Урок посвященный пасхе украшение дома. Конспект занятия в «Светлая Пасха

Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.

модуль «Основы православной культуры».

Тема урока : Православный календарь. Пасха.

Цель урока :- сформировать понимание что такое – Пасха.

Развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи

Воспитать уважительное отношение к русской культуре.

Задачи урока : -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья

Познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

Верно – это Пасха. (слайд 2)

2.Подготовка к новой теме.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

3. Работа над новой темой.

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово «Пасха» еврейское.Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.

На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)

Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)

Воскресение - день возобновления жизни;

Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;

Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

А что такое пост? (ответы детей)

(слайд 5)

Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье .(слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

Кто знает, что значит разговляться?(возможные ответы детей) (слайд 8)

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)

После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости,а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.

(слайд 10)

Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .

Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле .(Слайд 17)

Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)

Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»

В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».

«Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

« Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров,орнаментов .(слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

4. Творческая работа учащихся.

Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

Пришла весна – пора чудес

Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)

Светлее в мире нет Словес-

Воистину Христос Воскрес.

5.Подведение итога урока.

О чем узнали на уроке?

Что было нового для вас?

На какие вопросы получили ответ?

Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)

Что для вас осталось непонятным?

6. Домашнее задание.

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.


Урок проводиться в рамках раздела “Культура дома”, тема “Обряды и праздники. Традиции и бытование”, 3-4 урок темы. Календарное планирование урока связывается с календарем церковных праздников, проводиться во время Страстной недели.

Цель урока:

  • Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
  • Развивать творческое отношение к повседневному труду
  • Формировать толерантное отношение к религии, умение получать радость от совместного труда

Задачи:

  • Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.
  • Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником
  • Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику
  • Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель
  • Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор”, презентация “Пасха” (Презентацию можно взять у автора), вареные яйца или картонные муляжи яиц, кисти разной толщины, гуашь, лоскуты, тесьма, иглы, нитки, ножницы, веточки. На уроке используется презентация, созданная в MS Power Paint, на основе прилагающихся графических изображений (Рисунки 1 - 23).

Ход урока

  1. Организационная часть

Здравствуйте! Вы, наверное, уже слышали о том, как называется эта неделя. Нет? А называется она Страстная. После неё наступает большой праздник, который христианами празднуется целых 7 дней. Какой это праздник? (Пасха)

  1. Актуализация знаний

Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.

(Рисунки 1-4).

Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Девочки, а что вы знаете об этом празднике? Попробуйте ответить на вопросы.

  1. Что означает праздник Пасхи?
  • наступление весны;
  • воскресение Иисуса Христа;
  • вход господень в Иерусалим.
  1. В какой день недели празднуется Пасха?
  • четверг;
  • суббота;
  • воскресенье.
  1. Что является основными блюдами праздничного стола?
  • яйца, куличи, рыба;
  • яйца, пасха, куличи;
  • пасха, курица, куличи
  1. Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?
  • холст;
  • камень;
  • ветки.
  1. Каким было первое пасхальное яйцо?
  • красным;
  • желтым;
  • зеленым.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на их неоднозначность.

  1. Новые знания (беседа)

Молодцы, девочки, вы так много знаете об этом празднике. Откуда же пришел к нам этот праздник?

Исторический очерк (можно поручить рассказ ученику)

Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю. Ранние христианские общины переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев. Древнееврейский праздник зародился около 3500 лет тому назад. Это был весенний скотоводческий праздник. Скотоводы-евреи устраивали весной обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота. В этот период твердой даты праздника не было.

Переселившись из Аравийской пустыни в Палестину, иудейские племена стали заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни. Изменились и праздники. Праздник пасхи потерял свое былое значение и слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место. Таким его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 веках. Поскольку праздник связывался с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий. Поэтому не случайно ему предшествовал длительный пост.

Языческие верования и праздники наложили большой отпечаток на христианский праздник пасхи. Культ растительных богов, садоводства и огородничества учили празднованию возрождения. У язычников крашеные в яркие цвета яйца служили символом цветения, а золотое яичко олицетворяло Солнце, неиссякаемый источник тепла, света, а значит и жизни.

Христиане вначале праздновали обе пасхи – пасху страданий и пасху воскресения. В дальнейшем эти праздники стали многодневным единым праздником.

Продолжение беседы

Как видите праздник Пасхи древнее христианства, но христиане выбрали его как главный праздник своего верования. Как же это случилось?

Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный еврейский мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называют Креститель. Легенды о том, что Бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди, наблюдавшие за ними тоже.

Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.

(Звучит музыка)

Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.

(Рисунок 5)

С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцариться мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернуться в Рай, из которого были когда–то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называли себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его били и мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.

(Рисунок 6)

После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.

Уже два дня Христос лежал во гробе,
А мир, казалось, все чего–то ждал,
Таинственной казалось вся природа.
Весь воздух как-то трепетно дрожал.
И тишина, стоявшая повсюду,
Казалась неестественной такой.
Чего-то ждали и боялись люди,
Хотя везде и царствовал покой
Притихли люди, что–то не давало
Забыть в те дни случившееся зло.
Был страх пред Тем, Которого распяли,
Боялись даже мертвого Его.
Они видали чудеса, знаменья.
Которые творил Назарянин.
И это вызывало в них сомненье -
А вдруг Он был и вправду Божий Сын!
Стоит охрана у Его могилы,
Под пломбой кесарской печати вход.
Но только даже это все бессильно
Держать Того, Кто жизнь в Себе несет.
Ведь у Того, Чье имя - Безначальный,
Не может быть какого-то конца.
Поэтому бессильны гроб и стража,
Когда Господь свершает чудеса!
Гробницу осияло на рассвете,
И зазвучала музыка небес,
И затряслась земля, и в этом свете
Господь воскрес!
Ликует небо! Льются, льются звуки!
Сияет лик воскресшего Христа!
Он к миру простирает свои руки,
Благословляя ими друга и врага!
Тот чудный день Христова воскресенья
Минул давно. Но в череде веков
Несет он драгоценное спасенье
И вечное прощение грехов.
И каждому, в котором есть стремленье
К любви и миру, к правде и добру,
Дает Спаситель тоже воскресенье
Их к царству сопричислив Своему.
Идите же, воскресшие, сегодня
Идите, расскажите всей земле
О том, как Иисус воскрес из мертвых,
Как люди воскресают во Христе!
А. Вельк

(Рисунок 7)

Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям. Многие из них пострадали так же как их учитель. С тех пор праздник Возрождения стал самым радостным праздником среди верующих людей.

А как же появилась традиция красить яйца на этот праздник?

Предание о первом красном яйце

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: “Иисус Христос воскрес!”
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!

  1. Практическая работа.

Сегодня мы с вами научимся делать некоторые украшения для праздничного стола. Раньше, на уроках кулинарии мы варили яйца вкрутую, пекли бисквит. Вы искали в книгах с рецептами постные блюда и блюда для пасхального стола.

На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.

Сегодня я попросила вам принести вареные яйца, лоскуты ткани, бусинки, веточку. Что же из всего этого можно сделать? Мы с вами сделаем несколько украшений для пасхального стола.

Празднику Пасхи предшествует Вербное Воскресенье. Кто-то из вас уже сходил за вербочками в тундру и поставил их в воду. К сожалению, мы живем на крайнем Севере, и дожидаться цветущих веточек приходиться очень долго. Поэтому украшение нашего стола мы начнем с изготовления цветущей веточки.

Для этого нам понадобиться тонкая белая или розовая ткань, лучше, если это будет шифон или капрон. Кроме того, нужны иголка, нитки, ножницы, бисер, бусинки или красивые пуговицы. Для основы возьмем сухую веточку. Рассмотрите инструкционную карту.

Приступайте к работе (10 мин)

(Рисунок 8)

Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки. Но самым интересным занятием было изготовление писанок.

(Рисунок 9-10)

Есть разные способы расписывать яйца, мы с вами сделаем это простой гуашью.

На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.

(Рисунок 11)

Вы можете использовать и ненецкие узоры, которые тоже несут в себе символику северных народов.

(Рисунок 12)

Посмотрите, как расписали яйца ваши ровесники

(Рисунок 13, 14)

Прежде чем расписывать яйца посмотрите, как правильно располагать цвета и символы на яйце. Это старинные правила. Вы можете ориентироваться на инструкционную карту, но можете нарисовать на яйце все, что хотите. Не забывайте, яйцо – символ жизни и весны, им можно пожелать близкому человеку все, что хотите.

(Рисунок 15)

Приступайте к работе (10 минут)

Пока наши яйца сохнут, мы с вами будем делать мешочек для яиц. В таких мешочках яйца можно дарить в праздник, а можно ими украсить веточку вербы, такой мешочек на праздничном столе тоже будет не лишним. Рассмотрите варианты таких мешочков.

(Рисунок 16, 17)

Как видите мешочки можно сделать разными способами: связать крючком (с этой технологией вы знакомы), сплести сетку из бисера (многие из вас владеют этим рукоделием), мы сегодня будем делать мешочек из трикотажной ткани и украшать её бисером и искусственными цветочками. Рассмотрите инструкционную карту.

(Рисунок 18)

Цветочки из ткани вы научились делать в первой практической работе. Можете использовать полученные умения в украшении мешочка. Все зависит от вашей фантазии. Приступайте к работе (15 минут).

Мы с вами научились делать украшения для домашнего стола. А вот в царской семье Романовых была такая традиция: на каждую Пасху ювелирный дом Карла Фаберже дарил царской семье драгоценное пасхальное яйцо.

  1. Сообщение детей, подготовленное во внеурочное время.

Рассказ о яйцах фирмы К. Фаберже

(Рисунок 19)

Яйца называются в зависимости от способа окраски: расписные - “писанками”, крашеные - “крашенками”. Отличие их в том, что для крашенок использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые.

Кроме писанок и крашенок существуют и другие - золотые, в прямом значении этого слова. Такие яйца изготовлялись к празднику Пасхи для императорской семьи.

В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех нор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почетное наименование Поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет - Оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти императора Александра III мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два пасхальных подарка - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II Александры Федоровны.

Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году из темно-зеленого гелиотропа и украшенного золотыми завитками с бриллиантами, прячется модель крейсера “Память Азова” на зеленоватой пластине из аквамарина.

(Рисунок 20)

А в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. Поезд состоит из паровоза с бриллиантовыми фарами и пяти вагончиков с окнами из горного хрусталя. На вагонах - крошечные таблички с надписями “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”. Указаны, также класс вагона и количество мест.

Выполненное в 1902 году яйцо “Клевер” предназначалось для императрицы Александры Федоровны. Сюрприз его до наших дней не сохранился, но известно, что внутри находился золотой четырехлистник с бриллиантами. Поверье говорит о том, что нашедший такой четырехлистник клевера обретает счастье.

(Рисунок 21)

В апреле 1906 года Карл Фаберже представил для оплаты счет за яйцо “Московский Кремль”. В счете имеется описание этого пасхального подарка: “Московский Кремль из разноцветного золота и эмали с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса”.

(Рисунок 22)

Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.

Как видите главное в празднике Пасхи не количество денег, затраченных на него, а добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос.

  1. Обряды и игры

Обряды на Руси (рассказ ученика)

Как и столетия назад, в наше время, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Например, по европейским традициям – плодовитый заяц царит на пасхальной трапезе, олицетворяя собой вечно возрождающуюся жизнь. Любимой пасхальной забавой у русских является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается часто всю пасхальную неделю.

Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Чудодейственную силу приписывают и скорлупе освященного яйца. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в "чистый" четверг, использовалась для посола кушаний, которые готовились к Пасхе.

Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня (Пасху праздновали и течение недели) начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.

И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели мы познакомимся.

(Приводятся игры. Игры могут проводиться самими детьми или учителем)

Сбей приз

Ведущий: Приглашаю всех желающих. Сейчас вы по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы и маленькое условие: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет.

Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Участвуют все желающие, по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы.

Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель - забирает крашенки остальных.

Кто победит?

Ведущий: А теперь соревнующиеся пусть сядут напротив друг друга и катают крашенки.

Крашенки будут сталкиваться: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.(Ребята соревнуются.)

Волчок

Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.

(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)

Найди яйцо

Традиционными были и подарки па Пасху. В некоторых местностях был обычай прятать подарки в саду, а дети сами находили эти подарки. Мы тоже приготовили вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.

(Ребята ищут заранее спрятанные яйца с сюрпризами - склеенные конвертики в форме яиц, в которых находятся маленькие призы – рецепты пасхальных блюд.)

  1. Завершение урока

В воскресенье наступит этот радостный праздник. Желаю вам отметить его дома с вашей семьёй в добре и любви друг к другу.

Запишите домашнее задание

(Рисунок 23)

  • Выполните несколько эскизов росписи пасхальных яиц.
  • Оформите дома полочку или столик с традиционными пасхальными украшениями стола

Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: (все вместе) воистину воскрес!
А.Вельк

Урок окончен. Спасибо вам за работу.

Фотографии с уроков. (Рисунок 24-27)

Литература:

  1. Евангелие для детей.- М., “Благовест”, 2003
  2. Журналы “Читаем, учимся, играем” - М., “Влада – пресс”
  3. Сайт www.kreml.ru

Ольга Скрипникова

Цель : Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Задачи : - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Развивать эстетическое восприятие действительности.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Предварительная работа :

Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей» , «Краткий молитвослов для мирян» , прослушивание пасхальных песен и музыки .

Игры : «Бег с яйцом» , «Горка» , «Найди яйцо» .

Ход работы.

В группе звучит музыка «пасхальной песни » . На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.

Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.

Воспитатель : - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха ? (дети отвечают) . Этот праздник на Руси называли по-разному : Велик день, Светлый день , Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи . А что является символом этого праздника? (дети отвечают) . Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.

Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств : все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.

Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.

Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят : «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!» .

При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром , застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.

Воспитатель : - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные) . Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.

Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.

Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.

Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.

Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.


Воспитатель : - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей) .

Послушайте : снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.


В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Таким образом, подводя итог данного занятия , следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием

"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот "

Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки) . Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.


1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Посмотри, весна настала!

2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!

4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!

5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!

6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой ко мне.

8-й ребенок. Приди весна с радостью,

С великой милостью –

С хлебами обильными,

С дождями сильными!

С солнечными лучами!


ПЕСНЯ «Весенняя песенка»

Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха . Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств» .

Празднуют Пасху и верующие , и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.


1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2-й ребенок

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Веселится народ

Праздник Пасхи у ворот !

Песня «Пасхальная песенка »

Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха ? Название праздника происходит от еврейского слова «исход» , «избавление» . Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест » . Послушайте колокольный звон.


ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)

Вед. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная , светлая , святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами : «Христос воскрес» , и отвечают :

Дети : Воистину воскрес!

Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне . А вы знаете какие?

Дети :

1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.

5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое , а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками» . Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.

Под русскую народную музыку дети идут по «улице» , заходят в избу, где их встречает Хозяюшка

Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.

Хозяюшка. Все в горницу приглашаются :

И барышни-вертушки,

И матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые,

И дедуси ворчливые!

А пуще всех зову детишек!

Девчонок и мальчишек!

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

И в честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.


Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году : куличи, пасхи , яйца - крашенки.

Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)

Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой , символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда : «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!» , обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.

Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками» , в них мы сегодня и поиграем!

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, свою удаль показать!

Игра «Плетень»


Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу ,

Семечки щелкаю и во двор смотрю.

Все поглядываю да запоминаю.

СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ» .


Слышится : «Апчхи! Апчхи!»

Хозяюшка. Кто это там чихает?

Выбегает домовенок Прошка.

Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,

Дайте семечек немножко.

В избе живу-поживаю,

Про все на свете знаю !

Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.

СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»


Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!

ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.

1. Будем вам частушки петь –

Хлопайте дружнее.

Мы уж постараемся

Спеть повеселее.

2. Очень любим мы смеяться,

Петь и веселиться –

Чтобы было вам смешно –

Решили нарядиться.

3. Не хотела выходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4. У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большой –

Берегитесь, женихи!

5. Сяду я на лавочку,

Возьму я балалаечку,

Как ударю по струне –

Мальчики (девочки) бегут ко мне!

6. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

7. Мы частушки вам пропели,

От души старались.

Вам хотели угодить,

Как мы вам?

Дети : Понравились!


Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :

Сосна – долголетие и здоровье

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие

Петушиный гребень – защита от нечисти

Дубовый лист – гармония

Солнце или мельница – к урожаю

Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.

(Показывает образцы росписи яиц)

Хозяюшка. А какая Пасха без угощений ! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!

Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.

Православные образовательные курсы по предмету «Основы православной культуры».

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: Конспект урока на тему « Пасха Христова - торжество из торжеств» .

Выполнила:

Слушатель гр. Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район»

Ульяновской области

Работа допущена к защите

________________________

Конспект урока на тему «Пасха Христова - торжество из торжеств».

Выполнила: Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район» Ульяновской области

Тема урока: Пасха Христова - торжество из торжеств .

Цель : формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасхи - приобщение детей к истокам русской культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи урока :

Личностные:

Формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ,

Развитие сопереживания к чувствам других людей

Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

Учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения

Учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

Формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх.

Умение осознавать ценность человеческой личности.

Предварительная подготовка к уроку : учат стихи, готовят сообщения о посте, с родителями готовят пасхальные яйца, работают в группах по подготовке пасхальных игр (узнают в Интернете, от бабушек и пробабушек), находят в Интернете и книгах пословицы и поговорки о Пасхе.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фрагменты записи колокольного звона, запись Пасхального гимна, фонограмма «Пасха наша», заготовки отварных яиц, краски, карандаши, оборудование к пасхальным играм.

План урока :

    Организационный момент с постановкой цели урока.

    Основная часть.

История возникновения Великого праздника Пасхи. Обычаи и традиции связанные с этим праздником.

    Проверка домашнего задания.

    Практическая работа.

    Закрепление новых знаний и способов действий.

    Домашнее задание.

Ход урока :

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

  1. Организационный момент с постановкой цели урока .

Учитель : Здравствуйте, ребята!

Совсем скоро христиане будут отмечать один из самых великих праздников. Послушайте церковное песнопение и подумайте, как называется праздник?

(Звучит церковное песнопение Тропарь Святой Пасхи )

(Ответы детей)

Учитель : Правильно, Пасху!

А кто знает, что такое Пасха?

(Ответы детей)

Учитель : Тема нашего урока Пасха Христова - торжество из торжеств .

    Основная часть .

История возникновения Великого праздника Пасхи . Обычаи и традиции связанные с этим праздником .

Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Все ходят друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами.
Ребята, скоро мы будем отмечать день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"?

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена.

Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования.

Первая неделя называлась - Пасха Крестная, или Пасха Страданий.

Вторая неделя - Пасха Воскресения.

После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В основе праздника лежит величайшее для всего человечество событие - чудесное воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте. Крест - это знак любви бога к людям, поэтому христиане носят на своей груди нательный крестик.

На третий день после смерти Иисус Христос воскрес. «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Женщины, увидев пустые пелены, двинулись назад и повстречали Иисуса, но не узнали Его, ибо приняли за садовника. Утром в светлое Воскресение Христос в саду Иосифа явился Марии Магдалине и в течение сорока дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом.

Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни. И это происходит весной.

Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. Ученики Христа стали апостолами.

Следует за Пасхой - Фомина неделя, начинающаяся с воскресенья - Красной горки. Всю неделю церковью вспоминается Фома – апостол не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия появился перед ним, дабы доказать, что чудо и вправду свершилось. Именно отсюда и пошло всем известное выражение «не верующий Фома». Многие верующие считают, что нельзя упрекнуть Фому в неверии. Просто он хотел встречи с Иисусом.

На вторник этой недели приходится Радоница - поминовение усопших.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

(слайды 14 и 15)

Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).

С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись - влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви, а появился еще в I веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала новой жизни.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос - хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.

Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.

творожная пасха -это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся в ременем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец"

Народные обычаи и приметы на Пасху

В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.

В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной. Какая лежит смирно - та ко двору, а если животное ворочается - не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.

Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили "караулить солнышко". С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».

Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.

Существует еще ряд пасхальных примет:

Если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил;

Если в щи упала муха - жди свидания;

Если губы чешутся - не миновать поцелуя;

Если брови станут чесаться - увидишься с любимым.

Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь...

Все лица радостью сияют,

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

    Проверка домашнего задания .

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

(слушаем выступления учеников) -Давайте поиграем в эти игры.

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. А как вы помогаете?

(слушаются рассказы учеников)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки. Вы должны были найти в Интернете. Объясните каждую пословицу.

Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый весной.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

4. Практическая работа .

- Символом Пасхи является окрашенное яйцо. Вам было дано задание, принести отварное яйцо, карандаши, краски. Сейчас мы раскрасим пасхальные яйца, и каждый из вас сможет их подарить на Пасху самому близкому и любимому человеку.

(Звучит фонограмма «Наша Пасха», дети раскрашивают яйца).

Оформление Пасхальной корзины.

5. Закрепление новых знаний и способов действий

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

В чем состоит христианский пост?

Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье - это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним.

6. Домашнее задание

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку