Методы патриотического воспитания. Как свободной России знамя

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами средней общеобразовательной школы сегодня. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Как правило, - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека, современного школьника. Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика сегодня, по данному направлению, расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня

Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. Таким образом, этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, которых, данная проблема касается и должна касаться первостепенно! Сегодня, данная программа призвана неким образом способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен:

Муниципальное образовательное учреждение - средняя школа № 12 города Альметьевск РТ ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско-патриотического воспитания: это и творческие отчёты ТОСМС; смотры художественной самодеятельности, где наша школа вновь будет представлять программу "65 лет победы в Великой Отечественной войне".

В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов, и стенд, посвящённый воинам - интернационалистам: воинам войны в Афганистане и Чечне "Помним всех поимённо":

В память о погибших, наша школа в 1996 году ввела традицию: в рамках гражданско-патриотического воспитания детей и подростков организовала фестиваль солдатской афганской песни имени воина-афганца нашего города Андрея Чуйкова, трагически погибшего уже в мирное время. Разработав положение, фестиваль начал жить, расти, и в феврале 2009 года состоялся XII фестиваль афганской песни. Андрей всегда мечтал о создании фестиваля солдатской афганской песни в своём родном городе - городе Альметьевск, и мы осуществили его мечту. На мой взгляд, результатом нашей внеклассной работы, деятельности по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения и стал этот фестиваль! Ежегодно на вечер приглашаются воины-афганцы, родители погибших сыновей, представители военно-патриотических клубов, администрация, коллектив школы, родители учащихся, средства массовой информации (корреспонденты городских газет и городская телекомпания "Луч"). Юбилейный X фестиваль солдатской афганской песни, который мы провели в 2007 году, был построен из лучших песен предыдущих девяти лет. Песен, которые занимали только призовые места. Каждая спетая песня была пронизана теплотой, добром и уважением к своим землякам. Сегодня фестиваль солдатской афганской песни стал для нашей школы уже традицией. За 12 лет фестиваля имени Андрея Чуйкова нашими учащимися было исполнено более двухсот двадцати песен. Никому не секрет: афганская война унесла жизни 213 ребят из нашей республики. И таким добрым делом мы посвятили каждому погибшему - песню. Фестиваль получил хорошую поддержку Общества Воинов Войны в Афганистане, военно-патриотического клуба "Память", с которыми мы сотрудничаем уже более 10 лет, и итогом совместной, плодотворной работы явилось уже XII фестивалей афганской песни имени Андрея Чуйкова. Результатом сплочённой работы объединения "Память" со многими учреждениями, - стало её 15-летие - в декабре 2007 года.

Афганская и Чеченская война будет ещё долго тревожить сердца. Фестиваль солдатской афганской песни имени Андрея Чуйкова шагнул во второе десятилетие. Проводя подобные фестивали и впредь, мы хотим навсегда увековечить имена ребят, которые не вернулись с той войны, и придать силы тем, кому суждено рассказывать о ней в этой жизни! Альметьевский муниципальный район потерял в тех войнах 23 солдата, многим, из которых не было и двадцати:

В 2007 году мы создали и закрепили за нашими учениками еще одну традицию: Мы взяли на себя большую честь и ответственность - ухаживать за местами захоронения воинов-афганцев, у которых в нашем городе нет родственников. Это могилы Логунова Вячеслава Алексеевича и Демидова Евгения Васильевича.

Ежегодно, 15 февраля учащиеся 7-11 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле памятника воинам Афганцам. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год - знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан. В городе открыт новый памятник воинам афганской и чеченской войны. На мраморной доске обелиска выбиты имена и фамилии 23 погибших ребят из Альметьевского района и города Альметьевск.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к 65-ой годовщине снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию к ближнему.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с клубом "Мускул" при межшкольном учебном методическом центре по основам военной службы, с которыми мы систематически проводим военно-спортивную игру "Зарница". Совместно с МУМЦ по ОВС, в мае 2007 на базе СОШ № 12 был проведён V фестиваль инсценированной военно-патриотической песни среди учащихся средних общеобразовательных школ Альметьевского муниципального района. Коллектив нашей школы представил инсценировку песни "Саласпилс" и стал победителем в номинации "Лучшее сценическое воплощение".

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России и Татарстана, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны и республики в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Знамённая группа нашей школы ежегодно принимает участие в городских смотрах знамённых групп, показывая хорошие результаты. Ежегодное участие в смотрах строя и песни подтягивает наших ребят, учит стойкости, терпению, выносливости.

Детская Общественная Организация "Пламя", которая работает в нашей школе с 1998 года (Союз Наследников Татарстана) - также ведёт большую работу по данному направлению. Ребята успешно выступают на слётах СНТ, фестивалях в Центре Детского и Юношеского Творчества.

Отечественная история развития детских движений, организаций, объединений имеет богатый опыт: скаутский отряд, пионерская организация, коммунарское объединение, тимуровский отряд, самодеятельный клуб, детский пресс-центр, трудовая бригада, научное общество, ученическая организация, ассоциация и другие. По итогам года 2007 - года Благотворительности в Республике Татарстан - тимуровский отряд нашего образовательного учреждения признан одним из лучших! Сегодня, Детская Общественная Организация "Пламя" средней школы № 12 борется за Звание носить имя Героя Советского Союза - Павлова Григория Родионовича - уроженца Высокогорского района Татарской АССР.

Ребята 1-11 классов, входящие в состав ДОО посещают музеи города Альметьевска, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений.

В память о воинах-интернационалистах в городе был создан музей "Память". Посещая его, наши ребята с каждым годом узнают всё больше, относятся серьёзнее и осмысленнее к подвигам тех ребят, которым не было и двадцати, прошедшим Афган и Чечню:

В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда.

Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

На разработанной и действующей сегодня Программе патриотического воспитания детей и подростков РФ и РТ нельзя ставить точку: Государству, Правительству, Общественным организациям, образовательным учреждениям нужно продолжать работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь. Серьёзно обратить внимание на СМИ, телевидение. Пропагандировать с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся 1 .

Патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Различают несколько уровней патриотизма:

  • биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
  • психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
  • Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
  • Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями,

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Условия патриотического воспитания

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания

чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,

родной семье начинается формирование того фундамента, на котором

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему

Отечеству;

- Интеграция содержания образования (проектирование такого

культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)-

тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- результат :

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей;

сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей

Принципы патриотического воспитания:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип культуросообразности . «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Принцип свободы и самостоятельности . Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке. Принцип гуманно-творческой направленности . Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.) Принцип интеграции различных видов детской деятельности . Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

Задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Для формирования патриотизма педагогу нужно знать не только его сущность и содержание, но и учитывать возрастные психологические особенности учащихся. В нашем случае психолого-возрастные особенности подростков. Дадим определения ключевым понятиям, таким как форма, метод.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми .

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные - беседы, занятия учителя с учеником;

Групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

Массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия .

Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленные на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания .

Свою деятельность педагог строит, учитывая, ценностные ориентации подростка, психологической базой которых является круг интересов. Именно классный руководитель владеет информацией об интересах, окружении учащихся изучаемого нами возраста. Педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно - через семью, друзей, детский коллектив - воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Обращаясь к исследованию внутреннего мира подростков, обратим внимание на одну из главных проблем подростков несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений нравственных идеалов неустойчива. Поэтому одним из главных направлений работы должно стать формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. Подростковый возраст - самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а так же самому решать проблему, участвовать в дискуссии .

Дискуссия, как метод воспитания, метод формирования сознания несет в себе функцию просвещения, формирования знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. патриотическое воспитание культура межнациональный

К методам формирования сознания относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Основной инструмент данных методов, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение подростков к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать и интериоризовать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение - это словесные методы, сообщение информации, имеющей воспитательное содержание и значение. В практике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственных проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением учителя. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна подросткам. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность .

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера. Диспут - довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Таким образом, учитель, используя данные методы работы с подростками, формирует научное и патриотическое мировоззрение, патриотические убеждения, установки, позиции и ценностные ориентации, способствует усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.

Являясь субъектом учебно-воспитательной деятельности, педагог по своим функциональным обязанностям, организует работу по формированию социальных знаний, умений, навыков учащихся, социально-значимых качеств личности, способствующих успешной социализации ребенка. Учитель всегда на виду у всей школы, являясь определенным образцом поведения, особенно для учащихся «группы риска», «трудных» учащихся .

В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития.

Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В механизме подражания можно выделить по крайне мере три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации. Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции .

Участвуя в реализации различных программ, педагог опирается в работе с детьми на современные концепции воспитания. Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы . Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия - наша общая единственная Отчизна. Но у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок, где ты сделал свои первые шаги, учился, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наша Малая Родина .

Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественное местными школами. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Родина без нас может обойтись, мы без нее - ничто . Эту великую истину должен чувствовать каждый ребенок. Формы краеведческой работы могут быть разные - урочные и внеурочные. Конечным результатом внеурочной краеведческой работы является школьный музей . Очень хорошо, когда он существует непосредственно при школе. Он является колоссальным источником при изучении многих предметов.

