К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы

Очевидно, что успешность раннего выявления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей, в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели методик, их качеством и надежностью. До начала 90-х годов в отечественной практике для контроля за психомоторным развитием детей первого года жизни использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами (Э.Л. Фрухт и др.).

В последние годы благодаря развитию международных связей, информационных технологий и телекоммуникаций российских специалистов «захлестнул» поток зарубежных диагностических методик, которые активно внедряются в практику, конкурируя между собой, а, подчас, вытесняя привычные отечественные. В связи с этим особенно острыми и дискуссионными становятся вопросы о преимуществах одних методов диагностики психомоторного развития детей первого года жизни перед другими, об обоснованности использования методик, созданных в рамках определенных подходов к выхаживанию детей, применительно к оценке развития детей, находящихся в других условиях воспитания, о сопоставимости результатов, полученных с помощью разных шкал развития и т.п. Не претендуя на исчерпывающее и подробное обсуждение всего круга заявленных вопросов, попытаемся затронуть некоторые из них, проведя сравнительный анализ четырех шкал развития, с которыми нам приходилось работать, а именно:

  • диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанной в 1973 году на кафедре физиологии развития и воспитания детей раннего возраста РМАПО (Э.Л. Фрухт);
  • показателей развития детей первого года жизни, созданных на кафедре профессора И.М. Воронцова (г. С.-Петербург) и включенных в экспериментальную историю развития (э.ф. № 112);
  • Денверской шкалы развития, разработанной группой специалистов Университета в Денвере (США);
  • Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни, созданной и широко применяемой в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут).

Все названные диагностические методики обеспечивают стандартизированную процедуру обследования для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни методами тестирования, наблюдения и сбором дополнительной информации, сообщаемой матерью ребенка. Они характеризуются единой возрастной и содержательной направленностью (контроль за ходом психического развития младенцев); общностью конструирования диагностического инструментария в соответствии с возрастной дифференциацией и иерархичностью ступеней развития младенцев; общностью методов, количественных показателей и репрезентативностью нормативной выборки (все диагностические методики созданы на основе лонгитюдных исследований нормального развития младенцев в своих странах, нормы для методик установлены на выборках из более, чем 1000 детей, распределенных примерно поровну в возрастных группах); единым подходом к оценке результатов диагностики развития (устанавливается уровень развития ребенка в рамках заявленных в методиках содержательных функциональных систем). Различия перечисленных методик обнаруживаются при сопоставлении выделяемых для изучения областей развития, показателей развития, сроков осуществления проверок. Хотя во всех четырех методиках контроль за ходом психического развития ребенка осуществляется помесячно, в дни близкие ко дню рождения (+/- 2-3 дня), но даты первых проверок у отечественных и зарубежных методик не совпадают. В Денверской шкале развития и Мюнхенской функциональной диагностике первый возраст проверки соответствует второму месяцу жизни младенца. Показатели развития новорожденных детей (10 дней, 20 дней и 1 месяц) и сроки их контроля имеются только в двух отечественных методиках. Выделение наиболее ранних возрастных сроков и показателей развития новорожденных детей существенно отличает отечественные методы контроля за ходом психического развития младенцев от аналогичных зарубежных методов диагностики, т.к. позволяет, с одной стороны, выявлять отставание в развитии детей на наиболее ранних этапах, а с другой - использовать их для диагностики развития недоношенных и физиологически незрелых детей.

В отечественных методиках выделены содержательные линии развития младенца: развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок социального поведения, движений общих, движений руки и действий с предметами, предпосылок активной речи и понимания речи, навыков в режимных процессах. В зарубежных методиках выделены не линии развития, а определенные содержательные сферы развития, характеризующиеся показателями нескольких линий развития, комплексно отражающие определенные области развития и поведения младенца. Так, в Денверской шкале развития выделено 4 содержательных сферы развития: социально-адаптационные функции, включающие развитие эмоций, движений руки, предпосылок понимания речи, навыков и первых проявлений социального поведения ребенка; тонкая моторная координация, объединяющая такие линии развития, как зрительные ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация и движения руки; речь, включающая показатели развития слуховых ориентировочных реакций, эмоций, предпосылок развития активной речи и понимания речи; общая грубая моторика, включающая показатели последовательного развития общих движений малыша.

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первого года жизни охватывает 6 содержательных сфер развития младенца: движения; хватание; восприятие, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; понимание речи; активная речь, рассматриваемая как сочетание развития эмоций и предпосылок активной речи; социализация, включающая показатели развития зрительных ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок понимания речи.

Таким образом, во всех четырех диагностических методиках выделены определенные содержательные области развития ребенка, близкие по названию, но часто разные по содержанию. Например, такое понятие, как развитие социального поведения, у разных авторов раскрывается в разных содержательных сферах: у одних - через призму понятий «социализация» или «социально-адаптивные функции», у других - это понятие интерпретируется как предпосылки формирования взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми. Наблюдаемый разброс в содержательных сферах, по которым предлагается оценивать развитие ребенка первого года жизни, можно отнести за счет различных научных концепций и методологических подходов, на которые опирались авторы при создании тех или иных шкал развития, что создает определенные трудности при интерпретации результатов обследования детей.

Рассматривая конкретные показатели, характеризующие ту или иную линию или сферу развития, мы выделили ряд различий. Сравнительный анализ показал также большой разброс в сроках формирования тех или иных умений. В Мюнхенской функциональной диагностике, например, отсутствуют такие значимые показатели, как «первая улыбка в ответ на разговор взрослого» и «комплекс оживления». В Денверской шкале они присутствуют, однако, наблюдается большой разброс в сроках формирования, а, следовательно, и в сроках проверки этих показателей по сравнению с отечественными методиками диагностики. Так, «ответная улыбка на разговор взрослого» и «комплекс оживления» проверяются в возрастном диапазоне от 2 до 5 месяцев. Наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие эмоциональных реакций младенца, представлены в отечественной диагностике нервно-психического развития детей (Э.Л. Фрухт).

Анализ некоторых показателей развития общих движений выявил еще большие различия в сопоставляемых нами шкалах. Показатели, определяемые как «удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого» и «упор ног в вертикальном положении», развитие которых является важнейшими предпосылками формирования сидения и ходьбы, имеются только в отечественных методиках диагностики развития. Отсутствие этих показателей в зарубежных шкалах развития, по нашему мнению, существенно затрудняет диагностику возможных ранних нарушений в развитии движений, ближайший прогноз развития и своевременную коррекцию двигательной сферы ребенка. Показатель развития общих движений, характеризующийся как «сам садится, сидит, ложится», в зарубежных методиках по сравнению с отечественными (в диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни возраст проверки по этому показателю отнесен к 8 месяцам жизни младенца) имеет большой возрастной разброс: в Денверской шкале развития - от 8 мес. до 11 мес., в Мюнхенской функциональной диагностике указан возраст 10 мес. Большие расхождения в возрастных нормативах развития отмечаются в таком важном моторном умении, как «самостоятельная ходьба (без опоры)». По данным зарубежных методик дети овладевают ходьбой без опоры после 12 месяцев, т.е. в возрастном диапазоне от 1 г.2 мес. - 1 г. 3 мес., что по показателям, принятым в России, считается значительным отставанием в развитии общих движений ребенка.

Недостаточно отражены в зарубежных шкалах последовательность и иерархичность такой линии развития, как предпосылки понимания речи. В общепринятой в России диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни показатели развития понимания речи впервые вводятся в содержание тестового материала в 7 мес., а в показателях развития детей первого года жизни (г.С.-Петербург) - в 8 мес., и далее усложняются и проверяются ежемесячно. В Мюнхенской функциональной диагностике впервые они введены только в 10 мес. В Денверской шкале развития - с 9 до 12 месяцев дается только один показатель – «в ответ на просьбу взрослого играет в ладушки» т.д. Объяснение нормативных сроков формирования тех или иных реакций, а также большой разброс показателей в зарубежных методиках, очевидно, надо искать, с одной стороны, в специфике воспитания детей в различных странах мира, т.е. в различных социокультурных условиях их воспитания и развития, а с другой - в разных научных подходах к определению возрастной нормы, выделению содержательных областей развития младенца и выстраиванию иерархии показателей внутри каждой из рассматриваемых функциональных систем. Поэтому диагностические шкалы развития, валидность которых установлена относительно критерия возрастной дифференциации, требуют экспериментальной проверки и сопоставления с имеющимися аналогичными методиками, но созданными в данной культурной среде. Поскольку различные культуры могут стимулировать развитие различных поведенческих характеристик, то и методы диагностики могут быть достоверными и действительно указывающими, «что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982), только для определенной культурной среды.

Экспериментальное апробирование Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни и сопоставление результатов, полученных этой методикой и диагностикой нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л. Фрухт) при обследовании одних и тех же детей, подтвердило наши опасения об ограниченных возможностях использования в качестве скрининг-диагностики зарубежных методов.

Экспериментальные данные показали, что при единичном срезовом обследовании младенцев с использованием Мюнхенской функциональной диагностики выделяется только группа детей с явными множественными отклонениями в развитии, что соответствует 8 -10% от всей группы детей с ранним отставанием в развитии, попадающих в поле зрения специалистов при обследовании отечественной методикой и действительно нуждающихся в ранней психолого-педагогической коррекции. При постоянном помесячном контроле развития ребенка результаты выявления ранних отклонений в развитии сближаются. Отечественные шкалы развития, на наш взгляд, обладают большей надежностью при выявлении отклонений в развитии детей. В качестве примера приведем данные, полученные с помощью диагностики нервно-психического развития за период с 1988 по 1998 гг. (экспериментальные материалы Э.Л. Фрухт и Ю.А. Разенковой). Результаты диагностики детей первого года жизни на выборке более, чем 1500 детей в возрасте от 10 дней до 12 месяцев, воспитывающихся в семье, и более 400 детей-сирот позволили говорить о том, что только 32,1 % семейных детей и 6 % детей-сирот из обследованных развиваются в пределах возрастной нормы, 67,9 % и 94 % - соответственно отстают в развитии. Из них у 19,8 % семейных детей и 47,3 % детей-сирот во втором полугодии жизни выявлено отставание по всем показателям развития более, чем на 3-5 мес.

Итак, даже беглый анализ обнаружил ряд преимуществ отечественных методик, перед зарубежными в качестве инструментария, приспособленного для условий раннего выявления отклонений в развитии детей, что исключает однозначно положительную оценку замены и вытеснения отечественного диагностического инструментария на зарубежный. Для решения вопроса о возможности сочетания одних шкал развития с другими, их взаимного дополнения требуются специальные исследования по сопоставлению, сравнительному анализу и апробации имеющегося в мировой диагностической практике инструментария в целях создания диагностического банка данных, а также разработка собственных надежных и валидных методов, как скрининг-диагностики, так и дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики ранних нарушений в развитии всех категорий детей. Научный поиск в этом направлении уже многие годы ведется в исследовательских центрах страны: Институте коррекционной педагогики РАО, Российской Медицинской Академии последипломного образования, Центре психического здоровья детей и подростков (г. Москва). Их актуальность в последние годы возрастает еще в связи с тем, что сегодня, в контексте проектирования системы раннего выявления и ранней коррекции как нового структурного компонета специального образования ХХI века, проблема адекватности качества и надежности методов диагностики развития выступает на первый план.

В заключение представляется необходимым подчеркнуть, что, признавая привлекательность, прогрессивность современных тенденций расширения диапазона диагностического инструментария, многообразия подходов к решению задач оценки уровня развития маленького ребенка, привлекательность свободы в выборе возможности знакомства специалистов со всеми известными методиками, возможность расширения арсенала диагностических методик, мы считаем неприемлемым стихийное развитие этих процессов.

Разенкова Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015..12.2019)

Список литературы

  1. Дети–сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред Е.А. Стребелевой – М.: Полиграф сервис, 1998.
  2. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Компания «Петит» 1994. – 32 с.
  3. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
  4. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: ЦОЛИУВ, 1983. – С. 6-56.

Первое издание "Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития" (МФДР) вышло в 1997 году. В первом издании данная книга состояла из двух томов - МФДР первого года жизни и МФДР второго и третьего года жизни. В настоящем издании было решено выпустить один том, так как для целей практической работы с детьми необходимо иметь сразу две книги.

Эта книга стала очень востребованной у русскоязычного читателя. Ее спрашивают родители, имеющие детей с особенностями развития, врачи и детские психологи. Изданная тиражом всего 1000 экземпляров, она по определению не могла не стать библиографической редкостью. И не только из-за небольшого тиража, скорее, из-за того, что в ней действительно нуждаются многие люди, имеющие отношение к практической работе с детьми. Эта книга сочетает в себе высокую научность и доступность для широкого использования даже теми людьми, которые не обладают познаниями в области медицины и детской психологии.

Специалисты в области психодиагностики и студенты - будущие психологи найдут для себя систематическое изложение истории и теории диагностики детского развития. Педиатры, практические детские психологи, родители, имеющие детей в возрасте до трех лет, получат практическое руководство, в котором подробно изложена технология проведения диагностического обследования, оценка и интерпретация полученных результатов и рекомендации для раннего вмешательства в развитие маленького ребенка.

Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития считается надежным диагностическим инструментов, с помощью которого оценивается развитие ребенка в разных функциональных областях - от общей моторики до социального развития. При выделении функциональных областей авторы ориентировались на богатый опыт измерений в медицине и психодиагностике, который восходит еще к классической работе 18 века по измерению роста ребенка от рождения до 18 лет, к работам Арнольда Гезелла, заложившего основы детской психологии как нормативной дисциплины, к использованию классических диагностических методик и шкал немецкоязычными и англоязычными специалистами, среди которых в основном детские врачи и детские психологи. Для разработки собственной диагностической системы (МФДР) авторы провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

В Республике Беларусь МФДР первого года жизни, МФДР второго и третьего года жизни используется достаточно широко. Развернутая система ранней комплексной помощи детям с особенностям в развитии нуждается в диагностическом инструментарии и разработанных критериях показаний к терапии развития. В Брестском областном Центре медицинской реабилитации детей "Тонус" данная диагностическая система используется с 1996 года, после того как специалисты прошли обучение на семинаре, организованном в г.Кракове Акцией "Солнечный Свет".

Мы используем эту диагностическую систему для решения разнообразных задач: диагностических, развивающих, коррекционно-терапевтических, для обучения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. В начале нашей работы с МФДР у нас не было оригинальных наборов диагностических материалов, которые Центр получил позже благодаря "Солнечному Свету", которым руководит господин профессор Теодор Хельбрюгге. Однако и при отсутствии этих наборов можно подобрать в основном все материалы, необходимые для обследования, или изготовить их самим, ориентируясь на приведенную в книге инвентарную опись тестовых материалов.

Опыт длительного применения Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, то есть современные дети показывают более высокие результаты. Однако, в этой ситуации есть определенный плюс. Если внимательно читать те разделы книги, в которых говорится об основаниях МФДР, то становится очевидным, что ее основная задача - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдельных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней терапии. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

В данной книге витает явный оптимистический дух, вера в огромные возможности детского развитии, которые задаются чрезвычайной пластичностью детского организма, его нервной системы. Задача близких ребенку взрослых и профессионалов в области детского развития - вовремя распознать какие-либо проблемы в развитии ребенка и поставить задачи по их разрешению, чтобы максимально использовать богатейшие возможности такого уникального периода, каким является возраст от рождения до трех лет.

Научный редактор второго русскоязычного издания - Ирина ВАЛИТОВА, психолог-консультант по проблемам развития ребенка, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, психолог Брестского Центра медицинской реабилитации детей "Тонус".

Предисловие

Книга, которую мы передаем в руки нашего читателя, описывает систему «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития». С помощью ранней диагностики система дает возможность описания восьми важнейших психомоторных функций в младенческом возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни. Итак, нам следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об этологической диагностике развития.

Именно поэтому «Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития» содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии. В этом томе будут подробно и последовательно описываться основы диагностики как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

Детское развитие дает именно в раннем детстве шанс так называемой абилитации, то есть улучшения, а не излечения, который мало до сих пор исследован и поэтому используется недостаточно. Особенно это касается так называемых пиковых периодов развития различных функций.

С другой стороны, игнорирование решающих факторов со стороны окружающих может привести к возникновению негативных последствий в развитии отдельных функций, которые будут сказываться на протяжении всей жизни человека. Уже сегодня известно, что, безусловно, это в первую очередь относится к развитию речи и социальному развитию. По этой причине раннее распознавание отставания в развитии таких детей позволяет без условностей отнести их к группе «детей социального риска», в которую входят дети в домах ребенка, круглосуточных яслях и неполных семьях, дети, над которыми осуществляет опеку сменяющийся персонал. Причины нарушений в развитии таких детей не могут быть изучены при помощи методов, разработанных в морфологической и физиологической педиатрии. Существует единственный критерий распознавания таких нарушений - этологический.

Таким образом, "Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития" является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы "социального риска". Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию. Хотелось бы, чтобы эта книга помогла в вопросах педиатрической практики и психологии ребенка. Мы надеемся, что в будущем она получит такую же известность, какой пользовалась в предыдущие годы.

Мы выражаем надежду на то, что наша книга поможет многим детям, имеющим различные отклонения в развитии.

Профессор, доктор Теодор Хельбрюгге

На чтение 11 мин. Просмотров 1.9k.

Историческая справка

Тема человеческих талантов, умений и способностей издавна интересовала человечество. Соответственно, были попытки измерить их: спортивные соревнования – измерение физической ловкости, а что же является мерилом умственной одаренности?

Первые упоминания об этом находим еще в ХVI ст., когда испанский ученый Хуан Харт написал книгу о выявлении детской одаренности. Следующий шаг в этом направлении сделали французские ученые – Жан Эскироль и Эдуард Сеген в XVIII-XIX вв.

Собственно Эскиролю принадлежит первая классификация умственной отсталости. Однако его взгляд на лиц, которые имели интеллектуальные недостатки, был не очень гуманным: он считал, что на их образование не стоит тратить время.

Зато Сеген приложил много усилий на изучение возможностей развития и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в чем достиг значительных результатов. До сих пор практические психологи и педагоги используют так называемые «доски Сегена».

Невозможно обойти вниманием Фрэнсиса Гальтона, которого считают основателем науки психодиагностики. Его последователем был ученик Раймонд Кеттел. Их попытки измерить интеллектуальные способности строились на психофизических умениях: скорость реакции, острота зрения, слуха и тому подобное. Вероятно, именно за это их взгляды подверглись достаточно резкой критике.

Дети с нарушением интеллекта и их обучение

С развитием системы образования возникла потребность в стандартизированном инструменте, который позволил бы оценить «норму и отклонение» в развитии детей. Первый тест интеллекта, который базировался на основе измерений мыслительных способностей, характеристик памяти и внимания, был разработан во Франции в начале ХХ века.

Учеными Теофилом Симоном и Альфредом Бине (современное название теста – Стенорда – Бине). В дальнейшем тесты Бине и Векслера (по фамилии автора) также подверглись критике за недостаточность теоретической базы.

Новатором в области тестирования интеллекта стал Ганс Айзенк, который разграничил понятия биологического (обусловленного врожденными физиологическими характеристиками) и социального (механизмы адаптации к социуму) интеллекта.

Один из крупнейших вкладов в развитие теории детских способностей сделал Жан Пиаже, который в течение 50 лет исследовал эту тему и выявил определенные особенности детского восприятия и формирования интеллекта.Советские ученые также не были равнодушными к теме изучения интеллекта, и в этом контексте звучат имена Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и т.п.

Однако в 1936 г. было издано постановление, которое запрещало развивать любую деятельность, связанную с тестированием детей дошкольного возраста. Лишь в последние годы благодаря интеграции отечественной и мировой психологических наук состоялся повторный поворот к проблеме тестирования, а в частности – оценки интеллектуальных способностей и их особенности.

Как видно из вышесказанного, история отечественных методов тестирования отставала от мировых тенденций, а психологический оценочный инструментарий является до сих пор очень динамичным, а подход к пониманию интеллекта и его измерению постоянно меняется.

Поэтому причин к написанию данной статьи было несколько.

Во-первых, важно задать себе вопрос: кому и для чего нужна оценка интеллекта?

Отвечая на него, первое место в перечне ответов принадлежит родителям, имеющим детей с задержкой в развитии или риском ее возникновения. Опыт работы в детском реабилитационном центре показывает много примеров волнения родителей за развитием своих детей.

Одно из первых обследований ребенка после рождения является соответствие его роста, веса и других признаков определенным четким критериям. Беспокойство начинается тогда, когда ребенок рождается преждевременно, или были тяжелые роды, выявлен генетический недостаток или нарушено моторное развитие.

В таком случае нас интересует:

  • ребенок развивается согласно возрасту или отстает;
  • если отстает, то насколько;
  • ребенок сможет наверстать отставание при обучении?

Раннее (то есть от самого рождения) выявление отставания в развитии ребенка является ключевым фактором в его дальнейшем развитии.

Ведь давно известен и научно подтвержден тот факт, что мозг ребенка имеет высокую нейропластичность, и своевременная помощь окажет весомое влияние, поскольку раннее обнаружение проблемы позволит вовремя вмешаться. Часто, когда речь идет о раннем развитии, мы говорим «психомоторный».

Этим подчеркивается важность и взаимосвязь отдельных сфер развития, таких как познавательное, развитие экспрессивной и рецептивной речи, социальное, развитие навыков крупной и мелкой моторики и тому подобное.

Развитие ребенка происходит комплексно, и одни навыки влияют на умения в другой сфере. Например, ребенок, имеющий ограниченные возможности в передвижении, будет иметь меньше шансов к самостоятельному познанию окружения, соответственно будет иметь меньшие знания и опыта при обучении.

Это очень упрощенный пример, конечно, механизмы намного более сложные, однако стоит помнить, что умение ребенка в одной сфере развития могут стать решающими для приобретения навыков в другой. Поэтому, когда речь идет об оценке детского интеллекта, очень важным является выявление сфер развития с пониманием их взаимосвязей для дальнейшего обучения.

Точная диагностика умений и навыков ребенка даст возможность составить подходящую реабилитационную программу. Попытки дать ребенку задание согласно его возраста может быть ошибкой, поскольку возраст его познавательного развития может быть ниже хронологического. Как следствие, делают вывод о том, что ребенок дошкольного этапа жизни не хочет заниматься, забывая при этом, что на самом деле задание было слишком сложным для него.

Выполнение заданий из зоны ближнего развития будут гораздо более эффективными и дадут лучший результат.

Заключением оценки интеллекта и их особенности станет диагностическая формулировка – уровень соответственно в норме, понижен или выше нормы. Случаи, когда ребенок получает оценки в соответствии с нормой дошкольного обучения, не требуют коррекции, также не требуют вмешательств одаренные дети. Нас больше интересует прогноз тогда, когда есть отставание. Предположим, что мы обнаружили у ребенка задержку развития, например в возрасте двух лет, его умения соответствуют годовалому ребенку.

В ответ на такую информацию многие родители скажут, что волноваться нет оснований, в 3 года будет как в 2, в 6 – как в 5.Такая «родительская математика», к сожалению, неверна, поскольку не учитывает темпов развития.

То есть в данном примере ребенок набрал только половину своих умений, темп его развития замедлен, так что в дальнейшем разрыв между нормой и реальной картиной будет только увеличиваться, поскольку за определенный отрезок времени ребенок приобретает умений и знаний меньше, чем должен был получить в процессе обучения.

Когда речь идет об отставании, имеем в виду, что ребенок никогда не догонит своих сверстников в развитии. Однако, есть шанс нагнать отставание?

Да, есть дети дошкольного периода, которые имели задержку в развитии, но у них сильный потенциал и быстрый темп развития. В таком случае, даже если ребенок имел задержку, он со временем может догнать то, что было упущено. И в первом, и во втором случае необходимо повторное тестирование, которое покажет, на каком уровне развития и обучения находится ребенок в настоящее время.

Кроме того, что оценка интеллекта важна для родителей, так же данные тестирований важные для комиссий, которые принимают детей в дошкольные учреждения или школы для дальнейшего обучения. Речь идет о том, что, зная потенциал ребенка, можно лучше спланировать путь его обучение.

Ребенок с нормальным средним интеллектом должен усваивать общую программу в соответствии со всеми требованиями, однако дети со сниженным интеллектом должны получать адаптированные варианты заданий и прочее.

В данном контексте мы рассматриваем оценку интеллекта как действие, которое поможет спланировать учебное будущее ребенка таким образом, чтобы оно не было стрессовым, а соответствовало уровню его возможностей и дарило удовлетворение.

Этот аспект особенно актуален для сегодняшнего дня, когда в обществе много говорится об интеграции лиц с ограниченной подвижностью во все сферы общественной жизни. И, собственно, социум решает, насколько особенными будут потребности того или иного лица.

Мы рассматриваем концепцию интеллекта как модель, в которой биологические предпосылки являются только грунтом, на который накладывается окружение родителей/опекунов, учителей, друзей, культуры, климата и тому подобное. Поэтому конечным выводом оценки интеллекта должна стать формулировка о том, насколько ребенок может быть адаптирован к общим требованиям общества и, соответственно, – общественные требования к его потребностям.

Методы и особенности диагностики детского интеллекта

Второй причиной написания статьи является необходимость описать некоторые методы диагностики интеллектуальных умений. Именно здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями. На просторах нашей страны адаптированных методик определения уровня интеллектуального развития детей не так много.

По утверждению Н. Ильиной (2006), тест Стэнфорда – Бине – единый психометрический метод измерения интеллекта детей от 3 до 4 лет. Тест Векслера (WISC) дает возможность оценить интеллект ребенка от 5 до 15 лет, зато тест Векслера для дошкольников (WPPSI) не применяется.

А про методики раннего диагностирования – от рождения до 3 лет – речь вообще не идет, используются возрастные нормы развития. Хочется обратить внимание на два стандартизированные тесты оценки раннего развития ребенка от 0 до 3 лет, которые малоизвестны и не адаптированы.

Наиболее известной и широко в Европе методике диагностики детского интеллекта шкала Бейли (BSID), более подробно о ней будет описано ниже. В Германии, Польше и других странах Восточной Европы достаточно популярная мюнхенская функциональная диагностика развития, разработанная в университете г.Мюнхен и Институте социальной педиатрии.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста. В 1997 г. на русском языке вышла книга «Мюнхенская функциональная диагностика развития» Т. Хеллбрюгге, в которой представлено нормальный профиль развития малыша от 0 до 3 лет помесячно.

Родители и специалисты получили практическое руководство, в котором подробно изложены технология проведения диагностического обследования, оценку и интерпретацию результатов, а также рекомендации вмешательства и помощи.

Мюнхенская функциональная диагностика развития

В основе МФД лежит дифференциальный разделение, который охватывает 8 функциональных сфер (ползание, сидение, ходьба, хватание, перцепция, речи, понимания речи и социальное поведение). Конечно, такая дифференциация не дает полной и всесторонней оценки развития, но хорошо удовлетворяет практические потребности. Результат оценки выражают в месяцах или годах развития.

Для проведения мюнхенской функциональной диагностики используют стандартный материал. Фактически это игрушки: например, кубики, красное погремушка, кукла, машинка и тому подобное. Результаты исследования вносят в специальный оценочного листа, на основе которого составляют типичный антропометрический профиль.

Тест BSID

Работа над разработкой теста началась еще в начале ХХ века. В основу BSID было положено уже существующие на то время шкалы развития: калифорнийский тест умственного развития, первый год жизни, дошкольный возраст и калифорнийский тест моторного развития грудных детей.

Были выбраны самые лучшие задачи, которые и легли в основу стандартизированного теста BSID. В 1969 г. впервые опубликован тест BSID.

Структура его поведенческой части тоже прошла несколько этапов исследования (было описано поведение более чем 1300 детей во время проведения теста), таким образом, была сформирована существующая сейчас структура поведенческой части теста.

Прошло более 50 лет с тех пор, как завершилась основная работа по разработке теста.

С помощью шкалы BSID «измеряют» функциональное развитие ребенка (психическое и моторный) в возрасте от 1 до 42 месяцев и оценивают поведение во время проведения теста.

Главная ценность теста – это возможность диагностировать задержку психомоторного развития практически с рождения и спланировать стратегию вмешательства.

BSID состоит из трех шкал: ментальной, моторной и поведенческой. Следует заметить, что в раннем возрасте очень трудно четко разграничить психическое и моторное развитие. Поэтому эти три шкалы дополняют друг друга и дают полное представление об уровне развития ребенка.

С помощью ментальной шкалы определяют уровень когнитивного, речевого, личностно-социального развития, она содержит 178 задач. Кроме того, оценивается память и адаптация, способность решать определенные задачи, понимание концепции цифр, обобщение, классификация, речевое развитие и социальная коммуникация.

Для того чтобы оценить интеллектуальное развитие ребенка, необходимы специальный материал и задания, которые не только заинтересуют ребенка, но и позволят получить сведения о развитии.

Моторная шкала содержит 111 заданий и оценивает мелкую моторику (хватание, захватывания предмета и манипуляцию им, использование принадлежностей для письма, имитацию движений кисти) и большую (контроль головы, переворачивание, ползание по-пластунски, сидения, стояния, хождения, бегания, прыгания).

Поведенческая шкала описывает поведение ребенка дошкольного этапа развития собственно во время тестирования и помогает составить общее впечатление о ней.

Это дает представление о возможности ребенка концентрировать внимание.

Также описывает эмоциональную регуляцию, двигательную активность, отношения с экзаменатором и родителями. Информация, полученная при оценке поведения, является хорошим дополнением к ментальной и моторной шкал.

Моторное развитие значительно влияет на социальное развитие ребенка. Крупная моторика позволяет ей контролировать действия, передвигаться в окружающей среде, мелкая моторика дает ощущение контроля над движением, помогает изучать предметы. Итак, все три шкалы взаимно дополняют друг друга.

Специалист в игровой форме предлагает ребенку стимулирующий материал – игрушки. К каждому заданию есть четкие указания по его выполнению и оцениванию. Результаты записываются в специальную форму, позже специалист обсчитывает результаты. Проведение теста занимает от 30 до 90 минут (зависит от возраста ребенка, опыта специалиста и тому подобное).

Тест BSID очень важен в программах раннего вмешательства. Результат такого обследования дает возможность оценить прогресс ребенка после проведенного вмешательства. Это в свою очередь информирует специалистов, что программа вмешательства была разработана правильно и она подходит ребенку. BSID используют как обучающий инструмент для родителей.

Он дает информацию о развитии ребенка, что особенно важно для родителей, имеющих детей с риском задержки психомоторного развития. Инструмент дает возможность родителям реально оценивать слабые и сильные стороны ребенка и работать над навыками шаг за шагом.

Сегодня BSID считается лучшим стандартизированным методом ранней диагностики развития ребенка.

Оценка уровня индивидуального развития ребенка раннего возраста - очень ответственная и нелегкая задача. «Не упустить» ребенка, качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития для того чтобы помочь ему развиваться, опираясь на его собственные возможности, очень важно. Детское развитие дает именно в раннем возрасте шанс так называемой абилитации, т.е. улучшения, а не восстановления, которая мало до сих нор исследована и поэтому используется недостаточно 4 .

Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста и принципы контроля за развитием ребенка были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, Н. М. Аксариной, С. М. Криви- ной, М. Ю. Кистяковской, Н. Ф. Ладыгиной и другими исследователями. В дальнейшем показатели нервно-психического развития детей раннего возраста были пересмотрены и дополнены сотрудниками кафедры физиологии развития и нетрадиционных методов оздоровления детей Российской медицинской академии последипломного образования Р. В. Тан- ковой-Ямпольской, Э. Л. Фрухт, К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной. Эти авторы впервые в нашей стране внедрили в широкую врачебную и педагогическую практику методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста 1 .

Проблема диагностики умственной отсталости и дифференциации ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской, С. Д. Забрам- ной, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовского. Сотрудниками Института коррекционной педагогики Российской академии образования под руководством Е. А. Стребелсвой был разработан комплекс методик, позволяющий осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики, дифференцировать детей с задержкой психического развития и умственно отсталых .

Каждый специалист самостоятельно ориентируется в выборе диагностических и коррекционных воздействий в зависимости от возраста и тяжести состояния детей, проходящих реабилитацию (абилитацию), использует в своей работе целый арсенал методик - зарубежных и отечественных шкал, тестов и таблиц развития.

Основой нового интеграционного пути в организации учебно-воспитательного и реабилитационного процесса для детей стала Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития (МФДР). Разработка ее концепции была начата специалистами в I960 г. иод руководством Т. Хелль- брюгге - немецкого врача и педагога, лауреата высшей педагогической награды Германии - премии им. И. Песталоцци, - реализуется с 1968 г. в созданном им Мюнхенском детском центре, дочерних центрах Германии, по всему миру и в том числе в России.

Четверть века назад Т. Хелльбрюгге провел первые курсы обучения специалистов в Москве. Одна из его учениц, Л. Н. Букаева - Монтессори- педагог и Монтессори-терапевт и сегодня успешно применяет полученные знания в Центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. С 2014 г. в Москве реализуется проект обучения специалистов Монтессори-техпологии, работающих с детьми-сиротами в учреждениях Департамента труда и социальной защиты неселения города Москвы с привлечением НКО «Торговый дом ЦУМ». Обучение Монтессори-недагогике, Монтессори-терапии, МФДР проводится с привлечением специалистов из Германии, учениками Т. Хелльбрюгге: Л. Андерлик, У. Штеснбсргом, доктором М. Герке и другие.

Для разработки собственной диагностической системы немецкие специалисты провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, в том числе в условиях депривации, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

МФДР применяется в специализированных домах ребенка г. Москвы длительный период. Имеет следующие преимущества:

  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка;
  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка группы риска;
  • - диагностический инструмент оценки развития ребенка с ОВЗ;
  • - оценка развития ребенка с периода новорожденности;
  • - в разных функциональных областях, от общей моторики до социального развития;
  • - возможность фокусироваться на каждой психической функции;
  • - ориентир для назначений;
  • - координация всех реабилитационных мероприятий;
  • - эффективный мониторинг;
  • - стандартизация процедуры проведения.

Задачи данной диагностики:

  • - определение развития ребенка по конкретным функциональным сферам;
  • - терапевтическое заключение.

Рассмотрим более подробно функциональные сферы развития МФДР по возрастам.

Первый год жизни:

  • 1) ползунковый возраст (как мера уровня формирования ползания);
  • 2) возраст сидения (как мера уровня формирования сидения);
  • 3) возраст ходьбы (как мера формирования ходьбы и стояния);
  • 4) возраст хватания (как мера уровня формирования захватов);
  • 5) возраст перцепции (как мера развития восприятия);
  • 6) речевой возраст (как мера развития произнесения звуков и речи);
  • 7) возраст понимания речи (как мера формирования понимания речи);
  • 8) социальный возраст (как мера формирования социального поведения).

Второй и третий годы жизни:

  • 1) возраст хождения;
  • 2) возраст моторики рук;
  • 3) перцепционный возраст;
  • 4) речевой возраст;
  • 5) возраст понимания речи;
  • 6) социальный возраст;
  • 7) возраст по самостоятельности.

Для проведения МФДР используется специально подготовленный тестовый материал.

Чтобы получить надежные и как можно более объективные данные, большое значение имеет поведение ребенка и одинаковые условия обследования.

Исследование ребенка начинается с заданий, находящихся по уровню сложности на один месяц ниже возраста и проводится пока экспериментатор не увидит, что задания более высоких возрастных ступеней ребенок не выполняет.

Во время диагностики используется категориальное оценивание, задание выполнено, или нет.

Результат оценки выражается в месяцах.

Например, Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни представлен в табл. 2.4.

Таблица 2.4.

Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения для детей первого года жизни


Окончание табл. 2.4


Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей 2-го и 3-го года жизни, разработанный командой специалистов Т. Хелльбрюгге - Г. Келер и X. Эгелькраутом, представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Мюнхенский функциональный тест развития для определения возраста хождения (движения тела) для детей второго и третьего года жизни

(возраст в неделях)

Из материалов Института социальной педиатрии и подростковой медицины Университета г. Мюнхена (руководитель: проф. д-р Т. Хелльбрюгге)

Фамилия, имя ребенка:_Дата обследования:

Поднимается на две ступени взрослым шагом, держась одной рукой

Стоит две секунды на одной ноге, нс держась

Прыгает вперед, не падая

Один раз подпрыгивает на месте, не падая

Проходит 5 шагов на цыпочках, не держась

Стоит три секунды на одной ноге, держится одной рукой

Проходит 3 шага на цыпочках, не держась

Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась одной рукой

Ударяет но мячу из положения стоя, не держась

Спускается взрослым шагом на 3 ступени вниз, держась двумя руками

Проходит вверх по лестнице три ступени детским шагом, держится двумя руками

Залезает на стул и слезает с него

Проходит три шага спиной вперед

Залезает на софу и слезает с нее

Наклоняется и поднимает предмет без опоры

Идет и несет мяч двумя руками

Свободно проходит три шага

Стоит без опоры не менее 2 секунд

Ходит, держась за одну руку

Заползает на ступеньку

Ходит, держась двумя руками, и выдерживает вес тела

Делает несколько шагов вдоль мебели

Подтягивается в положение стоя и остается стоять несколько секунд

Результатом тестирования является профиль развития (рис. 2.10).

Особое внимание уделяется моменту, не находятся ли отдельные «возрасты развития» на более низком уровне по отношению к хронологическому возрасту. Позитивные отклонения, опережения развития в младенческом возрасте имеют слабую показательную силу. Большое значение имеет как можно более раннее обнаружение задержек и нарушений в развитии, поэтому экспериментатор и должен обратить внимание прежде всего на негативные отклонения .


Рис . 2.10.

Опыт длительного применения МФДР разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, т.е. современные дети показывают более высокие результаты. Однако основная задача МФДР - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдель-

ных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней помощи. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

Каждый год в Германии в городе Мюнхене фонд имени Т. Хелльбрюгге, возглавляемый его дочерью, проводит международные встречи учеников и единомышленников Хелльбрюгге со всего мира, темы встреч вращаются вокруг функциональной диагностики. Участники делятся своими результатами, достижениями, обсуждаются проблемы.

С помощью ранней диагностики система МФДР дает возможность описания важнейших психомоторных функций в младенческом и раннем возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни.

Итак, следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об отологической диагностике развития. Именно поэтому МФДР содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

Таким образом, МФДР является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы «социального риска». Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию.

Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Enntwicklungs-diagnostik Fortschritte derSozialpadiatrie. Munich, IIVL, 2011. P. 73-101.

  • Hellbrugge Th. Munchener Funktionelle Enntwicklungs-diagnostik Fortschritte derSozialpadiatrie. Munich, HVL, 2011. P. 47-69.