Что делать если ребенка обижают в школе. Обижают в школе: как помочь ребенку, правильные действия

Дети ссорятся, обижаются, даже дерутся - и это нормально, если не заканчивается плачевно. Но что делать ребёнку, на которого все нападают? И как в этой ситуации поступать родителям?

Наверное, ещё никому не удалось вырасти, минуя обиды, дразнилки, ссоры с друзьями и сверстниками. Детские размолвки - это неизбежный этап на пути взросления. И ваша задача на этом этапе - научить ребёнка правильно реагировать на ссоры: поругался - помирился. Обидел кого-то - извинись. Обидели тебя - постарайся простить. Но…

Дети подчас обижать могут очень жестоко. Вам важно вовремя увидеть, что насмешки над ребёнком давно перестали быть невинными, а шутки - добрыми. И хотя многие считают: двое дерутся - третий не лезет, это как раз тот случай, когда родителям необходимо вмешаться и помочь ребёнку не стать вечной жертвой насмешек одноклассников.

Кого выбирают в жертву?

Многие дети уверены: причины насмешек - сугубо внешние. Конечно, встречают по одёжке, и на первых порах одноклассники могут подразнить увальня или двоечника. Но если у ребёнка есть характер, он уверен в себе, то, как правило, насмешки быстро прекращаются, а жертвой может стать и красавица-отличница, и спортивный мальчик с крутыми телефонами. Ведь обижают в первую очередь слабых, зависимых и неуверенных в себе.

Если вы уважаете своего ребёнка, считаетесь с ним, слышите его и стараетесь понять, то у него непременно выкристаллизуется внутренний стержень, который не даст ему превратиться в жертву.

Нередко родители, боясь вырастить маменькиных сынков и дочек, отмахиваются от жалоб ребёнка на одноклассников. Мол, все ссорятся, всех дразнят, учись самостоятельно разбираться с обидчиками. И поступают в корне неверно. Ведь прежде чем ребёнок сможет сам дать отпор обидчикам, его нужно этому научить.

Тревожные симптомы

Как понять, что ребёнка обижают в школе, особенно, если ребёнок не жалуется и скрывает свои проблемы?

  • Он не хочет идти в школу и ищет поводы, чтобы туда не ходить. Причём иногда ребёнок уже и сам начинает верить в то, что он устал, не выспался, плохо себя чувствует, поэтому ему и не хочется в школу.
  • По утрам ребёнок жалуется, что у него болит живот или голова. Конечно, они действительно могут болеть. Но часто эти симптомы являются следствием психологических проблем.
  • У ребёнка постоянно подавленное настроение, а оживляется он только в выходные и каникулы. Да, конечно, многие дети идут учиться без охоты и радуются, когда остаются дома. Но всё же в школьном возрасте общение со сверстниками для них чрезвычайно важно. И даже если ребёнка не привлекает учебный процесс, у него хотя бы один приятель в классе имеется.
  • У ребёнка стали пропадать вещи. Либо он возвращается из школы с испорченными или испачканными вещами. Причём это не единичные случаи и такое происходит регулярно. Это уже тревожный звонок, и родителям необходимо немедленно вмешаться. А ещё лучше - не доводить до этого.

Вашего ребёнка побил одноклассник? Даже если «не сильно», позиция «сами разберутся» неверна и даже опасна. Один почувствует свою безнаказанность, другой - свою беззащитность. На то вы и родители, чтобы вмешаться и восстановить справедливость. Не бойтесь поговорить с обидчиком и его родителями. Это не ябедничество, как часто думают сами дети, это - помощь!

Как помочь ребёнку?

Что же вы можете сделать, если видите, что с ребёнком происходит что-то не то. Очень важно - вызвать своего сына или дочь на откровенный разговор. А чтобы он получился, ребёнок должен быть уверен, что его не будут высмеивать, не обвинят в трусости или не назовут ябедой. Он должен знать, что его выслушают и вместе с ним найдут решение проблемы.

Когда ребёнок рассказывает о своих обидах, воздержитесь от навешивания ярлыков и комментариев типа «сам виноват» или «я же предупреждала». Даже если вы видите, что отчасти в своей проблеме виноват сам ребёнок, дайте ему возможность изложить ситуацию так, как он её видит. И только потом, подчеркивая, что вы понимаете его чувства, отметьте ошибки в поведении ребёнка.

Не забывайте, что в первую очередь это ваш ребёнок, поэтому вы должны быть на его стороне, даже если он не прав. В этом нет никакого противоречия. Поддерживая и проявляя понимание, вы вместе с ребёнком сможете исправить его ошибки.

В своей реакции на обиды родители нередко впадают и в другую крайность, когда у них все кругом плохие, кроме их любимого сына или дочери. Да, бывает, когда вот такое окружение в классе подбирается неудачное, но даже в этом случае учите ребёнка относиться к ситуации критически и не только обвинять других, но и видеть свои недостатки.

Всё-таки ребёнок вырастет, будет общаться с самыми разными людьми, не всегда окружающие будут только гладить по головке. Поэтому научиться контактировать с окружающим миром крайне важно.

Исключительный случай

Бывает, что над ребёнком просто издеваются – злобно, на ровном месте. Не всегда нужно проявлять стойкость и продолжать мучиться в этом коллективе. Если попытки исправить ситуацию не увенчались успехом, возможно, имеет смысл поменять школу. Зачем делать ребёнка изгоем?! При этом очень важно правильно обыграть эту ситуацию

У ребёнка и у родителей не должно быть ощущения, что они спасаются бегством от проблемы. Ведь это не так. Да, иногда со злом бессмысленно бороться, проще отойти в сторону, поэтому вы и меняете школу. Но проделать внутреннюю работу, проанализировать вместе с ребёнком, почему возникла такая ситуация - необходимо. Иначе велика вероятность, что эта ситуация повторится и в другой школе.

Утешения-запреты

На жалобы ребёнка родители реагируют по-разному. И не всегда правильно. Никогда не говорите малышу:

  1. Будь выше этого! - это слишком серьёзное требование к маленькому человечку. Мало кто в нежном возрасте имеет настолько стальной внутренний стержень, который позволит не замечать обидчиков.
  2. Дай сдачи! - это палка о двух концах, особенно если речь идёт о сдаче не вербальной, а вполне конкретной, с кулаками. Чему вы учите ребёнка - что защититься от обидчиков можно лишь грубостью или дракой? Но вы же не хотите, чтобы такой стиль решения конфликтов ребёнок перенес и во взрослую жизнь?
  3. Пожалуйся учительнице! - это тоже очень двоякая ситуация. Одно дело сказать, что Иванов мешает на уроке и совсем другое бегать с жалобой, что Иванов дразнится, прячет учебник и т.д.
  4. Учись решать конфликты самостоятельно! - это жестоко по отношению к собственному ребёнку. Кто ещё его поддержит, как не родные люди?

К сожалению, нет общих готовых рецептов, как правильно решать такого рода конфликты. Каждый случай разбирается индивидуально, исходя из ситуации и характера вашего чада. Обсуждайте вместе, откуда «растут ноги» у конфликта, ищите пути его решения. Подбадривайте малыша, когда у него что-то получилось, поддерживайте, когда ему плохо. Во взрослой жизни ещё будет масса сложных ситуаций, поэтому учите ребёнка с достоинством преодолевать любые препятствия.

Ребенка обижают в школе? Ему трудно постоять за себя? Станьте для него Другом и помогите решить эту проблему — она преодолима!

Почему дети становятся объектами насмешек?

Казалось бы, откуда берется детская жестокость? Ведь малыши рождаются такими невинными, беззащитными… Откуда в них столько зла, что они с удовольствием травят своих одноклассников и смеются над беспомощными?

На самом деле – это реалии нашего времени. Обычный ребенок каждый день по телевизору видит тысячи сцен насилия и насмешки над слабыми. Он за одну только минуту компьютерной «стрелялки» может «убить» несколько противников. И он воспринимает это как норму. Плюс агрессивное поведение главы семьи, какое сегодня – не редкость. И уж поверьте, если такой ребенок в школе сам не станет объектом насмешек, то уж с удовольствием присоединится к другим и с ними будет обижать другого ученика. За редким исключением.

Но что делать, если в классе невзлюбили именно вашего ребенка? Игнорировать? Не стоит. Порой последствия такой проблемы могут быть непредсказуемы. Так, например, известного серийного убийцу Чикатило травили в детстве его одноклассники. И его мать не только не вмешивалась, но еще и способствовала неким образом. В итоге, когда Чикатило одноклассники в очередной раз сильно избили и поиздевались, у него в прямом смысле «поехала крыша»…

В этой истории есть одно «но» – у мальчика не было поддержки со стороны взрослых. А это очень важно. Возьмем другой пример – детство известнейшего писателя Стивена Кинга. Над ним тоже издевались в школе, причем жестоко. Но каждый день после уроков он приходил домой, открывал дверь и окунался, по его словам, «в море любви». Его мама просто обожала сына и всячески поддерживала его. Поэтому Кинг не только не сломался морально, но еще и смог стать настоящей звездой и одним из самых богатых людей мира.

Если вы уже читаете эту статью – значит, поддержка у вашего ребенка уже есть. Проблема школьного насилия вполне решаема, важно только знать, как и что нужно делать.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников. Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви. Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Стоит ли вмешиваться?

Вмешиваться в такую ситуацию однозначно нужно. Ведь детская жестокость иногда не имеет границ. Одно дело, если ребенка просто периодически подкалывают или обзывают, но нередки сегодня случаи, когда разошедшиеся подростки заставляют пить своих жертв бензин или даже прыгать с крыши. Виновен в таких случаях больше стадный инстинкт – лидер выдумывает опасную затею, а другие участники ему поддакивают. В это же время лидер, почувствовав поддержку, идет еще дальше, и круг замыкается.

Поэтому, чтобы избежать трагедии и не пустить дело на самотек, помочь ребенку нужно обязательно. Но все зависит от возраста. Так, если обижают младшего школьника, в этом случае достаточно поговорить с учителем или припугнуть сорванцов. Взрослый для обидчиков в этом возрасте – еще авторитет. А вот прибежать в класс к сыну-подростку и начать кричать на его одноклассников будет не только бесполезно, но еще и может спровоцировать еще большие насмешки над «маменьким сынком».

В этом случае очень важно поговорить с самим ребенком и задать ему вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы я вмешалась в эту ситуацию? Нужна ли тебе помощь такого рода, или ты уверен в своих силах и справишься сам?». Обычно дети отвечают на этот вопрос искренне. Если ребенок решил, что справится сам, поддержите его верой в его силы.

Одним из неплохих вариантом может стать разговор с главным заводилой (а в каждой ватаге обидчиков всегда есть лидер). Лучше, если с ним побеседует старший брат ребенка или по просьбе соседский более старший мальчик из той же школы. Нужно, чтобы он словесно припугнул забияку и дал понять, что нападки на других ему с рук не сойдут. Но – только словесно. Когда лидер обидчиков поймет, что за свои действия можно в будущем получить от кого-то более старшего, он предпочтет успокоиться и больше не оскорблять своего одноклассника. Ведь главная причина детской жестокости – безнаказанность.

Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу?

Многие родители, как только их ребенок сталкивается с насилием в школьных стенах, стараются сразу перевести свое чадо в параллельный класс или даже школу. Конечно, в какой-то мере это решает проблему, на время. Но стоит в таком случае подумать над такими моментами:

  • легко ли будет ребенку адаптироваться к новому коллективу, если в прошлом он «потерпел поражение»?
  • как он объяснит своим новым одноклассникам, почему пришлось сменить место учебы?
  • что будет делать ребенок, если его новые друзья узнают, что в прошлой школе его били или унижали (а мир тесен)? Куда тогда нужно будет бежать?

Поэтому, если ситуация еще не критична, лучше заранее предпринять меры и попробовать решить проблему на месте.

Как помочь своему ребенку если его обижают в школе?

Обратите внимание на многих лидеров классных коллективов. Нередко они сами имеют изъяны внешности – полные, слишком высокие, с оттопыренными ушами… Ведь огромное значение имеет внутренняя сила духа, смелость, умение противостоять проблемам. Так, дети, которые открыты для насмешек и не умеют психологически защищаться, относятся к категории виктимных. А виктимность – неумение дать отпор или, напротив, привычка провоцировать конфликт – нужно преодолевать. Ведь ребенку еще жить среди людей, а этому нужно учиться.

1. Игры

Ребенка, которого обижают в школе, крайне желательно занять профессионально какой-нибудь спортивной игрой. Пусть это будет футбол, который научит социальным законам взаимодействия среди людей, баскетбол, который разовьет мускулатуру и поможет выглядеть солиднее, и даже шахматы, которые научат стратегическому мышлению, да и отвлекут от грустных мыслей.

2. Книги и фильмы

Специально для своего обижаемого чада желательно подобрать специальные фильмы (таких много американского производства) и книги, где главный герой терпел насмешки в школе и смог это преодолеть. Ребенок посмотрит и прочитает подобные истории с удовольствием, воодушевится и возьмет для себя интересные идеи.

3. Занятия с психологом

Если ребенок согласен пообщаться с психологом, то лучше такого специалиста найти. Он однозначно поможет побороть неуверенность в себе, возможно, найдет причины непопулярности ребенка в классе и даст дельные советы.

4. Круг друзей

Очень важно, чтобы у ребенка был свой круг друзей, пусть даже вне школы. Их он может найти в кружке или спортивной секции, и даже во время общения по скайпу с другими игроками какой-нибудь виртуальной игры. Очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный опыт общения с другими сверстниками, и постепенно переносил его на общение с невзлюбившими его одноклассниками. А на все выпады старался отвечать юмором и спокойствием.

Что делать, если насмешки продолжаются?

Конечно, не все в этой жизни – в наших руках. Возможно, в крайних случаях ребенка все-таки придется перевести в другую школу или на обучение на дому. В любом случае оставлять ситуацию как есть не нужно. Не получился один способ – ищите другой. Но знайте, что многие из современных звезд шоу-бизнеса с содроганием вспоминают свои школьные годы, но все же смогли добиться невероятной популярности и найти счастье. А вот их обидчики в большинстве своем живут серой жизнью, борются с безденежьем и пьянством своих половинок и страдают от насилия и насмешек других (таков непреложный жизненный закон бумеранга – все наши поступки и действия по отношению к другим людям обязательно однажды вернутся к нам самим).

Школьные годы – это еще не вся жизнь, и даже не самая значимая ее часть. Если ребенка обижают одноклассники – не превращайте это в трагедию. Объедините с сыном или дочерью усилия, пробуйте предложенные методы, научите ребенка психологической стойкости и уважению к самому себе, помогите ему быть не чьей-то жертвой, а Личностью. У вас обязательно получится решить эту проблему! И это будет победа, которую ваш ребенок запомнит на всю жизнь.

Первые признаки

Как родители могут узнать, что у их ребенка есть проблемы, что его унижают в школе? Вот несколько признаков:

Ваш ребенок часто приходит домой в плохом настроении или даже в слезах;
- Он стал замкнутым и необщительным, не желает отвечать на ваши вопросы;
- Он делает вид, что болен, чтобы не ходить в школу;
- Он начал тайком уносить из дома разные вещи - не обязательно дорогие;
- Его успеваемость стремительно падает.

Почему именно ваш ребенок?

Вашей первой реакцией было бы естественно броситься на защиту вашего ребенка «с когтями и зубами». Но это может только ухудшить ситуацию. Конечно, ни один ребенок не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались - каждый уникален по-своему и, по сути, имеет свои преимущества. Но маленькое существо не всегда очень хорошо может проявить себя в коллективе, в то время как его сверстники гораздо проще находят в нем его слабые места. Вы можете воспитывать ребенка по всем правилам, но вы должны понимать - не все родители такие же. Их дети могут воспринимать порядочность вашего ребенка, как слабость. Ну, а если есть какие-либо физические проблемы, тут уж детям вовсе трудно «удержаться» от насмешек и издевательств.

Что может стать причиной того, что вашего ребенка унижают в школе? Вот некоторые из причин:

Если у вашего ребенка наблюдаются проблемы с физической культурой и он всегда оказывается последним в спортивной деятельности;
- Если его внешний вид отличается от большинства одноклассников, он отбивается от школьной «моды»;
- Если у него есть ряд физических недостатков - лишний вес, косоглазие и др. ;
- Если у ребенка есть проблемы с усвоением материала, он не тянет программу на фоне других детей.

Существуют также ситуации, когда ребенок часто болеет и пропускает занятия в школе. Это влечет вынужденную изоляцию, и потом ребенок не воспринимается как «свой» его одноклассниками. Некоторые дети просто имеют более сложный характер - они более пассивны, неуверенны в себе, чувствительны и хрупки.
В любом случае, эти составляющие порождают оскорбление со стороны сверстников, чувство изолированности и одиночества. Несчастный ребенок может замкнуться в себе или спокойно начать мстить тем, кто его обидел. Это может привести к непредсказуемым, иногда страшные последствиям.

Что делать?

Иногда родителям действительно лучше не вмешиваться в отношения между детьми, но не всегда. Всегда нужно сосредоточить внимание на конкретной ситуации. Если положение вашего ребенка действительно пугающее, ребенка унижают постоянно и жестоко, нужно начинать принимать меры. Вот с чего следует начать:

Попробуйте поговорить с ребенком более доверительно, чтобы больше узнать о том, что происходит в школе, что представляют из себя его одноклассники.
- Обязательно ходите на родительские собрания, знакомьтесь, пытайтесь разобраться в школьной жизни.
- Создайте хорошие отношения с классным руководителем, чтобы непрерывно получать от него информацию о том, что происходит в классе.
- Помогите ребенку наладить контакт с кем-нибудь в классе, чтобы он не чувствовал себя в полном одиночестве, стал более уверенным.
- Организуйте внешкольные мероприятия вашему ребенку, найдите ему хобби.
- Если стало ясно, что именно ваш ребенок - объект издевательств и насмешек, свяжитесь с учителем, директором или школьным психологом.

Преподайте вашему ребенку уроки общения: быть более активным и инициативным в отношениях со сверстниками, уметь защитить себя, если необходимо. Не лишним будет попросить классного руководителя оказать поддержку вашему ребенку - например, дать ему возможность участвовать в некоторых важных событиях школы. Это повысит его значимость в глазах одноклассников.

Как можно помочь ребенку продемонстрировать сверстникам свои достоинства? Если ребенок не занимается в школьных секциях и кружках - создайте для него такую возможность. Организуйте торжество - на День рождения или другой случай, где он будет чувствовать себя на своей собственной территории, будет в «главной роли». Так у ребенка появится возможность продемонстрировать некоторые из своих талантов.

Случаи издевательства в школе нередкое явление. Почти каждый класс имеет объект для насмешек, который также может оказаться и вашим собственным ребенком. Многие родители считают, что вина целиком лежит на учителе. Но чаще всего это не так. По мнению специалистов, неприятные инциденты с детьми в школе могут быть значительно уменьшены, если родители будут уделять больше внимания и времени своим детям. Так им будет проще узнать и помочь справиться с проблемой.

У кого-то детство ассоциируется с самым замечательным и радостным периодом, полным игр, беззаботной жизни и новых впечатлений. Однако есть и такие, для кого детские годы связаны с постоянными унижениями, запретами и издевательствами со стороны одноклассников. К сожалению, не всем удаётся быть душой компании и ладить со сверстниками. Такие дети моментально становятся мишенью для школьных задир, так и норовящих задеть их за живое. Что же делать, если ваш ребёнок оказался в подобной ситуации? В этом мы и попробуем разобраться в сегодняшней статье.

Почему ребёнок может быть подвергнут унижению?

Естественно, травля школьника не может возникнуть на пустом месте. Здесь точно кроется какая-то причина. Да, безусловно, дети – довольно-таки непредсказуемые и своеобразные личности, поэтому иногда бывает очень сложно понять причины их издёвок друг над другом.

Несмотря на это, проследить основную линию всё же стоит. Как правило, одноклассники унижают ребят, выделяющихся из общей массы коллектива. Дети, в отличие от взрослых, ещё не до конца понимают, что такое толерантность, а проявление индивидуальности зачастую воспринимают как слабость и стеснительность.

Очень часто школьники обижают тех, кто не похож на остальных

В основном начинают обижать из-за:

  • особенностей внешности. Иногда причиной насмешек становятся рыжие волосы и многочисленные веснушки на лице, лишний вес, худоба, наличие очков или слуховых аппаратов и так далее. К сожалению, многие дети не осознают, что человек не может выбрать внешность, поэтому и начинают провоцировать свою «мишень для ударов»;
  • успехов в учёбе. Как мы уже говорили ранее, практически все дети воспринимают проявление любой индивидуальности как слабость. Именно поэтому травле поддаются как отличники, так и двоечники – как-раз таки те, которые и отличаются от основной массы;
  • дефектов речи. Нередко насмешки возникают из-за своеобразной речи одноклассника. Ребёнок может заикаться, картавить или шепелявить. Вряд ли одноклассники упустят такой шанс для подстрекательств;
  • одежды и вещей. Достаточно часто задиры травят и тех детей, которые одеваются не так как остальные или же не имеют современных гаджетов, таких как, например, смартфон, игровая приставка, плеер и т. п. Как бы это странно ни звучало, но за это унижают намного сильнее, чем за все вышеперечисленные причины.

Как понять, что у детей конфликты со сверстниками

Чтобы помочь и прекратить аморальные выходки одноклассников, вы должны как можно быстрее заметить тревожные сигналы. Да, бывают и ситуации, когда ребёнок сам говорит маме или папе о выходках сверстников. Но бывает это очень редко, ведь в большинстве случаев обидчики просто-напросто запугивают свою жертву.

Задиры постоянно запугивают других ребят, чтобы те не рассказали об их выходках родителям

Именно поэтому родителям крайне важно изучить основные признаки того, что их ребёнка обижают другие дети. Итак, о чём же идёт речь?

1. Подавленное настроение

Понаблюдайте за своим ребёнком и обратите внимание на его настроение. Если он стал пассивным, угрюмым, замкнутым и малообщительны, наверняка в его жизни есть какие-то проблемы. В скором времени у него могут начать проявляться признаки нервозности, поэтому постарайтесь предпринять какие-либо меры как можно раньше.

2. Ярко выраженное желание не идти в школу

Когда ребёнок ищет любую причину и прибегает к совершенно непонятным отговоркам, чтобы пропустить уроки, знайте, всё это далеко не банальная лень. В обязательном порядке выясните, в чём проблема, а не просто заставляйте его идти на учёбу.

3. Постоянное появление признаков физического насилия

Если вы обнаружили на теле синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось. Скорее всего, ребёнок не захочет отвечать на ваши вопросы, ведь задиры наверняка запугали его. В таком случае обращайтесь сначала к классному руководителю и директору школы, а далее в правоохранительные органы и требуйте от них выяснения обстоятельств, при которых ребёнок был избит.

Если вы обнаружили на теле ребёнка синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось

Как родители могут помочь

Вашего сына или дочь унижают и обзываются, а учителя молча наблюдают за происходящим? Не медлите, действуйте не раздумывая! Но перед тем как поднимать скандал, найдите время и поговорите с ребёнком. Однако и здесь нужно найти свой подход, поскольку порой бывает непросто найти ключ к ранимой детской душе. Объясните, что с запугиванием нельзя мириться всю жизнь и пообещайте сделать всё, чтобы остановить бессмысленную травлю. Попробуйте успокоить ребёнка и убедите его в том, что он всегда может положиться на вас.

