Проект средняя группа веселые опыты с малышами. Мотивирующее начало занятия

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

для детей средней группы

Пояснительная записка

Тема : «Волшебный мир воды»

Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
  2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
  4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
  5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

Этапы реализации:

  1. Этап проектирования

Научно-исследовательский этап (теоретический).

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

  • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
  • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
  • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
  • Подборка опытов с описанием проведения.
  • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

особенностей детей по играм экспериментам.

  1. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Специально организованные занятия.
  • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы.

III. Результаты проекта:

Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

  • Презентация проекта
  • Создание папки «Экспериментальная работа в ходе реализации проекта»

Учебно-тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

Месяц

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Задачи

Декабрь

Январь

Февраль

«Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

«Окрашивание воды»

Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

«Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить

мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

Развить у детей представление о мыльной пене.

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

«Как вытолкнуть воду?»

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

«Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

«Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Тонет или нет»

На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

«Может ли вода быть твердой?»

Опыт проводится в два этапа

Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

Есть ли у воды вкус и запах?»

Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

«Вода и пар»

Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

«Где вода?»

Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

Выявить процесс испарения воды.

Познакомить с процессом конден-сации.

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

ООД

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

«Волшебная Капелька»

Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

«Волшебный снег»

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

Январь

«Волшебница вода»

Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

«Ах, снег – снежок»

Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

Февраль

«Удивительные превращения воды»

Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

«Нам водичка – добрый друг»

Консультация «Игры с водой».

Обобщение результатов работы.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.
    • Покажу я вам сейчас, мини-лабораторию, что есть у нас.
    • Почемучка- её хозяин, приглашает в гости вас!

    Задачи:

    • ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.

    Требования к оборудованию уголка экспериментирования:

    • Безопасность для жизни и здоровья
    • Достаточность
    • Доступность расположения.

    В экспериментальном уголке должны быть:

    • В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


    Дидактический компонент

    • - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции.



    Компонент оборудования:

    • - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха





    У чимся работать с лупой.



    Компонент стимулирующий

    • вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.







    Ловим воздух.

    Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт.



    Удивляется народ: Что за чудо-огород ?


    Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!




    Вывод:

    • Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, обследованию объектов, расширению познавательного опыта, способам действий.


    ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    Г.КЕМЕРОВО МАДОУ№19 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является
    метод

    экспериментирования
    , который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки,свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
    Цели экспериментирования - это:
    Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
    В средней группе мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

    Их элементарность заключается:
    в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений,
    помещённых в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Положительные стороны демонстрационного метода: Практически исключены ошибки при проведении опытов. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. Сведена до минимума инициатива детей. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод

    это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: хорошо видеть мелкие детали; рассмотреть объект со всех сторон; использовать для обследования все анализаторы; реализовать заложенную в них потребность к деятельности; работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных; процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: Труднее найти много объектов.Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. Труднее установить контакт с детьми. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. Повышается риск ухудшения дисциплины. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
    Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
    Структура детского экспериментирования:

    Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
    ; Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
    Выдвижение гипотезы
    было таким – обладает ли дерево различными свойствами?
    Поиск и предложение возможных вариантов решения:
    Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
    Сбор материала:
    Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
    Обобщение полученных данных.
    По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
    После нескольких наблюдений дети сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем простые опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода- лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты:
    «Путешествие льдинки»
    превращение воды в лёд,превращение льда в воду. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - можно ли поймать воздух? - может ли воздух быть сильным? - движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов- песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее
    утонет?»). При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
    С песком:
    Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.
    С огнем:
    Помни правило: огонь Никогда один не тронь!
    С водой:
    Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
    Со стеклом:
    Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.
    По окончании работы:
    Ты работу завершил? Все на место положил? Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
    В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности – экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
    Работа с родителями
    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

    Проект в средней группе

    Вид проекта:

    Участники проекта:

    Цель:

    Задачи:









    Предполагаемый результат:




    Актуальность:

    Пояснительная записка

    2. Место для приборов.

    Центр «Песок – вода»:

    Центр «Воздух»:

    Центр «Науки и природы»:

    Средний дошкольный возраст

    Сентябрь 1.

    1. «Окрашивание воды»
    1. «Поиграем с солнышком»

    4. «Свойства песка»

    Октябрь

    1. «Почему все звучит?»
    1. «Прозрачная вода»
    1. «Вода принимает форму»

    Ноябрь

    1. «Делаем мыльные пузыри»
    1. «Подушка из пены»
    1. «Воздух повсюду»

    Декабрь

    1. «Воздух работает»

    4. «Свет повсюду»

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    1. «Свет и тень»
    1. «Замерзшая вода»
    1. «Тающий лед»
    1. «Разноцветные шарики»

    Февраль

    1. «Таинственные картинки»
    1. «Все увидим, все узнаем»
    1. «Песочная страна»
    1. «Где вода?»

    Март

    1. «Водяная мельница»

    2. «Звенящая вода»

    1. «Угадайка»

    Апрель

    1. «Фокусы с магнитом»
    1. «Солнечные зайчики»
    1. «Что растворяется в воде?»
    1. «Что отражается в зеркале?»

    Май

    1. «Волшебное сито»
    1. «Цветной песок»
    1. «Игры с песком»
    1. «Фонтанчики»

    «Магнит и его свойства»

    «»Научи яйцо плавать»

    Материал:

    Вывод:

    «Соломинка пипетка»

    Материал:

    Опустим соломинку в воду.

    Опыт 1.

    Материал:

    Вывод:

    Опыт 4.

    Материал: Веера, вентилятор.

    Вывод:

    Цель эксперимента:

    Материал:

    Опыт 2.

    Опыт 3.

    Дети: Потому что он тяжелее.

    Цель-

    Опыт 4.

    Опыт 7.

    Опыт 2.

    Материал:

    Вывод:

    Предварительный просмотр:

    Проект в средней группе

    На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через эксперементирование».

    Вид проекта:

    2 месяца, познавательный, творческий, групповой.

    Участники проекта:

    Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

    Цель:

    Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

    Задачи:

    Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
    Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
    Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
    Учить детей измерять предметы различными способами,
    показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
    Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
    Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
    Выявить свойство предметов – массу; познакомить сч прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Предполагаемый результат:

    1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
    2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
    3.Интерес к экспериментированию у детей.
    4.Готовность к логическому познанию.

    Актуальность:

    На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

    Пояснительная записка

    В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

    Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

    Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

    Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

    1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

    2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

    3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

    4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

    5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

    6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

    7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

    Примерная структура занятия-экспериментирования

    1. Постановка исследовательской задачи.

    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    4. Уточнение плана исследования.

    5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

    6. Распределение детей на подгруппы.

    7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

    Предметно-пространственная среда для экспериментирования

    Организация мини-лабораторий в детском саду

    В мини-лабораториях может быть выделено:

    1. Место для постоянной выставки.

    2. Место для приборов.

    3. Место для выращивания растений.

    4. Место для хранения природного и бросового материалов.

    5. Место для проведения опытов.

    6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

    Приборы и оборудование для мини-лабораторий

    Центр «Песок – вода»:

    1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

    2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

    3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

    4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

    Центр «Воздух»:

    Веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры

    Центр «Науки и природы»:

    Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстрированный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупы, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонари и т.д.), магниты, рукавичка со вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.

    Средний дошкольный возраст

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

    Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

    1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

    2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

    3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

    I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

    1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

    2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

    3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

    4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

    5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

    6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

    В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

    В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Перспективное планирование опытов и экспериментов.

    Сентябрь 1.

    1. «Окрашивание воды»

    Цель: помочь выявить свойства воды.

    1. «Игры с веерами и султанчиками»

    Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха движением; движение воздуха – это ветер.

    1. «Поиграем с солнышком»

    Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

    4. «Свойства песка»

    Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

    Октябрь

    1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

    Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

    1. «Почему все звучит?»

    Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

    1. «Прозрачная вода»

    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)

    1. «Вода принимает форму»

    Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    Ноябрь

    1. «Какие предметы могут плавать?»

    Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

    1. «Делаем мыльные пузыри»

    Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

    1. «Подушка из пены»

    Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

    1. «Воздух повсюду»

    Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

    Декабрь

    1. «Воздух работает»

    Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    3. «Можно ли менять форму камня и глины»

    Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

    4. «Свет повсюду»

    Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    1. «Свет и тень»

    Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    1. «Замерзшая вода»

    Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    1. «Тающий лед»

    Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    1. «Разноцветные шарики»

    Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

    Февраль

    1. «Таинственные картинки»

    Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

    1. «Все увидим, все узнаем»

    Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

    1. «Песочная страна»

    Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    1. «Где вода?»

    Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

    Март

    1. «Водяная мельница»

    Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

    2. «Звенящая вода»

    Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки

    1. «Угадайка»

    Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

    4 «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

    Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    Апрель

    1. «Фокусы с магнитом»

    Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    1. «Солнечные зайчики»

    Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    1. «Что растворяется в воде?»

    Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

    1. «Что отражается в зеркале?»

    Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Май

    1. «Волшебное сито»

    Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

    1. «Цветной песок»

    Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.

    1. «Игры с песком»

    Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

    1. «Фонтанчики»

    Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

    «Магнит и его свойства»

    Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

    Задачи: познакомить детей с понятиями "магнит", "магнитная сила".

    Сформировать представление о свойствах магнита.

    Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

    Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

    Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    «»Научи яйцо плавать»

    Материал: Сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

    Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.

    Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

    Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

    Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть..

    «Соломинка пипетка»

    Материал: Соломинка для коктейля, 2стакана.

    Поставим рядом 2 стакана: один- с водой, другой – пустой.

    Опустим соломинку в воду.

    Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.

    Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

    По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке

    Экспериментирование с ветром.

    Опыт 1.

    Материал: Небольшие емкости для воды с водой.

    Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

    Вывод: Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получатся волны.

    Опыт 4.

    Материал: Веера, вентилятор.

    Помашите перед лицом веером. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели веер? (вентилятором).

    Вывод: Ветер в помещении можно создать с помощью предметов. Ветер – это движение воздуха.

    Экспериментирование «Птицы и нефть»

    Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

    Материал: пуховые птичьи перья (к примеру, из подушки) и любое жидкое масло (растительное).

    Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх. Обращаем внимание детей на то, как оно быстро, камнем падает вниз.

    Объясните ребятам, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

    Опыт 2.

    Дети берут два шарика- одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

    Воспитатель: А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

    Опыт 3.

    В емкость с водой дети опускают сначала деревянный шарик, а потом металлический.

    Воспитатель: Что произошло с шариками?

    Дети: Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.

    Воспитатель: Почему утонул металлический шарик?

    Дети: Потому что он тяжелее.

    Воспитатель: Что тяжелее: деревянный шарик. Металлический или вода?

    Дети: Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.

    Игра «Наведи порядок в сундуке».

    Цель- классификация предметов по материалу изготовления.

    Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

    Опыт 4.

    Воспитатель нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.

    Опыт 7.

    С помощью магнита дети и воспитатель двигают цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу.

    То же самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.

    Воспитатель: А сейчас, что произошло и почему?

    (дети отвечают и с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.)

    Воспитатель: Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

    Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивает магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

    Кузя: Спасибо ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

    Опыт 2.

    Материал: Миски с водой, парусные кораблики.

    Дети «Отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помещают в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть крушение.

    Вывод: Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.


    Составила воспитатель:

    Левина Т.В.

    Занятие проходит через области: познание (центр экспериментирования), творчество (центр творчество), здоровье (центр физкультуры и спорта); разделы: ознакомление с окружающим миром, экология; рисование.

    Цель занятия : поддерживать познавательную и речевую активность в процессе игрового экспериментирования с предложенными материалами и предметами, ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

    Задачи: 1.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (дерево, камушки, бумага) на примере взаимодействия их с водой. 2.Закрепить представления о качестве некоторых предметов – плавучесть. 3.Развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.

    Словарная работа : обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: плавать, тонуть, плотный, тяжёлый, лёгкий и др. Активизировать речь детей в процессе игрового экспериментирования.

    Предварительная работа : опыты с предметами, определение их веса, знакомство со свойствами материалов впитывать воду.

    Демонстрационный материал : корзинка, сосновая веточка, грибок, шишка, схемы к выводам опытов, картинкамедведя, маленькая игрушка медведя, плакат «Мишка и ежик пьют чай» деревянный плот.

    Раздаточный материал : цветные эмблемы для деления по центрам, камушки, дерево по количеству детей в подгруппе, полоски бумаги на каждого ребенка, карточки с ежиком, краски 2-х цветов (серая, желтая), резиновые мячики с шипами по количеству детей в подгруппе.

    Результат: Знать способы обследования разных материалов и предметов на примере взаимодействия их с водой. Уметь наблюдать и сравнивать. Иметь представление о свойствах предметов.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 88 комбинированного вида»

    Кратковременный проект по экспериментированию в средней группе «Мыло-фокусник»

    Составила воспитатель:

    Левина Т.В.

    Предлагаю вам работу по экспериментированию с детьми средней группы по теме "Мыло-фокусник". Данный материал будет полезен воспитателям средних групп, эта работа направлена на развитие наблюдательности, любознательности.

    Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.

    Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.