Психологическое состояние ребенка по почерку. Каллиграфия: как исправить плохой почерк у ребенка? Почему у ребенка мелкий почерк

Как расшифровать детский почерк

Если взять стопку ученических тетрадей, то очень хорошо видно, как сильно отличается почерк даже тех детей, которые учатся в одном классе и примерно одного возраста. Есть немало трудов психологов, в которых описаны особенности почерка взрослых людей, а также исследования связи почерка с характером. Но совсем мало подобной информации существует о детском почерке. Сегодня мы попробуем проанализировать особенности почерка детей, учитывая размер букв, угол их наклона, плавность или прерывистость почерка, характер нажима на ручку или карандаш, а также некоторые другие характеристики.

Несомненно, оценивать детское поведение лишь по почерку будет неверно. Всё же такая работа будет полезной для учителя с точки зрения его желания лучше понять, а значит, и научить ребёнка.

С какого возраста можно начинать анализировать детский почерк? Учителя замечают, что уже в четвёртом-пятом классах многие учащиеся стараются вырабатывать индивидуальный почерк. Это происходит потому, что рука уже набралась опыта и есть возможность проводить эксперименты с буквами. Некоторые параметры почерка, такие как его наклон и размер, видны уже во втором и третьем классе.

Очень маленькие буквы - повышенная тревожность, низкая самооценка

Вы открываете детскую тетрадь и видите там буквы, но не простые, а очень-очень маленькие, с булавочную головку. «Бисерный» почерк, как говорили раньше. Здесь будет уместно рассказать вот такую историю. Одна девочка имела вполне нормальный почерк (речь идёт о размерах букв), и учителя не видели ничего тревожного в её поведении. Так было до четвёртого класса. И вот как раз в четвёртом классе её почерк стал очень мелким. Учителя не могли проверять её работы и посоветовали классному руководителю обратиться к психологу.

Что показали тесты? Повышенную тревожность и заниженную самооценку. Причём самооценка была занижена лишь в «школьной» части. И когда психолог стала выяснять, в каких предметах девочка считает себя неуспешной, то оказалось, что это был русский язык. Причина таких ощущений крылась в страхе девочки перед педагогом. Учительница была высокого роста, говорила очень громко, иногда повышала голос на учащихся и очень любила стоять именно возле той парты, за которой сидела девочка.

После того как ученицу пересадили подальше, поговорили с учительницей и провели с девочкой несколько занятий по снятию тревожности, её почерк снова стал нормального, среднего размера.

Очень большие буквы - общительность, открытость или слабость мелкой моторики

Нередко детский почерк отличается большими, прямо таки огромными буквами. Иногда такие буквы даже не помещаются в строке или клеточке. Почерк выглядит размашистым, неаккуратным. Старые специалисты по графологии отмечали, что таким обычно бывает почерк людей с широкой натурой, которые привыкли жить открыто и беззаботно. Если примерить такую оценку к детскому почерку, то мы увидим, что за крупным почерком обычно стоит ребёнок довольно общительный, открытый, шумный и подвижный. Но у ребёнка большие буквы могут быть связаны не только с широтой натуры, но и со слабо развитой моторикой. Понаблюдайте за тем, как такой ребёнок завязывает шнурки или застёгивает мелкие пуговицы. Есть проблемы? Значит, дело не только в общительности. Таким детям рекомендуется лепить, конструировать, вышивать, одним словом, развивать мелкую моторику пальцев, благодаря чему почерк станет мельче.

Наклон букв вправо - неумение сдерживать эмоции

Здесь речь идёт о сильном наклоне вправо, когда буквы практически лежат на строке. Психологи интерпретируют такую особенность почерка, как неумение сдерживать свои эмоциональные проявления. Часто такой признак может сочетаться с так называемыми «рваными» буквами, то есть написанными прерывисто, неаккуратно.

Наклон букв влево - защитная позиция

Левосторонний почерк говорит о защитной, оборонительной позиции ребёнка. Наверняка он чувствует себя уязвимо и дискомфортно и таким способом пытается выстроить защиту от окружающего мира. Часто родители и учителя задают вопрос о том, как анализировать почерк леворуких детей. Как раз эта характеристика не подходит тем, кто пишет левой рукой. Для них наклон букв влево не является признаком защитной позиции.

Периодически изменяющийся угол наклона букв - неустойчивость характера

Изменение угла наклона букв от слишком правого до слишком левого и наоборот говорит о том, что ребёнок подвержен частым сменам эмоционального состояния, когда активность меняется пассивностью, внимание часто переключается с одного объекта на другой. Такие эмоционально нестабильные дети всегда видны в классе, и почерк только лишний раз подтверждает учительские наблюдения.

