нужно развивать у ребёнка и всегда говорить правду на тему секса.
  • Вы должны воспитывать характер ребёнка в младенчестве. Этого можно добиться при помощи обучения игре на скрипке, заучивания стихов и окружения малыша только самым лучшим, что у вас есть. Помните о том, что раннее развитие формирует черты, а успехи в чём-то одном прибавляют уверенности в других начинаниях.
  • Вы должны развивать в своём ребёнке навыки и творческое мышление. Давайте как можно чаще малышу карандаши, игрушки покупайте выборочно и не допускайте их переизбытка, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось. Не обязательно убирать подальше всё, что может быть для ребёнка опасно (соблюдая осторожность, естественно). Пусть ваш малыш занимается лепкой, вырезает узоры из бумаги и складывает различные фигуры; играйте в – всё это развивает задатки творчества. Не забывайте и о том, что детям крайне полезна ходьба, а необходимо тренировать как можно чаще.

Часть 5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее

Основные идеи последней главы мы приведём лишь тезисно:

  • Раннее развитие не является подготовкой к детскому саду
  • Ничего не может быть важнее воспитания детей
  • Не заставляйте ребёнка делать что-либо против его воли
  • Дети не являются собственностью родителей

Подробное разъяснение вышеназванных тезисов вы найдёте в книге.

Послесловие

В послесловии автор выражает свою искреннюю надежду на то, что книга «После трёх уже поздно» станет для читателей способом не только провести время приятно, но ещё и полезно, а также на то, что читатели смогут прочувствовать всю важность своевременного развития своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда имеют возможность создать самые лучшие условия для развития своих детей, но это не должно становиться проблемой. На сегодняшний день на территории России функционирует более 40 специализированных профессиональных бэби-клубов, где дети развиваются полноценно, а за основу взяты идеи Масару Ибуки. Хотя, конечно, отдавать своего ребёнка в такой клуб совсем необязательно, но тогда вы должны будете приложить максимум усилий, если хотите, чтобы процесс развития вашего ребёнка был полноценным, гармоничным и качественным. И первый шаг на пути к этому – прочтение данной книги.

Книга «После 3 уже поздно» посвящена набирающему популярность в странах постсоветского пространства раннему развитию. Сегодня проблема воспитания детей стоит как никогда остро, телевизор, интернет, занятость родителей, образовательные программы норовят сделать из малыша бездумного потребителя, и в основной массе случаев это у них получается.

  • 1. Об авторе
  • 2. Что такое раннее развитие
  • 3. Почему эту книгу должен прочесть каждый человек?
  • 4. Основные тезисы

Вы спросите, — «Что же делать, как воспитать хорошего человека, способного творить, менять мир к лучшему»? Ну что же, это похвально! Для начала, дочитайте до конца эту статью.



Интерес к раннему развитию детей у Масару возник не случайно, сын отставал от сверстников в умственном развитии, и отец решил, что только он сможет помочь сыну решить эту проблему.

Масару не имеет специального педагогического образования, но это скорее плюс, чем минус, ведь он не получал стандартной базы, а просто делал так как считал нужным, экспериментировал, ошибался, но в итоге добился поразительных результатов.

Масару Ибука основал 2 образовательные организации, которые специализируются на раннем развитии, это «Ассоциация раннего развития» и «Школа талантов».

Что такое раннее развитие?

Я хочу начать с цитаты из аннотации к книге, которая раскрывает саму суть процесса:

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фак­та­ми и циф­ра­ми. Глав­ное – вве­дение но­вого опы­та «вов­ре­мя».

Ни один ребенок не рож­да­ет­ся гением, и ни один – дураком. Всё за­висит от сти­муля­ции и сте­пени раз­ви­тия го­лов­но­го моз­га в ре­ша­ющие го­ды жиз­ни ре­бён­ка. Это го­ды с рож­де­ния до трех­летне­го воз­раста. В дет­ском са­ду вос­пи­тывать уже поз­дно.

