Мудрые наставление для маргариты будущей жены тучковой. Прекрасные дамы

На экраны вышло псевдоисторическое фэнтези «Дуэлянт» режиссера Алексея Мизгирева


Что делать, если на дворе середина XIX века, вы застрелили обидчика своей матери прямо на улице, вас за это прогнали сквозь строй, лишили дворянского звания и отправили служить солдатом на Алеутские острова? Конечно же, мстить! Выжить, вернуться и вызвать виновника ваших несчастий на дуэль! Ан, нет, не тут-то было. Он - дворянин, а вы - уже нет. Значит, сколько ни вызывай, на дуэль он не пойдет - дуэльный кодекс не велит-с: дворянин может драться только с себе равным!

Ох уж этот дуэльный кодекс - его суровые заморочки прописаны на экране перед началом фильма: отказаться от дуэли нельзя, не можешь драться - перенеси дуэль, или пришли кого-то вместо себя. Кстати, прекрасная идея, которой многие герои фильма активно пользуются. И вообще, судя фильму, Петербург 1860 года просто помешан на дуэлях. Чего только люди не вытворяют: стреляются лоб в лоб, через ширму, и даже одним пистолетом на двоих - нечто вроде русской рулетки. И у всех на уме одни дуэли. Попробуй сказать в приличном обществе, что ты дуэли не любишь - сразу загремишь на Алеуты, как это случилось с главным героем фильма по фамилии Колычев (актер Петр Федоров).

Но вернемся в настоящее. Москва, сентябрь 2016 года. Все хвалят фильм «Дуэлянт» - и попробуйте сказать, что вы его не любите. Но, рискуя получить вызов на дуэль от режиссера Мизгирева, все же выскажу собственное мнение - фильм, несмотря на интригующий сюжет и усилия его создателей, оказался большой развесистой клюквой.

Режиссер А. Мизгирев уже завоевал, по крайней мере в кругу любителей кино, определенную репутацию своими авторскими фильмами «Кремень», «Конвой» и «Бубен, барабан» - серьезными историями, герои которых оказываются перед непростым выбором. Схожий сюжет прослеживается и в «Дуэлянте», но в слабом сценарии, шаблонных характерах и пустых диалогах не узнать режиссера, на счету которого три достойных фильма. Добротное зрительское кино не получилось.

Но пойдем по порядку.

Петербург «Дуэлянта» на редкость мрачен, грязен и дождлив, его благородный каменный облик изгажен деревянными сооружениями непонятного назначения (напоминают декорации из фильма «Трудно быть богом»). Дождь в фильме не моросит, но льет потоками. Персонажи -дуэлянты и прочая публика или, точнее, бессловесная массовка, изображающая придворных, - собираются исключительно в мрачных, скудно освещенных помещениях, с рядами бокалов на столах, напоминающих фуршет перед премьерой.

Герои фильма так часто приставляют пистолеты к виску и произносят слова «кровь», «честь» и «дворянин», что где-то с середины картина уже начинает напоминать дурную пародию. С пафосом, от которого зрителя коробит, то один то другой герой вещает с экрана: «…Сумасшедший, но дворянин. Я всегда вижу эту кровь», или: «Вы дворянин - не отступитесь. Только в вас есть такая сила». Откуда эта пошлая патетика, спросите вы? Да просто-напросто от элементарного незнания эпохи. А жаль - роскошный бюджет фильма вполне потянул бы приглашение талантливых сценаристов и консультантов-историков.

В фильме есть два антагониста - несправедливо осужденный экс-дворянин Колычев, вернувшийся от алеутов под чужой фамилией, и злодей граф Беклемишев в исполнении актера Машкова, похожего в фильме на стареющего Пушкина в возрасте лет эдак пятидесяти.

К слову сказать, Беклемишевы - известная дворянская фамилия, давшая России нескольких ученых, а Кремлю - название одной из башен (Беклемишевская). Чем математик Беклемишев (автор известного учебника «Курс аналитической геометрии и линейной алгебры») провинился перед режиссером - непонятно (может, двойка в детстве по алгебре?). Ну, ладно, хотя бы герой Петра Федорова носит фамилию святого митрополита Филиппа (Колычева), который погиб, обличая Ивана Грозного - помните, в фильме «Царь» его играл Олег Янковский…

В чем же виноват бедняга Колычев? Да просто в том, что за обеденным столом признался Беклемишеву: не любит дуэли. Казалось бы - и что такого? О, нет - в ответ он слышит в свой адрес от злодея: «Какая же шлюха родила такое!» - «Такая свинья, как вы, недостойна пули, вас надобно бить палками!» - не теряется Колычев.

Заметь, читатель, как жестко умеют опустить друг друга наши дворяне! Тут уже реально пахнет дуэлью. Но вместо дуэли Беклемишев посылает некоего Востроносова к матери героя. Востроносов по заданию шефа надругался над матерью (надо понимать, изнасиловал?), за что был Колычевым застрелен - ну а дальше вы знаете: Колычева ждут шпицрутены, Алеуты и прочее - и весь фильм он будет таскать на груди - не иконку, нет! - дагерротип матери, выбросившейся из окна.

Вот такой вот сюжетец, напоминающий нравы на зоне. Кстати, штучки в тюремном стиле то и дело проскакивают в фильме - например, «благородный» дворянин Колычев, чтобы узнать, кто заказчик дуэлей, рвет зубы агенту-немцу (Мартин Вуттке). Чтобы спровоцировать молодого князя Тучкова (Павел Табаков) во время игры в карты ему вдруг предъявляют огромный несуществующий долг - ну прям как наркотики в наши дни подбрасывают.

Да и разговоры дворянские не получается у актеров вести - фразы типа «дворянская честь восстановлена!» возвещаются с интонацией школьника на детском утреннике. Зато как естественно, как убедительно слетают с благородных уст реплики, вроде: «Смотри, сука, в пол! Отрежу нос - будешь, как свинья, через две дырки дышать!» или «Пес, ты хвостом утрешься - дворянин не примет вызова от собаки!». Как говорится, видна школа!

Женских образов в фильме всего два - и они, в общем-то, никакие. Толком непонятно, для чего участвуют в фильме княжна Марфа Тучкова (актриса Юлия Хлынина) и так и не названная по имени Великая Княгиня (немецкая актриса Франциска Петри). На редкость примитивны любовные диалоги: «Денег я никогда не искал - только любви». «Скажи мне правду. - Правду я тебе не скажу». «Я ненавижу вас. - Я знаю. - Нет, вы не знаете». После этих трогательных признаний между героями следует сцена секса, во время которой благородная княжна сидит с раздвинутыми ногами и голой грудью в карете без занавесок.

Что ж, подведем итоги.

Один кинокритик, разливаясь о фильме соловьем, выразился так: «…Мизгирев по собственной воле вышел из гетто камерного «артхауса», решив вдохнуть полной грудью воздух большого бюджета…».

Что ж, стрелять - так уж стрелять, как сказал бы дуэлянт. Если уж выходить из гетто вдыхать воздух большого бюджета, то первым дорогостоящим выстрелом желательно попасть в точку. К сожалению, первый выстрел создателей «Дуэлянта» оказался холостым. Впрочем, в артхаусное гетто режиссер вряд ли уже вернется - огонь, вода, медные трубы, а главное деньги большого кино, даже слабого по содержанию, гораздо заманчивее.

1 октября 2016, 19:21

Спойлеров старалась избегать. Но все-таки ЭТТЕНШН!

Слухи о том, что Роднянский и компания сняли какой-то чумовой, крутой и мощный фильм стали ходить еще зимой.

Потом пошли кадры.

Потом трейлер.

Потом случился фестиваль в Торонто, где, по слухам, фильм приняли хорошо (но сейчас ходят слухи, что были и те, кто ржали в голос).

Потом вышло несколько хвалебных статей...

В общем, был повод насторожиться.

Все эти "крутые" проекты в нашем кино ("Обитаемый остров", "Адмиралъ" и т.д.) - как правило выходили развесистой "клюквой", либо претенциозной ерундой. Редкие исключения типа "Ночного дозора" все равно получались довольно неоднозначными (и до предела набитыми разной туфтой типа продакт-плейсмента).

Но ведь Роднянский работает не только с Бондарчуком, но еще и со Звягинцевым, с которым они сделали "Елену" и "Левиафан", думала я, а вдруг?

Поэтому была надежда.

А уж когда я прочитала довольно интересную статью кинокритика Москвина на "Медузе" - весьма хвалебную для обычно сдержанного Москвина - стала с нетерпением ждать.

И ради премьеры даже ушла с работы на 30 минут раньше, чтобы попасть на сеанс в не сильно забитом зале, чтобы не отвлекаться на любителей есть попкорн и ходить туда-сюда, а получить удовольствие.

Ну-с... Что я могу сказать? Многое.

Давайте по порядку.

О сюжете.

1860-й год. Питер. Непонятное время года. Дощь.

Некто Яковлев (Петр Федоров), мрачный человек лет 30, всегда одетый в черное, работает "заменой" на дуэлях - когда один из участников слаб/болен/по иным причинам не может сам встать к барьеру - он, согласно дуэльному артикулу, может обратиться к третьему лицу, чтобы тот отстоял его честь.

Яковлев - профессиональная "замена". За то, что он методично отправляет на тот свет записных бретеров-дуэлянтов, ему хорошо платят (хотя никто, конечно, не афиширует этот факт).

Яковлев живет аскетично один со старым слугой, не имеет друзей и знакомых. Иногда, помимо дуэлей, он выступает на публику в качестве "железного рыцаря" - человека, демонстрирующего виртуальное умение обращаться с огнестрельным оружием... ну, там, знаете, простреливает летающую даму и выдает прочий "Вильгельм Телль" на пистолетах. За это он тоже получает немалые деньги.

В свободное от работы время Яковлев пьет (скажем прямо - глушит коньяк бутылками).

Если Яковлева что-то и волнует помимо денег и коньяка, то это - хлопоты по восстановлению доброго имени и дворянства некоего Колычева, признанного умершим несколько лет назад. Он готов заплатить огромные деньги за то, чтобы обелить память о Колычеве, собственно ради этого он и рискует своей жизнью.

*не будет, наверное, огромным спойлером признаться, что Яковлев и есть Колычев*

Параллельно в великосветских салонах разыгрывается драма с участием княжны Марфы Тучковой (Юлия Хлынина) и ее юного брата - князя Тучкова (Павел Олегович Табаков). Молодой наследник рода и опекун своей своевольной сестры крайне обеспокоен тем, что Марфа влюблена в инфернального графа Беклемишева (Владимир Машков). У графа скверная репутация для человека из общества - он большой безобразник "по дамской части", плюс у него непонятное финансовое состояние (позволяет себе роскошные жесты и увлечения, однако есть мнение, что разорен) и вообще - слухи о нем ходят нехорошие. При этом граф пользуется особым покровительством Великой княгини и всеми принят.

Ясно, что на княжну Марфу это все вкупе с хриплым голосом действует сногшибательно. Брат обеспокоен и намерен отказать явно двигающемуся в сторону предложения руки и сердца графу.

Очень скоро выясняется, что Яковлев не просто за деньги заменяет оскорбленную сторону, он работает с целой бандой, провоцирующей на дуэли людей, которых, по сути, заказывают.

А заказывают их - потому что они кое-кому мешают. Например так, как молодой и упертый князь Тучков - мешает графу Беклемишеву...

Две линии - Яковлева и Тучковых - пересекаются...

При каких обстоятельствах Колычев перестал быть дворянином? Как стал он Яковлевым? Что там с грязными делишками Беклемишева? Добьется ли он княжны Тучковой? А если не он - то кто ее добьется? Знакомы ли Яковлев с Беклемишевым? Восторжествует ли добро и справедливость? Кончится ли дождь?

Все эти вопросы чрезвычайно волнуют зрителей.

Для начала я скажу о позитивном.

Хороша завязка.

Собственно - ее я пересказала и углубляться особо не намерена дальше пересказывать сюжетные ходы. Пусть останется некоторое количество интриги. Завязка - это большой плюс.

Фильм очень бодро снят.

Действие почти не провисает, эпизоды "затишья" довольно гармонично чередуются с ритмичными эмоциональными картинами. Воспоминания Яковлева (они будут) - втиснуты довольно умеренно, от основного сюжета не отвлекают.

Вообще, умение держать ритм, напряжение - это большое умение, и Мизгирев им владеет.

Тут тоже все в порядке. Мизгирев и Роднянский решили сделать фильм-нуар на фоне Петербурга 19-го века. Собственно, к такому решению подталкивает целый пласт российской культуры - литература (поклон Федору Михайловичу Достоевскому) и изобразительное искусство давно дают для этого повод.

В итоге главный герой - плохой парень, лишенный чести человек - действует в мире порока и обмана. Никому нельзя верить. Все предадут. Плюс вокруг полумрак. Даже днем. Еще бы - дождь круглые сутки. Грязь. Черные цветы в вазах. Все как бэ намекает, что "природа созвучна настроениям главного героя" (как писали в школьных сочинениях) - всю тлен и разложение. Низкие потолки. Свечи. Облезлые стены. И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука...

"В конце-концов - это просто красиво" (с). Все эти черные цветы, черные стены, полумрак, опять же - дощь...

Хороша атмосфера.

Что такое атмосфера нуара? Это, как пишет, Википедия - атмосфера цинизма, пессимизма, разочарования и тотального недоверия.

Нет, сэр, у вас не параноя, это действительно странные совпадения. Да, сэр, эта блондинка только кажется невинной девушкой. Да, держать пистолет под рукой - хорошая идея, сэр...

Нуар как жанр возник в 30-е годы в США, отражая общественные настроения после Великой Депрессии. И действия фильмов-нуаров как раз в этот период и происходили. Но постепенно эстетика нуара стала проникать глубже и расползаться шире. И вот уже появились европейские нуары, японские нуары (там этот жанр очень прижился), даже советские нуары.

Звучит фантастично, но это так. Посмотрите, допустим, "Дело Пестрых". Или "Испытательный срок" с молоденьким Олегом Павловичем Табаковым. Чем не нуар? Разве только тем, что главный герой - это не сомнительная личность, а вполне себе положительный парень. Только вот он окружен этой самой атмосферой цинизма и недоверия, хоть и пытается прорваться сквозь сгущающуюся тьму...

В общем - это такая эстетика.

Нравится не нравится - а интересно.

Все же понимают, что и рубеж 18 и 19 веков в США вряд ли был таким мрачным даже в Новой Голландии.

И Викторианская Англия так не выглядела.

Такой привет Тиму Бертону (а именно он - главный любитель нуара в современности).

Ну, еще Роберт Родригес.

Словом, с динамикой, завязкой, картинкой и атмосферой - все в полном порядке.

И тем не менее... В какой-то момент я поняла, что отчаянно пытаюсь не рассмеяться на весь зал - и удерживает меня от этого лишь усилие воли и уважение к другим зрителям. Потому что происходящее на экране из мрачной истории о мести превращается в какую-то напыщенную и даже слегка комическую чушь...

Короче, не буду ходить вокруг да около.

В чем проблема фильма - я вам скажу.

В сценарии.

Особенность хоршего фильма-нуара - стройность повествования. То есть сначала не должно быть понятно ничего. Каждый может оказаться негодяем. Не верь никому. Происходят загадочные совпадения и подозрительные события. Но потом, потом это все должно прийти к какому-то единому знаменателю. И даже если финал остается открытым - понятно хоть, в какую сторону он открыт.

Тут этого нет.

Мизгирев-сценарист придумал очень неплохую завязку, но не придумал развязку и, видимо, решил, как Наполеон, главное - ввязаться в бой, а там - посмотрим.

И вот ладно скроенный сюжет прямо на глазах начинает расползаться, потому что мало скроить - еще и сшить хорошо надо. А тут сюжет сшит плохо. И это видно как раз где-то с середины, потому что в тот момент, когда перед нами раскрыты все карты и уже ясно, кто подставил Кролика Роджера (то есть Колычева), надо как-то объяснить и все остальное - но все объяснения выглядят жалко и неубедительно.

Поэтому никакой "тонкой интриги" с местью подлецу Беклемишеву (ну, вы уже догадались, что это он главный гад на всем Питембурхе) не выйдет.

Все будет "в лоб". И без интриги.

Не буду раскрывать тайны, скажу лишь, что то, что сделал Яковлев в конце - он мог сделать вообще с самого начала. Прямо вот сразу, как вернулся в Питер после 5 лет отсутствия.

Из-за чего тогда весь огород городили? Доброе имя Колычева, выходит, так и не было восстановлено.

Плюс имеются серьезные проблемы с раскрытием мотиваций персонажей.

Как говорится - если со сценарием проблемы, то они везде вылезут.

Не ясно, что же за интриги плел Беклемишев с Великой Княгиней. По всему выходит, что ему нужны были дуэли - из-за денег. Но толком ничего не объяснено, приходится додумывать. Отчаянно намекали, что дело не только в любовной связи, но и в том, что Княгиня Беклемишева покрывает. Но вот в чем?

Нет, додумать не сложно. Даже очень легко (занять денег, потом не отдавать, потом организовать смерть кредитора на дуэли). Но... хороший фильм от среднего как раз и отличает то, что зрителю все-таки разъяснят мотивацию персонажей несколькими скупыми мазками.

Во-вторых, самый загадочный в плане мотивации персонаж - княжна Марфа. Сначала вроде ясно - она просто с жиру бесится и любит "опасных" мужчин. И тот же Беклемишев ей интересен, от того, что он - бааааальшой безобразник. Я даже вполне могу понять, что по той же причине ей стал интересен и Яковлев - он ведь вроде как негодяй, да еще и моложе Беклемишева. Но... интерес - интересом, эстетика нуара - эстетикой нуара, но все же не настолько, чтобы затевать секс в карете (у них там, кстати, именно в карете этим делом все и занимаются, не только княжна Марфа с Яковлевым, сами убедитесь).

Все-таки забывать о нормах морали и нравственности, характерным для определенного момента истории - довольно глупо. К примеру, в "Сонной лощине" тоже имеется секс вроде как благовоспитанной дамы на сеновале с любовником. Но... все-таки это опытная замужняя женщина. Да еще и с черной душой. Но все-таки ночью. На сеновале (то есть - вдали от посторонних глаз). А тут... юная княжна-аристократка, да еще в трауре (который она, кстати, почему-то не держала практически ни дня - а что так? черное на черном было бы эффектно), да еще и с каким-то проходимцем, да еще и активно помогая ему в... его поползновениях, да еще в карете без штор посреди бела дня в центре Питера в 1860-м году.

Вы такому верите? Я - нет.

Если бы они были одни где-то за закрытыми дверьми, если бы их что-то сумело сроднить, если бы там был какой-никакой приличествующий случаю антураж - это я бы еще поняла. Но в карете посреди бела дня? Извините, что я слишком много пишу про это, ведь ежу ясно - так не бывает.

В-третьих, что там с мотивацией Великой княгини? Вроде как официальная информация такова, что под этим персонажем подразумевают Александру Иосифовну, жену младшего брата Александра II - Великого князя Константина Николаевича (и мать поэта К.Р. - Константина Константиновича Романова).

Александра Иосифовна и К.Р.

Однако все источники утверждают, что это была женщина высокой нравственности, преданная своему мужу, пользующаяся огромным уважением при дворе и в обществе.

Хорошо. Может быть - это ошибка, и ввиду имелась все-таки другая Великая княгиня, но их там помимо Александры Иосифовны было всего 2 - жены Великих князей Николая и Михаила. Ни одна из них не была замечена в каком-то неподобающем поведении.

Допустим, это была какая-то абстрактная Великая княгиня. Художественная условность. Что не так с этим персонажем помимо ее повадок дорогой шлюхи? А то, что в начале, при первом появлении, нам представляют ее как женщину, которую "общество не принимает", а в конце - через пару недель после начала действия - как эдакую крестную мать петербургского высшего света, которая рулить всем и разруливает.

И все-таки что же за дела-то у нее могли быть такие с Беклемишевым, помимо собственно секса в карете (да вы давно догадались - что я их и имела ввиду)?

И последнее о сюжетных косяках.

Скажите мне на милость, почему нам так и не объяснили, когда и где этот ваш Яковлев научился ТАК стрелять?

У всех супер-героев был наставник. Это, извините, "жакон занра" фильма-мстилки. У Невесты был Пей-Мей, у графа Монте-Кристо - аббат Фариа... Майкла Корлеоне учила жизнь, но все-таки учила и подробно рассказано - как учила.

А тут - хопс, герой просто "офигительно стреляет" и ВСЕ. Или, может, он и раньше обладал этой супер-силой? И в предыстории? Но почему тогда не рассказали? И если он так умел - зачем с ним затевали дуэль-то в этой же самой предыстории?

Нет, нам намекают, что "в Аляску сослан был - вернулся алеутом". Алеуты научили что ли? Какой-нибудь хитрый алеутский охотник-одиночка? Он очень просился в кадр.

Но в итоге вся линия с алеутами лишь объяснит, как Колычев стал Яковлевым. Откуда у него на спине появилась "загадочная татуировка" и как, черт побери, он научился настолько фантастически стрелять и играть в "русскую рулетку" - нам ничерта не объяснили.

Ребята. Давайте честно: хорошая идея - это большая удача. Но если ты совершенно не знаешь, к чему ты должен из этой завязки прийти, то, считай, ты просто выкинул кучу денег в мусорное ведро.

И никакая картинка не спасет.

Кстати о картинке.

Даже шикарную картинку можно убить однообразием.

Почему, скажите, все "великосветские" сцены упорно снимают в прихожей Эрмитажа?

Да, несколько отфотошопили, но атланты вполне узнаваемые.

Вообще, у нас что, настоящий "нуар" без рисованных декораций вообще никак не создать?

И еще. Вечный дождь тоже может задолбать. Особенно, если постоянно показывать в кадре поливаемые дождем яблоки и капусту. А этот кадр я успела заметить раза 3-4, не меньше.

И об актерах.

Хорош исполнитель главной роли - Петр Федоров. Вот тут угадали так угадали, так вот из героев второго плана (см. "Обитаемый остров") выходят полноценные звезды. Он достаточно трагичный (но не комичный), простой и сложный одновременно. И харизма у Петра имеется. И играть умеет. Камера любит его лицо. Твердая пятерка.

Так же хороши практически все актеры второго и третьего плана. Франциска Петри представила интересную Великую княгиню даже при всей нареальной легкости поведения ее персонажа, Юрий Кузнецов (полковник Петренко по прозвищу "Мухомор" из "Ментов", а вообще - он известный и хороший актер-эпизодник) в роли преданного слуги Яковлева, Гармаш в роли зловещего Однорукого, Александр Яценко в роли настоящего представителя семьи дворян Яковлевых, даже Юрий Колокольников в небольшой роли Басаргина.

Княжна Марфа (Хлынина) - слабенько.

Брат ейный, князь Тучков (Павел Олегович Табаков) - деревянненький.

Вот с такой надутой мордой, выпученными глазами и выпяченной челюстью он проходил весь фильм.

Но и Хлынина и Табаков-младший - молодые, еще разыграются (в других, конечно, фильмах).

А вот с Машковым... Скажу прямо. Он нормально играет. Но... он откровенно стар для роли рокового мужчины Беклемишева. Я раньше думала, что только Домогаров все никак не может угомониться и прекратить строить из себя героя-любовника, ан нет... у Машкова та же болезнь. Но это пол-беды, что Машков все еще считает, что он - игого. Плохо и то, что так считают режиссер и продюсер.

Повторю. Машков играет нормально (без открытий, но нормально - проникновенно в глаза посмотрит, цинично усмехнется - все в порядке). Но это полный, что называется, мискастинг.

Словом, давайте скажем честно. Фильм вышел на "четверочку с минусом". От тройки спасает все-таки очень неплохая в целом картинка и прекрасный Петр Федоров.

Сюжет да, действительно хорошо завязан, но дальше он становится слабее, слабее, скатываясь в полную комедию и фарс. В какой-то момент я реально поняла, что хочется смеяться. И было над чем.

Всем хорошего вечера. Любите кино.

Тучкова Маргарита Михайловна. Любовь века.Часть 2.

"Ах,на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена...

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна..."

(М.Цветаева. "Генералам 1812-го года")

«Видали ль вы портрет генерала молодого, со станом Аполлона, с чертами лица чрезвычайно привлекательными? В этих чертах есть... ум, но также в больших темно-голубых глазах есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение...»

(Ф.Н.Глинка. "Очерки Бородинского сражения")

Александр Алексеевич Тучков. Художник А. Г. Варнек

Четыре брата Тучковых, из которых Александр был младшим, благодаря высокому положению отца - генерал-поручика инженерных войск, боевого соратника графа Румянцева, делали отличную военную карьеру. "Тучков-четвертый " - Александр - в 22 года был произведен в полковники. Утонченный, изысканный молодой человек, прекрасный музыкант, рослый стройный красавец с исполненными благородства манерами, отважный и мужественный на поле боя, человек высокого долга и чести, один из тех офицеров, на которых держалась русская армия - так описывали его все современники: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове». Сам того не желая, "похожий на Аполлона" молодой человек завоевал множество сердец самых красивых и знатных светских невест, но его сердце было свободно - никто не слыхал ни об его увлечениях, ни об его амурных похождениях, чем тогда весьма любили бравировать записные армейские ловеласы.

А.И.Михайловский-Данилевский:«С красивой наружностью, Александр Алексеевич соединял душу возвышенную, сердце благородное, чувствительное, ум, обогащенный плодами европейского просвещения. Часто задумывался он и мечтал, склонив свою голову на руку, но воспламенялся, когда заводили речь о судьбе России, находившейся тогда в беспрестанных войнах. В сражениях он был распорядителен, хладнокровен, и нередко видали его с ружьем в руке, подающего пример храбрейшим ».

Родился Александр Тучков 3 марта 1778 года в Киеве. Воспитывался он, как и все его братья, и родительском доме, так что были в его детстве и дьячок с букварем, и пастор с немецким и латынью, и арифметика, и гувернер-француз, и география, и обучение делать учтивые поклоны и правильно держать себя в обществе. Его отец, Алексей Васильевич, умер в 1799 году, 20 мая. Мать, Елена Яковлевна, урожденная Казарина, осталась настоящей хранительницей большой семьи - пятерых сыновей и двух дочерей.

Никола́й Алексе́евич Тучко́в (1765—1812 гг.) — генерал-лейтенант российской армии, командир пехотного корпуса.Джордж Доу

Па́вел Алексе́евич Тучко́в (1776—1858) — генерал-майор российской армии, действительный тайный советник. Герой Отечественной войны 1812 года.

Серге́й Алексе́евич Тучко́в 2-й (1(12) октября 1767, Санкт-Петербург — 3(15) февраля 1839, Москва) — генерал-лейтенант, сенатор из рода Тучковых. (гравюра, А. Ухтомский).

Герб рода Тучковых представлял собой щит, разделенный сверху вниз на две части, в правой изображен воин, держащий в одной руке копье, поднятое вверх, в другой — щит. В левой части на голубом поле лев, стоящий на задних лапах и повернутый в правую сторону. Над ним видна туча, откуда вылетает молния, поражающая льва. И что-то от молодого льва было в сильной и изящной фигуре, в открытом и блестящем взгляде молодого Тучкова-четвертого.

Герб дворян Тучковых

Светские кумушки и светские лоботрясы часто строили самые невероятные предположения о том, кто же будет его избранницей, но сам Александр об этом не задумывался, пока...

Пока на одном из званых вечеров не услышал волшебный женский голос, певший старинный романс - скорее, старинную русскую песню о неразделенной любви - и пошел на этот голос, как завороженный - навстречу ему сияли прекрасные изумрудные глаза высокой худенькой девушки в темном скромном платье - и эти - ВМИГ УЗНАННЫЕ И УЗНАВШИЕ - глаза, и этот чудесный голос вдруг странным образом затронули в сердце молодого человека до тех пор незнакомую ему струну.

Он ловил себя на мысли, что на всех балах и вечерах ищет Маргариту. Они пели дуэтом, играли в четыре руки на рояле, именно с Тучковым Маргарита начала впервые за долгое время танцевать - но говорила она с ним мало и односложно, и отводила взгляд - не дай Бог он заметит в её глазах уже плохо скрываемое теплое чувство. Могла ли она - унылая неудачница, разведенная жена, не первой по тем временам молодости, далеко не красавица - рассчитывать на хоть какие-то отношения с блестящим молодым офицером? Маргарита боялась снова поверить, боялась новой боли. Александр же не замечал ничего. Высокая и хрупкая рыжеволосая девушка ему, страстному любителю искусства, казалась похожей на изящные образы Боттичелли - особенно на белокожую златокудрую зеленоглазую Весну.

А иногда Маргарита напоминала ему раненую птицу, особенно когда тихо и скромно сидела в углу шумной бальной - и сердце захватывало от жалости, и хотелось, чтобы в её печальных изумрудных глазах засветились искорки счастья, и очень хотелось увидеть её улыбку, редкую и светлую, как луч солнца осенью... "Среди тысяч очей я узнал Твои.. ."...

Я благодарна за честь, милостивый государь. Не скрою, это родство было бы нам приятно. Но дочь моя теперь в таком состоянии, что разговор о брачных узах ей неприличен,- Варвара Алексеевна Нарышкина произнесла эти слова подчеркнуто-холодно. Александр внутренне сжался - это был приговор. Увидев расстроенное лицо молодого человека, Нарышкина попыталась смягчить удар - но получилось только хуже: - Вы знаете, что говорит наша религия о разведенных женах. Синод может развести, Господь - не всегда. Вы очень молоды, мой друг. Вы найдете себе более подходящую и блестящую партию, чем моя несчастная дочь.

Алекса́ндр Алексе́евич Тучко́в 4-й

Михаил Михайлович Нарышкин, родной брат Маргариты, опираясь на рассказы домашних об этом событии, записал: «...был страшный шум в нашем доме, поднятый после отказа матушки Варвары Алексеевны выдать за милого красавца Тучкова мою сестру Маргариту. Бедная сестра, узнав о намерении расстроенного Александра Алексеевича уехать в Европу, потеряла сознание. В ее комнату то и дело вбегали люди с подносами, кувшинами, полотенцами; пахло сладкими травами. Мне жаль было ее; насупившись, я смотрел на мать исподлобья» . Маргарита слегла. Она еще не окрепла, как "примерно через неделю после шума к нашему дому подъехал на коляске Тучков. Меня, играющего с дворовыми детьми, он подозвал к себе.

- Сходи к Маргарите, передай конверт.

Я побежал опрометью. Сестра раскрыла бумагу, и глаза ее наполнились слезами.

В письме Александр Алексеевич просил Маргариту беречь себя и верить в их счастье. Закончил послание стихами на французском, рефреном которых было признание в любви:

"Кто владеет моим сердцем и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!

Qui tient mon coeur et qui l"agite?

C"est la charmante Marguerite..."

Маргарита Михайловна Тучкова,урожденная Нарышкина

Варвара Алексеевна с тревогой вглядывалась в бледное лицо дочери, в еще более исхудавшую фигуру, всегда красные от слез веки снова потухших глаз. Да к тому же дочь начинала кашлять, а доктора разводили руками: "Климат... нервы... истощение... может быть, за границу?" Маргарита не хотела за границу. Заграница отняла у неё Александра. Время от времени приходили его письма - но уставшей отчаявшейся молодой женщине между строк всегда что-то мерещилось. Тон его писем казался ей слишком жизнерадостным, рассказы - слишком веселыми, ни одной из тех теней и сомнений, которые так терзали её. Там так много женщин, а он так хорош собой... Конечно, он ей пишет только из жалости. Всё равно никакой надежды нет.

"Я некрасивая! Я больше никогда не буду счастлива! », - кричала Маргарита перепуганным родителям, уже пожалевшим о своем отказе Тучкову. Можно сколько угодно иронизировать над строгостью тогдашних нравов. Но как знать, не владела ли стариками Нарышкиными мысль, что коли суждено дочери стать женой Тучкова, то от судьбы не убежать, а испытательный срок все же необходим. Так прошло три с лишним года.

Однажды брат Мишель позвал Маргариту погулять в сад. Сестра удивилась, но пошла. И, когда возле одного из старых деревьев увидела до боли знакомую высокую и стройную фигуру Александра, то не сдержала чувств - метнулась, как птица, и замерла в сильных теплых объятьях. "Завтра я снова буду просить Вашей руки ", - сказал Александр. Назавтра родители Маргариты начали рассылать по друзьям и родне приглашения с уведомлением о помолвке их дочери Маргариты с Александром Алексеевичем Тучковым-четвертым. Маргарите было 25 лет, Александру - 29. На свадьбе к невесте вдруг подошел нищий с палкой в руках. "Вот твой посох, мать Мария, возьми ", - сказал он. Маргарита удивилась, но машинально посох взяла.

Волосков Алексей Яковлевич

После свадьбы молодые уехали в тульское имение Тучкова. Они уединились от общества, и никого не хотели видеть, кроме друг друга. Почти год их союза пролетел, как один счастливый день. Тучков даже подал рапорт об отставке, однако ввиду готовящейся войны с Францией Государь Александр I рапорт не принял, ценя Тучкова как смелого и отважного воина. Весной 1807 года в Пруссию вторгся Наполеон, и высочайшим повелением Тучкову было предписано отбыть в место расположение части.

Маргарита почему-то задерживалась, хотя он ждал её для прощания уже довольно долго. Вдруг кто-то его окликнул. Он обернулся - поблизости не было никого, кроме стройного юноши в солдатской шинели на месте кучера. До него не сразу дошло, КТО этот юноша. "Сумасшедшая! Ты моя сумасшедшая! " Маргарита смеялась. Только вчера она получила Монаршее разрешение быть рядом с мужем в действующей. "В таком виде, - убеждала она мужа, - я не буду привлекать к себе внимания ..." Она была готова на всё, лишь бы не расставаться с мужем ни на минуту, с первой минуты их встречи она до безумия боялась его потерять, завидуя красоте своих подруг и кузин. Ей казалось, что весь мир сговорился, чтобы отнять у неё Александра. Война и военно-походные условия в частности - совсем неподходящие для женщины - тем более, для молодой привыкшей к комфорту и роскоши аристократки.

После долгих переходов Маргарита от усталости замертво падала на руки мужа. Но деятельный, неунывающий характер помогал ей переносить тяготы. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего... Только гул артиллерии, когда дрожит под ногами земля и все застилает пороховой дым, лишал ее этого самообладания. Вот как описывает писательница Т.Толычева состояние Маргариты Михайловны во время какого-нибудь сражения: «То она молилась, то прислушивалась к пушечным выстрелам... Но все было забыто, когда прекращалась пальба, барабанный бой возвещал о возвращении наших войск, и она выбегала на дорогу и узнавала издали стройного всадника, скачущего впереди полка» .

Единственная из жен высших офицеров, сопровождавшая мужа в походе, в прошении к императору Александру I Маргарита Тучкова писала: «Повелением любящего сердца своего сливаюсь припасть с мольбою к стопам Вашего императорского величества о благодеянии: умоляю дозволить мне сопровождать мужа моего... в шведском походе. Любовь к Тучкову составляет мой личный мир и выражается жаждой дела - вместе служить Престолу и Отечеству. Прошу Вашего разрешения выехать с мужем в действующую армию; не лелею никаких выгод для обеспечения собственной жизни, но имею надежду покорить себе счастье разделить с мужем и марсовы испытания судьбы. Моя натура крепка, а идея и прожигающее душу чувство справедливы, они освещены внушениями христианской веры ». Изумленный император наложил резолюцию: «Командующему 4 корпуса генерал-лейтенанту князю Багратиону. Князь Петр Иванович! Маргарита Тучкова взяла с меня полную и обильную дань удивления и восторга. Какая страсть, какая воля! Она предпочла покинуть сферу созерцательности, тепла и покоя. Пусть Тучковы будут вместе. Они ставят себя и чувства свои на публичное испытание самым страшным - войной. Любовь есть сила Богом даруемая. Мне ли стоять плотиной против мужества духовного дерзновения! »

Император Александр I

В 1808 началась русско-шведская война, и вновь Тучкова вызвалась сопровождать супруга в шведском походе. Нередко она находилась рядом с мужем верхом на коне, переодетая в платье денщика. Она научилась чистить картошку и варить солдатскую похлебку на походном костре. Ей, аристократке, доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие ухаживать за лошадьми - чистить их, расчесывать гривы, не боясь нахвататься при этом вшей. Тучкова стала настоящей сестрой милосердия: частенько, взяв в руки иголку с ниткой и дав солдату стакан спирта, зашивала рваную рану или распоротый живот. Никому и в голову не могло прийти, что раньше эта избалованная московская барышня, проводившая время за чтением французских романов и игрой на клавикордах, упала бы в обморок при одном только упоминании слова "кровь"... Коротая вечера в деревенских избах в ожидании мужа, Маргарита часто думала о том, как круто изменилась ее жизнь с появлением Александра...

Главнокомандующий русской армией в своих донесениях из Финляндии о военных успехах русских войск упомянул и о Маргарите Тучковой. «Я не встречал, - писал он, - людей с такой ненасытною жаждою, с такими огромными требованиями на любовь и жизнь... Солдаты называют ее своим ангелом-хранителем» .

Страх потерять Александра превращался в манию. Маргарита плакала от ревности, видя красавиц, восхищенно глядящих на её мужа - холеных, изящных, изысканно одетых и модно причесанных. Она же, неделями в походах не прикасавшаяся к душистому мылу и чистой воде, сама себе казалась отвратительной. Александр утешал жену, гладя по гладко убранным волосам - все будет хорошо, она же знает, что только она - единственная женщина его жизни - и других просто быть не может. Скоро он уговорит государя дать ему отставку - и тогда... Маргарита успокоилась и уснула, заботливо завернутая им в его шинель.

Ночью ей приснился сон. Она шла по пустому городу с черными домами - и на каждом из них была надпись - "Бородино ". Чей-то тихий голос говорил ей, что Бородино изменит её судьбу. Вдруг эта огромная надпись багровыми буквами вспыхнула на всю ширину зловеще-черного неба - и Маргарита в ужасе проснулась. "Бородино - это где? " - спросила она Александра. "Не знаю - кажется, где-то в Италии ", - ответил он.

В 1811 году у Тучковых родился долгожданный сын - Николай. К тому моменту Александр Тучков за храбрость и военные заслуги был произведен в чин генерал-майора. Однако, желая тихой семейной жизни и боясь за нервы и здоровье Маргариты, которая уже не могла постоянно следовать за мужем, он вновь подал рапорт об отставке. Маргарита изводила себя тревогами за его жизнь теперь более, чем когда-либо. Ее постоянная нервность и грусть передавались ребенку. Он рос слишком восприимчивым и слабым. По желанию Александра молодая мать сама кормила мальчика, несмотря на противодействие родных и докторов, считающих это совершенно неприличным и вредным. Маргарита любила своего сына с той страстностью, которую вносила во все свои привязанности и тряслась над ребенком не менее, чем над мужем. Все это тревожило Александра, и страх, которого он стыдился и старался скрыть, страх потерять сына и оставить несчастной Маргариту, страх за них и страх за себя, свою жизнь, впервые показавшуюся ему ценной, из-за того, что ее так ценила Марго, заставил его принять решение об отставке и просить ее у царя. И вновь получил отказ.

Художник Евгений Долгачев. Генерал А.А.Тучков «Твоя участь решится в Бородино»

В 1812 году война снова, как и всегда, обрушила жизненные планы очередного поколения россиян. Тучков, понимая неизбежность долгой и кровопролитной войны с Францией, отправил жену и сына в Москву, с согласия офицеров полка отдав Маргарите утварь походной церкви и икону, сопровождавшую его во всех походах - образ Нерукотворного Спаса.

Маргарита расставалась с Александром с тяжелым сердцем - ей опять приснился сон. Её отец зашел в её комнату с малышом на руках и сказал грустно: "Вот всё, что тебе осталось "

26 августа 1812 года Бородинская битва началась с массированных ударов артиллерии и пехоты по левому флангу князя Багратиона. Не прошло и часа, как Багратион прислал Николаю Тучкову адъютанта с приказом о подкреплении у деревни Семеновской. Николай отправляет на помощь младшего брата Александра с 3-й пехотной дивизией Коновницына.

А.А.Тучков на флешах,контратака

Неприятель успел завладеть Семеновскими флешами, когда подоспела дивизия Коновницына и штыками выбила французов с занятой позиции.

Разъяренный неудачной атакой неприятель обрушил на сражающихся ураган ядер и картечи. Сотни солдат повалились на землю замертво. Ревельский полк дрогнул и стал беспорядочно отступать.

Стоны, крики не замолкали вокруг ни на минуту. Александр бросился вперед, чтобы остановить солдат.

Да что же вы, ребята, неужто трусите? — прокричал он, но новое свинцовое облако картечи накрыло полк, и с перекошенными от ужаса лицами солдаты бросились уже врассыпную, не слушая своего командира.

— Ах, так! — хватая бегущих за мундиры, снова закричал генерал, и ярость исказила его красивое лицо. — Боитесь, так я один пойду! Смотрите!

И с этими словами, не думая больше ни о чем, только «остановить! », он схватил дымящееся, брошенное на землю знамя своего полка и ринулся вперед.

"...Множество ядер и гранат шипящим облаком обрушилось на то место, где был Тучков, взрыли, взбуровили землю, и взброшенные ее глыбы погребли тело Тучкова" Солдаты попытались вынести любимого командира, но тут их всех настигло ядро...