Затем стоит договориться о встрече с классным руководителем. Предлагаем вам обратить внимание на следующие советы для встречи.

  1. Заранее определите для себя результат встречи и решите, что будете говорить педагогу.
  2. Старайтесь не проявлять эмоции и говорите спокойно, не повышая голос.
  3. Не забывайте, что учитель может и не быть в курсе того, что над вашим ребёнком издеваются сверстники.
  4. Назовите фамилии тех, кто постоянно травит вашего сына или дочь.
  5. Поинтересуйтесь, проводится ли в школе какая-то работа по борьбе с хулиганством.
  6. Обсудите с классным руководителем его дальнейшие действия.
  7. Договоритесь о следующей встрече через две недели, чтобы обсудить результат работы.

Постарайтесь объяснить учителю сложившуюся ситуацию и попробуйте решить проблему сообща

Если поведение и ответы учителя вас не устраивают, смело обращайтесь к директору или завучу школы.

Но иногда бывает и так, что даже замечания со стороны педагога не могут остановить агрессивных школьников. Что же делать в таком случае?

Поищите информацию о других школах. Нет, мы не предлагаем вам бросить всё и бежать подавать документы в другое учебное заведение. Но может возникнуть такая ситуация, что вам всё же нужно будет перевести своё чадо подальше от опасных одноклассников.

Для начала найдите информацию о школах, которые находятся неподалёку от вашего места проживания

Если ребёнок пришёл домой избитым, сразу же поезжайте в больницу, чтобы снять побои. Наличие нескольких ссадин или синяков уже позволят вам написать заявление в полицию. В нём необходимо будет указать список нападавших, а также их фамилии и другие личные данные, если таковы имеются. Правоохранительные органы будут вынуждены провести с подстрекателями профилактическую работу, а может, и поставят их на учёт. Помните, мы живём далеко не в 90-е, когда о слове «юрист» мало кто слышал.

Постарайтесь оградить ребёнка от задир. Сделать это, конечно, достаточно непросто, ведь вы не можете постоянно ходить за чадом и следить за ним в школе. Но можно некоторое время встречать его из учебного заведения, пока инцидент не будет исчерпан. Будьте уверены, после вмешательства правоохранительных органов обидчики отстанут от вашего сына или дочки, в противном же случае они отправятся в специализированные школы.

Предоставьте своему техническое средство слежения. Мобильник со специальной кнопкой тревоги и функцией слежения идеально подойдёт для контроля. Цена на такие устройства приемлема, а функции, выполняемые ими, могут спасти ваше чадо от насилия со стороны сверстников. Также в подобных гаджетах присутствует возможность автоматического включения диктофона. Это позволит зафиксировать факт угроз и унижений.

Проконсультируйтесь у психолога. Если вы очень хотите защитить ребёнка от насилия в школе, но сами сделать это не в состоянии, советуем сходить на консультацию к детскому психологу. Специалист поможет как ученику (объяснит, как стоит вести себя с одноклассниками), так и его родителям (даст понять, что они всё же могут оградить от негативного влияния задир). Будьте уверены, благодаря общим усилиям вы обязательно справитесь с проблемой!

Консультация у психолога поможет быть и эффективно решить сложившуюся проблему

Травля агрессивными школьниками одноклассников – проблема достаточно распространённая и весьма серьёзная. Чтобы как можно скорее предотвратить издевательства над ребёнком, родители должны постоянно интересоваться его школьной жизнью и уметь быстро принимать меры. Не забывайте, что именно в юном возрасте формируется характер. Поощряйте школьника, хвалите, давайте верить в свои силы – и тогда ваше чадо вырастет сильной, смелой и достойной личностью.

(Visited 22 370 time, 7 visit today)

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.