Повторение пути, пройденного матерью.

В своей работе семейного системного терапевта я регулярно сталкиваюсь с тем, что выросшие дети и родители хотят иметь друг с другом хорошие отношения. И очень часто это становится невозможным. Особенно в отношениях между матерью и дочерью.

В чём же причина того, что общение между мамой и выросшей дочерью складывается не так, как хотелось бы?

Самые распространённые ошибки со стороны матери

  1. Восприятие взрослой дочери, как маленького ребёнка.

Очень часто мама продолжает воспринимать свою взрослую дочь как маленькую девочку, которая ничего не понимает и сама ни с чем справиться не может. Исходя из этого восприятия, мать строит общение со своей дочерью, как с маленькой девочкой. При этом мама делает это настолько неосознанно, из добрых побуждений, что искренне не понимает, чем дочь недовольна.

Из-за чего мать продолжает видеть дочь маленькой?

Есть несколько причин. Основные из них:

  • Страх матери, что дочь, почувствовав самостоятельность, уйдёт, и мать останется одна, без неё. Возникнет ощущение ненужности, брошенности, покинутости. Это очень страшно!

Поэтому мать неосознанно начинает показывать дочери, что та ещё маленькая, что-то не может, что-то не умеет, а она, мать, в этом хорошо разбирается, лучше знает и умеет это делать. Формируя таким образом у дочери ощущение, что "я сама, без мамы, ни с чем не справлюсь" , а значит надо "держаться" за маму. Но взрослой дочери уже хочется самостоятельности. И тогда у неё возникает внутренний конфликт и сложности в общении с мамой.

  • Страх старости и смерти.

Очень часто в моей практике я сталкиваюсь с тем, что у матерей есть ощущение: чем младше дети, тем моложе я. Как только дочь вырастает, возникает ощущение "я-старая". А этого очень не хочется. Поэтому мать неосознанно начинает держать для себя дочь в образе маленькой девочки. И тогда внутренне чувствует себя молодой. При этом у дочери уже сформирован страх взросления. Поэтому она неосознанно начинает подыгрывать матери, оставаясь маленькой. Но внутренняя потребность дочери в самостоятельности и автономности при этом не удовлетворяется. И сложности в общении неизбежны.

  1. Отсутствие признания в дочери отдельной личности.

Вырастая, у дочери уже сформировано своё видение жизни и ситуации. Есть свой опыт, своё мнение, свои представления, свои знания, свои желания. И они могут очень сильно отличаться от представлений матери.

Например, дочь встретила мужчину, которого любит. Строит с ним отношения так, как им нравится. Чувствует себя счастливой. А у матери свои представления о том, каким должен быть мужчина её дочери, как они должны жить, чтобы дочь была счастлива. И тогда мать начинает вмешиваться в жизнь дочери со своими представлениями. При этом делает это из лучших побуждений, не обращая внимания на то, что дочь уже счастлива. Дочь разрывается между своим счастьем и мамиными представлениями о счастье для дочери. Малоприятная ситуация, которая приводит к сложностям в общении между матерью и дочерью.

Основные причины того, что мать не признает в дочери отдельную личность:

  • Нереализованные мечты матери.

Очень часто мать хочет через свою дочь реализовать свои мечты. Именно поэтому в детском возрасте ребёнка отводят на кружки и секции, которые нравятся родителям, а не туда, куда ребёнку хотелось бы. Например, мать отвела дочь учиться игре на фортепьяно. Прекрасный инструмент, замечательные учителя. Только дочери никакого удовольствия от этих занятий, как бы ни старалась мать её уговаривать. Девочка мечтает поскорее завершить обучение на этом инструменте и забросить его.

То же самое продолжается и во взрослом возрасте. Мать занята тем, чтобы реализовать через дочь свои мечты. А дочь, из любви к матери, старается ей угодить в этом. Но в какой-то момент для дочери это станет очень тяжело и сложности в общении неизбежны. Слишком много обид и претензий накопится. Это будет мешать общаться.

  • "Правда всегда одна".

Внутреннее искажённое представление матери, что истина может быть только одна. И, если представление дочери отличаются от её представлений, то кто-то здесь обязательно не прав. А неправым быть не хочется. Поэтому мать начинает настаивать на своём, а дочь пытается отстаивать своё. И в этом взаимодействии идёт борьба за право на существование. Но здесь на самом деле нет победителя и побеждённого. Обе проиграли. Я знаю массу примеров того, как мать и дочь годами не общаются, при этом обе страдают. Искажённые представления о том, что правда только одна, и она моя, не дают этим женщинам услышать друг друга и увидеть, что у каждого правда своя, и, если представления отличаются, это не значит, что только одно мнение имеет право на существование.

  1. Соревнования с дочерью.

Очень часто на практике я вижу, что мать неосознанно включается в соревновательный процесс с дочерью. Например, дочь звонит матери, хочет от неё получить поддержку по волнующему её вопросу. А мать начинает рассказывать о том, как ей самой сложно живётся. И на фоне этого рассказа, конечно, у дочери ещё будет чувство вины за то, что потревожила мать, у которой и без неё проблем предостаточно. Или ещё частый пример: дочь рассказывает о том, как у неё получилось приготовить вкусное блюдо на ужин. А мать, вместо того, чтобы просто порадоваться за дочь, говорит о том, что она это блюдо уже давно знает и готовит, даже усовершенствовала рецепт, благодаря чему оно стало значительно вкуснее. И так каждый раз. Через некоторое время дочери всё меньше хочется обращаться к матери, и общение становится всё более формальным.

Основные причины такой реакции у матери:

  • Привычка сравнивать себя с другими.

Такая модель поведения со стороны матери говорит о том, что в детстве родители сравнивали её с другими детьми. При этом чаще всего не в её пользу. Например, "да, пятёрку в школе ты получила, а вот Машенька две пятёрки домой принесла. Да, уроки ты сделала, а вот Ирочка уроки сделала и ужин приготовить успела".

Теперь у женщины есть возможность это компенсировать. Поэтому мать неосознанно начинает сравнивать себя с дочерью, но, уже показывая себе, какая она, мать, молодец.

  • Искажённое представление о том, что хорошим в отношениях может быть только кто-то один.

Сравнение в детстве с другими людьми приводит к тому, что у ребёнка формируется восприятие: молодец может быть только кто-то один. И, если кто-то другой рядом уже хороший, то неосознанно человек начинает чувствовать себя плохим. Внутренне с этим сложно согласиться. Поэтому идёт реакция показать другому, что он не совсем молодец, и вернуть себе это место, а с ним ощущение своей хорошести. В моей практике очень часто встречаются ситуации, когда мать и дочь неосознанно борются за это право быть хорошей, как будто место только одно.

  • Отсутствие внутреннего ощущения собственной ценности и значимости.

Очень часто в детстве ребёнка приучают к тому, что он значим только тогда, когда что-то кому-то смог доказать, чего-то смог добиться. Например, выиграл соревнования, получил грамоту, первым что-то сделал. А без этого он не значим и не интересен. Получив подобный посыл от родителей, ребёнок научается жить в постоянном доказательстве собственной ценности и важности. Для этого ему нужно всё время участвовать в соревнованиях и доказывать своё превосходство. Со временем без этого человек не может почувствовать уважение к себе. И тогда он вынужден устраивать себе негласные соревнования, продолжая доказывать, что он интересен, значим. Именно поэтому многие матери неосознанно организуют для себя соревнования с собственными детьми, особенно с девочками. Например, мать подчёркивает дочери: "Я же говорила тебе, что не надо так было делать! Я так и знала, что добром это не закончится! А ты, как всегда, меня не слушала" .

В этот момент мать подчёркивает свою значимость за счёт дочери. Малоприятная форма общения, вряд ли его захочется продолжать.

  1. Предъявление обид и претензий.

Очень часто общение матери и дочери сводится к выяснению отношений, предъявлению обид и претензий. И такой вариант общения никого не устраивает. При этом мать и дочь не учатся с этим справляться.

Основные причины формирования претензий в общении:

  • Ожидания матери.

В своё время мать была девочкой, которая многое терпела и прощала своей матери, слушалась её во всём, отказываясь от своих желаний. Теперь она выросла и ждёт от своей дочери подобного поведения. Но дочь имеет право вести себя не так, как мать хочет. И тогда у матери появляется обида. Ведь "я по отношению к своей матери вела себя не так. И это было проявление любви к ней. Значит, моя дочь меня не любит и не уважает, раз поступает по-другому". Подобная цепочка приводит к боли и обидам, порождая претензии и обвинения. И общение становится невозможным.

  • Внутреннее восприятие матери.

Из-за собственных внутренних представлений о себе, как о человеке, который вынужден всё терпеть, отказываться от своего в пользу чужого, из-за внутренних ощущений ненужности и незначимости, мать не может почувствовать со стороны дочери признательности, любви и благодарности. Когда дочь была маленькой, мать жертвовала чем-то важным для себя ради дочери. Женщина делала это прежде всего из-за собственного внутреннего представления о том, что она плохая мать, и желания доказать обратное. Для этого важно соответствовать общепринятым представлениям о том, что хорошая мать та, которая отказалась от своей жизни, не занимается собой, а живёт только ребёнком. Например, многие женщины, пока ребёнок маленький, перестают заниматься любимыми делами, не ходят туда, куда им хотелось бы, перестают заботиться о себе и ухаживать за собой. Делают такой выбор, перекладывая ответственность за это на ребёнка. Хотя ребёнку это совершенно не нужно. А затем предъявляют взрослой дочери претензии, что та, например, предпочитает пойти на свидание, а не сидеть рядом с матерью. В то время, когда мать столько для неё сделала.

Даже если дочь начинает жертвовать своей жизнью, мать не может почувствовать её любовь и признательность. Мешает этому обида на себя за то, что сама лишала себя радости жизни. Ведь ребёнок на самом деле не помеха матери в её делах. Но мать не хочет этого признавать и делает дочь причиной всех своих бед. Старается на ней отыграться, требуя компенсировать те жертвы, которые она, мать, принесла во имя дочери.

  1. Отсутствие желания учиться развивать отношения.

Любые отношения требуют развития. Сами по себе они развиваться не будут. Нужно прикладывать усилия для того, чтобы это происходило. А этого очень не хочется делать. Гораздо проще вести себя всегда одинаково, чем учиться по-новому взаимодействовать со своей взрослой дочерью. Это приводит к большому напряжению в отношениях. Ведь то, что было вам хорошо в её пять лет, сейчас уже устарело, как платье, из которого мы вырастаем или с годами оно изнашивается и становится неудобным.

И это основные ошибки во взаимодействиях со стороны матери.

Что же со своей стороны может делать не так взрослая дочь?

  • Потакание сценариям матери.

Очень часто дочь начинает либо подыгрывать матери в том, что я ранее описала, либо вступать в конфронтацию и бороться с ней за свои права. И то, и другое продолжение привычных сценариев взаимодействия.

  • Стремление изменить свою мать.

Очень часто взрослые дочери пытаются учить свою мать, неосознанно требуя от неё измениться. Можно тратить время на переделывание матери, но это не приносит пользы взаимоотношениям.

  • Наказание матери.

Очень часто в моей практике сталкиваюсь с тем, что взрослые дочери пытаются вымещать обиды и наказывать мать, "восстанавливая справедливость". Например, уезжают в другие страны и города, перестают общаться с матерью, при общении всячески ей припоминают факты биографии, стараясь неосознанно вызвать у матери чувство вины.

Что же делать? Как возможно улучшать отношения между матерью и взрослой дочерью (и не только)?

  1. Помнить и регулярно напоминать себе, находясь в непосредственном общении, о том, что моя дочь уже выросла. Она взрослая и справится с тем, что в её жизни происходит. Учиться верить в своих детей и их способности. Дочери помнить о том, что она уже выросла, и это факт, который нет необходимости доказывать. Переставать тратить на это своё время.
  2. Найти себе хобби, где вы будете чувствовать интерес и радость от творческого процесса. Начать общаться с интересными для вас людьми на интересные для вас темы.

Например, кружок кинолюбителей. И фильм интересный посмотрели, и тут же обсудили его с другими людьми. Или кулинарные курсы: вместе что-то приготовили и тут же обсудили получившийся результат.

  1. Помнить, что у каждого из нас может быть своё мнение. И они могут быть разными. Каждое мнение имеет право на существование.
  2. Переставать тратить время на оспаривание мнения другого. Учиться интересоваться, с чем связано её мнение? Из-за чего у неё сложилось такое представление?
  3. Начинать реализовывать свои мечты. Тем более дочь уже взрослая и можно переключиться на свою жизнь. Для этого вспомните свои мечты, запишите их и посмотрите, что из этого списка вы можете уже сейчас начать реализовывать?
  4. Переставать сравнивать себя и дочь. Дочери переставать сравнивать себя с матерью. Вы — это вы, она — это она. Учиться радоваться и переживать друг за друга без сравнения себя с ней.
  5. Напоминать себе, что места много. Что нет необходимости бороться, каждая из вас хорошая. Стараться отслеживать и останавливать процесс соревнования, который может неосознанно начинаться.
  6. Матери учиться хвалить свою дочь за её достижения, без обозначения ваших умений. Учиться сочувствовать ей в её переживаниях. И, если очень хочется дать ей совет или высказать своё мнение, спрашивать у неё, хочет ли она это услышать. Понимая и принимая то, что она может вам отказать. И это её право. Ваше право спросить у неё, чтобы от вас она хотела сейчас услышать. В какой помощи от вас она сейчас нуждается?
  7. Дочери переставать переделывать и наказывать свою мать. И это очень сложно. Попытки самостоятельно разобраться в данной ситуации приводят к ещё более плачевным последствиям. Если вы замечаете в своих действиях нечто подобное, из того, о чём я писала, имеет смысл обратиться к специалисту за помощью.
  8. Каждой заняться вопросами внутреннего восприятия себя, проработкой собственных страхов, обид, претензий. Учиться по-новому взаимодействовать с друг с другом. А для этого обратиться за помощью к специалисту.

Интересного и приятного вам общения друг с другом!

Взрослые дочери и матери, взаимоотношения

Часто бывает так, что дочь повторяет судьбу матери. Хорошо, если благополучную. А если нет? В чем всегда похожи взрослые дочери и матери, взаимоотношения которых так неоднозначны? И в чем их вечное отличие?..

Американские горки

Чаще всего наследуется манера поведения матери по отношению к отцу. Если авторитет папы достаточно высок, девочка, став взрослой, будет искать мужчину, которого можно уважать. Ей не грозит влюбиться в алкоголика, наркомана или игрока. Для нее они — не мужчины, это слабые, ничтожные существа. Девушка будет искать себе достойного человека.

А вот если она воспитывалась в семье, где отец всем радостям жизни предпочитал водку, а мать мучилась от этого, то скорее всего она тоже выйдет замуж за того, у кого такие же проблемы со спиртным.

Девушка с детства усвоила: быть хорошей — значит страдать, как мама. Нормальные молодые люди ей покажутся просто скучными, они не обеспечат такого выплеска адреналина, как папа, который то «завязывал» со спиртным, то запивал опять.

Материнская «порча»

Второй способ передать свою судьбу дочери — запрограммировать ее, постоянно внушая, что у нее будет такая же жизнь. Хорошо, если мать пытается передать ей свои лучшие качества. Допустим: «Вся в меня! Пока не дойдет до самой сути — не успокоится!» Девочка усваивает: чтобы быть хорошей, надо тщательно изучать дело.

Но мы склонны чаще подчеркивать свою неудачливость, чем успешность. И бывает, что матери программируют дочерей ненароком — обсуждая свои проблемы с подругами: «Она будет такой же несчастной, как я». То, что в быту называется «порчей», это как раз и есть внедрение в подсознание ребенка разрушительных установок.

Девочка ищет отца

Папа для девочки - первый мужчина, с которым она строит психологические отношения. И если почему-либо они оборвались: отец рано умер, ушел из семьи или просто был отстраненным - она может потом всю жизнь искать того, кто был бы на него похож. Девочке важно завершить отношения с ним: заставить полюбить, привязать к себе. Мужья бывают нередко даже внешне похожи на своих тестей. Ну а если муж - такой же, как отец, то и судьба у взрослой дочери будет похожей на материнскую.

Драма любви

Наверное, самый драматичный сценарий повторения материнской судьбы связан с безграничной любовью дочери к матери. Допустим, девочка восхищается своей мамой — ученым, актрисой или просто сильной женщиной. У них прекрасные взаимоотношения. Чтобы стать достойной ее, надо добиться еще большего, чем она. Хорошо, если сюжет жизни ее матери — позитивный. Пусть де-вушка даже не станет доктором наук, как мама, но у нее всю жизнь будет идеал, к которому надо стремиться.

А вот если дочь очень любит свою маму, а та несчастна, то она сделает все, чтобы стать еще несчастнее. Этим нередко объясняются ранние смерти женщин, повторяющиеся из поколения в поколение, тяжелые заболевания, одиночество. Допустим, мать, родившая девочку без отца, часто рассказывает, как ей было трудно растить ее. Дочь понимает, что этот подвиг не оплатить ничем. Только если повторить его. Она тоже становится матерью-одиночкой, и справедливость тор-жествует. Так появляются целые династии одиноких женщин с детьми.

Строгий воспитатель

Однако повторение материнской судьбы - не фатальная закономерность. Множество взрослых дочерей и матерей взаимоотношения свои строят каждый по своей схеме. Любой из нас может вспомнить истории, в которых из неблагополучных семей выходили весьма достойные люди. И наоборот. В этих случаях дети развивались по контрсценарию: они жалели своих мам и давали себе клятву построить свою жизнь иначе. И это им удавалось.

А вот если дочери осуждают матерей, которые терпят жестоких или никудышных мужчин, то жизнь обязательно сводит этих юных дев с подобными личностями. И они повторяют судьбу своей мамы. Объяснить, почему так происходит - трудно. Можно только наблюдать это сплошь и рядом и делать для себя вывод, что никого не надо осуждать и ни от чего не стоит зарекаться...

Что делать?

Если вы чувствуете, что повторяете материнскую судьбу и это вам не нравится, нужно провести с собой психологическую работу. Прежде всего надо простить мать за тот образ жизни, который она сама создала себе. Каждый человек имеет право распорядиться своей судьбой так. как он считает нужным.

Спросите себя: «Хочу ли я жить так, как моя мама?» Ответьте сразу, не особо задумываясь, честно. Ответ может вас удивить.

Напишите сочинение на тему: «Моя новая судьба». Так вы сами себя запрограммируете на позитивные изменения. Психологи утверждают, что это хороший способ переписать коварный сценарий своей жизни.

Если на вас давят семейные легенды: «У нас в роду все женщины...», скажите себе: «Начиная с меня, все женщины будут...» И опишите то, каким вы видите будущее - свое и своих детей.

Эти девочки позже во взрослой жизни в своих отношениях с мужчинами наступают на одни и те же грабли, не понимая при этом, в чем проблема. Конечно, понять суть проблемы сложно, но из любого тупика можно выбраться, безнадежных ситуаций не бывает. И, дорогие родители, думайте, что вы говорите своим отпрыскам!

Как девочки понимают, кто они? Они видят себя в зеркале, но не в том, о котором вы могли подумать. Зеркалом в этом случае выступает их мать . Девочки смотрят на свою мать, ощущают ее любовь. Они начинают понимать, что их слышат, за ними следят, они имеют для кого-то огромное значение, они достойны чьего-то внимания. И это окрыляет их, позволяет им личностно развиваться, становиться более самостоятельными . А что происходит с девочками, которые растут нелюбимыми мамами? Они чувствуют постоянные сомнения, они эмоционально отстраненные, относятся к себе слишком критично. Кажется, что жестокие жизненные уроки они получают слишком рано. Им сложно понять, чего ждать завтра, в каком настроении будет мама, в хорошем, а может в плохом, как она будет реагировать на ее поведение, что она может сделать, чтобы заслужить ее любовь. Тогда у девочек развивается привязанность амбивалентного типа к своей родительнице, на фоне чего развивается привычка не доверять другим. Девочка начинает на уровне подсознания убеждать себя в том, что любые человеческие отношения не надежные. В будущем ее постоянно мучают внутренние конфликты. Внутри нее постоянно идет борьба между желанием быть любимой и желанием защитить себя от того, что может ей грозить при попытке эту любовь получить.

Интересно, что такие девочки не перестают ждать от матери любви даже тогда, когда они понимают, что этого ждать бесполезно. Внутри живет сильная потребность, что соседствует с неприятным открытием – человек, который должен проявлять по отношению к ней любовь безусловно, не любит ее. Дабы решить эту сложную психологическую дилемму, иногда приходится делать над собой усилия всю жизнь.

Дочери, которые растут с пониманием отсутствия любви со стороны их мам, получают эмоциональные раны, которые в итоге влияют на всю их жизнь, на их отношения с окружающими. При этом они могут и не догадываться, что является причиной их постоянных неудачи стать счастливее. Они могут винить себя, хотя вины их в том, что происходит, нет.

1. Неуверенность в себе

Девочки, которые росли без заботы и тепла матери, не могут понять, что они достойны теплых чувств, внимания других . В их памяти нет этого воспоминания о первом осознании человеческой любви, которую обычно дарит своему ребенку мать. Такие дочери растут, привыкая к тому, что их постоянно не замечают, игнорируют их потребности. Могут они привыкнуть и, наоборот, к тотальному контролю и постоянной критике. И не важно, талантлива ли она, насколько она старательна, она не чувствует уверенности в собственных силах. И, если ее характер ангельский, в ее голове раздаются слова постоянно недовольной мамы. Правда, этот голос она считает своим собственным. Она в любом возрасте остается плохой дочерью, которую упрекают в том, что она отличается от других . Она слышит фразу «в кого ты такая, у других дети как дети», она не может избавиться от него.

2. Недоверие

«Я нахожу это подозрительным, когда кто-то хочет сблизиться со мной. Мне кажется, что человек делает это неспроста, он ищет в нашей дружбе выгоду» . Это мысли человека, который привык жить с привычкой никому не доверять. Эта привычка развивается у дочерей, которых постоянно в моменты сближения отталкивает мать. В будущем такие девочки будут постоянно искать доказательства того, что определенным эмоциям, людям и отношениям, безопасно доверять. Ей важно получить гарантию, что ее не отвергнут. «Ты права меня любишь? Ты меня не оставишь? Ты мне говоришь правду?» . Эти вопросы нелюбимая дочь может задавать слишком часто. В отношениях она повторяет ту модель привязанности, что знакома ей с детства. Будучи взрослым человека такая девочка может постоянно искать эмоциональные американские горки. Она привыкла к жизни, динамика которой характеризуется по принципу «я счастлива, я разбита» . Она путает любовь со страстью, она считает ее чем-то вроде наваждения. Ей сложно поверить в то, что любовь может быть спокойной, что между людьми может существовать полное доверие.

3. Ей сложно постоять за себя

Девочки, которые постоянно жили в условиях непредсказуемости, полного безразличия близкого и дорого человека, постоянно чувствовали потребность в ласке матери, но одновременно они признавали тот факт, что им неизвестен метод, которым можно было бы добиться любви родительницы. Сегодня она сделала что-то, что заставило маму улыбнуться, завтра это действие может вывести ее их себя . Во взрослой жизни нелюбимые дочери продолжают пытаться завоевать любовь окружающих, будь то партеры или друзья. К этому их приучила холодность матери, которую они пытались устранить любой ценой. Грань между понимания «горячо и холодно» стерлась для них. Они находятся в поиске взаимопроникающей связи, они могут приближаться к человеку так, что того это спугнет. А позже они не способны сделать важный шаг навстречу, и пускай этого от них ждут. Все это из-за страха быть отвергнутой. Такие девочки, будучи взрослыми женщинами, с трудом устанавливают здоровые границы взаимоотношений с мужчинами.

Они становятся теми, о ком говорят «она бросает трусливый взгляд, прикрываясь книгой». Да и фраза «свет клином сошелся» тоже им подходит . Они боятся с кем-то сближаться, хотя они постоянно ищут возможность быть с кем-то по-настоящему близким. Они легко становятся зависимыми, их губит их ранимость. Им страшно, что отношения с представителями противоположного пола принесут им ту боль, которую они чувствовали, будучи маленькими девочками.

4. Проблема с самооценкой, нежелание признавать собственные достоинства

Многие нелюбимые дочки в беседе с психологом повторяют что-то вроде: «А меня воспитывали так, дабы искоренить во мне любой недостаток. При этом о достоинствах мне не сказали, дабы не спугнуть. А теперь я работаю и постоянно слышу упреки, мол, я действую безынициативно и не желаю развиваться, продвигаться по карьерной лестнице ». Для многих становится огромным сюрпризом тот факт, что они могут стать успешными. Всю жизнь они могут оттягивать момент принятия решения относительно начала новых отношений, смены работы. Они слишком боятся ощущать разочарование. Любой промах для них — отвержение, напоминание об отчаянии, что знакомо им с детства.

Лишь со временем некоторым удается понять, что они совершенно нормальные, что внешне они хороши, и все это «не в наш род», «кто тебя возьмет замуж» не о них . «Я как-то случайно увидела свое старое фото. Я уже к тому времени была мамой. Так вот, смотрю на себя в детстве, как будто это другой человек. Смотрю и думаю, что передо мной симпатичная девочка. Сложно даже принять тот факт, что это я, тот самый мамин «валенок».

5. Избегать всего – попытка защитить себя, главная стратегия в жизни

А что происходит с нелюбимой дочерью, когда приходит время найти свою вторую половинку? Обычно люди думают «хочу быть любимой», но девушка, что в детстве не знала любви мамы, подумает «не хочу, чтобы меня снова обижали» . Весь мир для нее кажется сплошной опасностью, а как в таких условиях найти того единственного?

6. Тонкая душа, повышенная чувствительность

Кто-то скажет шутку, другие воспримут эти слова легко, не придадут им даже значения, но не она. Ее можно сильно ранить, каждое неудачно подобранное слово будет истолковано неверно, ляжет тяжелым грузом на ее плечи, навсегда останется в ее памяти. «Я когда резко слишком реагирую на слова других, пытаюсь заставить себя вспомнить, что у меня просто это такая черта характера. И, может, меня никто не хотел обижать вовсе, и все я сама себе это придумала ».

7. Попытки найти недополученную в детстве любовь в нездоровой романтической связи с противоположным полом

Мы быстро привязываемся к тому, что нам кажется знакомым, то, что мы знаем хорошо с ранних лет. «Спустя какое-то время я осознала, что моя вторая половинка относится так, как относилась ко мне в детстве моя мать. И я сама же выбрала его. Если вспомнить его поведение, то он изначально был таким. Помню, как вначале он сказал мне: «Вы сами решили так повязать этот шарф? Не делайте этого в следующий раз». Тогда я решила, что он забавный» .

Зачем говорить о том, что было давно сейчас? Это нужно не для того, дабы вы почувствовали отчаяние от осознания того, какие карты вам вручила жизнь. У всех карты эти свои. Конечно, расти без ласки матери сложно, но осознание этой проблемы и того, как она влияет на нашу судьбу – половина успеха . Многим удалось за счет этого лучше понять себя, свои действия, свой мотив, многим удалось стать счастливее.

Матери что-то спроецировать на дочь вообще труда не составляет. Они одной кровинушки и дочка же копирует именно с мамы своё поведение.

То что я здесь опишу, моё видение ситуации через призму групповой и индивидуальной психотерапии для взрослых, которую я вёл, преподавал и супервизировал больше 10 лет. Я не теоретик, а в чистом виде практик, мне трудно делать обобщения, каждая ситуация уникальна и психика каждой клиентки выбирала свой путь справления с ситуацией и поведение каждой матери было вызвано уникальными обстоятельствами. Но что-то общее есть, попробуем это уловить.

Ремень от матери: Проекции и Тень

Самый важный тут фактор, что мама и дочь одной половой принадлежности, обладательницы женских тел и фемининной, Иньской энергии.

Дочь потенциально может стать тоже матерью, женой, и во многом повторяет свою собственную мать, генетически, эмоционально и психологически. Даже те, кто воспитался не родной матерью, всё равно несут в себе черты биологической. Для чего на эту, вроде простую вещь обращаю внимание? Мать и дочь похожи! А это значит, что мать в дочери иногда будет видеть себя, ну как в зеркале.

И вот если бы мать видела бы в дочери только свои самые лучшие, принимаемые ею черты, а то ведь может видеть и свои слабые, а то и "негативные", не одобряемые ею стороны. Психологическим языком, маме легко "проецировать" на дочку свои черты, характер, психологические особенности, особенно окрашенные "тараканами" и травмами.

Так вот, матери что-то спроецировать на дочь вообще труда не составляет. Они одной кровинушки и дочка же копирует именно с мамы своё поведение.

Называется "подражание через зеркальные нейроны". Всё слизывает, от движений до тона голоса, до черт характера и реакций. Ну и, кроме того, мама же не хочет чтобы дочка "повторяла путь и ошибки" её самой и будет стараться дочку от этого уберечь. Этого чего? Да того, что её раздражает в себе осознанно и, что ещё печальнее, не осознанно, того что загнано глубого в бессознательное, в Тень.

О чём тут "воспитание ремнём" тогда? Да, как и в моем случае, общее послание: "Я выбью из тебя эту дурь!" Ну а под ней подразумевается все то, что "в себе" мать пытается глушить, не соприкасаться. Это вовсе не значит, что это качество прямо фонит у матери, это лишь означает что тема для неё не выносима. Тотальна и запредельна.

Пример: Взрослая клиентка-женшина в детстве оказалась в такой ситуации. Например, девочка что-то делала, провалила задание и ощущает себя беспомощной. Рассыпалась, плачет только, истерит или вообще впала в ступор, депрессию. Мать смотрит на дочку и видет сгорбленную фигуру, хныкающую и полностью опустошенную. Тельцем девочка показывает, что сдалась. У "здоровой" матери будет естественная реакция - подойти и обнять, дать поддержку, материнское тепло. Но...

А на секунду представим вполне распространенную ситуацию, когда наша мама сама ещё была ребенком и жила в семьё, где отец выпивал и бывал агрессивным. Согласитесь, в СССР вполне себе распространенное явление. Мама, бабушка нашей девочки, и рада бы была развестись, уйти от этого мужа вместе с детьми. Но в совке квартиный вопрос сильно всех портил, если вспомнить слова Воланда. Куда бы она пошла? А как общество среагировало бы? Коммунистическая партия, не одобрявшая разводы. А родители что сказали бы? А общее послание: "Лучше такой, чем ни какой! Где ты другого найдёшь?"

И вот мама советских времен (бабушка клиентки) продолжает жить с этим мужем, терпит, поскольку: "Бог терпел и нам велел". А энергия все угасает и угасает. Радость, счастье, сменяются рутиной, серыми буднями. Тело энергетически опустошается, иногда его разрывают рыдания, иногда оно превращается в камень или просто растекается на диване, как медуза.

Где-то мы такое тело уже встречали? Так в истории про нашу клиентку, когда она была девочкой. Помните, где она потерпела крах и сдалась. Мама видит нашу девочку в этом состоянии и внутри неё всплывает другое, такое же беспомощное тело - её собственной матери, сдавшейся, беспомощной в том, чтобы изменить ситуацию, развестись и уйти. Бабушка и внучка для матери нашей клиентки в этот момент в психике одно - "беспомощное тело, существо, не способное принять решение, разорвать ситуацию".

Для ребенка видеть свою мать в беспомощном состоянии невыносимо. Мать для него - это самая надежная, тихая гавань, опора, ресурс. Мать дала жизнь, в своей утробе давала пережить ощущение безопасности и рая, кормила и давала тепло после рождения. Ребенок хочет видеть её всемогущей, со всем справляющейся. Он хочет видет мать счастливой, чтобы быть счастливым рядом с ней. И ребенок, любой, без исключений, инстинктивно любит свою мать.

Не верите? А я бывал в детском доме, когда моя мама там работала и видел своими глазами, как дети матерей, которые их истязали, бросали, унижали все равно конючили "хочу к маме!". Хотя и не самый плохой детский дом был и явно родительских прав было за что мать лишить. Но почти каждый день дети сбегали и их снимали с товарных поездов, когда они ехали домой к той самой маме. Любили несмотря ни на что!

И чем же мама нашей клиентки, будучи тогда сама девочкой, могла помочь своей беспомощной матери? Как любовь дочери могла хоть чуть чуть ослабить боль, невыносимость бытия самого родного существа в этом Мире? Преданностью. Сесть рядом и отзеркалить позу. Уткнуться в подол мамы и вместе с ней поплакать. Выслушивать мать часами, как той тяжело. Перестать носиться по дому, играть и радоваться. Начать ругать отца, разделяя гнев мамы, к примеру, когда тот напился. Делать работу по дому, чтобы маме было полегче, вместо гуляния, игры с подружками.

Но срабатывает ли такая "помощь" от ребенка в сторону мамы? Скорее всего это как-то облегчает страдания мамы, оно не так сильно ощущает себя "совсем одна в этом мире". Возможно она даже превратит дочку в "подружку". Однако, уйдет ли тема бесплмощности из её жизни? Нет. И тогда что испытает девочка, которая не помогла своей матери? Свою собственную беспомощность.

Жизнь мамы так и останется в серых или даже чёрных тонах, а значит и жизнь девочки будет тоже не очень счастливой. Очень трудно радоваться, когда твой самый любимый человек в плохом состоянии. И тело девочки, её состояние, её энергетика периодически будут принимать позу "беспомощной" мамы, да и своей беспомощности тоже. А если отец агрессивен и к дочери, а мать не уходит, то ребенок совсем тогда не видит просвета и точно состояние опустошения, бессилия ему обеспечены.

Если, конечно, девочка не отключила чувства и не стала Героем, который способен преодолеть всё и вся. "Я выдержу, я справлюсь! Я не буду такой беспомощной, как моя мать". И она встаёт между отцом и матерью в их конфликтах. Она справляется сама со всеми делами. Она "удочеряет" свою собственную беспомощную мать.

Что будет, когда вырастет наша "Герой"? Вариантов много. Типичный вот такой. Может продолжать всю жизнь тащить всё на себе, став главой своей уже семьи. Варианты жизни? Муж алкоголик. Мать одиночка. Бесконечная забота о больных родственниках. Руководитель, не вылезающая с работы.

Будет ли она счастлива? "Какое счастье? Надо собраться и дело делать!". Сможет ли она достаточно расслабляться и отпускать ситуации? Вряд ли. "Если всё отпустить, то как оно будет работать?".

Но если столько тащить всего на себе, то что с организмом происходит? Периодически надрывается, рассыпается, заболевает. Или сверхсложные задачи не желают выполняться. Или люди подводят. Тогда на горизонте маячит тема "беспомощности", которую надо гнать от себя и как можно дальше. Почему?

Боль. Это безумно больно, когда ты любишь маму и не можешь ей помочь. Это больно, когда ты хочешь гулять, а вынудлена спасать маму и ситуацию. И это больно, но точно не доступно в осознанности ребенка, когда ты предаёшь себя, "удочеряя" беспомощную маму. Боль от работы громоотводом в конфликте с отцом. Боль от работы служанкой, домработницей, нянькой братьям и сестрам, работыэ

Девочка предаёт себя, начиная жить "несчастной жизнью" своей мамы. И большая вероятность, что она начнёт ненавидеть себя за то, что не может помочь маме. Отца, за то, что доводит мать до этого состояния. Свою маму, за то что не может взять себя в руки и уйти.

А главное, она начнёт ненавидеть... "беспомощность" - фигуру, из-за которой они так несчастны.

И вот девочка выросла. Её мама стала уже бабушкой. Дочка подросла, возможно пошла в школу и там дают трудные задания, много уроков, за окном депрессивная осень с дождями, темнеет рано. Ребенок устаёт и не справляется. Пробует, но не выходит. Плачет и от бессилия опускает руки. Как бы было хорошо, если бы обняла мама...

Обнять??? Обнять "фигуру беспомощности". "Да я НЕНАВИЖУ эту беспомощность! Она украла у меня маму, украла детство, украла счастье!".

"Что ты разлеглась!? Иди делай уроки! Что ты как размазня!? Вставай я тебе сказала! ... Ты будешь слушать твою мать!? Так и будешь валяться весь день?!". И не приведи Господи дочке продолжать лежать. И не приведи Господи девочке расплакаться, или от страха скукожиться,свернуться в комочек и таким образом усилить телесно "фигуру беспомощности".

"Я никогда не буду такой как моя мать!" - говорила когда-то мама нашей клиентки себе в детстве - "Я никогда не буду беспомощной". А, поскольку тема "беспомощности" не была прожита, отреагирована, она загнана глубоко в бессознательное, в Тень мамы нашей клиентки периода её детства.

Главное сейчас внутри мамы: ПРЕКРАТИТЬ любые чувства, переживания, напоминающие про детство, про семью, где было столько беспомощности, а значит и не дать всплыть БОЛИ. Её собственной боли, боли её матери, возможно боли отца, братьев и сестер. А как остановить опасность столкновения с болью из прошлого? Самое простое решение - это поменять то, что мама сейчас видит перед собой, триггер. Убрать "кнопку", которая нажимает на Боль Прошлого. Надо "уничтожить" эту ненавистную фигуру "беспомощности". А "кнопка" - это девочка, принявшая телесно форму похожую на бабушку-в-беспомощности. У большинства же людей это будет похоже.

Беда только, что это её собственная дочь сейчас в беспомощности. Однако Крик Боли внутри матери кричит: "Уберите это состояние внутри меня, я не выдерживаю! Я БЕСПОМОЩНА чтобы справится с нахлынувшими чувствами!". И, вроде такая сильная, наша мама переживает снова это состояние "я не справляюсь". Даже если внешне она выглядит как кремень, внутри её гремит буря, она ничего не в состоянии противопоставить Тени, понимающейся на поверхность. Тени вытесненной, загнанной очень глубоко в бессознательное. Взрослую женщину снова охватывает ужас из детского состояния.

"Прекрати ныть, я тебе сказала!" - звучит голос матери. А какие варианты у девочки, которая не справляется со школьной нагрузкой? Девочки, которая меньше всего на свете хочет огорчать маму. Вот так вот взять и "прекратить беспомощность"? STOP IT! ? Подскочить огурчиком и тут же все уроки сделать, с улыбкой Будды на устах?

Она ребенок! Ей трудно, ей надо, чтобы её обняла мама. А мама у нас где? Да вот там, в далеком беспомощном детстве. В глубинах своего бессознательного. Для неё сейчас дочка это "кнопка" нажимающая на её собственную беспомощность.

Иии. Фьють...Фьють... Слышим звуки ремня. Крик женщины на уровне сирены скорой помощи по децибелам. Или мама трясет ребенка за грудки. Или оплеуха. Или потащила куда-то за волосы. Или чем-то запустила... Она уже не ведает, что творит. Лишь бы выключить "кнопку".

Каково нашей девочке, будущей клиентке психолога? Получила... поддержку от мамы? Беспомощность испарилась? Счастье вернулось? А получает ведь тумаков "за бабушку", но знает ли она об этом? Что она видит перед собой? Озверевшую мать.

Понимает ли девочка, почему мать озверела? В 7 лет не так и много умственных ресурсов чтобы провести причинно-следственные связи. Уж простите, поскольку у меня первое образование Юрфак МГУ, то часто ссылаюсь на юридический термин "дееспособность". Она у нас в 18 лет наступает, а в США полностью аж в 21 год.

Дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Она непосредственно зависит от способности человека осознавать последствия своих действий. Частичная законом установлена в 14 лет, частично в 16. Ну в среднем, конечно. Психофизиология, так специалисты определили.

А девочка скорее всего своим детским умом проведет параллель, что: "Я что-то не так сделала, раз мама сердится и даже за ремень схватилась". Дочка же "не справилась" с уроками, с ситуацией, с состоянием. Вряд ли она вообще сможет понять что в состоянии "беспомощности" находится. А уж поймет ли, что это её мать сейчас беспомощна, относительно своей Тени, своего внутреннего мира?

Что себе о себе скажет девочка скорее всего? "Я плохая!". И что она будет делать, чтобы "быть хорошей" для мамы и не получать тумаков и крика? Есть варианты, но чаще всего я встречал у клиенток, что девочка начинала контролировать своё состояние "беспомощности". Делать уроки дольше и лучше. Не хныкать и поменьше валяться на диване в тоскливой позе. Не перечить маме, когда та призывает что-то начать срочно делать. Делать вид что тебе всегда радостно и счастливо.

Самое грустное, что часто девочки принимают "решение" (бессознательное, конечно) не жаловаться маме, если что-то не получается, с чем-то девочка не справляется. "Я все буду решать сама! Я за все отвечаю, что со мной происходит!". Ни в коем случае не огорчать маму своими депрессивными состояниями, лучше показывать, что ты всегда на высоте, в приподнятом настроении.

"Что-то случилось" - спрашивает мама, видя дочку расстроенной. - "Нет, всё хорошо, всё в порядке" - отвечает девочка и на её лице может даже расцвести улыбка. Хорошее же качество, улыбаться улыбкой Будды даже тогда, когда тебе плохо?. Так и восточные религии учат, в моем Ашраме точно. Только это адресовано взрослым. Ребенок должен быть непосредственным, проживать то, что проживается.

А женщина стала клиенткой у нас в психотерапии. По мне, так и тут ей Высшая Сила помогла, показав дорогу к исцелению. Не каждая дойдет и поверит в психолога. Не каждая согласится заглянуть в собственную Тень, где лежат тонны Боли. Значит Всевышний и на это дал силы и поддержку. Поддержал её волю к освобождению от фигуры "бабушки", которой уже может и в живых-то нет, а ее призрак до сих пор маячит.

И это действительно для этой клиентки МУЖЕСТВО! Потому что поход к психологу, это принятие того, что: "Сама я БЕСПОМОЩНА и мне нужна помощь специалиста". Для такой клиентки, это признак внутренней Силы, возможно признак и Любви, желания разорвать порочный круг и не передавать дальше, уже своей дочери, эту тему "беспомощности".

Возможно когда-то она принимала тоже решение: "Я не буду похожа на свою мать и хвататься за ремень", но Тень взяла верх и клиентка поймала себя на агрессии в адрес дочери, которую любит. В любом случае, она борется за себя, за детей, за отношения, за счастье. И главное сейчас, в этот момент, принять это "я беспомощна" и принять помощь там, где её никогда не было. опубликовано

Вишняков Андрей

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet