Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Задания для развития графомоторных навык

Алена Салтыкова
Консультация для педагога «Развитие графомоторного навыка дошкольника»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский) .

Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка.

Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные

движения руками.

Ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторный навык.

Графомоторный навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию графомоторного навыка, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Упражнения для развития графомоторного навыка.

Способ удерживания карандаша (ручки, фломастера)

Упражнения с катушкой

Работа с трафаретами.

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности.

Упражнение «Дорожки», в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого

Упражнение «Что нарисовано». Рисуем по точкам.

Упражнение «Обведи». Обводить строго по линии не отрывая карандаш от бумаги.

Упражнение «Дорисуй картинку».

Упражнение «Продолжи узор»

«Продолжи ряд»,

«Нарисуй такой же»

Раскраска .

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой .

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Публикации по теме:

Изучение предлогов имеет важное значение в развитии познавательной деятельности детей и практическое педагогическое значение – это прежде.

Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий) Одним из эффективных средств решения задач образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования, является.

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста Цели и задачи. Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов.

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов, развитие фонематического слуха. Научить составлять звуковые модели слова, соотносить.

Конспект занятия (НОД) - закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом» Цель: Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б"» Коорекционно-образовательные задачи: Совершенствование умений в характеристике.

ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ?

Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.

Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!

Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …

    На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу;

    На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

    Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

    На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.

Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь».

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.

Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки.

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска.

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание.

Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку.

А также необходимо:

    Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).

    Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).

    Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

    Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

    Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;

    Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;

    Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

    Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достает красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Мы считаем»

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

    пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

    большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги.

1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например:

Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами.

Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец;

большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.

Массаж пальцев.

Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков , поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.

    Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

    разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

Упражнения на определение правых и левых частей тела.

Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

Дорисовывание незаконченных рисунков;

Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

 В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

 В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

 В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

 Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

Произвольной графической активности;

Зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией . И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

в основу положена программа У. В. Ульенковой. по сенсорно-моторному развитию

моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у детей пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для детей с задержкой психического развития характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что дети с двигательной недостаточностью на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке, аппликации . Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.


Задержка психического развития у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.

Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики учитель-дефектолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой .

У детей с задержкой психического развития наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).

Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с задержкой психического развития свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.


В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

В процессе выполнения различных движений формируются психические качества. Основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, - это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

У детей с задержкой психического развития, как показывают исследования, без специального обучения не формируется саморегуляция - общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов:

· ориентировочного (принятие и понимание инструкции),

· исполнительского (программа действий и ее реализация),

· контрольно-оценочного (оценка полученного результата).

У дошкольников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:

Присядь, возьми мяч - выпрямись;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой,

Опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо

2-й вариант:

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций учителя-дефектолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

Повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

Объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить

Установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

По окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности

Самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге - сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими учебными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме)

Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения; игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции. Примеры игр см. ниже.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности , как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, значительно затрудняет овладение детьми с задержкой психического развития базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

Разлиновка

Графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже).

Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в подготовительной группе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения.

Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.

Особо подчеркну, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:

Разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

Свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

Дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром

Различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы

Наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

Наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

Различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

Игры и упражнения для развития общей моторики

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

Бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

Подбрасывать вверх воздушный шар , стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

Пройти по начерченной на полу линии

Попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

Повернуться туловищем направо и налево;

Подлезть под натянутой веревочкой;

- «бег» на коленках (четвереньках);

Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» - скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие полунаклоны вперед.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т. д.

«Пальцеход» - на плотном ковролине нашито 20 пуговиц - по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Командир» - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики - солдаты. Командуй: раз, два, три...»

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак - ребро - ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо - зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

«Барабанщик» - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи » - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты - водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

Упражнения с предметам

Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

Составление цепочки из 6-10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

Вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;

Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

Доставание бусин ложкой из стакана;

Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

Продевание нитки в иголку;

Стирание ластиком нарисованных предметов;

Кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

Надевание и снимание колечка (массаж пальца);

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно

Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

Сжимание и разжимание эспандера;

Катание мячей-ежиков (с шипами).

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» - пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками». Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой)

Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани

Варианты:
Можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) - скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Игры
«Оркестр» - одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» - дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» - ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

Упражнения для расслабления рук

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

Мытье рук перед едой

Стряхивание воды с кисти

Полоскание белья

Надевание перчаток

Поглаживание кошки

Пальчики танцуют

Упражнения педагог может придумать сам, проявив творчество.

В своей работе использую словесные, наглядные и практические методы обучения. В силу специфики формируемых навыков большей частью это наглядные и практические методы.

Работу по развитию графомоторных навыков провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.

В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываем упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваю.

Свою работу строю по следующим разделам:

· Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук

Считаю данный раздел одним из основных в работе по формированию графомоторных навыков.

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений .

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.

Противопоставление пальцев.

Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

Отведение - приведение пальцев.

Сжимание ластика разными пальцами.

Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

Перекладывание мячей разного диаметра.

Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

Перекатывание в пальцах карандаша.

Передача пальцами теннисного шарика.

Примерный комплекс пальчиковой гимнастики и отдельных упражнений приведены ниже. (см. Приложение 3,4)

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в специальных тетрадях, - орнаментальное рисование. В течение первого полугодия включаю данный вид работы практически в каждое занятие. Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

  • § Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий (практический, наглядный методы). (см. Приложение 13)
  • § Копирование и моделирование фигур из деталей. (см. Приложение 8,9)
  • § Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.

Приведу пример выполнения задания "Тропинки - дорожки".

Цель: выработка умения вести руку по заданной траектории (Фрагмент занятия).

Отправимся к жилищам животных по тропинкам-дорожкам.

Переверните листы справа.

Проведите прямую линию по узкой тропинке, пунктирную линию по извилистой дорожке, волнистую линию по широкой дороге.

Пока будете работать, будет звучать музыка.

Проверка. Отмечаются лучшие работы.

§ Графические диктанты (словесный, практический методы).

Использую для отработки пространственной ориентации, отработке умения проводить линии в заданном направлении и определенной длины. Учу передавать форму геометрической фигуры. Приведу фрагмент занятия.

Откройте тетради, нарисуйте квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник.

В круге поставьте плюс, в треугольнике точку, в квадрате галочку, в прямоугольнике палочку, в овале снежинку.

Где галочка? (В КВАДРАТЕ)

Где точка? (В ТРЕУГОЛЬНИКЕ)

Где плюс? (В КРУГЕ)

Где снежинка? (В ОВАЛЕ)

Где палочка? (В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ)

Какое же слово будет помогать?

Что оно обозначает?

Вывод : Предлог "В " означает, что один предмет находится внутри другого.

Такой прием, помогает детям наглядно усвоить значение предлога "В", закрепить умение точно передавать форму геометрической фигуры, располагать предмет на тетрадном листе.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Особым пунктом хочу выделить работу по дифференциации букв, имеющих кинестетическое сходство.

Предлагаю следующую последовательность операций:

выделение звука из слова;

определение сигнального признака артикуляционной позиции при произнесении звука (артикулемы);

соотнесение звука с буквой (графемой);

контроль правильности выбора;




запись буквы.

Работу начинаю с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой.

Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита использую счетные палочки, картонные элементы, нитяные узоры (см. Приложение 10).

Дети упражняются:

  • § в анализе состава и структуры графического знака;
  • § в его синтезе из элементов;
  • § в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок - к более тонким).

Сначала реконструкцию букв провожу в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, упражняю детей в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа.

Считаю, что при дифференциации таких букв основная задача - научить детей выделять "опорные", сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).

В данных упражнениях главной целью ставлю закрепление связи между фонемой - артикулемой - графемой - кинемой (программой движения руки при написании буквы). Для контроля правильности выполнения включаю все анализаторы.

Использую также устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола. Интересным приемом для детей было выписывание букв на подносе с крупой. Можно использовать вместо подносов большие плоские тарелки.

Действия с иголкой, вязальным крючком.

Цель: развитие ловкости, скоординированности тонких движений пальцев рук.

Стихотворные упражнения

Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые использую для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, этими упражнениями развиваю чувства ритма, кратковременной слуховой памяти. (см. Приложение 5)

Использую короткие стихи для закрепления понятия "слово". Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики "здороваются", т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать. Детям нравиться выполнять эти задания. По моим наблюдениям ежедневное выполнение такого упражнения развивает память детей, учит на слух различать предлог. При произнесении слов сложной структуры слежу за тем, чтобы пальцы соединялись только один раз, так как соединением отмечаем слово, а не количество слогов в слове.

Теневые игры.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена.

Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3 - 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.

Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.

Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. (см. Приложение 6)

К сожалению логопедические занятия ограничены по времени и данный вид работы, на мой взгляд, целесообразнее всего использовать в группах продленного дня, в кружковой работе.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания рекомендую детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма. (см. Приложение 7)

Составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Прошу выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик. (см. Приложение 8)

Нитяные узоры

Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно и аккуратно.

Для работы беру толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек (см. Приложение 10).

· Развитие высших психических функций

Упражнения, направленные на развитие внимания и его свойств.

В данном направлении работы выделяю приоритетное направление по развитию внимания и его свойств.

Считаю, что одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания. Результатом внимания становится улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, поэтому, работая над формированием графомоторных навыков, провожу параллельно психокоррекционную работу с детьми, имеющими нарушения внимания. Для этого включаю в работу следующие упражнения.

· Исключение лишнего .

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Ребенок ищет один предмет на рисунке, который отличается от остальных. В начале это 4-5 предметов, затем количество предметов увеличиваю.

· Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

На карточке с изображением двух предметов, отличающихся друг от друга деталями, нужно найти все отличия.

Это вид упражнений очень нравится детям, они с удовольствием выполняют его на скорость.

· Выкладывание узора из мозаики .

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Дети по образцу выкладывают узор.

· Срисовывание по клеточкам .

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Дети рисуют согласно образцу фигуру простым карандашом.

· Таблицы Шульте .

Цель: развитие концентрации, распределения, объема внимания, расширение поля чтения.

Дети собирают числа сначала черного цвета в прямом порядке, потом красного в обратном порядке, затем по очереди число черного цвета и число красного цвета, при этом числа черного цвета называются в прямом порядке, а красного в обратном.

Если с первыми двумя заданиями дети справляются достаточно успешно, третье задание у детей с нарушениями внимания вызывает трудности. В процессе тренировок третье задание выполняется более успешно. Улучшаются основные свойства внимания.