Воспитательно–образовательная оздоровительная работа в ДОУ."". Организация оздоровительной работы в доу Все оздоровительной работе в доу

Творческое название проекта «Будь здоров без докторов!»

Администрация Токаревского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Пояснительная записка. Актуальность проекта:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. По данным органов образования и здравоохранения России состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе. ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном образовательном учреждении, а также внедрение других нетрадиционных методик оздоровления, которые будут благоприятно воздействовать на здоровье детей.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2013-2014 года, мы пришли к выводу, что лишь 15% детей были абсолютны здоровы, а 25% - ЧБД.

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению более высоких результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.

Цель: cоздать целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование нетрадиционных оздоровительных методик

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать здоровьесберегающее пространство
  • расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья
  • продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников
  • расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
  • прививать привычку повседневной физической активности

Оздоровительные:

  • проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта
  • сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов
  • способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему
  • использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников
  • повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям
  • улучшать психоэмоциональное состояние детей

Развивающие:

  • развивать координацию движений, ммр, речь, выносливость, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние
  • воспитывать интерес к ООД
  • воспитывать дружеские чувства
  • воспитывать интерес к физкультуре и спорту
  • воспитывать волевые качества личности: смелость, решительность, выдержку, настойчивость и другие.

Новизна: новый подход мы видим в использовании современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками и их родителями.

Обеспечение проекта:

  1. научно-методическое (подбор литературы, изучение книг…)
  2. материально-техническое (ноутбук, фотоаппарат, стенды, фонотека, атрибуты для утренней гимнастики, атрибуты для подвижных игр,

пособия для развития ловкости, для развития движения, оборудование для профилактики плоскостопия, пособия для профилактической работы по охране зрения, пособие для развития дыхания, пособия для развития мелкой моторики, картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик и т.д.).

Целевые группы: дети группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет, родители, музыкальный руководитель, библиотекарь, медицинский работник, педагог.

Вид проекта: долгосрочный, поисковый, оздоровительный.

Срок реализации: сентябрь – май 2015

По характеру контактов:

  • внутрисадовые
  • контакты с семьей
  • контакты с общественностью

Основные принципы проекта:

  1. Принцип активности и сознательности - определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
  2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
  3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
  4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  5. Оздоровительной направленности - нацелен на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Методы реализации проекта

В процессе овладения основным видами движений, а также в оздоровлении детей используются различные методы работы:

  • наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития
  • словесные (ООД – беседа, рассказ, объяснение, комментирование хода выполнения, указания, вопросы к детям, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др.) .
  • наглядные (имитация, демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, использование видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов, оборудования, картинок, фотоснимков, макетов мини - исследования) .
  • самостоятельные (работа с различными видами оборудования, дидактическим материалом, создание макетов, рисование) .
  • практические (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение) .
  • мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации) .
  • анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса.

Данные методы соответствуют целям и задачам.

Проектная идея: использовать нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Тополек» в группе общеразвивающей направленности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет под руководством воспитателя Климановой Веры Владимировны.

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Организация предметно-развивающей среды:

Реорганизовать предметно-развивающую среду, расширить возможности «зоны оздоровления» .

Условия реализации проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  3. Использование современных методов и приемов оздоровления
  4. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  5. Реализация различных форм систематической работы с родителями

деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

6. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

7. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

Этапы осуществления проекта:

1. Организационный (сентябрь - октябрь 2015г.)

  • диагностика детей и анкетирование родителей
  • изучение мед. карт, анализ данных, литературы
  • определение содержания педагогической и оздоровительной работы, разработка плана реализации мероприятий
  • подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования (совместно с родителями) , картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий.
  • обсуждение совместного плана сотрудничества с ДОУ.

2. Реализация проекта (ноябрь – апрель 2015г.) .

Для детей:

  • реализация плана мероприятий

Для родителей:

  • реализация мероприятий проекта с родителями.
  • обучение родителей элементам нетрадиционных техник и методик оздоровления детей в домашних условиях.
  • совместное сотрудничество педагога и родителей.
  • оформление информационной папки-передвижки для родителей «Здоровье детей – в наших руках!» .

Режим реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность.

Утренняя гимнастика – три дня общая; четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

Гимнастика после сна – каждый день

Закаливающие процедуры – ежедневно

Коррекция опорно - двигательного аппарата – каждый день во время о. о. д. и индивидуальная работа.

Профилактика гриппа – по необходимости (сезонно) .

Дыхательная гимнастика – два-три раза в неделю.

Досуги и дни здоровья – один раз в месяц

Самомассаж планируется как третья часть о. о. д.

Консультативный материал предоставляется по просьбе родителей или запланирована тема на родительском собрании.

Составление протоколов диагностики – два раза в год (сентябрь – май) мониторинг (чтобы проследить динамику развития, оптимизировать работу в дальнейшем) .

Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.

В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т. п.

Посещение родителями ООД.

Ознакомление с протоколами контрольных срезов.

Оформление экрана заболеваемости,

Оформление фотостендов, видеоматериалов.

2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни

  • Обсуждение программы оздоровительной деятельности
  • Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (самодельные фонтанчики, специальная музыкальная программа и др.)
  • Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
  • Совместная организация спортивных мероприятий.
  • Изготовление тренажеров для стоп.

Работа с родителями:

  • родительские собрания
  • консультации специалистов
  • открытые просмотры
  • участие в досугах и праздниках

Сотрудничество с социальными институтами детства:

  • Детская библиотека.
  • Поликлиника.

2. Разнообразные формы сотрудничества.

  • Информационный обмен.
  • Совместные мероприятия.

3. Информирование населения о деятельности МБДОУ:

  • Сайт учреждения

Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:

  1. Самомассаж
  2. Лечебное полоскание горла
  3. Витаминотерапия (Аскорбиновая кислота - витаминизация третьего блюда)
  4. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

Профилактика заболеваемости:

  1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
  2. Зрительная гимнастика

Оздоровление фитонцидами:

  1. Чесночно-луковые закуски
  2. Ароматизация помещений (чесночные букетики) .

Повышение профессиональной культуры родителей в здоровьесбережении.

План реализации проекта (ноябрь – апрель 2015г.)

1. Лечебно – профилактическая работа:

Полоскание ротовой полости водой комнатной температуры.

Ароматерапия с эфирными маслами с учетом индивидуальной переносимости (если нет аллергиков в группе, изучаются медкарты детей) .

Применение здоровьесберегающих технологий (самомассаж, массаж шипованными мячами, стимуляция биологически активных точек, элементы фитбола, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика (по Базарному В.Ф.) , пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, хождение по «дорожке здоровья» , и т.д..)

Сбалансированное питание.

Употребление свежего чеснока и лука, соков, фруктов.

2. Физкультурно – оздоровительная работа:

Занятия по физической культуре всех видов

Утренняя гимнастика всех видов.

Оздоровительный бег.

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры

Разработка индивидуальных способов коррекции развития ребенка

Физкультминутки, динамические паузы.

Проведение подвижных игр

Организация спортивных праздников и физкультурных досугов.

Коррекционная работа: с детьми, имеющими плоскостопие, со слабо сформированной стопой, имеющими склонность к формированию нарушения осанки.

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения.

Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера.

Консультативная работа с родителями.

Планирование мероприятий к проекту «Оздоровительная работа в ДОУ»

3. Обобщающий этап (май 2015г.)

  • анализ результатов опроса детей и анкетирования родителей.
  • сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы.
  • обобщение и презентация опыта работы.
  • определение дальнейших направлений в системе физкультурно-
  • оздоровительной работы с воспитанниками.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Снизить частоту случаев острой заболеваемости воспитанников.
  • Совершенствовать функции ведущих физиологических систем организма.
  • Достичь позитивных сдвигов в эмоциональной сфере.
  • Сформировать у дошкольников навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повысить уровень адаптации к современным условиям жизни.

Родители:

  • Проявлять интерес к вопросу физического развития и оздоровления детей.
  • Активно участвовать в проекте по физическому развитию и оздоровлению детей.

Результативность:

  • Совершенствовали здоровьесберегающее пространство
  • Расширили и обогатили опыт воспитанников и родителей по способам и правилам укрепления и сохранения здоровья
  • Повысили сопротивляемость организма воспитанников к инфекционным заболеваниям, благодаря использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, систематической работы и т.д.
  • Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников
  • Способствовали развитиию ммр, гибкости, выносливости и т.д.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003-304 с
  5. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.: 2002
  6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  9. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
  12. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
  13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
  14. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013
  16. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – с. 114

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях). Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.

Программа «Педагогика оздоровления»

Этой программе присущи следующие черты:

1. В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.

3. Оздоровлние трактуется не как совокупность лечебно - профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4. Ключевым, средством программы является индивидуально-дифференцированный подход.

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья

Ожидаемые результаты

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
  2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладения навыками самооздоровления.
  4. Снижение уровня заболеваемости

Основные принципы программы

  1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое-

  1. обеспечение благоприятной адаптации
  2. выполнение сангигиенического режима
  3. решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
  4. предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
  5. проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний

Организационное –

  1. организация здоровьесберегающей среды ДОУ
  2. определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.
  3. изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  4. систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  5. пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников

Лечебное-

  1. коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
  2. витаминотерапия
  3. оказание скорой помощи при неотложных состояниях

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Организация двигательного режима

Формы организации

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Поготов. к школе группа

Утренняя гимнастика

Хороводная игра или игра средней подвижности

Физминутка во время занятия

Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо)

Подвижная игра на прогулке

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

Динамический час на прогулке

Физкультурные занятия

Музыкальные занятия

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

20мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

30 мин 1 раз/мес

40-50 мин 1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин 2 раза/год

40 мин 2/год

60-90 мин 2/год

60-90 мин 2/год

День здоровья

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры во 2 половине дня

Прогулки, походы

1 час 1 раз/квартал

1,5 часа 1 раз/квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Физкультурно-оздоровительные занятия и их

вариативность

1. Утрення гимнастика

Традиционный комплекс

Подвижные игры

Оздоровительные пробежки вокруг детского сада

Преодоление полос препятствий

2. Двигательная разминка между занятиями

Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Двигательные задания.

3.Физкультминутки.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения.

4.Подвижные игры и физические упражнения.

Подвижные игры

Спортивные упражнения

Двигательные задания, с использованием полосы препятствий

Упражнения в основных видах движений

Элементы спортивных игр.

5. Коррекционная работа с детьми по развитию движений.

Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей.

Упражнения по формированию осанки и стопы

Двигательные задания по усмотрению воспитателя.

6. Гимнастика после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

Пробежки по массажным дорожкам.

7. Учебные занятия по физической культуре

традиционное

сюжето-игровое

тренировочное

ритмическая гимнастика

по интересам детей

комплексное

контрольно-проверочное

тематическое

8. Самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.

Под руководством воспитателя.

9. Неделя здоровья

подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию

фрагменты из физкультурных досугов

10. Физкультурные праздники и досуги

игры и упражнения

спортивные игры

упражнения в основных видах движения

игры-эстафеты

музыкально-ритмические упражнения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

  1. Задачи физического развития дошкольников.

1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.

2. Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.

3. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации этих задач в ДОУ созданы следующие условия:

Оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в группах.

2. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

1. Полноценное питание детей.

2. Закаливающие процедуры.

3. Развитие движений.

4. Гигиена режима.

Принципы организации питания: - выполнение режима питания

Калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов.

Гигиена приема пищи

Индивидуальный подход к детям во время питания

Правильность расстановки мебели.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

Основные факторы закаливания:

Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня

Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

Закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка

Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

Облегченная одежда для детей в ДОУ

Соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья

Соблюдение температурного режима в течении дня

Дыхательная гимнастика после сна

Релаксационные упражнения

Виброгимнастика

Самомассаж

Мытье рук прохладной водой по локоть

Развитие движений.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

Совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

Повышение физической работоспособности

Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья

Формы организации физического воспитания:

Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке

Физкультминутки

Спортивные игры

Утренняя гимнастика

Индивидуальная работа с детьми

Гигиена режима

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

Формирование элементарных представлений об окружающей среде

Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Комплекс оздоровительных мероприятий

  1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  2. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  4. Чесночные «киндеры»
  5. Фитонциды (лук, чеснок)
  6. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  7. Оптимальный двигательный режим
  8. Сон без маек
  9. Дыхательная гимнастика в кроватях
  10. Обширное умывание, ходьба босиком
  11. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

Библиография

  1. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.
  2. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
  3. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
  4. Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.,2001 г.
  5. Гурич А.Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
  6. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду., С-П.,2002 г.
  7. Ильенков Э.В. «Диалектическая логика» М,1984 г.
  8. Кудрявцев В.Т., Нестерюк Т.В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М.,1997 г.
  9. Кудрявцев В.Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., 1999 г
  10. Казначеев В.П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
  11. Леви-Гориневская Е.Г., Быкова А.И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.
  12. Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001 г.
  13. Манахеева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.
  14. Маркова Л.С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М., 2002 г.
  15. Праздников В.П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
  16. «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 г.
  17. Сивачева Л.Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

Система оздоровительной работы в ДОУ

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей путём совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Растить детей сильными, здоровыми и эмоциональными задачи каждого дошкольного учреждения. Необходимо научить каждого ребёнка бережно относиться к своему здоровью, сформировать у него потребность в здоровом образе жизни. В дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей необходимо разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью.

Воспитание здорового ребёнка в ДОУ осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:

    Создание условий для двигательной активности.

В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности. В спортивный уголок подбираются атрибуты, которые отвечают индивидуальным потребностям ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности и двигательной активности.

    Система двигательной деятельности.

Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств.

    Диагностика.

Обследование детей специалистами;

Заболеваемость;

Показатели двигательных навыков.

4. Профилактическая работа.

Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Эта работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей.

Тесный контакт со специалистами (врач-педиатр, врач-невролог, медсестра ДОУ и др.) помогает осуществить контроль над формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.

5.Система закаливания.

Главное требование: «Не навреди!»

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Закалённые дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха и давления, устойчивы, как к низким, так и высоким температурам воздуха и воды, влиянию ветра. У таких детей резко снижается заболеваемость, укрепляется иммунитет.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем с постоянно меняющейся внешней средой.

6. Здоровый образ жизни.

Гигиеническая культура;

Азбука здоровья;

Соблюдение режима дня.

7. Взаимодействие с родителями.

Формы работы с родителями.

8. Организация рационального питания.

Сбалансированное меню; сервировка стола; культура приема пищи.

В результате работы по оздоровлению детей могут быть достигнуты следующие результаты:

    Снижение уровня заболеваемости.

    Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

    Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Литература:

1.Картушина М.Ю.Зеленый огонек здоровья. М.: Сфера. 2007. – 207с.

2. Береснева З.И. Здоровый малыш. М.: Сфера. 2004. – 32с.

3. .Программа образования

Оздоровительная работа с родителями в детском саду Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями в планах воспитательной работы всех педагогов дошкольного образовательного учреждения. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Задача оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок . Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они проходят через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий : медико- профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала. Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия: - физкультурные занятия, массаж(в нашем случае-это массажные дорожки), специальные оздоровительные игры - дыхательная гимнастика - проведение гимнастики после сна - полоскание рта, перед сном воздушные ванны(это хождение в майке и трусиках несколько минут),в тёплый период воздушные ванны на свежем воздухе и т. д Семья - социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, среда, в которой закладываются нормы человеческих взаимоотношений, происходят развитие и становление личности ребенка. Но не всегда семьи, особенно молодые, самостоятельно справляются с возникающими проблемами в воспитании и развитии ребенка. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому детский сад оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам. Педагоги детского сада убеждают родителей о важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни. Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Наряду с пособиями целесообразно используется оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат.

Традиционный подход в работе предполагает, что главная функция воспитателя заключается в непосредственной организации деятельности детей, передачи им в этой деятельности своего взрослого опыта. Сегодня личностно – ориентированная модель отводит педагогу иную роль, которая обеспечит самостоятельную деятельность и эффективное накопление ребёнком своего личного опыта. И немаловажную роль в этом играет именно работа с родителями. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива детского сада. Основным принципом совместной работы с семьёй по воспитанию здорового ребёнка для нас является принцип здоровьесбережения, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.

Основные направления работы: информационно-просветительская, консультативная, организационная, диагностическая.

Информационно-просветительская работа с родителями включает в себя проведение

родительского всеобуча, т. е. цикла бесед и лекций («Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома» , «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей» и т. д.);

цикла коллективных консультаций для родителей («Утренняя гимнастика» , «Безобидные сладости» и т. д.);

использование родительских уголков как средства информационного просвещения;

оформление и использование наглядно – текстовой информации (буклеты, папки, стенды, памятки и т. д.) .

Консультативная работа с родителями предполагает

консультации и рекомендации воспитателей.

Диагностическая работа включает в себя

собеседование;

интервьюирование;

анкетирование.

Организационная работа –

проведение общедошкольных родительских собраний;

работа родительских клубов;

Дни открытых дверей;

проведение семинаров – практикумов;

проведение совместных мероприятий с целью вовлечения родителей в образовательный процесс (НОД с родителями, совместные утренние гимнастики и т. д.);

проектная деятельность в детском саду.

На освещении проектной деятельности в детском саду следует остановиться более подробно. Особенность взросло - детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме ООД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательно – образовательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, предполагается провести анкетирование..

Нас интересует :

1. Как они оценивают здоровье ребенка?

2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей?

3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

В ходе бесед было выяснено:

В основном родители оценивают здоровье ребенка как хорошее.

Оценка родителей иногда не совпадает с реальным положением дел. Так, например, некоторые родители детей старшего дошкольного возраста оценивают здоровье своего ребенка как «хорошее» , отмечают, что в прошедшем календарном году ребенок болел редко, но тут же указывают четыре и более случаев острых заболеваний, на основе чего фактически его можно отнести к группе часто болеющих.

Основными причинами заболеваний ребенка родители считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению» . Среди других причин заболеваний мы увидели такие, как «переохлаждение на прогулке» , «недостаточную закаленность ребенка» , «контакты с больными» , «сквозняки» , что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др.

Обращает на себя внимание, что родителей указывают на изменение здоровья ребенка за время посещения детского сада. Такие выводы родителей нацеливают нас на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.

Интересно то, что среди важнейших условий формирования здорового образа жизни ребенка, родители выделяют, прежде всего, психологический комфорт. Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в атмосфере внимания, заботы и любви окружающих взрослых. Среди других условий родители выделили:

достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;

здоровую гигиеническую среду;

рациональное питание;

соблюдение режима;

закаливание;

полноценный сон.

Анализ ПРОВЕДЕННЫХ БЕСЕД показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того, мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, что, безусловно, является не менее важными условиями, определяющими здоровье ребенка-дошкольника.

В ходе БЕСЕД нас интересовали причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка. У более половины опрошенных - это дефицит времени вследствие высокой занятости. Нередко в этом случае мы сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи.

Анализ бесед показал востребованность разнообразной информации родителями.

ПРОЭКТ «Мы за здоровый образ жизни».

Воспитателями старшей группы Пестовой И.В, и Михеевой О.А. предполагается РЕАЛИЗОВАТЬ проект .

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми .

В ходе проэкта будут проведены мероприятия :

Анкетирование по «Обж», «В какие игры вы играете дома» ,

Родительские собрания в нетрадиционной форме «Здоровый образ жизни» , «Безопасность детей в наших руках» , «Мы за здоровый образ жизни» . -фотовыставки «Спортивная семья» , «Один дома» , «Мой папа солдат» . Экскурсия по д/с «Знакомство с уголком противопожарной безопасности» . Вечер загадок и отгадок «Огонь в загадках»

ООД «Ваза с фруктами» , «Я здоровье сберегу - быть здоровым я хочу» , сюжетно – оздоровительные по сказкам «Лисичка сестричка и серый волк» , «Каша из топора» , «Я здоровым быть хочу» .

- Консультации : «О закаливании ребёнка – секрет успеха» , «Не спина – а знак вопроса» , «Формирование у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью» , «Безопасное поведение дошкольников» .

Развлечения и праздники «Путешествие в страну светофорию» , «День защитника отечества» , КВН с мамами, «Путешествие в страну здоровья» , туристический поход с родителями «Фестиваль дворовых игр» .

Ожидаемый результат :

Сформировать у дошкольников и их родителей основы здорового образа жизни;

Ответственность отношения к своему здоровью :

Дети получат практические знания по укреплению и сохранению своего здоровья;

Дети научатся проводить простейшие исследования, анализировать, делать выводы, для дальнейшего применения полученных знаний в повседневной жизни.

Возможные риски :

Недостаточность литературы

Недостаточное финансирование

Работа с родителями включает в себя повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего воспитания детей, привлечения их и родителей к здоровому образу жизни; взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития и оздоровления детей.

Таким образом, проводимая нами оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Используемая литература:

1. Программа образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2.Т.С. Есенкова»Основные направления деятельности педагога при внедрении педагогических технологий» Ульяновск 2015.

3.Картушина М.Ю.Зеленый огонек здоровья. М.: Сфера. 2007.

4 .Береснева З.И. Здоровый малыш. М.: Сфера. 2004.

материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, зубочистки, пуговицы, бусины,бисер,ткань

Примерная структура кружка .
1Педагог заинтересовывает детей,используя художественное слово,пение песенок,игровые приемы. 2Привлекает детей к обследованию самого предмета,либо либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

3 Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить,как они уже это делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый прием.

4 Во время процесса работы педагог педагог следит за позой детей,поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.

Прогноз результативности : знать назначение инструментов,используемых в работе, общую классификацию материалов, правила безопасности труда на рабочем месте. Уметь работать с инструментами,владеть техникой рисования,соединять в одном изделии разнородные материалы,эстетично оформлять изделия,владеть безопасными приемами работы с инструментами.

Ожидаемый результат: 1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

5Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность на отдельном листе бумаги показывает нужное движение,прием,взяв руку ребенка в свою.
6По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Кружок проводится в четверг с 17.00по17.25.

Принято

На пед.совете № от Утверждаю

Заведующая МБДОУ детского сада № 144

----------- Белова Е.П.

Программа кружковой работы

«Юные художники»

Старшая группа

Воспитатели: Пестова Ирина Владимировна

Михеева Ольга Александровна

г.Ульяновск 2018-2019 гг. учебного года

Литература:

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий:

1.Программа образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Аверьяновой А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, 3.Казаковой Р. Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”,

4. Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”

5. Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”.

Елена Побирей
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

Автор – воспитатель Побирей Е. Н. МДОАУ ДС № 14 г. Благовещенск Амурская область

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т. д.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок. Которая строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Охрана и укрепление здоровья детей

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка

с учётом его индивидуальных особенностей. Развитие физических качеств

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Обеспечение физического и психического благополучия

Начинать решать эти задачи надо с самого рождения. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Работа педагога проходит через все ведущие виды деятельности ДОУ - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики : гуманизации, индивидуальности, системности, последовательности, доступности, комплексности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности.

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят : создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

Значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ

Двигательная деятельность - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека в движении. Она способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно сосудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию.

К ней относится:

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Плавание

Подвижные игры

Гимнастика после дневного сна

Спортивные игры и упражнения

Лечебная физкультура (по назначениям врача)

Физкультурные досуги

Физкультурные праздники

День здоровья

Каникулы

Олимпиада

Прогулки-экскурсии

Занятия - хореографией

Занятия по ОБЖ

Спортивные праздники

Развлечения

Спортивные досуги

Занятия ЛФК и т. д.

Профилактические мероприятия - совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья людей, предупреждения и снижения заболеваемости, которые способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

К ним относятся:

Витаминотерапия

Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ, Электрофорез, «Тубус-кварц» и т. д.

Кислородные коктейли

Лечебная физкультура

Для часто болеющих детей

Для детей с ортопедическими нарушениями

Смазывание носа чесночным маслом, оксолиновой и бороментоловой мазью

Полоскание горла солёным раствором и настоями трав

Гимнастика для глаз и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия у психолога

Занятия по валеологии и экологии

Занятия по ОБЖ

Традиционные формы оздоровления повышают устойчивость человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды; позволяют детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места. К ним относятся:

Оздоровительный бег,

Общий массаж

Оздоровительный массаж

Расслабляющий массаж

Гидромассаж стоп

Фитотерапия:

а) полоскание горла отварами трав

б) фито чай витаминный

в) фитоадептогены (женьшень, элеутерококк)

Фитонцидотерапия (лук, чеснок)

Коррекционные физкультминутки,

Коррекционная гимнастика,

Ходьба на лыжах,

Катание на коньках.

Подвижные игры с элементами основных видов движений,

Спортивные игры с элементами футбола, баскетбола и т. д. ,

Нетрадиционные формы оздоровления помогают мгновенно поднять уровень своей энергетики, быстро улучшить самочувствие, активизировать защитные силы организма.

Музыкотерапия

Аутотренинг

Психотерапия

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Дорожки здоровья»

Элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой

Релаксация

Эстетикотерапия

Игрогимнастика

Игротанец

Креативная гимнастика

Фототерапия

Аэроионотерапия

Ароматотерапия

Гимнастика с элементами хатка- йога и ушу и др.

Закаливание - это комплекс мероприятий с использованием естественных факторов природы, которые формируют и совершенствуют функциональные системы организма, направляют их на повышение иммунитета. Дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

Солнечные ванны

Контрастные воздушные ванны

Обливание

Ходьба босиком

Облегченная одежда детей

Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

Топтание в тазу

Контрастный душ в бассейне (при наличии бассейна)

Сон без маек

Полоскание горла настоями трав

Вхождение в воду контрастной температуры (ср. возраст)

Погружение ног в прохладную воду

Обтирание тела и др.

Мониторинг, диспансеризация - система медицинского контроля за ростом и развитием детей.

Лечебное питание

Давно доказано, что ведущая роль в сохранении и укреплении принадлежит правильному питанию детей . Оно обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешно чередует разнообразную деятельность, предохраняет от переутомления

Физкультурно-оздоровительная работа не могла состояться без создания специальных условий в ДОУ: материально – технической базы и предметно развивающей среды: пищеблок, медицинский блок с подсобными помещениями; физкультурный и музыкальный зал, спортивная площадка, уголки физической культуры, прогулочные участки, оснащенные необходимым спортивным оборудованием и инвентарём для двигательной активности детей, проведения закаливающих процедур; «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

Вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей .

От того, как правильно организован режим дня дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Работа с родителями - это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т. д.

Главное в работе педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А. Сухомлинский

Разделы: Работа с дошкольниками

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель сотрудников детского сада “Чебурашка” пос. Эльдикан, САХА (Я)

Наш детский сад работает над этой проблемой несколько лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание ванны /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Полоскание горла /ежедневно/.
    Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  11. Профилактические прививки
  12. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  13. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  14. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  15. Физкультминутки /ежедневно/
  16. Подвижные игры /ежедневно/
  17. Прогулки /в теплое время года/
  18. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • мини спортивные залы в обоих зданиях оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”.

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)

Такие же мероприятия проводятся и в весеннее-летний период, только закаливающие процедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

Не стоит забывать, что развитие дыхательной системы, сущность которой заключается в усвоении организма кислорода воздуха, также напрямую связано с движениями. Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность – максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту . “Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельность всех этих систем”, - пишет В.Зациорский.

Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный (или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье. (В.Г. Алямовская “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении).

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

Массаж рук

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:

  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В связи с этим коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.

Как спланировать день здоровья? Какие занятия необходимо проводить в этот день?

Тематическое планирование занятий:

Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:

  1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
  3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
  4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
  5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
  6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
  7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
  8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.

Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка, т.е. к поступлению в первый класс.