Перерасчет пенсии военнослужащим в рб. “Доплату за риск получат только министерские”


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин

Военнослужащий, прослужив определенный законодательством срок, может выйти на заслуженный отдых до достижения установленного возраста. Обычно это событие случается по достижению ими возраста 40-45 лет.

С одной стороны – это хорошо, человек заслужил государственные выплаты своей службой, с другой стороны – многие из них чувствуют в себе достаточно сил на продолжение трудовой карьеры, но уже на гражданском попроще. Последнее позволяет им принять участие в ОПС – системе, пройдя регистрацию в программе. По правилам, ее участникам присваивается личный номер, позволяющий отследить все смены статуса.

Гражданская пенсия – это выплаты, которые получают военные по достижению 60 лет для мужчин и 55 для женщин и продолжали работать после выхода на отдых по выслуге.

Кто имеет право на вторую пенсию, и как она рассчитывается, рассказывается в видео:

Особенности процедуры

Подробности о назначении страховой пенсии военным пенсионерам смотрите на картинке:

Оформление выплаты происходит по принципам назначения стандартной страховой пенсии по старости. Тем не менее назначение еще одной пенсии для военных имеет свои нюансы, которые необходимо соблюсти:

  • Работа исключительно официальная, со всеми полагающимися выплатами взносов. Нельзя заниматься подработкой, а в 60 потребовать назначения пенсии гражданской. Допускается занятие бизнесом, но опять, же с выплатой всех требуемых взносов и налогов;
  • Минимальный гражданский стаж, согласно требованиям законодательства, опять же он должен быть подтвержден записями в трудовой. На 2018 год он равен 9 годам;
  • Накопление требуемого количества пенсионных балов. Выходящим на пенсию в 2018 году нужно накопить не менее 13.8;
  • Требуется подтверждение, что податель заявления уже получает военную пенсию, и ныне оформляемая будет являться второй по счету.

Важно. В некоторых случаях требования к стажу, возрасту могут снизиться. Происходит это в следующих случаях – гражданин трудится в условиях, признанных законодателем опасными, сложными. В подобных ситуациях начисление стажа происходит по особой схеме.

Порядок расчета

Он не сложен, практически любой может самостоятельно рассчитать на калькуляторе-онлайн размеры будущего пособия. Формулу расчета можно посмотреть в 400 ФЗ. Выглядит она следующим образом – пенсия равна числу баллов, умноженных на стоимость одного балла на день начисления пенсии (Х=ИПК*81руб, 49 коп). Цифрами показана стоимость одного балла. То, что получится и будет второй гражданской пенсией военного.

Из всего вышесказанного ясно, что основным критерием подсчета является количество баллов. Их итоговая сумма зависит от следующих факторов:

  • Стажа;
  • Размера зарплаты, с которой идут отчисления в пенсионный.

Естественно, что все должно быть официальным. Но формула имеет ограничения. Она применима только в одном случае – отставник начал работать не ранее 2015 года. Если же трудоустройство произошло до указанного года, то используется метод конвертирования имеющихся у них пенсионных прав в баллы.

У второй пенсии военных пенсионеров после 60 лет есть некоторые отличия от аналогичной страховой выплаты гражданских. Например, нет минимального фиксированного значения, ведь ее размер напрямую зависит от стажа и зарплаты. Кроме этого учитываются еще периоды, когда военнослужащий временно не мог трудиться, имея на то объективные причины. Это уход за пожилыми и инвалидами, прохождение военной службы по призыву, декрет и отпуск по уходу за ребенком.

Но опять необходимо помнить, что данные периоды будут учтены только в следующих случаях:

  • Данные периоды подтверждаются документально;
  • До и после них означенное лицо работало или служило, также все официально.

Также при расчете учитываются и премии. Количество баллов можно увеличить, если гражданин продолжит трудовую карьеру и после наступления требуемого возраста. В этом случае будет ежегодный перерасчет баллов, с соответствующим перерасчетом пенсионной выплаты.

Многие военнослужащие, при оформлении второй пенсии, интересуются: а она будет индексироваться? Да, наравне с обычными страховыми пенсиями по старости. Происходит это ежегодно, согласно правилам, в размере инфляционного показателя за прошлый год. Полнее об этом сказано в п. 10 ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях». Например, на 2018 год, данный показатель составил 3.7 процента.