Работа музеев вызывает глубокий эмоциональный отклик у детей и является благоприятной основой для зарождения развития высоких патриотических чувств.

При музеях существуют краеведческие кружки, занимаясь в которых, подростки собирают новый материал, пишут летопись родного края .

В работе с учащимися 5-9 классов диапазон краеведческой работы может быть довольно широк, и помимо ознакомительных экскурсий и прогулок можно выдавать отдельным группам учащихся творческие задания не только по географическому, но и историческому и художественному краеведению.

В области исторического краеведения учащиеся могут работать по следующим направлениям:

Выдающиеся ученые нашего края;

Рождение и история нашего города (села);

История школы;

Наш город в Великой Отечественной войне и т.д. .

В школе краеведческая работа может быть организована в различных направлениях. Ведущим из них может быть изучение прошлого родного края. В рамках работы детско-ветеранских объединений, работающих на базе школы, учащиеся собирают информацию о ветеранах, об их военной жизни. Живое общение наиболее весомо для воспитания патриотизма. Огромный педагогический смысл этой работы состоит в том, что дети сами разыскивают героев войны, организуют встречи с ними.

Большое воспитательное значение имеет экскурсия. Экскурсионная информация может содержать большой научный материал. Характерно то, что детям в возрасте 12-15 лет интересно побывать на экскурсии на том предприятии, где работают их родители, ознакомиться с технологией производства, с историей предприятия, его людьми. Для этой возрастной группы вполне доступным является язык экскурсоводов местных музеев .

Обращаясь к характеристике подросткового периода, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых, необходимо дифференцированно подходить к выбору тех или иных форм работы. В воспитании патриотизма у подростков нередко педагоги обращаются к образно-художественным формам, которые объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Массовые представления, литературные вечера, митинги, посвященные важнейшим событиям в жизни страны, памятным датам, Дням воинской славы, несут сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Обращаясь к мероприятиям по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», мы видим следующие формы работы с учащимися: фестивали, конкурсы и выставки, военно-спортивные игры, патриотические акции, соревнования «Школа безопасности», месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества, Всероссийские слеты юных патриотов России «Равнение на Победу» .

Военно-спортивная игра - это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством патриотического воспитания детей.

Военно-спортивной игре присущи: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

Наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

Ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижения отрядов в четком строю, метания, переползания, маскировка, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели и т. п.;

Возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

В военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобязательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры;

Важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;

Разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.), являются по духу спортивными, поводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств патриотического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения .

И.Ф.Харламов отмечает, что наиболее эффективной формой патриотического воспитания является классный час .

Классный час. Это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы педагога. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с учителем. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В подростковом возрасте тематика классных часов может быть о сознательной дисциплине, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности и др. Основное требование к классному часу - это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем - всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации .

Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист М.Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад . Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Разновидность викторины - аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму.

Среди активных форм внеклассной работы по патриотическому воспитанию следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодеятельность коллектива. В содержании журнала органично сочетается общая и частная информация, используется практический материал, данные о том, как подростки участвуют в патриотическом воспитании. Не стоит превращать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована. Набор изобразительных средств желательно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодеятельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии и т.д.

Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим группам в подготовке отдельных страниц, придумывает «обложку», общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоциональным, затрагивающим зрителей .

Одной из форм патриотического воспитания подростков выступает литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность .

Еще одной формой внеклассной работы по организации патриотического воспитания подростков выступает тематический вечер, который отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер - это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален. Тематический вечер выполняет важную роль в решении следующих задач: воспитание патриотических качеств личности, воспитание общественной активности, стимулирование всестороннего развития личности .

Таким образом, для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента.

Выводы по главе 1

Анализ состояния теории и практики вопроса изучения и формирования патриотической воспитанности подрастающего поколения позволил установить, что проблема патриотического воспитания являлась объектом пристального внимания как в прошлом, так и в настоящем. Рассматривая проблему патриотического воспитания детей подросткового возраста, мы пришли к следующим выводам:

1. Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

2. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.

3. Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

4. По нашему мнению, патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.

5. В качестве функций процесса патриотического воспитания подростков выделяем следующие: информационная, диагностическая, коммуникативная, регулирующая, развивающая.

Патриотизм подростка, рассматриваемый нами в качестве характеристики личности, базирующейся на системе индивидуальных нравственных ценностей и потребностей, в число которых входят потребность в патриотическом самосознании и нравственном росте, определяет развитие человека в процессе специально организованного патриотического воспитания и патриотической деятельности.

6. Мы выявили, что для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер.