Образ и характеристика травки из рассказа кладовая солнца пришвина сочинение. Охотничьи собаки (сборник рассказов)

Мы уже писали о классиках мировой литературы и их любимых кошках. Но многие знаменитые писатели были также страстными собачниками, а их преданные четвероногие друзья навеки вошли в историю.

Пожалуй, самый известный в мире писательский пес принадлежал жителю английскому поэту Джорджу Гордону Байрону. Это ньюфаундленд Ботсвен. Хозяин поставил ему мраморный памятник у себя в поместье с такой эпитафией: «Здесь покоятся останки существа, соединившего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жесткости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово, которое было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека».

Давайте вместе полюбуемся замечательной дружбой между литераторами и собаками! Мы также собрали увлекательные истории о них. Приятного чтения!

1. Антон Чехов

Любимой породой Чехова была такса. В его любви к ним чувствуется нрав сатирика. Ведь такса - пародия на собаку, хотя и добрая, и забавная. Первых двух его такс звали по-врачебному: Бром и Хина. Брата Антона Павловича, Михаил, писал в своих воспоминаниях:

«Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам бы лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б». Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он также ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха ».

2. Владимир Маяковский

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» - пожалуй, во всей мировой литературе - мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
сплошная плешь, -
из себя
и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

После Октябрьской революции французский бульдог стал любимцем Владимира Маяковского. Из поездки во Францию в 1920 году поэт привез своего бульдога, которого назвал Булькой. Верная Булька жила у поэта на правах любимого члена семьи долгие годы и оставалась со своим хозяином до самого последнего его дня. Маяковский брал бульдожку во все поездки, расставаясь с ней только в редких случаях, когда на то вынуждали обстоятельства.

Говорят, любимая женщина Маяковского Лиля Брик тоже души не чаяла в собаке. Маяковский представлял всем Бульку как их общего питомца. Булька не раз приносила щенков поэту, которых тот старательно выхаживал и раздавал знакомым, пристраивал у друзей и соседей. В день смерти Маяковского Булька и ее щенки тоже были в квартире. Неизвестно, кто взял к себе собаку после смерти хозяина. Было бы логично предположить, что заботиться о Бульке стала Лиля Брик, но таких свидетельств современники не оставили.

3. Вальтер Скотт

Британского классика всюду сопровождали его собаки - таксы Камп и Спайс, борзые Дуглас и Перси и прекрасная легавая дирхаунд Майда - большая охотничья собака стального цвета; она вела себя совершенно степенно, не принимала участия в шуме, производимом ее собратьями, и, видимо, считала, что должна поддержать честь дома.

Его любимец пес Камп - пока не состарился - всегда сопровождал хозяина, когда последний лазал по скалам. Зачем лазал? Укреплял мышцы и цепкость пальцев. Пес Кемп помогал Скотту выбирать самый удобный путь. Любовь Вальтера Скотта к рыжему Адаму также упоминается в его биографии.

Вальтер Скотт также находится в списке почитателей ньюфаундлендов. Писатель высказал свое мнение об этих собаках такими словами «Я никогда не видел лучших животных, которые бы так впитали в себя правила этикета, если не считать, что они немного слюнявы. Но кто осудит их за это! ». Домашние животные Скотта были его друзьями. Скотт обожал собак и всю жизнь был ими окружен.

4. Эрих Мария Ремарк

Собаки сопровождали Ремарка всю его сознательную жизнь. В одном из писем он признался, что четвероногие друзья дали ему «чувство дома». Двух его любимых собак, в юношестве и в армии, звали Вульф. Последнюю собаку, терьера, звали Билли.

5. Агата Кристи

Своему хорошему другу, фокстерьеру Питеру, Агата Кристи даже посвятила роман «Безмолвный свидетель». На первой странице печатного издания так и написано: «Дорогому другу и непритязательному спутнику псу Питеру посвящаю ».

6. Михаил Пришвин

Все собаки Пришвина были охотничьих пород: лайки, пойнтеры, легавые, сеттеры, спаниэли - натаска была для него увлекательным, важным и интересным делом. Собаки занимали в его жизни и творчестве очень большое место - он их любил, и писал о них: «Собаки вывели меня в люди».

7. Николай Некрасов

Самую известную собаку Некрасова звали Кадо, это был черный пойнтер. Она трагически погибла на охоте, в нее по ошибке выстрелила жена Некрасова. Для хозяина смерть была настоящим ударом. Похоронили Кадо в имении у дома. На могиле положили плиту из гранита. Николай Алексеевич подолгу стоял возле нее.

Русский поэт любил собак настолько, что посвятил им стихотворение:

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Когда собака с человеком рядом,
уходит из души по каплям зло.
она всегда поймет вас с полувзгляда,
наполнит дом уютом и теплом.

Когда потреплют нас в житейской драке
и кажется- напастям нет конца,
зализывают раны нам собаки
и слезы слизывают с нашего лица.

Так пусть же Человек- венец творенья,
каких бы в жизни ни достиг вершин,
склонит чело с любовью и почтеньем
к четвероногим врачевателям души!

8. Чарльз Диккенс

Диккенс был страстным любителем собак, они проживали у него дома, он делал их персонажами своих произведений. Самые известные четвероногие герои - это Булси из приключений Оливера Твиста и Жип из Дэвида Копперфильда.

В августе 1862 года он опубликовал статью в журнале «Круглый Год» под названием «Два Собачьих Шоу», где хвалил работу с виду ничем непримечательного благотворительного центра «Дом для собак и кошек». Диккенс был поражен и буквально зачарован работой этой единственной в своем роде лондонской организации, где приоритет, в первую очередь, отдавался благосостоянию четвероногого подопечного. Диккенс также много говорил в статье об отношении к питомцам в этом приюте, о любви и оказываемой заботе. Он был поражен качеством медицинской помощи, которую организация оказывала не только обитателям приюта, но и другим бродячим собакам города.

Эта статья сыграла ключевую роль в работе «Дома для собак и кошек», настал новый этап деятельности, момент перехода к лучшему. Общественное мнение изменилось к лучшему, в 1871 году организации удалось перевезти своих питомцев в лучшие условия, начался новый виток развития.

9. Франсуаза Саган

Французская писательница обожала собак и кошек, что всегда жили в доме ее отца. С особой гордостью и нежностью Франсуаза всегда вспоминала таксу, превращенную ее отцом в собаку-самокат. К старости у бедного животного отказали задние лапки, и ни один ветеринар не взялся лечить ее. Тогда Пьер Куарэ, отец Франсуазы, сконструировал небольшую тележку, на которой бедняга смогла не просто передвигаться, но даже бегать по улицам.

10. Джон Стейнбек

В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек, чтобы восстановить силы после сердечного приступа, решил отправиться в путешествие по Америке. Он хотел «снова все увидеть своими глазами и попытаться открыть заново эту огромную страну». Для своего путешествия он заказал специальный «выносливый, удобный, быстроходный грузовик с высоким крытым кузовом с домиком, где было все: широкая кровать, плита на четыре конфорки, отопительный прибор, холодильник и освещение на бутане, химизированная уборная, чуланчик, помещение для продуктов и сетка на окнах от насекомых». В попутчики писатель выбрал «пожилого господинчика французской национальности — пуделя по имени Чарли», «прирожденного дипломата» и «доброго друга».

Вместе с Чарли Стейнбек преодолел 19 000 км и пересек 37 штатов. Чарли помогал писателю налаживать контакт с людьми («Собака, особенно такая экзотическая на вид, служит связующим звеном между незнакомыми людьми. Мало ли разговоров в пути начиналось с вопроса: «А что это за порода такая?»), кроме того, был отменным слушателем: в дороге хозяин и пес обсуждали множество тем, от жизни в маленьких городках до расовой дискриминации. Свои приключения Джон Стейнбек описал в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки», ставшей мировым бестселлером.

Охотничья собака - это ключ от дверей, которыми закрываются от человека в природе звери и птицы. И самое главное в этом ключе - собаке - это ее нос, удивительный аппарат для человека, способного чуять лишь немного дальше своего носа.
Нос собаки, или чутье, как говорят охотники, эта холодная мокрая замазка с двумя дырочками, никогда не перестанет удивлять человека. Бывает, ветер нанесет собаке на открытом болоте запах маленькой птички гаршнепа с такого расстояния, что скажешь потом другому охотнику и он улыбнется и припишет это общей слабости охотников все удачи свои преувеличивать. Да вот и сам я сейчас, рассказывая о чутье собак, остерегаюсь выразить свои чудесные случаи в метрах. Знаю, что скажут он врет, знаю, впрочем, что спроси его самого о своих случаях в опытах на дальность чутья - и он махнет еще много дальше, чем я.
Еще удивительней кажется чутье гончих, несущихся во весь дух по невидимому на чернотропе следу зайца или же лисицы. И мало того! Случается, поратая гончая на своем сумасшедшем пробеге старается держаться в стороне от следа, чтобы сила запаха зверя не сбивала чутье. Поразительна тоже для человека мощность легких у гончих и мускульная сила их ног. Сплошь и рядом бывает, что гончая с короткими перерывами лая и бега на заячьих скидках и сметках так и прогоняет зайца весь день.
А какой слух у собак! В лесу глухом, заваленном снегом, охотник идет с лайкой по следу куницы. Вдруг куница махнула на дерево и, невидимая, верхом пошла по кронам, почти сходящимся. Тогда охотник глядит на царапинки куньих лапок по снежным веткам деревьев, на посорки, падающие сверху из-под лапок зверька, царапающих кору на стволах и ветках деревьев. И вот как будто и нет никаких признаков зверя, охотник ничего больше не слышит и ничего не может рассмотреть. Но лайка остановилась, поставила уши рожками и все поняла по слуху: она слышала, как упала посорка, точно определила место на дереве, откуда слетела частичка коры, и что-то увидала там. Охотник поглядел туда внимательно и тоже увидел.
Точно так же каждый охотник-любитель, что бывал с легавой собакой на тяге вальдшнепов, когда в полной для нас тишине в напряженном ожидании вдруг видит, будто электроток пробежал по собаке. Как стрела компаса, повернулась собака туда-сюда и, наконец, стала, и носом своим, как стрелкой, указывает место, откуда следует ждать желанного звука. Охотник повертывается по собаке, как по компасной стрелке, ждет, ждет и вот сам действительно слышит, - собака никогда его не обманет, - слышит известный волнующий звук токующего на лету вальдшнепа, знакомый всякому охотнику: «хор-хор!» и «цик!»
Так собака на охоте бывает как бы дополнением человека, как тоже и лошадь, когда человек на ней едет верхом.
Но собака не лошадь, собака настоящий, можно сказать, задушевный друг человека, и все-таки не сливается с ним в один образ, как сливается лошадь с человеком в кентавре. Может быть, это потому так, что самое главное в собаке для человека - это чутье. Но чутье это не как хвост у лошади: чутье надо приставить к самому лицу человека, а лицо человека для поэта неприкосновенно. Впрочем, и то надо помнить, что время древних натуралистов прошло, и теперь мы больше заняты душой человека и животных, не внешним их выражением, а внутренней связью.
И если понадобится нам найти имя такой связи между человеком и собакой, то мы все знаем, имя этой связи есть дружба.
И тысячи поэтических произведений в стихах и прозе, тысячи живописных и скульптурных произведений посвящены дружбе человека с собакой.
Среди охотников распространено даже такое поверье, будто у настоящего охотника за всю его жизнь бывает только одна-единственная настоящая собака.
Конечно, фактически это поверье является нелепостью: собачья жизнь короткая в сравнении с жизнью человека, мало ли за жизнь свою человек может раздобыть себе собак с превосходным чутьем и поиском. Смысл этого поверья относится, конечно, не к рабочим качествам собаки, а к самой душе человека: по-настоящему любимой у человека может быть собака только одна.
И это правда!

Травка - собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину. Травка – охотничья гончая собака, рыжеватого цвета с черной полосой шерсти на спине, а черные полосы вокруг глаз словно обрамляли ее глаза в очки, из-за чего ее глаза казались очень добрыми и умными. Кличка произошла от слова «затравка», хозяин же часто звал ее ласково Затравушкой. Огромной потерей и горем для нее стала смерть хозяина, которому было уже немало лет и казалось «что он сам и не помнит сколько». Любил Антипыч приговаривать, что по правде нужно жить. А правда его заключалась в жизни для других, не только для себя. Они жили вместе в сторожевом домике Антипыча, Травка всегда была рядом с хозяином, как и положено верному другу.

Когда Антипыча не стало, сторожка опустела, Травка осталась жить в доме Антипыча, но все в доме напоминало о любимом хозяине. Поэтому собака перебралась в яму рядом с домом и стала жить как дикий зверь и учиться жить для себя. И после смерти Антипыча, бывало, повалит зайца и ждет хозяина, который похвалит и накормит. А потом вспоминает, что нет его больше, и завоет протяжно и тоскливо. Лесные звуки плач ветвей деревьев напоминал плач ребенка и сердце преданного животного отзывалось на этот звук. А вой этот слышал гроза села и леса - волк Старый Помещик, который давно прислушивался к стонам собаки и выжидал возможность напасть на нее.

В рассказе часто подчеркивается, что дети вышли из леса невредимыми только благодаря Травушке. Гонясь за зайцем, собака оказалась перед выбором: погнаться за зайцем или пойти за человеком, возможно, за любимым хозяином. У собаки острый слух и чутье, могла по запаху табака найти хозяина, и в этот раз нашла Настю по запаху хлеба. Травка очень остро чувствует состояние Насти, которая, потеряв брата, плакала. Собака же, пыталась утешить девочку и помогла выйти к брату.

Но Травка еще и очень осторожная собака, поскольку она не приблизилась к Митрашке в болоте до того момента, пока не услышала свое имя. И только тогда Травка вспомнила, что видела мальчика у Антипыча, и увидела в нем своего Антипыча, но с новым лицом. После спасения Митраши, «мужичок в мешочке» стал новым хозяином собаки.

В конце повествования преданное животное обретает новую, любящую семью. Митрашка стал для нее новым Антипычем, относившимся к ней также трепетно и сердечно.

Вариант 2

Рассказ Пришвина «Кладовая солнца» рассказывает о судьбе двух маленьких детей-сирот, в чьей жизни сыграла большую роль Травка, один из персонажей повести.

Травка – это бывшая собака лесного егеря, жившая вместе с ним в лесу. Умная, ученая собака, она хорошо понимала своего хозяина, ходила с ним на охоту. После смерти своего хозяина, собака осталась одна, но она не захотела покинуть обжитое место, где так счастливо жила с лесником, и продолжала жить в лесу.

Со временем, избушка лесника рассыпалась, но Травка по-прежнему не спешила уйти из леса. Она продолжала охотиться на мелкую дичь, по привычке приносила свою добычу к развалившейся избушке. Потом она поняла, что хозяина больше нет, и ее добыча – это ее пища. Собака сильно скучала по своему хозяину, и когда ей становилось совсем тоскливо в одиночестве, Травка начинала выть. Так она выражала свою любовь и преданность к хозяину, свою печаль и тоску.

Однажды Травка, заслышав зайца, отправилась за ним на охоту. Заяц путал свои следы, и Травка то теряла его запах, то снова находила. Внезапно она выскочила на топкое болото, и увидела в нем мальчика. Собака остановилась, и стала размышлять, хозяин это, или нет. Она стояла и смотрела на него, как вдруг мальчик позвал ее по имени. Травка очень обрадовалась, она признала в нем хозяина. Но мальчик разговаривал с ней строго, и она не бросилась ему на плечи, а стала лишь понемногу подползать. Она еще не знала, чего от него ждать. А мальчик поступил так специально, если бы он говорил с ней ласково, собака бы бросилась к нему, и они бы оба утонули в болоте.

Травка подползла к мальчику, и тут он схватил ее за лапу, а потом и за вторую. От неожиданности собака дернулась, и выдернула мальчишку из топи. Тут уж он сам, при помощи ружья, смог выбраться на безопасное место. Так Травка спасла жизнь мальчика, и нашла себе нового хозяина. На ее лай прибежал волк, мальчик его пристрелил из ружья, и прибежала сестренка Митраши. Все были очень рады, что все так благополучно закончилось, и собака Травка отправилась вместе с детьми в деревню, признав Митрашу за хозяина. А заяц, за которым гналась Травка, остался жив и убежал к себе в лес.

Сочинение Образ Травки

Часто в своих произведениях многие авторы касаются темы, как и человеческих взаимоотношений, так и взаимоотношений, в общем. Сама по себе тема отношений и их развития весьма непроста для описания, ведь необходимо, как и донести суть до читателя, так и передать всю эмоциональную составляющую, которая является неотъемлемой частью этих самых взаимоотношений. Потому многие авторы и не решаются браться за произведения подобного рода, но только не Пришвин.

В своих произведениях автор настолько точно и красочно описывал все человеческие чувства и взаимоотношения, что становилось весьма сложно не поверить в происходящее в произведении. Однако в произведения он описывал не только именно человеческие взаимоотношение и образы. Он также описывал чувства животных, и по настоящему уверял своего читателя, что даже его домашний питомец способен на искренние, а главное человеческие чувства. Примером послужит произведение “Кладовая солнца”.

В произведении автор рассказывает удивительную, и в тоже время довольно обычную историю, из которой читатель может познакомиться с такими понятиями как настоящая дружба, преданность, и самоотверженность. Автор выражает данные качества через единственный образ в произведении – Собаку Травку.

Травка – собака из произведения, которая наделена самыми лучшими человеческими качествами, и автор даже в некоторой степени показывает её как некий идеал человеческой личности. Она обладает невиданной преданностью своему хозяину, и готова пойти на всё, дабы он был в порядке и в комфорте. Она делает для этого всё необходимое. Также она готова выполнить любой приказ своего хозяина, что также характеризует её как весьма преданную, и самоотверженную личность, хоть и сложно относить данное слово к животному.

Автор также выражает мысль о равности животной личности с человеческой, и даже их превосходства в моральном плане, ведь животные по праву обладают самыми искренними чувствами, которые они попросту не могут подделать, тем самым обманув. Животные не могут лгать, что и делает их прекрасными личностями, а также компаньонами в жизни. Приобретя себе такого компаньона, вы приобретёте себе любовь и максимально возможную преданность из всех на всю свою жизнь, что, конечно же, дорого стоит. Потому автор так и превозносит животное в произведение, делая акцент на её преданности и доверия к своему хозяину, что она даже после его смерти всё - также ждёт его.

Михаил Михайлович Пришвин

Охотничьи собаки (сборник рассказов)

ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ

Охотничья собака - это ключ от дверей, которыми закрываются от человека в природе звери и птицы. И самое главное в этом ключе - собаке - это ее нос, удивительный аппарат для человека, способного чуять лишь немного дальше своего носа.

Нос собаки, или чутье, как говорят охотники, эта холодная мокрая замазка с двумя дырочками, никогда не перестанет удивлять человека. Бывает, ветер нанесет собаке на открытом болоте запах маленькой птички гаршнепа с такого расстояния, что скажешь потом другому охотнику и он улыбнется и припишет это общей слабости охотников все удачи свои преувеличивать. Да вот и сам я сейчас, рассказывая о чутье собак, остерегаюсь выразить свои чудесные случаи в метрах. Знаю, что скажут он врет, знаю, впрочем, что спроси его самого о своих случаях в опытах на дальность чутья - и он махнет еще много дальше, чем я.

Еще удивительней кажется чутье гончих, несущихся во весь дух по невидимому на чернотропе следу зайца или же лисицы. И мало того! Случается, поратая гончая на своем сумасшедшем пробеге старается держаться в стороне от следа, чтобы сила запаха зверя не сбивала чутье. Поразительна тоже для человека мощность легких у гончих и мускульная сила их ног. Сплошь и рядом бывает, что гончая с короткими перерывами лая и бега на заячьих скидках и сметках так и прогоняет зайца весь день.

А какой слух у собак! В лесу глухом, заваленном снегом, охотник идет с лайкой по следу куницы. Вдруг куница махнула на дерево и, невидимая, верхом пошла по кронам, почти сходящимся. Тогда охотник глядит на царапинки куньих лапок по снежным веткам деревьев, на посорки, падающие сверху из-под лапок зверька, царапающих кору на стволах и ветках деревьев. И вот как будто и нет никаких признаков зверя, охотник ничего больше не слышит и ничего не может рассмотреть. Но лайка остановилась, поставила уши рожками и все поняла по слуху: она слышала, как упала посорка, точно определила место на дереве, откуда слетела частичка коры, и что-то увидала там. Охотник поглядел туда внимательно и тоже увидел.

Точно так же каждый охотник-любитель, что бывал с легавой собакой на тяге вальдшнепов, когда в полной для нас тишине в напряженном ожидании вдруг видит, будто электроток пробежал по собаке. Как стрела компаса, повернулась собака туда-сюда и, наконец, стала, и носом своим, как стрелкой, указывает место, откуда следует ждать желанного звука. Охотник повертывается по собаке, как по компасной стрелке, ждет, ждет и вот сам действительно слышит, - собака никогда его не обманет, - слышит известный волнующий звук токующего на лету вальдшнепа, знакомый всякому охотнику: «хор-хор!» и «цик!»

Так собака на охоте бывает как бы дополнением человека, как тоже и лошадь, когда человек на ней едет верхом.

Но собака не лошадь, собака настоящий, можно сказать, задушевный друг человека, и все-таки не сливается с ним в один образ, как сливается лошадь с человеком в кентавре. Может быть, это потому так, что самое главное в собаке для человека - это чутье. Но чутье это не как хвост у лошади: чутье надо приставить к самому лицу человека, а лицо человека для поэта неприкосновенно. Впрочем, и то надо помнить, что время древних натуралистов прошло, и теперь мы больше заняты душой человека и животных, не внешним их выражением, а внутренней связью.

И если понадобится нам найти имя такой связи между человеком и собакой, то мы все знаем, имя этой связи есть дружба.

И тысячи поэтических произведений в стихах и прозе, тысячи живописных и скульптурных произведений посвящены дружбе человека с собакой.

Среди охотников распространено даже такое поверье, будто у настоящего охотника за всю его жизнь бывает только одна-единственная настоящая собака.

Конечно, фактически это поверье является нелепостью: собачья жизнь короткая в сравнении с жизнью человека, мало ли за жизнь свою человек может раздобыть себе собак с превосходным чутьем и поиском. Смысл этого поверья относится, конечно, не к рабочим качествам собаки, а к самой душе человека: по-настоящему любимой у человека может быть собака только одна.

И это правда!

Три года тому назад был я в Завидове, хозяйстве Военно-охотничьего общества. Егерь Николай Камолов предложил мне посмотреть у своего племянника в лесной сторожке его годовую сучку, пойнтера Ладу.

Как раз в то время собачку себе я приискивал. Пошли мы наутро к племяннику. Осмотрел я Ладу: чуть-чуть она была мелковата, чуть-чуть нос для сучки был короток, а прут толстоват. Рубашка у нее вышла в мать, желто-пегого пойнтера, а чутье и глаза - в отца, черного пойнтера. И так это было занятно смотреть: вся собака в общем светлая, даже просто белая с бледно-желтыми пятнами, а три точки на голове, глаза и чутье, как угольки. Головка, в общем, была очаровательная, веселая. Я взял хорошенькую собачку себе на колени, дунул ей в нос - она сморщилась, вроде как бы улыбнулась, я еще раз дунул, она сделала попытку меня за нос схватить.

Осторожней! - предупредил меня старый егерь Камолов.

И рассказал мне, что у его свата случай был: тоже вот так дунул на собаку, а она его за нос, и так человек на всю жизнь остался без носа. И какой уж это есть человек, если ходит без носа!

Хозяин Лады очень обрадовался, что собака нам понравилась: он не понимал охоты и рад был продать ненужную собаку.

Какие умные глаза! - обратил мое внимание Камолов.

Умница! - подтвердил племянник. - Ты, дядя Николай, главное, хлещи ее хвощи, как ни можно сильней, она все поймет.

Мы посмеялись с егерем этому совету, взяли Ладу и отправились в лес пробовать ее поиск, чутье. Конечно, мы действовали исключительно лаской, давали по кусочку сала за хорошую работу, за плохую, самое большее, пальцем грозили. В один день умная собачка поняла всю нашу премудрость, а чутье, наверно, ей досталось от деда Камбиза чутье небывалое!

Весело было возвращаться на хутор: не так-то легко ведь найти собаку такую прекрасную.

Не Ладой бы ее звать, а Находкой, настоящая находка! - повторял Камолов.

И так мы оба очень радостные приходим в сторожку.

А где же Лада? - спросил нас удивленно хозяин.

Глянули мы - и видим: действительно, с нами нет Лады. Все время шла с нами, а как вот к дому подошла, как провалилась сквозь землю. Звали, манили, ласково и грозно: нет и нет. Так вот и ушли с одним горем. А хозяину тоже несладко. Так нехорошо, нехорошо вышло. Хотели хоть что-нибудь хозяину дать, - нет, не берет.

В одном лесу возле города Переславля-Залесского стояла сторожка старого лесника Антипыча. Сам он умер два года назад, дожив до глубокой старости. Это событие стало большим горем для его гончей собаки Травки, которая так и осталась жить возле сторожки одна.

«Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник Антипыч».

Средь разнообразия лесных звуков, плач сплетенных вместе деревьев, такой похожий на плачь брошенного ребенка, сильно тревожил Травку, заставляя ее вылезть из теплой картофельной ямы среди ночи. Этот плачь сильно напоминал ей о собственном горе, и она грустно выла в ночь.

Собака очень сильно любила своего хозяина и, чтобы доставить ему радость, часто ловила в лесу для него зайцев.

«Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет и не позволяла себе есть зайца».

Трудно было Травке привыкать к дикой жизни в лесу. Гоняя зайца, она порой забывалась и по привычке несла его хозяину в сторожку, но услышав плачь деревьев, вспоминала, что некому теперь носить добычу и радости от охоты больше не ощущала и выла очень горестно и протяжно.

«Травка воем своим призывала к себе Антипыча».

Травка настолько сильно была привязана к Антипычу, что решила, будто бы он вовсе не умер, а просто сменил лицо.

«И если одно лицо его отвернулось, то, может быть, скоро ее позовет к себе опять тот же Антипыч, только с другим лицом, и она этому лицу будет так же верно служить, как тому».

Одним осенним утром, гоняя зайца, собака наткнулась на запах человека. Сердце ее забилось сильнее. Может быть, это новый Антипыч вернулся к ней. Она пошла на запах и вышла на Настю, девочку, собирающую клюкву в огромную корзину. Девочка была чем-то сильно расстроена и Травка почувствовала это. Она решила принести ей зайца, чтобы порадовать и развеять ее грусть.

Травка вернулась по следу зайца, которого оставила, и погналась за ним. По счастливой случайности, она вышла на мальчика Митраша, который тонул в болоте. Что это? Еще один Антипыч? Или это враг Антипыча? Собака все не могла определиться как вести себя с этим человеком.

«Для Травки все люди были как два человека - один Антипыч с разными лицами и другой человек - это враг Антипыча».

Они долго смотрели друг другу в глаза, пытая угадать мысли друг друга. Глаза у мальчика были очень грустными и неживыми, но вдруг в них промелькнула яркая искорка и Травка это заметила. Она чуть вильнула хвостом. Лапы ее понемногу засасывало и нужно было что-то делать. И тут мальчик произнес одно слово, которое решило все.

«- Затравка!»

«- Затравушка, милая Затравушка! - ласкал он ее сладким голосом».

Сначала собаку так и звали - Затравка, от слова «травить». Но со временем имя немного сократилось и теперь все ее звали Травка.

Почуяв радость и приветливость в голосе мальчика, Травка поползла к нему. Она медленно приближалась к Митрашу. Митраш понимал, что если хотя бы прикоснется к собаке, та от радости выпрыгнет на него и утопит. Поэтому он схватил ее за задние ноги. Каково же было разочарование Травки. Неужели этот человек обманул ее и это совсем не Антипыч? Собака сильно рванулась обратно, тем самым вытащив Митраша из болота.

Отдышавшись и отряхнув грязь с одежды, мальчик сказал серьезно: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!»

Травка поняла, что это все-таки Антипыч.

«Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч».

Она бросилась к мальчику на шею и тот целовал своего нового верного друга.

Травка нашла своего Антипыча и снова была счастлива. Она больше не выла от плача деревьев и приносила мальчику зайцев. Митраш очень любил и заботился о своем друге, спасшему ему жизнь.