Военный пенсионер работает на Крайнем Севере

Общеизвестно, что работающим в этом регионе, пенсия назначается по несколько иным правилам. А это означает, что любой желающий оформить северную пенсию должен иметь не менее 25 лет общего стажа, из которых не менее 7.5 должно приходиться на работу в условиях Крайнего Севера.

В нашем случае второе пособие военным назначается на указанных же условиях. Кроме этого, если военнослужащий постоянно проживает в указанном регионе или приравненных к нему землях, то вдобавок к пенсии он получает еще районный коэффициент.

Из всего этого можно сделать следующий вывод – северную пенсию военный пенсионер может получить (теоретически). Практически же это довольно сложно, так как требуемые 25 лет стажа не должны входить в учитываемый военный. Грубо говоря, военный пенсионер должен прослужить не менее 20 лет на службе и еще иметь 25 лет гражданского стажа, из которых 7.5 на севере. В общей сложности у него должно быть не менее 45 лет стажа.

Когда можно оформить второе пособие?

Условия назначения страховой пенсии смотрите на картинке:

Сразу же, как только у гражданина появляется право на нее. Согласно указанным выше правилам для этого нужно:

  • Достичь определенного возраста: мужчины 60 лет, женщины 55;
  • Минимальный размер страхового стажа – на 2018 год он составляет 9 лет;
  • Пенсионные баллы – их нужно не менее 13.8;
  • Документы, подтверждающие, что податель их получает военную пенсию.

Кроме этого военный пенсионер, желающий оформить вторую пенсию, должен подготовить требуемые для того документы и написать соответствующее заявление. Как указано, в законе, выплаты назначаются со дня обращения за ними. Но законодательство разрешает подачу документов до момента появления права на получение пенсии.

Куда он должен обратиться?

В любое отделение Пенсионного Фонда, находящееся:

  • По месту его регистрации;
  • По месту пребывания, если у него нет постоянного местожительства, подтвержденного документально;
  • По месту проживания.

К тому же необходимо знать, что без соответствующего заявления, которое человек должен написать самостоятельно при появлении у него права на пенсию, оно оформляться не будет.

Его, вместе с остальными бумагами он может передать в выбранное отделение Пенсионного Фонда следующими способами:

  • При личном посещении отделения фонда;
  • Через доверенное лицо, правда, последнему для этого понадобиться нотариально заверенная доверенность;
  • В кадровую службу по месту трудоустройства;
  • Почтовым отправлением;
  • Через МФЦ в качестве посредника;
  • Через портал Госуслуг. Для этого требуется регистрация в системе.

Так что если военный пенсионер сам не будет заниматься вопросами начисления второй пенсии, то никто ему ее выплачивать не будет.

Пакет документации

Без необходимых документов вторую пенсию военный пенсионер не сможет оформить. Требуемый пакет состоит из следующих бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • СНИЛС;
  • Подтверждающие документы, что он получает военное пособие. Обычно это справка-выписка того ведомства, в котором пенсионер проходил военную службу;

На картинке – образец справки о том, что гражданин является получателем пенсии:

  • Трудовая;
  • Справка об имеющихся иждивенцах.

В некоторых случаях специалисты пенсионного могут потребовать предоставления дополнительных документов. Это смена фамилии, наличие группы инвалидности, пользование дополнительными льготами, надбавками, доплатами.

Способы оплаты

Также при оформлении второго пособия гражданин должен написать еще одно заявление, в котором нужно указать способ, которым бы он желал получать его:

  • В почтовом отделении;
  • Почтальоны должны будут приносить пенсию на дом;
  • Она будет перечисляться на карту;
  • В некоторых регионах в этих целях можно воспользоваться услугами специальных компаний, предоставляющих данную услугу.

Выбранный способ возможно изменить впоследствии.

Отменят ли военные пенсии работающим гражданам?

Такая новость имеет хождение, но как сказали правительственные чиновники – это все слухи. Никто не собирается отменять пенсии работающим пенсионерам.

Единственная отмена коснется выплат за иждивенцев, которые получают военные пенсионеры от своих ведомств. Так вот в период работы их выплата прекращается, но как только военнослужащий увольняется, они опять возобновляются.

Как видите, солдаты, кроме первой пенсии от своего ведомства, могут получать и вторую, уже от Пенсионного Фонда. Правда им нужен будет официальный трудовой стаж, накопить достаточное количество балов и возраст, согласно законодательству.

(Пока оценок нет)

В последние месяцы различные неофициальные источники в сети Интернет сообщают о возможности отмены военной пенсии в России в 2019 году . Вероятной причиной распространения такого рода публикаций могло стать выступление в эфире радио «Эхо Москвы» в уже далеком 2016 году директора Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России Владимира Назарова . Тогда всевозможные слухи об отмене военных пенсий активно подогревались непопулярными реформами, которые Правительство начало реализовывать в связи с обострившимся в 2014-2016 году экономическим кризисом.

Отвечая на вопросы ведущих «Эха Москвы» в обсуждении на тему «Что же будет с пенсией и с нами?» , член коллегии Минфина тогда предложил ввести вместо военных пенсий единовременное «большое выходное пособие» , которое позволит обеспечить военнослужащего на ближайшее время после увольнения с военной службы (дословно - «чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни» ). Дополнительно было предложено предоставить военному пенсионеру возможность переобучиться и получить профессию, востребованную в текущий момент на рынке труда.

Нет никаких оснований предполагать, что такая экстравагантная инициатива действительно может быть внедрена в ближайшее время. В самом Правительстве по вопросу отмены военной пенсии никаких обсуждений не ведется , и каких-либо законопроектов по этому поводу не вносилось.

Однако обратить внимание на такое предложение, поступившее в 2016 году, все же стоит, так как подведомственный Министерству финансов России институт НИФИ подготавливает рекомендации к законопроектам, связанными с бюджетной политикой страны, а также занимается разработкой методов управления финансами, прогнозированием и планированием исполнения федерального бюджета. А в новом составе Правительства, утвержденном Владимиром Путиным 18 мая 2018 года, должность первого вице-премьера занимает глава Минфина Антон Силуанов.

Отменят ли военную пенсию?

В настоящий момент однозначно сказать, будут ли отменены военные пенсии или нет, невозможно. Ничего, кроме предложения Научно-исследовательского финансового института по этому вопросу из официальных источников озвучено не было, и никаких законодательных проектов на рассмотрение не представлено.

Отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам

Сейчас пенсия для военных пенсионеров рассчитывается на основе . Оно в свою очередь состоит из окладов в соответствии с должностью и званием, а также иных дополнительных надбавок за:

  • выслугу лет;
  • классную квалификацию;
  • особые условия службы;
  • выполнение задач, связанных с угрозой жизни и здоровью;
  • особые достижения в службе и т.д.

С 1 января 2012 года статьей 43 закона РФ № 4468-I от 12.02.1993 г. денежное довольствие для расчета пенсии учитывается не в полном объеме , а только в размере 54% (то есть с учетом понижающего коэффициента ). Изначально предполагалось, что эта величина будет ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%.

На 2018 год согласно п. 2 ст. 1 закона № 365-ФЗ от 05.12.2017 г. понижающий коэффициент был установлен в размере 72,23% от размера денежного довольствия (такой же, как и в 2017 году). , когда он увеличится до 73,68%.

Примечательно, что еще в 2014 году депутатами от фракции КПРФ был внесен на рассмотрение законопроект № 631118-6 , которым предлагалась отмена понижающего коэффициента военным пенсионерам . В течение нескольких лет законопроект подготавливался к рассмотрению, а затем был отклонен в 22 февраля 2017 года в ходе голосования в первом чтении, поскольку, по мнению депутатов, устанавливая понижающий коэффициент с 1 января 2012 года «законодатель предусмотрел надлежащий механизм возмещения», благодаря которому размер военных пенсий все равно существенно увеличился (на 90% начиная с 2011 по 2017 год).

За принятие этого закона в первом чтении в 2017 году проголосовали всего 19 депутатов, остальные 431 вообще не голосовали (отметим, что кворум считается состоявшимся, если в голосовании примут участие не менее 226 депутатов). Таким образом, законопроект был отклонен только по причине не набранного кворума (проголосовало только 4% депутатов).

Никаких новых законопроектов, предусматривающих отмену понижающего коэффициента к военной пенсии, на рассмотрение больше не вносилось . И в ближайшее время такого рода изменения вряд ли возможны, ввиду значительных затрат на их реализацию (порядка 500 млрд руб. дополнительных расходов в год).

Чтобы точно произвести расчет пенсии военнослужащего в структуру военного стажа включаются следующие периоды:

  1. Служба в Вооруженных силах и в тех подразделениях, которые па законном уровне приравниваются к ним.
  2. Время службы в Советской Армии.
  3. Время прохождения учебы в военных учебных заведениях всех категорий.
  4. Время учебы в учебных заведениях, при условии дальнейшего продолжения обучения в военных Вузах.

Все указанные периоды обязательно должны учитываться при подсчете общего количества лет, проведенных в армии или в структурах, приравниваемых к Вооруженным силам. Поэтому очень важно фиксировать все эти отрезки времени.

Как рассчитать военную пенсию

I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» пенсия за выслугу лет дополнительно повышается на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 указанного Закона.

Перерасчет пенсии

Кому положены военные пенсии По линии Министерства обороны назначаются пенсионные выплаты бывшим военнослужащим, которые ушли на заслуженных отдых с Вооруженных Сил РФ и приравненным лицам, уволившимся со службы в:

  • противопожарной службе;
  • органах контроля распространения наркотиков;
  • органах уголовно-исполнительной системы;
  • органах прокуратуры;
  • таможенных органах.

Условия получения Основанием назначения пенсионных выплат для этой категории лиц может быть:

  • наличие выслуги лет;
  • наступление инвалидности.

Начисление пособия за выслугу лет возможно при соблюдении одного из условий:

  1. Достижение необходимого стажа военной службы или в приравненных органах 20 лет.
  2. Наличие общего стажа 25 лет, из которых срок выслуги составляет не меньше 12,5 лет.

О перерасчёте пенсии военным пенсионерам

  • 1 Кто вправе получать военное пенсионное пособие?
  • 2 Что означает статус военного пенсионера по выслуге лет?
  • 3 Какая существует методика начисления пенсионного пособия бывшему военнослужащему?
  • 4 Что означает второе пенсионное денежное довольствие для бывших военных?

Кто вправе получать военное пенсионное пособие? Военное пенсионное пособие получают граждане, служившие в Вооруженных Силах Ответ на этот вопрос очень прост. Военное пенсионное пособие имеют право получать те граждане, которые длительное всю свою жизнь посвятили Вооруженным Силам.

К ним причисляются лица, проходившие службу в подразделениях, относящихся к МЧС, исполнения наказаний в местах лишения свободы и наркоконтроля. Все они по выслуге лет получают статус военного пенсионера и им назначают специальное денежное пособие.

400 bad request

Закона «О военных пенсиях», и пенсионеров из числа этих лиц —

  • со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или военная пенсия,

кроме следующих случаев назначения военной пенсии членам семьи с более поздних сроков:

  • членам семьи, приобретшим право на военную пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, — со дня достижения этого возраста или установления инвалидности;
  • родителям или супругу, приобретшим право на военную пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, — со дня обращения за военной пенсией.

При несвоевременном обращении военная пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на военную пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Как происходит начисление пенсии военнослужащим: виды пенсий и размер выплат

Нужно результат первого этапа прибавить к результату второго этапа.

  1. Перечень окладов по воинской должности, необходимых для расчета пенсии.
  2. Районные коэффициенты, применяемые для расчета военной пенсии.
  3. Примеры расчета военной пенсии за выслугу лет.

4 Онлайн-калькулятор Конечно же, самостоятельные расчеты – это наиболее точное и верное решение. Однако не всегда есть уверенность в том или ином показателе, и очень важно, чтобы было еще одно мнение для оценки.

Как произвести перерасчет военной пенсии

Согласно части первой статьи 46 Закона расчетный размер пенсии устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. На 2017 год размер социальной пенсии равен 4959 рублей 85 коп., таким образом, военная пенсия ветеранам боевых действий выплачивается с увеличением (увеличивается) на 1587 руб.

15 коп. С 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 18.7.2017 г. № 162-ФЗ размер социальной пенсии нетруспособных граждан устанавливается в размере 5034 руб.

Как сделать перерасчет военной пенсии

Технология расчета При исчислении военной пенсии за выслугу лет необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Если пенсионер отслужил свыше 20 лет, его выплата определяется как половина ежемесячного довольствия (ЕДДВ) за 20 лет, плюс 3% от этой суммы за каждый последующий год.
  2. Если «за плечами» пенсионера более 25 лет трудового стажа (из них военная служба должна занимать не менее 12,5 лет), сумма пенсии определяется как 50% ежемесячного довольствия за 25 лет, плюс 1% ЕДДВ за каждый последующий год службы.

Схематично технология расчета пенсии для военных выглядит так:

  1. Определяем совокупное значение ежемесячного довольствия (ЕДДВ).
  2. Находим сумму доплат и прибавок за выслугу лет (для каждой профессии устанавливается индивидуально на государственном уровне).