Физкультурные досуги в доу младшая группа. Физкультурный досуг в младшей группе "колобок"

Актуальность.

У меня дома есть африканская гигантская улитка Ахатина. Улитка живет в небольшом аквариуме. Он стоит на тумбочке возле окна. Во время своих наблюдений, я заметил, что Ахатина ведет преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду может выползать и днём. Обычно же светлое время суток она проводит в укромных местах, зарывшись в почву, прячется в свой домик-ракушку или, присосавшись к стеклу, сидит неподвижно. Когда же темнеет на улице и в комнате тоже становится темно, улитка начинает двигаться, переползая от стенки до стенки, ест оставленную для нее еду.

Проблема.

В светлое время суток, когда хочется понаблюдать за деятельностью улитки, она как будто спит. В темноте же трудно следить за улиткой: как она передвигается, выставляет свои рожки, разыскивает пищу, ест приготовленное для нее лакомство.

Гипотеза.

Я предполагаю, что если сделать улитке домик из природного или бросового материала, то она, возможно, будет активна не только в темное время суток, но и днем.

Варианты решения и сбор материала.

1. Первый домик сделать из белого, цветного пластмассового предмета или плотного картона. Это может быть баночка, стаканчик, коробочка от йогурта, молока, сока, молочного коктейля.

2. Второй домик можно изготовить из старого керамического кувшина, попросив папу разбить его молотком на крупные куски.

3. Третий домик изготовить из тыквы. Мы с мамой летом вырастили на огороде много декоративных тыкв.

Обобщение полученных данных.

Первый домик улитке «не понравился». Домик оказался легким, падал или прогибался, если улитка залезала на него.

Второй домик тоже «не приглянулся» улитке. Керамический кувшин был покрыт специальным лаком. Вероятно, запах лака «отпугивал» улитку, и она не хотела заселяться в такой домик. Да к тому же, домик из керамического осколка оказался скользким и маленьким для улитки.

Третий домик, сделанный из тыквы, очень понравился улитке. Она долго сидела в нем. Такой домик был достаточно тяжелым, не падал, не заваливался на бок. Тыквенная мякоть внутри домика оказалась для улитки съедобной.

Таким образом, я оставил для улитки домик из тыквы. Внутри него было темно, и улитка то заползала в домик, то уползала на стекло. Такое поведение улитки днем мне было интересно наблюдать.

Подготовка проекта.

Презентация.

Слайд 1

Мой первый проект «Домик для улитки» выполнил Веретенников Никита, воспитанник подготовительной «Г» группы, МБУ детского сада №2 «Золотая искорка», города Тольятти, Самарской области, Россия.

Слайд 2

Цель проекта: создание домика для домашнего питомца.

Слайд 3

Задача: изготовить домики из разных материалов и понаблюдать, какой домик выберет улитка.

Слайд 4

У меня дома есть африканская гигантская улитка Ахатина. Улитка живет в небольшом аквариуме. Он стоит на тумбочке возле окна. Во время своих наблюдений, я заметил, что Ахатина ведет в основном ночной образ жизни, хотя в дождливую погоду может выползать и днем. Обычно же светлое время суток улитка проводит в укромных местах, зарывшись в землю, прячется в свой домик – ракушку или, присосавшись к стеклу, сидит неподвижно. Когда же темнеет на улице и в комнате тоже становится темно, улитка начинает двигаться, переползая от стенки до стенки, ест оставленную для нее еду.

Слайд 5

Я предполагаю, что если сделать улитке домик из природного или бросового материала, то она, возможно, будет активна не только в темноте, но и днем.

Слайд 6

Первый домик я сделал из коробки от молока. Этот домик улитке «не понравился». Он оказался легким, падал или прогибался, если улитка залезала в него.

Слайд 7

Второй домик я сделал из осколка от старого кувшина. Папа разбил кувшин молотком на крупные куски. Этот домик тоже «не понравился» улитке. Керамический кувшин был покрыт специальным лаком. Вероятно, запах лака «отпугивал» улитку, и она не хотела заселяться в такой домик. Да к тому же, домик из осколка от кувшина был скользким, и маленьким для улитки.

Слайд 8

Третий домик мы с мамой летом вырастили на огороде. Это декоративные тыквы. Домик из тыквы очень понравился улитке. Она долго сидела в нем. Такой домик был тяжелым, не падал, не заваливался на бок. Тыквенная мякоть внутри домика оказалась для улитки съедобной.