Узнав о судьбе своих сыновей — Николай смертельно ранен, Павел попал в плен, Александр убит — Елена Яковлевна Тучкова без крика и слез опустилась на колени, сказала: «Твоя, Господи, воля... » Потом попросила поднять ее: глаза больше не видели. Отыскали лучшего лекаря. Женщина, глядя перед собой умершими от горя глазами, тихо, но твердо сказала: «Не надо. Мне не на кого больше смотреть..

Когда Маргарита увидела входящих в её комнату в Кинешме отца и кузена, она поняла всё. Жестом остановила начавшего было говорить отца: "Не нужно. Я знаю - Александр убит ". Близкие ожидали взрыва эмоций, слез, обмороков - но Маргарита застыла в мертвом молчании. Только маленький Николенька на неокрепших еще ножках подошел к матери, обнял её колени и неожиданно по-взрослому взглянул ей в глаза - снизу вверх. "Вот всё, что тебе осталось "...

Брат передал ей записку генерала Коновницына с планом Бородинского поля, на котором крестом было обозначено место смерти Александра. И с этого момента мысль посетить поле смерти с надеждой найти непогребенное тело мужа, превратилась в настоящую манию. Помешала болезнь Николеньки. Но во второй половине октября 1812 года, когда Наполеон уже покидал разоренную Москву и здоровье малыша не внушало опасений, Маргарита выехала к месту событий.

Погода стояла пасмурная, но сухая. Оставив вещи в усадьбе своей подруги, жившей недалеко от Можайска, Тучкова тут же послала в Лужецкий монастырь просить священников прийти немедленно на место битвы, отслужить панихиду по убитым, а сама в дорожной карете поехала в Бородино.

Минеева Полина Владимировна

Страшно даже вчуже себе представить, что довелось увидеть молодой женщине, по какому адскому месиву шли её ноги. Над всей местностью стоял чудовищный запах тления. Бородинское поле было завалено десятками тысяч трупов людей и лошадей. Все усиливало ужасы картины: ночь уже наступила, небо было сумрачно, дул по временам холодный ветер.

А.Михайловский-Данилевский: "Вековечные титулы, отличия, порода, знатность - все горело! И ужели не было существа, которое бы уронило слезу любви на эти кости врагов и соплеменников?

Но вот, под заревом пожара небывалого, при блеске костров, являются два лица на поле Бородинском. То была женщина, стройная, величавая, то был отшельник, облаченный в схиму. Оба в черных траурных одеждах. У нее блестит на груди крест, на нем везде видны символы смерти - изображение черепа и костей адамовых. Между костров огненных, по берегам молчащего Огника идут они молчаливые, ночью, под бурею. Она с запасом своих слез; он с фиалом святой воды и кропильницей. И плачет и молится жена, и молится и окропляет водою жизни смиренный отшельник, живой мертвец, тех мертвецов безжизненных .

Художник Семён Кожин. М. М. Тучкова на Бородинском поле. Панихида по генералу А. А. Тучкову.

И вот чьи слезы, чьи благословения, под ризой черной осенней ночи, под бурею, раздувающею костры, напутствуют в дальний, безвестный путь тех потомков древних рыцарей, тех генералов и герцогов, тех великанов нашего времени, которые, по какому-то непонятному, обаятельному действию исполинской воли чародея, пришли с своими войсками, с своими колоннами, чтоб положить кости на русской земле и предать те кости на пищу русскому огню, и отдать пепел тех костей на рассеяние ветрам подмосковным. И тот отшельник, схимник соседственного монастыря, и та женщина, вдова генерала Тучкова, среди исполнителей обязанности общественной были единственными представителями любви…"

Старец-монах о. Иосафам: "Мы начали с Маргаритой Михайловной искать тело убитого Александра Алексеевича Тучкова во второй половине октября, когда враг уже покинул Московские приделы, на поле брани, где лежали без погребения десятки тысяч тел. Она нагибалась едва ли не к каждому трупу, пыталась различить дорогие черты. Я в это время кропил вокруг святой водой. За одну ночь она преодолела 9-верстное расстояние, но так и не нашла тело супруга.

Несколько дней от рассвета до заката ходила она по глубокой грязи, среди трупов, словно не чувствуя смрада разложения, собственными руками переворачивала окостеневшие тела, заглядывала в лица… Но найти смогла только правую руку мужа — узнала ее по рубиновому перстню".

Она захоронила эту руку прямо там, на поле Бородина, точно в том месте, где, как указывали очевидцы, погиб Александр.

Цветная открытка 1912 года, изданная монастырём. Семёновская флешь,место гибели генерал-майора Тучкова 4-го

Пережитое так отразилось на ее здоровье, что домашние опасались за ее рассудок. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть кузена Кирилла, сообщившего ей о гибели мужа, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.Только сын удерживал её от бездны мрачного безумия, в которую, казалось, она неминуемо скатывается

Маргарита вернулась в Москву с твердым намерением построить памятник Александру и всем погибшим прямо на Бородинском поле: «Я научилась покорности, но рана моя не заживала никогда. Ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой", - так писала она императору Александру. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшом, специально построенном домике.

Сторожка, в которой жила Маргарита во время строительства Храма

Вместе с матерью Николай сажал деревья возле строящегося храма; время от времени Маргарита уезжала с ним на воды - мальчик, эмоциональный, тонко чувствующий, был слабого здоровья и напоминал ей прекрасный, но очень хрупкий цветок.

Из записей Маргариты Тучковой: "Тебе сегодня минуло шесть лет, сын мой. С этой минуты я буду записывать все, что ты говоришь, что делаешь. Я хочу передать главные черты твоего детства; ты начинаешь уже рассуждать, чувствовать, и все, что ты говоришь, приводит меня в восторг: ты много обещаешь. Да поможет мне Небесное Милосердие воспитать в твоем сердце все добродетели твоего отца. Твой отец! При этом имени все существо мое потрясается. Ты не знаешь, милое дитя, что мы потеряли в нем, и сколько страдает твоя мать с тех пор, как лишилась этого друга своего сердца. .."

Среди реликвий, которые бережно хранятся в Спасо-Бородинском монастыре, есть написанная девятилетним Николаем записка: «Матушка, жизнь моя! Если бы я мог показать Вам свое сердце, Вы нашли бы в нем Ваше имя» . Она расставалась с ним только тогда, когда тоска гнала ее на землю, спрятавшую Александра.

Рисунок из альбома М.М.Тучковой. Николай Тучков. 1820-е гг.

С годами Николай все больше походил на отца — темные вьющиеся волосы, карие глаза, резко очерченный красивый рот. Когда он смеялся или откидывал со лба непокорную прядь, мать отводила глаза, чтобы не разрыдаться — сын делал это точь-в-точь, как когда-то Александр...

В 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревели: "В храме был поставлен гранитный крест с негасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова. Маргарита Михайловна сама внесла в храм икону Спаса, очень дорогую для неё, переданную ей мужем перед расставанием. Да, это был первый памятник, возведенный для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных. Двенадцатилетний красивый мальчик Тучков, страстно любимый матерью, был не лишний в нашей оживленной беседе за самоваром."

