Конспект занятия на тему "День народного единства" (старшая группа). «4 ноября — День народного Единства»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности (НОД) в старшей группе
«День народного единства».
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;
Закреплять знания о географическом положении страны на карте;
Расширять представление о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;
Сообщить элементарные сведения об истории России;
Формировать знания о многонациональности нашей страны;
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
Воспитывать уважение к другим народам и культурам;
Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование и материалы: листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России, флаг и герб России.
Ход НОД:
Орг. момент:
Воспитатель
:
- Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? -
Нет дороже…
(Родины)
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Что же такое Родина?
Родина .
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(автор Татьяна Бокова)
А как называется наша Родина? (Россия)
Осн. часть НОД:
Просмотр презентации «День народного единства».
Воспитатель
:
- Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.
-А вы любите свою страну?
(ответы детей)
А за что?
(дети дают свои варианты ответов, некоторые затрудняются ответить на вопрос).
Воспитатель
:
- Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.
Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту).
Воспитатель
:
- Только ли русские живут в России?
(нет)
Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)
Воспитатель
:
- Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей.
Воспитатель:
-Как вы думаете, какая национальность лучше?
(ответы детей)
Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.
Физ. минутка:
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)
Реки глубокие (присели) ,
Степи широкие (руки в стороны) ,
Леса большие (руками описываем круг) ,
А мы - ребята вот такие! (поднимаем большой палец вверх)
Воспитатель:
- 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.
Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)
Экспериментирование : предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу) , затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.
А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)
У праздника День народного единства очень древняя история.Послушайте её. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять) . В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль.Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.
Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.
В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется «День Народного Единства».
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций из презентации)
Воспитатель:
Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)
Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн) Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.
Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей).
Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.
А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит (называют). Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
Итог:
- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.
Любовь Камнева
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «4 ноября - День народного Единства»
Воспитатель : Камнева Л. В.
Цель :
Познакомить детей со Всероссийским праздником - День Народного Единства .
Расширить представления детей о территории России, народах её населяющих .
Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку, чувство гордости за свой народ , за его подвиги, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Предварительная работа : беседа о России, о народах её населяющих ; рассматривание карты мира, России; разучивание пословиц о дружбе.
Оборудование : ноутбук, слайды, карта России.
Воспитатель :- Ребята, сегодня, мы с вами поговорим, о празднике, который называется «День народного Единства » и почему, он так называется.
Как вы думаете, о какой стране так говорят : «Велика она, а отступать некуда?» . Дети : Россия. А знаете, почему так говорят? «Если во время сражения отдашь врагу хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу» .
Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире. (слайд №1 карта России)
Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор :
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья ,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель : - Ребята, что можно сказать о народах нашей страны ?
Дети : Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду.
Воспитатель : Правильно. А какие национальности, проживают в России? назовите их.
Дети : калмыки, татары, казаки, украинцы, беларусы, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.) (слайд все национальности)
-Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране ?
Дети : Да.
Воспитатель : Знаете ли вы пословицы о дружбе?
Дети : Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться- ничего не бояться.
-Воспитатель : Вот какие пословицы сочинил наш народ . Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. Ходят друг к другу в гости, вместе отмечают праздники. У каждого народа свои обычаи и традиции и мы все уважаем эти традиции. Ребята, а вы, умеете дружить?
Дети : Да.
Воспитатель : А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?
Дети : Помиримся
Воспитатель : Давайте с вами встанем в круг, повернемся друг к другу.
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.
Воспитатель : Продолжим. Вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Даже есть Всероссийский праздник - День Единства Народов , который мы отмечаем 4 ноября . С которого, мы начали наше сегодняшние занятие . Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины ?
Воспитатель :- В 1612 году, через много лет появился у Руси враг - поляки. (слайд№3поляки) Умер наш царь, и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. Тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя. И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков . И тогда люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков.
Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу- мясник. Звали его Козьма Минин. (слайд №4 Козьма портрет) И взялся он поднимать людей на бой с врагами, создавать ополчение. (слайд №5 Козьма поднимает народ ) . Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь : «Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, Родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?»
Минин : «Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы : изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?».
Прибыли к князю Пожарскому Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь их просьбы и стал во главе народного ополчения .. (слайд №6Дмитрий Пожарский)
Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско, а впереди войска несли икону «Казанской Божией матери» (слайд №7 Икона) .
Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами .
А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин. (слайд№8 Минин и Пожарский) . Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение. Два месяца шли бои за освобождение Москвы (слайд №9 Освобождение Москвы) .
Тот день остался в памяти у народа . Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России. (слайд памятника№10) .
Воспитатель : Наталья Кончаловская написала такие стихи :
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной
Он отмечен годом, днем,
И начертано на нем :
«Гражданину Минину
И Князю Пожарскому»
Благодарная Россия»
Также построен храм «Казанской Божией матери» . (Слайд №11 Храм) . Главной Заступнице Русской земли.
Воспитатель : Послушайте, стихотворение об Иконе Казанской Божьей Матери
Казанской Божьей Матери икона,
Не раз спасала русских от беды.
С мольбой просили люди : «Богородица!
Ты смилуйся над нами, помоги.»
И к небесам лилась сильней молитва,
И Божьей Матери пресветлый лик
Явился вдруг над нашею Россией,
И все враги разбиты были в миг.
Воспитатель : И закончить наше занятие хочется стихотворением Натальи Майданик «День Народного Единства » (слайды №12, 13, 14,15,16) .
Едино государство ,
Когда един народ ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой ,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Воспитатель : Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России ?
Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Публикации по теме:
Перспективно-календарный план по ФГОС ДО в старшей группе. Тема: «День народного единства» Сроки: с 16 октября по 4 ноября Цель: Расширять.
Сценарий праздника «День Народного Единства» в подготовительной группе «День Народного Единства» в подготовительной группе. Ведущий: Мы День Единства отмечаем, России праздник молодой, И всем и каждому желаем.
Конспект занятия «День народного единства. Мы - вместе» в ОО «Познавательное развитие» (подготовительная группа) Пояснительная записка План-конспект НОД «День народного единства. Мы-вместе» Подготовительная группа Образовательная область: «Познавательное.
«День народного единства». Тематическое планирование в старшей группе (3-я неделя октября - 2-я неделя ноября) 3-я неделя октября- 2- неделя ноября. Тема: «День народного единства» Цель: Расширение представлений детей о родной стране, о государственных.
Библиотека изображений:
Конспект занятия в старшей группе на тему
«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Цель: познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения; воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям; развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать сообразительность, умение устанавливать связи.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках Отечества; рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, Вы любите праздники?
Дети : да!
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете?
Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
Воспитатель:
Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но естьеще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября.Вы знакомы с этим праздником иисторией еговозникновения?
Дети : нет.
Воспитатель:
Я предлагаю вам послушать мой рассказ.
Россия – великая и могучая страна. В ней проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Россию нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
Много лет тому назад наша Родина была занята врагами - поляками. Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться.
И вот однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками.
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - храброго и честного князя Дмитрия Пожарского.
Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено. Россия стала свободной, а ее народы едиными. В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник из меди с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России.
Воспитатель :
Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Дети: Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Воспитатель:
Правильно, ребята.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день.Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния.
Давайте и мы, ребята, все вместе дружно поиграем в русскую народную игру «Защита укрепления».
(Дети играют в игру).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вспомнить мудрые пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем.
Дети:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
За край свой насмерть стой.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель:
Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.
И сегодня накануне Дня народного единства мы с вами проведем акцию «Мы - вместе!».
(Воспитатель предлагает подойти к столами, где приготовлено все необходимое). Воспитатель:
Прежде, чем приступить к работе, мы сделаем разминку для пальчиков.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальчики соприкасаются кончиками – «крыша дома»).
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней «бутон»).
Окружает все забор (нарисуйте в воздухе зигзагообразную линию).
За забором чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).
К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу).
В дверь стучимся: тук – тук – тук (стучим кулаками по столу).
Кто – то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что – то несете).
Воспитатель:
Сейчас мы обведем свои ладошки на цветной бумаге, вырежем их силуэты и приклеим на ватмане, в центре которого изображена территория России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошекрядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы!
(Дети обводят ладошки и вырезают их силуэты, затем располагают и наклеивают силуэты на ватмане).
Воспитатель:
Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,
Из песен и игр мы венок заплетем.
По нашей стране, по России пройдемся,
С друзьями большой хоровод заведем.
Итог НОД:
Воспитатель предлагает детям взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.
Елена Сяткина
«4 ноября - День народного Единства». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе
Задачи:
Расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;
Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;
Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
Знакомство детей со Всероссийским праздником - День Народного Единства;
Воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран).
Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»; разучивание пословиц о дружбе.
Ход занятия:
Ребята, как вы думаете, о какой стране так говорят «Велика она, а отступать некуда?» (Россия). Почему так говорят? (Если во время сражения отдашь врагу хоть малую часть земли, то так и всю страну отдашь врагу).
Сегодня мне бы хотелось отправиться с вами в путешествие по нашей необъятной России. Взгляните на карту (сл. 1, как велика наша Родина. Россия самое большое государство в мире.
Чтение стихотворения В. Степанов «Российская семья» (сл. 3- 15).
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду).
Какие национальности, проживающие в России, вы знаете? (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)
А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране? (Да).
А знаете ли вы пословицы о дружбе?
(Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться.)
Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить? (Да) А если вдруг поссоритесь? Что сделаете? (Помиримся)
Динамическая пауза «Мирилка» (дети в парах берутся мизинчиками)
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.
Кря-кря-кря –
Мы друзья!
Продолжим. О чём мы с вами говорили? (О дружбе народов). А вы знаете, что длится дружба всех народов России уже много столетий. Даже есть Всероссийский праздник - День Единства Народов, который мы будем совсем скоро с вами отмечать (сл. 16-17). Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?
Давным-давно в Русском государстве было тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний – смутное время (сл. 18,19).
Захватили царский престол самозванцы чужеземные и захотели Русь себе подчинить (сл. 20,21)
И не было на Руси армии, чтобы защитить народ от захватчиков. И тогда люди поняли, что никто не защитит их, кроме них самих. И полетела весть по земле русской – собираться в отряды и освобождать землю родную от захватчиков (сл. 22).
Жил в то время в Нижнем Новгороде человек по ремеслу мясник. Звали его Козьма Минин. И взялся он подымать людей на бой с врагами, создавать ополчение (сл. 23).
Собрал Козьма Минин на городской площади жителей и держит такую речь (сл. 24).
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Но нет у нас воеводы: изыщем, братья, честного человека, который поведёт нас к Москве. Кто воеводой будет?
А Князь Дмитрий Михайлович Пожарский лечился в то время от ран в Нижнем Новгороде (сл. 25).
Прибыли к нему Нижегородские послы и просят стать их воеводой. Принял князь Пожарский их просьбы и стал во главе народного ополчения (сл. 26).
Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. Люди разных национальностей шли освобождать Родину. А кто не мог воевать помогали деньгами (сл. 26).
А во главе ополчения стояли князь Пожарский и его верный помощник Минин (сл. 27).
Вся Русская земля встала против захватчиков. Начались бои за освобождение (сл. 28).
Два месяца шли бои за освобождение Москвы (сл. 29).
Тот день остался в памяти у народа. Когда сообща, вместе была одержана великая победа. И в честь той битвы в сердце нашей Родины, в Москве, на Красной площади стоит памятник героям той битвы гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России (сл. 30).
Читает отрывок стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства»
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?
Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Цель : формировать представление детей о государственном празднике «День народного единства» и истории его возникновения;
Задачи:
1. Вызывать интерес к истории страны. Познакомить с героями страны, гербом и флагом России. Формировать понятие, о том, что Россия многонациональная страна.
- Развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней; воспитывать уважения к разным народам нашей страны, а также закрепить правила поведения в кинотеатре.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа : беседа о России, о населяющих её народах; рассматривание карты мира, России; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы».
Материалы: проектор, презентация к занятию, 2 российских флага, 2 герба, бумажные куклы в национальных костюмах по количеству детей, ватман с изображение солнца.
Ход организованной образовательной деятельности:
Слайд №1 (карта России)
Дети входят в зал, становятся полукругом.
Дети сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте возьмемся за руки и станем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, Вы любите праздники?
Дети: да!
Воспитатель: - А какие праздники вы знаете?
Воспитатель: - Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один важный праздник - «День народного единства». Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником?
Дети: нет
Воспитатель: - Для этого мы с вами пойдем в кинотеатр, и посмотрим фильм об истории нашей страны. А вы любите смотреть фильмы? Но сначала давайте вспомним, как себя вести в кинотеатре? Правильно не шуметь, не сорить и не мешать другим. Прошу занять всем места.
Слайд №3 (Изображение Руси)
Раньше наша стана называлась великим словом Русь.
Слайд №4 (Война с поляками)
Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. Польские враги хотели завоевать нашу Родину.
Слайд №5 (Минин и Пожарский)
Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, а другой князь Дмитрий Пожарский.
Слайд №6 (обращение к народу)
Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!»
Слайд №7 (Изображение города)
И собрался народ государства Российского из 25 городов в Москве. Объединились в большое войско, и возглавили его Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Пошли они на врага, а впереди войска несли икону «Казанской Божьей Матери». После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага.
Слайд №8 (Памятник Минину и Пожарскому)
Воспитатель: Теперь вся наша страна празднует «День Народного Единства». В Москве столице нашей Родины в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на красной площади установлен памятник. На памятнике сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому Благодарная Россия». Также построен храм «Казанской Божьей Матери».
Ребята, вам понравился фильм? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Да. Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, они спасители нашей Родины. Они объединили весь народ и выиграли эту войну. Именно поэтому день 4 ноября, называют «день народного единства».
Я попрошу всех выйти всех из нашего кинотеатра и встать в круг. Сейчас мы с вами поиграем.
Физминутка
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)
Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
Слайд №9 (народы страны)
Наши предки одержали победу в этой битве потому, что весь народ был дружный и объединился для защиты родины. А ведь наша страна многонациональная. У нас проживает много разных народов, имеющих свою культуру и традиции. А сейчас мы послушаем об этом стихотворения, который прочитает Ксения Александрова и Саша Трухачёв.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина - Россия
У нас у всех одна!
Какие народы проживают на территории России? (татары, казаки, украинцы, белорусы, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и т.д.).
Как вы думаете, дружно ли живут наши народы друг с другом? (дружно)
Сейчас вы мне это покажите в нашей игре «Здравствуй, друг!» (из цикла телесной терапии).
Игра «Здравствуй, друг!»
Дети становятся парами по кругу. Обращаются друг к другу с помощью слов и жестов.
Здравствуй друг! (рукопожатие)
Как ты тут? (хлопают ладошкой по одному плечу)
Где ты был? (склонятся к уху друг друга)
Я скучал! (хлопают ладошками по плечам)
Вот ты здесь! (раскрывают руки, разводят в стороны)
Как я рад! (обнимают, хлопают по спине).
Затем меняются местами и снова пары общаются.
А если вдруг народы поссорятся? Что им нужно сделать?
Динамическая пауза «Мирилка»
(дети в парах берутся мизинчиками)
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось.
Надо просто стать добрей
И мириться поскорей.
Но, не смотря на то, что у нас в стране проживают разные народы, что же нас всё таки объединяет? (у всех одна родина, все живем в одной стране и т.д.).
Какие символы нашей страны отличают её от других стран? (флаг и герб)
А сейчас мы с вами покажем, какие мы ловкие и смелые. Для этого мы проведем соревнование. Разделимся на две команды.
Задание №1 «Поднимем флаг».
Вам нужно будет передавать Российский флаг друг другу в руки. Последний участник, который взял флаг должен поднять его вверх. Какая команда быстрее это сделала, та и победила.
Слайд №10 (герб страны)
Задание №2 «Сложи герб».
- Вам нужно собрать герб по элементам. Сначала красный щит, на него кладем двуглавого орла, над их головами маленькие короны, а над ними большая корона. В правой лапе орла скипетр, в левой - держава. На груди красный щит с Георгием Победоносца, поражающим змея. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.
Слайд №11 (хоровод дружбы)
«Хоровод дружбы»
А сейчас, ребята, мы сделаем своими руками хоровод дружбы народов . Вы дома с родителями раскрасили бумажных кукол в национальных костюмах.
Мы Вам приготовили ватман, внутри которого солнце. Вам нужно будет расположить силуэты бумажных кукол рядом друг с другом, как будто они крепко держатся за руки.
Итог: Ребята, какой праздник мы с вами будем отмечать 4 ноября? Скажите, а что больше всего вам сегодня понравилось на нашем занятии? На этом наше с вами занятие окончено. Какой у нас девиз дня?
Дети берутся за руки и все хором говорят:
Если мы будем едины,
То будем непобедимы.
Дети уходят под песню «Солнечный круг».