Современное воспитание детей: методы и проблемы.

«Дети – наше будущее», - говорим мы, мало задумываясь о том, сколь глубокий смысл заключается в этой фразе.

Нерадение о детях есть

величайший из всех грехов,

и в нём крайняя степень нечестия

Св. Феофан Затворник.

______________________

«Дети – наше будущее», - говорим мы, мало задумываясь о том, сколь глубокий смысл заключается в этой фразе. Можно предположить, какое будущее ожидает нашу страну, если ещё в 2000 году доля детского населе-ния в возрасте до 16 лет оказалась ниже доли взрослых после 60 лет, и эта пропасть медленно, но неуклонно растёт.

Неблагоприятные демографические процессы в конце ХХ столетия сопровождались резким ухудшением состояния здоровья детей и подрост-ков. За последние два года в России число здоровых детей снизилось до 33%.

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в России на период до 2005 года, утвержденной Правительством РФ, опре-делены наиболее актуальные задачи, важнейшей из которых объявлена профилактика, в том числе в отношении материнства и детства.

"Сохранение здоровья ребенка - это особая стратегическая и в выс-шей степени приоритетная забота государства", - записано в Концеп-ции.

Решением Правительства введён мониторинг основных показателей детского здоровья с представлением Минздравом РФ ежегодного Государ-ственного доклада Президенту Российской Федерации.

Основные задачи, стоящие перед педиатрической службой, -

Соблюдение преемственности на всех этапах медицинской по-мощи;

Дальнейшее совершенствование диспансеризации;

Рост объема и своевременности вакцинации;

Применение современных диагностических и управленческих информационных систем и другие.

Итак, казалось бы, все усилия направлены на защиту детства. Но, по мнению специалистов Российского детского фонда, ни один закон изна-чально не рассчитан на создание условий для улучшения положения детей.

Принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание, а проблемы бедственного положе-ния детей остаются. Очевидно, поэтому мы получили то, что имеем.

«Жизнь, здоровье, рост и развитие ребенка полностью зависят от окружающего мира, который создается семьей, государством, общест-вом, - заметил на недавних парламентских слушаниях председатель испол-кома Союза педиатров России академик РАМН А.Баранов. - Отсюда сле-дует, что потребности ребенка должны быть включены в сферу социаль-но-экономической политики государства. При этом принципиально важ-но, чтобы обязательства государства в отношении детей были ориенти-рованы не на минимальное, как складывается сейчас, а на максимальное обеспечение их потребностей в области охраны их здоровья».

Насущная помощь

Сейчас в России потери плодов и новорожденных в первые семь дней жизни в абсолютном выражении равны потерям в возрасте от восьми дней до 22 лет. А 70% инвалидов с детства (это около 400 тыс.), стали таковыми вследствие внутриутробного патологического воздействия.

Именно поэтому важно вовремя совершить крещение такого ребенка, дабы, не дай Бог, он не умер некрещёным. Отмечено, что даже при нали-чии очень тяжёлого состояния при рождении, достигается чудесным обра-зом несомненное улучшение такового вследствие немедленного крещения в первые сутки и даже часы после родов.

Примером этого служит житие святого праведного Иоанна Крон-штадтского: «Мальчик родился очень слабым, надежды, что он выживет, почти не было, и в ту же ночь был вызван священник для крещения…

И младенец – ожил».

Вызвать священника в родильный дом или на дом к роженице не все-гда может удаться, да и у большинства наших современников вряд ли воз-никнет такая мысль – скорее будут требовать оказания медицинской по-мощи.

Как же быть?

Обсуждению этого, казалось бы, несовременного и несвоевременного вопроса было посвящено одно из заседаний Общества православных вра-чей Санкт-Петербурга во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

На Православной Руси существовала раньше общепринятая практика заботы о слаборожденном, и она называлась «крещение ради страха смерт-наго».\

Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику. Для Крещения собственного ребенка, согласно Номоканону, священнику следует пригласить другого священника, но, в крайнем случае, он может и сам крестить свое дитя.

Однако опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение Крещения, должен быть верующим христианином и знать о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: "Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погру-жение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа" (третье погруже-ние).

Крещёный таким образом младенец по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Свя-щенник, предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомазания.

Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно: не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершитель-ной молитвой, а также, если человек, совершивший Крещение, неверую-щий, некрещеный или иноверец (мусульманин, иудаист, буддист), то свя-щенник должен совершить таинства Крещения и Миропомазания по обыч-ному чинопоследованию.

Такое же правило существует и в отношении взрослого некрещёного человека.

Пути Господни неисповедимы…

Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на поро-ге смерти обретает веру, желает принять Крещение – то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан. 3, 5).

Но нет рядом священника...

В такой ситуации долг всякого православного христианина – совер-шить Крещение страха ради смертнаго.

Для этого нужно обычной водой трижды окропить болящего, произ-нося при этом: “ Крещается раб Божий (полное православное имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь”.

Это Крещение считается действительным, и если такой больной вы-здоравливает, оно восполняется уже священником в храме Таинством Ми-ропомазания.

Следует помнить, что крестить человека против его воли, пользуясь слабостью или бессознательным состоянием ни в коем случае нельзя. Если же есть маломальская возможность призвать к умирающему священника, нужно, не взирая ни на какие трудности, совершить это доброе дело.

Ведь именно страх Божий и сокрушение о скоропостижной кончине мужа, подвигло на подвиг юродства петербурженку Ксению, взявшую на себя грехи не успевшего исповедаться перед смертию мужа вместе с одеж-дой его и именем. Имя же самой Ксении стало впоследствии именем все-народно известной святой, молитвенницей за всех нас.

Наша беда

На протяжении всего последнего времени продолжает ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране. Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографиче-ской ситуацией в Российской Федерации.

Так современные параметры рождаемости в России почти вдвое меньше, чем требуется для положительного прироста населения, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За последние 3 года увеличилось число женщин страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16,8%, системы кровообращения до 9%, поздним токсикозом до 19,4%. Резко сократилось число нормальных родов и составляет лишь треть от общего числа.

Вместе с тем необходимо отметить, что полученные в 2000 г. показа-тели младенческой смертности – 15,3 на 1000 родившихся живыми и мате-ринская смертность 44,0 на 100 тыс. - являются самыми низкими за всю историю России.

В структуре трудовых потерь всего общества перинатальные при-чины занимают второе место после несчастных случаев, превосходя по своей значимости потери от сердечно-сосудистых и онкологических бо-лезней. Это свидетельствует о необходимости осуществления комплекс-ных мер в отношении дородовой охраны плода.

Если мы хотим иметь здоровое поколение, преодолеть демографиче-ский кризис, снизить младенческую смертность и инвалидизацию детей, то нужно в первую очередь обеспечить максимальную социальную поддерж-ку и полноценную медицинскую помощь беременным женщинам и девоч-кам-подросткам. Эти две категории составляют лишь 2,5% от общей чис-ленности населения страны (в России насчитывается около 3 млн. девочек-подростков и чуть больше 1 млн. рожениц), и требуют относительного не-большого вложения средств.

Именно боязнь трудностей содержания более двух детей останавлива-ет многие супружеские пары. Не являются исключением и православные семьи. К слову, некоторые из них вообще не имеют детей, но хотят их иметь. Относиться к этому обстоятельству следует с пониманием и смире-нием, не поддаваясь соблазну экстракорпорального оплодотворения или суррогатного материнства, которые не благословляются православной Церковью. Должно смириться с этим или взять на воспитание отказного младенца.

Многие семьи православных батюшек ныне многодетные.

Примером может быть семья отца Виктора Грозовского, священника Князь-Владимирского собора, у которого девять детей. Причем, один из них сам батюшка, другой – дьякон, а трое учатся в нашей духовной семи-нарии.

Или семья отца Александра Покрамовича, коренного петербуржца, настоятеля Спасо-Преображенского храма посёлка Тярлево, что под Пав-ловском. Храму сто лет и он построен на деньги Великого Князя Констан-тина Константиновича Романова. Семья батюшки насчитывает десять де-тей. Все они трудятся на восстановлении храма и помогают отцу на служ-бе.

Другим важнейшим приоритетом детства должна стать профилак-тика. Об этом педиатры говорят давно. Но до сего дня около 80% финан-совых средств, выделяемых на здравоохранение, расходуется на стацио-нарную помощь и лишь 20% - на амбулаторно-поликлиническую. «А боль-ница, - как выразился главный педиатр города профессор И. М. Воронцов, - способна только спасти жизнь ребенка. Здоровье же создается в условиях поликлинического наблюдения».

Однако следует помнить, что согласно Конституции Российской Федерации, ответственность за здоровье ребенка несет семья. Тем более что 90% детей лечатся вне стационара. Поэтому основная задача педиатра - обучить семью простейшим лечебным процедурам, правильному образу жизни, способствующему сохранению здоровья ребенка.

Озабоченность педиатров вызывает, что за период обучения в школе группа здоровых детей уменьшается вдвое, а число страдающих хрониче-скими заболеваниями увеличивается на 30%. К окончанию школы 90-95% детей оказываются с хроническими заболеваниями. Среди сельских детей здоровых ещё меньше.

Выходит, школа превращается в фактор, разрушающий здоровье, что, кстати, не отрицается и Министерством образования. В будущем ещё предстоит восстановить статус образовательного учреждения как заведе-ния призванного растить психически и физически здоровых граждан.

В то же время педиатрическая служба не в состоянии самостоятель-но справиться без принятия правительственных мер с катастрофическим возрастанием алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения, за-болеваемости туберкулезом, ростом ЗППП (заболеваний, передающихся половым путём) среди детей. Необходимо совершенствование российских законов, способных оказать положительное влияние на состояние здоровья детей и подростков, в том числе законов о медицинском страховании, о правах человека, о печати. При этом финансировать детское здравоохране-ние следует отдельной строкой.

Но пока мы ждём помощи от государства, надо помочь самим лю-дям начать заботиться о себе, о своём здоровье, о своём потомстве.

Что такое здоровье?

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психического и социального бла-гополучия.

Здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения. Немало-важным обстоятельством является изначальное здоровье его будущих ро-дителей.

Среди российских детей абсолютно здоровы лишь 10%.

90% страдают теми или иными заболеваниями, больше половины из них - хроническими: эндокринными, желудочно-кишечными, нервными, психическими. Число больных детей ежегодно увеличивается на 5%.

Последствия этого уже видны: выросли нездоровые молодые матери и отцы, многие призывники оказываются негодными к военной службе. У большого количества призывников отмечается нехватка веса плоть до дис-трофии, которая требует стационарного лечения. И таких юношей прямо с медицинской комиссии срочно госпитализируют.

В создавшейся ситуации меньше всего можно винить медиков: педи-атров не хватает; есть территории, где на 45 тыс. жителей - один детский врач.

А между тем, продолжающееся падение нравственности, страх и не-уверенность перед будущим, рост платы за жильё, практическое уничто-жение права на бесплатную медицину и бесплатное получение образова-ния ведёт к расстройству ещё и общественного психического здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения, общест-венное психическое здоровье - это уровень психического здоровья попу-ляции, характеризующийся распространенностью в ней психических забо-леваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного (в том числе – суицидального и агрессивного) пове-дения. Общественное психическое здоровье является индикатором интел-лектуального и нравственного состояния общества, его духовного потен-циала.

400 млн. человек в мире страдают психическими расстройствами, а среди причин преждевременных смертей в мире 12,3% приходится на пси-хические расстройства. По прогнозам экспертов, в ХХ I веке все большее влияние на психическое здоровье населения будут оказывать обществен-ные стрессы, а это беда бездуховного общества, которым мы являемся почти восемь последних десятилетий.

Заболеваемость психическими расстройствами в России за последние 10 лет увеличилась на 41,5%. В психиатрические учреждения России еже-годно обращаются за помощью более 7,5 млн. человек, что превышает 5% населения страны. Ежегодный рост инвалидизации вследствие психиче-ских расстройств составляет 4%. Увольнения военнослужащих, связанные с психическими расстройствами, составляют 43%.

Страшная тема.

Но есть ещё одна тема, о которой у нас в стране стали говорить вслух лишь совсем недавно.

От суицидов ежегодно погибают около 60 тыс. человек, а их частота в 2 раза превышает «критический уровень», установленный Всемирной ор-ганизацией здравоохранения, при этом у мужчин этот уровень в 6 раз вы-ше, чем у женщин.

Сегодня Россия занимает второе место после Литвы по количеству самоубийств. Об этом объявила директор Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татиана Дмитриева на 1-м национальном конгрессе по социальной психиатрии, состоявшемся в Москве 3-5 де-кабря 2004 года.

Но вот цифры касающиеся детей:

в 1996 году в России покончили с собой 2756 детей в возрасте 5-14 лет и 2358 - от 14 до 19 лет;

35% подростков думали о самоубийстве или смерти;

70% попыток суицида - это просто игра на публику;

92% подростковых суицидов или их попыток спровоцировали семья и школа;

за последние 10 лет количество самоубийств детей и подростков в России увеличилось почти вдвое.

Свидетельствует Елена Вроно, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства при Рос-сийской академии образования, - сегодня лучший специалист в области детского суицида. Её должность называется: детский суицидолог. В этом словосочетании слышится что-то жуткое, потому что сами детские само-убийства являются дикостью.

«Для детей в возрасте от 12-14 и до 18 лет казалось бы легко понять причины ухода из жизни – это проблемы, связанные с преждевременным половым созреванием, ссора с девушкой, непонимание в семье. Но по сути – это признак бездуховности, отсутствие веры и, вследствие этого, потеря смысла жизни.

Что касается совсем маленьких – 5-6-летних крох, то ребенок считает, что смерть имеет начало и конец, и что за смертью его наступит другая, новая жизнь и всё будет хорошо. Более того, смерть, с точки зрения ребён-ка, - это последний аргумент, к которому он прибегает в споре с самыми главными, самыми близкими людьми в своей жизни – с родителями. Чем меньше ребенок, тем в большей степени он нуждается в семье. Чем стано-вится старше, тем больше отворачивается от семьи и попадает в зависи-мость от внешнего мира. И тут важна, как никогда, атмосфера доверия, взаимопомощи, заботы, открытости».

В последнее время участились случаи совместных самоубийств. Рас-ширенные самоубийства вообще не редкость среди подростков. Для под-ростка чрезвычайно важно не отстать от коллектива. «За компанию» ребя-та способны на самые непредсказуемые, рискованные шаги.

С возрастом у них обостряется чувство собственной компетентности, а жизненный опыт отсутствует. К тому же, еще не сформирована способ-ность прогнозировать последствия своих поступков. И, наконец, главное - отсутствует основной признак зрелой личности - осознание ценности че-ловеческой жизни и понятие сути греха самоубийства с православной точ-ки зрения.

По статистике, пик суицидальной активности приходится на под-ростковый и старческий возраст. Верующим людям вполне понятно, что это проблема эгоистичных, самовлюблённых людей, поражённых смерт-ным грехом гордыни. В стародавние времена крещёные самоубийцы ли-шались церковного отпевания и хоронились вне кладбищенской ограды.

Виртуальный ли враг?

Несомненно, что крайне негативное влияние на детей и подростков, да и на невоцерковлённых людей оказывает телевидение, которое буквально смакует кадры насилия, автокатастроф, последствий террористических ак-тов, подробно анализирует деяния маньяков, как в передаче «Цена любви» или просто внимает и аплодирует пошлякам и извращенцам в шоу Дмит-рия Нагиева «Окна».

По мнению криминалистов, если в 80% детских преступлений винова-ты родители, то остальные 20% причин детской преступности на совести средств массовой информации. Безудержная жестокость на ТВ, в компью-терных играх... Посчитайте, сколько убийств совершается на экране теле-визора за день, прибавьте сюда боевики из вашей видеотеки. И как после этого должен представлять себе жизнь ребенок? И какие правила поведе-ния он воспримет?

О влиянии телевидения на умы и поступки людей постарше свиде-тельствуют факты так называемого «вологодского бэби-бума» - внезапного пика рождаемости в этом городе в 1991 году. Оказалось, что за девять ме-сяцев до этого по местному телевидению впервые показали эротический фильм.

Для многих православных семей проблема телевизора, точнее «деби-лизора» (по меткому выражению одного иеромонаха), решается просто – путём выбрасывания.

Тем, кто не готов ещё на такой решительный шаг, следует тщательно просматривать программу телепередач, выбирать для просмотра интере-сующую передачу и детально её анализировать. Встречаются действитель-но интересные передачи, например, посвящённые проблемам эвтаназии, новым медицинским технологиям и другие.

Свидетельствуют - И.Я. Медведева, психолог, директор Института демографической безопасности и Т.Л Шишова, педагог: «В начале 1990-х годов у наших детей преобладали страхи. Позднее было развито воровство. Сейчас – царит полная безнаказанность. Дети становятся неконтактными, так как родители никогда не говорят им «нельзя» и не наказывают их. В семье нет авторитета отца и, значит, нет защиты. Мир опасен, и не на кого опереться. Развивается патологическое состояние, носящее медицинский диагноз: «Гиперактивность детей с дефицитом внимания».

Безусловно, приносит вред раннее приобщение детей к телевизору и компьютеру. Советские мультфильмы («Серая шейка» и другие) многие дети уже не понимают. Развязную манеру поведения им навязывают такие мультфильмы, как «Шрек», «Подводная братва», «Бивис и Бадхед» и т. п.

Еще одним ярким примером вреда для детей и подростков стала так называемая «компьютерная болезнь». У таких детей наблюдается нару-шение осанки, расстройство походки и координации, пропадает интерес к занятиям спортом, снижается острота зрения и способность к длительной концентрации внимания.

Большинство зависимых подростков излишне раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы. Всё это свидетельствует об от-клонениях в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния детей: снижении настроения, активности, ухуд-шении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.

Подросток начинает всё меньше жить в реальном мире и всё больше уходить в виртуальный мир. Виртуальная реальность компьютерной игры становится ближе для ребёнка, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой, опасной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры.

Один игровой подросток так описывает отчуждение от окружающего мира и бегство в виртуальную реальность: «Когда я встаю из-за компью-тера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь скорее придти домой и снова сесть играть».

Чувство незащищенности - признак повышенной тревожности, уро-вень которой возрастает с возрастанием противоречий между истинным миром и виртуальной реальностью. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у таких детей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют ребята, за-частую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же компьютерный герой противостоит этому миру. Он имеет для это-го всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т. д. Ему приходится убивать «врагов», а те, в свою очередь, пытаются убить его.

Подросток, существуя длительное время в такой среде, переносит её законы на реальный мир. Он начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно к нему настроены и окру-жающий мир является более опасным, чем есть на самом деле.

На государственном уровне пришла пора вернуться к опыту дорево-люционных гимназий, где большая роль отводилась урокам музыки, хоро-вого пения, рисования, рукоделия. Да и в советские времена в школах бы-ли уроки домоводства. Ныне на физкультуру отводится 1-2 часа в неделю, зато детей усаживают за компьютеры на уроках информатики. Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: «Запоёт учитель – запоёт школа, запо-ёт школа – запоёт страна». Что-то плохо слышны эти песни, скорее ус-лышишь бесовскую музыку из наушников плеера у юноши в обществен-ном транспорте.

Ни в коем случае нельзя ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. У нас в городе нередки случаи, когда заигравшегося ребёнка уво-зила «скорая» в больницу без сознания. И есть родители, которые сами дают ребёнку деньги на «Пепси» и чипсы и отправляют его в компьютер-ный клуб, считая, что этим уберегли его от «улицы». Депутаты Законода-тельного собрания давно решают вопрос о запрещении подросткам нахо-диться на улице в ночное время суток, но имеются и противники такого запрета.

Британские психологи считают, что у некоторых подростков, живу-щих в мире мультимедиа, проявляются симптомы, аналогичные токсико-мании. По их мнению, 16-летний подросток тратит на компьютерные игры в среднем 70 часов в неделю. Это уже скорее не тинэйджеры, а "скриней-джеры" (от screen - экран).

По данным российских специалистов примерно у 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ выявлена так называемая компью-терная зависимость.

Одна треть пациентов отделения психозов в детской психиатрической больнице в Москве - это жертвы игромании. Компьютерные игры разру-шают интеллект. Ребенок приучается жить и действовать по инструкции.

Последние два года появляются жертвы оккультизма и мистических культов. Внезапные приступы агрессии отмечаются в результате увлече-ния детей Гарри Поттером. Кстати, в Петербурге второй год функциониру-ет школа «Хоггвард», которая предлагает обучение и даже летний отдых.

Наглая реклама привела к тому, что повсеместно на улицах мы видим людей разного возраста, пьющих «из горла» различные напитки. По сло-вам главного педиатра Санкт-Петербурга профессора И. М. Воронцова, основным продуктом питания для подростков стал «жидкий хлеб», то есть – пиво. И если любого подростка спросить: «Почему ты пьешь?», он отве-тит: «Имидж – ничто, жажда – всё! Не дай себе засохнуть!».

Одна из последних бессовестных телереклам: мама, обращаясь в эк-ран телекамеры, просит прощения у дочки, что ругала её за проколотый пупок. В качестве извинения она задирает кофту и показывает всем нам пирсинг в области пупка. Это всего-навсего себя рекламирует мобильная телефонная сеть «Билайн».

Интернет или нет?

Компьютер это не одни лишь игры, это ещё и окно в мир. Но в окно можно не только смотреть, но и подглядывать…

Имеется в виду Интернет. В западных семьях давно уже предлагаются кодовые замки на ПК для детей-любителей выхода в «свет».

Число пользователей всемирной паутины в России медленно, но верно растет: если сейчас доступ в Сеть есть только у шести процентов граждан страны, то к 2005 году данный показатель должен увеличиться в два с половиной раза.

По словам заместителя министра РФ по связи и информатизации Ан-дрея Короткова, в этом году на программу «Электронная Россия» будет выделено полтора миллиарда рублей. В дальнейшем планируется выйти на уровень 6,8-7 миллиардов рублей.

Предполагается, что для дальнейшего распространения Интернета по России будет создана сеть точек общественного доступа в «онлайн» в школах, библиотеках и так далее.

В России в 2003 году к Интернету подключилось уже около одного миллиона человек.

Сыр положен – мышеловка ждёт очередную жертву…

Семья или одиночество?

Понятие семьи в России почти разрушено. Усиленно рекомендуются так называемые пробные браки, чтобы якобы лучше узнать друг друга. Многие пары живут в гражданском браке, которым называют блудное со-жительство.

У нас разводятся чаще, чем в США. По примеру Запада, многие одоб-ряют однополые браки. А кое-кто из партии Жириновского ратует за мно-гожёнство.

За годы перестройки на 40% увеличилось количество пар, которые не хотят вступать в законный брак. Почти на 50% стало больше тех, кто раз-водится в течение первых 5 лет. Растёт число матерей-одиночек. Мало то-го, развод знаменитостей зачастую превращается в шоу, которое демонст-рируют по телевидению, о котором пишется в бульварной прессе.

Между тем, в 1-м послании Апостола Павла к Тимофею говорится прямо: «Если кто о своих и особенно, о домашних не печется, то отрекся от веры и хуже неверного».

В нашей стране разведённые женщины не стремятся в повторный брак, предпочитая оставаться в одиночестве с детьми, и надеются на али-менты от бывшего мужа. А разведенный муж предпочитает вернуться к маме или жениться на женщине с жилплощадью и, зачастую, с детьми, ко-торые не требуют такого внимания, как собственные.

В итоге, всё равно страдают дети. Лишь треть таких отцов продолжает видеться со своими детьми и как-то участвовать в их воспитании. Осталь-ные обвиняют бывшую жену: дескать, нечего было разводиться.

Кроме того, отцы чаще всего не знают, сколько денег уходит на со-держание и воспитание ребёнка, и искренне верят, что государство не ста-вит одинокую мать, платя пособие по уходу за ребёнком, которое ныне со-ставляет всего 70 рублей. Существует также пресловутая «чёрная» зарпла-та, вычесть из которой алименты практически невозможно.

А дети, вырастая, платят отцам, да и заодно матерям, тем же: презре-нием, равнодушием, упрёками и жестокостью.

Итоги разводов

В результате семейных трагедий, по оценкам МВД, в России насчиты-вается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных. Десятки тысяч детей и под-ростков числятся бесследно исчезнувшими. Об этом заявил 21 октября 2004 года на пресс-конференции в Москве председатель организации «Де-ти - будущее России» Леонид Чекалин. По его словам, около 30 тысяч не-совершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены сами себе.

Чекалин привел и другие неутешительные цифры: два миллиона детей в России неграмотны, две тысячи ежегодно кончают жизнь самоубийст-вом, за последние пять лет милиция зарегистрировала 190 случаев торгов-ли детьми.

«Оказавшимся на улице подросткам ничего не остается, как связы-ваться с криминальным миром», - добавил правозащитник. По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников. Как отметил Чекалин, - «это в два раза больше, чем скаут-ских организаций».

Причины совершения преступлений подростками следующие:

Отсутствие контроля со стороны родителей;

Низкий культурный уровень семьи;

Регулярное пребывание подростка в среде, где преобладает не-гативное отношение к труду;

Иллюзия безнаказанности;

Заниженная самооценка, желание повысить ее совершением преступления.

Президент Российского фонда образования профессор Сергей Комков, также выступивший на пресс-конференции, отметил, что в 2005 году пред-полагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. «Милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых пре-ступлений. Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три го-да, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализи-рованная масса людей способна смести любой государственный строй», - предупредил он.

Детская преступность помолодела. Что там первоклашки с сигаретой в зубах. Восьми- тринадцатилетние мальчишки собираются в группировки и раздевают своих «прикинутых» сверстников. Одежду не продают, заби-рают себе - вполне естественное желание ребенка выглядеть не хуже дру-зей. Родители-алкоголики, родители-наркоманы не могут одеть, накормить и воспитать своих детей - и растет поколение, стиль жизни которого «око за око». Сейчас пьющий отец - это чуть ли не норма, еще и оправдывают: «Да на работе денег не платят, начальник сволочь, жить трудно…».

«Дети Франкенштейнов»

Неразрешимой на сегодняшний день проблемой стало появление осо-бых инвалидов, воинов-участников локальных военных конфликтов.

В большинстве своём это морально сломленные, духовно опустошён-ные, искалеченные физически молодые люди – наши с вами сыновья, бра-тья, внуки. Они не могут возвратиться к привычной жизни, создать семью. Они нуждаются в психологической, а то и в психиатрической помощи, но эффективность её оставляет желать лучшего.

Они продолжают оставаться на «той» войне: конфликтуют, пьют, ста-новятся наркоманами, пополняют ряды ОПГ. В лучшем случае они поют под гитару в подземных переходах и переходах метро…

Эта проблема отражена в страшном своей обыденностью и отсутстви-ем привычных киношных ужасов фильме молодого режиссёра Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». Получивший в начале декабря 2004 года приз зрительских симпатий на Берлинском кинофести-вале, фильм почти сразу после выхода на большой экран демонстрировал-ся по TV на канале «Россия», но не вызвал ожидаемого всплеска эмоций. Народ, привыкший к развлечениям, никак не отреагировал…

Санкционированные убийства

Участники церковно-общественного форума по проблеме демо-графии, который состоялся в октябре 2004 года в Москве, призвали руко-водство России к запрету абортов. «По искусственному прерыванию бере-менности страна прочно удерживает мировое первенство», - говорится в итоговом заявлении форума.

Обращаясь к соотечественницам, участники конференции напомина-ют: «В вас загорается луч жизни. Но не вы его зажигаете, не вам его и га-сить. Ведь грех без наказания не бывает. Мы все обязаны защитить и вы-растить всех посланных от Бога детей».

Авторы резолюции также просят Минздрав устранить экономиче-скую заинтересованность частных клиник в искусственном прерывании беременности и считать аборты, сделанные без врачебных показаний, преднамеренным убийством живого существа. Кроме того, плацентарный и абортивный материал активно используется фармацевтическими фирма-ми как сырье для получения широко рекламируемых стволовых клеток и для производства сверхмодных косметических средств. Добывается этот материал задаром, а продаётся втридорога.

(От себя ещё добавлю, что не вижу обоснованности в троекратном на-значении УЗИ в течение беременности. Хотя цели и намерения «советчи-ков» прозрачны и понятны).

Для студентов и школьников предлагается разработать наглядные по-собия, которые бы объясняли преступность прерывания беременности и негативное влияние абортов на здоровье женщины.

Участники форума планируют обратиться и к Министерству культуры и массовых коммуникаций с просьбой предусмотреть комплекс мер по за-щите нравственности, пропаганде исторических традиций и норм семей-ной жизни в СМИ. С этой целью, в частности, предложено, создать рели-гиозно-общественную комиссию по защите нравственности и по вопросам соблюдения средствами массовой информации этических норм.

(Такая комиссия создана весной в нашем городе и уже есть положи-тельные результаты её работы).

Также в резолюции содержатся следующие предложения: объявить прирост населения общенациональной задачей; создать специальный вла-стный органа по демографии; учредить государственную награду родите-лям, воспитавшим шестерых и более детей; поддержка семейных детских домов, преподавание в школах «Основ православной культуры».

«Чтобы сохранить российский народ, сегодня нужен духовно-нравственный подвиг, ибо наш век довел свободу до своеволия, независи-мость до анархии, веротерпимость до индифферентности, прогресс до упадка нравственности», - прозвучало в заключение с трибуны форума.

Заложники экономики

Впервые за время существования России Министерство здравоохра-нения возглавляет не медицинский работник, а экономист. Поэтому ос-новным принципом здравоохранения у нас в стране стали не общедоступ-ность и бесплатность, а «экономическая обоснованность» всех служб и подразделений медицины.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковле-ва по специальности - врач-педиатр. Она с горечью говорила в 2004 году на съезде педиатров России:

«С 1993 года в стране действует президентская программа "Дети Рос-сии". В прошлом году в нее включена подпрограмма "Здоровый ребенок". В 2004 году на выполнение всей программы выделено 1,79 млрд рублей.

Однако ряд необходимых расходов на детей в федеральном бюджете не учтен. Например, итоги всероссийской диспансеризации детей показа-ли, что 814 тысяч юных россиян нуждаются в высококвалифицированной медицинской помощи.

Остро стоит вопрос о выделении средств на питание в больницах. Ес-ли Минздрав определил 104 рубля в день, то Минфин уменьшил их до 76,6 рубля.

А счётная палата подсчитала, что на детство необходимо выделить ещё не менее миллиарда рублей.

Так же обстоят дела и с финансированием целевых федеральных про-грамм. Например, на реализацию программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" выделено только 74 % необходи-мой суммы, а на "Вакцинопрофилактику" и того меньше - всего 59%.

Не решены вопросы и медикаментозного обеспечения.

Недостаточное финансирование негативно скажется на здоровье на-ших детей. А ведь известно, что предотвратить болезнь гораздо дешевле, чем лечить ее. Однако вопреки здравому смыслу мы продолжаем "эконо-мить" на профилактике», - сказала Татьяна Яковлева.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Демографы уже десятилетие бьют тревогу, что население России вы-мирает. Ежегодная убыль составляет почти миллион человек. Причина в антинародной политике, когда разрешена пропаганда «безопасного секса», однополых браков, а если и планируют семью, то лишь с одним ребёнком. Такую цель ставят Центры планирования семьи и сеть молодёжных кон-сультаций «Ювента».

В качестве такой «заботы» о народном здоровье, Нижегородский центр профилактики и борьбы со СПИДом выпустил недавно брошюру под названием «Как безопаснее заниматься сексом и секс-работой».

(В действительности эту инструкцию следовало бы назвать «Пособи-ем для проституток»).

Вот цитата из этого «трудового кодекса»: «Секс-работа – это осоз-нанный выбор, и он ничуть не хуже любого другого занятия. Нужно пом-нить, что ты – профессионал и продаёшь услуги на определённых услови-ях. Уважай себя, плоды твоего труда и используй их разумно».

В книжице также заботливо напечатана карта-схема Нижнего Новго-рода с указанием всех мест работы и дан совет при знакомстве с клиента-ми «слушать свой внутренний голос и доверять интуиции».

Как говорится: «Комментарии излишни»…

Заключение

Да, спасение России в наших детях. Но наши дети – суть продолжение нас самих.

Не может быть хорошего плода от плохого древа. Значит, спасение России и в семье.

Но если мы сами не изменимся, если сами мы – родители, педагоги, врачи, - не будем примером для подрастающего поколения, то нет смысла в нашем сегодняшнем существовании.

Как говорит Господь наш Иисус Христос словами Апостола и Еванге-листа Иоанна: «Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верящий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Иоанн. 5, 24).

____________________________

Жарков Николай Федорович.

член совета Собора православной интеллигенции,

член правления Общества православных врачей

во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Жарков Николай Федорович

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в Покровской епархии прошел цикл лекций известного психолога, публициста Татьяны Львовны Шишовой, специализирующейся на проблемных вопросах современного воспитания детей.

28 ноября в Балакове Т.Л.Шишова провела лекцию о духовно-нравственном воспитании детей в современных условиях. Встреча прошла в малом зале драматического театра. На мероприятие собралось 350 человек: прихожане, педагоги средних образовательных школ, представители прессы, молодые семьи с детьми. Участники встречи активно задавали вопросы, которые сегодня в равной степени беспокоят и родителей, и педагогов - вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания детей, опасности ювенальной юстиции, пагубного воздействия на подростков сексуального просвещения. Интерес у присутствующих вызвала тема соблюдения и установления субординации между родителями и детьми.

Психологическое и психическое состояние детей зависит, прежде всего, от обстановки, которую транслируют взрослые, - подчеркнула Т.Л.Шишова.

Рассказывая о своей деятельности, Татьяна Львовна отметила, что начиная работать в данном направлении, она поставила себе задачу помочь родителям распознать истинные ценности и применить их в воспитании своих чад. В соавторстве с И.Я. Медведевой был написан ряд книг, посвященных детской агрессивности, застенчивости, ревности, упрямству, гиперактивности, а также воспитанию детей в неполных семьях.

Татьяна Львовна подчеркнула, что негативному влиянию, которое сегодня оказывает современное общество на психологию ребенка, должны противостоять семейные устои:

Родители должны следить за нравственным климатом в семье; за тем, какую информацию «поглощает» ребенок и за его кругом общения; объяснять, что вредно для него, а что полезно.

Она отметила, что даже влечение ребенка к Интернету можно и нужно направить в нужное русло. Для этого родителям достаточно выбирать вместе со своим ребенком «пищу для ума и сердца».

Собравшиеся, в свою очередь, задали вопросы, касающиеся деятельности психолога, роли религиозного воспитания детей в современном обществе, жестокости среди подростков и пагубного влияния сексуального просвещения. Подробно обсуждалась перспектива введения некоторых законопроектов, которые, по мнению Татьяны Львовны, могут негативно отразиться на состоянии нашего общества. Психолог дала советы о том, как научить ребенка жить в современном мире, сохраняя христианские принципы, в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть современными игрушками, смотреть телепередачи, покупать дорогие телефоны, общаться со сверстниками, в семьях которых дозволяется вольное, распущенное поведение).

В завершение встречи Т.Л. Шишова сообщила, что ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания детей, можно получить из передачи «Родители и дети», которая регулярно выходит на радиостанции «Народное радио». Книги Т.Л.Шишовой в скором времени должны поступить в церковный магазин «Православное Заволжье» г. Покровска, их можно будет приобрести и в храмах епархии.


Число прочтений: 768

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

Наверное, многие из нас ловили себя на мысли, что мир уже не таков, как был в нашем пузатом детстве.

Глобальная компьютеризация, переход от социалистической модели к капитализму, мобильные телефоны, социальные сети и многие другие факторы свидетельствуют о том, что мы живем в изменившемся обществе. Хорошо ли все то новое, что вошло в жизнь наших детей? Не нужно ли с этим бороться?

Ребенок - это дар Божий. Ребенок - это поприще, дарованное нам Богом. В наше духовно ущербное время воспитание детей становиться приоритетным заданием всех здравомыслящих родителей, желающих своим детям доброго и светлого будущего и вечного спасения. Кроме всего прочего, правильное развитие детей и воспитание ребенка – залог нашей спокойной жизни в старости, и счастливая, дружная семья! Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути еще раз подтверждают важность этой миссии.

Сменяются поколения. Каждое поколение приносит свои изменения в политику, культуру и быт. Дети в современном мире в наше время развиваются уже не так, как раньше. Мы живем в эпоху информационного БУМА. Поэтому, развитие детей сейчас происходит намного быстрее, чем раньше. Развиваются технологии и не только в технике, но и в социальных процессах. Человеку свойственно настороженно относиться ко всему новому. Много нового появилось в жизни наших детей и внуков, поэтому можно понять настороженность родителей, бабушек и дедушек, переживающих за физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Некоторые родители занимают очень простую позицию: «В моем детстве и молодости этого не было, значит и тебе не надо.»
Другая категория родителей позволяет своим детям пользоваться чем угодно, так как это позволяет детям занять свое свободное время, заменяет отсутствующих родителей, а родителям позволяет не отвлекаться от своих «любимых дел», таких как работа, бизнес или другие занятия.

Какую же позицию избрать нам, если мы любим наших детей, желаем им добра, и пытаемся направить на путь Христа? Запретить или позволить? Что можно, а что нельзя?

Прежде всего нужно помнить, что воспитание детей, это не веселая прогулка полем, а тяжелый изнурительный труд, который приносит свои плоды не сразу, а со временем. И в воспитании хороших послушных детей нет простых путей.

Для начала, давайте, сравним времена своих детства и юношества с современными условиями, и попробуем увидеть, что же изменилось. Обозначив, с чем мы имеем дело, нам будет проще определить, как же нам поступать. (Учитывать будем разницу в поколениях 20-30 лет и больше, и ориентируемся на постсоветское пространство)

– Игры. В наши времена основным способом развлечения и проведения досуга были подвижные игры на свежем воздухе (футбол, хоккей и множество других), или развивающие игры, такие как шахматы, шашки и прочие. Все свободное время детвора проводила во дворах и улицах. Кроме физической активности, дети учились общаться, строить отношения, работать в команде. Сейчас же все меньше детей и подростков спешат на улицу, но все больше спешат к компьютеру. Возможно, и играют все тот же футбол или хоккей, только мышцы не развиваются, а позвоночник очень часто приобретает сколиоз.
В вопросе игр, нам, родителям, следует быть бдительными. Следить, во что же играют дети на компьютере, и, что намного важнее, помочь играть в подвижные игры на свежем воздухе, особенно вместе с ними. Ведь развитие детей в игровой форме – самый удобный, а также самый интересный и результативный вариант.

– Книги. Вспоминая свои учебные годы, книги были главным источником информации и знаний. Сегодня же все меньше людей пользуется библиотекой, и все больше обращаются в Google, Яндекс, Википедию и другие службы. Это быстрее, удобнее, иногда даже дешевле. Объем информации огромный. Для поиска не нужно выходить из дома. Можно сказать, вся информация под рукой.
Будет неправильно забыть о печатных изданиях. Но также будет ошибкой склонять учеников и студентов пользоваться исключительно книгами, минуя все преимущества сети Интернет.

– Мобильные телефоны. Кто бы мог предположить лет 30 назад, что из любой точки планеты, из маленького устройства, помещающегося на ладони, можно будет связаться с любой другой точкой планеты, быстро качественно, иногда очень дешево, иногда относительно не дорого. В свое время, чтобы позвонить кому-то, необходимо было идти к соседям. Сегодня сотовым телефоном никого не удивишь. И хотя есть некоторые побочные эффекты, влияющие на состояние здоровья, мы получаем много преимуществ, а именно, быть всегда на связи с нашими родными и детьми.

– Иностранные языки. В Советском Союзе, а при распаде и в станах СНГ, иностранные языки начинали учить в старших классах школы. Сегодня же их изучают с первых классов. Многим старшим людям это не понятно и кажется чрезмерной нагрузкой на детские умы. Но опыт показывает, что чем раньше человек начинает изучать иносранный, тем лучше у него это получается. Поэтому, взрослым следует быть более внимательным. И вместо критики министерства образования (по вопросу иностранных языков) порадоваться вместе с детьми за такую возможность, и поощрять в изучени. Ведь знание иностранного языка сегодня очен високо ценится. Как говориться: „Сколько языков ты знаеш, столько раз ты человек”. Как много преимуществ появляется у наших детей, вледеющих иностранным язиком и в обществе, и работе и служении.

– Семья. Семья – оплот социального общества. Семья –социальная ячейка общества. Семьи – это домашние церкви, из которых строится вся Церковь Иисуса Христа. Крепкие семьи – крепкая Церковь. Крепкие семьи – крепкое общество. Принцып всем понятен. Принцып действует. Но сегодня очень немногие осознают и понимают то, что наше общество является таким, каким оно есть во многом благодаря нашим семьям. Какое здание можно построить из разломаных и раздробленых кирпичей. Какое общество может быть построено из разделенных, разбросаных семей без любви, где очень часто
дети предоставлены сами себе, а родители всецело поглощены заработком денег. Кто их научит жить, если родители за несколько десятков лет не научились. Вместо воспитания морали и богобоязненности, родители все больше озабочены лишь материальным обеспечением. Мы и не заметили как многое изменилось. Сегодня враг восстал на институт семьи. Он разрушает Богом определенные устои семейной жизни и счастья. Взамен пытается построить извращенное, богохульное, грешное общество, движимое похотью и развратом. Тогда как семья по божьему дизайну должна строиться исключительно на любви.
Здесь нам необходимо обратиться к нашим богобоязненным дедушкам и бабушкам, отцам и матерям. Сохраните свой домашний очаг. Если он гаснет, защитите все вместе от ветров мира сего. Если он погас, молите Господа воскресить вашу семью. Очень сложно детям выросшим в разваленной семье построить свою крепкую семью.

Итак подведем итоги.

В этой статье мы обсудили далеко не все новшества современного мира. Мы и не пытались ответить на все волнующие вопросы, а только очертили общие тенденции, задали направление для размышления.

Главный вывод, к которому мы можем придти:
Время меняется, и приносит с собой много нового и непривычного. Некоторые вещи – хорошие, некоторые плохие. Разумные родители распознают, и то и другое и помогут своим детям.
Мы не сможем заставить жить наших детей в прошлом веке, только потому, что в нем было меньше искушений. Но мы можем научить наших детей следовать за Богом и различать добро и зло.

Нам родителям необходимо понять обстоятельства, в которых живут, и будут жить наши дети. Или хотя бы попробовать их понять. Когда мы их будем понимать, мы станем для наших детей лучшими друзьями. Ведь, наш современный мир так скуп на понимание.

Может где-то старшему поколению стоит стать «современнее». А где-то стоить приложить все усилия, чтобы сохранить те хорошие ценности и устои, которые могут разрушиться современными нововведениями.

Ответственность за воспитание наших детей Господь возложил на нас, родителей. Ответственность означает, что когда-то придется отвечать. Так не останемся пассивными и нейтральными.

ДІТИ В СУЧАСНОМУ СВІТІ. ЯК ВБЕРЕГТИ ДІТЕЙ В СУЧАСНОМУ СУСПІЛЬСТВІ?

Напевно, багато хто з нас ловили себе на думці, що світ вже не такий, як був у нашому пузатому дитинстві.
Глобальна комп’ютеризація, перехід від соціалістичної моделі до капіталізму, мобільні телефони, соціальні мережі та багато інших чинників свідчать про те, що ми живемо в зміненому суспільстві. Чи добре все те нове, що увійшло в життя наших дітей? Чи не потрібно з цим боротися?

Дитина – це Божий дар. Дитина – це поприще, дароване нам Богом. У наш духовно складний час виховання дітей стає пріоритетним завданням всіх розсудливих батьків, які бажають своїм дітям доброго і світлого майбутнього і вічного спасіння. Крім всього іншого, правильний розвиток дітей і виховання дитини – запорука нашого спокійного життя в старості, і щасливої, дружньої сім’ї! Ця праця, що робиться заради Господа, є справжнім християнським подвигщм, і труднощі на цьому шляху ще раз підтверджують важливість цієї місії.

Змінюються покоління. Кожне покоління приносить свої зміни в політику, культуру і побут. Діти в сучасному світі в наш час розвиваються вже не так, як раніше. Ми живемо в епоху інформаційного буму. Тому, розвиток дітей зараз відбувається набагато швидше, ніж раніше. Розвиваються технології і не тільки в техніці, але і в соціальних процесах. Людині властиво насторожено ставитися до всього нового. Багато нового з’явилося в житті наших дітей та онуків, тому можна зрозуміти настороженість батьків, бабусь і дідусів, які переживають за фізичне і психічне здоров’я підростаючого покоління.

Деякі батьки займають дуже просту позицію: «У моєму дитинстві і молодості цього не було, значить і тобі цього не треба.»
Інша категорія батьків дозволяє своїм дітям користуватися чим завгодно, так як це дозволяє дітям зайняти свій вільний час, замінює відсутніх батьків, а батькам дозволяє не відволікатися від своїх «улюблених справ», таких як робота, бізнес або інші заняття.

Яку ж позицію обрати нам, якщо ми любимо наших дітей, бажаємо їм добра, і намагаємося спрямувати на шлях Христа? Заборонити чи дозволити? Що можна, а що не можна?

Перш за все потрібно пам’ятати, що виховання дітей, це не весела прогулянка полем, а важка виснажлива праця, яка приносить свої плоди не відразу, а з часом. І у вихованні хороших слухняних дітей немає простих шляхів.

Для початку, давайте, порівняємо часи своїх дитинства та юнацтва до сучасних умов, і спробуємо побачити, що ж змінилося. Позначивши, з чим ми маємо справу, нам буде простіше визначити, як же нам поступати. (Враховувати будемо різницю в поколіннях 20-30 років і більше, та орієнтуємося на пострадянський простір)

– Ігри. У ті часи основним способом розваги та проведення дозвілля були рухливі ігри на свіжому повітрі (футбол, хокей і безліч інших), або розвиваючі ігри, такі як шахи, шашки та інші. Весь вільний час дітвора проводила у дворах і вулицях. Крім фізичної активності, діти вчилися спілкуватися, будувати відносини, працювати в команді. Зараз же все менше дітей і підлітків поспішають на вулицю, але все більше поспішають до комп’ютера. Можливо, і грають все той же футбол або хокей, тільки м’язи не розвиваються, а хребет дуже часто набуває сколіоз.
У питанні ігор, нам, батькам, слід бути пильними. Стежити, у що ж грають діти на комп’ютері, і, що набагато важливіше, допомогти грати в рухливі ігри на свіжому повітрі, особливо разом з ними. Адже розвиток дітей в ігровій формі – найзручніший, а також найбільш цікавий і результативний варіант.

– Книги. Згадуючи свої навчальні роки, книги були головним джерелом інформації та знань. Сьогодні ж все менше людей користується бібліотекою, і все більше звертаються в Google, Яндекс, Вікіпедію і інші служби. Це швидше, зручніше, іноді навіть дешевше. Обсяг інформації величезний. Для пошуку не потрібно виходити з дому. Можна сказати, вся інформація під рукою.
Буде неправильно забути про друковані видання. Але також буде помилкою схиляти учнів і студентів користуватися виключно книгами, минаючи всі переваги мережі Інтернет.

– Мобільні телефони. Хто б міг припустити років 30 тому, що з будь-якої точки планети, з маленького пристрою, що поміщається на долоні, можна буде зв’язатися з будь-якою іншою точкою планети, швидко якісно, ​​іноді дуже дешево, іноді відносно не дорого. У свій час, щоб подзвонити комусь, необхідно було йти до сусідів. Сьогодні стільниковим телефоном нікого не здивуєш. І хоча є деякі побічні ефекти, що впливають на стан здоров’я, ми отримуємо багато переваг, а саме, бути завжди на зв’язку з нашими рідними і дітьми.

– Іноземні мови. У Радянському Союзі, а при розпаді і в країнах СНД, іноземні мови починали вчити в старших класах школи. Сьогодні ж їх вивчають з перших класів. Багатьом старшим людям це не зрозуміло і здається надмірним навантаженням на дитячий розум. Але досвід показує, що чим раніше людина починає вивчати іноземну мову, тим краще у нього це виходить. Тому, дорослим слід бути більш уважними. І замість критики міністерства освіти (з питання іноземних мов) порадіти разом з дітьми за таку можливість, і заохочувати у вивченні. Адже знання іноземної мови сьогодні дуже високо цінується. Як говориться: “Скільки мов ти знаєш, стільки разів ти людина”. Як багато переваг з’являється у наших дітей, які володіють іноземною мовою і в суспільстві, і роботі і служінні.

– Сім’я. Сім’я – оплот соціального суспільства. Сім’я – соціальний осередок суспільства. Сім’ї – це домашні церкви, з яких будується вся Церква Ісуса Христа. Міцні сім’ї – міцна Церква. Міцні сім’ї – міцне суспільство. Принцип всім зрозумілий. Принцип діє. Але сьогодні дуже мало хто усвідомлює і розуміє те, що наше суспільство є таким, яким воно є завдяки нашим сім’ям. Яку будівлю можна побудувати з побитої і роздробленої цегли. Яке суспільство може бути побудоване з розділених, розпорошених сімей без любові, де дуже часто діти віддані самі собі, а батьки цілком поглинуті заробітком грошей. Хто їх навчить жити, якщо батьки за кілька десятків років не навчилися. Замість виховання моралі і богобоязливості, батьки все більше стурбовані лише матеріальним забезпеченням. Ми й не помітили як багато змінилося. Сьогодні ворог повстав на інститут сім’ї. Він руйнує Богом визначені норми сімейного життя і щастя. Натомість намагається побудувати збочене, богохульне, грішне суспільство, яким рухає пожадливість і розпуста. Тоді як сім’я по Божому дизайну повинна будуватися виключно на любові.
Тут нам необхідно звернутися до наших богобоязливих дідусів і бабусь, батьків і матерів. Збережіть своє домашнє вогнище. Якщо воно гасне, захистіть всі разом від вітрів цього світу. Якщо він згас, моліть Господа воскресити вашу сім’ю. Дуже складно дітям, які виросли в розваленій родині побудувати свою міцну сім’ю.

Отже підведемо підсумки.

У цій статті ми обговорили далеко не всі нововведення сучасного світу. Ми й не намагалися відповісти на всі хвилюючі питання, а тільки окреслили загальні тенденції, задали напрямок для роздумів.

Головний висновок, до якого ми можемо прийти:
Час змінюється, і приносить із собою багато нового і незвичного. Деякі речі – хороші, деякі погані. Розумні батьки розпізнають, і те й інше і допоможуть своїм дітям.
Ми не зможемо змусити жити наших дітей в минулому столітті, тільки тому, що в ньому було менше спокус. Але ми можемо навчити наших дітей слідувати за Богом і розрізняти добро і зло.

Нам батькам необхідно зрозуміти обставини, в яких живуть, і будуть жити наші діти. Або хоча б спробувати їх зрозуміти. Коли ми їх будемо розуміти, ми станемо для наших дітей кращими друзями. Адже, наш сучасний світ такий скупий на розуміння.

Може десь старшому поколінню варто стати «сучаснішим». А десь варто докласти всіх зусиль, щоб зберегти ті хороші цінності й переконання, які можуть зруйнуватися сучасними нововведеннями.

Відповідальність за виховання наших дітей Господь поклав на нас, батьків. Відповідальність означає, що колись доведеться відповідати. Тож не залишимося пасивними і нейтральними.

Діліться інформацією у соціальних мережах.
Якщо Вам є що додати, пишіть в коментарях.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.

Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.

В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.

На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.

Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.

Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.

Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.

Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.

Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.

Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.

Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..

Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.

И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….

В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».