Слайд 9

Таким образом, я оставил для улитки домик из тыквы. Внутри него было темно, и улитка то заползала в домик, то уползала на землю. Такое поведение улитки днем мне было интересно наблюдать.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Марина Новопашина
Конспект НОД в средней группе «Улыбка для улитки»

Задачи :

1. Познакомить детей с особенностями строения улитки , дать представление о кормлении и уходе за улиткой .

2. Продолжать выделять одновременно два-три свойства (форму, цвет, размер) .

3. Закрепить :

Прямой и порядковый счет, умение сравнивать предметы по количеству,

Знание детьми геометрических фигур : круг, овал, треугольник, квадрат, ромб - четырехугольник.

Упражнять в ориентировке в пространстве (правый верхний угол, нижний левый)

Умение в лепке оттягивать детали (рожки) из целого куска.

4. Развивать ловкость, быстроту реакции, психические процессы : логическое мышление, внимание, память.

5. Укреплять здоровье детей через двигательную активность и профилактику плоскостопия.

7. Доставить детям радость, вызвать эмоциональный отклик.

8. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа :

Активизировать слова, обозначающие действия (глаголы, за, между, перед, правый верхний угол, ромб.

Индивидуальная работа :

Материал :

Улитка , овощи, фрукты, пластилин, дощечки, салфетки, дуги, скамейки, шапочка улитки , схема - полоска с наклеенными фигурами и улиткой по цвету .

Предварительная работа :

Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игры.

Воспитатель загадывает загадку :

Кто же это, в самом деле,

Ходит еле-еле-еле,

Носит дом витой-

За спиной. (Улитка )

Дети, а вы хотите увидеть настоящую живую улитку ? Я вас приглашаю в необыкновенное путешествие. Готовы? Пошли.

Под музыку " Улыбка " дети идут в колонне за воспитателем, выполняя упражнения : ходьба на носках, в глубоком приседе, подскоки, бег.

Построение вокруг стола, взявшись за руки.

Вот мы и пришли.

Воспитатель убирает салфетку и дети рассматривают улитку .

Эта улитка называется виноградной. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Правильно. Родина виноградной улитки – юг Франции и Италия.

Не только дети любят путешествовать, но и животные, и растения путешествуют из одной страны в другую, по всему миру. Вот и наша улитка перебралась на юг нашей Родины.

Рассматривание улитки :

как называется домик у улитки ? Где они её носят? Зачем улитке нужна раковина ? Что вы видите на раковине? Что ещё есть интересного у улитки ? (рожки, рот, нога) Как она передвигается?

1-2-3- улитки вы . Ползут по скамейке.

Скучно ей одной, давайте, слепим ей подружек.

Выберите любой кусочек пластилина. Слушайте меня внимательно, когда слепите улиток , то постарайтесь поставить их так, как нарисовано на схеме : догадались как? Всех красных улиток… на квадрат , всех желтых… на овал, всех зеленых…на треугольник, всех синих… на ромб, круг. Найдите цифру, обозначающую количество фигур. Сама леплю из большого куска пластилина.

Самостоятельная работа. Дети расставляют улиток на фигуры . Проверка выполнения задания.

Сколько и каких подружек-улиток получилось у нас ребята на треугольнике? Овале? Квадрате? На какой фигуре всех больше? Посчитаем и сравним. Индивидуальная работа.

Назовите 3-ю фигуру слева?

Какая фигура находится между треугольником и ромбом? (круг) .

Между какими фигурами находится треугольник?

На котором месте овал?

Назовите вторую по счету фигуру?

Найдите улитку с самыми длинными рожками? Я думаю, у настоящей виноградной улитки . С самыми короткими?

Дети сравнивают.

Физминутка – игра «Улитка » . (Маска) .

Улитка выбирается считалкой :

1-2-3, улитка - ты !

Улитка , улитка , покажи рога-

Дам кусок пирога, пышки, ватрушки,

Сдобные лепешки - высуни рожки!

(улитка догоняет детей ) . Считают пойманных. Сравнивают, кто поймал больше?

Дети, а вы знаете, чем питается улитка ?

Ответы детей. Улитка очень любит виноград, а так же ей нравятся яблоки, морковка, капуста.

Давайте угостим улитку . Возьмите любую фишку с цифрой, запомните ее, соберите пальчиками ног столько же овощей или фруктов.

Дети собирают муляжи овощей и фруктов, подходят угощать – опрос.

Итог : наше необычное путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Что нового вы узнали в этом путешествии?

Я вам желаю много новых интересных путешествий.

Настала минута прощания. Как можно попрощаться с улиткой ?

Игра "Прощание" на профилактику плоскостопия (дети берут пальчиками ног платочки и машут улитке ) .

Публикации по теме:

Вечером когда остаётся один, два ребёнка мы любим заняться творчеством, это может быть работа из вариаций на тему недели, или индивидуальная.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у улитки» с детьми средней группы Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития. Задачи: Развивающие: -расширять знания детей о живой природе: познакомить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна« Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: “Весна“ Цели: - уточнить характерные признаки весны; - выявлять простейшие.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению улитки из пластилина. Для работы нам понадобится: -пластилин.

Уважаемые гости моей страницы, хочу представить вашему вниманию коллективную работу второй младшей группы "Василёк": Для работы нам понадобится:.

Тема:«Откуда домик у улитки?»Тип проекта:групповой. Вид проекта:информационно-творческий. Срок реализации: 29.05-05.06 (краткосрочный) Участники.

Цель: формирование творческих способностей детей в процессе работы с пластилином.

Задачи:

Обучающие:

Создавать условия для развития творческой активности детей;

Формировать интерес детей к изображениям предметов пластилином на плоскости;

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Развивающие:

1.Развивать пространственное воображение, внимание и память;

2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к работе с пластилином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

город Кирсанов

Тамбовская область

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Ромашка»

О.В. Ванявкина

Конспект НОД

в средней группе

«Улитка, улитка, выпусти рога»

Подготовила: Фролова Т. Б.,

воспитатель 1 квалификационной категории

22.04.2016 г

Конспект НОД в средней группе

«УЛИТКА, УЛИТКА, ВЫПУСТИ РОГА»

Цель: формирование творческих способностей детей в процессе работы с пластилином .

Задачи:

Обучающие:

Создавать условия для развития творческой активности детей;

Формировать интерес детей к изображениям предметов пластилином на плоскости;

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Развивающие:

1.Развивать пространственное воображение, внимание и память;

2. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к работе с пластилином .

Материал для занятия:

Ход НОД

ТРЕК 1 ЗВУКИ ЛУГА

1. Организационная часть

Педагог.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети . Здравствуйте.

Педагог.

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы). Верно, сейчас весна. Небо голубое-голубое. Появились зеленая травка и много весенних цветов. Возвратились птицы из теплых краев. Проснулись после долгой зимы насекомые. Они порхают и кружатся над цветами, ползают по стебелькам трав. Ребята, а вы хотите увидеть насекомых на лугу? (ответы). Я предлагаю вам совершить прогулку на весенний луг. А пойдем мы по этой узкой тропинке. Становитесь друг за другом и беритесь за руки, чтобы не потеряться. Итак, наше путешествие начинается. (включить музыкальное сопровождение.) - Вот мы и пришли.

Педагог – говорит стихотворение

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, потянулся, .

Взвился вверх и полетел.

Педагог . Дети, кого мы с вами первой увидели на лугу?

Дети. Бабочку.

Педаго г. А кого еще тут можно встретить?

«Пчелы»

Пчелы в ульях сидят .

И в окошечко глядят,

Порезвиться захотели -

Друг за другом полетели:

«Ж-ж-ж-ж-ж!» .

Педагог.

Давайте и мы пожужжим как пчёлки и полетаем (дети бегут по кругу и жужжат )

Дети, смотрите, кто-то летит нам навстречу.

«Жук»

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Педагог. А это кто так медленно по травке ползет, на себе свой дом везет?

Дети. Это улитка.

Педагог. Дети, а как вы думаете, улитка умеет летать?

Дети. Нет, потому что у нее нет крыльев.

Педагог. Верно. Улитка умеет только ползать.

Улитка

Где вы прячетесь, улитки?

В мокрых травах у калитки.

Утром пьем росу из флоксов,

В полдень дремлем у колодца,

Вечером, когда не жарко,

Расползаемся по парку.

Под березами без спешки

Объедаем сыроежки.

Вот мы с вами и прогулялись на луг, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

ТРЕК 2 ИЛИ НА СИНТЕЗАТОРЕ

Физкультминутка «На лугу»

Мы по лугу прогулялись

И немножко запыхались (шагаем на месте)

Встанем, глубоко вздохнём,

Упражнения начнём.

Руки в стороны, вперёд (развели руки в стороны )

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети, (присели)

А потом все дружно встали,

И большими сразу стали.

Вот как дружно хлопаем (хлопаем в ладоши)

И ногами топаем! (топаем ногами)

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! (шагаем в сад).

ТРЕК 3 ИНСТРУМЕНТАЛКА

Педагог.

Ребятки, вам понравилась прогулка? Садитесь за столы и давайте назовём части тела улитки (показать картинку улитки) – у неё одна ножка вдоль туловища и домик на спине. На голове улитки - чувствительные рожки, которые помогают ей находить нужную дорогу или вкусную еду. Ее домик похож на закрученную спиральку или на клубочек ниток. Когда улитка пугается, она убирает рожки и прячется в свой домик. Улитка - безобидное существо: не жалит, не кусает, никого не обижает. Вам она нравится?

Дети . Да.

Педагог . Тогда давайте нарисуем её портрет. Но рисовать мы будем не красками, а пластилином

2. Практическая часть.

(Музыкальное сопровождение .)

Этапы выполнения работы

1. Скатать между ладошек комочек пластилина жёлтого цвета в толстую колбаску прямыми движениями вперед-назад.

2. Отогнуть один конец колбаски наверх, а другой конец защипнуть, сделать острый хвостик, положить на силуэт листика в любое место, слегка прижать по всей длине - получилось туловище улитки. На загнутой части - голове улитки - стекой сделать короткий надрез, разделить на две части, чтобы получились рожки.

3. Из пластилина коричневого цвета скатать прямыми движениями рук длинную колбаску - вначале между ладошками, а чтобы длинный хвостик колбаски не загибался, продолжить скатывать на дощечке.

4. Один конец длинной колбаски положить на спинку улитки, прижать к основе для закрепления. Другой кончик загнуть в сторону головы и закрутить по спирали, как клубочек (загнутый кончик катить по длине колбаски в сторону головы до другого конца, закрепленного на спинке улитки). Слегка прижать домик-спиральку к основе.

5. Острым концом стеки сделать два симметрично расположенных глаза-точки на голове и нарисовать полоску-рот.

Педагог. Разомнём пальчики перед работой, чтобы было легче работать.

Разминка для пальчиков «Улитка»

Тук-тук, улитка, Левую руку сжать в кулак, положить на стол,

Правой стучать по левой.

Высуни рога, Из левого кулачка высовываются, слегка шевелясь,

Указательный и средний пальцы - «рога».

Дам тебе я хлеба Протянуть вперед ладони обеих рук .

И кринку молока. Сложить ладони чашечкой.

Выполнение работы детьми, индивидуальная помощь в процессе выполнения работы.

3. Заключительная часть

Педагог.

Молодцы ребятки, напомните мне, куда мы сегодня ходили? (ответы детей ) А кого мы там видели? (ответы детей) Выставляет работы на стенде (рамка из цветов ) и предлагает посмотреть, сколько портретов улиток получилось. Анализ работ (вот какая красивая улитка, у неё длинные рожки). Споём песенку нашим улиткам

ТРЕК 4 ПЕСНЯ МАЛЕНЬКАЯ УЛИТКА

ПЕСНЯ « Маленькая улитка.»

1. Лучшие песенки для малышей

Улитка, улитка, улитка

не прячь от меня свои рожки

Меня проводи до калитки

Со мною пройди по дорожке

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

2. Улитка, улитка, улитка

Наверно тяжелый твой дом?

И нет у него ни калитки,

Ни двери ни окон нет в нем

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

3. Улитка, улитка, улитка

Ты в прятки играешь со мной

Ты спрятала рожки и мигом

Закрылся твой домик чудной

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

Ля-ля-ля-ля маленькая улитка

ТРЕК 5 ИНСТРУМЕНТАЛКА

Педагог.

Ребята, давайте скажем «до свидания» нашим гостям.


Часть первая. Вводная беседа

Педагог подводит детей к сухому аквариуму, в котором живут улитки рода ахатина.

    Знаете ли вы, как называются эти животные?

    Встречали ли вы улиток где-нибудь еще? Что у них общего с улитками, живущими в аквариуме?

    Какой стишок-закличку обычно говорят, обнаружив улитку? Может ли улитка выполнить просьбу детей, которые просят ее "высунуть рога"?

Часть вторая. Наблюдения за улиткой

Педагог выслушивает ответы детей и их комментарии, а потом сообщает, что улитка, к сожалению, не может высунуть рога из раковины, несмотря на обещания всевозможных вкусностей в виде пирога. Не может по двум причинам: во-первых, она не любит пирогов, а во-вторых, у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что "сидит" на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.

Затем педагог предлагает детям получше разглядеть улитку, достает ее из аквариума и сажает на кусочек толстого стекла или плексигласа. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

Дети наблюдают за улиткой, а педагог рассказывает о животном.

Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.

Педагог поднимает кусочек плексигласа с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь - это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло - смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений.

Педагог раздает детям небольшие кусочки коры и предлагает провести по ним ладошкой. Что ощущают дети? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности? Трудно. Можно и кожу ободрать. А у моллюска кожа нежная.

Благодаря защитному слою слизи улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева. Даже мелкие колючки ей не страшны.

Иногда улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Часть третья. Работа с картинками

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок и разделить их на две группы: на одних картинках художник изобразил улитку правильно - такой, какой она является в действительности; на других картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).

В чем ошибся художник?

Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

Часть четвертая. Раковина-домик. Тактильное знакомство с улиткой

Педагог обращает внимание детей на изображение раковины улитки в виде домика с трубой и с окошком.

Чем, на их взгляд, отличается раковина от домика?

Раковина действительно защищает улитку от непрошеных гостей, и она может укрыться в ней полностью. Есть такие улитки, раковины которых даже закрываются специальными крышечками.

Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной. Нам видна только наружная часть тела улитки. Все остальное скрыто в раковине.

У улиток ахатина раковина закручена спиралью. И часть тела улитки внутри раковины также скручена.

Педагог предлагает детям осторожно потрогать раковину улитки: она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?

Раковина твердая. Кроме защитной функции, раковина играет роль опоры. (Для тактильного исследования можно использовать и коллекцию раковин неживых моллюсков. Однако будет правильно, если педагог позволит детям осторожно прикоснуться и к живой улитке.)

Пусть дети ощупают себя. Они легко обнаружат, что внутри них прячутся кости - много костей, составляющих скелет человека. Главная опорная ось скелета называется позвоночником. А у моллюсков такого позвоночника нет. Они - беспозвоночные. Зато у них есть раковина, которая служит им вместо костей.

Затем педагог достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки. Как улитки себя при этом ведут? Прячутся в раковину. Почему? На всякий случай, если вмешательство в их жизнь окажется враждебным.

Но дети не сделают улиткам ничего плохого: они просто их искупают, чтобы очистить от лишней слизи.

Можно сначала промыть улиток под водной струей из-под крана или из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки "расправятся", покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается вымыть руки.

Часть пятая. Имитация движений улитки

Дети с педагогом переходят на ковер. Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка. Пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища - т.е. превратиться в "ногу" моллюска - и попробовать изобразить телом волну.

Легче имитировать движения улитки кистью руки.

Часть шестая. Рисование улитки

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать улитку.

В живом уголке живет всего один вид улиток. А на земле в различных ее уголках обитает множество различных моллюсков. Они различаются и по размерам, и по форме раковин, и по тому, что они любят есть.

Самое сложное - правильно нарисовать раковину улитки.

Педагог может познакомить детей с приемами изображения раковин различных моллюсков, но при этом оговориться: если дети придумают какой-нибудь другой способ, пусть научат педагога.

Затем дети рисуют.

Готовые рисунки укрепляются на выставке. В конце занятия можно предложить детям рассказать о своих рисунках: что они нарисовали, почему именно так изобразили улитку, что изображенное животное делает в данный момент и т.п.

Если же педагог почувствует, что дети уже устали, обсуждение рисунков можно перенести на следующее занятие. Это послужит удобным предлогом вспомнить, о чем шла речь во время первого знакомства с улиткой.

Некоторые замечания по организации занятий из цикла "Знакомство с животным"

    При проведении цикла занятий "Знакомство с животными" полезно сравнивать одного животного с другим. При сравнении можно использовать "шутливые" вопросы, например: "Что общего между колючками ежа и панцирем черепахи?". При знакомстве с черепахой можно попросить детей сравнить ее с улиткой: что между ними общего? Черепаха, как и улитка, носит на себе свой "домик". И так же, как у улитки, он выполняет защитную и опорную функции. Однако, в отличие от улитки, для которой раковина является единственной опорой, у черепахи и внутри есть кости. Она - позвоночное животное. Можно попросить детей ответить на такой вопрос: "Медлительных людей часто сравнивают с улиткой или с черепахой: "Ползет как улитка" или "Ползает как черепаха". Одинаково ли ползают эти животные?" Можно предложить детям сравнить сухопутную и болотную черепах. У водных черепах, в отличие от сухопутных, на лапах перепонки и питаются они по-другому: эти черепахи - хищники.

