Положительные черты характера ребенка 7. Типы поведения и характер ребенка

Подробности Просмотров: 1835

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет. традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Но чистые типы встречаются довольно редко т.е, к примеру, нельзя сказать, что, если ребенок смеется, то он сангвиник. Нет, смеются представители всех темпераментов. И флегматик может быть таким же хохотушкой, как и сангвиник. Но вот особенность темперамента будет видна из того, как быстро человек засмеется и над какими шутками. К примеру, анекдот о зайчике, которого съели, может развеселить сангвиника и опечалить меланхолика.

Поэтому, чтобы определить темперамент у ребенка, надо точно знать, где особенность темперамента, а где - характера. Зачем же вообще надо знать 4 типа темперамента и, в частности, темперамент ребенка? Если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен то,вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, а также не допускать ошибок воспитания, ведь к представителям разных темпераментов требуется разный подход.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

Часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

С трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

Излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;

Проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните , что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

Если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

Если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

Не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

Пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

Если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

Попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

Маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

Хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

Предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

Не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

Не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;

Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики : М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь"; Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Характер – это проявление эмоциональной реакции в поведении человека в различных отношениях и специфических ситуациях. Характер определённого лица и все его особенности проявления качеств – это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.

Разумеется, индивидуальная корректировка и различные жизненные обстоятельства влияют на психологию человека, но формирование и развитие высших психических функций и генетических особенностей закладывается и формируется в утробе, поэтому когда человек рождается, практически с первых дней проявляет свои индивидуальные особенности. Любого человека можно охарактеризовать и присвоить ему определенный тип личности.

Также, можно обратить внимание, на проявление характерных типичных признаков разных народов, т.е. существуют общие определения конкретных национальностей. Например, характер русского явно отличается от других национальных менталитетов.

Темперамент русского человека :

  • «Широта и щедрость души», что отсутствует у большинства народов.
  • Терпеливость, стойкость и выносливость.
  • Тяга к справедливости и сострадание.
  • Из отрицательных: лень пессимизм, лицемерие и сквернословие.

Определить русского человека легко по темпераменту, иностранные нации ассоциируют русского человека, как любящего погулять «на широкую ногу», их всегда удивляла щедрость, стойкость и самоотверженность русского народа. Только у русского человека присутствует оригинальное чувство юмора, которое приводит в недоумение заграничных собратьев. Многие иностранные мужчины считают, что русская женщина лучшая спутница для жизни, так как обладает отзывчивостью, человечностью, верностью и состраданием.

Также приличный барьер для иностранцев – это изучение русского языка, он считается самым трудным из-за чрезмерной эмоциональности и двойного смысла одинаковых слов. Качества в людях русского склада, их отношение к другим людям социального окружения в большей степени имеют склонность почитать религиозные традиции. Отношение к христианству, соблюдение религиозных обрядов начинается с истоков образования славянской расы.

8 ПРИЗНАКОВ, ЧТО ВАМ ВРУТ! Как распознать ложь?

Индивидуальные особенности в людях, выявление их признаков показатель истинного лица русского человека, какие качества и способности могут проявиться в нестандартных ситуациях социального общества. Психология русского человека, гибкость ума, необыкновенная выносливость, самоотверженность, любовь к отчизне, проявление сострадания ни раз убеждала противников в своей силе и непоколебимости.

Классификация черт характера

Черты характера
Эмоциональные Волевые Моральные Интеллектуальные
Эмоциональность Настойчивость Честность Любознательность
Жизнерадостность Самостоятельность Отзывчивость Сообразительность
Впечатлительность Неуверенность Доброта Находчивость
Решительность Жестокость Легкомысленность
Смелость Вдумчивость

Психология различной степени проявления характера каждого человека индивидуальна и формируется в течении всей жизни, меняется в зависимости от социальной среды. Существует определённая классификация, к группе которой можно отнести того или иного человека.

Список проявлений в поведении людей и оценка качеств в социальных ситуациях .

  1. Волевые качества – это особенности свойств конкретного лица, которые проявляются в нестандартных ситуациях (выдержка, терпеливость, упрямство, смелость, трусость, мужество, дисциплинированность и т.п.)
  2. Эмоциональные проявления – это продолжительность психических процессов у определённого лица в специфических ситуациях (негативное, позитивное, динамичное, нейтральное, статистическое, нетрадиционное).
  3. Интеллектуальные особенности индивидуального лица, качество мышления человека (широта, глубина, гибкость, критичность, глупость и т.п.)

Список проявлений качеств людей

Отношение к окружающему миру, подразделяется на четыре типа :

  • Я хороший – все хорошие.
  • Я хороший – все плохие.
  • Я плохой – все хорошие.
  • Я плохой – все плохие.
  • Отношение к своей личности (самоуважение, самокритичность, высокомерие, чувство собственного достоинства и т.п.).
  • Отношение к труду (леность, трудолюбие, аккуратность, толерантность, небрежность, пунктуальность, ответственность и т.п.).
  • Отношение в группах социального окружения (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, вежливость, грубость и т.п.).

Типы темперамента человека

Темперамент – это постоянные особенности индивидуального поведения конкретного лица, которые одинаково проявляются в различной деятельности. Бывают четыре типа определениями которых являются:

  1. Сангвиник, отличается повышенной подвижностью, работоспособностью имеет ярко выраженные мимические эмоциональные проявления в выражении лица, отзывчивость, общительность, уравновешенность, оптимизм, весёлый нрав, быстрая утомляемость от напряжённой работы, беззаботность.
  2. Холерик – резкие смены настроения, вспыльчивость, истеричность, быстрая отходчивость, порывистость, вспышки гнева.
  3. Меланхолик – тревожность, пессимизм, ранимость, излишние переживания по любому поводу, сдержанность, самообладание, не доверие к другим.
  4. Флегматик – хладнокровность, низкая активность, благоразумие, создаёт впечатление мудрого человека, всегда доводит дело до конца.

Темпераменты человека. 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Проявления черт характера у мужчин и женщин

Проявление черт характера у мужчин

Одна и та же черта характера у мужчин и женщин, их отношение к действиям проявляется в различных эмоциональных реакциях, вызывая при этом абсолютно разные чувства.

Например, обидчивость женщины проявляется у мужчины в виде гневных вспышек.

  • Женщинам свойственны проявления излишней эмоциональности, чувствительности, понимания и сострадания, практичность они более подвержены к резким сменам настроения. Психология мужчин, отношение к ценностям, основаны на сдержанности и стремлению к власти и лидерству. Каждые периоды эпохи характеризуют наличие определённых качеств у мужчин и женщин.

Проявление черт характера у женщин

  • Так, например качества в современных людях имеют незначительные отличия, всё больше формируются объединения мужских и женских профессий. Сегодня не редко можно встретить прекрасную половину человечества за рулём, а мужчину стилиста парикмахера или кондуктора, что несколько десятков лет назад очень удивило бы их самих.

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Отрицательные и положительные черты характера человека

Психология любого человека это беспрерывное формирование качества характера, в зависимости от того какие условия, поэтому ему свойственно проявлять отрицательные черты, они могут меняться в зависимости от того какие условия, в худшую или лучшую сторону.

Также есть и постоянные отрицательные качества, проявляющиеся у индивидуального лица, которые не меняются в течении жизни.

Негативные черты характера не всегда можно расценивать как отрицательные их особенности и качества могут подчеркивать достоинства :

  1. Самоуверенность – довольство собой, может спровоцировать тягу к работоспособности и улучшению производительности, для реализации самоудовлетворения.
  2. Упрямство, провоцирует достижение поставленных перед собой целей.
  3. Эгоистичность – игнорировать других это плохо, но и стараться угодить другим не всегда приносит пользу. Иногда нужно думать о себе, чтобы быть в состоянии помочь другим.
  4. Зависть, некоторых людей может спровоцировать их на желание достичь лучшего результата, чем у других.

Бывают такие черты характера в людях как жестокость, лживость, лицемерие, леность, скупость, грубость, угрюмость и т.п., которые никогда не спровоцируют их на хорошие поступки.

Положительные и отрицательные черты характера их качества в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Позитивные могут прикрывать негативные черты характера индивидуального лица. Например, люди бывают ленивыми, но добродушными или эгоистичными, но аккуратными и трудолюбивыми, грубыми, но отзывчивыми и щедрыми и т.д.

Список положительных качеств их признаки :

  1. Выносливость и терпеливость.
  2. Благодарность и нравственность.
  3. Инициативность и незаурядность.
  4. Жизнерадостность и одаренность.
  5. Чуткость и оптимизм и др.

Главные черты характера у женщин

Список преобладающих качеств и их отличительные свойства :

Главные черты характера у мужчин

Список преобладающих качеств и их свойства:

4 основных психотипа личности. Как определять и распознавать характер человека?

Типы характера у детей. Как понять своего ребенка?


Дети рождаются на свет с определенным типом характера . Формирование личности происходит с самого момента рождения. Какой будет характер у вашего ребенка, никто не может сказать заранее. Это, как говорится, повезло или нет.

Хотя любой тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. В прошлых статьях я подробно рассказала о сангвинике , холерике , флегматике и меланхолике .

Нельзя выбрать себе родителей и точно так же невозможно выбрать для себя темперамент, который нам достается при рождении. Как это отличается от семейной жизни, когда мы сами выбираем мужа или жену, правда?

Не забывайте, что любого ребенка надо воспитывать и работать над ним, чтобы привить такие качества, как порядочность и честность, научить его любви и состраданию, без которых ему будет очень сложно в жизни.

Как определить тип характера своего ребенка, пока он совсем маленький? Те, кто сейчас имеет маленьких детей, много общаются с другими родителями. Они точно знают, чей ребенок спокойный, чей постоянно отстаивает свои права, а у кого малыш любит постоянно находиться в компании родителей и бабушек. Вот не хочет сидеть один и все!

Надо разобраться, какой тип темперамента у вашего малыша, тогда вы сможете понимать, почему он действует так или иначе.

Кто больше всего нуждается в общении? Конечно, это сангвиники. Они самые шумные и беспокойные, но при этом очень веселые.

Если ребенок прекрасно чувствует себя один, занят своими игрушками и при этом не требует вашего внимания – скорее всего, это флегматик или меланхолик. Они не доставляют родителям беспокойства, а мама спокойно может заниматься своими делами и хоть немного отдохнуть от бесконечных забот.

Почему тебя вчера не было в школе?

Мой старший брат заболел.

А ты-то при чем?

А я катался на его велике!

Если знать, чего хочет ваш ребенок, становится намного легче переносить все трудности, которые возникают после рождения долгожданного малыша.

Могу привести пример из нашей жизни. Когда нашему ребенку было около шести месяцев, он придумал для себя такое развлечение. Ночью начинал кричать, не потому, что у него болел животик, а просто так. И требовал, чтобы к нему подошел папа. Его интересовала почему-то не мама, а именно папа.

Как только сонный папа в середине ночи поднимался с постели (вы знаете, наверное, как мужчине это сложно сделать) подходил к детской кроватке, маленький ребенок зевал во весь рот и тут же засыпал. Как только он видел лицо своего папы, мгновенно успокаивался и просто «выключался» до утра. И так продолжалось каждую ночь без изменений. Представляете, как это было весело для нас?

Хорошо, что через пару месяцев это развлечение прекратилось, а то хроническое недосыпание не добавляло никакого удовольствия.

Это уже потом мы поняли, что происходило. Оказывается, наш сын оказался сангвиником и просто хотел общаться. Вот и все! Немного компании, пусть и ночью, это его вполне устраивало, а потом можно и сладко поспать.

Поэтому лучше всего узнать сразу, какой тип характера у вашего ребенка, чтобы не злиться и не раздражаться. Ведь после того, как в семье появляется такое маленькое чудо, заботы начинают сыпаться со всех сторон, а лишние переживания вам совсем ни к чему.



Когда малышу исполняется три года, его темперамент начинает проявляться сильнее. Представьте себе, как за столом ведут себя дети. Предположим, у вас ребенок флегматик. Поздравляю, он послушно будет есть все, что мама положит ему на тарелку. Никаких проблем с кормлением такого малыша не возникнет.

Как и с меланхоликом, хотя такой ребенок достаточно упрямый. Но с ним можно справиться, если сказать, что на тарелку мама положила очень полезную, например, гречневую кашу. И подробно рассказать, что надо ее есть, чтобы расти здоровым и сильным. И еще придумать историю, на каком поле выросла гречка, и как пчелка прилетела, чтобы собрать мед. Или что-то похожее.

Проще всего кормить сангвиника. Конечно, если у него хорошее настроение. Если он расстроился, ничего не поможет. Тогда надо посадить малыша на колени и немного поговорить с ним перед едой. Почему сангвиника легко кормить? Открываю один секрет!

Дети с этим типом характера верят в то, что вы им скажете, и никогда не будут проверять. Например, если вы положили еду и зовете ребенка кушать, достаточно сказать: « Ты это любишь!»

И все, сангвиник не будет обдумывать, что лежит на тарелке. Раз мама сказала, что он это любит, значит, надо съесть.

Ребенок не ест манную кашу.

Сейчас Бабу-Ягу позову!

Баба-Яга не будет есть эту кашу!

Самое смешное, что этот прием работает совершенно независимо от возраста. Даже если ваш ребенок уже не малыш, а скажем, лет восемнадцати, он прекрасно будет есть все, что вы приготовили, и даже ничего не заметит. Главное, не забывать говорить перед едой волшебную фразу: « Ты это любишь!».

Единственное, когда вы попытаетесь заставить его съесть чеснок, лук, соленые огурцы или что-то в этом роде, этот прием может не сработать. Или особенное блюдо, которое ребенок не любит в принципе. У нас, например, таким блюдом является печенка. И сын ни за что на свете не будет есть эту печенку, лучше останется голодным.

Фразы типа: «она полезная», «ты раньше ее всегда ел» и прочее в таком же духе в этом случае не помогут. Но на остальную еду, которую ему предлагают, сангвиник реагирует очень хорошо. Он просто не задумывается над тем, что ест. Тем более, если мама сказала, что он это любит…



Если ваш ребенок оказался холериком, не забывайте, что это самый сложный характер. Приемы, которые отлично работают с другими детьми, в вашем случае окажутся неэффективными. Совет для родителей, которые хотят накормить такого малыша только один. Вам придется всегда предлагать ему выбор: «Ты будешь есть это (котлета на тарелке) или это?». И показываете, например, на кашу.

Всегда уважайте его мнение и давайте возможность решать самому. И тогда ваши нервы останутся в полном порядке, а конфликтов будет намного меньше.

Если дети подросли и пошли в школу, тип темперамента в учебе тоже очень важен. Когда вы точно знаете, какие способы помогаю при воспитании ребенка, а какие нет, вам станет легче. Главное – это понять ребенка, учитывать его мнение и потребности.

Постарайтесь с самого детства найти с ним общий язык, чтобы понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков.

Потом, когда ребенок подрастает и отправляется в школу, у каждого типа характера возникают свои трудности. Конечно, учеба не всем детям дается легко. Но есть моменты, о которых родителям лучше знать заранее, чтобы помочь сыну или дочери меньше уставать и лучше усваивать учебный материал.

Сразу хочу сказать о том, что даже по внешнему виду можно определить, какой тип темперамента у ребенка, который сидит за партой.

Поскольку я сама когда-то работала с детьми, мне намного проще говорить об этом.

У каждого ребенка есть своя модель поведения, поэтому лучше всего определить, какой характер у вашего ребенка, чтобы избежать ненужных конфликтов и помочь ему и себе.

Маленький мальчик зачарованно смотрит за тем, как его мама наносит на лицо крем.

Зачем ты это делаешь, мама?

Чтобы быть красивой!- ответила она и начала удалять излишки крема салфеткой.

Что случилось? Ты передумала?

Кто самый аккуратный? Это флегматик , у него всегда в полном порядке учебники и тетрадки. И даже внешний вид мальчика или девочки говорит о многом. Правда, эти дети робкие и немного застенчивые, они не любят поднимать руки, даже если знают правильный ответ на вопрос. Зато они очень добросовестные и всегда готовы оказать помощь учителю или другу.

Учителю – это, например, помыть доску или полить цветы. А другу они дадут списать домашнее задание, лишь бы только не отказать в просьбе.

Аккуратностью отличаются и меланхолики . Они часто оказываются «всезнайками» и отличниками, потому что любят учиться и обязательно хотят показать другим ученикам, что знают намного больше, чем объяснял учитель.

Иногда такие дети становятся зубрилами, лишь бы доказать остальным, что самые умные в классе – это они.

Кто поднимет руку первым и будет трясти вытянутой рукой и даже подпрыгивать на стуле от нетерпения? Конечно, сангвиник , и для него совсем неважно, знает он ответ или нет. Ему просто кажется, что главное – это первым начать отвечать и показать себя с самой лучшей стороны.

А потом как-нибудь выкрутится, может быть, вспомнит в последний момент правильный ответ или кто-нибудь подскажет с задней парты!

Ведь такому ребенку очень хочется, чтобы его похвалили при всех за старание. Но вот тетрадки и учебники у сангвиника часто находятся в плачевном состоянии. Его всегда ругают за то, что он теряет карандаши, забывает дома ручки или дневник. Кстати, о дневниках, для сангвиника это очень неприятный документ. Там всегда много замечаний по дисциплине и плохих оценок.

Часто дневник случайно где-то теряется и пропадает самым таинственным образом. Зная характер своего ребенка, можно понять, почему это происходит. Какое может быть признание со стороны мамы или папы, если там появились плохие оценки?

Проще этот дневник потерять, засунуть туда, где мама не догадается его найти. Например, под диван или просто закинуть за шкаф. Так что если у вас происходит подобная история, вы теперь знаете, почему это происходит.

Холерик всегда старается ответить первым. Эти дети достаточно умные, им нравится бросать вызов другим ученикам и занимать первое место по успеваемости. Такой ребенок настолько хочет доказать свое превосходство перед классом, что выкрикивает ответ, даже не успевая поднять руку. Таким образом, все узнают, что он самый лучший. Часто такие дети становятся старостами класса.

Конечно, все мальчики, у которых такой тип темперамента, много дерутся со своими сверстниками. Помните, ведь они стараются доминировать над другими детьми? А драка – одно из лучших средств (по их мнению).

При воспитании сына или дочки надо обязательно учитывать его тип характера. Самые самостоятельные дети – это холерики и меланхолики. Они любят контролировать ситуацию и четко знают, чего хотят.



Флегматикам нужна помощь родителей в плане организации. Если мама объяснит сыну, что надо сделать в течение дня, он будет очень доволен и старательно все выполнит. А вечером будет с нетерпением ждать, что мама или папа его похвалят за старание.

Вы можете проверить эмоциональное состояние своего ребенка, предложив ему нарисовать вашу семью. Как это сделать? Пройдите с ним простой тест для детей .

Вот кого нужно контролировать, так это сангвиника. Такие дети нуждаются в постоянном и очень жестком контроле.

При взрослении ребенка его характер нуждается в корректировке, это возможно сделать только, если вы постоянно с ним занимаетесь и знаете, чем живет ваш сын или дочка.

Сегодня я вам рассказала, как происходит формирование личности у детей. Вы узнали, что мы все получаем от рождения определенный тип характера Простой и веселый тест на тип характера

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Попытайтесь добиться максимально честных ответов. Может случиться, что ваш ребенок не сможет сразу ответить на какой-либо вопрос. Это означает, что он либо не понял, что от него требуется, либо никогда не задумывался об этом. Родители могут сами ответить на вопрос, если точно уверены в поведении своего малыша.

Данный тест основан на концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда и интерпретирован с учетом детской психологии.

На вопросы требуются однозначные ответы «Да» или «Нет».

  1. Часто ли у тебя бывает веселое настроение? Тебе хочется бегать, играть, смеяться?
  2. Легко ли тебя огорчить?
  3. Часто ли ты плачешь?
  4. Когда ты самостоятельно делаешь уроки, внимательно ли ты проверяешь свои ошибки?
  5. Ты считаешь, что твои друзья сильнее, чем ты?
  6. Бывает ли так, что хорошее настроение внезапно становится плохим?
  7. Стремишься ли ты быть главным в играх?
  8. Часто ли ты обижаешься на родителей и друзей?
  9. Всегда ли ты слушаешь, что тебе говорят старшие?
  10. Всегда ли ты старательно делаешь уроки?
  11. Любишь ли ты что-то придумывать (игры, стихи, рисунки, рассказы и т. д.)?
  12. Легко ли тебе обидеть другого?
  13. Как ты думаешь, ты – добрый человек?
  14. Многого ли ты боишься?
  15. Ты хочешь, чтобы тебя все хвалили?
  16. Помнишь ли ты себя, когда ты был совсем маленьким?
  17. Считают ли одноклассники тебя внимательным и аккуратным?
  18. Когда у тебя неприятности в школе, сильно ли ты расстраиваешься?
  19. Хорошие ли у тебя отношения с окружающими?
  20. Часто ли ты переживаешь?
  21. Бывает ли тебе грустно? Если да, то часто ли?
  22. Если случается что-то плохое, можешь ли ты спокойно заниматься своими привычными делами, или это очень сильно выбивает тебя из колеи?
  23. Можешь ли ты долгое время оставаться на одном месте?
  24. Стремишься ли ты отстоять справедливость перед родителями или учителями?
  25. Было ли такое, чтобы ты мучил животных?
  26. Спокойно ли ты относишься к беспорядку в комнате?
  27. Любишь ли ты оставаться в одиночестве?
  28. Бывает ли у тебя веселое или, наоборот, грустное настроение без причины?
  29. Являешься ли ты одним из лучших учеников в классе?
  30. Любишь ли ты играть в подвижные игры?
  31. Легко ли тебя рассердить?
  32. Считаешь ли ты себя счастливым?
  33. Когда твоим друзьям грустно, легко ли тебе удается их развеселить?
  34. Всегда ли ты говоришь откровенно то, что думаешь?
  35. Пугает ли тебя вид крови?
  36. Если в школе тебе что-либо поручают, охотно ли ты это выполняешь?
  37. Заступаешься ли ты за других?
  38. Боишься ли ты быть в темной комнате?
  39. Что тебе больше нравится: медленная и точная работа, например, решение задач и примеров по математике, или быстрая и не требующая точности, например, чтение книг?
  40. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  41. Любишь ли ты выступать на сцене, когда на тебя смотрят много людей?
  42. Не случалось ли тебе, обидевшись на родителей, убежать из дома?
  43. Если в школе возникают неприятности, не испытываешь ли ты желания не ходить туда?
  44. Считаешь ли ты, что тебе не везет?
  45. Стараешься ли ты в трудной ситуации перевести дело в шутку?
  46. Если ты с кем-то поссорился, будешь ли стараться помириться?
  47. Нравится ли тебе играть и ухаживать за животными?
  48. Часто ли ты возвращаешься домой, потому что забываешь взять необходимое?
  49. Не бывает ли у тебя тревожных предчувствий? То есть не начинаешь ли ты беспокоиться, что с тобой или с родственниками и друзьями случится что-то плохое?
  50. Влияет ли погода на твое настроение?
  51. Любишь ли ты отвечать у доски?
  52. Случается ли тебе драться?
  53. Любишь ли ты общение с большим количеством народа?
  54. Если у тебя что-то не получается, сильно ли это тебя расстраивает?
  55. Умеешь ли ты рассчитывать свое время?
  56. Не боишься ли ты трудностей?
  57. Если ты читаешь грустную книгу или смотришь печальный фильм, можешь ли заплакать?
  58. Не возникает ли у тебя бессонницы из-за неприятностей?
  59. Стремишься ли ты подсказать своим одноклассникам и даешь ли списывать?
  60. Страшно ли тебе оказаться поздним вечером на улице?
  61. Стараешься ли ты наводить порядок среди своих вещей?
  62. Бывает ли, чтобы у тебя с утра было плохое настроение?
  63. Если ты окажешься в незнакомой компании, будешь ли чувствовать себя неловко?
  64. Случается ли такое, чтобы у тебя болела голова?
  65. Любишь ли ты смеяться?
  66. Стараешься ли ты избегать общения с теми людьми, кто тебе неприятен (с соседями, родственниками, одноклассниками и т. д.)?
  67. Стараешься ли ты каждый день сделать как можно больше?
  68. Часто ли тебя обижают?
  69. Любишь ли ты бывать на природе?
  70. Всегда ли ты выключаешь за собой свет, уходя из дома, или тебе случалось не раз забывать об этом?
  71. Считаешь ли ты себя пугливым человеком?
  72. Когда ты находишься за праздничным столом, меняется ли от этого твое настроение?
  73. Хотел бы ты быть артистом, нравится ли тебе участвовать в драматических постановках?
  74. Бывает ли, что при плохом настроении ты избегаешь общения с друзьями и родителями?
  75. Пугает ли тебя будущее?
  76. Бывает ли, чтобы тебе внезапно становится грустно?
  77. Если к тебе приходят гости, легко ли тебе их развлекать?
  78. Если ты на кого-то обиделся, долго ли продлится твоя обида?
  79. Если у кого-то из друзей случается что-то плохое, сильно ли ты переживаешь?
  80. Если ты случайно допустил ошибку, начнешь ли переписывать весь лист?
  81. Легко ли ты веришь всему, что тебе говорят?
  82. Бывают ли у тебя страшные сны?
  83. Не возникало ли у тебя желания выпрыгнуть в окно или сделать что-то подобное, если случались неприятности?
  84. Когда всем вокруг весело, веселишься ли ты при этом?
  85. Если у тебя случаются неприятности, легко ли тебе отвлечься от размышлений о них?
  86. Бывает ли так, что ты действуешь совершенно неожиданно даже для себя?
  87. Молчалив ли ты обычно?
  88. Бывает ли так, что ты пытаешься изобразить из себя совершенно другого человека, причем сам начинаешь верить в свои «новые» качества?

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, можете приступать к расшифровке теста и узнать особенности характера ребенка

Сначала внимательно ознакомьтесь с интуицией. Если ответ на вопрос совпадает с расшифровкой, ему присваивается один балл.

  1. Демонстративный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 88 и «Нет» на вопрос 51.

Сумму ответов нужно умножить на 2.

  1. Застревающий тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и «Нет» на вопросы 12, 46, 59.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Педантичный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и «Нет» на вопрос 36.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Возбудимый тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Гипертимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Дистимический тип личности – при ответах «Да» на вопросы 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Тревожный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «Нет» на вопрос 5.
  2. Экзальтированный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножьте на 6.

  1. Эмоциональный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 и ответ «Нет» на вопрос 25.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Циклотимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножьте на 3.

Когда вы умножите сумму ответов на указанную цифру, запомните результат. Максимальная сумма баллов после умножения будет равна 24. Если вы получаете результат больше 19, значит, в вашем ребенке есть принадлежность к определенному типу. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что ваш ребенок относится к нескольким типам. Это означает, что в нем так или иначе присутствуют качества, характерные для данных типов.

Теперь ознакомьтесь с расшифровкой результатов.

  • Демонстративный тип

Если ваш ребенок относится к этому типу, то у него характер живой, легкий в установлении контактов. Ваш ребенок очень подвижен, любит и умеет фантазировать. Иногда у него появляется склонность к лживости и притворству. Он охотно приукрашивает собственную персону, а также действительность вокруг себя. Ваш ребенок склонен к авантюрным поступкам, он очень артистичен. Явно стремится к лидерству, чувствует огромную потребность в том, чтобы окружающие признавали его достоинства. Любит быть в центре внимания. Нередко в таких детях проявляется стремление к власти. Дети, относящиеся к демонстративному типу личности, не любят оставаться незамеченными.

Ваш ребенок легко приспосабливается к обстоятельствам вокруг себя. У него легко меняется настроение. Внешне он очень мягок, но – умело манипулирует окружающими. Очень эгоцентричен, желает быть всегда объектом восхищения, сочувствия, почитания. Не любит, когда в его присутствии хвалят других. В таких ситуациях он чувствует себя ущемленным. Любит бывать среди людей, поэтому крайне негативно относится к одиночеству.

У ребенка очень высокая самооценка, что совершенно не соответствует действительности. Он склонен провоцировать конфликты. При этом легко умеет защитить себя.

Он старается избегать неприятных воспоминаний и раздумий. Окружающим очень трудно распознать ложь в том, что он говорит, потому что его артистизм и склонность к интригам помогают ему составить оптимальную модель поведения. У него явно неординарное мышление, поэтому он способен удивлять окружающих.

  • Застревающий тип

Ваш ребенок, безусловно, общителен. Но эта черта не является доминирующей в его характере. Он любит анализировать действительность вокруг себя. Иногда может быть неразговорчивым, замкнуться в себе. В его характере есть настороженность, недоверчивость к другим. Дитя часто страдает от мнимой несправедливости и обиды в свой адрес, причем подолгу переживает все эти чувства. Он очень подозрителен. Склонен вынашивать планы мщения. Он высокомерен, способен стать инициатором конфликтов.

У него сильно развито честолюбие, поэтому он способен проявлять жесткость по отношению к окружающим. Жестокость связана с тем, что у ребенка есть свое собственное мнение на тот или иной счет. Энергично отстаивает свои позиции, с непримиримостью относится к любым нравоучениям. Любит давать советы окружающим, потому что считает себя умнее. Любой ценой стремится достичь высоких показателей, а если ему приходится сталкиваться с неудачами, болезненно их переживает.

  • Педантичный тип

Ваш ребенок инертен, долго переживает любые события, как радостные, так и печальные. Он с трудом решается на какие-то активные действия. Редко вступает в конфликты, чаще является пассивной стороной. Любое нарушение порядка его очень сильно тяготит. Ребенок привыкает к определенным правилам и совершенно не стремится их нарушать. К окружающим предъявляет много требований. Например, считает, что друзья обязаны быть умными, аккуратными и т. д. Если есть какое-то несоответствие, болезненно переживает.

Ваш ребенок аккуратен и много внимания уделяет наведению порядка. Ответственен, стремится добиться высоких успехов в любой деятельности. Не рвется к лидерству, охотно остается на второстепенных ролях.

  • Возбудимый тип

Ваш ребенок не любит и не умеет контролировать себя. Он очень импульсивен, никогда не скрывает своих желаний и стремлений. Нередко бывает груб, даже жесток. Часто становится инициатором конфликтов, в коллективе его отношения с сверстниками складываются далеко не лучшим образом.

Ребенок не любит учиться, любая работа для него тягостна. Не стремится к успехам в той или иной деятельности, живет настоящим, будущее не волнует его. Превыше всего ценит развлечения, стремится к тому, чтобы его всегда окружала атмосфера праздника. Нередко стремится самоутвердиться за счет того, кто слабее.

  • Гипертимный тип

Ваш ребенок общителен и подвижен. Он с ранних лет отличается повышенной самостоятельностью, любит веселье, диапазон его интересов весьма широк. Любит большие компании, стремится лидировать. Обычно у таких людей всегда хорошее настроение и прекрасное самочувствие. Самооценка вашего ребенка очень высокая. Для него огромное значение имеют все радости жизни: игры, вкусная еда, веселье и т. д.

Ребенок легкомыслен, но одновременно очень талантлив. Он инициативен, энергичен, активен. Нередко в его жизни случаются конфликты. Дело в том, что его самостоятельность не может не раздражать окружающих. Если ребенок видит, что окружающие не намерены подчиняться ему, это очень расстраивает его. В гневе он становится неуправляем.

Условия жесткой дисциплины для него невыносимы, поэтому следует избегать ситуаций, когда ему предъявляют определенные требования. Ребенок не способен к монотонной, утомительной деятельности. Он очень плохо переносит одиночество.

  • Дистимический тип

Ребенок медлителен, серьезен, ответственен. Как правило, будущее пугает его. Он не уверен в себе, с трудом находит общий язык с окружающими, в компании бывает молчалив, предпочитает оставаться незамеченным. Много размышляет о печальных вещах, развеселить его крайне трудно.

Он очень ответствен, старается выполнить все, что ему поручают. Склонен к подчинению. Ребенок болезненно переживает любую несправедливость, поэтому с ним нужно обращаться как можно осторожнее.

  • Тревожный тип

У ребенка чаще бывает плохое настроение, чем хорошее. Он отличается повышенными опасениями, жизнь пугает его. Он не уверен в себе, боится животных, темноты, часто страдает от ночных кошмаров, неуютно чувствует себя среди сверстников. Любые неудачи и проблемы глубоко расстраивают его. Ему тяжело и неприятно оказываться в центре внимания.

Ребенок выполняет все требования старших, но тем не следует особенно усердствовать в чтении ему нотаций. Он болезненно переживает недовольство старших собственной персоной, у него постепенно формируется чувство вины.

У него очень высокая ответственность, он предъявляет к себе повышенные требования. Часто страдает от чувства собственной неполноценности и старается самоутвердиться в каких-то определенных видах деятельности. Это, например, проявляется в отличной учебе или в каком-либо неординарном хобби, помогающем раскрыть его таланты и способности.

Ваш ребенок обидчив. Очень страдает от этого. Если окружающие позволяют себе насмехаться над ним, он глубоко страдает. В конфликты почти не вступает, обычно остается на вторых ролях. Родителям следует тщательно наблюдать за ним, в конфликтных ситуациях не следует его ругать и наказывать.

Он очень самокритичен. Он чаще занижает свои достоинства, нежели завышает их. Не умеет защищаться от недоброжелательства окружающих.

  • Экзальтированный тип

Ваш ребенок обладает завидным талантом. Он умеет видеть в жизни прекрасное, его практически никогда не покидает ощущение счастья, радости. Причем такие ощущения возникают у него практически без какой-либо связи с окружающими явлениями. Ребенок приходит в восторг от радостных событий, ну, а события печальные столь глубоко расстраивают его. Он охотно идет на контакт с окружающими. Он любит быть в центре внимания. Диапазон его интересов очень широк.

Ребенок привязан к друзьям, способен искренне сочувствовать и сопереживать. Подвержен сиюминутным желаниям. Настроение неустойчивое, часто бывают подъемы и спады.

  • Эмоциональный тип

Ваш ребенок очень эмоционален, ему свойственны такие качества, как тревожность, чувствительность. Он любит беседовать с окружающими, его многое интересует. Он очень добр, всегда сопереживает окружающим. Старается, по возможности, помочь другим, отзывчив, впечатлителен. Любые жизненные ситуации воспринимает очень серьезно, а неприятности и потрясения запоминает надолго. В конфликты практически не вступает, носит в себе все обиды.

У него повышенное чувство ответственности. Способен избегать общения в тех ситуациях, когда окружающие кажутся ему жестокими, грубыми.

  • Циклотимный тип

У ребенка часто меняется настроение в зависимости от той или иной ситуации. Когда в его жизни присутствуют преимущественно радостные события, у него появляется жажда деятельности, он становится веселым и радостным. И наоборот, грустные события вызывают у него подавленное настроение, апатию, уныние.

Он порой производит на окружающих странное впечатление. То он весел и радостен, то вдруг, неожиданно, у него проявляются вялость, упадок сил. На настойчивые нотации взрослых ребенок реагирует неоднозначно: иногда вполне благожелательно, но порой – с гневом и агрессией. Способен впасть в глубокую депрессию. Следует особенно осторожно обращаться с ним, поскольку не исключены суицидальные наклонности. Учится он неровно.

Настроение очень сильно влияет на его самооценку. В периоды радости оценивает себя очень высоко. И напротив, в периоды грусти и уныния – крайне низко.

Родителям очень важно узнать, кто их ребенок – флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик. Исходя из знания особенностей его характера, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык.