Виноградный спас года какого числа. Медовый спас по православному календарю

Выяснить, какого числа Медовый спас 2016 наступает, можно по церковному календарю. Праздник совпадете с одним из серьезных и значимых религиозных событий, именуемым Происхождение честных древ Животворящего Креста, который отмечают 14 августа по новому или 1 августа по старому стилю. Старинные народные приметы говорят, что делать в этот день нужно только добрые дела, дарить друг другу подарки и приятные поздравления, устраивать народные гуляния и носить в церковь на освящение свежевыкаченный летний мед.

Какого числа Медовый спас и как он возник

Какого числа Медовый спас наступает, запомнить совсем нетрудно. Это происходит 14 августа. Согласно старинным приданиям этот день символизирует окончание лета, период сбора урожая и приближающиеся осенне-зимние холода. В это время перелетные птицы начинают собираться стаями и готовятся к отлету в теплые края. Пчелы уже не приносят в ульи пыльцу с цветов, а пасечники совершают последний в году торжественный забор сезонный забор меда.

Иногда праздник именуют Маковеем. Это название возникло в период зарождения христианской веры. Изначально 14 (1) августа поминали добрым словом святых мучеников – братьев Маккавеев, отдавших жизнь во славу своих религиозных убеждений. С течением времени оба праздника слились в один, а фамилия жертв трансформировалась в «Маковей» еще и потому, что именно на эти дни приходилась активная фаза сбора съедобного кулинарного мака.

Медовый спас — что делать на праздник

Для пчеловодов на медовый спас существовали особые правила. С утра владельцы пасек одевали чистую одежду, осеняли себя крестным знамением, подходили к улью, переполненному медом, и приступали к залому сот. Первую партию клали в чистую, прежде неиспользованную посуду из натурального дерева и несли в храм на обряд освящения. Медом, осененным рукой священника, потчевали всех желающих знакомых и незнакомых. Самым страшным грехом в этот день считалось обделить угощением нищих, бездомных и подростков.

Все люди от мала до велика в нарядных платьях собирались на центральной площади. Молодые парни и девушки водили хороводы и пели красивые, мелодичные песни. За хорошее исполнение их обязательно награждали ароматным свежим медом или горячей выпечкой с медовой начинкой.

Помимо меда, в церкви несли охапки полевого мака и обереги-букеты из маковейчиков и разнотравья. Считалось, что эти растения уберегут семью от несчастий и голода, защитят от злых сил и обеспечат в доме гармонию и взаимопонимание. Букеты трепетно хранили весь год до следующего спаса и верили в их целительную силу. А в качестве предохранения от бедности и дурного глаза вокруг дома сыпали освященное в церкви зерно из нового урожая.

Медовый спас – приметы, ритуалы и традиции

  • Купание на Медовый спас улучшало состояние здоровья и помогало смыть накопленные грехи.
  • Мед, съеденный на Маковей, способствовал избавлению даже от тяжелых, хронических болезней.
  • Ранний отлет птиц на спас обещал снежную зиму, а поздний – затяжные холода и суровую весну.
  • Оказывать помощь в Медовый спас вдовам или просто нуждающимся женщинам считалось хорошей приметой. Такой человек гарантированно получал Божье благословение и весь год не знал недостатка в пище.
  • В колодец, выкопанный летом и освященный на Медовый спас, вода приходила не только вкусная и чистая, но и целебная.

Медовый спас – поздравления родным и близким

Зная заранее, какого числа Медовый спас наступает в 2016 году, к нему можно успеть соответственно подготовиться. Нужно продумать, что делать в этот замечательный, красивый праздник и какими подарками, поздравлениями и сюрпризами радовать родных, друзей и знакомых. Самым уместным презентом в этот теплый августовский день, как говорят народные приметы, является мед. Баночку можно приобрести в супермаркете или на городской ярмарке, приуроченной к Медовому спасу, и вручить дорогому человеку вместе теплыми пожеланиями в стихах или прозе, высказанными вслух или написанными на яркой, эффектной открытке.

Медового счастья, медовой погоды,
Медовой любви вам на долгие годы!
Веселья, здоровья, терпенья и сил!
Чтоб спас нашу жизнь до конца обновил!
И не было места печали и боли,
А лишь благодати цветное раздолье!
Успехов в делах и удачи в пути,
И каждому то, чего ищет найти!

Сегодня день особый, сегодня праздник Медовый Спас! В это светлое, радостное торжество хочу от души вас поздравить и пожелать достатка! Желаю вам трудится как пчелки, все делать с вдохновением и воодушевлением, пусть работа приносит удовольствие! Желаю сладкой как мед жизни, насыщенной, здоровой, бодрой! Пусть уходит лето, но оставляет тепло и красоту в ваших сердцах. Желаю, чтобы вам всегда сопутствовала удача, пусть в вашей жизни присутствует медовая, сладкая любовь! Живите здорово и богато! С праздником!

На Родине - Медовый Спас.
В церквях - полным-полно народа,
И все, как водится у нас,
Толпятся с баночками меда.
Мальчишка пробует на вкус
Губами капли с крышки липкой…
И Сам Сладчайший Иисус
Глядит на это все с улыбкой

В воздухе витает сладкий аромат маковых булочек и свежего собранного меда. Дивное пенье птиц перекликается с песнопениями приходского хора. Колокола радостно сообщают о наступившем Медовом Спасе! С праздником, дорогие! Сладких вам, как мед, жизненных мгновений, чистых, как родниковая вода, помыслов и трудолюбия маленьких пчелок!

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

«Медовый», «яблочный», «ореховый»/«хлебный»

Август по праву считается одним из самых богатых на праздники летних месяцев. Причём традиции эти уходят корнями еще в далёкую древность. Название праздника «Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». Так в церкви принято именовать Христа за спасение человеческого рода. По церковному календарю полагается отмечать три Спаса: яблочный, ореховый и медовый. Дата каждого из них остаётся неизменной из года в год.

Медовый спас - 14 августа

14 августа 2016 года начинается Успенский пост , который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.


Первое, что нам потребуется сделать на медовый спас, — это освятить мёд и соты. В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причём всё с мёдом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.


Также следует святить воду в такой день, целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и второе название спаса - Маковей . С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов - Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие.

Яблочный Спас - 19 августа

- Преображение Господне


В этот день каждый год православный мир отмечает Преображение Господне. Обычно в такое время начинается сбор урожая в садах, отсюда и название - яблочный спас. Также существует в народе поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.


В былые времена крестьяне обязательно пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей. Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

Этот праздник символизировал начало сбора лесных орешков. В древности они были одним из важных продуктов питания и зимних заготовок. Ореховый является третьим и последним спасом в году. Также его принято называть «Хлебным », поскольку в это время завершалась жатва яровых. И все уважающие себя хозяйки с самого утра занимались приготовлением теста и выпечкой хлеба с пирогами.


Есть у праздника и третье название - «Холщовый ». В этот день в 944 году свершилось перенесение нерукотворного образа Христа в Константинополь из Эдессы. Он представлял собой кусок полотна, на котором согласно Священному Писанию был отпечатан лик Спасителя. В это время по всей Руси шла активная торговля тканью и полотном.

Он завершает собой лето и богат интересными традициями прощания с последним теплом. На ореховый спас принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой. Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать. Отсюда, к слову, и пошла поговорка: «Хлеб всему голова ».

Более того, обязательно на каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей. Хлеб и орехи традиционно освящают в церкви, а во многих городах и населённых пунктах проводятся самые настоящие ярмарки в этот день.


14 августа (1 августа по старому стилю) Православная церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым Спасом .

В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово "происхождение" представляет неточный перевод греческого слова, буквально означающего "предъисхождение ", "несение впереди" древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день выносили священную реликвию - Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, из дворца в церковь Святой Софии и совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа (1 августа по старому стилю) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века : "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В сказании говорится, что празднование также было установлено константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином в память знамений от трех святынь - Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамение произошло во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в походе 1164 года. Противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки. Греческий царь и русский князь обменялись сообщениями об одержанных победах и о чудесном сиянии, исходившим от святых икон.

К XV веку относятся иконы Происхождения креста , на которых изображался византийский крестный ход. В XVI-XVIII веках строились церкви, посвященные этому празднику.

По принятому ныне в Русской церкви чину 14 августа совершается малое освящение воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда - так называемый первый Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня широко отмечался в средневековой Руси. С особой торжественностью это происходило в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, отличавшиеся особой торжественностью, в которых участвовал сам царь. Накануне вечером 13 августа (31 июля по старому стилю) государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря на Москве-реке устраивалась "Иордань" (от реки Иордан, в водах которой крестился Иисус Христос) - над водой сооружалась сень (шатер, навес) на четырех столбах, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около "Иордани" устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, которые расписывались, украшались резьбой и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв государь с боярами опускался в "Иордань", возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной ("иорданской") водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. После чина водоосвящения устраивались народные гулянья.

Не только в городах, но и в деревнях и селах России церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе первый Спас "Спасом на воде", Водным или Мокрым.

Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед, поэтому необходимо было "заломать соты", иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей, после чего "подрезывал" соты и, положив часть в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После литургии священник освящал мед нового урожая, и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие и дети. Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Первый Спас привычно называют Медовым. В этот день начинается сбор меда и его освящение, также совершается малое водосвятие (святится вода в новых колодцах и очищаются старые). Можно сказать, что это праздник пчеловодов. В сотах заламывают первые соты для того, чтобы пчелы из чужих ульев не забрали весь мед. Считалось, что в этот день пчелы перестают давать мед, а на Руси в день Медового Спаса начинались веселые медовые ярмарки. Когда отмечается Медовый Спас в 2016 году Все православные верующие отмечают Медовый Спас ежегодно, в один и тот же день - 14 августа. Дата празднования не меняется, как это происходит, например, с Пасхой. В 2016 году Медовый Спас приходится на воскресенье. С дня Первого Спаса начинается Успенский пост и длится до 28 августа. Медовый Спас - самый первый из трех Спасов, еще есть Яблочный и Ореховый. Три августовских праздника, отмечающиеся в честь Спасителя Иисуса Христа идут один за другим. Первый Спас - Медовый - Спас на Воде Второй Спас - Яблочный - Спас на Горе Третий Спас - Ореховый - Спас на Полотне Медовый Спас. Другие названия праздника Медовый Спас еще называют Медовым Маковеем. Кто-то относит этот праздник к братьям-мученикам Маккавеям. Это не совсем так. Первый Спас получил название Маковей за счет начинавшегося 14 августа сбора мака. Праздник Первого Спаса также называют Лакомка и относится он больше к детям и молодежи. Соблюдающим пост в этот день позволяется употреблять мед в пищу. В православии Первый Спас называют Изнесение (или происхождение) древ Животворящего Креста Господня. Происхождение этого праздника весьма интересно: из-за болезней, терзавших народ именно в августе, в Константинополе стали выносить Древо Креста Господня на улицы города для отвращения болезней и освящения тех мест. Крестных ход продолжался вплоть до праздника Успения Богородицы (29 августа). Вообще, 14 августа весьма значимо для Православной Церкви. Кроме Происхождения Креста Господня, в этот день чтят: семь мучеников Маккавеев: Авима, Алима, Антония, Гурия, Евсевона, Елеазара, Маркелла и учителя их, Елеазара, и матери их, Соломеи; Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; мучеников в Пергии Памфилийской: Александра, Аттия, Евклея, Леонтия, Катуна, Киндея, Кириака, Минсифея, Минеона; священномученика Димитрия Павского; обретение мощей преподобной Софии Суздальской. Также в народе существуют такие названия Первого Спаса: Водный Спас, Мокрый Спас, Пчелиный праздник, Медовый праздник, Спасовка, Медолом, Проводы лета, Маккавей, Макотрус. Медовый Спас: традиции и обычаи праздника Издавна считалось, что вкушать первый раз мед необходимо только в день Медового Спаса. Лакомясь первой ложечкой меда, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется. Самое важное, что нужно сделать в день Первого Спаса - освятить главное блюдо праздничного стола — мед. Желательно освящать продукт пчеловодства еще накануне праздника. Вместе с медом освящают и воду, водоемы и колодцы. После посещения церкви народ устраивает гуляние. Празднество не должно быть слишком веселым, особенно для тех, кто соблюдает Успенский пост. Вместо спиртных напитков на столе должен стоять только квас и, конечно, мед. Почти все блюда, которые стоят на столе в праздник Первого Спаса должны содержать сладкий продукт пчеловодства (булочки, куличи и пироги с медом, всевозможные каши с добавлением лакомства, торты с медовой начинкой, блины с медом и прочее). В день Маковея собирают целебные букеты - маковейчики. «Маковийский цветок», как еще называют букет, содержит чабрец, календулу, мяту и несколько головок мака. Как и мед, букет освящают в церкви и хранят дома до весны, во избежание горестей и бед. С приходом весеннего тепла девушки вплетают засушенные цветы в волосы, а мак рассеивают на грядках огородов - волосы станут крепче и красивее, а урожай будет радовать хозяев весь год. Освященным медом и медовым угощеньем принято потчевать нищих, стариков, сирот и вдов. Также в этот день оказывали посильную помощь этой категории населения. «Мы - за себя, Ты - за себя, А Христов Спас - За всех нас!», — приговаривали люди в день Медового Спаса. В старину на Первый Спас купались в водоемах сами и купали этой водой домашнюю скотину - в этот день вся вода освящена, а, купаясь, люди получают очищение, смывают грехи и пороки.