Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу Рабочая тетрадь по региональному компоненту в доу

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в образовательной программе ДОО

В соответствии с ФГОС ДО

Балакаева Е.Н., старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24»

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

«2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений».

Назначение регионального компонента в ФГОС ДО - защита и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Таким образом, реализации задач ФГОС ДО региональному компоненту уделяется огромное значение.

В настоящее время в ДОО разработана основная образовательная программа на основе комплексной примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, под руководством к.п.н., профессора Т.И. Бабаевой, д.п.н., профессора А.Г. Гогоберидзе, к.п.н., доцента О.В. Солнцевой и др., и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с включением вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, отражающая реализацию задач региональной компетенции.

В целевом разделе программы региональный компонент представлен в следующем :

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром и его познания, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации, а также создание в дошкольной организации развивающего пространства по подготовке выпускника – носителя этнической культуры своего народа.

Задачи программы региональной направленности:

  • развитие на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности) интереса детей к калмыцкому языку, желание говорить на языке, формирование у детей первоначальной коммуникативной компетентности в рамках изучаемой тематики, в соответствии с программой дошкольного обучения;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в соответствии с традициями и обычаями народов родного края;
  • создание необходимых условий для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Создание условий для продолжения этнокультурного образования выпускников национальных групп в национальных классах школ республики, калмыцкой национальной гимназии г. Элисты.

Приоритетным направлением деятельности дошкольной организации является: социально-личностное развитие, задачи которого раскрывают вариативную часть ООП ДО:

  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках, в том числе на основе приобщения к культурным ценностям своего народа;
  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
  • приобщение ребенка к культуре и языку своей страны, своего народа и воспитание уважения к другим народам и их культурам и языкам.

Принципы реализации программы:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В сетку непрерывной образовательной деятельности включены образовательные ситуации по изучению калмыцкого языка в ДОО, в соответствии с возрастной учебной нагрузкой детей, а также проведение дополнительного образования по различным направлениям деятельности с воспитанниками дошкольной организации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Методическое пособие для педагогов и родителей (рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Элиста – мой дом родной»)
  • «Конспекты сюжетно-ролевых игр с региональным компонентом в ДОУ» составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2012 г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ разработаны:

  • «Развитие логического мышления с применением элементов технологии УДЕ на занятиях ФЭМП» Л.А. Бондаренко, 2010 г.
  • «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна дидактическ наадд», Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., МОКиН РК, 2010 г.
  • «Элистинский задачник для дошкольников», Аристова В.И., 2012 г.
  • Альбомы «Первые шаги в обучении детей 2 – 3 лет родному языку с использованием развивающих игр» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) составитель Назаренко Т.В., 2012 г.
  • «Использование настольно-печатных игр для развития представлений дошкольников о родном крае», Балакаева Е.Н., 2012 г.
  • Познавательная раскраска «Мой край родной», составитель Балакаева Е.Н., 2012 г.
  • «Достопримечательности нашей столицы», составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.
  • «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста», Жукова Н.А., 2013 г.
  • «Природа родного края», информационный материал для детей старшего дошкольного возраста, 2014 г.
  • «ИКТ-технологии в обучении детей калмыцкому языку» (компьютерные игры в обучении детей калмыцкому языку), Балакаева Е.Н., 2014 г.
  • «Өврмҗтә девтр», сборник дидактических игр и рабочая тетрадь для проведения студийно-кружковой работы, составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2014 г.

Образовательная область «Речевое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Нарн», детская хрестоматия, 2004 г.
  • «Детская хрестоматия» по ознакомлению с произведениями УНТ, калмыцких поэтов и писателей в соответствии с сюжетно-тематическим планированием ДОУ, 2014 г.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Салькна айс», сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Донцова О.Д., Балакаева Е.Н., 2006 г.
  • «Сюжетно-тематическое планирование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста», Донцова О.Д., 2014 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Хургунова О.Г., Элиста, 2009 г.
  • «Наар, наар, наадыя!» хальмг улсин шулун-шудрмг наадд, Балакан Е, 2010 г.

Ежегодно в детском саду проводится проектная деятельность с активным участием родительской общественности. Так за последние годы в ДОУ разработаны и проведены следующие проекты по реализации задач вариативной части ООП ДО:

  • «Диалог культур»;
  • «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»;
  • «Берегите тюльпаны!»;
  • «Моя семья»;
  • «Что такое альчики?»;
  • «Полезные свойства калмыцкого чая»;
  • «Мой любимый город»;
  • «Калмыцкий фольклор»;
  • «Мама, папа, я – спортивная семья!» и др.

В программно-методическое обеспечение включена программа

Раздел «Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга».

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона от 29.12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», участие ребенка в диагностическом обследовании для осуществления индивидуальной работы в образовательном процессе детского сада и семьи допускается только с согласия его родителей (законных представителей). В детском саду проводится работа по данному направлению с каждой семьей с момента поступления ребенка в детский сад.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года). Для ее проведения разработаны диагностические материалы на основе научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду» в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО, в том числе и по мониторингу обучения детей калмыцкому языку в ДОУ.

В организационном разделе программы региональный компонент отражен в сюжетно-тематическом планировании.

Ранний возраст.

В раннем возрасте темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта (предметный мир, социальный мир, мир природы) и приоритетного направления в ДОУ, с включением тем региональной направленности.

Образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы «сюжет» и содержание детской жизни. В течение недели игровые персонажи становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.

В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Ранний возраст.

Месяц

Неделя

Тема

Младший дошкольный возраст

Сентябрь

Родной язык

Фольклор

День города

Дома большие и маленькие.

Детский сад

Игрушки

Я среди людей

Девочки и мальчики.

Октябрь

Сбор урожая

Овощи. Фрукты.

Дикие животные

Животные

Дикие птицы

Птицы

Осень

Приметы осени.

Ноябрь

Моя страна

Фольклор народов России

Мой дом

Дом. Мебель.

Профессии

Профессии ближайшего окружения.

Зул

Фольклор

Декабрь

Посуда. Продукты питания

В гостях у куклы Алтаны.

Домашние животные

Кто как поет, где живет.

Домашние птицы

Кто как поет, где живет.

Новый год

Праздник. Елочка.

Январь

Зима

Приметы зимы.

Народные игры и забавы

Одежда. Обувь.

Наименование одежды и обуви

Февраль

Мое здоровье

Я и мое тело. КГН.

Транспорт

Дорога и машины.

Цаһан сар. Масленица

Фольклор

Наша армия

Я сильный как солдат.

Март

Традиции и обычаи

Игровые традиции народов.

Я в мире искусства

Я пою, танцую.

Вода.

Водичка, водичка.

Весна

Приметы весны.

Апрель

Моя Калмыкия

Дома большие и маленькие. Животные и птицы.

Планета Земля. Космос.

Птицы. Животные. Цветы. Деревья.

Степь

Кто-то по степи бежит (животные)

Растения

Что растет у нас в саду

Май

День Победы

Я сильный как солдат.

Моя семья

Мои мама и папа.

Я человек.

Я расту.

Насекомые

Жучок-паучок.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ. Дошкольный возраст.

Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определены исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Эта тема находит отражение как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности

Учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Золотая осень, Новый год и т.п., общественно-политические праздники (День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.), в том числе и национальные (Зул, Цаһан сар, Масленица и др.)

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит день в соответствии темой недели. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: в общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводится кружковая работа по различным направлениям, в том числе и региональной компетенции. В это время планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Дошкольный возраст.

Тема

Младший и средний возраст

Старший возраст

Сентябрь

Родной язык

УНТ

День знаний. Зая-Пандита.

День города

Достопримечательности.

Достопримечательности. Геральдика города (герб, флаг, гимн)

Детский сад

Игрушки

Игрушки. Профессии.

Я среди людей

Правила поведения. Девочки и мальчики.

Правила поведения. Этикет. Девочки и мальчики. (в том числе традиции воспитания детей калмыцкого народа)

Октябрь

Сбор урожая

Овощи. Фрукты.

Овощи. Фрукты. Хлеб. Злаки. Профессии.

Дикие животные

Животные леса, степи

Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики. Профессии.

Дикие птицы

Животные леса, степи

Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики.

Осень

Сезонные изменения. Растительный и животный мир осенью. Труд людей осенью

Ноябрь

Моя страна

Достопримечательности.

Народов дружная семья. УНТ народов России

Достопримечательности.

Народов дружная семья. УНТ народов России. Геральдика страны (герб, флаг, гимн)

Мой дом

Жилище, изба, дом. Мебель, утварь.

Жилище, изба, дом. Мебель, утварь. Архитектурные особенности строения жилища в истории развития человека, у калмыцкого и русского народов. Обычаи и традиции связанные с жилищем. Профессии.

Профессии

Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда.

Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда. Профессии разных направлений: рабочий, служащий, творческий работник.

Зул

Особенности праздника Зул. УНТ.

Особенности праздника Зул. Традиции и обычаи праздника. УНТ.

Декабрь

Посуда. Продукты питания

Посуда. Полезная и вредная еда.

Виды посуды: столовая, чайная, кухонная. Национальная посуда . Полезная и вредная еда. Разновидности блюд: мучные, молочные, мясные, рыбные и др. Особенности кухни калмыцкого и русского народов. Профессии.

Домашние животные

Значение домашних животных в жизни человека.

Значение домашних животных в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: бык, корова, теленок и др. 4 вида калмыцких домашних животных. Труд людей в содержании домашних животных

Домашние птицы

Значение домашних птиц в жизни человека.

Значение домашних птиц в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: селезень, утка, утята и др. Труд людей в содержании домашних птиц.

Новый год

Традиции подготовки и празднования.

Традиции подготовки и празднования в нашей стране и в других странах. Традиции и обычаи дарения подарков в настоящее время, в прошлом (в том числе у калмыцкого и русского народов)

Январь

Зимние выходные

Зима

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения. Растительный и животный мир зимой. Труд людей зимой.

Народные игры и забавы

Одежда. Обувь.

Разновидности одежды и обуви

Разновидности одежды и обуви. История возникновения одежды, обуви. Профессии. Национальная одежда, обувь. Современная одежда, обувь.

Февраль

Мое здоровье

Я и мое тело. КГН.

Я и мое тело. КГН. Спорт. Здоровье. Физкультура. Закаливание. Мой организм: кровеносная система, пищеварительная система и др. Как видят глаза? Как слышит ухо и др.

Транспорт

Виды транспорта.

Правила ПДД.

Виды транспорта: наземный, водный, подводный, воздушный. Правила ПДД. Профессии.

Цаһан сар. Масленица

Традиции встречи и проведения праздников. УНТ.

Традиции встречи и проведения праздников. Содержание праздничных мероприятий. УНТ.

Наша армия

Солдаты. Транспорт. Я сильный как солдат.

Виды родов войск: пехотные, воздушные, танковые, мотострелковые и др. Виды оружия. Профессии.

Март

Традиции и обычаи

Традиции встречи гостей, уважения старших, почитания младших и др.

Традиции и обычаи калмыцкого и русского народов. Этноэтикет. Ритуалы народов мира (прощаться, здороваться и др.)

Я в мире искусства

Виды искусства: музык-альное, танцевальное, художественное и др. Профессии.

Виды искусства: музыкальное, танцевальное, художественное, поэтическое, артистическое и др. Профессии. Эстетическое воспитание.

Вода.

Вода в жизни человека, животного, птицы, растения. КГН. Рыба.

Вода в жизни живых существ, растительного мира. Океаны. Моря. Реки. Озера. Обитатели морей, рек, озер. Озера, водоемы и водохранилища Калмыкии и их обитатели. Профессии.

Весна

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения.

Растительный и животный мир весной. Труд людей весной.

Апрель

Моя Калмыкия

Город. Село. Достопримечательности.

Город. Село. Достопримечательности. Геральдика республики (герб, флаг, гимн). Профессии. Знаменитые личности Калмыкии.

Планета Земля. Космос.

Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения (сверстники, взрослые, малыши, с природой)

Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения людей. Первый покоритель космоса. Космонавты. Ракеты. Космические объекты.

Степь

Растительный и животный мир степи.

Растительный и животный мир степи. Красная книга степи. Природоохранные мероприятия. Труд людей в природе.

Растения

Виды растительного мира: деревья, цветы, трава.

Виды растительного мира: деревья, кустарники, цветы, трава. Лекарственные и ядовитые растения. Огород. Цветники. Клумбы. Комнатные растения. Профессии.

Май

День Победы

Защитники. Солдаты. Транспорт. Праздник.

Уважение к солдатам.

Защитники. Транспорт. Уважение к солдатам. Содержание праздника. Знаменитые герои ВОВ Калмыкии. Достопримечательности г. Элисты о героях войны.

Моя семья

Члены семьи. Терминология родства. Традиции и обычаи семейного воспитания.

Члены семьи. Терминология родства у калмыцкого и русского народов. Традиции и обычаи семейного воспитания. Правила поведения в семье. Семейный досуг. Профессии.

Я человек.

Я расту.

Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения.

Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения. Права и обязанности детей. Я гражданин. Скоро в школу. Профессии.

Насекомые

Виды насекомых. Скоро лето.

Виды насекомых. Их значение в природе. Природоохранные мероприятия. Скоро лето.

В целях реализации сюжетно-тематического планирования ДОУ педагогически составом внедряется «Примерное комплексно-тематическое планирование «Региональный компонент вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования», составленное коллективом авторов, в число которых вошли Горяева С.М., заведующий, Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., учителя родного языка МКДОУ № 24.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Центром познавательных интересов в предметно-развивающей среде к вариативной части программы становится этнографический уголок в группе. Любой предмет этнографического уголка может подсказать тему для интересного разговора. В таком уголке дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь этнографический уголок - это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. При этом все имеющиеся уголки становятся эффективным средством развития познавательных интересов детей в рамках решения задач региональной компетентности, это: зона сюжетно-ролевых игр, музыкальный, природный, книжный, творческий и многие другие уголки, центры, зоны групп и ДОУ.

Для расширения знаний педагогов и детей в ДОУ разработано пособие «Из жизни калмыцкого народа» (подборка информационного и иллюстративного материала) составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.

В приложении ООП ДО представлены две парциальные программы

  • Парциальная образовательная программа «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель к.п.н. В.К. Эрендженова, авторы-составители Л.И. Бальджикова, Е.Н. Бамбышева и др., 2010 г.
  • Парциальная образовательная программа ознакомления дошкольников с родным краем «Я – элистинец!», опыт работы ДОУ г. Элисты.

Последовательность реализации разделов программ определена в соответствии с сюжетно-тематическим планированием дошкольного учреждения и основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ.

Литература:

  1. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. Примерную образовательная программа дошкольного образования «Детство», СпБ, 2013г.
  2. О.Г.Хургунова Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста», Элиста, 2009 г.

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.

Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.

Значимость регионального компонента в дошкольном образовании

При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.

Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Факторы внедрения

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:

  • сочетание разных видов деятельности дошкольников;
  • формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.

Направления деятельности

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.

В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.

На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.

Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ - формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.

Начальное обучение

В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.

Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.

Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.

Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва - образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.

Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.

Среднее звено

Новые предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.

Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе. Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах. Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.

Старшая школа

Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика - это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.

При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края. Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.

На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.

В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.

Заключение

Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.

Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.

Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент. Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)

Целью реализации программ является процесс, который предполагает :

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

Приобретение умений и навыков в работе с картой;

Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки :

Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

способствовать физическому развитию и оздоровлению

Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)

Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :

В тематический план программ включены следующие темы:

Географические характеристики:

Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.

Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.

Рельеф Сочи и горные породы.

Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

-История Хосты и Сочи

Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия

Наш край

Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».

Моя семья и род.

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.

Чёрное море.

Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.

Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.

Растительный мир Сочи.

Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.

Животный мир .

Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.

- Музейная педагогика .

Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.

Повторение материала.

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

Самостоятельная деятельность с детьми;

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков

7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность

(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Прогнозируемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать:

Критерии здорового образа жизни;

Название края и краевого центра;

Чем славится Краснодарский край;

Название города, в котором живешь, название районов,

Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

Особенности растительного и животного мира города;

уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

Свободно устанавливать и собирать палатку;

Правильно выбирать здоровую пищу;

Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

Выполнять правила гигиены юного туриста;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

Выполнять общие правила и обязанности участника похода;

Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

Проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Условиями реализации этих задач являются:

Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;

Взаимосвязь теории с практической работой;

Наличие достаточного количества туристского снаряжения.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная область

Методические приемы

Познание

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Краснодарского края; с народными приметами.
  • Знакомство с флорой и фауной Черного моря
  • Сбор гербария; опытническая работа.

Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями города, пешие экскурсии по городу, походы в лесо-парковую зону, театр, парк, сквер, музей, цирк и т.д.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город – самый лучший», «Черное море» , « Сочи - столица Зимних Олимпийских игр «Сочи -2014», «Сочи – город-курорт», «Сочи-город-госпиталь» и др.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями Хосты, Сочи, которые живут с дней основания нашего города, знакомы с их историческими моментами.
  • консультации для родителей