Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. Цветы жизни в каменных джунглях, или Что же сильнее - социализация или воспитание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

    Социализация как многогранный процесс…………………………………5

    Воспитание и формирование личности………………………………………8

    Соотношение понятий «социализация» и «воспитание» ………..11

    Самовоспитание……………………………………………………………………….…13

Закючение……………………………………………………………………………………………..16

Библиографический список…………………………………………………………………17

Введение

Еще десятилетие назад понятием «социализация» оперировали только специалисты в области социологии и социальной психологии, а педагогика все механизмы становления личности описывала через категорию «воспитание». Сейчас в многочисленных педагогических работах все обставляется с «точностью до наоборот»: одни авторы с энтузиазмом первопроходцев просто упраздняют воспитание и все, что прежде имело к нему отношение, объявляют социализацией, будто в угоду некой моде, теснят привычные и понятные определения в педагогике, не добавляя нового научного смысла; другие считают социализацией нравственное и гражданское воспитание и сложнейшую проблему смены в нашем обществе жизненных ценностей и нравственных императивов пытаются решать средствами социализации; третьи называют социализацией все стихийные, педагогически не оснащенные влияния на ребенка и тем самым выводят ее за пределы предмета педагогики.

Если рассматривать образование личности как гармонию двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации, то непременно выстроится значимая взаимосвязь по линии социализация - воспитание - самовоспитание.

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность - индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте - в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Социализация как многогранный процесс

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие.В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора- наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание и формирование личности

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Следует также заметить, что социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

Воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

Воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

Воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

Воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э.Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

Соотношение понятий «социализация» и «воспитание»

Последнее время в литературе нередко смешивают понятия социализации и воспитания, поэтому представляется целесообразным рассмотреть их соотношение более подробно.

И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Другое дело, что первое без второго невозможно. Когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если же все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.

Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены. Поскольку сферы воспитания и социализации в значительной мере пересекаются, то социализацию необходимо определять как имеющую целью и духовное здоровье общества, и духовное здоровье личности. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, "приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность. Здесь происходит интернализация культуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, которая направлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в систему общественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт, адаптируется к обществу. Аналогично, есть часть воспитания, направленная только на развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смысла жизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Это сфера не только морали, но и религии, и веры.

Чем больше степень пересечения этих двух сфер, тем ближе цели развития общества, отраженные в идеологии, к целям развития личности, отраженным в нравственных идеалах. Воспитание основывается преимущественно на нравственных идеалах и общепринятых нормах морали и права; социализация - на идеологии, государственной политике и тоже на общепринятых нормах морали и права. Понятно, что как идеалы проникают и присутствуют в социализации, так и идеология влияет на воспитание. Взаимопроникновение происходит через впитывание общепринятыми нормами и нравственных идеалов, и идеологий.

Благодаря тому, что в процессе социализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитие личности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровья общества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности. Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством или развитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовного развития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вносит дальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессе приспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать аномичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.

Самовоспитание

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн) происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента рождения становится социальным существом.

Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

Заключение

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Ребенок рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно.

Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик. Общество изобрело множество педагогических практик (приемов, методов, техник) - способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания - нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.

И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена прежде всего на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности.

И воспитание, и социализация включают в себя как целенаправленные меры, так и стихийные. Можно сказать, что воспитание содержит больше целенаправленных мер, социализация - больше стихийных.

Понятие самовоспитания не отделимо от воспитания, а следовательно и от социализации. На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

Библиографический список

    Голованова, Н.Ф.. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Ф Голованова.– СПб.: «Речь», 2004. – 272 с.

    Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б.. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие./О.С. Гребенюк. - Калининград: «Янтарный сказ», 2000. - 572 с.

    Кон, И. С.. Ребенок и общество (историко-этнографическая

перспектива)/И.С. Кон. - М.: «Наука», 1988. - с.237.

    Кравченко, А.И.. Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд./А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект «Трикста», 2002.- 496 с.

    Кривов, Ю. И.. О месте понятия «социализация» в современной педагогике/ Ю. И. Кривов // Педагогика.- 2003.- №2.-С.11-22.

    Мудрик, А. В.. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 256.

    Немов, Р.С.. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд./Р.С. Немов. - М.: «Владос», 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

    Платонов, К. К.. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности/К.К. Платонов. - СПб.: «Дельта», 2003.-547с.

    Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Ловцовой Ольги 21 РЯиЛ

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Роль воспитания в системе факторов социализации личности

Довольно сложным является соотношение понятий "социализация" и "воспитание". В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом.

Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, поскольку любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, в непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

Процесс воспитания изменяется в зависимости от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.

Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Основные компоненты воспитательного процесса:

    Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

    Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

    Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Эффективность воспитания зависит :

    От сложившихся воспитательных отношений.

    От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

    От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

Движущая сила воспитания – это результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении, с одной стороны, и новыми потребностями – с другой, противоречие между потребностями и возможностями, а так же способами их удовлетворения.

Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания:

    воспитательное воздействие должно "попадать" в зону ближайшего развития личности ребенка;

    должна быть позитивно сформированная мотивация учения или установка;

    право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов деятельности;

    создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.

Принципы воспитания

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

В общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

Педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

Педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

Поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

Защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

В классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах

Воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;

Школа не должна ограничивать воспитание ребенка своими средствами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

Педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

Все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

Работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

Успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

Осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах;

На основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;

Постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность

воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог себя в большей степени реализовать в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

Проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

Ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

Не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

Волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня.

Нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

Школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

Педагоги и учащиеся - члены одного коллектива- помогают друг другу;

Общая цель школы - цель каждого педагога и ученика;

Необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;

Каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Закономерности воспитания

Первая закономерность . Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий ребенка. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий. Первая закономерность выдвигает и первый постулат воспитания: «Организовать воспитание - это организовать активную деятельность ребенка в соответствии культуре на каждый данный момент жизни и деятельности».

Вторая закономерность . Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную либо антисоциальную дорогу - тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся от дороги» - лат.) поведение воспитанников.

Третья закономерность. Развитие личности только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок). Следовательно, необходимо специальное оснащение человеческого детеныша деятельностной готовностью. Совместно-разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Выразим третью закономерность так: «вхождение в культуру совершается благодаря поддержке педагога, дополняющего слабые силы ребенка собственными усилиями».

Четвертая закономерность . Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Попробуем выразить лаконично и эту закономерность: трудности «вхождения в культуру» преодолеваются ребенком в атмосфере любви к нему со стороны взрослых. Любить ребенка - значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками.

Пятая закономерность . Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и готовности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом ещё предупреждал А.С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко в истории педагогической мысли не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

Педагогический постулат: «В работе с детьми необходимо педагогически инструментировать внимание и заботу, направленные на достижение предметной цели, на последствия организуемой деятельности, на ход событий, влияющих на самочувствие людей, а также на последствия планируемого и совершаемого воспитанниками, но не на профессиональную заботу о достижении цели воспитания».

Возрастная периодизация:

В жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

    Новорожденный - 1-10 дней

    Грудной возраст - 10 дней - 1 год.

    Раннее детство - 1-3 года.

    Первое детство - 4-7 лет.

    Второе детство - 8-12 лет мальчики - 8-11 лет девочки

    Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики - 12-15 лет девочки

    Юношеский возраст - 17-21 год юноши - 16-20 лет девушки

    Зрелый возраст: I период - 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины; II период - 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины

    Пожилой возраст - 61-74 год мужчины, 56-74 лет женщины

    Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины

    Долгожители - от 90 лет и более

Акселерация - ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась на 13-15 кг, а вес – на 10-12 кг. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» потребностей, в то время как духовное и социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией.

Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

"Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

Основные аспекты этой проблемы:

    Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).

    Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).

    Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

Исходя из этого, определяется целый ряд сложностей в понимании

направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности).

Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой. Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

Неравномерность развития подростков

Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы. Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит менее заметно. Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них своих помощников.

Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте, становиться лидерами в среде сверстников. Такие подростки пытаются строить отношения со взрослыми на равных. Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников, более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости, часто бывают застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. У таких подростков развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу.

Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и предметных олимпиадах. Они проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще достичь большего.

Девушки рассматриваемого возраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения на заучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалирует гибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньше юношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки острее переживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии, они более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке. Девушки, в отличие от юношей, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируют малозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оценивания своей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, а незаметно, понемногу завоевывая.

В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологической зависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов и условий воспитания.

В юношеских увлечениях, проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственного чувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» и разделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразных тайн.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Важнейшим фактором дружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у школьников могут появляться общие интересы.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

У подростков также возникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, что испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые, и рассказы старших были более конкретными.

Тремя существенными свойствами подросткового мышления являются:

    Способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.

    Способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

Способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом.

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗЛИШНИМ

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Как указывал Л.С. Выготский, "…Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Сходства и различия

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), так как являясь планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, но общепринятого определения нет. Многозначность воспитания можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:

Воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;

Воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;

Воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

Воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание.

С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит».

И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. В случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нем во многом заменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Если все это поддерживается в основном принудительными, силовыми мерами, это говорит о нездоровье общества.

Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности, когда, "приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность. Здесь происходит интернализация культуры, обучение ролям. Кроме этого, есть такая часть социализации, которая направлена только на поддержание общества. Здесь личность включается в систему общественных отношений, приобретает социальную природу, социальный опыт, адаптируется к обществу". Аналогично, есть часть воспитания, направленная только на развитие личности, ее духовный рост. Здесь происходит определение смысла жизни, нравственных ориентиров личности, развитие и самоизменение человека. Это сфера не только морали, но и религии, и веры.

Благодаря тому, что в процессе социализации личность приобщается к нормам морали и права, происходит развитие личности. Чем выше мера гуманности отношений между людьми, тем шире сфера действия нравственности в жизни общества. Чем выше уровень духовного здоровья общества, тем в большей степени социализация способствует развитию личности. Духовное здоровье общества создается не столько общественным устройством или развитостью морального сознания правящих слоев, сколько уровнем духовного развития каждого члена общества. Наибольший вклад в развитие личности вносит дальнейшее самодвижение по пути именно духовного роста. Если же в процессе приспособления человека к обществу происходит отклонение от норм морали и права, это уже не социализация, а девиация, следствием которой может стать анормичное (безнормное) состояние не только индивида, но и общества.

Может ли быть образование излишним

Всегда ли высшее образование идет на пользу? Надо ли получать второе, третье или тратить лучшие годы на первое, которым всё равно заведомо не воспользуешься? Является ли непрофильное высшее образование или степень преимуществом или помехой при приеме на работу? Вопросы не такие простые, как может кому-то показаться. С другой стороны, есть более очевидные проблемы: падение уровня и престижа высшего образования в разных странах, получение дипломов без получения сколь-нибудь высшего образования и т.д. Во многом это взаимосвязанные вещи, ведь чем ниже средние требования к дипломам, тем ниже оказывается и предложение.

Высшее образование как институт в России выполняет кучу совершенно ненужных и не свойственных ему функций. Рассмотрим их по порядку, начав со столь модного в последние десятилетия второго, а то и третьего высшего образования. Если в школе ученик овладевает неким установленным набором знаний, то в университете человек учится осваивать знания в том числе и самостоятельно. Дипломная работа - это свидетельство того, что человек сам может пойти в библиотеку, найти книги, прочитать и понять их и выдать какой-то, хоть небольшой, но новый результат. Человек с высшим образованием вполне в состоянии освоить как минимум смежную область знаний, а то и совершенно противоположную. Но тут возникает вопрос об оценке знаний и выдаче соответствующего документа. Этот процесс называется сертификацией и лицензированием, и к институту высшего образования он имеет очень отдаленное отношение. Реально в России люди зачастую вынуждены получать второе и третье высшее именно из-за диплома. Нормальная система сертификации и лицензирования сделает это ненужным.

Еще две причины, толкающие молодых россиян в вузы, - это призыв и поиски брачного партнера соответствующего уровня. Последняя проблема есть не только в России, но и в конфуцианских странах (Японии, Корее, Китае), где сопоставимость уровня престижности вузов молодых необходима для получения родительского благословения.

Наконец, есть еще одна сила, которая гонит россиян в вузы, - это незаконные требования работодателей к образованию. Если утрировать, то объявления в стиле «требуется уборщица с в/о» отнюдь не редкость.

В Северной Европе, где нет упомянутых выше российских проблем. Там часть учеников еще на школьной скамье выбирает рабочие профессии и спокойно идет в аналоги наших ПТУ. В 20 лет они не корпят над учебниками, а уже получают первую зарплату и платят налоги. Но при этом, если ученик передумает, он снова может вернуться из «ПТУ» в школу. Если человек решил стать инженером или бухгалтером, то после школы он идет не в университет, а в «высшую школу», где за три года овладевает специальностью и быстрей бежит на работу. И только люди, решившие заниматься наукой или желающие «прокачать мозг» так, чтобы потом достигнуть высот в карьере, идут в университет. Эти люди отлично осознают, что теряют несколько лет рабочего стажа и выплат в пенсионные фонды ради своих планов, поэтому в Северной Европе количество студентов в вузах на душу молодого населения на порядок меньше российского.

Заключение

В заключение можно сформулировать некоторые выводы.

1. Преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.

2. Успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.

3. В процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

4. Перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.

5. Систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.

Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания), то это общие исходные положения, в которых выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Механизмы социализации молодежи касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.

Может ли в принципе высшее образование быть лишним? И да, и нет. Всё зависит от конкретной личности и частных обстоятельств. Те, у кого есть академический талант, амбиции и кто действительно обладает сильным интеллектом, несомненно, должны идти в университет. Те же, кто такими качествами не обладает (а таких, по мнению американского ученого Чарльза Мюррея, автора многих книг по образованию, больше половины из сегодняшних студентов) и кому нужна лишь «корочка» для резюме, - нет.


Социализация - это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.

Существующие подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации быть в обществе других людей и быть принятой социальной группой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).

Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. Однако степень влияния различных социальных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском - группа сверстников, в зрелом - трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.

В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.

Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) коллектив незаменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его со­циализация - главнейшее назначение воспитания. Социали­зация - это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время воз­вращается в общественную культуру в виде определенных инди­видуальных достижений.

Социализация - процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овла­девают нормами социальной жизни. Отрочество - время инди­видуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

Воспитание - главное условие социализации и одновремен­но неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации - преодолеваются или ослабляются отри­цательные последствия, социализации придается гуманистичес­кая ориентация.

Механизмы социализации личности изучены достаточно пол­но. Основными являются:

Подавление, суть которого сводится к вытеснению из созна­ния определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Раз­личают внутреннее и внешнее подавление. Внутреннее, в свою очередь, делится на непроизвольное и произвольное. Непроиз­вольное принимает чаще всего форму забывания. Произвольное подавление осуществляется усилием воли самой личности. Внеш­нее подавление - распространенный метод воспитания.

Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления. В случае действия этого механизма впечатление осознается как нейтраль­ное и безобидное для человека. Изоляция наблюдается преимущественно при разрешении конфликтов.

Самоограничение играет важную роль в процессе социализа­ции. Если воспитаннику кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения его товарищей, он начинает стра­дать, хуже учится, его самоуважение понижается. Это своеобраз­ный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». В некоторых случаях использование самоограничения оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации, однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, после пер­вых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенциаль­но талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.

Приписывание собственных недостатков другим составляет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других - этим человек сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками.

Один из основных механизмов социализации - идентифика­ция. В процессе идентификации воспитанник подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него об­разцом поведения. Это приводит к подражанию их действиям и переживаниям, присвоению их ценностей и установок. Объекта­ми идентификации могут стать не только реальные, но и вооб­ражаемые люди. Идентификация может быть полной или час­тичной, сознательной и неосознаваемой.

С идентификацией тесно связана интроекция, когда качества и установки другого как бы «встраиваются» в сознание без специальной переработки, в неизменном виде. Хотя механизм действует подсознательно, при самоанализе результаты интроекции осознаются.

Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания, - значимый механизм социализации для эмоционально развитых личностей.

В напряженных ситуациях «включается» механизм интел­лектуализации. Воспитанник старшего возраста начинает рассу­ждать абстрактно и ищет выход из ситуации как бы не для себя, а для другого человека. Этот механизм обычно включается, когда воспитанник сталкивается с жизненно важными пробле­мами (болезнь, переход в другую школу, поступление в вуз). Интенсивная интеллектуализация наблюдается в период полово­го созревания, когда возникают сильные эмоции.

Суть рационализации состоит в том, что воспитанник изобре­тает, по его мнению, логичные суждения и умозаключения для объяснения своих поступков и действий. Юные рационализато­ры чаще всего используют дискредитацию цели («то, что мне недоступно, никуда не годится»), самодискредитацию («не очень-то и хотелось»), самообман («не было возможности»).

Для ослабления мысли, чувства, действия используется меха­низм аннулирования действий. Когда воспитанник просит про­щения, он верит, что его поступок аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью. Многие достигают в этом совершенства, привыкая к всепрощению с детства.

Проф. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализа­ции, объединив их в три группы:

Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по при­надлежности к аудитории тех или иных средств массовой ком­муникации (радио, телевидение, кино и др.);

Микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, мик­росоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные и др.).

В последние годы возрастает значение макрофакторов социа­лизации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на станов­ление личности. Экологические изменения биосферы, загрязне­ние окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставля­ют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию челове­ка. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

У каждого народа существует своя географическая среда оби­тания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные от­ношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, куль­туру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, прини­мающей межнациональные отношения, становится реальной за­дачей образовательных институтов.

Темпы социализации подрастающего поколения сегодня от­стают от темпов и уровня развития общества, что приводит к торможению общественно значимых процессов. В этом плане следует говорить о социальном заказе общества институтам социализации. В соответствии с заказом институты меняют концептуальные (теоретические) модели, «задающие» основные требования к личностно-развивающей среде, личностному про­странству, образу жизни, ценностным ориентациям, поведению и другим параметрам, вплоть до требований к внешнему обли­ку субъектов образовательного процесса.


Похожая информация.