Почему ребенок не может научиться читать. Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео

Родители, которые хотят научить ребенка читать, должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
(Более подробно методические комментарии к занятиям по обучению чтению дошкольников даны в брошюре «Методические рекомендации к «Игробуквотеке»: букварь для дошкольников»)

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей.

Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать (!) тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов:
1 этап - Учим и запоминаем буквы;
2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»).

Если вы решили знакомить ребенка с буквами, используя электронную азбуку, то предварительно проверьте, соответствуют ли названия букв в этой азбуке этим рекомендациям.
Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.
Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему. Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.

Сейчас в магазинах можно купить различные наборы букв из пластмассы или мягкого вспененного изолона. Старайтесь выбрать буквы покрупнее, чтобы они удобно помещались в ладошку ребенка.
Как правило, эти буквы имеют магнитики, и с ними очень удобно играть на дверце холодильника или использовать специальную детскую доску с металлической основой. Можно использовать традиционные кубики с картинками и с изображениями букв.

Купите «Азбуку» в картинках. Хорошо, если в этой книжке к каждой букварной теме будут напечатаны небольшие стихотворения. Читайте их перед сном. Это поможет малышу лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков.

Очень полезно выполнять следующее упражнение. Предварительно нужно вырезать буквы из бархатной или наждачной бумаги, а затем наклеить их на лист плотного картона. Попросите малыша пальцем обвести контуры буквы сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Тактильные ощущения будут способствовать лучшему запоминанию букв. Можно лепить буквы из пластилина, глины, из мокрого песка.
А можно вырезать буквы из теста и испечь печенье.
Научите ребенка выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена его родственников и знакомых.

Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, малыш должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое.

Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек.

Порядок введения букв для ознакомления предлагается следующий: а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.

В первый месяц обучения (самый трудный!) дети будут знакомиться с теми гласными буквами, которые хорошо запоминаются (А,О). На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА).
Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. При произнесении звука «С» в открытом слоге губы принимают положение, свойственное им при произнесении гласного, который следует за согласным. К тому же все эти буквы внешне не похожи друг на друга, поэтому их легче будет запомнить.

2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной.

В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным, на наш взгляд, является способ обучения прочтению слияний по подражанию.

Ребенок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.

Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки».
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», - медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.

Дети копируют все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе со взрослым, потом - без него.


Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности - чтение слоговых таблиц.

Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.

При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно.


На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Не всегда в названии картинки первый слог-слияние является ударным. В этом случае взрослый должен произнести слово четко, как оно пишется, например: "са-а-а-рафан", са-а-а-лют".

Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут настольно-печатные игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу.


Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы.

Самая распространенная ошибка взрослых на этом этапе обучения - попытка подсказать ребенку буквы, если у того произошла какая-то трудность с прочтением слога (или слова).
Например, мама помогает своему сыну прочитать слово «МУКА» следующим образом: «Смотри, буква «М» и буква «У», читаем «МУ»; буква «К» и буква «А», читаем «КА». Что получилось?»

Этого нельзя делать ни в коем случае! В дальнейшем ребенок может запомнить этот приём и пользоваться им постоянно (например, произнося сначала буквы про себя). А последствие этого – формирование неправильного способа чтения (побуквенного), от которого бывает очень и очень трудно избавиться, который будет тормозить отработку скоростных навыков чтения и приведет к ошибкам на письме.

Поэтому правильно будет в таких ситуациях показать ребенку правильное чтение (слогов, слов), а он повторит вслед за вами. Или предложить несколько вариантов прочтения, а ребенок выберет нужный. И не бойтесь, если к такой помощи придется прибегать довольно часто. Наберитесь терпения: наступит время (для каждого ребенка оно индивидуально), и он сам откажется от какой-либо помощи с вашей стороны.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Цикл упражнений "Покатаемся на горках"
Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками
"Марсианские" стихотворения
Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами
Работа со слоговыми таблицами (2)

3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).

В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.


В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

При этом важно соблюдать такие рекомендации:
Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.
После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.
Взрослый называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному.

Например: взрослый произносит слово "электрическая", а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово (лампа).

Не менее эффективным!! на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам.

Для детей на первых порах могут быть непонятными слова, орфографическая оболочка которых значительно отличается от звуковой. Например, ребенок не сразу поймет, что читаемое им слово ГВОЗДЬ обозначает тот же предмет, что и часто слышимое и привычно произносимое им звукосочетание ГВОСЬТЬ. Должно пройти какое-то время, чтобы малыш разобрался с такими особенностями русского языка. Именно поэтому в этот период становления навыка чтения очень полезно предлагать детям прочитывать подписи к предметным картинкам.

Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать настольно-печатные игры для дошкольников. Их сейчас очень много. В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у взрослых появляется большое поле для фантазии. Вы сможете сами придумывать задания для ребенка. Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами.

Например, предложите ребенку 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть он догадается, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей.

Как вариант, дайте задание ребенку разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем ребенок прочитывает и запоминает их. Закрывает глаза. Взрослый в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Ребенок должен определить, что изменилось.

Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания.

Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов).

Например, в данном случае ребенок должен определить, каким образом он сможет составить слово из данных слогов. Подсказкой в этом примере является величина доски. Если доски и слоги под ними расположить в нужной последовательности, то получится слово "фотоаппарат".

На страницах букваря "ИГРОБУКВОТЕКА" представлено много подобных упражнений. Вы можете и сами придумать аналогичные упражнения или подобрать подходящую настольно-печатную игру.

После того, как ребенок правильно составит слово, его необходимо выложить из букв азбуки или напечатать в тетради.
Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово.

Вместе с ребенком вылепите из пластилина буквы какого-либо слова. Когда он закроет глаза, расположите их по кругу.
Примечание: на первых порах следует предварительно знакомить детей с теми словами, которые будут «кружиться на блюдце». Произносить их надо по орфографическим нормам. Слова могут быть такими: аквариум, библиотека, сковорода, табуретка, автомобиль, телевизор, вермишель, крокодилы, космонавты, велосипед, композитор, инструмент, магнитофон, водопровод, верблюды, медвежонок, снегурочка.

То же задание в качестве игрового момента можно предложить детям на любом празднике. Но предварительно вылепите буквы из теста и сделайте круговую надпись на куличе или торте.

Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке.

Упражнение выполняется следующим образом: сначала взрослый читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился.

Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке.

И не забывайте об очень эффективном способе формирования письменной речи у ребенка – это составление слов из букв. Начинайте с очень простых слов, постепенно усложняйте задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв.

Хотелось бы еще раз обратить внимание взрослых на то, что при чтении всего словарного материала, который вы используете на этом этапе, следует применять орфографическое проговаривание, т.е. читать слова так, как они пишутся!

Перечисленные виды упражнений ни в коем случае не исчерпывают всех видов заданий, которые представлены в букваре «Игробуквотека». Еще раз хочется отметить,что в процессе выполнения этих и других упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:


Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться.

1. Ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Почему?

Вероятно, читая предложение, он встретился с трудным для восприятия словом и переключил свое внимание на него. Процесс же понимания на момент прервался.

Еще одна возможная причина: для того, чтобы правильно прочитать и понять смысл предложения, ребенок должен одновременно держать в голове все слова, из которых это предложение состоит. Но очень многим детям это не удается. Поэтому смысл читаемого воспринимается ими лишь после многократного прочтения текста.

2. Некоторые дети, не овладевшие достаточно хорошей техникой чтения, пытаются читать по догадке (особенно, когда взрослые дают установку читать быстро): ребенок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым им словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово.

3. Очень часто при чтении у детей появляются замены, пропуски или добавления букв в словах (дети схватывают графический образ слова, но неточно). Если вы чувствуете, что такие трудности возникают у вашего ребенка систематически, то лучше всего сделать шаг назад, ко 2 - 3 этапу, и продолжать выполнение тренировочных упражнений, связанных с прочтением слоговых таблиц или отдельных слов (для работы лучше всего брать слова со сложной слоговой структурой).

Не заставляйте его многократно перечитывать одно и то же, т.к. подобная форма работы, которая быстро «приедается» детям, мешает формированию у них интереса к книге, «убивает» в ребенке читателя.

Подытоживая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений:

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад - это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове "пальто" 2 слога "паль-то", но 3 склада "па-ль-то". Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей. Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению . Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам , совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 - 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать - .

P.S. Поскольку по этой методике обучения чтению мы читаем отдельные склады, которые совпадают с открытым слогом, то можно употреблять как слово склад, так и слог. А вот когда будем соединять их в слово, тогда уже будет склад.

Когда и кому ставится диагноз «дислексия»?

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов - в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.

Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6 лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам. Потому у детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если 4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова, наберитесь терпения. Пройдет года полтора-два, ребенок немного повзрослеет, и все у него получится.

Когда же специалисты выявляют у малыша несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно начинайте работать над устранением этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям также следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае, если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».

И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.

Гениальность в качестве компенсации?

Существует теория о связи дислексии с гениальностью. Можно верить в это, или нет, но список знаменитых на весь мир людей, страдающих дислексией (а порой еще и дисграфией) впечатляет:

Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Возможно, трудности чтения в детстве активизируют внутренний потенциал ребенка, и заставляют его искать компенсацию в творчестве, науке, искусстве. А, может, дислексия и впрямь идет рука об руку с талантом?

Почему возникает дислексия?

Нейропсихологи говорят о нарушении связей между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.

Специалисты подчеркивают, что это не болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, которые возникают с момента рождения. Их причиной могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые заболевания, которые ребенок тяжело переносит. Все эти обстоятельства повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.

Травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника приводят к хроническому кислородному голоданию нервных структур, которые из-за этого неправильно формируются. Что до генетических нарушений, то здесь информации меньше. Есть риск передачи дислексии по наследству, но сам механизм передачи еще недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким нарушением не имеют родственников-дислексиков. В группу риска по развитию этого нарушения попадают также малыши, которые тяжело перенесли грипп, коклюш, любую простуду.

Не торопите события

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего карапуза.

До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Если же у карапуза есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.

Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием. Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.

В таком случае надо обязательно проконсультироваться у логопеда. Каждый случай индивидуален, и только специалист сможет сказать, действительно ли это дислексия или все в порядке и надо чуть-чуть подождать, пока созреют соответствующие структуры головного мозга.

К кому идти, заподозрив дислексию?

Конечно, первое, что порекомендует учитель, если ребенок никак не может освоить чтение, это проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли он запоминает стихи, как общается со сверстниками, может ли контролировать свои эмоции? Поинтересуется, у каких докторов ребенок наблюдался и как его лечили. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов. Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у ребенка уже есть навык чтения и письма.

При подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед и нейропсихолог. Последний, конечно, очень редкий специалист. Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и в государственных специализированных центрах, занимающихся серьезными нарушениями в развитии речи.

Логопед, чтобы проверить, соответствует ли навык чтения и письма возрасту, предложит тестовые задания и начнет разбираться в причинах. Возможно, ребенку трудно сконцентрировать внимание, у него плохая память, а может быть, это последствия задержки речевого развития.

Так же подробно о проблемах, которые испытывает ребенок, расспросит и нейропсихолог. Этого специалиста будет интересовать, как и в какой последовательности малыш овладевал простыми навыками – в соответствии с возрастом, с опережением или с некоторым опозданием. Нейропсихолог также проверит, владеет ли ребенок всеми необходимыми по возрасту навыками. Например, попросит запомнить небольшую последовательность слов, что-то нарисовать, выполнить определенный набор движений в заданной последовательности. После таких тестов логопед и нейропсихолог наметят пути решения проблемы.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая. При этой форме дислексии ребенок обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипщие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.). Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.
  2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.
  3. Аграмматическая. Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»
  4. Оптическая. Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т.д.
  5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.

Как компенсировать дислексию

С ребенком, у которого обнаружена дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста – нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий длится полгода, занимаются с ребенком 2 раза в неделю. Даются и домашние задания.

Нейропсихолог порекомендует упражнения на формирование произвольных движений, развитие двигательных навыков. На занятиях с ним будут отрабатываться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно усложняться. Все это поможет сформировать у ребенка необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.

Очень полезны для дислексиков любые игры с мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои движения. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции. Скажем, для 6-летнего ребенка сложными будут инструкция, в которую включены 3 последовательных действия, или выполнение действия, которое предполагает 2 или 3 ограничения, без подсказок со стороны взрослого.

Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Он будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, так что логопед в какой-то мере выступает как помощник учителя.

Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.

Актриса Кира Найтли является официальным лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией. Этот диагноз ей поставили уже в 6 лет. Девочка оказалась очень упрямой: она засела за учебники, чтобы доказать всем, что она «не дура», и может справиться с проблемой. Мечтой Киры была карьера актрисы, и родители пообещали ей, что наймут агента, если она будет хорошо учиться. Мечта Киры сбылась. Но она до сих пор испытывает определенные трудности с чтением, неизбежные для дислексиков.

Советы родителям ребенка с дислексией

Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Вы вышли из подъезда – куда затем идти? Направо? Налево? Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?

Попросите ребенка найти спрятанную в квартире вещь по нарисованной схеме. Можно сделать и по-другому: руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3 шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д.

Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день.

Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.

Домашние упражнения при дислексии

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.

Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро – орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».

Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»

Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).

Литература в помощь родителям:

  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»
  • Семенович А.В. «Эти невероятные левши»
  • Жукова Н.С. «Букварь», «Магнитная азбука», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно», «Уроки правильной речи и правильного мышления»
  • Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» 1 и 2 части, «Слова родного языка»

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу ребенка при чтении необходимо выполнить несколько процессов: не только узнать буквы и произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем, не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона чтения уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?

В этом случае просто заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно? Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное - одномоментное - узнавание графического материала, т. е. слов. О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов. И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет. 2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н. 4) читаем разными голосами, с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее.

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать.

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты - девочки читают правильно, а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись.

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах. Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти спрятанные слова. К тому же, это отличная

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами.

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием .

А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?