Художник Евгений Долгачев. Спасский храм, Николенька Тучков

Сын и Храм - в этом была вся суть её жизни

… Николаю шел пятнадцатый год. Определив его в Пажеский корпус, Маргарита обрекла себя на новую муку: видеться с сыном она теперь могла не чаще одной недели в году. Несмотря на юный возраст, он умел внушить к себе уважение. Как-то сверстники вздумали посмеяться, что в корпус его приводит нянька — мадам Бувье.

Прошу не шутить над нею , — впезапно побледнев, оборвал веселую болтовню юный Тучков, — она нянька, но любит меня как сына. — Смех оборвался.

Наступил 1826 год - и с самого начала он стал роковым для Маргариты. По делу декабристов на сибирскую каторгу был осужден её брат Мишель. Жена Мишеля - дочь начальника Александра - Лизонька Нарышкина-Коновницына собиралась за ним в Сибирь. Маргарита поддерживала её, как могла - и думала о том, что предпочла бы самые страшные условия жизни с Александром - жизни без него...

Михаил Михайлович Нарышкин

(как инокиня Мелания и игуменья Мария ).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской . Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Кошелевой , которая, в свою очередь, была названа в честь своей матери «Гриты», или Маргариты Глюк - дочери пастора Глюка .

    Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

    Первый брак

    В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского . Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

    Второй брак

    С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

    Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

    В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме , где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении .

    Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

    По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira à Borodino») . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

    Вдовство

    Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

    Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

    Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

    Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревеле :

    День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

    В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

    Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

    Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря (возведённом около места, где погиб Тучков), рядом с сыном.

    Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. « Как только смогла оставить ребенка, Маргарита добралась до этого проклятого Бородина. Для этого Маргарита продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это придало мне сил и, как мне кажется, все получилось и срослось.

    В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось. » В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине. » Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Я играю Ирину в спектакле «Три сестры» Андрея Сергеевича Кончаловского. Мощная актерская пара. А когда дошло до сцены безумия Ирины, у него мурашки по коже побежали.

    • Тучкова, Маргарита Михайловна это
    • Маргарита Тучкова // Смерть и жизнь на Бородинском поле
    • Алексей Мизгирев снял фильм о людях, которые защищают свою честь
    • 171Дуэлянт187:роман Дюма в декорациях Достоевского и с характерами Лермонтова
    • Юлия Хлынина – биография информация, личная жизнь

    По сути он заказчик этих убийств, а исполнитель – дворянин Яковлев. В июле 1822 г. их посетили Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1871), впоследствии дипломат и мемуарист и дальний родственник 8212 поэт, переводчик и путешественник Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). На съемочной площадке было много трюковых элементов и он их исполнял сам. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года, пережив своего Александра на 40 лет.

    Это осталось в картине. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой.

    Для героя Владимира Машкова мир открыт. Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Барон Старое – персонаж-немец играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. К тому же, он частенько поднимал на жену руку.

    1. Отзыв: Фильм Дуэлянт (2016) – Дворянин не примет вызова от собаки обзор Александра Монами
    2. Юлия Хлынина:«Дуэлянт» – как оркестр, где у каждого своя партия»
    3. Парфюмер: История одного убийцы /
    4. Влюблённым предстояло расставание
    5. Не все мы умрем, но все изменимся
    6. Словари и энциклопедии на Академике
    7. Марфа Матвеевна Тучкова (Кожина)

    Правда, рассказанная через дуэльный кодекс. Его мать дружила с Нарышкинами и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Здесь и подкупленные секунданты и незаряженные пистолеты. Эта отправная точка заявлена изначально в описании фильма. Они зависят друг от друга и в то же время друг друга уничтожают.

    Она попросила об одном – отпустить на волю брата Михаила. Петр на это пошел. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Все боялись за ее жизнь. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский.

    Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных родителей. Все было бесполезно – в носилки с раненым Александром попало ядро – от ее любимого не осталось ничего. Так что погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. С одной стороны история жанровая, с другой – реалистически достоверная.

    Они впервые вдвоем на экране. Долго она искала его среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по полю. Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара и за лекаря.

    Удивительно, что вместе они никогда не играли. Кроме того, в портфолио компании – телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров. Свербеев Д. Н.

    Все открылось и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Однако после свадьбы все изменилось. И вот так родился фильм 171Дуэлянт187, оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости.

    Я никогда не выдумываю персонажам имена. Он понял, что я его женщина. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина) проходит путь от «предмета обожания» Беклемешева до «трофея» его противника. Главный герой – бывший дворянин Яковлев (Петр Федоров) после долгих лет скитаний приезжает в Петербург 1855 года с одной-единственной целью – вернуть себе поруганную честь и отнятый дворянский титул. «Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. Дуэль – это очень русская история.

    Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И мой молодой человек сказал, что именно тогда я поразила его своей внешностью.

    Мне жаль было ее насупившись, я смотрел на мать исподлобья». Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Дуэль была кульминацией отношений. В итоге разрешение было получено. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть.

    Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.

    На счету «Нон-Стоп Продакшн» – фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Да и не нужно. Нам важна достоверность. Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Но различие героев Петра Федорова и Кристофера Уокена налицо.

    Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Нисколько не смущаясь, Ласунский продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Горе сразило Тучкову. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп. » Это опасно и Петр и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. В противовес герою Петра Федорова, который убивает, но живописно мучается, Владимир Машков (граф Беклемешев) в «Дуэлянте» однозначно отвратителен и по-шекспировски коварен, даже извечный «детский синдром» излюбленный прием американских режиссеров, объясняющих кровожадность маньяков травмой, нанесенной в дремучем детстве, не спасает ситуацию.

    Он пророс в эту роль. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Был октябрь и все поле было завалено непохороненными телами. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. Причем у нас получилось очень романтичное знакомство.

    В 1837 году на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. Фильмы, подобные «Дуэлянту», ругать нельзя. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее.

    Временами мы видим не классическую дуэль, а игру «в орлянку». На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: « ». Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX. в своих записках так описал встречи с «еще молодой, еще красивой и в самом деле привлекательной» Тучковой М. М. : «Норов узнал, что за городом, в Екатеринентале, находится его родственница, вдова убитого под Бородиным генерала Тучкова и на другой же день мы к ней отправились. Не замужем, но состоит в отношениях и называет своего молодого человека женихом.

    Вуттке справился с ролью легко и изящно. У героев разные возможности. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. И хотя она не была святой и не являла чудеса исцеления, не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица, но эта женщина сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини плакали и не могли петь. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить.

    Он не имеет отношения к миру кино – окончил МГИМО, старше Юлии на пять лет. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. – Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение.

    Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Петр этого не делал. Вскоре брат вернулся с каторги. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене.

    Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Их просто смотрят в комфортабельных залах ультрасовременных кинотеатров под мерный хруст попкорна, а после говорят: «Да, хороший был вечер8230».

    Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером. Я никогда этого не делаю. Он пришел ко мне на спектакль. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром.

    Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Таки образом, абсолютно чужой человек может пострадать или стать убийцей. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль.

    Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16 лет), а Ласунский был так привлекателен. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри) и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе. До последних дней своей жизни она жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. «Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. Слишком хорошие артисты были у меня в руках.