    Хотя тактильное знакомство с животным - важный элемент занятий, некоторых зверюшек не следует давать детям в руки. Так, хомячок или болотная черепаха могут укусить ребенка. Случается, некоторые дети боятся дотрагиваться даже до безобидных животных. Педагогу в этих случаях не стоит настаивать на контакте во время занятия. Возможно, через некоторое время ребенок сам захочет взять в руки улитку или погладить морскую свинку.

    После контакта с животными дети обязательно должны вымыть руки.

Цель:

  1. Закреплять знания детей о насекомых (бабочке, жуке, пчёлах).
  2. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
  3. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
  4. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
  5. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

Материал: зелёные листики вырезанные из картона, пластилин чёрного и коричневого цветов, улитка-игрушка, доски для лепки, салфетки для рук.

Ход занятия.

Ребята, я вас приглашаю пойти погулять со мной на лужок, там много цветов, насекомых (дети идут на коврик где разложено много бумажных цветов).

Ребята, посмотрите, да здесь на цветочках кто-то сидит (показываю бабочек). Вы знаете кто это?

Дети. Бабочки.

Да это бабочки, очень красивые, похожие на цветочки. Они перелетают с одного цветочка на другой и пьют там капельки росы.

А вы хотите полетать как бабочки (проводится физкультурная пауза «Бабочка»).

Спал цветок и вдруг проснулся, (закрыть глаза)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами).

Встрепенулся, потянулся, (руки вверх, потянуться на носочках)

Взвился вверх и полетел (бегут по коврику и взмахивают руками).

Вам понравилось быть бабочками?

Ответы детей.

А ну-ка оглянитесь вокруг, мне кажется, что кто-то жужжит. Да ведь это же пчёлы, они пьют цветочный сок и жужжат, трогать их нельзя. Пчёлки могут укусить. Давайте пожужжим как пчёлки (дети жужжат).

Ребята, смотрите, кто-то летит нам навстречу (показываю бумажного жучка на ниточке). Давайте поиграем с жучком.

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке (бегают, взмахивают кистями рук)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу (наклоны туловища вправо-влево).

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь (наклоны туловища вперёд).

Ой, ребята, а кто это там ползёт? (воспитатель показывает улитку-игрушку).

Дети. Улитка.

А как вы думаете, она умеет летать?

Дети. Нет.

Да, улитка не умеет летать, у неё нет крыльев. Она умеет только ползать. И делает она это очень медленно, у неё всего одна ножка вдоль туловища, улитка на ней словно на лыже передвигается, не спеша, да и куда ей спешить: домик всегда находится при ней, в нём она отдыхает и от врагов прячется. Встретить улиток можно где угодно. На голове у улитки чувствительные рожки, которые помогают ей находить нужную дорогу или вкусную еду. Её домик похож на закрученную спиральку или клубочек ниток. Когда улитка пугается, она убирает рожки и прячется в свой домик. Улитка безобидное существо: не жалит, не кусает, никого не обижает. Вам она нравится?

А хотите слепить улиток из пластилина? Тогда посмотрите, как это надо сделать. Возьмите кусочек пластилина чёрного цвета и скатайте между ладошек толстую колбаску. Отогните один конец колбаски наверх, а другой защипните, сделав острый хвостик. Колбаску кладём на силуэт листика в любое место, слегка прижимая его – получилось туловище улитки. На загнутой части – головки улитки – стекой сделать короткий надрез, разделить на две части, чтобы получились рожки. Из пластилина коричневого цвета скатываем длинную колбаску. Один конец колбаски кладём на спинку улитки, прижимая к основе закрепления, другой кончик загибаем в сторону головы и закручиваем по спирали, как клубочек. Слегка прижимаем домик-спиральку к основе. Острым кончиком стеки сделаем два симметрично расположенных глаза на голове и полоску-рот.

Самостоятельная работа детей с небольшой помощью воспитателя. Когда работы будут готовы, выставляем их на стенд и предлагаю посмотреть, сколько улиток теперь будет жить у них в группе, целая семья.

Читаю народную потешку:

Улитка, улитка!

Покажи свои рога.

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки –