Презентация. Организация работы с дошкольниками по ручному труду

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, модели­рование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализаци­ей на уровне подлинного творчества.

Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь

МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ

Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»

Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.

Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нрав­ственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение - предметная среда - есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда лю­дей складываются традиционные ремесла, художественные промы­слы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому сле­дует приобщать детей сызмальства.

Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высо­кую заинтересованность, успехи и - что еще немаловажно - ма­лую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влия­ние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из ком­понентов эстетической деятельности, в основе которой лежит худо­жественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возмож­ности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ре­бят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержа­тельным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной пе­дагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и по­лезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разно­образным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.

Деятельность детей с различными материалами в народной пе­дагогике классифицировалась следующим образом:

а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;

б) резьба по дереву, камню, кости, коже;

в) чеканка по металлу;

г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творче­ский процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествую­щих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном ис­кусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художествен­ный труд рассматривается в педагогической теории как необходи­мый элемент нравственного, умственного, эстетического воспита­ния детей.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полез­ные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовле­ние декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декора­ций и сувениров, макетов кукольных комнат;

работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из тка­ни, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, де­талей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);

работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых расте­нии; оформление живого уголка);

работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, суве­ниров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);

работа с глиной (создание декоративных украшений, керамиче­ских панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и пред­метов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и суве­ниров из синтетических тканей).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различ­ных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенно­стями мастерства, приобщает к народному декоративному искус­ству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.

В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка пе­дагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.

В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.


  1. Волшебные превращения веревочки

Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.

Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.

Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.

Аппликация из пластилина

Пластилин - чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Разнообразный по цвету, он очень интересно смот­рится в работах. Дети любят заниматься лепкой пла­стилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств - скульптура, графи­ка и др. Занятия пластилином способствуют развитию мел­кой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, луч­ше говорит и думает.

Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надав­ливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малы­шу это понравится, и он с удовольствием будет возвра­щаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.

И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.

Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пласти­лин - для вишенки; зеленый - для листиков; корич­невый - для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

Намечаем центр, где будет расположена веточка.

Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричнево­го цвета - это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух више­нок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.

Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.

Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скру­чиваем из них 2 овала - это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим ли­стики к веточке.

Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.

А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин - для слони­ка; черный - для глазок; белый - для зрачков. Кар­тон для фона любого подходящего цвета.

Приступаем к работе.

На картоне отмечаем положение головы и туловища.

Изображение слоника может состоять из кружоч­ков и овалов. Вы придумайте свои варианты.

Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длин­ный жгутик и их него формируем овал, туловище за­канчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки де­лаем из белого пластилина.


  1. Оригами

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мыш­ления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовле­ния, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе констру­ирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение при­емов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует куль­туру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бума­ги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе во­лшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всесто­роннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.

Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.

Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.


Поиск на сайте:



2015-2020 lektsii.org -

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Художественный труд»

Возраст обучающихся: 1, 2, 3, 4 классы

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Павлихина А.Н.

Учитель начальных классов

МБУ СОШ № 70

г.о. Тольятти, 2013

Пояснительная записка

Актуальность

Художественное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа «Художественный труд» была разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству.

При разработке программы «Художественный труд» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.

Содержание программы «Художественный труд» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

Развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

Формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

Освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

Обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

Знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

Приобщать школьников к народному искусству;

Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Художественный труд» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и 34 часа в год во 2-4 классах (1час в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Художественный труд» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

Учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

Устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

Осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

Навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

Осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

Художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

Более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий по программе «Художественный труд»

Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак

Пластилино-графия

11,5

III.

Бумагопластика

Бисероплетение

Изготовление кукол

итого

Тематический план занятий по программе «Художественный труд»

1 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности.

Пластилинография

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».

«Кактус в горшке»

Плоскостное изображение. «Рыбка»

«Натюрморт из чайной посуды»

Рельефное изображение. «Ферма»

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

Божьи коровки на ромашке

Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»

«Ромашки»

«Совушка – сова»

«Снегурочка в зимнем лесу»

Бумагопластика

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

Фрукты

«Чудо – дерево»

Птенчики

«Снегирь»

Новогодняя игрушка. Символ года

Открытка к Новому году

Праздничный салют

Бисероплетение

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)

Низание крестиками

Изготовление кукол

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

Кукла на картонной основе.

Композиция «В лесу»

Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.

Итого: 33 часа

2 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

Пластилинография

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»

Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»

Бумагопластика

История бумаги. Технологии работы с бумагой

Цветы из бумаги.

Снежинки

Новогодняя открытка

Бисероплетение

Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»

Техника параллельного низания.

«Бабочка»

Бисерная цепочка с петельками.

Изготовление кукол

Народная кукла. Русские обряды и традиции

Бесшовные куклы

Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Итого: 34 часа

3 год обучения. (1 час в неделю)

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Вводное занятие

Пластилинография – как способ декорирования

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Фоторамка

Подсвечник

Ваза

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

Бумагопластика

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

Конструирование из бумажных полос

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

Бисероплетение

Техника «французского» плетения

Бисерные «растения» в горшочках

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

Изготовление кукол

Сувенирная кукла.

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Кукла – шкатулка

Итого: 34 часа

4 год обучения. (1 час в неделю)

Номер

раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ

Введение: правила техники безопасности

Чему будем учиться на занятиях

Пластилинография

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Бумагопластика

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

Завивка, закругления

Бисероплетение

Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Праздничные сувениры

Цветочные композиции - букеты

Изготовление кукол

Работа над образом. Эскиз

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

Итого: 34 часа

Первый год обучения (33 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

II. Пластилинография.

1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Плоскостное изображение. «Рыбка».

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.

5.«Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

6.Рельефное изображение. «Ферма».

Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

7.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Божьи коровки на ромашке.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

8.Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

Практическая часть . Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

9.«Ромашки»

Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

10.«Совушка – сова»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть . Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

12.«Снегурочка в зимнем лесу»

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа

  1. Бумагопластика

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.«Фрукты», «Чудо – дерево»

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть.

3. «Птенчики».

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

4.«Снегирь»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть.

5.Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы. Практическая часть . Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

6.Открытка к Новому году.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

7. «Праздничный салют».

Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

  1. Бисероплетение

1. Вводное занятие.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов

3.Параллельное низание.

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть . Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4. Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

  1. Изготовление кукол

1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2 .Кукла на картонной основе.

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

Практическая часть . Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

3.Композиция «В лесу»

Особенности построения композиции

Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

4 .Аппликация . Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.

2 год обучения (34ч.)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

I. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

II. Пластилинография

1.Полуобъемное изображение на плоскости. «Чебурашка».

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть.

3.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

  1. Бумагопластика

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

  1. Бисероплетение

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка»

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов. Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками.

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

  1. Изготовление кукол

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

ёТехнология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

3 год обучения (34ч.)

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Введение: правила техники безопасности

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

  1. Пластилинография

1.Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть . Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Ваза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

5.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

6.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть . Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

  1. Бумагопластика

1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

2.Конструирование из бумажных полос.

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

3.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

  1. Бисероплетение

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть . Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

2.Бисерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

  1. Изготовление кукол

1.Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практическая часть . Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

3.Кукла – шкатулка

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.

4 год обучения (34ч.)

Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

  1. Введение: правила техники безопасности

1.Чему будем учиться на занятиях.

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

  1. Пластилинография

1.Панно из пластилина.

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3.Подбор цветовой гаммы.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть. Выполнение практической работы

4.Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

  1. Бумагопластика

1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть. Кошка, собака.

2.Завивка, закругления

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

Практическая часть. Эльф, фея, ангел.

  1. Бисероплетение

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

  1. Изготовление кукол
  1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

  1. Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

  1. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

Планирование этапов работы

Практическая часть . Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

Список литературы

Основная литература:

  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Дополнительная литература:

  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  • Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
  • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
  • Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

Основная литература:

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  • Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

Дополнительная литература:

  • Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  • Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., л. Ил. – (Город Мастеров).

Терминологический словарь

к программе «Декоративное творчество»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
  • Бисер (бусины) - маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
  • Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой, в отличие от других техник где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
  • Инструкция - содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения. и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
  • Куклы-актёры - самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах , фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. , керамических плиток и других материалов.
  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
  • Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства . Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - рисунок , не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Ручной труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ № 203"Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово
Данный материал будет интересен воспитателям,учителям начальных классов,педагогам дополнительного образования
Цель: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Вот уже насколько лет в своей работе в детском саду я уделяю особое место художественному ручному труду с детьми разного возраста.
Организовала и веду кружок «Сделай сам» с детьми старшего дошкольного возраста.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка.
Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
Педагогические и гигиенические требования для трудовых занятий с дошкольниками
Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течении 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др
Содержание художественного труда дошкольников составляют
Работа с тканью, нитками
Работа с природным материалом
Работа с бумагой, картоном
Работа с бросовым и искусственным материалом
Работа с тестом, глиной
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:
функциональность изделия;
соответствие формы, цвета, пропорций;
фактура материала;
использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
Рекомендации по ручному труду
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
Обязательно вернись к своей работе
Выбери форму попроще
Рассмотри и проанализируй свою работу
Обратись за помощью к взрослому
Что развивает ручной труд у детей
Развивают речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи
Повышает сенсорную чувствительность
Развивает воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
Синхронизирует работу обеих рук.
Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Вывод:
Теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Презентация на тему: Организация работы с дошкольниками по ручному труду

Труд в природе

Хозяйственно-бытовой труд

Задачи трудового воспитания

1. Трудовое воспитание - воспитание сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности через формирование при­вычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятель­ность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

2. Конечная иель трудового воспитания - развитие у личности потребности в труде как черты ее характера.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей пред­ставлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

3. Разные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Ю.К. Бабанский:

Воспитание отношения к труду;

Воспитание отношения к людям труда;

Формирование потребности трудиться;

Подготовка к выбору профессии. В. И. Логинова:

Формирование отношения к труду;

Воспитание потребности трудиться;

Усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.

В.Г. Нечаева:

· формирование трудовых навыков и умений;

· воспитание отношения к труду, закладка основ трудолюбия;

· воспитание нравственно-волевых качеств личности;

· овладение навыками трудовой деятельности;

· воспитание отношения к труду взрослых.

Таким образом, можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью;

2) развитие личности ребенка в труде.

1. Самообслуживание

5. Зарождение умственного труда

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому за­дача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нужда­ются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.


2. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. В процессе такого труда воспи­татель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некото­рых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Однако содер­жание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет рас­ширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков.

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дош­кольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

3. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого тру­да являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых на­выков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Труд в природе имеет свои особенности :

Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращен­ные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает дет­ский труд с производительным трудом взрослых;

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат;

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познаватель­ные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, эксперимен­тируют, познавая неживую природу;

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому вос­питанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физичес­кому развитию.

4. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, изготавливая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: 1) дети изготовляют поделки; 2) они учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выс­тавки и т. п. 5 Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарожде­нии умственного труда.

Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же может быть материализованным, может быть представленным через улучшение качества, а может выступать и в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат ум­ственного труда.

Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для других людей и для конкретного ребенка.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.