Детская дружба и проблемы общения со сверстниками. Ребенок не хочет общаться с детьми: причины, симптомы, типы характера, психологический комфорт, консультации и советы детского психолога

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.

Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.

Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.

Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость.

Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

Как же это сделать?

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

2. Покажите собственный пример.

Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей.

Дружите сами и учите дружить своих детей!

Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:

Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший.

Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним.

Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто, где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения.

Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?


Всех заботливых и любящих родителей будет волновать замкнутость их малыша. И не зря. Тот факт, что ребенок не хочет общаться с детьми, может стать признаком серьезной проблемы, которая в будущем повлияет на становлении его личности и характера. Однако существует и другая версия замкнутого поведения. Причина необщительности может быть в особенностях Далеко не каждый родитель способен определить, в каком именно случае малышу нужна поддержка. Поэтому необходимо разобраться в причинах, которые принуждают ребенка отвергать общение со сверстниками.

Проблема детской замкнутости

Технический прогресс повлиял на то, что многие люди стали уделять все больше внимания своим гаджетам вместо общения с друзьями и родственниками. Именно поэтому современные дети намного стеснительней предыдущего поколения. Еще пару десятков лет тому назад малыши резвились во дворах, играли в куклы, догонялки и многие другие игры. Сейчас же дети видят, что родителям достаточно одного разговора за завтраком, а в остальное время их занимают ноутбуки и телефоны.

Сначала взрослые пытаются отвлечь свое дитя мультфильмами, включая их в любое время дня, а затем задаются вопросом: "С ребенком не дружат, что делать и как это изменить?" Необходимо больше общаться с малышом, играя с ним в игры, которые улучшат его коммуникативные навыки.

Определение замкнутости

Замкнутость - это не проявление психического заболевания. Это всего лишь срабатывание защитного механизма, который проявляется в тех ситуациях, когда ребенку хочется оградить свой маленький мир от внешних проблем. Замкнутость довольно редко передается по наследству. Эта черта характера является приобретенной. Чаще всего ребенок не хочет общаться с детьми из-за стрессовых ситуаций, которые сильно повлияли на его восприятие.

Они могли случиться в детском саду, дома или же на улице, в момент игр со сверстниками. Многие родители отмечают, что малыш может стать стеснительным и замкнутым довольно резко. Еще вчера он был активным и общительным, а сегодня ребенок не хочет общаться с другими детьми и отвергает их попытки подружиться. Это еще раз подтверждает тот факт, что замкнутость - сигнал родителям о том, что малыша что-то тревожит.

Что приводит к зажатости и нежеланию общаться

Вручая ребенку в руки планшет, чтобы отвлечь его очередным просмотром мультфильма, взрослые, сами того не понимая, развивают в нем замкнутость и нежелание общаться со сверстниками. Такой образ жизни дает понять малышу то, что общаться с кем-то - это лишняя трата времени. Гораздо лучше сидеть в сторонке и заниматься своими делами. Тем более когда на телефоне есть такие интересные игры, а в планшете веселые мультфильмы, которые отлично отвлекают от реальной жизни. Из-за доступности гаджетов ребенок не хочет общаться с детьми и предпочитает уединение. Поэтому родителям следует ограничить использование им планшета или смартфона.

Симптомы застенчивости

Распознать замкнутого ребенка довольно просто. Излишняя застенчивость и закрытость проявляются в следующем:

  • разговаривать. Он становится тихоней и практически ни с кем не контактирует. Если ему и приходится к кому-то обращаться, он делает это очень тихо или шепотом.
  • Ребенок не хочет общаться со сверстниками. Это может проявиться при переходе в новый детский сад, подготовительную группу или школу. Ему тяжело дается общение с детьми на новой игровой площадке, он все чаще предпочитает коллективным играм самостоятельное копание в песочнице.
  • Он никогда не выражает собственное мнение, всегда и во всем слушается родителей и никогда не бунтует. Тихий и спокойный ребенок может казаться для многих взрослых идеальным, из-за этого мало кто замечает, что его зажатость и замкнутость переходят допустимые границы.
  • Ребенок не умеет дружить. Это должно насторожить родителей, ведь именно в детском возрасте человеку свойственно быть максимально дружелюбным и расположенным к общению.
  • Его привлекают странные хобби. К примеру, вместо того чтобы, как все дети, просить котенка или щенка, ребенок мечтает о пауке или змее.
  • Повышенная эмоциональность. Любая неудача заставляет его лить слезы.

Все эти симптомы должны рассказать родителям о том, что малышу нужны их помощь и поддержка. Определив их, не стоит нападать на ребенка с вопросами о том, почему он так себя ведет. Нужно постараться деликатно войти к нему в доверие, поговорив на отвлеченные темы.

Нежелание общаться и темперамент ребенка

Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.

Существуют следующие типы темперамента:

  • Сангвиники.
  • Холерики.
  • Флегматики.
  • Меланхолики.

Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты - это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.

Многие родители полагают, что замкнутость ребенка - это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.

Как определить настоящего интроверта

Дети, которые являются интровертами с самого рождения, не имеют проблем с самооценкой. Они достаточно легко общаются со сверстниками, но вместо этого общения всегда предпочтут уединение. Ребенок-интроверт всегда уверен в себе, легко находит с другими детьми, но вместе с этим не ищет новых друзей и знакомств. Лишь встретив наиболее достойный объект для дружбы, он пойдет ему навстречу и соизволит познакомиться. Только заинтересовав интроверта, можно найти к нему подход и попасть в число приближенных людей. Родителям такого малыша не придется задаваться вопросом: "Как научить ребенка дружить?" Поэтому не стоит оправдывать стеснение и замкнутость темпераментом.

Застенчивый и замкнутый интроверт

Другие малыши могут иметь признаки интроверсии в своем темпераменте, но при этом еще и обладать повышенной застенчивостью и замкнутостью. Такие дети боятся больших скоплений людей, переживают, когда к ним обращаются, а также начинают теряться в общественных местах. Несмотря на то, что интроверсия - это врожденная предрасположенность, которая не поддается корректировке, замкнутость можно преодолеть. Нельзя оставлять все как есть. Если не помочь ребенку в его проблемах с общением, это может навредить его будущему. Взрослея, человеку становится все труднее перебороть свои страхи и комплексы. Поэтому родители должны помочь малышу справиться с этим в детстве. Кроме них, сделать это будет некому.

Детская замкнутость - норма или отклонение?

Когда ребенок не хочет общаться с детьми, многие родители считают это обычной стеснительностью, которую малыш перерастет самостоятельно. Тем не менее детские психологи считают излишнюю замкнутость серьезным недостатком, который может негативно повлиять на ребенка в будущем.

Каждый человек склонен к проявлению стеснительности. Однако существует разница между ее проявлением в отдельных случаях (в кабинете врача, на свидании, во время выступления на публике) или же в ситуации, когда человек страдает от нее постоянно. Например, если ребенок боится лишний раз подойти к сверстникам, чтобы поиграть или поговорить, необходимо помочь малышу преодолеть дискомфорт и страх общения.

Последствия стеснительности и нежелания общаться

Замкнутость ребенка может стать причиной следующих проблем:

  • Малыш будет подвергаться критике других детей. Слишком стеснительные всегда становятся предметом нападок и насмешек сверстников.
  • Оттого что ребенок постоянно будет ощущать тревогу и волнение, может развиться хроническая нервозность и депрессия.
  • Замкнутому малышу будет намного труднее реализовать свой потенциал и проявить таланты. По мере взросления стеснительность станет еще более тяжелой и ярко выраженной. Это не даст человеку достичь успеха в какой-либо отрасли.
  • Могут возникнуть проблемы личного характера. Замкнутые люди чаще всего остаются одинокими на протяжении всей жизни, они не вступают в брак и не заводят детей.

Именно из-за этих причин необходимо сделать все, чтобы помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт, связанный с нежеланием общаться с другими детьми.

Влияние характера на замкнутость

Типы характера также влияют на уровень стеснительности ребенка. Если он с раннего детства предпочитает тихие игры шумным, скорей всего, это лишь проявление его личных предпочтений. В таком случае нельзя заставлять ребенка общаться со сверстниками через силу, это нарушит его психологический комфорт. Нужно постараться максимально заинтересовать его в этих играх, чтобы ему самому захотелось в них участвовать. Можно пригласить пару-тройку его друзей домой, чтобы в комфортной обстановке ему было легче проявить свои социальные навыки. Также это поможет родителям определить, почему дети не дружат с их ребенком.

Совсем иначе нужно действовать, если по типу характера малыш бойкий, энергичный и активный, но в силу каких-то обстоятельств поменялся в поведении. В таком случае каждый ответственный и любящий родитель должен узнать причину того, почему ребенок не хочет играть с другими детьми. Нужно мягко и деликатно с ним пообщаться. Быть может, он сам расскажет о том, что его расстроило. Скорей всего, малыш поругался с кем-то из друзей и находится в обиде на них. Не желая с ними общаться, он лишь проявляет свой характер, давая понять обидчикам, что они поступили с ним неправильно.

Большинство специалистов советуют родителям замкнутых детей придерживаться следующей линии поведения:

  • Не говорить ребенку о том, что у него проблемы. Иначе это приведет к развитию комплексов.
  • Необходимо оценить обстановку в семье, чтобы убедиться в том, что причина замкнутости не в ней.
  • Хвалить ребенка за выражение собственного мнения. Нужно спрашивать его совета, делиться важными семейными темами. Он должен почувствовать себя полноценным членом общества, мнение которого учитывают и ценят.
  • Нужно без навязывания стараться улучшить коммуникативные навыки малыша. Приглашать его сверстников домой, помогать ребенку вливаться в новый коллектив.
  • Присмотреться внимательно к поведению и одежде малыша. Задаваясь вопросом о том, почему дети не хотят играть с ребенком, нужно убедиться в том, что он не имеет сильных отличий, которые слишком его выделяют. Это может быть необычный стиль в одежде или его речь. В таком случае необходимо устранить причину, которая вызывает у малыша трудности в общении и отталкивает других детей.

М ы восторгаемся школьными успехами ребенка. Мы вырастаем в собственных глазах, когда слышим лестные отзывы о нем учителей, знакомых, соседей. Но все это способно перечеркнуть одно-единственное внезапное известие - среди сверстников ребенок вдруг стал изгоем…

Митя рос в дружной, благополучной семье. Все свое свободное время родители посвящали ему. Со стороны их отношения напоминали идиллию. От разрушительного влияния детского сада мальчика предусмотрительно оградили, взяв в дом гувернантку. От отсутствия друзей он не страдал, ему вполне хватало тесного родительского мирка.

Когда Митя пошел в школу, казалось, никаких проблем не предвиделось. Он был не по годам развитый и сообразительный, к тому же хорошо считал и писал, бегло читал. До середины учебного года все шло гладко. Митя считался одним из лучших учеников в классе. И вдруг такие резкие перемены - в школу идет чуть ли не со слезами, на все вопросы отвечает рассеянно и неохотно, злится и взрывается по каждому поводу. От раскрепощенности и уверенности в себе не осталось и следа.

Родители, узнав, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников, не вдаваясь в подробности, перевели его в другую школу. Но и там все повторилось сначала. Потом была третья школа, четвертая, пятая… Пока, наконец, психолог, к которому обратились отчаявшиеся родители, не разъяснил, в чем дело.

Случилось то, о чем они меньше всего подозревали, заботливо ограждая чадо от внешних контактов, - в свои восемь лет, легко и непосредственно общаясь со взрослыми, он абсолютно не умел строить отношения со сверстниками и потому в каждом коллективе рано или поздно становился изгоем.

По мнению психологов, первый класс - переломный момент в жизни каждого ребенка. И по сравнению с детсадовцами, у которых еще до школы выработались какие-то нормы поведения среди себе подобных, домашние дети, у которых контакт со сверстниками ограничен (или его вообще нет), переживают этот момент очень непросто. Они более ранимы и впечатлительны, менее уступчивы и дипломатичны. К тому же, чем больше ребенок изнежен и заласкан, чем чаще привык чувствовать себя центром Вселенной, тем острее и драматичнее воспринимается неизбежная смена декораций.

Многие считают, что тип темперамента и психологическая характеристика человека предопределяют отношение к нему окружающих. И глубоко заблуждаются - у меланхолика и флегматика (или интроверта), имеющих хоть небольшой опыт общения, ничуть не меньше шансов чувствовать себя комфортно в коллективе, чем у холерика, сангвиника (или экстраверта). Даже одиночки, добровольно изолирующие себя от многих контактов, умеют установить удобную для себя дистанцию, не вызывая при этом неприятия и отторжения со стороны одноклассников.

А вот если у ребенка какой-нибудь физический дефект, он чаще всего рискует стать жертвой агрессивного восприятия. Та же участь может постигнуть заикающихся, очкариков и просто слабых здоровьем детей, тех, кто часто и подолгу болеет. Дети в возрасте восьми-девяти лет очень жестоко обращаются с теми, кто на них не похож. Со временем это пройдет, если, конечно, учитель и школьный психолог помогут затравленному ребенку проявить себя, а другим одноклассникам - разглядеть его.

К сожалению, часто бывает совсем наоборот. Учителя, не задумываясь о последствиях, с легкостью награждают своих подопечных неблагозвучными эпитетами, провоцируя тем самым соответствующее отношение к ним сверстников - от насмешливо-ироничного до враждебно-агрессивного. И это касается не только тех, кто и без того страдает от физической неполноценности, но и всех, кто не вписывается в образ идеального ученика, созданного традиционной педагогикой.

К ребенку, например, медленнее остальных усваивающему школьную программу, опрометчиво приклеивается ярлык тугодума; а к неугомонному почемучке - ярлык выскочки. Высокие слова о правах ребенка на самоопределение и индивидуальный подход зачастую перечеркиваются нежеланием и неумением уловить темп и ритм развития каждого. Поэтому отдельный совет родителям, отдающим ребенка в первый класс: познакомьтесь с учительницей (или учителями) выбранной вами школы до того, как приведете ребенка на собеседование, понаблюдайте, как она общается с детьми во время перемены (а то и вовсе напроситесь на урок), попытайтесь понять, насколько ваши взгляды на воспитание совпадают с ее взглядами и требованиями - слишком резкая смена отношения к ребенку может привести к самым непредсказуемым последствиям.

В дорогих частных школах, доступных лишь родителям с толстыми кошельками, проблема разницы социального статуса чествуется и часто разжигается самими родителями. Дети из менее состоятельных семей встречаются порой со снисходительным и пренебрежительным отношением со стороны более обеспеченных сверстников. Если этому еще потворствуют и учителя, считайте ситуацию безнадежной и как можно скорее забирайте ребенка из такой школы.

Во всех остальных описанных случаях откажитесь от категоричных скоропалительных решений. Еще неизвестно, будет ли ребенку лучше на новом месте. Прежде чем переводить его в другую школу, постарайтесь понять, что мешает ему чувствовать себя комфортно в этой. Если в школе есть психолог, обратитесь к нему. Во многих школах сейчас существуют даже целые психологические службы. Часто психологи сами, не дожидаясь обращения родителей, начинают работать с детьми, которые испытывают трудности в общении.

Ну а если психолога в школе нет, попробуйте сами провести мини-исследование, но как можно осторожнее и деликатнее. Сначала нарисуйте картину со слов ребенка, расспросив его об учителе и одноклассниках.

Вполне возможно, он не захочет говорить на эту тягостную для него тему, отказываясь лишний раз ворошить свои переживания. Тогда попробуйте установить контакт с учителем, поймите, готов ли он поддержать вашего ребенка. Заодно поинтересуйтесь атмосферой в классе: какой класс - дружный и сплоченный или же разобщенный, разбитый на мелкие группировки. Возможно, все конфликты вспыхивают просто от нервозности и раздраженности ребят, и загасить их можно с помощью нескольких внеклассных мероприятий.

Если атмосфера в целом благожелательная, то, может быть, все дело в вашем ребенке? Отбросьте родительские амбиции и взгляните на него объективно - может быть, это он не умеет общаться со сверстниками и сам своими выпадами провоцирует конфликты? И не ваша ли чрезмерная разборчивость в его контактах тому виной?

Но даже если, на ваш взгляд, ситуация тупиковая, последнее слово все равно оставьте за сыном или дочерью. Вполне вероятно, они предпочтут остаться в прежнем окружении. Да, конфликт со сверстниками - это их боль, их война, но для них, может быть, более важно выстоять в этой войне, а не поддаться вашим настойчивым уговорам поменять окружение?

Разобраться во всем этом важно как можно раньше, пока крохотная искра не превратилась в бушующее пламя. Если удастся помочь ребенку преодолеть противостояние в начальной школе, то и в дальнейшем он сумеет обезопасить себя от насмешек и оскорблений, хотя, конечно, от мелких вспышек и стычек с одноклассниками в подростковом возрасте он не застрахован. Впрочем, как и любой подросток, ведь в этот момент обостряются все чувства, самоопределение часто происходит за счет другого.

Будьте осторожны - резкое и необдуманное вмешательство в этот период может только навредить вашему ребенку. Но не нужно паниковать: ваши чуткость, внимательность и необходимое соблюдение дистанции подскажут правильный выход в любой ситуации.

Как правило, вопрос: «Как научить ребенка общаться со сверстниками?» , до его 3-хлетнего возраста, не актуален, особенно, если речь идёт о единственном ребёнке в семье.
В многодетных семьях всё происходит раньше...
Ведь в первые годы жизни общение ребенка со сверстниками, обычно ограничивается визитом на детскую площадку, где дети под присмотром взрослых обмениваются игрушками и наблюдают друг за другом.

Стремление дружить появляется у детей только ближе к 3-м годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

Так, как научить ребенка общаться со сверстниками?

Условия социального успеха

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:

Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками

Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам. В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т.д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите: «Помнишь?», что будет означать: «Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

Ребенок должен усвоить «правила дружбы»: не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

Упражнения на развитие навыков общения

Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?

Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?

Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?

Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?

Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».

В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).

Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».

После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.

Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?

Мамы и, в особенности, папы сильно переживают, если их обожаемого малыша настигают неудачи в общении.

В голове сразу рисуется печальная картина: замкнутый школьник, одиноко сидящий за самой последней партой, стесняющийся компании и с трудом заводящий знакомства…

Не торопитесь пугаться придуманного будущего! Лучше поспешите научить ребенка общаться со сверстниками – и ситуация наладится.

Уже с двух лет кроха способен успешно контактировать с окружающими, а к трем годам в нем зарождается стойкое желание дружить, ходить за ручку, обмениваться игрушками и угощать товарищей конфетами.

Чем раньше вы поможете ребенку наладить общение со сверстниками, тем меньше проблем его ждет в школе и взрослой жизни. Как это сделать?

1. Посещайте детский сад, игровые площадки, утренники и места скопления детей .

Домашнее воспитание полезно тем, что чадо меньше болеет и получает полноценный комплекс знаний из маминых рук. Однако такой подход лишен главного: ребенок фактически до самой школы лишен общения со сверстниками.

Поэтому к первому классу возникают проблемы – родители получают смышленого, здорового, но совершенно замкнутого малыша, не умеющего вести себя в компании детей.

Если вы уверены, что домашнее воспитание – точно то, что нужно вашему малышу, то в свободное время старайтесь водить его в спортивные секции, развивающие студии и кружки, на общественные площадки.

Учите его там контактировать с ребятней, делиться игрушками, угощать сладостями, отстаивать свои интересы и вести приятные беседы.

Мягко объясните ребенку, что можно подойти к кому-то и предложить тому совместную игру.

2. Родной пример заразителен .

Если мама ни разу не перекинулась с соседями и парой слов, откуда ребенок научится быть вежливым и общительным?

Родитель обязан идти впереди карапуза и собственным примером (громогласными «Спасибо» и «Здравствуйте») наставлять его на путь вежливости и такта.

3. Разговаривайте обо всем .

Любая коммуникация основана на словах, жестах, интонациях, мимике. Постигать азы общения карапуз начинает еще дома, и лишь затем оттачивает навыки на сверстниках из садика или школы.

Как можно больше разговаривайте с сыном или дочерью, подробно расспрашивайте, как прошел его день, интересуйтесь его мнением по разным вопросам.

4. Поощряйте малыша, отмечайте его успехи .

Неверная стратегия – концентрироваться только на негативных моментах и упорно тыкать в них носиком неразумное чадо.

Побольше внимания уделяйте успешным действиям ребенка: если тот первым поздоровался с соседом или сказал «спасибо» кассиру, тихо (на ушко) похвалите карапуза. Ведь он уже такой взрослый и воспитанный, молодец!

5. Дайте ему время на адаптацию .

Все дети разные, и в этом их очарование. Одни с разбегу врываются в коллектив, с порога заявляя «А я вчера на море был и видел вот такой корабль!» Другие тихо сидят в углу и катают машинку.

Многим нужно время, чтобы привыкнуть к обилию народа в группе, вспомнить знакомые лица и почувствовать себя комфортно в маленьком садиковом сообществе. Не торопите ребенка с громкими приветствиями, выражением эмоций и ролью массовика-затейника.

6. Приглашайте детей в гости .

Здорово, если у ребенка будет возможность попрактиковаться в общении на своей территории. Дни рождения и родительские междусобойчики – отличный повод, чтобы пригласить в гости «молодняк» и в комфортной обстановке научить ребенка общаться со сверстниками.

Атмосфера места имеет большое значение: в родных просторах ребенку проще сориентироваться, раскрепоститься, почувствовать себя хозяином ситуации, установить правила и щедро позволить другим детям поиграть со своими игрушками.

7. Поменьше критики для маленькой личности .

Любой намек на недовольство собой кроха воспринимает особенно остро.

Мама критикует, возмущается, обзывает «невоспитанным», «невежливым», «грубияном»… а внутри ребенка поселяется чувство, что его не любят и не ценят.

8. Повышайте самооценку малыша .

Иногда в маленькой голове рождаются большие, тяжелые мысли: «Со мной никто не хочет играть», «Я никому не нравлюсь», «Наверное, я плохой».

Переубеждайте своего ребенка, настраивайте его на позитивный исход любого социального контакта.

Сейте в него уверенность в себе, почаще говорите, как вы им гордитесь и какой он замечательный. Обсуждайте сложные ситуации и пытайтесь вместе разобраться, кто был прав и почему.

9. Не придавайте слишком большое значение социальным неудачам – все может поменяться быстрее, чем вы чихнете !

Главный закон успешного воспитания социальных навыков – не перегибать палку и не акцентировать внимание на одном и том же. Часто дети только из вредности, баловства или внутреннего сопротивления идут наперекор родительским правилам.

Попросишь ребенка поздороваться с воспитателем – он демонстративно спрячется, закроет ручками глазки и будет показательно стесняться, хихикая и краснея.

Что это – игра, реальная застенчивость или проверка родительской выносливости? Чем больше мама с папой наседают, тем серьезнее ребенок сопротивляется прессингу.

10. Позвольте ребенку быть собой, не нагнетайте .

В конце концов, каждый из нас обладает уникальным набором черт, среди которых может найтись место и стеснительности, и скромности, и замкнутости, и пугливости, и прочей интровертности.

С годами характер меняется, и навыки общения оттачиваются. И если в детском саду ваше чадо не является душой компании, это не значит, что в школе он не найдет себе друзей среди сверстников!