Задача родителей заложить в ребенка стремление к самообразованию, любовь к творчеству и познанию окружающего мира, не оставляйте ребенка исключительно на воспитание телевизора, мультфильмов и игр, ребенку нужно проявлять активность, исследовать окружающий его мир каждый день совершая свои открытия.



Да, такой подход требует значительно больше сил и времени, но разве стоит экономить на собственном ребенке?

Очень часто современные мамаши приучают детей к смартфонам, планшетам, компьютерам, да еще и гордятся этим, — «Смотрите какой у меня ребенок умный, сам может себе мультик включить», но здесь кроется серьезная угроза:

  • Не все мультфильмы одинаково полезны, более того многие вредны, а часть просто не подходит для возраста малыша. Более подробно о мультфильмах вы можете прочесть в брошюре от проекта «Научи хорошему» ;
  • Ребенок становится малоподвижным и капризным, яркие картинки, персонажи, заводная музыка нравятся ему больше, нежели окружающая его действительность и он все больше времени будет проводить за просмотром любимых мультфильмов.

Всегда помните, поговорку — что посеешь, то и пожнешь. Все ведь хотят видеть своих детей успешными и счастливыми, но мало кто закладывает для этого прочный фундамент.

Почему эту книгу должен прочесть каждый человек?

Книгу «После трех уже поздно» я советую прочесть каждому, ведь она позволяет взглянуть другими глазами не только на процесс воспитания детей, но и на взаимоотношения взрослых людей.

Эта книга и есть тот самый взгляд со стороны, краткие, но емкие советы, как сделать жизнь более гармоничной, чтобы люди ценили друг друга, поддерживали и создавали условия для роста.

Сегодняшние книги по воспитанию переполнены советами, многие из которых противоречат друг другу. Писателей и книг стало слишком много, поэтому трудно отыскать действительно полезную книгу по нужной теме, и я всегда радуюсь, когда нахожу действительно стоящую литературу.

«После трех уже поздно» — книга, которая способна изменить мир к лучшему, открыть глаза на воспитание детей и взаимоотношения между родителями. Я искренне рекомендую ее вам.

Основные тезисы

Я собрал наиболее впечатлившие меня тезисы из книги, некоторые я прокомментирую, некоторые оставлю так как есть, вы можете выразить согласие или несогласие с тем или иным тезисом в комментариях.

Ме­ня час­то спра­шива­ют, по­мога­ет ли ран­нее раз­ви­тие вос­пи­тывать ге­ни­ев. Я от­ве­чаю: «Нет». Единс­твен­ная цель ран­не­го раз­ви­тия – дать ре­бён­ку та­кое об­ра­зова­ние, что­бы он имел глу­бокий ум и здо­ровое те­ло, сде­лать его смыш­лё­ным и доб­рым.

Именно база играет огромную роль в дальнейшей жизни человека, согласитесь, что если у дерева большие корни, но растет оно на твердой и каменистой местности, то даже легкий ветерок может завалить его. Вы выбираете место, где будет расти дерево, вы следите, чтобы его корни прочно вросли в плодородную землю и обязательно проследите, чтобы где-то неподалеку была вода, чтобы ваше дерево не засохло.

Все лю­ди, ес­ли они не име­ют фи­зичес­ких не­дос­татков, рож­да­ют­ся приб­ли­зитель­но оди­нако­выми. От­ветс­твен­ность за раз­де­ление де­тей на ум­ных и глу­пых, за­битых и аг­рессив­ных ло­жит­ся на вос­пи­тание. Лю­бой ре­бёнок, ес­ли ему дать то, что нуж­но и ког­да нуж­но, дол­жен вы­рас­ти смыш­лё­ным и с твёр­дым ха­рак­те­ром.

Очень важный момент, вовсе не гены, не окружение, а именно воспитание являются ключевым элементом формирования личности. Гены, безусловно, играют роль, но эта роль не определяющая.

Окружение мы способны выбирать, покажите ребенку своим примером, каким должно быть окружение счастливого человека, и он уже не захочет водиться с «плохой» компанией.

Ре­бён­ку да­ют слу­шать хо­рошую му­зыку и учат иг­рать на скрип­ке не для то­го, что­бы вы­рас­тить из не­го вы­да­юще­гося му­зыкан­та. Его учат инос­тран­но­му язы­ку не для то­го, что­бы вос­пи­тать ге­ни­аль­но­го лин­гвис­та, и да­же не для то­го, что­бы под­го­товить его в «хо­роший» дет­ский сад и на­чаль­ную шко­лу. Глав­ное – раз­вить в ре­бён­ке его без­гра­нич­ные по­тен­ци­аль­ные воз­можнос­ти, что­бы боль­ше ста­ло ра­дос­ти в его жиз­ни и в ми­ре.

Задумайтесь над этими словами.

Ес­ли мозг лю­бого де­тёны­ша жи­вот­но­го прак­ти­чес­ки сфор­ми­ровал­ся к мо­мен­ту рож­де­ния, то мозг но­ворож­дённо­го ре­бён­ка – как чис­тый лист бу­маги. От то­го, что бу­дет за­писа­но на этом лис­те, за­висит нас­коль­ко ода­рён­ным ста­нет ре­бёнок.

Поэтому роль родителей определяющая.

Вы­вод, сде­лан­ный на ос­но­вании чувств, не за­висит от зна­ний, нап­ро­тив, зна­ние мо­жет стать пре­пятс­тви­ем для чувств. На­вер­ное, мно­гие, гля­дя на зна­мени­тую кар­ти­ну, го­вори­ли про се­бя: «Она прек­расна!», хо­тя на са­мом де­ле она вас сов­сем не тро­нула, её цен­ность для вас – толь­ко в име­ни ху­дож­ни­ка и в её це­не. А ре­бёнок, нап­ро­тив, всег­да чес­тен. Ка­кой-ни­будь пред­мет или за­нятие пол­ностью пог­ло­ща­ют его вни­мание, ес­ли это ему ин­те­рес­но.

Кстати, подобный момент высмеян в фильме «О чем говорят мужчины» замечательного «Квартета И», когда ребята в Киеве покупали картину на подарок. Помните?

На од­ном из пред­при­ятий фир­мы «Со­ни» был ор­га­низо­ван дет­ский сад. Там про­вели ис­сле­дова­ние, что­бы вы­яс­нить, ка­кую му­зыку лю­бят де­ти. Ре­зуль­та­ты по­лучи­лись не­ожи­дан­ные. Са­мой зах­ва­тыва­ющей му­зыкой для ма­лышей ока­залась 5-я сим­фо­ния Бет­хо­вена! По­пуляр­ные пес­ни, ко­торые пе­реда­ют с ут­ра до ве­чера по те­леви­зору, за­няли 2-е мес­то, и на са­мом пос­леднем мес­те ока­зались дет­ские пе­сен­ки. Ме­ня очень за­ин­те­ресо­вали эти ре­зуль­та­ты.

Такие дела!



Гла­за или нос пе­реда­ют­ся ва­шему ре­бён­ку по нас­ледс­тву, а вы­раже­ние его ли­ца – это то зер­ка­ло, в ко­тором от­ра­жа­ют­ся от­но­шения в семье.

Ничего удивительного, но многие пары все еще продолжают выяснять отношения при ребенке, это в корне неверно. Если назревает конфликт, то либо выйдите в другую комнату и решите его, либо отложите решение на потом, когда ребенок не сможет его увидеть или услышать.

В воз­расте до од­но­го го­да ма­лыша не ос­кор­бля­ют фи­зичес­кие на­каза­ния. И, на­обо­рот, 2-З-лет­ний ре­бёнок ос­тро ре­аги­ру­ет, ес­ли его от­шлё­пать. По­это­му, ес­ли сна­чала ба­ловать ре­бён­ка, а по­том вдруг стать стро­гим, это толь­ко по­дог­ре­ет в нём чувс­тво про­тес­та. И ре­зуль­тат бу­дет об­ратный, по срав­не­нию с тем, ко­торо­го ожи­да­ют ро­дите­ли.

Также распространенная ошибка, которую допускают практически все родители.

Я ни­ког­да не по­купаю им го­товых иг­ру­шек. Я даю им на­боры де­талей, из ко­торых они мо­гут соб­рать иг­рушку са­ми. Да­же ес­ли у них не по­луча­ет­ся и они на­чина­ют пла­кать, они зна­ют, что им всё рав­но ник­то не по­может. Ес­ли они хо­тят иметь иг­рушку, они дол­жны соб­рать её са­ми. По­это­му де­ти ста­ра­ют­ся изо всех сил.



Этот момент стал для меня настоящим открытием, я и раньше понимал, что игрушек у ребенка не должно быть много, иначе он всегда будет хотеть еще и еще, но этот подход просто идеален.

Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.

Это мнение не популярно, хотя абсолютно верно.

Еще в книге есть глава под названием «Чтобы воспитать ребёнка, сначала воспитайте себя», это лучший совет, который можно дать людям, которые решили стать родителями.

Приобрести книгу

Оставляйте цитаты из книги, которые понравились вам, высказывайте свое мнение о прочитанном, мне и, я уверен, всем нашим читательницам будет интересно его услышать.

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах . В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования . Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:

«Окно развития после трех лет не закрывается. Для правильного развития необходима обогащенная среда. Ребенку необходимо активное общение со взрослым в системе адекватных требований. Требования должны быть соразмерны возрасту:
Например, от года до двух актуальные задачи это — развитие речи и движений. (Обратите внимание, что конструирование в 2 года еще рано. А это еще один популярный пунктик в раннем развитии). В три-четыре года это — движение, речь, коммуникация, эмоции (социализация).»

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):

Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»:

«Последние десятилетия мы очень активно ведем исследования функционального и когнитивного развития ребенка. Нам было очень важно понять какой ребенок приходит в первый класс. Нам важно было понять с чего начинаются факторы риска обучения и дезадаптации. Одни и те же трудности чтения и письма могут иметь различные причины. На данный момент завершается большое исследование детей 6-7 лет. Включено более 60 000 детей. Аналогов такого масштабного исследования нам не известно.»

Основные проблемы детей, собирающихся в первый класс:

  1. Сверхраннее образование. Мы еще не поняли насколько порочной может быть практика, когда трехлетнего ребенка заставляют читать и писать.
  2. Неадекватные требования взрослых. От ребенка требуют то, чего он не может — умения читать и писать. Данный фактор является тормозящими функциональное развитие мозга
  3. Ограниченные контакты со сверстниками. Ребенок общающийся только с мамой и бабушкой не может полноценно развиваться. Исчезла культура двора со спонтанным общением. Происходит замена общения со взрослыми техническими гаджетами. Только 10% родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить аудиокнигу или мультфильм.
  4. Исчезновение игры, как ведущего типа деятельности.

«Есть мнение, что современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников 20-30-летней давности. Исследование, проводимое последние 20 лет, показывает, что это не так. То, что определяет произвольную регуляцию деятельность, то что является основой деятельности не сформировано у 60 % детей! Общий запас сведений и знаний, это то чему уделяется очень большое внимание, это то что мы сегодня «дрессируем» очень рано. В этом отношении проблем меньше, но при несформированной произвольности никакой запас сведений и знаний длительного эффекта не дает. Это те дети, которые приходят в школу читающими, считающими, пересказывающими энциклопедии наизусть, но, к сожалению, уже к концу первого полугодия у них большой комплекс проблем. Причем проблемы нарастают, как снежный ком. У 40-60% детей страдает организация внимания. Функция селективного внимания формируется до 8-9 лет, это то без чего эффективное чтение и письмо невозможно. Память, речь, это то что нас огорчает очень сильно. Несформированность речи до 60% детей.

Ограничение контактов, исчезновение игры, как ведущего типа деятельности, технические средства. Моторное развитие, зрительное восприятие, зрительная память — это те функции, которые должны обеспечить эффективное формирование базовых учебных навыков — письма и чтения. У нас значительная часть детей не может освоить эти навыки без трудностей. По сравнению с 2005 годом ситуации не улучшилась. На тот момент не было провалов памяти.

Существует миф о том, что окно развития мозга закрывается в 4-6 лет. Концепция «закрытого окна» 60-ых годов. С тех пор возрастная физиология сделала огромный шаг в понимании механизмов функционирования и механизмах, обеспечивающих когнитивные процессы.»

Данный миф позволяет развенчать наглядные данные возрастных изменений нейронной организации коры головного мозга:

Сенсомоторная кора созревает очень рано. Срез сенсомоторной коры головного мозга в 3 года разительно отличается от 8 лет. В 3 года это практически единичные нейроны. Практически нет горизонтальных связей. А что такое организация деятельности без горизонтальных связей?

Но заканчивается ли развитие в 8 лет? Не заканчивается! Если мы посмотрим на изображения фронтальной ассоциативной коры (область, развивающаяся позже всего) в 6 и в 19 лет, то увидим, что в 6 лет слабое развитие. И даже в 19 лет не заканчиваются возможности создания связей.

«…Новые связи образуются в любом возрасте до глубокой старости. Нет ситуаций, когда не образуются новых связей! Но ситуация должна быть новой и нестандартной и поэтому в любом возрасте. Даже после инсульта больных поднимают уже на второй день больных, поднимают для формирования новых нейронных путей, и они формируются. 10 лет назад произвел фурор доклад на конгрессе нейрофизиологов о восстановлении деятельности за счет формирования принципиально новых нейронных путей. Тогда это было открыти ем. На данный момент мы это уже знаем и поэтому говорить о том, что окно развития ребенка закрывается в 4-6 лет закрывается и требовать от ребенка того, что он еще не может не имеет оснований. «

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:

Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат:

…Только в 6-7 лет возможна эффективная зрительная дифференцировка (умение различать зрительные образы букв). Строго говоря, мы должны были бы начинать обучение чтению не раньше этого возраста и в соответствии со всеми документами ребенка до школы не должны учить читать и писать. То, что происходит сегодня происходит при нашем попустительстве. Педагоги недостаточно учитывают данные психологии, нейрофизиологии, которые должны учитывать при составлении методик.»

С помощью специального оборудования произведена запись движения глаз детей при чтении. Точки на графике — это фиксация на слове. Диаметр точки — время фиксации.

Это чтение хорошо читающего ребенка. И мы видим, что фиксируется внимание на слове. К 4-ому классу чтение становится экономным и эффективными. Но это далеко не у всех так.

Посмотрите на следующий пример. Мы попытались разобраться, что это за ребенок. Потому что у нас есть индивидуальные данные на всех изучаемых детей. Это ребенок которого учили читать с трех лет. Точно также читает ребенок в первом классе.

«Раннее и сверхраннее чтение формирует неадекватный механизм, при котором либо целостное восприятие нескольких букв в взгляд убегает, а затем возвращается. Даже появился термин — угадывающее чтение. Во втором варианте была затруднена зрительная дифференцировка. Вы видите фиксация на каждой букве, даже не на слоге. Вы видите какое количество возвратных движений, регрессов. Что очень затрудняет замедляет и делает процесс чтения бессмысленным. Понять смысл при таком чтении не возможно! Поэтому мы стараемся убедить воспитателей и педагогов. Мы считаем, что разработка сегодняшних методик подготовки ребенка к школе должна проходить существенную психологическую экспертизу.»


По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат:

«Я хочу сказать работы Домана — работы по интенсивной дрессировке ребенка. К сожалению, у Домана не прослежено дальнейшее развитие. Мы знаем ситуацию, что если показывать ребенку три картинки (Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо …), то произойдёт запоминание. Простите, но нас даже обезьянка начнет нажимать на кнопку чтобы получить банан.

На самом деле, Доман не настаивал на дрессировке карточками. Все, кто интересуется, почитайте его работы и узнаете, что он считал важным акцентом развития ребенка — движение и речь. Ребенку без разницы, что вы показываете лес или елочки. Он прочтет «лес». Это не чтение. Это квазичтение (ложное, мнимое чтение). Те психо-физиологические механизмы, которые либо обеспечат нам реализацию процесса чтения, либо это будет запоминание на какой-то период.

Если говорить о пользе приобщения к живописи, то чем больше мы смотрим, чем больше к ней обращаемся, тем лучше мы её знаем. При этом мы механически запоминаем. Наличие ассоциаций дает эмоции, от этого мы запоминаем лучше.

Но во всех популярных книгах Домана описывается ситуация с мамами, которые не имеют права на собственную жизнь, ни одного часа в течении суток. Они с утра до ночи заняты этим процессом. Это было в США в 60-ые годы прошлого века, когда брошюра «Сделайте своего ребенка гениальным» продавалась за 1 доллар. Это прошло в Америке, но пришло к нам. И сегодня у нас продают такие же карточки с рефреном «раньше читать, чем ходить «.

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение

Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям , прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю .

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:

Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на или присоединиться к группе .


. Известно, что самое гармоничное развитие происходит при игре. Кинетический песок замечательный вариант развития мелкой моторики через игру. Читайте чем отличается кинетический песок разных производителей и какой лучше выбрать

Полные версии видеодокладов: «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М М» , Психофизиологические особенности обучения письму и чтению «
Сайт Института возрастной физиологии Российской Академии Образования — ivfrao.ru

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

«После трех уже поздно» — ошибочные выводы 60-х годов! : 14 комментариев

  1. Александра

    Катя, третий день зависла на вашем сайте: (изначально искала, чем заняться с малышом 1 г 9 месяцев, но в процессе чтения цель забылась). Как здорово, что есть такие мамы-зануды:)
    Хочу добавить чуть своего опыта.
    Мне кажется, есть дети, у которых рано созревают центры, отвечающие за чтение. Моя старшая дочь читает в 7 со скоростью филолога:) («Хоббит» за три часа). Книги — это любовь её с полугода и (кажется) на всю жизнь. С 2 до 3 мы играли с карточками наподобие ваших (с одной стороны картинка, с другой слово). Я успела сделать слова трёх типов: КИТ (СГС), КАША (СГСГ), ГРОМ (ССГС), поскольку дальше она читала слова целиком. Первые книжки, которые мы читали — лабиринтовские сказки с наклейками и крупным шрифтом (как жаль, что их не переиздали!!) в 3,5. В 4 она читала бегло про себя. Моя роль — ограничивать чтение, чтобы не было чрезмерной нагрузки на глаза.
    В общем, по моим наблюдениям, все, что задействует центры чтения (ноты, например) — ей даётся очень легко (при том, что, скажем, в математике она звезд с неба не хватает — все по возрасту).
    А с младшей совсем иначе. Ей только что исполнилось 5, и она только-только доросла до совместного чтения книг (слова 7-8 букв бегло, длинные по слогам). С ней мы несколько раз начинали обучение чтению, но откладывали, потому что она явно была неготова.
    Посмотрим, как пойдёт с третьим. Пока его страсть к книгам упирается в мою нехватку времени:)
    Это к тому, что не всегда раннее обучение чтению — амбиция родителей в ущерб гармоничному развитию ребёнка. Иногда ребёнок «заточен» на математику / чтение / музыку и учится в этом направлении с жадностью. Главное, отличить жадность ребёнка от собственных амбиций:)

  2. Диага

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.

Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka

Kindergarten Is Too Late!

Масару Ибука

После трех уже поздно

Перевод с английского Н. А. Перовой

Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.

Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».