Хакасские узоры пояс. Урок по технологии "Региональный компонент

Выполнение образцов швов «орбе», сетчатый, тамбурный. получить представление о источниках, символике, орнаменте, цвете, видах хакасской вышивки; научиться выполнять швы «орбе», тамбурный и сетчатый; развивать эстетический вкус, внимание и аккуратность. воспитывать настойчивость и терпеливость. И... Т.... Н.... П..... Р...... Вышивка – самый развитый и распространённый вид хакасского национального творчества. Ею занимались многие женщины и даже мужчины. Она украшает одежду, головные уборы, обувь и предметы быта. Вышивка у хакасов называется ХООС. Хакасские мастерицы вышивали на выделанной овчине, войлоке, на сукне, ровдуге, шёлке. Основными составляющими любой вышивки являются: Источники Символика Орнамент Цвет Техника выполнения Хакасская вышивка – народный вид творчества. Корни её уходят в седую древность. Источником этого рукоделия являются каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, образцы вышивки сохранившиеся в музеях и коллекциях. Наскальные рисунки Народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет смысл. Историки утверждают, что каждый узор несёт тайную символику: круг, вписанный в квадрат, воплощает сущность двух начал - неба и Земли изображение ромба - символ солнца; ломаная линия - вода; прямая линия - поверхность Земли; треугольник - горы; лотос - символ мира. В хакасской национальной вышивке применяют различные орнаменты: Геометрический Растительный Зооморфный (образный) Бордюр воротника Кайма на подоле Манжеты На погонах На спинке На линиях проймы (в безрукавках) Головных уборах В хакасской вышивке мастерицы через цвет передают настроение и переживания. Основными являются три цвета: Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на земле. Голубой – цвет воды, неба. Зелёный – цвет травы, растений. Чаще всего фоном служит чёрный цвет. В современной хакасской вышивке наряду с основными цветами, применяется разнообразная цветовая гамма. Упражнение «Буратино» – для снятия усталости с глаз. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. В настоящее время многие хакасские мастерицы продолжают развивать старинные народные традиции шитья и украшения хакасского платья вышивкой. Хакасские мастерицы используют для вышивки следующие швы: Тамбурный шов – шов «цепочка», Созирткен сетчатый. 1. Сетчатый 2. Шов орбе – «козлик» 3.Тамбурный – «цепочка» Тамбурный Древний восточный шов (шов «цепочка»). Вышивают по предварительно намеченному рисунку. Представляет непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется в основном для вышивания контура. Тамбурный Последовательность выполнения: 1. Вдень в иглу нить в два или три сложения. 2. Закрепи нить с изнаночной стороны. 3. Выведи иглу с ниткой на лицевую сторону в начале стебелька. 4. Уложи рабочую нить петлёй. 5. Прижми нить пальцем левой руки. 6. Введи иглу рядом с предыдущим проколом 7. Выведи иглу на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии равном её длине. 8. Другие стежки выполняются аналогично. Сетчатый - напоминает тамбурный шов «петля». Представляет собой ряд петель, которые зацепляются друг за друга и располагаются поочерёдно то справа, то слева. Шов орбе – «козлик» применяется при шитье и для декоративного украшения изделий. Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и 2 ряда мелких стежков на изнанке. Подготовьте для практической работы: Пяльцы Ткань с рисунком Иголку Нитки в 2 -3 сложения Самоконтроль: При работе соблюдаем правила Т.Б. Пользуемся инструкционными картами Работу выполняем аккуратно, не выходя за контуры рисунка При выполнении тамбурного(«цепочка») и сетчатого шва следим за одинаковым размером петель Желаю удачи! Домашнее задание (тема «Причёски»): Рабочая тетрадь Расчёска Резинки, заколки Сообщение о причёсках Урок закончен, всем спасибо.

Работа заняла

1 место

На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,
Не зная его на белом свете народ издревле живёт.
Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Наш орнамент вырезан из черной бумаги, гофротрубочки имитируют кружевную вилюшку, белым маркером нарисовали плетешковую решетку (сцепное кружево) и оформили работу в белую паспорту.

"Кружево" наклеили на черный картон и вставили в рамку (35 х 45 см).
Цветовое сочетание выбрано не случайно: черный цвет у хакасов - цвет земли, а белый - цвет радости, чистоты, невинности, света.

Первые плетеные изделия на юге Сибири появились в конце XIX века. Небольшая коллекция имеется в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова. Это моя работа прошлых лет: декоративное панно с элементами хакасского орнамента.

Самая большая коллекция плетенного кружева на территории юга Сибири находится в фондах кафедры Декоративно-прикладного искусства Института Искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в городе Абакане. Спасибо замечательному талантливому педагогу, кружевнице Нине Васильевне Паршаковой! На фото я - студентка))) и кружевные работы студентов ХГУ. В верхнем левом углу моя работа "Купола России".

В ХГУ студенты разрабатывали сколки и плели кружево по мотивам хакасских орнаментов. Сейчас более широкий выбор ниток, чаще используются уже не шелковые, а хлопчатобумажные нитки фабричного производства. Популярностью пользуется не только белое, но и цветное кружево. В коллекции имеются изделия полностью кружевные и изделия с кружевными вставками, что характерно как для конца XIX - начала XX века, так и для сегодняшнего времени.

Небольшие кружевные элементы, различные декоративные вставки - популярны у начинающих кружевниц. Коллекция кружевных изделий кафедры ДПИ по единицам хранения самая численная не случайно. Студенты ведут научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучают аналоги и прототипы, знакомятся с фондами музеев в городе Минусинске и в посёлке Шушенское, переосмысливают наследие народных мастеров и создают современные дипломные проекты.

Великолепно смотрятся ажурные салфеточки, оформленные кружевом-край или полностью выполненные в сцепной технике плетения.

Льняная салфетка (или даже скатерть!) - размер 60х45 см, коллективная работа студентов (1997 г.)

Кафедре ДПИ Института Искусств ХГУ удалось создать коллекцию дипломных работ по кружевоплетению.
Дипломная работа "Древо жизни" (2000 г.) - в основе хакасский орнамент.

Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме". 8 класс

Цели:

    Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.

    Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.

    Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

    хакасские национальные костюмы,

    эскизы орнаментов, пословицы о труде,

    табличка «сегодня на уроке»,

    тетрадь, ручка, карандаш, резинка,

    технологические карты по выполнению практической работы.

План.

    Организационный момент.

    Орнамент и его история.

    Применение орнамента

    Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» - обшлага, «инмен» - наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

Рассмотреть образцы (примеры).

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

    Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

    Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.

    Симметричный орнамент

    Асимметричный орнамент.

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

«Изготовление лекал хакасского национального орнамента».

Последовательность выполнения.

1. Сложить лист пополам.

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

    назначение орнамента (где будет применен),

    назвать тип орнамента,

    общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

 Вышивка отражает сложное мировоззрение древних хакасов, их духовный мир, религиозные верования. Учитель технологии МОУ Жемчужненская СОШ № 1 Васильева Н.А. Основные источники изучения народной вышивки: 1. Выбитые узоры на курганных плитах: Узоры хакасской вышивки XVIII- нач. XX вв.1 Оглахтинская плита Плита у Аёва. 2. «Наскальные писаницы»: на горе Сагыт Комарковская писаница. 3. Народные поэтические сказания: Достала дорогое сукно, Прекрасному юнцу Спинку кипа стала кроить. Ичен – Арыг была настоящая мастерица, Все части быстро скроила. Прекрасная Пичен – Арыг, Напевая, спускается с горы, Пятьдесят её косичек по надплечникам рассыпались… 4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв. (запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он «вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками») 5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:  Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл.  У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.  Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.  Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:  геометрические,  растительные,  образные Геометрические мотивы орнамента:  Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам), нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари. - ромб – символ солнца - ломанная линия – вода - треугольник – горы - круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца) ________ - прямая линия – поверхность Земли; Растительный орнамент: представляют мотивы:  Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, почка, розеты, трехлепестковый узор и др - лотос – символ мира (как у многих народов Востока) Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма Хакасский национальный орнамент: 1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд. 2. Ассиметричный орнамент: узор заполняет деталь костюма (например, надплечники женского платья). 3. Орнамент в квадрате: Эта композиция встречается в хакасских узорах при вышивании ковров подушек и др. 4. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Форма и содержание зависят:  от того, какие швы будут использованы (тамбурный (созiрткен), стебельчатый (номаак чiк), козлик (орбе), и др);  от назначения изделия (пого, обшлага, манжеты, и т.д.)  от расположения узора на изделии (в центре, в углу изделия, по краю);  от выбора цвета для его выполнения (чередование ярких и ослабленных тонов) Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле 2. Голубой – цвет воды, неба. 3. Зеленый – цвет растений. Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли. «Традиционное» сочетание цветов:  Красный – зелёный – жёлтый  Зелёный – красный – белый  Зелёный – жёлтый – лиловый  Зелёный – синий – кирпичный  Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др. По технике наложения нитки, шоввышивка бывает трёх типов:  1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента) (по-хакасски - еюсэрткен). 2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик. Шов козлик - орбе  3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице). Стебельчатый шов: выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др. Односторонний петельный шов (чорбеен);  Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов. Место расположения вышивки в одежде:          бордюр воротника, кайма на подоле, манжеты, линия талии, на спинке верхней одежды, на рукавицах, на кисетах, на линиях проймы в безрукавках, на погонах. Хакасские национальные костюмы: -- женское платье; -- безрукавка (сигедек); -- платок (арчал); -- мужская рубашка (когенек). Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера.

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.