Самые жестокие наказания в школах (19 фото). Битье батогами и плетьми

Давно пришла пора понять, что спокойная и счастливая старость обеспечивается не столько пенсионным фондом, сколько правильным воспитанием. Со времен Моисея фундаментом любой социальной системы была пятая заповедь Закона Божиего: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Обратите внимание, эта заповедь требует от детей не только уважения и послушания по отношению к родителям, но, главное, - почитания, то есть любви, заботы о родителях, об их авторитете их репутации. И только таким образом можно обеспечить долголетие и процветание личности, общества и государства.

Казалось бы, банальная мудрость, но исполняется ли она сегодня?

Увы, нынешняя глобальная политика варварства и разрушения избрала своей главной мишенью источник роста любого социального организма - систему воспитания, образования и здравоохранения. Воспитатель, педагог и врач всегда были теми самыми последними охранниками, которые изо всех сил пытались остановить нацию на пути широко рекламируемого поп-культурой самоуничтожения, продажи тела, традиций и интеллекта в угоду идолам потребления, комфортности, конкуренции.

К сожалению, остановить этот процесс не удалось. Да и вряд-ли удастся, пока со всех телеэкранов на нас сыпется мусор псевдомультикультурности, толерантности, и ювенальной звезданутости.

Пошлость, бездуховность, безнравственность, цинизм, безразличие и жестокость стали новыми кумирами двадцать первого века. Эти кумиры срослись с властью, как организованная преступность с районным начальством. У них общие цели: пока первые воруют души, вторые - грабят кошельки. Демоны тщеславия, сребролюбия, сластолюбия и лжи, давно и крепко пригрелись в кожаных креслах лимузинов и номенклатурных кабинетов, обитатели которых иначе, без их сатанинской помощи, и дня бы не продержалась в своих уютных гнездышках.

Вырождение человечества особенно очевидно в неспособности найти иной способ решения проблемы, кроме насилия, кроме лишения собственности и жизни тех, кто слабее или невооружен. Миротворцы перевелись. Любовь оскудела. Этот путь рано или поздно приведет мир к событиям, описанным Иоанном Богословом в его Откровениях (Апокалипсисе).

Удержать процесс постиндустриального самоуничтожения наиболее развитые страны пытаются самыми радикальными мерами. Совсем недавно Правительство Британии и Министерство образования одобрили идею возврата в школы наказания розгами. Отныне британские учителя по закону получили разрешение применять физическое наказание к юным ослушникам.

Министерство образования Великобритании объясняет свое решение необходимостью искоренить панибратство педагога и ученика, а также укрепить нерушимый авторитет учителя в британских учебных заведениях.

Нынешние власти отменили указ своих предшественников, который действовал на протяжении последних тринадцати лет, о полной неприкосновенности британских школьников. Причем учитель не имел тогда права не только ударить, но и даже просто дотронуться до ученика.

Это простое и мудрое решение было обусловлено ростом волны подростковой преступности, массовых беспорядков с участием несовершеннолетних, а также обвальным ростом детского насилия против педагогов, что буквально захлестнуло британские школы. По мнению министра образования Британии Майкла Гоува, отмена этого правила "восстановит авторитет взрослых". "Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права физически трогать студентов", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", - заявил министр.

Кроме того, он отметил, что министерство хочет привлечь на работу с детьми больше мужчин, которые смогут подавать ученикам пример. В частности, рассматривается возможность использования в качестве учителей начальных классов бывших военнослужащих (Подробнее см: https://tengrinews.kz/europe/195981/ ).

Кстати, Великобритания, возвратив розги в школу, не многим ушла от лидеров передовой мировой демократии. В настоящее время практика телесного наказания в школьной системе США запрещена лишь в 29 штатах, а в 21 штате, включая Миссисипи и Техас, телесное наказание в школах разрешено.

На самом деле, всем известна прописная истина: без наказания нет и воспитания. Ну, представьте себе государство без тюрем и иных исправительно-трудовых учреждений! Не получилось, не так ли? Просто, чтобы не доводить дело до тюрьмы, человечество с древних времен корректировало девиантное поведение розгами. Царь Соломон, мудрость которого пока еще под сомнение никем не ставиться, как-то пророчески сказал: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Книга Притчей 13:25).

Так почему же в нашей стране, где по неофициальным данным, каждый четвертый житель имеет судимость, вместо бесконечного реформирования, не заняться всерьез школьным воспитанием. Понятно, что за введение телесных наказаний сегодня может публично выступить лишь признанный политический тяжеловес типа Владимира Жириновского, у которого есть санкция безнаказанно вещать на аудиторию любые радикальные идеи (все равно в Госдуме будет голосовать «как надо»).

Всех остальных «ювенальщики» и «либерасты-толерасты» реально порвут на части. Но ведь должен же когда-нибудь инстинкт самосохранения заработать и родной властной элиты. А вдруг их детей из-за изменения политического климата (как это было недавно в Египте, Ливии или Сирии) все же заставят неожиданно вернуться из теплых европейских пансионов в родные суровые школы?

Может быть, пора бы и Российским властям, вслед за «другом Кэмероном» озаботиться перечнем возможных видов наказания в общеобразовательных учреждениях и, что немаловажно, утвердить законную процедуру их применения? Может быть, пора покончить с матриархатом в системе образования? Ну, сколько можно еще ставить в зависимость судьбу будущих поколений защитников отечества от «критических дней», климакса и истерик выпускниц педвузов, которые стали учителями не по призванию, а из-за отсутствия иных жизненных перспектив..? Простите, дорогие женщины, за горькую правду. Пусть родители, не встречавшие подобных «училок» в своей школе, первыми бросят в меня камень...

Да и, справедливости ради, необходимо отметить, что среди нынешних педагогов мужского пола тоже мужиков немного. Бытует мнение, что непедофил и непедераст, просто никогда не пойдет на работу в российскую школу, не примет на себя, таким образом, печать неудачника, обреченного всю жизнь существовать на родительскую пенсию.

На что же надеяться? Честно говоря, только на семьи, в которых сохранилась верность традициям. Это наш последний оплот, за которым кончается будущее.

Максим Лесков

ОТ РЕДАКЦИИ

Ввиду характера комментариев к данной статье предлагаем всем ознакомиться еще с этим материалом

Возраст без ответственности. Появились банды грабителей из детских садов и начальной школы.

Начало летних каникул принесли шокирующую новость из города Снежинска Челябинской области. Там поймали необычную банду малолеток. Жертвами несовершеннолетних преступников были одинокие пенсионеры.

По данным местной полиции, школьники придумали легкий способ добычи денег. Девочки в возрасте 11-13 лет стучались к одиноким старикам под предлогом попить воды. Попав в квартиру, просили "чайку". Пока старушка доставала варенье и конфеты, бойкие малолетки проверяли тумбочки и шкафы в поисках денег. Забирали даже последние 200 рублей. Кстати, для своих жертв детки придумали циничное прозвище: "Банкомат-2".

В банде были три девочки в возрасте 11, 13 лет и мальчишки. Отправлялись на дело исключительно девочки. Лидером считалась 11-летняя школьница. Ее не накажут - возраст неподсудный. Малолетки жили с размахом - покупали сигареты и пиво, разъезжали на такси. На самом деле дети сбились в банду не от нищей жизни. Все оказались из вполне благополучных семей.

А в Озерске Челябинской области прокуратура раскрыла кражу, где фигуранты еще моложе. Там сбежавшие воспитанники детского сада стаей делали набеги на местный магазин. Мальчишкам было всего 5 и 6 лет, поэтому какая-либо ответственность детсадовцам не грозит. Зато в адрес администрации детского учреждения пришло грозное прокурорское представление. Была даже целая проверка, которая показала, что воспитательница, собирая детей на обед, недосчиталась воспитанников. Дети не терялись на прогулке, а специально сбегали в магазин и там воровали. А в Омске задержали двух подростков, до полусмерти забивших бомжа, который в тяжелом состоянии находится в больнице и, непонятно, выживет ли. Причины дикой жестокости подростки пояснить не смогли.

Размеры детской преступности и ее жестокость просто шокируют. Избивают и убивают теперь даже десятилетние. И делают это с редкой циничностью и не раскаиваются. Но вот что интересно, Уголовный кодекс малолетки чтят. Каждый сопливый преступник знает, что ему за совершенные злодеяния ничего не грозит. Получился разрыв в законе: неотвратимость наказания - главное препятствие на пути к правонарушению - исчезла. Выходит, что, с одной стороны, человек вполне созрел для совершения преступления, но не дорос до наказания за него.

Сейчас многие эксперты говорят, что закон нужно менять: за умышленное убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений или повторные кражи преступник любого возраста должен быть изолирован за решеткой. Потому, что он уже опасен для общества. Органы правопорядка нечасто дают "настоящие" цифры. А когда дают, становится страшно. Так, в прошлом году, по данным прокуратуры Санкт-Петербурга, количество преступлений несовершеннолетних выросло на двадцать процентов.

В структуре подростков-преступников преобладают учащиеся: шесть из десяти грабителей и убийц - школьники, сообщили в пресс-службе городской прокуратуры. В этот процент входят и благополучные дети, и беспризорники. Но последних явно больше.

Однако никто не скрывает - у детей с улицы статистика преступлений еще серьезнее. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов привел такую цифру - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России почти 700 тысяч. Оценки масштабов беспризорности, которые приводят эксперты, ужасают. Они называют цифру в 1,5 миллиона.

Откуда они берутся? Та же статистика считает, что ежегодно в стране появляется 115-120 тысяч сирот. Около 200-220 детей ежедневно государство отбирает у нерадивых родителей.

Как-то тихо и незаметно прошел недавно своеобразный "юбилей" - ровно десять лет назад, 30 мая 2001 года, Совет безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности. Тогда милиция рьяно взялась за бродяжек. Они на какое-то время исчезли с улиц. Правда, вскоре стало ясно, что профилактические облавы силовиков проблему так и не решили.

А ведь, по подсчетам экспертов, почти 60 процентов российских гаврошей, взрослея, пополняют ряды уголовников. Те же специалисты заявляют, что в основном наши дети улиц вовсе не сироты, лишившиеся родителей. Большинство убежавших - дети по каким-либо причинам ушедшие из дома по своей воле. Общей цифры таких детей тоже нет. Есть "ножницы" - от 700 тысяч до 6 миллионов.

Мы до сих пор даже не можем определиться с терминами по малолеткам. Беспризорники - это некое общее собирательное понятие, которое состоит из разных групп детей. Есть безнадзорные дети, есть дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, а еще присутствуют социальные сироты. Но это не весь список.

В результате МВД дает одни данные, минздравсоцразвития - совсем другие. У представителей общественных организаций, которые занимаются маленькими преступниками, - свои цифры.

Для всех, кто в маленьком возрасте уже серьезно нарушает закон, до сих пор нет единой государственной программы, соответственно, нет и какого-то единоначалия и ответственности.

Наталья Козлова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5507 (131)

Дети — существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался — родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция Tlum.Ru уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы, а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало — то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что — еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет — значит любит», «кого журят, того и любят» — вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя — забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого — годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина — Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом — женщин, потом — каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще — отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь — ребенок. Наказывают в современных школах просто — забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний — это пережиток прошлого и просто неприемлемо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но- не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., -арест на 15 су-ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.

Поддерживать дисциплину — сложное занятие, и не каждый сможет справиться с этой задачей. Куча неугомонных детей способны свести с ума любого и разрушить школу за считанные минуты. Именно поэтому и были придуманы наказания, а о самых ужасных мы сегодня поговорим.


Смотреть все фото в галерее

Китай


В Китае наказывали нерадивых учеников тем, что били их по рукам бамбуковым прутиком. Это только кажется нестрашным, если не знать сколько раз школьники им получали… Самое интересное, что родители только поддерживали такой метод воспитания детей. Отменили это всего 50 лет назад.

Россия


В России использовали розги, для того чтобы вбивать в детей истину. В духовных семинариях розгами могли побить за чрезмерное усердие в еде или за незнание по имени всех 12 апостолов.


Вот так, кстати, они выглядели. Розги — это прутики, для упругости вымоченные в воде. Били они сильно, и оставляли следы.

Великобритания


В Великобритании школьников ставили на горох. Да, именно оттуда пошла эта традиция, и довольно быстро докатилась до нас, у нас тоже практиковали такое наказание. На рассыпанный горох ставили голыми коленками. Поверьте, это не больно только первые 30 секунд, а русские школяры иногда стояли на горохе часа по 4. Телесные наказания были отменены только в 1986 году.

Бразилия


Детям Бразилии запрещают играть в футбол. Как бы просто для нас это ни казалось, для любого бразильского ребёнка это смерти подобно, ведь все играют в футбол даже на переменах!

Либерия


В Либерии до сих пор наказывают детей с помощью плети. Недавно Президент Либерии Чарльз Тэйлор собственноручно отвесил 10 ударов плетью своей 13-летней дочери, за недисциплинированность.

Япония


Вот кто искушён в пытках, так это японцы. Наказаний у них было множество, но самые зверские были эти два: стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу и лежать на двух табуретках, держась за них только ладонями и пальцами на ногах, то есть, собственно, получается – между табуретками.
Кроме того, в японских школах нет уборщиц, там убираются наказанные ученики.

Пакистан


В Пакистане за двухминутное опоздание вам придётся 8 часов читать Коран.

Намибия


Несмотря на запреты, в Намибии провинившимся ученикам приходится стоять под осиным гнездом.

Шотландия


Стандартный шотландский школьный ремень делают из толстой жесткой кожи по специальному заказу органов образования. Используют его обычно сложенным вдвое, и, говорят, лучше этого на себе не пробовать.

Непал


Непал. Самое страшное наказание там – когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до 5 дней. Вообще-то, девочек в Непале в школы не отдают, их считают исключительно обузой и очень плохо кормят. Мальчики такой диеты не выдерживают и начинают просить прощения примерно на вторые сутки.

Тема школьных наказаний очень стара. Многие художники писали об этом свои картины, что позволяет сделать нам вывод,что волновало это людей во все времена.






Но не смотря на прогресс, даже сейчас учителя позволяют себе поднимать руку на учеников, и наказывать их изощрёнными способами.








Этот учитель за опоздание заставил держать стул над головой, пока «он не расшибёт пустую башку»

А этот учитель совсем потерял самообладание и еле сдерживал себя. Ученица старших классов довела его тем, что высказывалась о его жене.

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

«Виноват!»

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

В апреле исполняется 153 года отмены телесных наказаний в нашей стране. Соответствующий документ подписал император Александр II. Законодательно этот акт был приурочен к 45-летию правителя.

Плеть слабее кнута

Кстати, на этом Александр II не остановился. В 1864 году появился его Указ «об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Тогда пороть учеников считалось настолько естественно, что подобное решение царя многие восприняли как слишком либеральное.

Установил же в России телесные наказания Пётр I. Причём сделал это официально, как результат судебного решения. В воинском Уставе перечень кар, как и многое, что задумывал Пётр, был представлен с размахом. Истязания включали в себя хождение по деревянным кольям, битье батогами и шпицрутенами, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев. Причём мучениям могли быть подвергнуты все, включая членов императорской фамилии.

Со временем наступили некоторые послабления. Так, в 1824 году адмирал Мордвинов в докладной записке Александру I просил отменить битье кнутом, а в 1845-м это наказание полностью упразднили (палачам даже приказали зарыть свои орудия в землю). Самой страшной стала публичная порка плетьми, однако и здесь нашлись люди, которые точно рассчитали, что удар плети в 2,5 раза слабее, чем кнута, поэтому там, где раньше назначали 40 ударов, стали давать 100.

Однако времена менялись. Постепенно от тяжелого битья были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, а также их жены и дети. Неизменной оставалась только порка розгами - тонкими гибкими прутьями деревьев и кустарников. Для большей эластичности и резкости их часто вымачивали в солёной воде. Этот вид наказания, известный ещё с Древнего Египта, Спарты, упоминаемый в Библии, на долгие годы прижился в России. Особенно доставалось детям и подросткам.

Н. В. Орлов «Недавнее прошлое» (Перед поркой), (1904). Фото: Commons.wikimedia.org

Пороли и царей

Пороть детей розгами и просто заниматься рукоприкладством по отношению к существу, которое не может тебе ответить, считалось абсолютной нормой даже в высших аристократических кругах.

Будущего императора Николая I, как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. Это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.

Ивана Тургенева мать порола розгами вплоть до совершеннолетия. Телесным наказаниям подвергались в детстве Фет и Некрасов. Как били до потери сознания маленького Алешу Пешкова, будущего пролетарского писателя Горького, мы знаем из его повести «Детство». Но, пожалуй, наиболее трагична судьба Феди Тетерникова, будущего поэта и прозаика Федора Сологуба. Его в детстве и отрочестве пороли так, что он, по собственным словам, «прикипел» к битью и уже не мог без него жить. Физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.

В 1878 году именно применение розг спровоцировало в России индивидуальный террор, а судебный процесс, где разбиралось это дело, стал известен на весь мир. История такова. В июле 1877 года петербургский градоначальник Федор Трепов отдал приказ о порке политического заключенного Боголюбова. Причина - тот не снял перед ним шапку. Боголюбова выпороли 25 шпицрутенами. Это было нарушением закона о запрете телесных наказаний 1863 года и вызвало широкое возмущение в российском обществе. Однако лично Трепов никакого наказания не понёс.

Отомстить ему решила простая переплётчица книг, народница Вера Засулич. 5 февраля 1878 г. она пришла к Трепову на приём и в знак протеста против порки Боголюбова, которого даже никогда не видела, почти в упор выстрелила в градоначальника из карманного револьвера. Две пули попали в живот, генерал получил тяжелое ранение.

Революционерку немедленно арестовали, а 12 апреля начался процесс, который закончился неслыханным приговором. Суд присяжных полностью оправдал Засулич, хотя за подобные преступления полагалось от 15 до 20 лет тюрьмы. Правда, на следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире. А вскоре, чтобы избежать повторного ареста, её переправили к надёжным людям в Швейцарию.

Стыдно!

Одним из активных пропагандистов полной отмены телесных наказаний стал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и объявил, что школа бесплатная и розог в ней не будет. А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян. Своё отношение к таким явлениям великий писатель высказал и в рассказе «После бала». Там жизнь пылкого юноши полностью переворачивает увиденная на плацу расправа, когда пытавшегося бежать солдата прогоняют сквозь строй и бьют палками по голой спине. Руководил истязанием красивый генерал - отец девушки, в которую он был влюблён…

И хотя битьё было позором общества, его отмену приходилось доказывать ценой жизни. Так, отмене наказаний для женщин способствовали события, которые произошли на Карийской каторге, в глухих местах Забайкалья. Здесь 24 октября 1889 года 28-летнюю заключённую Надежду Сигиду за попытку влепить жандармскому офицеру пощёчину наказали ста ударами розог.

В знак протеста против такого насилия ещё трое женщин приняли смертельную дозу морфия, а до этого 16 суток голодали. Всего же приняли яд 20 каторжан, из них шестеро - умерли.

О Карийской трагедии стало известно в мире. Начались массовые протесты, и правительство вынуждено было реагировать. В итоге в 1893 году физические наказания для женщин отменили. В 1930 г. художник Николай Касаткин написал картину, посвящённую этим событиям.

В 1913 году известный российский драматург, историк Николай Евреинов издал «Историю телесных наказаний в России», которую написал еще в студенческие годы. Необходимость работы автор объяснил неизменной для России актуальностью темы: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки… Отмена телесных наказаний не ознаменовала отмену привычки и страсти к ручным расправам. Пробегая мрачные страницы истории телесных наказаний, мы убеждаемся с каждой строкой, что из бездны не выкарабкиваются сразу и что переход от тьмы к свету невозможен без промежутка ослепления».

Наказание шпицрутенами, 1776 год. Осуждённого заставляли проходить сквозь строй из 100—800 солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. Фото: Commons.wikimedia.org

Розга из Техаса

К началу XX века в Российской империи остались розги как наказания для крестьян по приговорам волостных судов, бродяг и ссыльных, и как исправительная мера для ремесленных учеников. Были в ходу и плети, приковывание к тачкам, оковы (кандалы) и бритье головы для ссыльно-каторжных и поселенцев.

12 июня 1903 наказания для каторжных и ссыльных в России отменили. 11 августа 1904 отменены телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. 30 июня 1904 официально ликвидированы телесные наказания в российских армии и флоте (фактически рукоприкладство офицеров оставалось). 24 августа 1904 года в России были официально отменены все виды телесных наказаний. Правда, розги остались и держались в исправительных арестантских отделениях и военных тюрьмах до революции 1917 года.

Сейчас большинство стран рассматривают телесные наказания в любой форме как противоречащие положениям «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года и «Международного пакта о гражданских и политических правах» 1966 года. Тем не менее телесные наказания активно применяются в мусульманских странах, в некоторых государствах Африки, на Шри Ланке, а также в ряде учебных заведений США.

По некоторым данным, периодически порют детей в 21 штате Америки, в том числе Миссисипи и Техасе. В России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живёт и в наши дни.