Строка постепенно уходит вверх - жизненный оптимизм

Ровная строка букв постепенно уходит вверх - этот признак позитивного характера ребёнка. У него преобладает хорошее настроение и оптимистичный настрой. Он, не слишком обидчив и лёгок на подъём. У него высокая работоспособность и низкая истощаемость нервной системы.

Строка постепенно уходит вниз - жизненный пессимизм

А тут дела обстоят как раз наоборот. Ребёнок быстро утомляется, не доводит начатое до конца. Строка кажется «грустной», «вялой». Таков и характер писавшего: обидчивый, чаще печальный.

Буквы разного размера даже в одном слове - импульсивность

Импульсивные дети не могут контролировать размер букв. Такая же картина может сохраняться и в старшем возрасте. Причём размер букв может сильно колебаться от очень маленького до гигантского. Дети с таким почерком подвержены истерикам, могут быть плаксивы или проявлять агрессию.

Сильный нажим на ручку - уверенность в себе или гиперактивность

Если ребёнок изо всех сил давит на стержень, то, скорее всего, он пока не умеет соразмерять свои усилия. Или это тот самый ребёнок, у которого вы наблюдаете синдром гиперактивности (и в тетрадях таких детей вы можете заметить даже сильно измятые листы, много стираний ластиком, дыры и множество зачёркиваний).

Слабый нажим на ручку - неуверенность в себе

Такой показатель говорит о тревожности и застенчивости ребёнка, а также о неуверенности в своих силах, то есть знаниях. Заметьте: решение задачи, в котором ребёнок уверен, всегда написано с большим нажимом. И наоборот, если ребёнок считает, что он неверно решил задачу, её решение будет записано очень тонкими,

не уверенными линиями.

Незаконченные буквы - повышенная уязвимость, обидчивость

Буквы, в которых есть незаконченные элементы, если они встречаются довольно часто на листе, говорят о повышенной уязвимости и ранимости писавшего. Такие дети нуждаются в эмоциональной поддержке, они часто болеют и выглядят слабыми. То же можно сказать и об их эмоциональном состоянии.

«Склеенные» буквы - застенчивость

Буквы, стоящие слишком близко друг к другу, расскажут нам о стеснительном, зажатом ребёнке. Буквы как бы говорят о том, что ребёнок старается занимать меньше места, стать незаметным.

«Отдельные» буквы - невнимательность, творческое мышление

Буквы, которые отстоят друг от друга, не соединены связками, говорят о ребёнке, который может быть невнимательным, но при этом обладает творческим мышлением, а также артистическими способностями.

«Круглый» почерк - отличное общение

«Круглые» буквы говорят о том, что человек обладает гладким, покладистым характером. За таким почерком скрывается ребёнок-экстраверт и отличный коммуникатор.

«Острый» почерк - капризность

«Острые», даже немного колючие буквы характеризуют писавшего как человека довольно резкого, быстрого, активного. Это, как правило, ребёнок с непростым для

родителей характером, склонный к капризам. Он конфликтует с детьми и взрослыми, но имеет отлично развитое мышление.

Проанализировав детский почерк, мы нередко задаёмся вопросом: «А что же делать с этой информацией?». Для учителя таких вопросов не возникает. Ведь если мы понимаем, что ребёнок тревожен, у него есть страхи, значит, ободряющее слово поможет ему, а ситуация успеха, созданная на уроке, надолго придаст уверенности в своих силах. Учителю не составит труда найти подход к импульсивному ребёнку, а того, кто страдает от недостатка самоконтроля, научить контролировать свои

импульсы и движения.



Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

– Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3 . Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Детский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь.

Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка обязательно скажется на почерке. Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые -нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; пересмотреть подходы к воспитанию. Не исключено также, что у ребенка сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье.

Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет часто меняться. Бессмысленно критиковать школьника за корявые буквы, это только добавит им неразборчивости. Более того:
принуждая ребенка переписывать задания, добиваясь идеального написания, можно убить всякое желание проявлять инициативу и подтолкнуть к шаблонному поведению. Лучше расшифровать скрытый смысл всех неровностей и шероховатостей.

Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв. Например, если в текстах, адресованных родителям, сверстникам, учителям поджат отросток буквы «р» — значит, ребенок побаивается человека, для которого пишет. Кроме того, такая особенность письма говорит о застенчивости, нерешительности, подавлении своих бойцовских качеств, трудностях с отстаиванием своей точки зрения. Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее. В большей степени это касается подростков: острые буквы -синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки. Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем.

Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры. Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо -активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром. Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения.

Зная, например, что поджатые хвостики букв «д», «у» демонстрируют неуверенность, боязнь сделать первый шаг, стоит специально писать их ровно, вертикально — и, таким образом, на подсознательном уровне дать импульс повышению самооценки. Или, скажем, если ребенок часто не завершает начатые дела, ему следует проделывать упражнение с точкой. Целенаправленно конец любого предложения, записи в ежедневнике, сообщения в скайпе нужно завершать этим знаком препинания. Стоит даже добавить точку в конце своей подписи -это поможет ставить точки и в конце начатых дел.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ
Заставляя своего школьника раз за разом переписывать задания, вы можете нанести серьезный удар его индивидуальности. Потом он будет бояться проявлять инициативу и начнет действовать по шаблонам, постоянно требуя одобрения и сомневаясь, «а правильно ли делаю?».

Давайте для начала определимся со значением самого слова «почерк». Итак, почерк – это система определенных движений, позволяющая зафиксировать в рукописи условные графические знаки. Почерк каждого человека индивидуален. Он не только отражает психологическое состояние человека на момент письма, но и раскрывает его характер.

Существует целая наука, занимающаяся изучение разных стилей письма. Эта наука называется «графология»: от древнегреческого (γράφω пишу) и (λόγος учение). В соответствии с данным учением почерк напрямую связан с индивидуальными особенностями человека. История графологии уходит своими корнями к эпохе античности. Еще древнегреческий философ Аристотель писал, что нет одинаково пишущих людей. Император Нерон, прочитав одно из присланных ему посланий, заявил, что не хочет общаться с человеком его написавшим. На вопрос: почему? Он ответил, что почерк этого человека раскрывает его предательскую натуру. Письмо, по мнению графологов, довольно сложный психомоторный навык, который откладывается в мозге и в течение жизни не утрачивается. Первый фундаментальный труд на эту тему написал Камилло Бальдо в 1622 году. Его сочинение украшал эпиграф: «Льва узнают по когтям».

А что же мы – родители можем узнать о своих детях по их почерку? Именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить в этой статье.

Что влияет на формирование почерка у детей?

По мнению педагогов, психологов и графологов на формирование почерка значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • Условия обучения письму. Этот фактор включает в себя: графические нормы, обучение письму по определенной системе, типовые прописи, использование тех или иных средств письма.
  • Правильная посадка, правильное положение рук при письме, правильный захват ручки.
  • Письменная практика. Дети, уделяющие письму большое количество времени, как правило, сохраняют навыки и придерживаются «школьного» почерка всю жизнь, соблюдая усвоенные ими в детстве графические нормы письма.
  • Своеобразие учебных прописей, распространенных в разных странах и областях.
  • Намеренное или непреднамеренное подражание. Дети, наблюдая за пишущим человеком, нередко начинают копировать его почерк. Чаще всего дети подражают почерку учителей, родителей, друзей и т.д.
  • Скорость письма. Почерк ребенка может претерпевать существенные изменения при необходимости по той или иной причине ускорять процесс написания текста. Специалисты не рекомендуют (особенно в младших классах), вынуждать детей писать быстро. При быстром письме дети не успевают сосредоточиться на правильном и красивом написании букв. По мнению графологов, в детском возрасте, когда почерк еще не совсем сформирован, его очень легко испортить.
  • Желание и настроение. Как показывает практика, почерк ребенка напрямую зависит от его настроения и желания заниматься письмом.

Факторы, оказывающие влияние на почерк, требующие незамедлительного вмешательства специалистов.

  • Неразвитая мелкая моторика рук.
  • Врожденные особенности мозговой деятельности: зеркальное письмо, и т.д.
  • Психологические факторы: нежелание посещать школу, нелюбовь к себе, переутомление, депрессия, непонимание родителей, стресс и т.д. Этот фактор должен особенно насторожить тех родителей, у которых почерк детей резко изменился в худшую сторону

Красивый почерк у ребенка можно сформировать, но для этого нужно медленно и много писать, использовать качественную ручку и бумагу, иметь перед глазами «достойный» пример и прикладывать достаточно много стараний.


В течение жизни почерк у человека может меняться, чаще всего это зависит от возрастных изменений.

Основные виды почерка у детей

В графологии почерк принято подразделять на 6 видов:

  1. Крупный почерк.
  2. Мелкий.
  3. Угловатый.
  4. Закругленный.
  5. Почерк с сильным нажимом.
  6. Почерк с изящными заглавными буквами.

Красивый почерк – это признак организованности ребенка, его старательности и психологической стабильности. Корявый, неровный почерк – это первый сигнал тревоги для родителей. Детский почерк это не только красивые буквы и ровные строчки. Это признак возрастного развития, показатель состояния физического и душевного здоровья ребенка.

Безусловно, в двадцать первом веке идеальный почерк большая редкость. Надо отметить, что и требования к почерку в школе существенно изменились. Если раньше большое внимание уделялось правильности написания букв, нажиму и наклону, то сегодня на это практически никто не обращает внимания. Главное – чтобы буквы были читабельны. Хорошо это или плохо, но таковы реалии и с ними приходится мириться.

Что можно узнать о характере ребенка по почерку?

Многие родители интересуются, о чем может поведать им почерк ребенка? По мнению специалистов, почерк может рассказать не только о личностных особенностях характера ребенка, но и об его эмоциональном состоянии.

Графологи, изучающие взаимосвязь почерка и характера, утверждают, что:

Еще несколько наблюдений от графологов.

  • Если ребенок при письме не соединяет буквы рисками, у него прекрасно развита интуиция.
  • У детишек, в письме которых одна буква «наезжает» на другую, очень хорошо развито логическое мышление.
  • Неразборчивый почерк свидетельствует о беззаботности ребенка и его энергичности.

А вот, что отмечают психологи.

  • Если на не разлинованном листе бумаги (А4) строка письма поднимается вверх слева направо – ребенок мыслит позитивно.
  • Спокойный ребенок даже на таком листе умудрится писать ровно.
  • Строки на листе окажутся волнообразными, если ребенок хитрец, фантазер и немного авантюрист.

Письмо – это индивидуальное комплексное умение. А посему почерк ребенка зависит не только от графического навыка, но и от его личностных особенностей. Специалисты напоминают родителям, что графический навык должен формироваться постепенно, в соответствие со степенью взросления личности ребенка. Развитие письменных навыков в слишком раннем возрасте недопустимо. Первый этап обучения ребенка письму должен идти одновременно с формированием детской костной системы.

Специалисты рекомендуют начинать обучение этому навыку в возрасте пяти-семи лет. Заставлять малыша писать быстрее ни в коем случае нельзя. Ребенок начнет нервничать, а это может привести к негативным последствиям в его развитии и к изменению его личностных качеств.

К десяти годам у большинства детей навык письма полностью освоен, а вот личность ребенка еще сформирована не до конца. Детский почерк уже относительно стабильный, однако графологи не рекомендуют проводить его полноценный анализ, так как в почерке будут отражаться свойства несформированной личности. Почерк еще будет меняться. Конечно, уже не глобально, но локальные изменения он будет претерпевать. Поэтому анализ почерка будет достоверным лишь тогда, когда навык письма для ребенка приобретет автоматический характер, ребенок начнет писать достаточно быстро, а процесс письма будет неосознаваемым.

По мнению графологов, почерк становится действительно «индивидуальным» только к шестнадцати годам.

Обучение письму - непростая задача для любого ребенка. Но самое неприятное, когда школьник старается и не допускает ошибок, но учитель снижает оценку с пометкой «грязно», «неразборчивый почерк» или делает обидные замечания «как курица лапой», «каракули».

Отчаявшись решить проблему самостоятельно, родители обращаются к коллективному разуму. Недавно в одном из популярных интернет-сообществ для мам горячо обсуждалась подобная тема. Оказалось, что с проблемой плохого почерка у детей сталкивались многие родители. Они поделились личным опытом. Как научить ребенка писать красиво и аккуратно?В каких случаях необходима помощь специалиста? Какие существуют пособия для улучшения почерка?

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

Кому-то показались эффективными авторские методики, например, академика РАО, психофизиологаМарьяны Безруких , известного методиста Светланы Воскресенской , кандидата педагогических наук Веры Илюхиной , учителя-логопеда и нейропсихолога Вероники Мазиной .

А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов». В этом случае стоит обратить внимание, например, на «Хулиганскую тетрадь» блогера Ники Дубровской , «Нескучные прописи» от издательства«Феникс-Премьер» , прописи с загадками .

Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык . Это поможет сформировать красивый почерк, предотвращает напряжение мышц пальцев, спины и шеи и усталость руки во время письма. Можно на первых порах купить ребенку ручкусо специальными углублениями или насадками , чтобы пальцы запомнили правильное расположение.

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Полезное видео

Педагог Елена Калачикова рассказывает родителям, как научить ребенка красиво писать

Татьяна Петулько