Пси-практикум решения проблем через их структурирование. Пирамида Дилтса

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Пирамида логических уровней

Пирамида логических уровней

Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное окружение. Так возникла пирамида логических уровней. Чтобы вам было понятно, можно вновь обратиться к примеру воскресного отдыха на пляже: Кристель всего одна, а вот пляжей – много.

Пирамида логических уровней

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому же острым умом, Бейтсон

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Стратегии гениев (Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт) автора Дилтс Роберт

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите. Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Примеры логических уровней Логические уровни отдельного человека Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».Другими

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Убеждения на логических уровнях Вопрос: Может ли система убеждений или последовательность убеждений быть ограничена или вызвана неким предшествующим убеждением?Ответ: Да.Вопрос: В этом случае убеждение относилось к очень юному возрасту и заключалось в следующем: «У

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Пирамида любви Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

О логических связях В рассудочные ассоциации следы связываются нами по внутренней логической необходимости: как причина и следствие, как средство и цель, как целое и необходимая его часть, как положение и вывод и т. д.Всякая механическая ассоциация может быть превращена

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Из книги автора

Теория логических типов В попытке найти решение проблем, основанных на парадоксах внутренней референции и «зацикленности», философ и математик Бертран Рассел создал «теорию логических типов». Согласно Грегори Бейтсону (Steps to an Ecology of Mind, c. 202), «центральным положением

Из книги автора

Изменение логических уровней Одна из наиболее распространенных и эффективных тактик «Фокусов языка» заключается в том, чтобы сменить категорию некой характеристики или переживания, переводя их с одного логического уровня на другой (например, отделяя идентификацию

Техника «Логические уровни» Дилтса позволяет исследовать конкретную цель (задачу) путем последовательного перехода от уровня обычной жизни до уровня осознания своей миссии и предназначения, а затем, двигаясь в обратном направлении сверху-вниз, привнести новые смысловые ориентиры и ценности в нижележащие слои пирамиды, обогатить свой арсенал действий, увидеть новые способы реагирования сквозь призму своих способностей и возможностей.

«Пирамида» Дилтса: как пользоваться

Сформулируйте в позитивном ключе свою конкретную задачу из любой сферы жизни. Например, разбить цветник; продвинуться по служебной лестнице; приобрести отличную фигуру или физическую форму; создать малый бизнес; оптимизировать внутреннюю структуру компании, повысить результативность работы и увеличить доход и т.д. На отдельных листах бумаги запишите название каждого из 6 уровней и разложите их на полу на расстоянии одного шага друг от друга, сохраняя ту последовательность, которая отражена в «пирамиде». Вместо листов бумаги можно использовать карандаши или маркеры. Таким образом, получится линия длиной в 6 шагов, где каждый предмет обозначает границу перехода на новый уровень. Встаньте на первый лист с надписью «Окружение» и взгляните на свое окружение глазами человека, уже достигшего цели (в этом вам помогут вопросы для 1-го уровня). Завершив работу, сделайте шаг вперед на лист с надписью «Поведение» и задумайтесь над своими действиями в отношении выбранной цели и т.д. Переходя с уровня на уровень, исследуйте свою цель и свои ощущения на каждом уровне через поиск ответов на вопросы, которые приведены ниже.

1.Уровень контекста

Если представить, что все сложилось самым наилучшим для вас образом, то какой конечный результат вы хотели бы получить при реализации этой задачи? К примеру, перенеситесь в тот момент будущего, когда желаемый результат уже достигнут вами самым оптимальным способом.

Как вы ощущаете себя там?

Что происходит вокруг вас?

Где вы находитесь там в этом образе?

Кто находится в этот момент рядом с вами?

Кто окружает вас в этот момент?

Кто те люди, которые сопровождают вас в достижении вашей цели?

Опишите желаемый результат в деталях.

  1. Уровень действий

Сформулируйте ответы на вопрос:

Какие действия приведут вас к желаемому результату?

Что нужно сделать для достижения этой цели?

3.Уровень способностей

Каковы ваши сильные стороны и как благодаря им (опираясь на них) вы сможете реализовать эту цель?

Какие способности и навыки помогут вам достичь желаемого результата?

Какие возможности других людей доступны вам в данной ситуации?

  1. Уровень ценностей

Почему для вас важно реализовать эту цель именно сейчас?

Что ценного для вас в этой цели?

Какие ценности укрепятся в вашем сердце при достижении этой цели?

5.Уровень самоидентификации (личностного своеобразия)

Как вы могли бы назвать человека, ставящего перед собой такие, как у вас цели, обладающего такими способностями и ценностями?

Кто вы в этом проекте? Назовите свою роль одним словом.

  1. Видение

Что ценного и полезного этот результат принесет близким вам людям?

Как изменится жизнь окружающих вас людей, когда цель будет достигнута?

Каково значение (роль, вклад) этой цели для всего человечества?

Взгляните на этот результат глазами планеты, что с точки зрения планеты Земля важного в этом результате?

А для Вселенной?

  1. Миссия

Какова ваша миссия во всем этом? Сформулируйте ее простыми словами, так, чтобы было понятно даже ребенку.

  1. А сейчас развернитесь и обратите свой взгляд назад и охватите вашу цель (проект) целиком, объедините всю его энергию и информацию в единое целое.

Взгляните на уровень «Кто Я?» (уровень идентификации), на вашу роль сквозь призму своей миссии, предназначения.

Что новое открылось вам с вершины вашей миссии и видения на этом уровне?

Как вы можете обогатить свою роль?

Что вы можете еще добавить к своей роли?

  1. Сделайте шаг в обратном направлении и посмотрите на уровень ценностей.

Сейчас, когда вы осознаете свою миссию, у вас есть видение и четкое понимание себя, как воспринимаются ваши ценности?

Что вы можете добавить?

  1. Интегрировав свою миссию с видением и знанием «Кто Я» и ценностями, спуститесь на следующий уровень и посмотрите на свои способности и навыки.

Что вы замечаете? Что вы можете добавить к ним?

  1. Таким же образом, осознавая свою миссию, видение, понимание того, кем вы являетесь, вместе с ценностями и способностями, взгляните на ваши действия.

Что вы замечаете? Что вы можете добавить?

  1. А сейчас посмотрите на уровень контекста.

Что вы замечете с точки зрения миссии, видения, идентификации, ценностей, способностей и действий?

Как сейчас воспринимается вами желаемый результат?

Нужно ли еще что-то добавить к описанию результата?

  1. Какие три самых простых шага вы можете сделать в ближайшие 72 часа, чтобы начать движение к цели уже сейчас?

Опасные игры, или драматический треугольник.

Не знаю, как Вам, а мне очень нравится наблюдать за маленькими детьми. Их игры не только создают хорошее настроение и вызывают искреннюю улыбку, но и наталкивают на интересные мысли. Малыши с лёгкостью меняют свои роли в играх: дочки-матери, кошки-мышки, казаки-разбойники, немцы-наши… Эти игры безобидны, дети выбирают свои роли осознанно и управляют ими. Но, к сожалению, взрослея, люди очень часто играют в более опасные игры и выбирают такие роли, контролировать которые они не в состоянии. Эти роли начинают управлять людьми . Человек исполняет сценарии, которые ему совсем не по душе. Как говорится, хотели, как лучше, получилось, как всегда. Если Вы чувствуете, что окружающие относятся к Вам пренебрежительно, что никто Вас не ценит, и вокруг Вас находятся бессовестные, а главное – неблагодарные люди, то очень вероятно, что Вы попали в так называемый «драматический треугольник». Его ещё называют треугольник Карпмана , по имени психотерапевта, который разработал эту концепцию. Вот как выглядит, этот треугольник: «Жертва - Преследователь - Спаситель » - это роли, которые одну за другой играет человек, желающий осчастливить ближнего своего против воли. И если уж кто-либо попал в этот треугольник, то он пройдёт его весь, хочет он того, или не хочет.

В чём же заключаются эти роли?

Жертва – это человек, который считает себя несправедливо обиженным. Именно считает – далеко не всегда это так на самом деле. Зачастую жертва вовсе не так уж беспомощна и слаба, как хочет казаться, и способна сама решить свои проблемы. Спаситель - это человек, который никого не спасает, но оказывает услугу, в девяносто девяти процентах случаев медвежью, или даёт совет, как правило, непрошеный. По закону судьбы рано или поздно такой «доброжелатель» становится Жертвой , перед этим, вероятно, сыграв роль Преследователя . Преследователь на самом деле ничего конкретного от жертвы не хочет. Чётких претензий у него нет. По большому счёту, сей персонаж никого не преследует.

Пример из литературы :

Из сплошных треугольников Карпмана состоит роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Рыцарь Печального Образа постоянно надевает на себя доспехи Спасителя и с удивительной регулярностью оказывается побитым. Как физически, так и морально. То есть, неизбежно становится Жертвой. Вспомните эпизод, в котором Дон Кихот вступается за мальчишку-пастушка перед его разгневанным хозяином. Как говорится, классика жанра! Здесь присутствуют все три роли. Дон Кихот (Спаситель) увидел, как злобный хозяин нещадно избивает своего юного работника за какие-то грехи (Преследователь и Жертва). Всё, включился драматический треугольник! Наш герой в праведном гневе бросается на помощь (заметьте, мальчик его об этом не просил ) и становится Спасителем… на минуту. По отношению к рассерженному хозяину Дон Кихот превращается в Преследователя, а сам хозяин оказывается Жертвой. Сообразительный мальчик понимает, что странствующие рыцари приходят и уходят – на то они и странствующие, а жить и работать ему у хозяина, поэтому пытается остановить развоевавшегося Рыцаря Печального Образа. Таким образом, из Жертвы он становится Спасителем своего хозяина. Первая часть цикла пройдена. Затем, когда Дон Кихот посчитал, что подвиг уже совершён, и решил отправиться в дальнейший путь, «спасённый» пастушонок просит рыцаря взять его с собой, но тот ему отказывает (видимо, не принято у рыцарей совершать великие подвиги вместе со спасёнными – не по уставу). Тем самым он отдаёт мальчишку в руки ещё более разозлённого хозяина. По сути, Дон Кихот превращается в Преследователя по отношению к пастушку. А мальчик снова становится жертвой. Хозяин же, напуганный грозным видом странствующего рыцаря, обещает больше не обижать мальчика и выплатить ему полагающееся жалование. Так он становится Спасителем… опять-таки на минуту. Закончилась вторая часть цикла. Через некоторое время Рыцарь Печального Образа после всех своих «подвигов», в которых он надевал маску Спасителя и оказывался Жертвой, возвращается в те же места. Он встречает этого пастушка и… тот осыпает благородного сеньора проклятиями. И не удивительно, ведь тогда униженный и от этого ещё более разъярённый хозяин избил мальчика ещё сильнее. Таким образом, Дон Кихот становится Жертвой. Что и требовалось доказать. Драматический треугольник замкнулся.

Пример из жизни: Эта история происходила на моих глазах. На первом курсе университета идут лабораторные работы по физике. Преподаватель хочет выяснить уровень знаний каждого из студентов и для этого раздаёт им задачи, отпечатанные на отдельных карточках. У одной из студенток уровень подготовки значительно выше, чем у всей группы, и она щёлкает эти задачи, как семечки. Пока её товарищи скрипят мозгами, вспоминая формулы, девушка откровенно скучает. И от нечего делать «профессорша» предлагает свою помощь своим новым товарищам (то есть принимает на себя роль Спасителя). Она решает задачи за пятерых друзей. И так несколько раз подряд. Видя такую ситуацию, преподаватель даёт этой девушке задачу повышенного уровня сложности, которая, разумеется, требует больше времени. Но в тот же момент, когда преподаватель отворачивается, десяток студентов, не произнося ни слова, видимо, считая, что так и должно быть, передают свои карточки свой более знающей подруге. Та в свою очередь отказывает им, возмущаясь подобной наглостью (то есть превращается в Преследователя). Но в роли Преследователя она пребывает недолго. На следующей же перемене «группа товарищей» высказывает ей всё, что о ней думают: «Ты – эгоистка, ты нам не помогаешь, ты думаешь только о себе». И так далее, и тому подобное. И девушка даже не заметила, как стала Жертвой. Вуаля!

Порой драматический треугольник растягивается на годы и десятилетия . Например, родители мечтают, чтобы сын или дочь выбрали ту профессию, то дело, которым их семьи занимались целыми поколениями. Они всячески расписывают преимущества этой профессии (скажем, экономиста), предлагают помощь в преодолении трудностей науки (Спасители). Молодой человек соглашается, несмотря на то, что его больше привлекает, например, журналистика или иностранные языки. Великовозрастное чадо ходит на лекции из-под палки, страстно и трепетно ненавидя всякие расчёты вообще, а экономические – в частности, а родители ещё и пеняют ему за нерадивость и отсутствие прилежания в учёбе (Преследователи). С горем пополам семья получает диплом, и молодой человек начинает работать на нелюбимой работе, и так проходят годы. В лучшем случае через много лет этот человек (к тому времени уже немолодой) начнёт искать возможности заниматься любимым делом, но сделать это в сорокалетнем возрасте будет гораздо сложнее. А в худшем – он будет всю жизнь ходить на ненавистную работу за мизерную зарплату, так как построить карьеру в нелюбимом деле практически невозможно. А что услышат родители на старости лет от своего сына или дочери, и в какой роли они будут, додумайте сами…

Почему же люди постоянно примеряют на себя все эти три роли, если от них только одни неприятности? О, нет! Ошибаетесь. Каждая из этих ролей имеет ещё и свои преимущества, как ни странно это звучит. Психологи называют их вторичными выгодами. Например, чем хороша роль Жертвы? Входя в эту роль человек, снимает с себя ответственность за себя (или за какую-либо совместную деятельность) и перекладывает её на других – на тех, кто готов взять на себя роль Спасителя. А если на человеке нет никакой ответственности, то и делать ничего не нужно. Он – жертва обстоятельств, а значит и порцию жалости получить можно, и ощутить себя белым и пушистым. Это ведь не он что-то не то делает, а обстоятельства так сложились, и люди вокруг подобрались на редкость чёрствые и бездушные – не хотят брать на себя его обязанности. А чем же хороша роль Преследователя? В своей сущности преследователь – тоже жертва. Высказывая претензии другом человеку (как правило, неконкретные и необоснованные), он тем самым переносит на него свою ответственность. А это и есть поведение Жертвы. Таким образом, он выплёскивает досаду за свои неудачи, срывает злость на жертву. Роль Спасителя хороша хотя бы тем, что позволяет человеку потешить чувство собственной значимости продемонстрировать (прежде всего, себе, а потом другим) собственное величие. А как же?! Он ведь спасает жертву от беды! Если немного поразмыслить, то можно понять, что Спаситель в глубине души – тоже жертва. Доказывать свою значимость нужно тем, у кого занижена самооценка. Эти люди страдают от пренебрежительного отношения окружающих. Чаще всего низкая самооценка является следствием психологической травмы в детстве.

Как же найти выход из треугольника судьбы? Самый лучший выход – это не находить туда вход.

А теперь о том, как избежать треугольника судьбы. Чтобы не превратиться в Спасителя, оказывать услуги можно, соблюдая следующие правила «техники безопасности»: Нельзя навязывать свои услуги. Человек должен сам попросить о ней, причем просьба должна быть максимально конкретной. Помогать можно только после того, как Вы сделали все свои дела, то есть не приносить в жертву свои интересы. Нельзя давать категоричных указаний и советов в стиле «делай, как я сказал и никак иначе!» Не делайте за человека то, что он должен выполнить самостоятельно, иначе Вы возьмёте на себя его ответственность, а это и есть роль спасителя.

А как же тогда можно общаться с людьми? Есть ли возможность безопасно оказывать помощь (советом или действием) своим близким?

Конечно, есть, и не одна, а много. Но у всех этих возможностей есть одна общая черта - осознанное распределение ответственности, когда каждый человек отвечает исключительно за то, что он реально может контролировать. Как можно это сделать? Начиная какой-либо проект, стоит предельно чётко оговорить (а в особо серьёзных делах и прописать), кто и за что несёт ответственность. Если Вы всё-таки даете совет, сопровождайте его дополнениями: «я думаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «это только моё мнение, а решать Вам». Объяснить, что каждый человек имеет право на ошибку, и Вы в том числе: «Я думаю так, но могу ошибаться…» Тогда можно давать любые советы, даже самые фантастические. Не давать никаких гарантий: «Я приложу все усилия, но на 100% гарантировать не могу», «Если будет возможность» и тому подобное. Подобных выражений существует бесчисленное множество. При таком раскладе человек учитывает Вас как запасной вариант, но и сам продолжает решать свою задачу. Роль преследователя тоже ничего хорошего не даёт, ведь закон бумеранга никто не отменял. И все те претензии, которые человек предъявляет окружающим, к нему же и вернутся, да ещё и «с процентами».

Но что же нужно делать и чего не делать, если Вы слишком поздно поняли, что попали в этот злополучный треугольник?

Выход есть. Прежде всего, ничего никому не доказывать, а выйти из этой системы и посмотреть на неё со стороны. Представьте себе, что Вы сидите на высоком холме и смотрите на эту ситуацию, как на спектакль с собственным участием. Эмоциональный накал сразу схлынет, и Вы сможете здраво рассуждать. Если же при этом Вам всё ещё хочется кому-то что-то доказать, значит, Вами ещё владеют эмоции. Тогда представьте, что Вы сидите перед телевизором и видите себя сидящим на холме и смотрящим спектакль. Обычно такое двойное удаление помогает полностью справиться с эмоциями и даёт возможность анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Что же нужно делать, чтобы избегать этих драматических ролей? Ответ прост: заниматься собой, своим ростом, и духовным, и интеллектуальным и физическим. Найти себе дело по душе и оттачивать своё мастерство до совершенства. Тогда и Вам, и Вашим близким будет комфортно.

Часть 2.


Гонки по вертикали, или Пирамида нейрологических уровней.

Диетологи утверждают, что мы есть то, что мы едим. Специалисты по водолечению говорят, что мы то, что мы пьём. Стилисты уверены, что мы то, что мы носим. Спорить не стану, всё это верно.

А что бы сказали по этому поводу психологи?..

В Йельском университете был проведён эксперимент. Испытуемым было предложено записывать на диктофон все мысли, которые посещали их (получался такой «разговор с умным человеком»). Результаты этого исследования превзошли все ожидания. Оказалось, что в среднестатистического человека посещает до пятидесяти тысяч (!) мыслей в сутки. Но не это удивило учёных больше всего. Оказалось, что абсолютное большинство этих мыслей… негативны. Они сопровождались такими эмоциями, как страх, тревога, злость, раздражение, грусть… Кроме того выяснилось, что те из участников эксперимента, у которых преобладали всё-таки позитивные мысли, были значительно более успешными, чем их «негативные» коллеги. Выходит, мы есть то, что мы думаем. А значит, от того, какие мысли обитают в голове, зависит вся наша жизнь.

А можно ли изменить своё мышление?

Ответ: можно. На первый взгляд, наверное, кажется, что наши мысли и слова воздействуют на нас хаотично, сбившись в один большой клубок. На самом деле они, подобно олимпийским богам, имеют свою иерархию, некую устойчивую связь и зависимость. Психологическое воздействие можно условно разделить на шесть нейрологических уровней, где каждый более высокий уровень управляет всеми нижестоящими.

Первый, самый нижний из них – окружение.

Это всё, что находится вокруг нас: люди (наша семья, наши друзья, коллеги и просто прохожие на улице), предметы (наш дом и всё, что находится в нём, рабочее место, природа) – короче говоря, весь материальный мир, который мы можем увидеть, услышать и почувствовать.

Следующий уровень – это поведение, те действия, которые мы выполняем ежедневно .

А поскольку действия мы производим с предметами, людьми и в определённых местах, то можно смело утверждать, что поведение влияет на окружение и формирует его. Возьмём самый простой пример: Вы сделали генеральную уборку в квартире. Нет нужды объяснять, как изменится Ваше окружение.

Третий уровень – способности.

Сюда входят все наши знания, навыки и опыт, а также возможности. Представьте себе, что Вы научились водить машину. Несомненно, Вы захотите использовать свои навыки. Теперь у Вас не будет необходимости пользоваться общественным транспортом, таким образом, меняются Ваши действия и окружение.

Следующий уровень – это убеждения и ценности.

Если мы до сих пор говорили о материальном мире, о наших действиях и переменах в окружении, к которым ведут наши действия, то теперь речь пойдёт о мире духовном. Это, безусловно, семья и отношения с партнёром, карьера и самореализация, материальное благополучие и творчество, свобода и здоровье. Этот список можно продолжать и продолжать, и каждый человек устанавливает свою шкалу приоритетов. Что касается убеждений, то можно сказать, что это те правила жизни, которые вырабатываются у нас с детства. Переоценка ценностей и изменение убеждений могут перевернуть всю жизнь. Например, человек считал себя неспособным к иностранным языкам, но поменял своё убеждение. Вполне вероятно, что он поменяет профессию, или продвинется по карьерной лестнице на своей работе. А если ещё и поставит на первое место в шкале своих ценностей самореализацию и финансовое благополучие, то такой человек достигнет больших высот. Естественно, у него изменятся возможности, поведение и окружение.

На пятом «этаже» находится самоидентификация и личностное своеобразие .

Собственно говоря, это тоже убеждения человека, но только о себе самом. Здесь находятся все те роли, которые мы исполняем в жизни. На работе мы коллеги, дома – супруги и родители, в компании – друзья, и т.д. И если человек считает себя хорошим семьянином, то очевидно, что главной ценностью для него будет семья, а значит, он будет приобретать знания о том, как строить отношения, как воспитывать детей и пр. Естественно, он будет действовать на благо семьи и создаст себе соответствующее окружение.

И, наконец, уровень миссии . На этом уровне находятся мысли о том, для чего мы пришли в этот мир и какую ценность для него представляем. Если Вы решите, что Ваша миссия – нести радость людям , то Вы, вероятно, выберете соответствующую профессию (самоидентификация). Эта профессия станет Вашим любимым делом (ценность), Вы будете её старательно изучать (способности, знания и навыки), начнёте воплощать в жизнь свою мечту (поведение), и делать это Вы будете с определёнными людьми и в определённом месте (окружение).

Таким образом, совершенно очевидно, что чем выше уровень, на котором происходят изменения, тем сильнее преображается наша жизнь.

Перемены же на низших уровнях не способны повлечь сдвиги на высших уровнях. Или эти сдвиги могут быть очень незначительными. Мне вспомнился сюжет одной комедии, в которой бездомный выиграл в лотерею очень крупную сумму. Он окружил себя роскошными вещами, но в душе остался нищим. И вот он садится в дорогую машину, и его личный водитель спрашивает, куда его везти. А нищий богач отвечает: «На городскую свалку. Там всегда можно найти много хороших и нужных вещей!..»

Как известно, знания, не применённые на практике – это не знания, а ментальный мусор.

Для чего нужны эти знания? Каково их практическое использование?

Пирамида логических уровней, например, поможет распознавать манипуляции. Что же такое манипуляция? Это тип психологического воздействия, в результате которого человек выполняет действия, нужные манипулятору. В сущности, любая коммуникация есть манипуляция, и ничего страшного в этом нет. По определению толкового словаря современного русского языка МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation - от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле - проделка, махинация». Скажем, некто остановил Вас на улице и спросил, который час. Это манипуляция, так как Вы сделали то, что нужно этому человеку. Манипуляция явная, ничем не прикрытая. А вот другой пример: Вы приходите в магазин за покупками. Вы просите продавца дать вам пакет молока, а взамен отдаёте ему деньги. И это тоже манипуляция, ведь Вы заставили продавца сделать то, что нужно Вам. В этом случае манипуляция привела к взаимной выгоде – каждый получил то, что хотел: Вы – молоко, а продавец – деньги. А вот если бы продавец за Ваши деньги всучил бы вам пакет прокисшего молока, то это и был бы тот самый «переносный смысл», то есть махинация. Вот это и нужно уметь распознавать.

Одним из видов манипуляций являются обиды. пожалуй, нет на свете человека, который ни разу в жизни не испытывал этого чувства .

Что же такое обида?

Это низкотоновое состояние, когда несоответствие поведения другого человека нашим представлениям о том, как следует вести себя в подобной ситуации, и наоборот. Обижаясь, мы пытаемся вызвать чувство вины у противоположной стороны. И вот тут стоит вспомнить, иерархию наших мыслей. В этом случае мы видим логическую связку на разных уровнях. Это и есть основной признак манипуляции. Представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации – это уровень убеждений, а действия – это уровень поведения. Вы не обязаны соответствовать чьим-либо представлениям, но и вашим представлениям тоже никто не должен соответствовать. Понимая этот механизм, легче справиться с чувством вины и не поддаться чувству обиды. Теперь рассмотрим логическую связку «если - то». Думаю, Вам не раз приходилось наблюдать отвратительные сцены, когда ребёнок посреди огромного торгового центра начинал требовать, чтобы ему купили игрушку. Обычно дети озвучивают это так: «Если ты меня любишь, ты купишь мне велосипед (куклу, железную дорогу, I-Phone – нужное подчеркнуть) «. Это тоже самая настоящая манипуляция, т.к. любовь – это ценность, а покупка игрушки – действие. Точно так же родители манипулируют детьми. С содроганием вспоминаю манную кашу, которую приходилось есть «за папу, за маму». Папа и мама – это ценность (и ещё какая!), а поедание каши – действие. И начальник может манипулировать подчинённым: «Вы же ценный специалист, неужели Вы не можете выполнить эту работу в короткие сроки?!» «Ценный специалист – это личностное своеобразие», а «можете выполнить» – способности и навыки. Но важно не только уметь распознавать манипуляции, но и противостоять им. Для этого существует несколько простых правил.

Правило первое. Разрыв шаблона.

И к счастью, и к сожалению, 95% своих действий мы выполняем автоматически. К счастью, потому что наш мозг не выдержал бы нагрузки, если каждое самое малое действие приходилось бы тщательно обдумывать. Подумайте, сколько действий мы выполняем, когда чистим зубы. Нужно открыть кран, взять тюбик с пастой, открыть крышечку, взять щётку, выдавить пасту… Ужас! Работы на полдня, если делать это осознанно! Автоматически мы управляемся за несколько минут. К сожалению, потому что такой автоматизм вырабатывает шаблоны поведения. Мы действуем автоматически и ожидаем определённой реакции в ответ. И если реакция не соответствует нашим ожиданиям, наступает замешательство, тот самый разрыв шаблона. И этим явлением можно успешно пользоваться.

Вот яркий пример. Одна моя знакомая работала волонтёром в общественной организации, распределявшей подарки ветеранам ВОВ. Однажды раздался телефонный звонок, и сотрудница подняла трубку. Видимо, решив, что война ещё продолжается, не представившись, не объяснив, в чём дело, возмущённый пенсионер бросился в атаку: - Ну что, поделили уже мои деньги?!! - Да, - спокойно ответила женщина, - поделили. Было очень приятно. А ещё приятнее было бы всё забрать себе. А если Вы продолжите говорить в таком тоне, я положу трубку. Пенсионер тут же извинился, объяснил суть своей просьбы, и выяснилось, что он вообще ошибся номером, и ему нужна была другая организация… Что же произошло? У пенсионера был шаблон поведения. Он думал, что в ответ на его обвинение работница начнёт оправдываться и успокаивать его, но она ответила иначе, чем вызвала замешательство и нужную ей реакцию оппонента. И ещё женщина использовала…

Правило второе. Амортизация.

Никогда, ни за что и ни при каких обстоятельствах не вступайте в прямой спор с оппонентом, не используйте пренебрежительных слов и интонаций. Возможно, это утверждение покажется Вам странным, а может быть, даже абсурдным, но первое, что нужно сделать в конфликтной ситуации, - это согласиться с «противником». Тем самым вы смягчите его выпад. Посмотрите, как падает борец в ту сторону, в которую толкнул его соперник. Но он тут же увлекает последнего с собой и, используя определённый приём, оказывается в выигрышной позиции. Это и есть амортизация. Вспомните женщину-волонтёра: она согласилась, что поделили деньги, а потом вызвала у ветерана нужную ей реакцию.

Другой вариант вызвать нужное Вам поведение у оппонента – запретить ему делать то, что он делать не хочет.

Одна мудрая мама запрещала своему сыну есть манную кашу. Нужно ли пояснять, что каша из тарелки исчезала в мгновение ока… Может быть, Адам и Ева так и остались бы в раю, если бы Бог не запретил им есть от древа познания! Если Вы хотите попросить другого человека и знаете, какие могут быть возражения, то проговорите их первым, а затем объясните оппоненту, какие выгоды получит ОН, если выполнит Вашу просьбу. Это выглядит примерно так: «Я понимаю, что это может быть трудно/дорого/хлопотно, и я не обижусь, если ты откажешься, но посмотри, как можно это применить там-то и там-то.» Ещё пример. Начальник говорит подчинённому: «В же специалист высокого класса, значит, можете выполнить эту работу за два дня.»

Манипуляция видна невооружённым глазом. Если мы вспомним логические уровни, то увидим, что ценный специалист – это идентификация, а выполнение работы – поведение. Ответ может быть таким: «Я действительно очень грамотный специалист, и знаю, что на выполнение такого задания требуется неделя, поэтому моя профессиональная гордость не позволяет мне торопиться и делать работу плохо.»

Для чего же нужно противостоять манипуляциям?

Для того, чтобы другие люди, заставляя Вас выполнять их желания, не мешали бы Вам двигаться к Вашим целям, выполнять Вашу миссию, Ваше предназначение в этой жизни.

Решить любую жизненную дилемму, отыскать ответы на давно мучившие вопросы и понять свое предназначение позволит пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Как эксперт по нейро-лингвистическому программированию, этот ученый в свое время разработал удобную модель для описания убеждений, привычных стратегий мышления и способностей человека, которые позволят воздействовать на его мотивацию, меняя цели жизни и поведенческую направленность.

Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести логических уровней, где каждый вопрос оказывает влияние на вышестоящий ответ. Вопросы касаются разных пластов жизни человека - от мира материальных предметов и поведенческих привычек до раскрытия внутренних ценностей, мотивов и мировоззрения. Главная задача – изменить проблемную ситуацию, которая не устраивает, пользуясь правильными наводящими вопросами. Изюминка в том, что скорректировать результат можно только при условии, что человек изменит всю систему координат. Как это сделать? Рассмотрим схему Дилтса подробнее.

Уровни реализации человека по Роберту Дилтсу

1 уровень. «Что я имею?»

Вопрос самого нижнего уровня касается сферы материальных потребностей, окружения и повседневных забот. Он четко описывает среду обитания человека, его работу, круг общения, наличие или отсутствие семьи, друзей, карьерного продвижения. Чтобы изменить аспекты, которые не устраивают на этом уровне, нужно подняться выше, обратиться к своему поведению и привычкам. Ответ будет содержаться на 2-й ступеньке.

2 уровень. «Что я реально делаю?»

Описывает действия человека, способ и стиль его активности, вредные и полезные привычки. Наши поступки создают нашу реальность, от них зависит итоговый результат жизни. Кто-то хочет красивую фигуру и для этого соблюдает строгую диету, занимается в тренажерном зале, а кто-то не делает ничего. Почему все происходит именно так, как это изменить? Ответ будет лежать на ступеньку выше.

3 уровень. «Какой стратегией пользуюсь?»

Касается способностей и жизненной стратегии человека, помогает делать выбор, действовать в нужном направлении, является источником силы. Как это работает? Человек может идти по жизни с девизом «плыви по течению, подчиняйся ветру» или «никогда не сдавайся, борись до конца». Обе эти идеи оказывают разное влияние на его поведение и жизненные решения, помогают при самореализации либо отталкивают ответственность. Развиваться или лежать рулетиком у телевизора – за это и отвечает выбранная стратегия действий. Изменить ее можно, если обратиться к 4-й ступени.

4 уровень. «Во что я выбираю верить, почему мне это нужно?»

На этом уровне раскрываются ценности человека, его намерения и убеждения, сформированные обществом и семьей в процессе взросления, а также накопления опыта. Убеждения вариативны, бывают позитивного, как и деструктивного содержания, например: «сильный человек добьется многого», «красота ничего не значит», «все лучшее уже прошло», «ошибки делают нас сильнее», «получить хорошую работу без блата нереально». Именно ценности определяют притязания и уровень жизни, дают возможность оправдывать себя или ненавидеть. Впрочем, их можно скорректировать, если подняться на 5-ю ступень.

5 уровень. «Кто я?»

Развернутый ответ по вопросу помогает узнать себя глубже, идентифицировать свое «я». На этом уровне находятся скрытые представления человека о своей персоне, мировоззрении и реальных отношениях с миром. Какими мы себя видим, как выстраиваем общение со своим окружением, на что нацелена наша душа? Мы можем считать себя неудачниками, неопытными учениками или мучениками, а можем видеть в себе гениев, рожденных, чтобы изменить мир и войти в страницы истории. Все эти представления и формируют нашу реальность. Если удалось обнаружить в себе ограничивающее мировоззрение, можно его подкорректировать, обратившись к последней ступеньке.

6 уровень. «Ради чего я живу?»

Ответ на вопрос последнего уровня дает представление о смысле жизни, открывает истинное предназначение человека. Бывает трудно дать на него вразумительный ответ, потому что сама миссия человека лежит за пределами его понимания, это нечто, что ведет по жизни как бы помимо воли. Данный уровень предлагает задать следующие вопросы: «зачем я здесь?», «в чем смысл моей бренной жизни?».

Пирамида Роберта Дилтса помогает лучше понять себя, свои цели, почему с нами происходит все то, что происходит. Она дает возможность провести анализ проблемных зон, изменить привычки и убеждения, которые не приносят радости и удовлетворения. Ее удобство именно в том, что нет необходимости работать сразу на 6-ти уровнях, достаточно определить источник дискомфорта и решить проблему на более высокой ступени.

Если не устраивают результаты жизни, значит, нужно менять поведение. Если проблема в действиях, правильно подобранные вопросы подскажут, какую стратегию лучше применить. Это своеобразный экспресс-анализ проблемы, который позволяет задать действенную мотивацию для лучшего продвижения по жизни. Попробуйте применить ее эффективность на себе уже сейчас!

"Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла" — А. Эйнштейн.

Пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого? ) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение — уровень действия (Что делает? ) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящён информации об изменениях и движениях.
  • Способности — уровень источников и направления движения (Как? ) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.
  • Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему? ) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  • Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную "роль" я играю? ) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете — шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребёнок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.
  • Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого ещё? Ради чего ещё? В чем смысл? ) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить самокоучинг для максимально мощной и быстрой реализации новых целей и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы попали в тупик, застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много — не пытайтесь решить всё сразу, "отсортируйте" по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать:

  1. Во-первых, конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и не откладывать на потом.
  2. Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?
    1. Написанное ложится на подсознание как программа к действию. "Что написано пером — не вырубишь топором".
    2. Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых, во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих, при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых, осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определённое эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция — это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению.
    3. За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).
  3. В-третьих, приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.
  4. В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мёртвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение — значит, решение надо искать на два уровня выше — Убеждения/ценности.

Трудности общения с определёнными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности — развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности — в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

  1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила). Дошли до уровня "Миссия" — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно). Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы — звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы — образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики — движением, жестом, запахом и т.п.). Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого ещё будет полезна реализация моей цели? Ради чего ещё я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?
  2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учётом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: "Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?" :

  • Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?
  • Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?
  • Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?
  • Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?
  • Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием помогу вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.